Ропот народный, как отдаленный гром, глухо зарокотал в России: гроза смут постепенно поднималась над ней со стороны Польши, – и появился, в сопровождении поляков, первый самозванец, которому без боя покорялись веси и города, обманутые призраком царевича Димитрия. Эта новая неслыханная казнь за преступление поразила смертью Бориса, потрясла Россию и предала ее на поругание злодеям. Сын Бориса, юный Феодор, также заплатил смертью за преступление отца. Венец Мономаха возложил на себя дерзкий бродяга. Обман обнаружился, и обманщик погиб достойною его смертью. Воцарился Василий Иоаннович Шуйский, старший в роде Рюриковой крови. Но народ не удовлетворил еще своими бедствиями праведному суду Божию; гнев Божий требовал еще возмездия и гремел над Россией... Новый царь – не выборный от всей земли русской; Провидение не его назначило быть ее миротворцем. Смуты в народе и раздраженные страсти внутренних бунтовщиков еще не улеглись и давали пишу внешним интриганам, ненавистникам России Завистники Шуйского и отребье рати Лжедимитрия – шайки бродяг, охотников до грабежа и разбоя, шатаясь по России, рассевали слух в народе насчет сверженного с престола и убитого самозванца, что будто бы он истинный сын Грозного Иоанна, что он спасся от смерти и преследования Шуйского, завладевшего престолом, что Шуйский всех обманул. Вследствие того явились, один за другим, новые исчадия новых смут и крамол внутренних и затей польских, новые обманщики. Увлеченные соблазнительным примером первого самозванца, эти дерзкие выходцы нагло посягали на царство. Множество обманутого народа и толпы поляков и казаков пристали ко второму самозванцу. Войско его, сильное и многочисленное, разбило воевод Шуйского и приступило к Москве. Любимый вождь верных сынов отечества, юный герой князь Михаил Скопин-Шуйский прогнал хищное стадо обманщика к Калуге и Туле, окончательно рассеянное потом самим Шуйским. Но жадное до кровавой добычи, оно снова собралось и налетело к Москве, под знаменем известного «вора Тушинского».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однажды великий князь Иоанн Васильевич ехал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила. Тогда у одного знатного юноши в полку княжеском споткнулся конь, и он остался один среди пути. И вот внезапно сему юноше явился незнакомый человек. Тот, увидев незнакомца, испугался; явившийся же сказал ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда». Сказав сие, он стал невидим. Юноша тотчас сел на коня своего и скоро догнал великого князя. Видя его ослабевшего, испуганного, осунувшегося лицом, князь сказал ему: «Где ты замешкался и кого испугался? Почему в таком трепете приехал сюда?» Юноша рассказал ему подробно все, что видел и слышал. Великий же князь с того времени уставил петь соборные панихиды и Божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии. Спустя много лет новый великий князь Василий Иоаннович ехал однажды в сопровождении множества своих приближенных. Когда бывший среди них князь Иоанн Михайлович Шуйский приблизился к церкви святого Даниила, где почивали мощи блаженного князя Даниила Александровича, над которыми в древние годы был положен камень, то князь Шуйский наступил на сей камень и начал с него садиться на своего коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный князь Даниил». Князь Иоанн, видя место Даниловское в небрежении и сочтя обличавшего его крестьянина невеждой, не обратил внимания на слова его и, не подумав, сказал: «Мало ли тут князей!» И стал садиться на коня. Вдруг конь стал на дыбы, пал на землю и испустил дух. Князя же еле живого вытащили из-под коня. Князь раскаялся в своей дерзости и повелел иерею служить молебен по поводу своего прегрешения и панихиду по блаженном князе Данииле. И вскоре Шуйский выздоровел, по молитвам блаженного и великого князя Даниила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Нет, Симеон Бекбулатович был крещеным касимовским ханом, состоявшим на службе у Ивана Грозного. В 1575 году Иван «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. После смерти Федора Иоанновича из-за гонений Годунова Симеон обеднел, ослеп, был лишен титулов. Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки в Кирилло-Белозерском монастыре. Василий Шуйский сослал его на Соловки. После тюрьмы Симеон вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, а после воцарения Михаила Фёдоровича Романова — в Москву. Да, Симеон Бекбулатович был крещеным касимовским ханом, состоявшим на службе у Ивана Грозного. В 1575 году Иван «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. После смерти Федора Иоанновича из-за гонений Годунова Симеон обеднел, ослеп, был лишен титулов. Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки в Кирилло-Белозерском монастыре. Василий Шуйский сослал его на Соловки. После тюрьмы Симеон вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, а после воцарения Михаила Федоровича Романова — в Москву. Сколько политических заключенных находилось на Соловках в 1930 году? Около 1000 человек Около 350 человек Нисколько Неверно. Всего в лагере находилось около 350 политзаключенных — членов различных антисоветских политических партий. Они были размещены отдельно от других заключенных в трех скитах и пользовались льготным режимом содержания, но в конце 1924 года «политики» провели пятнадцатидневную голодовку, и в июне 1925 года было принято постановление о выводе этой категории заключенных с Соловецких островов на материк. Неверно. Всего в лагере действительно находилось около 350 политзаключенных — членов различных антисоветских политических партий. Они были размещены отдельно от других заключенных в трех скитах и пользовались льготным режимом содержания, но в конце 1924 года «политики» провели пятнадцатидневную голодовку, и в июне 1925 года было принято постановление о выводе этой категории заключенных с Соловецких островов на материк. Правильно. Всего в лагере находилось около 350 политзаключенных — членов различных антисоветский политических партий. Они были размещены отдельно от других заключённых в трех скитах и пользовались льготным режимом содержания, но в конце 1924 года «политики» провели пятнадцатидневную голодовку и в июне 1925 года было принято постановление о выводе этой категории заключенных с Соловецких островов на материк. Соответственно, в 1930 году их уже на Соловках не было.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/djuzhina-vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552/53 - 12.09.1612, г. Гостынин, Мазовия, Польша), рус. царь и вел. кн. всея Руси (1606-1610). Сын боярина кн. И. А. Шуйского ( † 1573), представитель старшей ветви одного из самых знатных княжеских родов на Руси - потомков суздальских князей, генеалогия к-рых восходит к кн. Андрею Ярославичу († 1264), вел. кн. Владимирскому (1249-1252), младшему брату св. кн. Александра Ярославича Невского . 2 представителя этого рода (князья Александр Васильевич и Димитрий Константинович ) в XIV в. получали ханские ярлыки на Великое княжение Владимирское. Как и др. члены семьи, В. И. Ш. во 2-й пол. 70-х гг. XVI в. нес службу в особом «дворе» царя Иоанна IV Васильевича , сопровождал его как 1-й рында в походах 1576, 1577 и 1579 гг. Карьере В. И. Ш. способствовал брак его младшего брата кн. Дмитрия с Екатериной, дочерью думного дворянина Малюты (Григория Лукьяновича) Скуратова-Бельского (др. дочь этого влиятельного опричника - Мария - вышла замуж за Бориса Феодоровича Годунова ). 25 апр. 1580 г. от В. И. Ш. в Троице-Сергиев мон-рь поступил вклад «денег 30 рублев». В том же году на свадьбе царя Иоанна IV с М. Ф. Нагой он был царским дружкой. На этой свадьбе присутствовала супруга В.- дочь кн. М. А. Репнина-Оболенского Елена. После смерти Иоанна IV изменилась политическая ориентация всего рода Шуйских, в т. ч. В. И. Ш. В мае 1584 г. он уже как боярин рассматривал в московской судной палате дело о злоупотреблениях одного из любимцев Иоанна IV дьяка А. В. Шерефединова. Во время борьбы Шуйских с Годуновым В. И. Ш. был на воеводстве в Смоленске. В 1587 г. он был сослан, как и др. члены рода Шуйских, местом ссылки В. И. Ш. стал г. Галич. Его обвинили в тайных переговорах с литовцами, для чего он ездил на рубеж под видом охоты. Восшествие на престол Василия Шуйского. Клеймо иконы«Св. блгв. царевич Димитрий Угличский в житии». 1-я треть XVIII в. (УИХМ) Восшествие на престол Василия Шуйского. Клеймо иконы«Св. блгв. царевич Димитрий Угличский в житии». 1-я треть XVIII в. (УИХМ)

http://pravenc.ru/text/150803.html

Из Великих Князей и Царей приняли перед смертью схимы: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита († 1341), Симеон Иоаннович (Созонт. † 1353), Иоанн II Иоаннович († 1359), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона. † 1584), Борис Годунов (Боголеп. 1605). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу усопшего праведного брата Николая Святоши. «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей... Дети! не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого», – поучал Великий Князь Владимир Мономах . Святой Князь Андрей Боголюбский брал с собою в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 г. при поражении восточных болгар-магометан. В этот же день то же чудо явлено было Императору Византийскому Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда Православная Церковь и празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса. Пониманием всего исходящего от Бога проникнут был и герой Пскова, святой князь Тимофей (Довмонт), освящавший свой меч в Троицком соборе, и доблестный воевода Шуйский, защищавший Псков. Довмонт приписывает свою победу над литовцами 18 июня 1266 г. заступничеству святого мученика Леонтия, в день памяти коего одержана победа. Князь Шуйский предварен был в 1581 г. об удаче отражения штурма явлением старцу Дорофею Божией Матери с князьями Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем. От Преподобного Сергия получает в 1380 г. благословение боголюбивый Димитрий Донской, отправляясь сражаться с татарами, и помощи Свыше приписывает он победу. «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде; идите с вашим Князем», – говорил Александр Невский, после благословения архиепископа Спиридона, своей дружине перед выступлением в 1240 г. в поход против шведов. «Бе множество храбрых, якоже древле у Давида царя: бяха бо сердца их, аки сердца львов», – писал летописец о подвигах воинов Александра. Но все герои битвы на Неве – Гавриил Олексич, Сбыслав Якунович, княжеский ловчий Яков Полочанин, Миша Новгородец – по свидетельству летописей – не дерзали приписывать победы своим доблестям, но говорили, что за них и вместе с ними сражались Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Литва. Литовцы – их верования. Литовцы и крестоносцы Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Яголло и введение католичества. Витовт. Соединение Литвы с Польшею. Москва. Русь постепенно собирается около Москвы. Княжение Василия Дмитриевича. Нашествие Тамерлана и Эдигея. Княжение Василия II, Темного. Флорентийское соединение. Завоевание Константинополя турками. Княжение Uoahha III . Падение Новгорода. Брак с Софией Палеолог и его следствия. Конец татарского ига. Уничтожение уделов. Борьба с Литвою. Ереси. Развитие самодержавия. Василий III-й. Падение Пскова и других уделов. Войны с Литвою и татарами. Церковные дела. Московия в XV век по рассказам иноземцев (страна, прием послов; послы на государевом обеде; власть государя; военное дело. Нравы и обычаи; промышленность и торговля). Иоанн Грозный. Правление Елены Глинской и бояр. Личность царя Uoahha IV -го. Детство царя. Венчание на царство и первые годы правления. Суд и управление. Стоглав. Домострой. Взятие Казани и Астрахани. Книгопечатание. Войны с Швецией и Ливонией. Удаление Сильвестра и Адашева. Измена Курбского. Александровская слобода и опричники. Св. Митроп. Филипп. Новгородские и Московские казни. Покорение Сибири. Последние годы царствования Иоанна Грозного. Нравственное состояние русского общества в эпоху царствования Uoahha IV -го. Феодор Иоаннович и Борис Годунов. Личность даря. Домашняя жизнь. Значение Годунова. Войны и сношения с соседями. Учреждение Патриаршества. Убиение царевича Димитрия. Прикрепление крестьян к земле. Царствование Бориса Годунова. Лжедимитрий I-й. Смутное время на Руси. Царь Феодор Борисович. Царствование Лжедимитрия I-ro. Смерть Лжедимитрия. Василий Шуйский (полуцарь). Тушинский вор. Осада Троицкой лавры. Скопин Шуйский. Сведение с престола Василия Шуйского. Междуцарствие. Патриарх Иермоген. Народное движение против поляков. Русское ополчение под Москвою. Освобождение Москвы и избрание на престол Михаила Феодоровича. Царствование Михаила Феодоровича. Очищение русской земли от врагов. Столбовский мир. Деулинское перемирие. Патриарх Филарет и его деятельность. Азовское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Страстотерпец царевич Димитрий Иоаннович. Копия миниатюры Царского титулярника, 1672 г. Блгв. царевич страстотерпец Димитрий Царевич Димитрий был погребен в Угличе , во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн. Василий Шуйский , представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя " в тычку " , был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым . Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия. Миллер , Щербатов , Карамзин , преосв. Филарет , Соловьев и Костомаров признают достоверность летописного рассказа об убийстве царевича и считают виновником его Годунова. Напротив, Погодин , Арцыбашев и Е. Белов отрицают вину Годунова и принимают показания следственного дела. С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрий ). Василий Шуйский , вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия , приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву , чтобы " уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей " . 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, " в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его " . После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году " составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня) " .

http://drevo-info.ru/articles/5800.html

Священная ограда Лавры, служа убежищем и опорою для Венценосцев России, жертвовала для них своим достоянием. Василий Шуйский, терпевший недостаток в деньгах, взял последнюю казну монастырскую, «издавна старое сокровище дачи Великих Князей, Государей и Бояр, сосуды златые и серебряные». Не только Борис Годунов и Шуйский, но и Петр I брали из Троицкой Лавры значительные суммы денег на Государственные нужды; собственноручные расписки последнего на 158000 р. На ратных людей 1695, Апр. 29, взято по указу Г.Ц. и В. К. Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича 50000. В 1699 г. по указу Петра Алексеевича 30000 р. На новоприборных солдат; которые прибраны из вольницы в 1701 г. Янв. 15: 5000 руб. К строению корабельному и к новым судам, на разные корабельные, ружейные и другие припасы в 1698 г. Мая 12: – 7000 р. По указу 1682 г. Мая 23, спустя 8 дней после первого Стрелецкого бунта – 14000 р. По указам Царевен Екатерины Алексеевны, 1694 г. и 1684 г. и 1582г. 2500 р. Расписки их доселе хранятся в монастырском Архиве. По указу Петра I, 1722 года, Апреля 24, велено было взять «из Троицкого монастыря, как не бывшего в Московское разоренье за Поляки, старые монеты, каменья хорошие, которые, по старинному обычаю, не ограничивали и сим подобное, и прислан в Синод, где лично разобрать, что гораздо старое и куриозное». В 1812 году, когда отечеству угрожала опасность, и когда требовались пожертвования, Лавра принесла ему 70000 р. и 4 пуда серебра. После обозрения испытаний, подвигов и пожертвований Сергиевой Царелюбивой обители, припомним здесь торжественные и достопамятные события, кои совершались в священных ее стенах, тем более, что они относятся не только к истории монастыря, но и к истории отечества. Как Преподобный Сергий воспринимал от св. купели детей Великого Князя Димитрия Иоанновича, 24 то и Великого Князя Иоанна Васильевича сын Василий в 1479 г. крещен в Троицком монастыре Игуменом оного Паисием; В. К. Василий 1530 г. отвез сына своего Иоанна, через 10 дней после рождения в Троицкий монастырь, где он окрещен быль Игуменом Иоасафом Переславским и из купели положен был в гробницу Преп. Сергия, которому и поручили новорожденного. Крестник же Сергия вверил его покровительству Российскую Артиллерию, где церкви и доныне во имя сего Святого. В 1552 г., после Казанского похода, Царь Иоанн Васильевич у св. мощей Препод. Сергия крестил новорожденного сына своего Димитрия. Троицкий Келарь Александр Булатницкий был восприемником детей Царя Михаила Феодоровича от Царицы Евдокии Лукьяновны. Некоторые из Архимандритов Троицкой Лавры были Царскими духовниками: Варлаам духовником Императрицы Анны Ивановны и даже объявлял Высочайшие ее повеления. 25 Арсений Могилеанский, впоследствии Митрополит Киевский, был духовным отцом Императрицы Елисаветы Петровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но в сем безмолвии бодрствовало властолюбие с своими обольщениями и кознями, устремляя алчный взор на добычу мятежа и смертоубийства: на венец и скипетр, обагренные кровию двух последних Царей. Легко было предвидеть, кто возьмет сию добычу, силою и правом. Смелейший обличитель Самозванца, чудесно спасенный от казни и еще бесстрашный в новом усилии низвергнуть его: виновник, Герой, глава народного восстания, Князь от племени Рюрика, Св. Владимира, Мономаха, Александра Невского; второй Боярин местом в Думе, первый любовию Москвитян и достоинствами личными, Василий Шуйский мог ли еще остаться простым Царедворцем и после такой отваги, с такою знаменитостию, начать новую службу лести пред каким-нибудь новым Годуновым? Но Годунова не было между тогдашними Вельможами. Старейший из них, Князь Федор Мстиславский, отличаясь добродушием, честностню, мужеством, еще более отличался смирением или благоразумием; не хотел слышать о державном сане и говорил друзьям: «если меня изберут в Цари, то немедленно пойду в Монахи». Сказание некоторых чужеземных Историков, что Боярин Князь Иван Голицын, имея многих знатных родственников и величаясь своим происхождением от Гедимина Литовского, вместе с Шуйским искал короны, едва ли достойно вероятия, будучи несогласно с известиями очевидцев. Сообщник Басманова, коего обнаженное тело в спи часы лежало на площади, загладил ли измену изменою, предав юного Феодора, предав и Лжедимитрия? Не равняясь ни сановитостию, ни заслугами, мог ли равняться и числом усердных клевретов с тем, кто без имени Царя уже начальствовал в день решительный для отечества, вел Москву и победил с нею? Имея силу, имея право, Шуйский употребил и всевозможные хитрости: дал наставления друзьям и приверженникам, что говорить в Синклите и на лобном месте, как действовать и править умами; сам изготовился, и в следующее утро, собрав Думу, произнес, как уверяют, речь весьма умную и лукавую: славил милость Божию к России, возвеличенной самодержцами варяжского племени; славил особенно разум и завоевания Uoahha IV , хотя и жестокого; хвалился своею блестящею службою и важною Государственною опытностию, приобретенною им в сие деятельное Царствование; изобразил слабость Иоаннова наследника, злое властолюбие Годунова, все бедствия его времени и ненависть народную к святоубийце, которая была виною успехов Лжедимитрия и принудила Бояр следовать общему движению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Феодосий, зная, что может заплатить жизнью, безбоязненно ответил: «Знаю, что ты называешься царём, но прямое твоё имя Бог весть, ибо прирожденный Дмитрий царевич убит в Угличе и мощи его там». Смелый ответ так подействовал на Лжедмитрия, что он ограничился арестом Феодосия. Бесстрашными защитниками православия явились митрополит Казанский Гермоген и епископ Коломенский Иосиф. Когда Лжедмитрий просил благословения на его брак с Мариной Мнишек без совершения над ней крещения по православному обряду, а также допустить строительство в Москве католических костелов, Гермоген, поддерживаемый Иосифом, сказал: «не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костёлы». Самозванец возражал, но безуспешно. Гермоген оставался неприклонным. «И много ему бысть от оного ростриги прещения смертнаго и жестоких словес, он же, ярко крепкий поборник, никако сего ужасеся, непристанно его божественным Писанием укоряя и заклиная от такового начинания престати». Гермоген за это был удалён в свою епархию и заключен в монастырь, а Иосиф по одним источникам был отправлен в заточение, а по другим послан на покой. Ярким примером отношения к самозванцу как к еретику со стороны православного русского человека является дьяк Тимофей Осипов. Движимый ревностью к вере, он решился обличить лжецаря и приготовился к мученичеству. Он несколько дней постился и молился. Потом, причастившись Святых Тайн, пришёл в царские палаты и перед всеми сказал самозванцу: «Ты воистину Гришка Отрепьев, расстрига, а не цесарь непобедимый, не царев сын Дмитрий, но греху раб». Период 2-го самозванца и польской интервенции Избранный после смерти Лжедмитрия, а точнее, выкрикнутый толпой новый царь Василий Иоаннович Шуйский сидел весьма не прочно на престоле. Это обнаружилось с первых же дней его царствования. Все, кто были недовольны его избранием, представляли собою самую удобную среду для появления нового самозванца. И, действительно, вскоре после его воцарения, поползли слухи о том, что царь Дмитрий остался жив и бежал из Москвы, а во время переворота 17 мая по одним версиям убит его конюх, а по другим - какой-то немец. Бывший любимец Лжедмитрия князь Григорий Шаховской успел похитить государственную печать во время московского мятежа и в Путивле объявил, что Шуйский - похититель престола, а царь Дмитрий жив и скрывается до времени. И вот 1 августа 1607г. в Стародубе объявил себя новый Лжедмитрий. Польша сразу же пришла ему на помощь. Скоро вокруг него собрались «ратные люди, вышедшие из Речи Посполитой искать в Московии счастья и добычи, среди которых были польские вожди со своими отрядами - Лисовский, Сапега и др.». 1 июня 1608г. новый самозванец занял своими войсками село Тушино в 12 верстах от Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010