— т.е. сделал известным и знаменитым Бог , неповинного и не сделавшего никакой обиды врагам Господа нашего Иисуса Христа. Пророк открывает другой вид благополучия — иметь Бога постоянно своим помощником и покровителем всегда, (Григорий Нисский, Златоуст).   Пророк не уничтожает полезного гнева против людей нерадивых и неправедных для их врачества. Так и Бог гневается на нас, желая исправить нас; подобно тому и отец гневается на сына — потому что заботится о нем. Напрасно же гневается тот, кто желает отомстить за себя. Он подобен псу, грызущему камень, а не того, кто бросил камень ему. Против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха — диавола обрати свою раздражительность и будь сострадателен к брату. Ибо не слова возбуждают в нас скорбь, но презрение к оскорбившему. Если, раздражившись, ты разгневался как человек, то не удерживай в себе гнев — ; ибо застарелый гнев есть ненависть, а (1 Ин. 3:15). Ты убил в себе того, кого возненавидел. Если повелевается нам сокрушаться душою о порочных помыслах в сердце, то тем более — о порочных словах и делах. Не прежде засыпай, пока не размыслишь о грехах, совершенных в течение дня, тогда, несомненно, в следующий день ты будешь не так скор на подобные грехи. Помолись Богу и тогда предавайся сну, засвидетельствовав Ему о своих грехах. Ибо именно это советует Пророк (Василий В., Златоуст, Исихий, Августин).   Дух Святой через Пророка показывает, как преодолевать нам врагов, повелевая приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (Златоуст).   Пророк предлагает рассуждения людей слабых и грубых, привязанных к земным благам и неверующих в Промысл Божий. Пророк называет покровительство и промышление Божие о каждом человеке. есть крест, потому что им Христос просветил вселенную. Ибо вследствие Адамова преступления на душу легло покрывало тьмы; но ныне оно снимается озарением Святаго Духа с душ верных и истинно достойных. По этой же причине и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигли в таковую меру святости. Такое духовное озарение есть не только откровение мыслей, но и постоянная в душах светозарность Божественного (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.4:2 .   Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою. Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая, являющая добрые дела. Бог , желая нашей преданности и доверия к Нему, особенно внимает нам, когда мы умоляем Его не столько через других, сколько от себя. «Бог правды моея», т.е. Бог , видящий правду мою. Порочный и оскверненный, хотя бы просил и тысячи раз – не будет иметь успеха, потому что не имеет с собою того, что может умолить Бога. Не избавил Бог от бедствия, но «распространил», т.е. укрепил перенести «скорбь» великодушно. Ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от лености. «Скорбь терпение соделовает» ( Рим. 5, 3 ) (Златоуст). Пс.4:3 .   Сынове человечестии, доколе тяжкосердии; Вскую любите суету и ищете лжи; «Сынове человечестии» – это люди порочные и склонные ко злу. «Тяжкосердии» – жестокосердные, привязанные к земле и дебелые мыслию. Сердце по природе создано легким, но мы его отягощаем житейскими пристрастиями. Пророк как бы видя кого-нибудь убегающего от света и гонящегося за тьмою, скорбит, видя такое безрассудство в жизни; он как бы говорит: для чего ты делаешь это безумное дело? – Вскую любите суету и ищете лжи ( Григорий Богослов , Златоуст). Пс.4:4 .   И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. «Удиви» – т.е. сделал известным и знаменитым Бог «преподобного своего», неповинного и не сделавшего никакой обиды врагам Господа нашего Иисуса Христа. Пророк открывает другой вид благополучия – иметь Бога постоянно своим помощником и покровителем всегда, «внегда воззвати ми к нему» ( Григорий Нисский , Златоуст). Пс.4:5 .   Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пророк не уничтожает полезного гнева против людей нерадивых и неправедных для их врачества. Так и Бог гневается на нас, желая исправить нас; подобно тому и отец гневается на сына – потому что заботится о нем. Напрасно же гневается тот, кто желает отомстить за себя. Он подобен псу, грызущему камень, а не того, кто бросил камень ему. Против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха – диавола обрати свою раздражительность и будь сострадателен к брату. Ибо не слова возбуждают в нас скорбь, но презрение к оскорбившему. Если, раздражившись, ты разгневался как человек, то не удерживай в себе гнев – «не согрешай» ; ибо застарелый гнев есть ненависть, а «всяк ненавидяй брата человекоубийца есть» ( 1Ин. 3, 15 ). Ты убил в себе того, кого возненавидел. Если повелевается нам сокрушаться душою о порочных помыслах в сердце, то тем более – о порочных словах и делах. Не прежде засыпай, пока не размыслишь о грехах, совершенных в течение дня, тогда, несомненно, в следующий день ты будешь не так скор на подобные грехи. Помолись Богу и тогда предавайся сну, засвидетельствовав Ему о своих грехах. Ибо именно это советует Пророк (Василий В., Златоуст, Исихий, Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

и 11 в Никополе Павел (В Иеронимовом ныне: в Никополе страдание многих мучеников, которых имена ведает Бог). и 13 в Синнаде во Фригии Антонин (Есть ныне в Ептернацен. Иероним., но в других списках Антиох епископ). и 14 в Антиохии Варлаас (У нас, может быть, 19 ноября Варлаам. По слову Златоуста память праздновалась, по-видимому, летом. Но в Иероним. ныне нет и в других западных). и 15 в Никомидии из древних Филипп и Антиох (В Иероним. ныне в Никомидии Стратона, Филиппа или Евтициана. Сн. 1 августа). и 16 в Александрии Еводион епископ (В Иеронимовом есть ныне Орион (без имени епископ), Емилий мученики в Александрии; Ориона нет в числе епископов александрийских, равно Еводиона. В Сирском не ошибка ли в прибавлении: епископ или в имени). и 18 в Амасии Филанф и три другие (В Иеронимовом сего дня: в Понте в городе Амасии Понтема, Филантии, Татианы и Маркианы дев). и 20 в Александрии Диоскорид пресвитер (В Иеронимовом и у Рабана, «Диоскора муч. в Александрии». В гонение Декия пятнадцатилетний отрок Диоскор неустрашимо исповедал себя христианином, но отпущен судьею в виду несовершеннолетия, чтобы одуматься. Архиепископ Дионисий в послании к Фабиану, епископу Антиохийскому, о мучениках александрийских написал об нем: «этот Диоскор находится и теперь с нами, ожидая большего поприща и важнейшего подвига». Евсевия VI, 41. Вероятно, этот Диоскор был после пресвитером). и 21 Из древних мучеников Зотик и некоторые другие (В Иеронимовом сего дня есть Зотик с восемыо другими в Синнаде Фригийской). и 24 Марин (в Иерон. 22 августа в Антиохии Марина). и 25 Павлин (Неизвестен). и 26 Исихий (Неизвестен). и 27 Сава пресвитер и Александр (В Иеронимовом ныне Саввата, Александра и Емериты мучч. в Антиохии). и 29 В Сирмии Василий (В иеронимовом Василлы девы в Сириии в Паннонии, в М. Р. ошибочно в Смирне). и 30 Ава. В Анкире Гилос мученик и шесть другие. (В Иеронимовом 31 августа 14 имен мучеников в Анкире Галатийской; есть имена Гаиан, Иулиан). Месяц Елул (Сентябрь). 1 месяца по грекам, Евпрепий мученик и два другие. (Не известны, в Иерон. нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

    2 поколение: 1. Святой Макарий Египетский, Святой Афанасий Александрийский, Преподобный Антоний Великий, Преподобный Иларион Палестинский. 2. Египет (Палестина, Сирия, Каппадокия). 3. Творение Преподобного Макария Египетского (и его Житие), творения Афанасия Александрийского, Древний Патерик (или «Достопамятные Сказания»). «История монахов» Руфина, «Лавсаик» Палладия Елеонского.     3 поколение: 1. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святой Мелентий Антиохийский, Преподобный Ефрем Сирии, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский, Блаженный Иероним Стридонский и его друзья. 2. Египет, Сирия, Каппадокия, Константинополь, Палестина, Италия. 3. Творения трех Святителей (особенно литургия), их Жития и других указанных Святителей: «Лавсаик» Палладия (связь Златоуста с Египетскими Подвижниками по «Лавсаику»), «Собеседование» Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, «История монахов» Руфина.     Пособия: История Церкви — Евсевия Кесарийского, Сократа, Созомена и Феодорита. V BEK     1 поколение: 1. Святой Исидор Пелусиот, Святой Кирилл Александрийский (Блаженный Феодорит Киррский, Святой Симеон Столпник), Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Блаженный Иероним. 2. Египет, Сирия (Италия с Галлией, Палестина, Карфаген).     3. Творения Преподобного Исидора Пелусиота, Святого Кирилла Александрийского, Блаженного Феодорита Киррского (особенно «История Боголюбцев»), Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Блаженного Августина (особенно его «Исповедь»), Блаженного Иеронима. Жития Преподобных Египта: Паисия Великого, Виссариона, Пимена Великого, Арсения Великого и др.; «Достопамятные Сказания», Деяния III Вселенского Собора.     2 поколение: 1. Преподобный Симеон Столпник (Блаженный Феодорит), Святой Лев Великий, папа Римский, Блаженный Диадох, епископ Фотий, Святой Евфимий Великий, Преподобный Исихий Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский. 2. Сирия, Италия (с Галлией), Палестина и Карфаген. 3. Житие Преподобного Симеона Столпника (Великие Четьи-Минеи), «История Боголюбцев» Блаженного Феодорита и некоторые его письма (о примирении с Иоанном Антиохийским), Творения Преподобного Нила Синайского и Святого Льва, папы Римского, Блаженного Диадоха (в Добротолюбии и отдельно), Житие Преподобного Евфимия Великого; Творения Преподобного Исихия Иерусалимского; Деяния IV Вселенского Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Климент, папа Римский + 101 г. Св. Игнатий Богоносец + 107 г. См. Поликарп Смирнский + 166 г. II. Апологеты Св. мученик Иустин Философ + 166 г. Мелитон Сардийский + 177 г. Татиан + 180 г. Афинагор + 180 г. Св. Феофил Антиохийский + 181 г. Ермий +189 г. Минуций Феликс +210 г. III. Полемисты Св. Ириней Лионский + 202 г. IV. Родоначальники богословской науки A. Учители Церкви Тертуллиаи + 211 г. Климент Александрийский + 217 г. Ориген + 254 г. B. Отцы Церкви Св. Ипполит, папа Римский + 250 г. Св. Киприан Карфагенский + 258 г. Св. Дионисий Александрийский + 264 г. Св. Григорий Неокесарийский Чудотворец + 270 г. Св. Мефодий Патарский + 310 г. Св. Петр Александрийский + 311 г. V. Приложение: мученические акты и первоначальные жития святых Акты св. муч. Перпетуи 202–203 гг. Акты Прова, Тараха и Андроника 304 г. Другие «Постановления св. апостолов» конец IV- начало V века   ВТОРОЙ ПЕРИОД: IV ВЕК — ЗОЛОТОЙ ВЕК БОГОСЛОВСКОЙ И АСКЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ I. Аскеты Св. Пахомий Великий + 348 г. Св. Антоний Великий + 356 г. Св. Ефрем Сирин + 372 г. Св. Макарий Египетский (Великий) + 390 г. II. Догматисты Св. Афанасий Великий + 373 г. Св. Василий Великий + 379 г. Св. Кирилл Иерусалимский + 386 г. Св. Григорий Богослов + 389 г. Св. Григорий Нисский + 394 г. Св. Амфилохий Иконийский + 395 г. Св. Амвросий Медиоланский + 397 г. III. Историки. — Полемисты. — Экзегеты Евсевий Кесарийский + 340 г. Руфин + 410 г. Св. Епифаний Кипрский + 402 г. Св. Иоанн Златоуст + 407 г. Блаж. Иероним Стридонский + 419 г. ТРЕТИЙ ПЕРИОД: IV — КОНЕЦ X СТОЛЕТИЯ — НОВОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Ученики и продолжатели дела отцов четвертого столетия. Догматисты. — Экзегеты. — Аскеты. — Историки. — Контроверсисты (состязатели). — Песнопевцы… I. Отцы Восточной и Западной Церкви Блаж. Августин +430 г. Св. Исихий Иерусалимский +432 г. Св. Иоанн Кассиан Римлянин +435 г. Св. Исидор Пелусиот +436 г. Св. Кирилл Александрийский +444 г. Св. Прокл Константинопольский +446 г. Св. Арсений Великий +448 г. Св. Нил Синайский +450 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Тем не менее подчеркну, что Святыми Отцами при истолковании книги Иова конечно же применяются – вполне органично и успешно – все названные здесь методы библейской экзегезы. Многими древнецерковными писателями подробнейшим образом выясняются исторические реалии текста, выявляется его буквальный смысл; кроме того, они приводят и моральное истолкование подвига Иова; здесь же они обнаруживают и те аллегорико-нравственные параллели с аскетическим подвигом христианских праведников, а также путями духовной борьбы с искушениями и с грехом, что приходят на ум при чтении этой ветхозаветной книги – в связи с наставительными речениями Иова и его друзей; наконец, они указывают на нашедшие свое отражение в этом ветхозаветном тексте и явленные здесь прообразы новозаветной реальности, важнейший из которых определяется святителем Григорием Великим так: «блаженный Иов прообразует нашего Искупителя в страдании» 113 . Об этих святоотеческих толкованиях на книгу Иова и пойдет речь. К содержанию книги Иова в своем творчестве довольно часто обращались очень многие древние Святые Отцы. Ее глубокий нравственный урок, присутствующие здесь картины небесной реальности, образы страшных страданий и несчастий невинно притесняемого сатаной праведника, исполненные боли и страдания речи Иова, его споры с друзьями, описываемое тут грозное явление в буре Творца, Собственным словом свидетельствующего о Божием всемогуществе, наконец, заключенное здесь высокое богословие – все это во все века привлекало к себе толкователей данного священного текста. Мы находим многочисленные цитаты из книги Иова и их изъяснение в творениях таких известных церковных писателей, как священномученик Климент Римский , святой Иустин Мученик , священномученик Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген , священномученик Мефодий Олимпийский (Патарский), священномученик Киприан Карфагенский , Тертуллиан , святитель Афанасий Великий , Дидим Слепец , святитель Василий Великий , святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , преподобный Ефрем Сирин , святитель Кирилл Иерусалимский , святитель Епифаний Кипрский , святитель Зинон Веронский, святитель Амвросий Медиоланский , блаженный Августин Гиппонский, блаженный Иероним Стридонский , пресвитер Филипп, святитель Иоанн Златоуст , святитель Кирилл Александрийский , блаженный Феодорит Кирский , преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный Исихий Иерусалимский , Олимпиодор Александрийский, святитель Андрей Кесарийский , святитель Григорий Великий , и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

с) Третьим способом трезвения, по Исихию (I, 20. р. 1485), служит призывание Иисуса Христа (I, 21 р. 1488): το ησο Χριστο πκλησις) или претрудная молитва (I, 7. p. 1484) Иисусова, из глубины сердца произносимая (I, 20. р. 1485); ибо без помощи Иисуса Христа, без непрестанного призывания Его имени (I, 28. p. 1488) невозможно ни очистить сердце от страстных помыслов, ни изгнать из него мысленных врагов (ibid.). О призывании имени Иисуса Христа и его значении в деле очищения сердца бл. Диадох много рассуждает в своей аскетике; его учение о нём изложено в Исследования. К сноске d) Чembepmым способом преподобный Исихий считает смирение (ταπενωσις. I, 20 и 29. р. 1485 и 1489), коим свидетельствуется, что во внутренней брани подвижник надеется не на себя одного, но преимущественно на помощь Божию (I, 20: ...να τν Χριστου βοϑειαν ν χειρ καρδας). И бл. Диадох, много и превосходно рассуждающий о смирении, также говорит, что душа, сознавая трудность борьбы со злобой врага, со многим смирением ищет помощи от Бога (μετ πολλς ταπεινσεως κζητεν... τν κ το ϑεο βοϑειαν). Всеми указанными способами сердце очищается от страстных движений, подвижник научается не знать плотских похотей (Исихий, I, 60. ρ 1501. Диадох, гл. 57), а его деятельность уже не есть πονηρ ασϑητικ πρξις (Исихий, I, 86. p. 1508). Но, по учению бл. Диадоха, одно только неделание зла (ο...τ... πρξαι τ κακ μνον.., гл. 98) не приносит полной чистоты; необходимо ещё и попечение о добре (ibid.), каковое у пребывающего в сердце своём (Исихий, I, 68. р. 1501) выражается в разных духовных деланиях: по очищении созерцательной части души он предаётся божественным созерцаниям (Диадох, гл. 75, Исихий, ibid.), богословствует (Диадох, гл. 67; Исихий, ibid.), поёт и молится в одном сердце (Диадох, гл. 73, сравнить гл. 64; Исихий, ibid.), ощущает присутствие благодати Божией, как бы изливающейся из глубины сердца (гл. 85 и 79), увеселяется ею и проливает духовные слёзы (гл. 73), помышляет постоянно о Боге (гл. 56), памятует только о духовном (гл. 88), неослабно воспламеняет своё сердце любовью к Богу (гл. 14), духовным чувством любит ближнего (гл. 15) и проч. Совершение этих и подобных деланий в сердце есть, по бл. Диадоху, хождение духом (гл. 57; сравнить Исихий, I, 68. р. 1501). Всё же описанное духовное делание в сердце называлось деятельной философией ума (Исихий, II, 55. р. 1529: πρακτικ φιλοσοφα νος, см. II, 14. p. 1516) или, по Диадоху, духовной философией (φιλοσοφα πνευματηκ), признаком которой служит всегда неокрылённая похоть очес (гл. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

6. Подвижники, достигшие совершенства, получают начатки райского блаженства уже при земной жизни. Эти начатки действуют духовно в их сердцах. Достигший такой степени ни о чем временном и суетном уже не хочет помышлять, но желает непрестанно пребывать в своем сердце, в любви Христовой. Глава восьмая. Преподобный Исихий Иерусалимский §1. Жизнеописание Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский , родился, вероятно, в начале второй половины IV века, в Иерусалиме. Можно предположить, что преподобный происходил из благородной семьи, так как он учился богословию у свят. Григория Богослова , вероятно, в Константинополе, куда прибыл в юных летах для получения образования. Конечно же, в Константинополе преп. Исихий общался и с другим учеником свят. Григория, Евагрием Понтийским . Неизвестно, где был преп. Исихий в годы изгнанничества свят. Григория (то есть, примерно, с 381 по 389 годы). Может быть, он посещал святителя в его имении и даже жил там, продолжая духовно у него окормляться. Известно, что после кончины свят. Григория (ок. 389 года), преп. Исихий проводил подвижническую жизнь в Палестинской пустыне, где, наверное, и принял монашество. В пустыне преподобный обходил знаменитых подвижников и изучал их аскетический опыт. Это нашло отражение в его последующем церковно-литературном творчестве. Нужно сказать, что преп. Исихий стал одним из первых аскетических писателей, вышедших из среды палестинского монашества. В 412 году архиепископ Иерусалимский посвятил ученого аскета во священника, вероятно, вызвав его для этого из пустыни. По благословению архиепископа преподобный нес послушание проповедника при архиепископии. Любопытно отметить, что почти триста лет спустя такая же история повторилась с преп. Иоанном Дамаскиным . Скончался преп. Исихий, предположительно в Иерусалиме около 433 года, хотя некоторые относят дату его кончины на двадцать или более лет позже, впрочем безосновательно. Память его празднуется 28 марта/10 апреля. Церковь высоко ценит преп. Исихия за его проповеднический учительский дар, о котором можно судить по его сочинениям. Преп. Феодор Студит в 9-ой песне канона Сырной субботы ставит преп. Исихия в один ряд с великими церковными учителями – святителями Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Кириллом Иерусалимским , Кириллом Александрийским и Григорием Нисским . При этом преп. Исихий назван здесь «другим Богословом» (то есть следующим после свят. Григория Богослова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Между иноками, подвижниками Иерусалимской обители, знамениты Исихий пресвитер и Илия, бывший впоследствии Иерусалимским патриархом. Преподобный Исихий пресвитер (память 28 марта) родился в Иерусалиме во второй половине IV века и в молодых годах слушал св. Григория Богослова , коего был учеником. По внутреннему влечению к духовно-созерцательной жизни он по кончине великого учителя в 389 году удалился в одну из палестинских пустынь, где по следам знаменитых подвижников восходил с одной степени нравственного совершенства на другую. В то же время Исихий продолжал изучать и усвоять дух христианской веры то в книгах, то в устных беседах с просвещенными подвижниками, то в собственных опытах жизни и собственными размышлениями. В 412 году архиепископ Иерусалимский вызвал просвещенного подвижника из пустыни и посвятил его в пресвитеры храма Воскресения, возложив на него обязанность говорить с церковной кафедры беседы и поучения. Двадцать лет неутомимо действовал преподобный Исихий на пользу Христовой Церкви и устным и письменным словом приобрел себе славу знаменитого учителя христианской Церкви. И в Иерусалиме, живя и обращаясь среди общества, он не оставлял подвижничества, своею аскетическою жизнью назидая иноков обители Воскресения. У современников Исихий пользовался глубоким уважением. Сам Евфимий Великий утешался и радовался, когда патриарх Ювеналий, прибыв в 429 году в его обитель для освящения храма, взял с собою и просвещенного своего пресвитера 96 . Преподобный Исихий скончался в 434 году. Преподобный Исихий оставил после себя на пользу Церкви творения разного содержания. Между его творениями есть толкования на Святое Писание 97 , беседы на разные случаи 98 , есть сочинения исторические 99 , есть, наконец, превосходное сочинение нравоучительное. Творения преподобного Исихия исполнены глубокой духовной мудрости и опытности. Нравоучительное произведение Исихия под названием «К Феодулу слово душеполезное и спасительное о трезвении и добродетели, разделенное на главы» особенно прославило иерусалимского пресвитера. Оно относится к области подвижничества и во все века пользовалось, как и доселе пользуется, большим уважением у подвижников. Но и для каждого христианина, ревнующего о своем спасении, слово преподобного Исихия может быть полезно и спасительно: трезвение души, внимание ума к движениям, в ней происходящим, хранение сердца – такие качества, без которых не может совершаться преуспеяние в добре. Извлечем из него некоторые мысли 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010