Пс.40:6.   Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его; Пс.40:7.   И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон, и глаголаше вкупе.    Божественные Евангелисты согласно указывают, что все это сбылось на Иуде, который «искаше... времени да Его предаст» (Мф. 26:16) (Афанасий, Феодорит, Августин, Кирилл). Пс.40:8.   На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Пс.40:9.   Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути;     «Слово законопреступное» — «возьми, возьми, распни Его» (Ин.19:15), ибо закон говорит — безвинного и праведного не умерщвляй (см. Исх.23:7) (Афанасий). Пс.40:10.   Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание.    Об Иуде говорит Пророк, называя коварством «запинание» (Златоуст). Пс.40:11.   Ты же, Господи, помилуй мя, и возстави мя, и воздам им.    Не потому, говорит Христос, «воздам им» , что желает воздать им за претерпение смерти, ибо Он сказал на кресте: «Отче, отпусти им» (Лк. 23:34), но как имеет одну природу и одно действие с Богом Отцом Своим, Который сотворит нелицеприятный суд против скверных убийц (Исихий). Пс.40:12.   В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне.     «Восхотел Мя» — возлюбил меня; ибо любимое вожделенно. А под «врагом» ты должен разуметь и Иуду и диавола, который изнуряет человека посредством страстей (Кирилл, Феодорит). Пс.40:13.   Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век. Пс.40:14.   Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди.    Это песня хвалы и благодарения «Богу» духовного «Израиля» — т.е. христианскому, ибо слово «Израиль» изъясняется как ум, видящий Бога. «Благословение» , приносимое нами Богу, начинается в «веке» настоящем и оканчивается в «веке» будущем. Удвоение «буди» означает усиление молитвы и поставлено вместо «аминь, аминь» (Кирилл). 1 В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей, 41    В псалме этом Давид выражает всеусерднейшую любовь свою к Богу в назидание всякому человеку. Повелевает же воспеть этот псалом певцам «сынам Кореовым разумно» с тем, чтобы как самих себя, так и слушателей привести к исканию и познанию Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа (Афанасий, Иероним, Августин).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Сосудом псаломским» достоин наименования всякий христианин, имеющий чистое сердце и целомудренный язык (Исихий). Пс.70:23.   Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Пс.70:24.   Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. Через различные образы выражений Пророк показывает, что он ни в чем большего увеселения находить не будет, как только в прославлении Бога и в непрестанном «поучении» в законе Его; а таким образом он косвенно порицает безумное веселие тех, которые, оставя Бога, в суетных забавах находят удовольствие (Феодорит). О Соломоне, псалом Давиду, 71 Псалом этот является пророчеством, прикрытым до времени определенными именами. Давид надписал его «о Соломоне» , однако изложил видения, которые гораздо важнее достоинств Соломона и даже природы всех людей. История пророчеств свидетельствует, что многое из сказанного говорится об одних, а сбывается на других. Так как пророки говорили к людям неблагодарным, которые убивали пророков, сжигали книги, разрушали жертвенники, то для них справедливо лежало покрывало при чтении Ветхого Завета; иначе они истребили бы и книги, если бы понимали силу пророчества о Христе. Если они не устыдились Его, когда Он Сам присутствовал... и не отстали дотоле, пока не распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о нем, которых они и без того безпрестанно побивали камнями. Поэтому пророки, употребляя собственные и известные им имена, таким образом прикрывали пророчества. В этом псалме предсказывается пришествие Христово на землю и призвание народов, которые принесут дары и поклонятся Спасителю, как Богу (Златоуст, Афанасий, Августин, Феодорит). Пс.71:1.   Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: «Царем и Сыном Царевым» является Владыка Христос; как Бог — Он рожден «Всецарем» Богом, а как Человек — имеет предком царя Давида (Афанасий). Пс.71:2.   Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Пророк изъясняет тайну, по какой причине он просит даровать Владыке Христу «суд» милости и «правды» : «судити людем твоим в правде» . Ибо такова причина вочеловечения — «судити» преобладание над людьми сатаны. Поэтому, исходя на распятие, Христос сказал: «ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Потом постановляется общее решение ( Деян. 15:22 ). И смотри: после Петра говорит Павел, и никто не останавливает его; Иаков ожидает и не выступает вперед, хотя ему предоставлено было первенство (εκεινος γαρ ην την αρχην εγκεχειρισμενος). Что значит: сужду аз? Иначе сказать: со властию говорю, что это так, – μετ εξουσιας λεγω τουτο ειναι» (св. Златоуст. Бесед. на деян. апост.: ч. 2, стр. 78. 79. 81. 83. Спб. 1857 г.). Не иначе выражается о значении св. Иакова на соборе иерусалимском Исихий, пресвитер иерусалимский : «Петр беседует к собранию, но Иаков законополагает (Πετρος δημηγοσει αλλα Ιακωβος νομοϑετει); а пред сим Исихий говорит об Иакове: «Как восхвалю Христова раба и брата, архистратига иерусалима нового, вождя священников, начальника апостолов, над главами главу, между светильниками самого светлого, между звездами самую блистательную»? Христ. чтен. 1846 г. ч. 3, стр. 92. 499 «Это верх всего, при сем и душа его терзалась, и сердце разделялось. Если бы не было внешних скорбей; то многого стоила внутренняя брань, – волны, одна другую гонящие, тучи забот, борьба помыслов. Ибо ежели пекущийся об одном доме, хотя имеет прислугу, приставников и экономов, часто не знает покоя от забот, когда никто его не беспокоит: то представь, что должен был терпеть Павел, который имел попечение не об одном доме, но о городах, о народах, о целой вселенной, и в делах столь важных, при таком множестве врагов, которые старались вредить ему, трудился один и был так чувствителен, так заботился, как не заботится отец о детях… Управляя вселенною, как одним домом, или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания корабельщикам, то сидел на корме; осматривал руль, натягивал канаты, управлял веслом, снимал парусы, смотрел на небо: – один был все – и корабельщик и кормчий, и парус и корабль, – все терпел, чтобы только других освободить от зла». Св. Златоуст. Толк. на 2 посл. к Коринф. бес. 25, стр. 308. 311. Москва, 1851 г. 500 Св. Златоуст. Толк. на посл. к Галатам, стр. 51–52. Москва, 1844 г. К тому же, если бы из того, что ап. Павел ходил в Иерусалим соглядати Петра, следовало, что последний есть глава Церкви; то справедливее нужно бы почитать главою Церкви ап. Иакова: ибо Павел, возвратившись в Иерусалим после апостольского путешествия и проповедания слова Божия у язычников, явился к Иакову и сказаше ему по единому коеждо, еже сотвори Бог во языцех служением его ( Деян. 21:18,19 ). 501 Ориген. Толк. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 713. 716–717. 722–723. Париж, 1740 г. Св. Златоуст, Бесед. 65 на еванг. от Матфея: ч. 3, стр. 113–122 Москва, 1846 г. Бл. Иероним. Толк, на еванг. от Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 92–93. Париж, 1706 г. Бл. Феофилакт. Толк. на еванг. от Матфея, стр. 347–352. Казань, 1855 г. 506 Св. Киприан. Слов. о единств. Церкви: христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 24–25. Бл. Августин. Бесед. на еванг. от Иоанна: твор. его т. 3, ч. 2, стр. 599. Антверпен, 1700. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Епифанию и св. Амвросию); св. Афанасий, Маркелл, Мелетий, свв. Кирилл Иерусалимский и Кирилл Александрийский , св. Исихий (25), бл. Феодорит (35), св. Григорий Нисский , МакарийСимеон; из западных отцов и учителей Церкви: Тертуллиан , св. Киприан, св. Иларий, св. Амвросий (67), бл. Иероним (1218) и, по нему же, многие другие; бл. Августин. 3) oÙde n Ö gšgonen. Точка после „еже бысть“: a после испр. второй рукой, маюскулы Q (IX), Y (VIIIIX), большинство минускулов и „византийских“ маюскулов, лекционарии, все древние переводы (в т.ч. „Вульгата“ Иеронима), за исключением некоторых сирийских и коптских, св. Александр Александрийский по рукописям, Евсевий (419), Дидим (спорно, 13), Пс.- Игнатий Антиохийский , св. Епифаний (410); св. Иоанн Златоуст , резко воспротивившийся иному чтению в „Комментариях на Евангелие от Иоанна“ и назвавший его еретическим; Феодор Мопсуестийский, св. Марк Пустынник, Павел Эмесский, Исихий (35), бл. Феодорит (25), (св. Иоанн Дамаскин ); чтение было распространено в Египте по указанию св. Амвросия; св. Амвросий (17), бл. Иероним (618). 4) oÙde n: Ö gšgonen: Вместо точек сразу в обоих местах колоны, т. е. промежуточный вариант, который можно приравнять к первому: ряд минускулов и лекционариев. 5) oÙde n Ö gšgonen aÙtù. zw¾ Точка после „в Нем“. Этот вариант засвидетельствован у бл. Феофилакта Болгарского (XI в.) как принятый „одним из святых“ (цит. по рус. пер. изд. Сойкина, с. 504). Все современные переводы предпочитают „классический“ третий вариант, указывая на второй вариант в примечаниях (см. The GNT, соответствующий пунктуационный аппарат), в отличие от большинства критических изданий греческого текста НЗ, в т. ч. Нестле-Аланда, выбравших вторую интерпункцию. Анализ НЗ параллелей не дает какой-либо решительной поддержки ни одной из интерпретаций, и ссылка Нестле-Аланда на Ин. 5, 26 ничего не решает, зато не указываемая ими параллель с 1Ин. 5 , 11b, как и предыдущая, свидетельствует о большой синтаксической сплоченности слов aÙtù zw¾, которые, в отличие от пятого варианта, невозможно разъединять.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Св. Амвросий, архиепископ Медиоланский († 397). Великий учитель Западной церкви, церковный и политический деятель, писатель, гимнограф. Прп. Марк Подвижник (IV в.). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подвизался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много толкований на различные места Писания. Блаженный Августин , епископ Иппонский (354 – 430 гг.). Величайший святой отец Западной церкви. Чрезвычайно плодовитый богосло, толкователь Св. Писания. Толкуя Писание, блаж. Августин использовал все известные в его время методы экзегезы. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Прп. Исихий Иерусалимский († 432). Ученик св. Григорий Богослова , палестинский подвижник. Толковал Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский († 444). Великий учитель. Церковный деятель первой половины V века. Догматист и экзегет. Истолковал почти всё Св. Писание. Боролся с несторианской ересью. Блаженный Диадох, епископ Фотики и Иллирийской (вторая половина V в.). Известен словами подвижническими о жизни духовной. Стефан Фиваидский, время его жизни и подвижничества относят к V веку. Прп. Иоанн Лествичник , игумен Синайский (483 – 563 гг.). Подвизался в Синайском монастыре, знаменит своим непревзодённым сочинением «Лествица», в котором излагает путь духовного восхождения человека в виде тридцати ступеней (добродетелей) по числу лет Спасителя. Прп. Максим Исповедник , монах († 662). Крупный византийский богослов, излагавший христианское догматическое и нравственное учение в системе эллинистического мышления. Учитель церкви, противоставший монофелитской ереси. Прп. Исаак Сирин , епископ Ниневийский (VII в.). Подвижник, глубокий учитель духовно-созерцательной жизни, мистик. Описывал духовные состояния, о которых другие отцы обычно ничего не писали. Писал на сирийском языке. Некоторые исследователи полагают, что он был несторианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

    , т.е. (Господь) переменит все болезни его в здравие (Феодорит).   Эти слова и последующие за ними сказываются от лица Христа к Отцу: как Человек, Христос молится, чтобы показать, что всякий человек нуждается в Божией. Он произносит за грешное человеческое естество такие слова, которые оно должно говорить само за себя. Приняв на Себя грехи всех людей, Христос принес Себя в жертву за них, а поэтому и молился и умирал по безмерному Своему человеколюбию и благости так, как бы и Сам Он согрешил (Кирилл, Феодорит).     Божественные Евангелисты согласно указывают, что все это сбылось на Иуде, который (Мф. 26:16) (Афанасий, Феодорит, Августин, Кирилл).     — (Ин.19:15), ибо закон говорит — безвинного и праведного не умерщвляй (см. Исх.23:7) (Афанасий).   Об Иуде говорит Пророк, называя коварством (Златоуст).   Не потому, говорит Христос, , что желает воздать им за претерпение смерти, ибо Он сказал на кресте: (Лк. 23:34), но как имеет одну природу и одно действие с Богом Отцом Своим, Который сотворит нелицеприятный суд против скверных убийц (Исихий).   — возлюбил меня; ибо любимое вожделенно. А под ты должен разуметь и Иуду и диавола, который изнуряет человека посредством страстей (Кирилл, Феодорит).     Это песня хвалы и благодарения духовного — т.е. христианскому, ибо слово изъясняется как ум, видящий Бога. , приносимое нами Богу, начинается в настоящем и оканчивается в будущем. Удвоение означает усиление молитвы и поставлено вместо (Кирилл). 1 В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей, 41 В псалме этом Давид выражает всеусерднейшую любовь свою к Богу в назидание всякому человеку. Повелевает же воспеть этот псалом певцам с тем, чтобы как самих себя, так и слушателей привести к исканию и познанию Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа (Афанасий, Иероним, Августин).   Любовь по своему свойству пламенна и душа не может хранить ее в молчании. Не имея сил изобразить любовь свою к Богу словом, Пророк везде ищет подобия, приводя в пример жаждущую лань. в сильную жару, или ужаленный змеею, или наевшись ядовитых животных, палимый жаждою, с сильным воплем и со всем жаром стремится к воде: так и душа благочестивая пламенно должна стремиться к Богу, с радостью должна переносить постигающие ее бедствия, ибо нам (Флп. 1:29) (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Августин (учение африканской школы), Амвросий, дополненный Фаустом Рейским, элементы восточных воззрении на таинство евхаристии – составили основу труда Пасхазия. Другие источники, указываемые им для своего трактата, менее существенные. В прологе к Варину Пасхазий перечисляет свои источники в таком порядке: Киприан, Августин, Амвросий, Иларий, Августин, Иоанн, Иероним, Григорий, Исидор, Исихий и Беда 128 . Под Иоанном нужно разуметь не Иоанна Дамаскина , особенности учения которого не наблюдаются у Пасхазия 129 , а Иоанна Златоустог о, одно место из которого, не оставивши значительного следа на Востоке (De Prod. Iudae 1, 6), дало, по-видимому, основу для теории Пасхазия о чудесном умножении плоти Христовой. К способу выражений папы Григория Двоеслова Пасхазий применялся, когда говорил о жертвенном значении таинства евхаристии. Григорий Двоеслов (ум. 604) утверждал действительность евхаристического жертвоприношения, видя в нем до известной степени возобновление голгофской жертвы, но также выдвигая текст – Рим.6:9 , что Христос уже не умирает. «Эта жертва (евхаристическая), – пишет Григорий, – возобновляющая через таинство для нас смерть единородного Сына, совершенно особым образом (singulariter) спасает души от вечной гибели. Он (Христос), хотя уже не умирает и смерть Им к тому не обладает, однако, живя в Себе самом, без смерти и какого-нибудь разрушения, снова за нас в этом таинстве священного приношения предается в жертву (immolatur), так как здесь Его тело приемлется, Его плоть разделяется во спасение народа, Его кровь уже не в руки неверующих, но в уста верующих изливается. Подумаем только, какое высокое значение имеет эта жертва, если она ради нашего избавления (pro absolution nostra) непрерывно воспроизводит (подражает – imitatur) страсти единородного Сына. Кто в самом деле из верных может усомниться, что в час жертвоприношения по гласу священнослужителя отверзаются небеса, вышнее связывается с дольним, земное соединяется с небесным, невидимое и видимое становятся единым.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Пс.118:22. Отьими от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках.     Грехи наши стоят «поношений»; почему и грешники в день Воскресения восстанут в «поношение» и «стыд» вечный, как говорит Даниил. Поэтому, кто после совершения грехов приносит достойное покаяние, тот может сказать Богу: не признай меня достойным «поношения» и «уничижения» (Дидим, Исихий). Пс.118:23. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху: раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих.    Пусть злоба злится, а ты свое делай: «Бога бойся и заповеди Его храни» (Екк. 12:13). Но с другой стороны, те же «оправдания» свидетельствуют, что нет человека без греха. Ибо если не теперь, так прежде сделано что-нибудь, требующее должного воздаяния; вот оно-то и пришло под видом напраслины. Милость Божия устроила так ради того, чтобы подвергнуть тебя очистительному страданию здесь и избавить от наказания в вечности. И мужество терпящим скорби и напасти прибывает по мере «глумления», т.е. углубления в «оправдания» Божии, в которых и находят они себе утешение (Феофан). Пс.118:24. Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя.    Тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях — достаточно занять ум исследованием Писаний, чтобы помыслом о досточудном водительстве Божием крепко связать свои (гневные) помыслы и воспрепятствовать им (Исаак). Пс.118:25. Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему.    Это голос кающегося, чувствующего приражение плотских земных влечений. Под «землею» разумеется все вещественное и плотское и любовь к нему. «Прилепление» к земному — есть смерть духа. «Живи мя» — это молитва о притоке благодатных сил против земных влечений и привычек (Амвросий, Августин). Пс.118:26. Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим.     «Пути моя возвестих» — (я) исповедал грехи мои, «и услышал мя еси» — (Ты) прости мне их; «научи мя оправданием Твоим» — укажи, Господи, как мне поступать, чтобы не сделать погрешности? (Златоуст, Иларий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.118:22.   Отьими от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках. Грехи наши стоят «поношений» ; почему и грешники в день Воскресения восстанут в «поношение» и «стыд» вечный, как говорит Даниил. Поэтому, кто после совершения грехов приносит достойное покаяние, тот может сказать Богу: не признай меня достойным «поношения» и «уничижения» (Дидим, Исихий). Пс.118:23.   Ибо седоша князи, и на мя клеветаху: раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих. Пусть злоба злится, а ты свое делай: «Бога бойся и заповеди Его храни» (Екк. 12:13). Но с другой стороны, те же «оправдания» свидетельствуют, что нет человека без греха. Ибо если не теперь, так прежде сделано что-нибудь, требующее должного воздаяния; вот оно-то и пришло под видом напраслины. Милость Божия устроила так ради того, чтобы подвергнуть тебя очистительному страданию здесь и избавить от наказания в вечности. И мужество терпящим скорби и напасти прибывает по мере «глумления» , т.е. углубления в «оправдания» Божии, в которых и находят они себе утешение (Феофан). Пс.118:24.   Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя. Тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях — достаточно занять ум исследованием Писаний, чтобы помыслом о досточудном водительстве Божием крепко связать свои (гневные) помыслы и воспрепятствовать им (Исаак). Пс.118:25.   Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему. Это голос кающегося, чувствующего приражение плотских земных влечений. Под «землею» разумеется все вещественное и плотское и любовь к нему. «Прилепление» к земному — есть смерть духа. «Живи мя» — это молитва о притоке благодатных сил против земных влечений и привычек (Амвросий, Августин). Пс.118:26.   Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. «Пути моя возвестих» — (я) исповедал грехи мои, «и услышал мя еси» — (Ты) прости мне их; «научи мя оправданием Твоим» — укажи, Господи, как мне поступать, чтобы не сделать погрешности? (Златоуст, Иларий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

80. В уставе католического монашеского ордена «Общества Иисуса» (основанного св. Игнатием Лойолом в 1540 году) требование послушания доведено до степени, когда младший должен быть – «как палка в руках старшего», и притом, однако же замечено, что не следует исполнять приказание старшего, если оно явно ввергает исполнителя в грех. Благая цель не оправдывает и не освящает неправедного средства (62, 198). 81. У Аввы Дорофея читаем: «И тот, кто поручает дело и тот, кто исполняет его... пусть они никогда не позволяют себе отклониться от заповеди Божией» (прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения – М, 1866, стр. 80; О страхе Божием). 82. Прп. Антоний Великий, наставление 76 (цит. «Русский Паломник», 1891, стр. 679). 83. Свт. Иоанн Златоуст, Беседа I на кн. Бытия (цит. 77, 240–241). 84. Блж. Августин, Об истинной религии, гл. 54 (цит. 82, 41). 85. Прп. Исихий, пресв. Иерусалимский, гл. 198. Свт. Григорий Нисский, ч. 1 – М, 1861, стр. 280. 86. Прп. Иоанн Кронштадтский. Мысли о Богослужении Православной Церкви – СПб, 1903, стр. 11. «Страсть к плотским наслаждениям всегда будет бунтовать против церковных правил, потому что плоть с великим трудом подчиняется духу и его высшим стремлениям» (Стефан (Яворский), митр. Догмат о святых церковных постах – М, 1887). 87. «Говение есть бодренное состояние души, со всем вниманием занимающейся известным предметом или делом» (Дьяченко Г., прот. Поучения во все седмичные дни, т. III – М, 1900, стр. 816). 88. Известно, что прп. Иоанн Кронштадтский совершал литургию ежедневно (за редчайшими исключениями!) в продолжении многих лет священнослужения, и однако же, он ел все то, что имело благословение церковное. 89. В частности, заметим: причастники за литургиями Преждеосвященных Даров, совершаемых в среду и в пятницу на первой седмице Великого поста, оказались бы в числе нарушителей сего указания Типикона, поскольку они в Неделю сыропустную еще ели яйца и сыр. 90. А в «Каноническом послании» (376) свт. Василия Великого к Амфилохию, еп. Иконийскому, читаем: «По достоинству для нас и зелие травное есть то же, что мясо; а в рассуждении пользы, как в зелии отделяем вредное от здравого, тако и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба есть мясо; но никто в здравом уме не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший не сделал беззакония» (Правило 86; цит. 84, 454, 414).

http://predanie.ru/book/221205-kak-spast...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010