Апостол Павел, говоря в послании к Евреям о многих деяниях Моисея, умалчивает об убиении им Египтянина, но архидиакон Стефан нашел нужным сказать о сем и даже построить на сем особую мысль об отвержении Моисея и возвеличении его дальнейшем. Но, во всяком случае, члены синедриона не могли здесь усмотреть той хулы на Моисея, в которой обвиняли святого Стефана, ибо это убиение Египтянина с их точки зрения не могло вызывать ничего кроме одобрения Моисею. 201 Вторичное посещение Моисеем Евреев показывает, что он возымел твердое намерение так или иначе послужит им. Но вскоре он был вразумлен и понял, что предначертываемое им несбыточно. Кажется, тот самый, которого вчера обижал Египтянин, сам ныне сделался обидчиком своего единоплеменника и не желал, чтобы ему мешал в этом кто-либо, кроме существующего начальника и судей. Невозможно груб и жесток был этот человек, но, очевидно, тверд в установившихся порядках жизни, которые были тяжелы, но не вполне безвыходны, ибо оставалось место для самосуда и личной расправы, когда не было на глазах приставников и судей, чем отчасти воспользовался и сам Моисей, убивший Египтянина. Теперь же он должен был понять, что еще многого и многого недостает для полного избавления Израиля и прежде всего веры в Бога, спасающего и обетовавшего спасение семени Авраама, Исаака и Иакова. Грубое же напоминание об убийстве, совершенном им, как простом убийстве, несомненно, должно было и испугать Моисея, понявшего, что ни в чем таковом и подобном нельзя положиться на соотечественников; о доносе же не должно сомневаться... «Обрати внимание на ответ (пишет блаженный Феофилакт): кто тя постави князя и судию над нами? Те же слова, какие говорили Христу. Платить за добро обидою – это в духе Иудеев». Таким образом, вот высшее объяснение поступка Моисея. Но какого? Не убийства, а примирения, ибо на сие возражением были слова эти. Убийство же имело другой отклик: «не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?». 202 Бегство Моисея в землю Мадиамскую описывается несколько подробнее в книге Исход ( Исх.2:14–15 ), где сообщается, что о совершенном им убийстве узнал фараон и искал его, чтобы предать смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но вот, Тавифа заболела и умерла. По обычаю приготовили ее к погребению, но не поспешили сделать оное, а потому поставили умершую в наилучшем для того месте, в горнице, т. е. вверху дома, где было над кровлею особое помещение, весьма удобное для уединенного пребывания, особенно ночью и утром, до восхода жаркого солнца. 273 Христиане послали в Лидду за Апостолом Петром, несомненно веруя, что он может помочь их горю о рановременно скончавшейся Тавифе. Как и чем? – они, конечно, и сами не знали. Веруя в ту же Апостольскую помощь, скоро отправились к Апостолу Петру с просьбою от Иоппийских христиан посетить и их двое посланных. И так как Иоппия была недалеко от Лидды, где находился Апостол Петр, то посланным, поручено было просить его прийти немедленно. Какая везде и во всем, здесь видны искренность и неприкосновенность веры, любви и надежды. Умерла, по-видимому, никому не родная женщина, или даже девица, и все тронуты ее смертью. Все чают утешения Апостольского, все просят оˆпосещении их и притом скором. Очевидно, твердое и великое было у них упование на Апостола Петра. Вероятно, дошел и до них слух о благодетельном действии не только самого Апостола, но даже тени его. «Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре (говорит блаженный Феофилакт). Не сами идут, но просят через двоих. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и делать им затруднения в проповеди. Поэтому-то Лука говорит, что было близко». 274 Прибытие Апостола Петра в Иоппию могло совершиться и само по себе, но важнее то, что он был сюда позван и пошел туда немедленно, вставши тотчас для путешествия, как только услышал приглашение. Очевидно, что все, относящееся до Тавифы, было ему сказано, а потому, как только он прибыл в Иоппию, его немедленно ввели к умершей, причем вдовицы, выражая сожаление о смерти Тавифы, показывали ему ее работы, делая которые она снабжала ими неимущих. Никто, по-видимому, не смеет и выговорить о тех великих надеждах и упованиях, которыми были полны сердца всех любящих умершую. Это понятно! Как просить о том, что несомненно выше обычных сил и способностей человека? Но если эти небесные дары Божии имеются в человеке, то в нем есть и сострадание, есть и соответственное разумение нужд и потребностей, а равно и средств к их возможному удовлетворению. Таким образом, выразивши скромно все, что могли сказать, добрые Иоппийские христиане, они главное предоставили усмотрению самого Апостола, так сказать, не стесняя его излишеством своих просьб, ни предначертанием мер пастырского воздействия в юном христианском обществе. По изъяснению блаженного Феофилакта, выражение «с ними сущи», показывает великое смирение Тавифы, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми, как одна из них».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так и церковное пение. Хотя оно по духу и характеру своему народно, но по распространенности оно далеко еще не народно. Из сего явствует, что задачею нашего времени должно быть попечение о том, чтобы церковно-народное пение было полным достоянием нашего народа, а не исключительным достоянием немногих лиц, часто поющих не по охоте и желанию, а по необходимости. Но с чего начать обучение народа церковному пению? Конечно не с того, что дается только виртуозам, а с того, что общедоступно, что составляет уже достояние многих, к которым должны понемногу приобщиться и все. Чтобы, наконец, все единым сердцем и едиными устами величали Господа псалмами и песнями духовными. Постепенность обучения народа церковному пению, конечно, может быть многоразличная. Но кажется никто не станете спорить, что обучать нужно именно обычному пению, далее переходить к старому нотному пению, и наконец, и к так называемому партесному, чтобы хотя к столетию народного гимна вся Русь могла петь от старого до малого: «Боже! Царя храни». Можно, конечно, начертать некоторые малые и большие круги общенародного церковного пения. Таков например первый круг: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Отче наш», «Достойно есть»..., «Верую»... Второй круг: «Царю небесный», «Взбранной воеводе», «Во царствии Твоем помяни нас, Господи! Блаженни нищии духом, яко тех есть царство небесное»..., «Благочестивейшего»... Но лучше всего пользоваться великопраздничными песнопениями, которые и большему числу православных известны, и поются с наибольшим усердием, например, рождественские, а тем более пасхальные. Но понятно, что при сем должны быть руководственные книжицы по примеру тех, кои издает Казанское братство Христа Спасителя, прилагая иногда к словам и нотописание, и делая указания для остановок при пении разными чертами. Сначала, конечно, по этим книжкам будут петь только грамотные, но с течением времени к ним примкнут и неграмотные, как это бывает в крестных ходах, где часто поют ирмосы: «Отверзу уста моя» – грамотные и неграмотные. Тоже должно сказать и о «Высшую небес», певаемую во многих храмах после литургии. Зыряне поют даже по нотам все догматики. Не стыдно ли нам, что у нас не могут пропеть общим народным составом «Отче наш», или молитву за Царя?! Да, пора, давно пора сделать наше церковно-народное пение не по духу только, но и в действительности народным, постепенно привлекая народ к общему церковному пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И никто при этом не может проникнуться блаженным сознанием, что он уже все сделал в пределах данного урока. Вообще, кажется, легко можно объяснить факт довольства в зазубриваниях катехизиса (верно заказанный г. Ширским) тем же, чем объясняется то, что ученики известного рода, т.е. неучившиеся давать осмысленные ответы, любят, чтобы их спрашивали сколько составляет пятью восемь, шестью девять, а не сколько будет, если взять по восьми пять раз, по девяти шесть раз и т.п. Верно замечает г. Ширский, что «дело разумно-свободного преподавания катехизиса составляет для законоучителя тягостный труд, а детей вооружает как против преподавателя, так и против катехизиса» (214). А буквальное изучение катехизиса положительно бесполезно, бесплодно. Следовательно, не лучше ли вовсе не преподавать его в начальных школах, особенно в самое первое время, а дать ему в курсе Закона Божия такую постановку, чтобы он был повторением всего пройденного. «После многих опытов дети начинают приходить и приходят к мысли, что катехизис мудрен, что все равно, как не готовься по этому предмету, правильно никогда не ответит» (214), – говорит г. Ширский. И это всегда будет так не только в начальных школах, но и в средних учебных заведениях, пока катехизис не будет повторением известного, но только в другой форме. И этому детскому, самому искреннему заявлению г. Ширский не внимает. Несмотря на то, что дети сами говорят о бесплодности заучивания катехизиса, он не только не освобождает их от него, а напротив, ставит его первым по времени предметом изучения, указывая самое наилучшее средство победить антипатию к катехизису в неустанном вытверживании его. Представьте себе, читатель, наивысшее удовольствие учения зубрить в точности постоянно то, что непонятно, и что при всех условиях остается непонятным. Да, поистине корень учения Закона Божия будет горек, если начать его с катехизиса, и вести обучение катехизису по давно практиковавшемуся методу... его легчайшего обучения. Далее г. Ширский указывает разные методические правила изучения катехизиса наизустъ, в которых законоучители средних заведений, но не первоначальной школы, найдут много полезного для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так и поступали многие мученики-христиане, обращавшие многих к вере Христовой своим богобоязненным исповеданием веры и надежды на Господа Спасителя. Христианскому сердцу должны быть одинаково чужды как страх пред людьми, так и равнодушие к ним. 678 Наконец, самая крепкая защита от всякого рода несправедливых нападений – это чистота совести, при которой никакое злословие и страдание не могут сделать ничего; поэтому Апостол внушает всегда действовать по совести, или, как говорит блаженный Феофилакт, «иметь жизнь достохвальную и затем не только не смущаться всякими отношениями злословящих, но и ожидать их вразумления и обращения к справедливости, так как в жизни христианской нет ничего, что бы заслуживало порицания. Только по недоразумению язычники считали христиан злодеями, и многие потом убеждались в своих ложных взглядах. 679 Здесь Апостол говорит, что страдания за правду угодны Богу и потому они должны быть желательны для христиан, так как через них христиане избегают возможности пострадать за грехи, как ранее соделанные, так и те, в которые они могли бы впасть, срвн. ( 1Петр.4:1:15 ), если бы не подвергались страданиям. «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити», говорит Иисус Христос, «убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» ( Мф.10:28 ). 680 Приводя в пример единократное страдание Иисуса Христа, Апостол раскрывает обстоятельства и цель страдании и смерти Иисуса Христа, а именно: Он пострадал невинно, за грехи людские; умерши телесно, Он духом был жив, сходил во ад ( Деян.2:27–31 ) и возвестил там о Себе всем, начиная с ожесточенных грешников, не послушавших Господа во дни потопа. Учение о схождении Иисуса Христа во ад возвещается в известной церковной песне: «Во гробе плотски, во аде же с душею»... Умерши телом, Иисус Христос душою не только не умирал, но и был оживотворен ею к новой жизни, носящей сверхъестественный характер. Некоторые толкователи выражали недоумение относительно того, почему возвещалось о спасении не послушавшим Господа во дни Ноя, так как по смерти невозможно покаяние. Но должно помнить, во-первых, что некоторые из непокаявшихся во время строения ковчега покаялись во время самого потопа; во-вторых, что Иисус Христос возвестил о Себе всем находящимся во аде: одним в утешение и радость, а другим в наказание и страх (4:6). А почему из числа всех выделены Апостолом погибшие во дни Ноя, это видно из дальнейших слов его о потопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Это означают слова: обновление Духа Святого. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Святым Духом. Столь великую имеем мы нужду в благодати. Тот. Кто избавил нас от такового беззакония и таких зол, без сомнения, подаст нам и будущие блага, если мы пребудем в благодати, ибо все совершается одним и тем же Промыслом. Что значить: по упованию? Как возуповали, так и получим». «Только бы ревность не перестала о том, чтоб быть праведными и святыми, и преуспевали в том. Даром призваны к наследию, даром снабжены силами, чтоб дойти до него: но дается оно не даром, а комуждо по делом» (преосв. Феофан). Достойно замечания, что крещение называется банею пакибытия (возрождения) не только в Свящ. Писании ( Еф. 5:26 ), но и у многих св. отцов, наприм., у св. Иустина Философа (в 1 Апол.). «Крещение называется банею, – говорить св. Климент Александрийский , – потому, что мы чрез него омываемся от грехов» (см. о сем подробнее у М. Троицкого, стр. 248–250). 184 Убеждая Тита чаще возвещать общее учение о совершении Иисусом Христом спасения нашего, Апостол склоняет его к тому великим достоинством сего учения, как вполне истинного и благотворного, могущего вести к делам добрым и жизни приятной и полезной. Как-бы прямую противоположность учению о спасении составляют еретические бредни, равно как и споры о законе, потерявшем главную силу, а потому Апостол повелевает удаляться от них, как бесполезных и напрасных. «Напомнив о попечении Божием и необычайном Его человеколюбии, Апостол убеждает слушателей быть милосердными, и притом не просто и не случайно, но как? да пекутся, говорит, добрым делом прилежати, т. е. и обижаемым помогать не деньгами только, но и словом заступления, и вдов и сирот защищать, и всем вообще бедствующим доставлять спокойствие» (И. Златоуст). " Буими стязаниями Апостол называет те, которые нисколько не содействуют спасению и никакого не дают опытного ведения к устроению жизни добродетельной» ( Амвросиаст ). О родословиях св. И. Златоуст сказал: «здесь Апостол намекает на Иудеев, которые, превозносясь праотцом своим Авраамом, о самих себе нерадели. Посему он называет такие родословия неполезными и суетными». «Может быть, – пишет преосв. Феофан, – слова Апостола пригоже разделить и так, чтобы стязания и родословия относить к языческим мудрованиям о своих богах, а рвения и свары – к Иудейским спорам. О достоинстве их закона шли шумные разговоры, а толку никакого; Апостол и предписал пресечь это. Учи, говорить, тому, что созидает в вере и утверждает в доброй жизни, а от пустословия и сам удаляйся и верующих обязывай к тому же». 185 Об отношении к еретикам Апостол говорит, что их после первого и второго вразумления должно отрицаться, т. е. их должно устранять прочь из состава Церкви, как не подающих надежды на обращение, закоренелых в своих предубеждениях и обрекших себя на погибель в жизни вне Церкви и ее спасительных таинств и вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Назвав себя, по глубокому смирению, рабом, т. е. всецело преданным Иисусу Христу, святой Апостол Иаков высказывает приветствие находящимся в рассеянии 12 коленам, очевидно, христианам из Иудеев, и тем, которые, сделавшись христианами, стали истинными Израильтянами, срвн.( Рим.2:29 ). 603 Не без цели высказал Апостол в приветствии пожелание радоваться. Спокойствие духа и даже радость особенно потребны в тяжелых испытаниях; а христиане, к которым писал Апостол, подвергались различным искушениям, посему он прямо говорит о потребности радоваться в различных искушениях, как могущих способствовать благочестию. «Золото испытывается в огне, а люди – в горниле уничижения», говорит премудрый сын Сираха ( Сир.2:5 ). 604 Искушения бывают испытанием крепости веры. Вынесши искушения, человек может быть терпеливее, а это может повести его к исполнению дела спасения, к полному совершенству и богатству духовному, делающему христианина способным на всякое благое дело, а вместе и достойным всех благ, уготованных все претерпевающим о Христе; или, как говорит Апостол Петр: «да искушение веры многочестнейше злата обрящется» ( 1Петр.1:7 ). 605 Чтобы понять, каким образом тяжелые испытания могут вести к совершенству, для этого потребна некоторая особенная высота взгляда, зрелый ум или вообще премудрость, которой между тем особенно часто лишаются люди, находящиеся в затруднительных обстоятельствах; вот почему Апостол говорит о недостатке мудрости и заповедует просить ее у Бога, как сие делали многие владевшие премудростью, см. ( Прем.9:4 ). 606 Бог подает премудрость не на лица зряще, но радушно, относясь ко всем «просто и без упреков, т. е. не поносит, не говорить просящему: Я уже тебе дал, зачем ты дерзаешь еще просить»? Так изъясняет это место один отечественный толкователь и заключает: «проси, христианин, вся потребная ко спасению твоему, проси, и дастся тебе» (см. Толкование на сие послание преосвящ. Гавриила, митроп. Новгородского и С.-Петербургского, 9 изд., 1794 г., 2 стр.). 607 Прошения к Богу должны исходить из сердца, уверенного в исполнении прошения, как заповедал сие и Сам Господь ( Мф.7:7– 8 ). Сомненье вообще препятствует достижению желанной цели, но особенно оно неуместно в молитве, потому что душа, исполненная сомнений, становится подобна волне морской, то поднимаемой ветром, то опускаемой. «Морская волна (говорит блаженный Феофилакт) от дуновения ветра поднимается, и скорее, чем возвысится, опускается. Подобное испытывает и сомневающийся, когда по надмению не утверждает прошений своих ни на чем непременяемом» (см. Толкование на Соборные послания в Русском переводе 1865 г., стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

- Кто был миссионером-первопроходцем в Китае? Есть ли исторические примеры успешных начинаний? - Иннокентий (Фигуровский) был ярким примером миссионера, причем совершенно нетипичного, но его деятельность была заторможена революцией 1917 года и всякого рода материальными сложностями, которые после нее возникли. Хотя он очень многое сделал. Владыка Иннокентий Фигуровский - один из замечательнейших примеров, но незаслуженно забытый из-за исторических обстоятельств. Для того, чтобы воскресить память о нем, мы недавно выпустили книгу в связи с восьмидесятилетием его блаженной кончины. Это одно из наших редких изданий на русском языке. Вспомним также святителя Гурия Таврического, архимандрита Петра (Каменского), владыку Виктора Святина - хотя он был менее независим, потому что уже существовала Китайская Народная Республика, и появились ограничения для иностранцев. Русский язык - Что еще реально действует и помогает вам в общении с китайским народом? - Язык. Это может быть в форме слова, может быть в форме такого синтетического искусства, как кино. Современный китаец - достаточно озападненный человек, он с большим желанием смотрит кино, чем читает книгу. Поэтому состояние синтетических видов искусства, культура с внутренним христианским содержанием - это тоже очень важно. Любая форма искусства. Я думаю, Китай должен был бы разобраться в том, что такое христианская философия, для того чтобы адекватно общаться с христианами Западной Европы или России той же самой. В этом смысле академический китаец зачастую имеет более адекватное видение ситуации. - Но, с другой стороны, нам нужны этнические китайцы, которые владеют русским? - Да, конечно. Потому что перевод на китайский язык - это работа двух сторон, двух носителей языка. Русские на китайский язык никогда не переведут. Могут перевести точно по содержанию, но неверно по форме. Китайцы, читая русский текст, всегда разберутся в тонкостях, оттенках, в исходном смысле. Могут перевести красиво по форме, но далеко от содержания. Как это в переводах поэзии. Делается подстрочник, потом придается форма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Артемию веркольскому, 628. Борису и Глебу, 22, 116, 348, 462, 548, 551, 558, 559, 562–565, 568–571, 577, 580, 582–585, 597, 599, 600, 611–616, 620, 623, 646, 653. Варлааму хутынскому, 264, 275, 494–497, 500, 501, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 631, 640, 645. Василию Блаженному, 275, 338, 461, 624, 797. Василию и Константину, князьям, 628. Владимиру в. князю, 462, 568–571, 577–580, 583–585, 597, 599, 600, 613–615, 620, 623, 624. Всеволоду-Гавриилу кн. псковскому, 624, 626, (стихиры на преставл. и обретение мощей), 442. Георгию Всеволодовичу в. кн., 628. Григорию пелышемскому, 478, 479, 624. Григорию и Кассиану авнежским, 624, 635. Гурию и Варсонофию казанским, 659, 661. Димитрию прилуцкому, 263, 315, 321, 525, 528, 606, 607, 617, 618, 620, 623, 624, 642, 643, 651, 765. Димитрию царевичу угличскому, 625, (стихиры под 19 окт. две), 443. Дионисию глушицкому, 263, 321, 564, 603, 619, 623, 624, 626, 790, 791. Дионисию радонежскому (канон), 662, 700. Евфросину псковскому, 624, 626. Евфросинии полоцкой, 565. Евфросинии суздальской, 337. Евфимию суздальскому, 337, 626. Евфимию новгородскому, 541, 542, 620, 621, 623, 624, 626. Ефрему новоторжскому, 275, 628. Ефрему перекопскому, 619, 626. Зосиме соловецкому, 556, 622, 624, 626, 633, 634, 788. Зосиме и Савватию соловецким, 611, 619, 623, 627, 629, 634. Игнатию ростовскому, 551, 564, 611, 616, 618, 620, 621, 623, 626, 630. Игнатию прилуцкому, 628, 657. Исаии ростовскому, 564, 611, 616–618, 623, 626, 630. Исидору ростовскому, 611, 616, 618, 624, 626, 630. Иакову ростовскому, 623, 624, 626, 630. Иакову галичскому, 625. Иакову боровицкому (стихиры), 443. Иоанну архиеп. новгородскому, 329, 341, 478, 479, 541, 604, 622–624, 626, 629. Иоанну еп. суздальскому, 337. Иоанну устюжскому, 565, 628. Иоасафу каменскому, 658. Ионе митр. киевскому, 539–541, 512, 611, 620, 621, 622, 623, 624, 626. Ионе архиеп.новгородскому, 604, 623, 625. Иосифу водоколамскому (стихиры), 427. Кириллу белоезерскому, 263, 268, 269, 275, 276, 564, 568, 569, 570, 572–575, 597, 600, 612, 613, 614, 619, 620, 623, 627, 645, 646, 764, 771, 796.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

152 Те же сочувственные к безбрачию взгляды Апостол внушает и вдовам, называя пребывающую во вдовстве блаженнейшею, «ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). Равно также и вдовам Апостол разрешает вступать в брак, в чем блаж. Феодорит видит ясное обличение последователей Новациан, которые, вопреки Апостольским законам, осуждали второй брак. Достойно замечания, что Апостол разрешает вступать во 2-й брак о Господе, т. е., по изъяснению блаж. Феодорита, «за верного, благочестивого, целомудренно, законно». Законность эта определялась церковию, чрез которую получалось и благословение на союз, по образу союза Христа с церковию. Это соблюдалось и относительно дев, но Апостол счел особенно необходимым сказать это вдовам, которые в первый брак вступили без сего благословения, по языческим порядкам. 153 После подробного раскрытия учения о девственной непорочности и телесном целомудрии, Апостол столь же обстоятельно научает Коринфян духовному целомудрию веры, внушая им удаляться от идолов вообще и от вкушения идоложертвенного в частности. По сообщению Св. И. Златоуста, «многие Коринфяне, зная, что не входящая в уста сквернит человека, а исходящая ( Мф. 15:17–18 ), и что идолы, т. е. дерева и камни, не могут ни вредить, ни приносить пользу, употребляли такое совершенное знание неблагоразумно к вреду другим и себе. Они входили в капища, участвовали там в трапезах, и таким образом производили гибельные действия. Ибо те, которые еще боялись идолов, не научились презирать их и потому принимали участие в тамошних вечерях, видя, что и совершеннейшие делают то же, получали от того великий вред; ибо они касались предлагаемого не с таким расположением, с каким совершенные, но как к идоложертвенному, чем и поддерживалось идолослужение, вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, оскверняясь бесовскими трапезами». Сказанные Коринфяне, рассуждая отвлеченно, безотносительно, можно сказать, имели верный взгляд на идолов. Апостол, вполне соглашаясь с ним, возвещает в высшей степени выразительно учение о Едином Боге (никтоже Бог ин, токмо един), единстве Единородного Его Сына, Господа Спасителя нашего Иисуса Христа и суетности мнимых богов; но вместе с тем он научает, что таковый верный взгляд на идолов, взятый не отвлеченно, а в практическом его приложении, – во вкушении идоложертвенного и в отношении к другим, на виду которых совершается это вкушение, будет не только неверным, но и недостойным Христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010