Когда униты овладели монастырем Почаевским, то они также приняли в свое ведение и нетленные останки преподобного Иова. Но при всей ревности к латинству и ненависти к православию Базилиане Почаевские не дерзнули превратить совершенно уважение к памяти угодника Божия, и даже, как мы видели, хотели было канонизовать его у папы римского. Теперь православные на веки предали земле то, что униаты считали мощами Иосафата, или вернее сказать, что латиняне и иезуиты навязывали им под наименованием этих мощей, и по мере распространения православия и православных идей в Холмщине и Галиции сама память Иосафата сглаживается и грозит в недалеком будущем покрыться мраком полнейшего забвения. Латино-униаты обыкновенно начинают с того, что превозносят своего Иосафата за его страшную ревность по унии. И мы знаем, что ревность эта была действительно преобладающею чертою в жизни и деятельности бывшего гонителя православной церкви. Но кто не скажет, что эта ревность была ревностью не по разуму? Сознавали это сами современники Иосафата, – и в какой бы редакции мы ни читали известное замечательное письмо Литовского Канцлера Льва Сапеги и к Иосафату, в редакции ли Бантыш-Каменского, или в другой, так называемой подлинной редакции, обнародованной в последнее время самими же униатами, 821 мы должны согласиться с их же собственным свидетельством, что Иосафат «наполнял земств суды, магистраты, трибуналы, ратуши и епископския канцелярии козвами, тяжбами и доносами (на православных)», что он «делал насилие совести человеческой... запирал православные церкви, чтобы люди погибали без богослужения, без христианских обрядов и таинств, как неверные». – «А ведь Христос Господь не запечатывал, не запирал церквей, как Вашмосце делает», пишет Лев Сапега в так называемом подлинном письме своем к Иосафату. «Жидам, татарам, продолжает он далее, позвольно в областях королевства иметь свои синагоги и мечети, а вы печатаете христианские храмы», и т. д. В том же письме Сапега указывает Иосафату и на то грозное настроение православного народа и козаков, которое, по сознанию самого же Иосафата в письме его к Сапеге, грозило опасности его жизни за его фанатические подвиги против православия, и которое, как справедливо замечает Сапега, «самую унию делало вредною для государства и опасною для самого существования и целости Польши».... 822 Но для Кунцевича государственные интересы не существовали пред религиозными. Он не заботился даже о собственной безопасности ради излюбленной унии и безразсудно шел на явную опасность. В Витебске, жители которого более других преданы были православию, не дозволяя служить несчастным даже в шалашах и напутствовать умирающих святыми тайнами, он до того раздражил народ против себя, что уличная чернь при первом случае бросилась на него, избила палками до смерти и размозжив у него голову топором, самый труп его бросила в реку. 823

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Иудеи опять делают новое возражение, говоря: ежели Апостолы были посланы от Бога, то надобно, чтобы все их послушались... И о сем издревле предсказал пророк. Что говорите вы, спрашивал он, то ли, что не вси послушаша благовестия? Но Исаия давно предсказал и сие; вернее же он предсказал не это одно, но гораздо большее. Ито же именно? Господи, кто верова слуху нашему» (т. е. очень не многие). Но как Иудеи непрестанно искали чудес, желали видеть воскресение и много было таких, которые с жадностию сего домогались, то Апостол говорит: слух же глаголом Божиим. Проповедники не свое говорили, а возвещали слышанное от Бога. Это гораздо выше чудес. Богу, когда говорит Он и когда чудодействует, равно должно верить и повиноваться, потому что дела и чудеса производятся словом Его». Но может быть, хотя слово Господне возвещалось, но Евреи не слышали его? Объясняя Апостольский на это ответ, данный в сравнительных словах псалмопевца: во всю землю изыде вешание их, блаженный Феодорит замечает: «возможно ли было не слышать Иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: идите паче к овцам погибшим дома Израилева ( Мф. 10:6 ); и в Деяниях Апостольских сказано: вам бо лепо первее глаголати слово Божие ( Деян.13:46 )». Остается предположить еще, что Евреи слышали Евангельскую проповедь, но не поняли, не восчувствовали ее. И с этой стороны, как явствует из дальнейшего, не могли иметь они оправдания, так как они все знали и понимали в Христианстве, но упорствовали. 69 Продолжая речь о повсюдном распространение слова Божия до пределов вселенной, и имея в виду обращение к Богу всех, Апостол обращает внимание на одну тонкую черту в действиях промысла Божия по отношению к Евреям, а именно на указанное еще чрез Моисея желание Божие возбудить стремление Евреев к Богу посредством чувства ревности. Как любящий отец, или муж, Бог всегда был готов принять Евреев в Свои объятия; но так как они мало обращали внимания на это, то Бог различно покровительствовал другим народам и тем возбуждал в Евреях чувство ревности, вследствие которой немногие из них снова устремились к Господу, но большею частию они не только не спешили в распростертые для них нежные объятия Отчии, но постыдно убегали от Небесного Отца своего и служили, как рабы, ложным богам, нередко отдавая в раскаленные руки истуканов сих богов своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Предложенные замечания в уставы не учитывают традиции и внутренние установки Православной Церкви, противоречат уже зарегистрированным уставам и не имеют правового обоснования. В соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» возвращение устава религиозной организации на доработку органом, осуществляющим регистрацию устава, является незаконным. Так как положения этого Закона четко определяют, какие решения принимаются при осуществлении регистрации уставов. Удержание уставов на регистрации больше установленного законом срока является нарушением закона. А уставы находились на регистрации от одного до полутора лет. На сегодняшний день в Минкультуры находится устав Управления Львовской епархии УПЦ, который был подан на регистрацию еще в декабре 2014 года. Таким образом, регистрация уставов привела к нарушению прав религиозных организаций Украинской Православной Церкви, в результате чего они лишены возможности полноценно осуществлять свою уставную деятельность. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к Премьер-министру Украины В.Б. Гройсману по поводу предвзятого и необъективного отношения Министерства культуры Украины к Украинской Православной Церкви, что влечет нарушение прав религиозных организаций УПЦ. ЖУРНАЛ 26 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Днепродзержинского и Царичанского Владимира об изменении названия Днепродзержинской епархии Украинской Православной Церкви и титула епархиального архиерея на «Каменский и Царичанский» и внесении соответствующих изменений в Устав Управления Днепродзержинской епархии. Справка: 19 мая 2016 года Верховная Рада Украины приняла Постановление от 17.02.2016 о переименовании отдельных населенных пунктов и районов, в соответствии с которой г. Днепродзержинск Днепропетровской области переименован в г. Каменское. ПОСТАНОВИЛИ: благословить: 1) изменить название епархии с Днепродзержинской епархии Украинской Православной Церкви на Каменскую епархию Украинской Православной Церкви;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

3). Здесь Н. Н. Бантыш-Каменский указывает на следующее. – 21 апреля 1735 г. последовал указ из Коллегии Иностранных Дел в Московскую ее Контору асессору Семену Иванову следующего содержания: «из приложенной при сем промемории из Академии Наук усмотришь ты, что во оную для издания в печать из канцелярии Коллегии Иностр. 2). Дел требуют известий о житии блаженной памяти Его Величества государя царя Алексея Михайловича и о прочем, что принадлежит до Российской истории, чего всего приказать тебе в делах имеющихся в Московском Архиве искать немедленно и со всяким прилежанием; и ежели такое обстоятельство или хотя краткое описание найдется, то оное прислать сюда без всякого продолжения». В промемории Академии Наук от 14 апреля того же года писано: «минувшего марта 27-го дня 1735-го года, по присланному из Правительствующего Сената Ее Императ. Величества указу, велено прежнее Уложенье 157-го года ныне напечатать во Академии Наук и притом взнесть указ 714-го года, по которому велено всякие дела делать по Уложению. А по доношению Академии Наук действительного камергера и нынешнего шефа Академии Наук господина Корфа представлено, чтоб в начале того Уложенья присовокупить житие блаж. памяти вел. государя царя и вел. князя Алексея Михайловича; того ради ему то житие сочиня для апробации подать в Кабинет Ее Импер. Величества, а Уложенье же сводное с указами, выправя для напечатания, прислано будет в Академию Наук впредь, також и вновь начатое Уложенье сочиняется. – Того ради, по Ее Импер. Величества указу и по приказу во Академии Наук обретающего главного командира действительного камергера барона фон-Корфа велено в государств. Иностранную Коллегию послать сию промеморию и требовать, ежели имеются, блаж. памяти государя царя и вел. князя Алексея Михайловича о житии, також и другие какие известия, которые принадлежат до Российской истории, чтоб присланы были во Академию Наук. И государственная Иностр. Дел Коллегия да благоволит учинить о том по Ее Императ. Величества указу». 28 апреля Семен Иванов доносил Коллегии, что он указ ее от 21-го апреля получил и «по силе оного, что имеется и что сверх того, что найдется такового известия, о том, выписав требуемое отправит впредь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в оную, какой имел конец жизни и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великою готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена. Ибо жизнь Антония для иноков – достаточный образец подвижничества. Я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать вашему благоговению, чтò знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иный, услышав больше надлежащаго, не впал в неверие или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об Антонии. Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные, довольно богатые, были христиане, то и он воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме их и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем ( Быт. 25:27 ). Между тем ходил он с родителями в храм Господень; и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям и, внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую от того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, чтò было, и ничего больше не требовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Иоанн Златоуст в изъяснение этих стихов говорит: «печаль была краткая, а польза вышла всегдашняя... Когда отец видит, что сыну делают надрез, радуется не тому, что сын терпит боль, но тому, что он исцеляется. Тому же радуется и св. Павел... Если бы мы не обличили вас, когда можно было исправить вас обличением, то мы нанесли бы вам вред, и ущерб был бы не для вас только, но и для нас, ибо не дали бы вам повода к покаянию. Видишь ли, что не обличать грешников вредно и учителю и ученику... Посему, говорит, хотя и раскаялся, прежде нежели увидел плод и пользу послания, но теперь не раскаиваюся, ибо плодом была печаль по Бозе... Ибо одна печаль о грехах полезна; и сие видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает тем его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, ибо истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на сей один случай; здесь только она имеет силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалию по Бозе, тогда гораздо лучше мирской радости, ибо радость сия обращается в ничто, а та печаль покаяние нераскаянно соделовает. Никто из скорбящих ею никогда не раскаивался, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали... Блаженный Павел, говоря о благих плодах печали по Бозе, не имел нужды приводить посторонние примеры в подтверждение сказанного, а указывает на самих Коринфян, и из того, что они сделали, заимствует доказательства, чтобы, похваляя их, вместе и наставить и более привлечь к себе. Се бо, говорит, сие самое, еже по Бозе оскорбитися вам, колико содела в вас тщание? То есть, ваша печаль по Бозе, смотрите, как сделала вас заботливыми о себе, ибо такое усердие и весьма скорое исправление показали, что они устрашились... Во всем представисте себе чисты быти в вещи, т. е. не только тем, что сами не сделали такого преступления, но и тем, что сделавшему не потворствовали, наказали его и вознегодовали на него...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1. Изложение теософского учения Первое теософское общество основано было в 1875 году. Во главе его стала наша соотечественница Елена Петровна Блаватская и полковник Олькотт. Одно время к нему принадлежал известный наш писатель романист В. Соловьев. Из западной Европы, из Лондона и Парижа, общество это перешло и к нам, благодаря главным образом популяризации и прославлению личности Е. П. Блаватской сестрой ее, тоже известной писательницей Желиховской. Теперь общество это издает в России несколько журналов, как то: «Теософское Обозрение», «Теософская Жизнь», «Вестник Теософии» и др. Видными писателями, кроме покойной Блаватской, являются: Анна Безант, д-р Штейнер, К. Д. Кудрявцев, Председательница нынешнего теософического Общества А. Каменская и др. Что же такое теософия? В переводе с греческого слово это означает «богомудрие» или «божественную мудрость». Присваивая себе такое высокое наименование, теософское общество, конечно, хотело всем показать, как высоки его задачи. Действительно, своей целью теософия ставит: в деле религии поведать миру еще неслыханное слово, согласить веру и знание, религию и науку; далее, объединить в духе братства все народы, поднять нравственный уровень человечества и оздоровить его жизнь, – наконец всем указать путь к высшей мудрости и познанию того мира – привести людей к единению с Божеством. Не правда ли, какие высокие и заманчивые обещания? Не к этому ли сводятся все заветные мечты людей? Добиться согласия веры и знания, найти врачество от зла, прийти к Богу и блаженному общению с Ним, – что может быть выше и вожделеннее этого? И христианство , будучи божественной религией, не может дать больших обещаний. Поэтому, интерес, проявляемый к теософии, понятен; понятно и увлечение ею, тем более, что учение свое она излагает не в простоте и безыскусственности евангельской истины, а в высоких, изысканных формах, в замысловатом, красивом стиле, с обещанием человеку чуть ли не на каждом шагу всяких чрезвычайных познаний; и все это делается с таким таинственным видом, что вам начинает казаться, будто высший мир действительно вот-вот откроется пред вами, вы увидите небо и само Божество. О, если бы только все это было правдой!

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Легко обратиться мыслью к первому блаженному времени при воспоминании о сотворении мира (в Пс.103 ); но за всенощной райское состояние напоминается еще и тем, что тогда, во время пения 103 псалма, бывают отверсты царские врата и священнослужители ходят по храму со свечой и кадильницей, представляя через это обилие духовного света (богопознания) в первобытное время и возношение молитв самое легкое, подобное возношению кадильного дыма, чем отличались первые люди в райском их состоянии. Но райское состояние было непродолжительно, и вот вскоре затворяются двери нынешнего рая т.е. алтаря, и мы можем вспоминать изгнание первых людей из рая. И вечер дня пробуждает в душе человека не одно только радостное чувство славословия Богу, а вместе и скорбь, при воспоминании о грехах, допущенных нами в течение дня и при воспоминании о житейских невзгодах и неприятных столкновениях, испытанных в течение дня и испытываемых ежедневно. Каждый из нас, приближаясь ко времени ночи, естественно, должен позаботиться о том, чтобы все такие воспоминания не возмутили его ночного покоя, и, если в душе его не погасла искра благочестия, ему естественно излить перед Господом свои скорби о грехах, о претерпеваемых им бедах и напастях, поведать пред Ним свою печаль и вместе прибегнуть к Нему с мольбою о прощении грехов, о даровании помощи для борьбы с искушениями, для перенесения бед и напастей и об избавлении от них на будущее время… Все это и слышится в прошениях великой ектеньи, а также в кафизмах и в пении «Господи воззвах». Великая ектенья Ектенья великая – это ряд прошений, в которых испрашивается у Господа множество благ, необходимых для нас, для всех окружающих нас и для всего мира. Великая ектенья начинается приглашением помолиться Господу с спокойствием. Она заключает в себе 11 прошений и возглас. После каждого прошения клир, от лица народа, просит Господа умилосердиться, поя: «Господи помилуй». Великая ектенья произносится так: Миромъ гд помолимс. Клир: Гди, помилй. Примирившись, станемте молиться Господу!Поющие: Господи помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Средние и меньшие праздники посвящены воспоминанию о св. Ангелах, св. Праотцах, Пророках, Апостолах, Мучениках, вселенских Учителях и др. святых, представивших нам в своей жизни и учении разнообразные высокие примеры богоугодной жизни. Воспоминая святых, мы в Богослужении молитвенно входим в общение с ними; они по молитве нашей ходатайствуют за нас пред Богом и в тоже время мы, имея пред собою примеры множества святых, угодивших Богу, смело можем надеяться на спасение наше. Христианское Богослужение таким образом в высшей степени 1) целесообразно, 2) обильно всякими средствами к возбуждению в нас благочестивой настроенности, необходимой для вступления в общение с Богом, или приближения к Нему; оно богато спасительными средствами а) внешними и б) еще больше внутренними, которые в 3) представляют а) стройный порядок, б) служат мудрым выражением христианского учения, и наконец через таинства и особенно через Причащение приводят христиан в самое ближайшее общение с Богом, а вместе с этим и к вечно блаженной жизни. Трудность понимания Христианского Богослужения и необходимость тщательного изучения его. – Великое значение Христианского Православного Богослужения во многом очевидно и понятно само собою, но многое в нем может быть понимаемо только при наибольшем углублении в смысл его. И при этом можно скоро постигать только сущность Богослужения, а не все части его, не все молитвы, песнопения и действия. Чтобы понимать все это, нужно тщательно изучить Христианское Богослужение и, первее всего, церковно-славянский богослужебный язык, на котором совершается наше Православно-Христианское Богослужение. Хотя наше Богослужение и привлекательно, и великолепно, и в высшей степени содержательно; но многие, не зная его языка, не понимая его смысла, не знают и не хотят знать и цели его, и величия. Таким образом, чтобы незаслуженно не пренебрегать нашим святым Богослужением, нужно изучить его, войти в разумение всего, что входит в состав его. Надобно хорошенько познакомиться, по крайней мере, с ближайшим смыслом церковных служб, хотя бы ради того, чтобы с пользою для души участвовать при совершении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

175 Ропот по делу распределения милостыни бедным побудил Апостолов к избранию диаконов. Видно, что Апостолы не сами этим занимались. И вот, как бы оправдываясь невозможностью для них заниматься этим делом, требующим много времени и забот чисто внешних, они говорят, что иначе им бы пришлось оставить свое существенное дело, проповедание слова Божия, – дело более высокое и важное. Они говорили это великому собранию христиан, собранных сколько по нужде прекращения ропота, столько же и для того, чтобы избранные были всем люди желаемые, достаточно известные и свободные от великого дела окормления душ, чтобы безраздельно предаться заботе о насыщении одних в общей трапезе (на вечери любви), а других обычною пищей бедноты, а равно и о приобретении других предметов и разделении нуждающимся в удовлетворение насущных их потребностей. «Необходимое следует предпочитать тому, что не необходимо» (пишет блаженный Феофилакт). «Апостольский пример показывает, что низшие добродетели должны быть иногда оставляемы для высших, т. е. чтобы время и силы или средства употреблять для достижения высших добродетелей, или высшие обязанности должны быть предпочитаемы низшим. Как душа превосходнее тела, так и попечение о душе превосходнее попечения о теле. Апостолы, по своему Апостольскому знанию, преимущественно призывались к проповеданию Евангелия; потому они исполнение этой обязанности и предпочитают другой обязанности – попечению о бедных» (см, у преосвящ. Евсевия, архиепископа Могилевского, часть I, стр.80). 176 Собранию христиан Апостолы предложили избрать семь диаконов, причем указали два свойства, требующиеся от избираемых: полноту Духа Святого и мудрость. Себе же Апостолы предоставляют право посвящения диаконов и затем обычное молитвенное и проповедническое служение. С таковым избранием и поставлением Апостолы все были столь единодушно согласны, что Дееписатель даже не упоминает о лице, через которое они выражали свое предложение. Трудно, конечно, было узнать, кто исполнен Духа Святого и имеет потребную мудрость; но Апостолы указывают к тому средство. Они говорят: изберите свидетельствованных, т. е. не только просто известных, но и как засвидетельствованных свыше теми или иными знамениями, которых тогда было совершаемо множество, а также и делами добрыми, учением, попечением о бедных и вообще имеющих о себе такое или иное доброе свидетельство, срвн. ( 1Тим.3:7 ). Мудрость от диаконов требовалась не только потому, что «принимать жалобы вдовиц было делом величайшей мудрости» (Феофилакт), но и потому, что Апостолы желали сделать диаконов своими сотрудниками в проповедничестве, в котором нужна и чистота голубиная и мудрость змия ( Мф.10:16 ). И народ понял Апостольское требование вполне, ибо были избраны мужи и свидетельствованные в дарах Духа Святого и полные мудрости, многоразлично выраженной ими, как видно из дальнейших сказаний Дееписателя, см. ( Деян.7:1–60; 8:26–40 ); срвн. ( 1Тим.3:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010