Преемник его, Царь Иоанн Васильевич, по благоговейному уважению к сей иконе, с той же целью предпринимал неоднократно путешествие в Тихвин. Желая оставить в сем месте памятник своего усердия к святыне, он, по совещанию с Митрополитом Макарием, вознамерился учредить обитель и поместить иноков при Церкви, сооруженной родителем его и состоявшей до того времени в ведении мирских священнослужителей. Вследствие сего в 1546 году его содействием и иждивением построен там общежительный мужской монастырь, известный и теперь под именем Тихвинского. Слава о чудесах, являемых от иконы Богоматери, вскоре привлекла туда многих пустынножителей и усердных поклонников, которые и доныне нередко посещают святую обитель Тихвинскую. Там недужные получали исцеление, слепые прозирали, одержимые духом нечистым освобождались от него; даже те, которые вне обители призывали в помощь небесную Хранительницу ее и давали благочестивые обеты, спасались от бед и напастей. В особенности должно приписать покровительству Тихвинской Божией Матери спасение сей обители во время владычества Шведов в Новгородской области при Царе Василии Иоанновиче Шуйском, а равно и чудесное избавление ее от сих врагов, многократно покушавшихся овладеть ей в царствование Михаила Феодоровича (Чет. Мин. 26 июня). В память явления иконы Богоматери в Тихвине Церковь ежегодно совершает празднество 26 июня. Прославляя чудотворный образ, который яко солнце пресветлое воссиял на воздухе, она от лица России молит Пресвятую Богородицу спасать в мире и благовременности верного Императора нашего и всех христиан. Можем ли, братие, мы извлечь для себя из сего повествования какой-либо урок? Да, можем, и именно тот, что мы должны помнить, что хорошо делают те, которые заботятся о построении и благоукрашении храмов Божиих, и что усердие и заботы храмоздателей угодны Господу, Царице Небесной и Святым и привлекают не только на самих храмоздателей, но и на построенные ими храмы и особое благоволение Божие. Замечаете ли, сколько милостей излил Господь на храм, построенный в честь Его Матери царем благочестивым? Там, как сейчас слышали, «недужные получали исцеление, слепые прозирали, одержимые духом нечистым освобождались от него; и даже те, которые вне обители призывали в помощь небесную Хранительницу ее и давали благочестивые обеты, и те спасались от бед и напастей».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В XIII веке был погребен близ этой церкви св. Василий первый епископ Муромский, Переславский и Рязанский, которого мощи перенесены отсюда, 1592 июля 10, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, в новую Рязань, и почивают теперь в Рождественском Соборе; а на месте, где лежало его тело, воздвигнут, в 1836 году, рязанским купцом Пановым и другими усердствующими, чугунный пирамидальный памятник, местами позолоченный, с надписями, который и открыт 4 октября 1836 года. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, собор в уездном городе Зарайске существующий, как кажется, еще с XII века; нынешнее здание его сооружено в 1681 году. – В сем храме находится весьма древнего письма икона Николая Чудотворца, называемая Корсунскою, и принесенная сюда из Корсуня в 1198 году. Царь Василий Иоаннович Шуйский украсил этот образ, в 1610 году, дорогим золотым окладом и привесил небольшую золотую же дощечку, с надписью. В Соборной ризнице хранится много любопытных утварей, на пример: серебряный вызолоченный потир с готическими надписями на старом Немецком языке, вероятно, приобретенный в войну с лифляндцами; два блюда серебряные, лжица и копие, данные князем Федором Ивановичем Мстиславским; два блюдца серебряные, вклад князя Ивана Михайловича Хворостинина, 1569 года; ковш серебряный епископа Коломенского Варлаама, XVI века; водосвятная серебряная чаша, данная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, в 1594 году; крест напрестольный, украшенный жемчугом, и устроенный в 1623 году Рязанским архиепископом Антонием, и проч. В начале XVII века был при Николаевском соборе Протопопом Димитрий – известное в русской истории лицо, тем, что он укреплял патриотическими наставлениями князя Пожарского, осажденного в Зарайске; а потом был в числе послов от Земского Совета к избранному царю Михаилу Феодоровичу. Иоанна Предтечи, собор в уездном городе Зарайске; настоящее здание его построено в 1764 году. Первоначальное же основание собора многие относят к XIII веку. Тут есть древние гробницы, с неясными надписями от времени, под которыми, по преданию жителей, погребены: 1) Князь Феодор Юрьевич Рязанский, убитый Батыем; 2) супруга его Евпраксия и 3) малолетний сын, Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

влияний. В Кабарде сменяли друг друга политические группировки, ориентировавшиеся то на Крым, то на Россию. Затяжные войны с тарковскими шамхалами и крымскими ханами вынудили часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым в 1557 г. обратиться в Москву с просьбой о покровительстве. В 1559 г. в Москву прибыл младший сын Темрюка Салтанук, принявший крещение с именем Михаил и оставшийся при дворе царя. Более тесными отношения Российского гос-ва и Кабарды стали в результате брака Иоанна IV Васильевича и младшей 16-летней дочери кн. Темрюка Гуашани (в крещении Мария). Свадьба состоялась 21 авг. 1561 г. в Москве. Потомки братьев Марии Темрюковны, перешедших на службу к царю, стали родоначальниками князей Черкасских. В 1567 г. против устья р. Сунжи была воздвигнута рус. крепость Терки - военный форпост России в вост. части Сев. Кавказа. В 1588 г. появилась новая крепость в устье Терека - Тюмень. В горах Сев. Кавказа строились городки гребенских казаков. Адыги отправили неск. посольств в Москву при царях Борисе Феодоровиче Годунове (1602), Василии Иоанновиче Шуйском (1608) и Михаиле Феодоровиче Романове (1615), ища поддержки в неравной борьбе с османами. События Смутного времени остановили сношения рус. властей с черкесами. С посл. четв. XVI в. крымцы и османы укрепляли свое влияние в регионе. Мурат-Гирей, крымский хан, правивший в 1678-1683 гг., имел титул правителя «кабардинских и горских черкесов правой и левой стороны». Представители кабард. знати посылали крымским ханам в подарок рабов и лошадей. Господствующей религией среди кабардинцев и балкарцев в XVI-XVIII вв. был ислам. В соответствии с Белградским миром, заключенным после русско-тур. войны 1735-1739 гг., Кабарда приобрела статус суверенного гос-ва - «буферной зоны» между Османской и Российской империями. Во 2-й пол. XVIII в. политика России по отношению к Сев. Кавказу изменилась, разрабатывались планы его присоединения. В 1763 г. в урочище Маздогу, куда годом раньше переселился принявший правосл.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Св. Благоверный Царевич Димитрий был сын Царя Иоанна Васильевича Грозного. По смерти его престол Царский наследовал сын его Феодор. По причине его слабого здоровья, ему помогал в управлении родственник его боярин Борис Годунов. Побуждаемый властолюбием, он возымел желание наследовать престол царский. Пользуясь слабым здоровьем Царя Феодора Иоанновича, Годунов решился осуществить своё рамерение. После Царя Феодора оставался ещё сын Царя Иоанна Грозного Царевич Димитрий, который должен был наследовать престол Царский. Борис Годунов замыслил погубить Царевича Димитрия, чтобы наследовать самому престол Царский. Для достижения своей цели Годунов, прежде всего, удалил от Царского двора всех, которые могли бы препятствовать ему. Вдовствующая Царица, супруга Иоанна Васильевича Грозного, и родственники её отправлены были в город Углич, который послужил местом исполнения его замыслов. Дьяк Михаил Битяговский, Никита Качалов и некоторые другие согласились быть исполнителями злодейского намерения Годунова. При Царевиче Димитрии находилась мамка, которая присоединилась к исполнителям злоумышления Годунова. Вдовствующая Царица Мария неусыпно бодрствовала над своим сыном и почти не упускала его из своих глаз. Но случилось, что после обеда она заснула и все разошлись по своим домам. Тогда кормилица нашла удобный случай погубить Царевича Димитрия. Поманив Царевича к себе, под тем видом, как бы играть, она предала его в руки убийц; злодеи нанесли Царевичу смертную рану, и невинный страдалец Димитрий мученически предал дух свой Господу. Это было в 1591 году, мая 15 дня. Святое тело его положено во гроб и поставлено в Угличе, в соборной церкви. В 1606 году, июня 3 дня, при Великом Князе Василии Иоанновиче Шуйском и Патриархе Гермогене, св. мощи Царевича Димитрия перенесены были из Углича в Москву и поставлены в соборном храме св. Архистратига Михаила, где и доныне почивают нетленными. На гробнице Царевича Димитрия читается следующая надпись: «В лето 7099, месяца мая в 15 день, убиен бысть Благоверный Царевич Князь Димитрий Угличский, Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, всея России, сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данилки Битяговского с товарищи, и принесены его св. мощи из Углича в Царствующий град Москву, в 7114 году.» Память св. Царевича Димитрия празднуется церковию мая 15-го, а перенесение св. мощей его июня 3-го дня. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Ефрема поставлена была часовня; а в 1545 году и самый гроб с мощами его перенесен был в новую обитель или монастырь, где и установлено, поэтому, праздновать память преподобного 16-го мая – в день перенесения таковой святыни. Мощи преподобного Ефрема почивают под спудом в Ефремовском приделе главного каменного храма Перекомского монастыря. Преподобный Сергий, по имеющейся при гробе его надписи, родился и воспитывался в городе Казани и в миру назывался Стефаном. Вместо молока матери, у которой он не брал сосцов, пил ячменное и не квасное сусло, в пищу же употреблял только сухой хлеб и суровое зелие, и при том только по дважды в неделю. Из Казани Стефан ходил в Палестину и Царьград, где пробыл три года, посещая св. место, изучая обычаи монастырские, пребывая в иноческом искусе и нося на себе власяную рясу. Из Палестины Стефан не постриженным пришел в великий Новгород, где посетил соборный храм Софии – Премудрости Божией и другие церкви и монастыри; из Новгорода ходил в Самояд Лопскую – к океану морю, потом в Соловецкую обитель препод. отец – Зосимы и Савватия, наконец, в 1603 году пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник или живописец. В пустыне Шухтовской Серий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и не долголетна была жизнь преп. Сергия. Он скончался, по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г. месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви св. Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев сын Пелевин – возрастом преп. Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волоса черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

О новом театральном сезоне Я не признаю «датские» спектакли, но личность святителя Гермогена не просто привлекательна, а сверхзначима для меня. 2012 — год 400-летияокончания Смуты, а в 2013 году исполняется100-лет со дня канонизации святителя Гермогена. Фонд по увековечиванию памяти священномученика предложил нам поставить спектакль о нём. И мы рискнули: в очень сжатый срок я написал пьесу, возник образ спектакля, мы начали репетировать. Сейчас мы мыслим этот спектакль как вторую часть дилогии вместе со спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович», не только потому, что одно время практически примыкает к другому, а по причине внутреннего единства. Есть замысел создать трилогию, когда третью часть составит пушкинский «Борис Годунов». Пьеса о Гермогене — это ещё и о Василии Шуйском. Почему я говорю о трилогии: «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис Годунов» и «Царь Василий Иванович Шуйский»? Это очень разные личности, и в Шуйском есть момент, отличающий его от двух других. Только вспомните, как ему приходилось лгать перед народом, как боярская элита ограничивала его власть, и ничего не получалось, смута разгоралась. «Царь Фёдор» не таков. Это не только святой царь, но, может быть, лучшая часть каждого человека. Но почему-то эта лучшая часть терпит земное поражение. Василий Шуйский — это тоже я. И что я должен делать в ситуации смуты? Ловчить? В финале пьесы Гермоген гибнет, его морят голодом поляки. А Шуйский в конце концов целует руку Сигизмунда, польского короля. Он выжил ценой унижения. Вот, собственно, выбор каждого из нас. И редко кто оказывается Гермогеном. Все хотели бы быть такими светлыми и принципиальными. Но нет, мы в основном целуем руку некоему Сигизмунду. И этот выбор для нас очень важен — два пути, конфликт земного выживания и выживания в вечности, выживания навстречу Богу. Но при этом спектакль о Гермогене — точно не житие. Мы театр светский, и играем для любого зрителя. Для нас важно даже не то, будет ли воцерковляться наш зритель, а то, что происходит в его сердце. Что он услышит? Зазвучит ли это сердце нашим стремлением…

http://pravmir.ru/mixail-shhepenko-dlya-...

Колокольня стоит отдельно от церкви в 11 саженях, зданием каменная. К ней, как видно, примыкали какие-то здания, или вернее Троицкая бывшая церковь . Оттого внизу она с неравными углами в роде контрафорсов и небольшим на северной стороне прикрольком. В настоящее время длина колокольни 3 саж. 2 арш., а ширина 4 саж. без четверти. Под колокольнею устроены кладовые, а в средине ее теплая келлия с двумя окнами. Кровля в роде шпиля конусообразная, покрыта железом и окрашена медянкою; над нею обитая белою жестью главка и крест железный, шестиконечный. Под конусообразною кровлею восемь пролетов с 8-ю колоколами. Из четырех древних колоколов, по надписям, два колокола литы около половины XVI века, при Иоанне IV и архиепископе Макарии, а другие два в начале XVII века, при Василие Иоанновиче Шуйском п митрополите Исидоре. 18. Церкви св. Николая чудотворца и Иоанна Богослова в Вяжицком монастыре Местоположение и основание Вяжицкого монастыря. Возобновление его святителем Евфимием и краткое сведение о сем святителе. Последующая судьба монастыря и устройство церквей его в настоящем виде. Вяжицкий Николаевский мужеский монастырь находится в новгородском уезде, в 12-ти верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте, называемом Вяжище 1381 , на левой стороне речки Каменки, которая ниже монастыря называется Веряжею. Первоначальное основание монастыря относится к XIV веку. Потому что в межевой на вотчины Юрьева монастыря, данной в 1391 году за подписом двух посадников новг. Юрья Онцифоровича и Мирона Ивановича, упоминаются уже вотчины Вяжицкого монастыря 1382 , вероятно, подвергшегося около того времени разорению и опустошению. А посему новое построение его, по летописям, относится к 1411 году. В Новг. III летописи сказано: «в лето 6919 (1111) поставити церковь древяну святого Николы архиепископа Мир Ликийских чудотворца па Вяжицах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, и честне монастырь устроиша, при архиепископе Иоанне В. Новаграда и Пскова» 1383 . В тойже летописи чрез 8 лет записано: «в лето 6927 (1419) поставиша церковь древяну преподобного отца нашего Антония Великого , на вратех, в монастыре на Вяжицах» 1384 . По монастырским записям, годы значатся теже, а лица, строившие монастырь, другие, даже не упоминается и о церкви Антониевской над вратами 1385 : «он основан жившими тут монахами: Евфросином, Игнатием и Галактионом и к ним пришедшим иеромонахом Пименом, который потом был в оном монастыре первый игумен». Предание к этому прибавляет, что основателями монастыря, троими иноками, построена Никольская церковь , по случаю явленной им чудотворной иконы св. Николая, доселе остающейся храмовою иконою. Разноречие между летописью и монастырскою записью, помещенною в Истории Российской Иерархии, можно примирить только тем, что в летописи представлены игумен и строитель, присланные для новоустрояемого монастыря, а в записи первые пришельцы на место, где основан был монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

126 об.) и божественные службы, и милостыню, и трапезное учреждение об отшедших душах иже во благочестии поживших сродствия своего еже, и доныне непременно есть таковое милостивое царское законноположение и учреждение. Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Некогда же христолюбивый великий князь Василий Иоаннович, всея России самодержец, иже последи бысть во иноцех Варлаам, иже осмый степень блаженного сего великого князя Даниила, также грядый на некое свое царское орудие, снимже множество синглита 18 его, вних же бе князь Иоанн Михаилович Шуйской, и сему бывшу близ церкви святого Даниила, идежф бяху мощи блаженного (л. 127 об.) великого князя Даниила Александровича, на фгоже гроб от древних лет положен бысть камень. Тойже князь Иоанн Михаилович Шуйской, вступи на той камень, с негоже нача вседати на конь свой. Христианин же некто прилучися ту и возвести ему глаголя: Господине княжеЭ не дезарьсь камени сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит тут великий князь Даниил. – Князь же Иоанн, виде тогда место оно Данииловское (л. 128) яко небрегомо, и христианина обличающа его яко невежу вменяя и небрегий о словесех его, и спроста огвеща глаголя, мало ли есть тех князей, и вседающу ему на конь, и внезапу конь воздымяся и паде на землю и умре, князя же еле жива испод коня подняша, князь же раскаявся о своей дерзости, и повеле иерею молебен пети о своем прегрешении, понахиду пети по великому князю Даниилу, и здравие получи молитвами блаженного и великого князя Даниила. Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 По сих же времени немалу прешедшу, во дни благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца девятой степени, сего великого князя Даниила Александровича, купец некий, житие имея во граде Коломне, и сему некогда с куплею со своею пловушу в ладиицы ко граду Москве, снимже бяше сын его юноша, семуже юноше случися тогда болезнь сильна (л. 129) толико, яко и живота отчаятися, и последнее дышущу , и егда быша пловуще против церкви идеже бяху честныя мощи блаженного великого Даниила, купец же сына своего болящего взем и принесе ко гробу святого и великого князя Даниила, и повеле служащему тоя церкви иерею пеги молебен, сам же с великою верою и со многими слезами моляшеся Богу, призывая в молитву угодника его великого князя Даниила (л. 129 об.), прося живота сыну своему, и на честный его гроб полагаше сына своего, и абие сын его яко от сна возбнув, и здравие от болезни получи, и взем сына своего исцелевша, и отыиде славя Бога, и святого великого князя Даниила, к нему же оттоле велию веру притяже и в прочая лета, в оньже день получи сын его исцеление, прихождаше ко гробу святого, молебная совершая благодарения и милостыню сотворяя. Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Я не беру на себя смелости характеризовать отца Смотрителя Александра Иоанновича, потому что облик его весьма рельефно обрисован в выше помещенных речах и приветствиях ему; прибавлю только с своей стороны, что в этом маститом старце до сего времени в глазах и движениях горит огонь энергии. Что же было в период его цветения, как он говорил в одной из ответных своих речей? Это была великая мощь, которая упорным своим трудом достигла желательного положения: он, не учась в духовной академии, получил ученую степень кандидата богословия, когда необходимо нужно было иметь звание кандидата, чтобы остаться смотрителем училища. Протоиерей Александр Иоаннович Свирелин родился в 1830 году в селе Афанасьевском, Шуйского уезда, от диакона Иоанна Иоанновича и матери Матрены Михайловны Свирелиных. Домашнее образование получил он под руководством матери своей. 1 Школьное образование получил сперва в Шуйском духовном училище, а потом во Владимирской духовной семинарии (1844–1850). Окончив курс в числе первых студентов, он в том же 1850 году в сентябре 21 был определен учителем 1 класса Муромского училища, а в следующем году 1851 переведен во 2 класс Переславского училища, в котором с тех пор непрерывно и служит. Постепенно возвышаясь по службе, в 1858 году произведен во священника с совмещением учительской должности. В 1864 году по испытании в предметах полного академического курса конференциею Московской духовной академии с утверждения Московского митрополита Филарета возведен в степень действительного студента академии, а Святейшим Синодом назначен смотрителем Переславского духовного училища. В 1879 году возведен в сан протоиерея; а в 1880 году, по новом испытании в Московской духовной академии в предметах полного академического курса, как за познания, оказанные в тех предметах, так и за представленное им сочинение Советом Академии удостоен ученой степени кандидата богословия и утвержден в сем звании Святейшим Синодом. С 1865 года состоит членом Московского Археологического Общества, с 1873 года – членом Владимирского Статистического Комитета, с 1899 года – действительным членом Владимирской Ученой архивной Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Не смотря на прибавку усадьбы, монастырь не мог долго поместиться со всем своим обширным хозяйством. Поэтому дарованы были разныя подгородные усадьбы и даже слободы. Ближайшею подгородною монастырскою усадьбою была дача Подсека, данная грамотою Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича от Казанского воеводы князя Григория Андреевича Булгакова архимандриту Паисию с братиею в 1586 г. июня 15 дня, при чем „велено тоя деревни Подсеки сдаточного поместья Якова Алексеева сына Пелепелицина крестьянам с пашенною землею, сенными покосами и со всякими угодьи быть за Спасским монастырем, архимандрита с братиею слушать, пашню пахать и оброк платить». Грамота писана на столбце, за черною печатью князя Булгакова, за скрепою дьяка Михаила Битяговского (см. опись монаст. бум. 10). В другой грамоте, от 21 сентября того же года Подсека называется Князь-Ивановское поместье Бабичева 11). По клировым ведомостям Подсека значится Высочайше пожалованною архимандриту Спасского монастыря в качестве загородной дачи. И действительно, здесь имеются все приспособления для загородной дачи, даже не одной, а нескольких, при чем особенною вычурностью работы отличается один домик, который и называется настоятельским. В качестве подгородных же усадьб были даны слободки Плетени и Поповка. Вместо их при Василие Ивановиче Шуйском назначено было 50 рублей деньгами. Но потом грамотою Михаила Феодоровича (1614 года) права монастыря на эти слободы были подтверждены. Грамота эта была дана на имя архимандрита Макария, за скрепою дьяка Петра Никулина. Позади подпись: „Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, Всея России Самодержец». Потом были подтверждения государей Алексея Михайловича (1646 года) и Иоанна и Петра Алексеевича (1683 г.), за скрепами дьяков Ивана Феодорова и Ивана Кучецкого В 1650 году грамотою царя Алексея Михайловича повелено было „из вотчин Спасскаго монастыря села Плетеней и деревни Поповки крестьян в посад не брать и не на какие земские службы не посылать, а тем крестьянам в лавках не торговать, а с стругов и возов беспенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010