Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г. (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии), находится в дер. Жабынь Белёвского р-на Тульской обл., на правом берегу р. Оки, у впадения в нее р. Жабынки. Первое историческое описание М. Ж. м. составил архим. Леонид (Кавелин) , в сер. XIX в. неоднократно посещавший обитель и гостивший поблизости, в имении Иваново Белёвского у. Тульской губ., у своего брата, правоведа и историка К. Д. Кавелина († 1885). Считается, что М. Ж. м. основан как пустынь в 1585 г. неким старцем Онуфрием. Об этом свидетельствуют выписки из грамоты царя Феодора Иоанновича , выданной старцу Онуфрию в том же году. Царь повелел писцу дворцовых земель Н. Г. Ржевскому отдать «под монастырь» Жабынское городище на берегу р. Оки с пахотными землями и лесами, ранее принадлежавшее Дворцовому ведомству. Местность называлась по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова ( Антонов. 2013. С. 230-231, 233). Вместе с городищем передавались деревни Кузнецово на р. Коломенке, Пашковская Володинская (Упашинское, Пашонская) на р. Коломенке, Волошково, Селихово и луга близ с. Сныхова. По той же дарственной грамоте старец Онуфрий должен был «на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6). В 1609/10 г., при царе Василии Иоанновиче Шуйском , монастырские деревни Пашковская Володинская и Кузнецово были переданы семье воеводы Г. Ф. Киреевского ( Антонов. 2002. С. 29). Возможно, в 1615 г. пустынь сожгли польско-литов. войска А. Ю. Лисовского, хотя в документах М. Ж. м. среди разоренных обителей не упоминается (Книга сеунчей 1613-1619 гг.: Док-ты Разрядного приказа о походе А. Лисовского (осень-зима 1615 г.) М.; Варшава, 1995. (Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв.; Т. 1)).

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь " град пожгоша " . Огонь бушевал с такой силой, что от него " колокола разлияшася " . Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван " новым " . Именовали его тогда ещё и " новодевичьим " , а это доказывает, что на рубеже XV-XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В XVI-XVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине XVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение " Княгинин " он утерял, вернув его лишь в 1900 году. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в XIX веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал " со товарищи " - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=05331

влияний. В Кабарде сменяли друг друга политические группировки, ориентировавшиеся то на Крым, то на Россию. Затяжные войны с тарковскими шамхалами и крымскими ханами вынудили часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым в 1557 г. обратиться в Москву с просьбой о покровительстве. В 1559 г. в Москву прибыл младший сын Темрюка Салтанук, принявший крещение с именем Михаил и оставшийся при дворе царя. Более тесными отношения Российского гос-ва и Кабарды стали в результате брака Иоанна IV Васильевича и младшей 16-летней дочери кн. Темрюка Гуашани (в крещении Мария). Свадьба состоялась 21 авг. 1561 г. в Москве. Потомки братьев Марии Темрюковны, перешедших на службу к царю, стали родоначальниками князей Черкасских. В 1567 г. против устья р. Сунжи была воздвигнута рус. крепость Терки - военный форпост России в вост. части Сев. Кавказа. В 1588 г. появилась новая крепость в устье Терека - Тюмень. В горах Сев. Кавказа строились городки гребенских казаков. Адыги отправили неск. посольств в Москву при царях Борисе Феодоровиче Годунове (1602), Василии Иоанновиче Шуйском (1608) и Михаиле Феодоровиче Романове (1615), ища поддержки в неравной борьбе с османами. События Смутного времени остановили сношения рус. властей с черкесами. С посл. четв. XVI в. крымцы и османы укрепляли свое влияние в регионе. Мурат-Гирей, крымский хан, правивший в 1678-1683 гг., имел титул правителя «кабардинских и горских черкесов правой и левой стороны». Представители кабард. знати посылали крымским ханам в подарок рабов и лошадей. Господствующей религией среди кабардинцев и балкарцев в XVI-XVIII вв. был ислам. В соответствии с Белградским миром, заключенным после русско-тур. войны 1735-1739 гг., Кабарда приобрела статус суверенного гос-ва - «буферной зоны» между Османской и Российской империями. Во 2-й пол. XVIII в. политика России по отношению к Сев. Кавказу изменилась, разрабатывались планы его присоединения. В 1763 г. в урочище Маздогу, куда годом раньше переселился принявший правосл.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Ныне здесь находятся две каменные церкви: 1) Соб. Воздвижения Креста, с приделами: Похвалы Богородицы, Дионисия Ареопагита и Иннокентия Иркутского; сей, великолепно устроенный, храм освящен в 1823 году, 2) больничная, Богородицы Всех Скорбящих Радости. НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Арзамасе. Он основан в 1606 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. Монастырь состоит из каменных зданий и окружен такою же оградою; в нем две церкви, из коих соборная во имя Николая Чудотворца. Сестры здешней обители занимаются золотошвейною работою, которая, быв по достоинству высоко ценима покупателями, приносят и монастырю не маловажные выгоды. СВЕРХ ТОГО: АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩИНА, женская, в уездном городе Арзамасе. Тут прежде был женский Алексеевский монастырь, основанный в XVI веке, незадолго до времени царствования Михаила Феодоровича, и уничтоженный в 1764 году; церковь его обращена была тогда в приходскую. Между тем некоторые из инокинь упраздненной обители остались в прежних кельях и проживали на своем пропитании; мало по малу образовалась из них община, с правилами весьма строгими, почти единственными в России. Главною начальницею сей примерной обители была дворянка Марья Петровна Протасьева. Труженице здесь ныне до 500, которые, не быв пострижены в иночество, соблюдают все иноческие уставы и занимаются шитьем церковных облачений, плащаниц, образов и проч.; выручаемые за работу деньги составляют общественную кассу обители; сверх того, они исправляют все монастырская работы в поварне, трапезе, больнице, на огороде, даже кладут печи и красят крыши. Ныне в сей общине три церкви, украшенные великолепно на общие деньги, и больница для престарелых сестер. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, существовавший в древности в Нижнем-Новгороде; он был основан около 1369 года св. Княгинею Вассою (в иноч. Феодорою), супругою Андрея Константиновича, Великого Князя Нижегородского, которая здесь приняла иночество и была игуменьею, имея под начальством в общежитии 160 монахинь. Нет сведений, когда эта обитель уничтожена; известно только, что в половине XVII века она еще существовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

УЛЕЙМАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от уездного города Углича, при речках Улейме и Воржехоте. О времени основания сей обители неизвестно. Упоминается же о ней еще в начале XVI века. Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, с приделом Феодора Стратилата; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы, теплая; и 3) Живоначальной Троицы, над св. вратами. ИСАКИЕВСКАЯ, пуст. муж., в 60 верстах от уездного города Пошехони, близ села Исакова; находится под управлением игумена. Основана, по случаю явления на сем месте, в январе 1659 года, чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества. Здесь соборная церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В главном иконостасе находится означенный явленный образ, ныне именуемый Исаковским, которому празднество совершается 8 сентября. ДОРОФЕЕВСКАЯ-ЮГСКАЯ, пуст. муж., в 15 верстах от уездного города Рыбинска, при реках Юге черном и Юге белом. Основана в 1615 году, при Ростовском митрополите Варлааме Старцем Дорофеем. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Сошествия св. Духа, с которой находится принесенная сюда Старцем Дорофеем из Псковопечерского монастыря икона Божией Матери-Одигитрии, называемая ныне Югскою; празднество ей совершается 28 июля; в это время она бывает носима в крестных ходах по окрестным селениям, в сопровождении множества усердствующих и возвращается в обитель чрез долгое время. В нижнем этаже сей церкви находится гробница основателя Дорофея, над которою устроена в последствии времени малая церковь и престол во имя св. Дорофея, Епископа Тирского. 2) Успения Богородицы, теплая. 3) Николая Чудотворца. 4) Молчанской Божией Матери, больничная. КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Ярославле. Основан в 1605 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с приделами: св. Параскевы Сербской, Климента Папы Римского и Петра Александрийского . В недавнем времени церковь сия, по ветхости, построена вновь, в изящнейшем вкусе, и освящена в 1845 году. 2) Иоанна Предтечи над вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Св. Благоверный Царевич Димитрий был сын Царя Иоанна Васильевича Грозного. По смерти его престол Царский наследовал сын его Феодор. По причине его слабого здоровья, ему помогал в управлении родственник его боярин Борис Годунов. Побуждаемый властолюбием, он возымел желание наследовать престол царский. Пользуясь слабым здоровьем Царя Феодора Иоанновича, Годунов решился осуществить своё рамерение. После Царя Феодора оставался ещё сын Царя Иоанна Грозного Царевич Димитрий, который должен был наследовать престол Царский. Борис Годунов замыслил погубить Царевича Димитрия, чтобы наследовать самому престол Царский. Для достижения своей цели Годунов, прежде всего, удалил от Царского двора всех, которые могли бы препятствовать ему. Вдовствующая Царица, супруга Иоанна Васильевича Грозного, и родственники её отправлены были в город Углич, который послужил местом исполнения его замыслов. Дьяк Михаил Битяговский, Никита Качалов и некоторые другие согласились быть исполнителями злодейского намерения Годунова. При Царевиче Димитрии находилась мамка, которая присоединилась к исполнителям злоумышления Годунова. Вдовствующая Царица Мария неусыпно бодрствовала над своим сыном и почти не упускала его из своих глаз. Но случилось, что после обеда она заснула и все разошлись по своим домам. Тогда кормилица нашла удобный случай погубить Царевича Димитрия. Поманив Царевича к себе, под тем видом, как бы играть, она предала его в руки убийц; злодеи нанесли Царевичу смертную рану, и невинный страдалец Димитрий мученически предал дух свой Господу. Это было в 1591 году, мая 15 дня. Святое тело его положено во гроб и поставлено в Угличе, в соборной церкви. В 1606 году, июня 3 дня, при Великом Князе Василии Иоанновиче Шуйском и Патриархе Гермогене, св. мощи Царевича Димитрия перенесены были из Углича в Москву и поставлены в соборном храме св. Архистратига Михаила, где и доныне почивают нетленными. На гробнице Царевича Димитрия читается следующая надпись: «В лето 7099, месяца мая в 15 день, убиен бысть Благоверный Царевич Князь Димитрий Угличский, Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, всея России, сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данилки Битяговского с товарищи, и принесены его св. мощи из Углича в Царствующий град Москву, в 7114 году.» Память св. Царевича Димитрия празднуется церковию мая 15-го, а перенесение св. мощей его июня 3-го дня. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Молодых из них они и зачисляли на службу в богдыханскую «гвардию» Эти-то богдыханские «гвардейцы», очень может быть, и были, если можно так выразиться, первым семенем нашего православия в Серединной империи. Впоследствии, в 1685 г., как известно к ним присоединяются уведенные в плен из занятого русскими казаками у даурских людей Лапкаева городка (Албазина) несколько десятков человек русских. С этого-то времени, строго говоря, и началась русская православная миссия в Китае, хотя и неправильная. Кроме того, в Китай вначале многие из русских ходили и доброю волей, конечно, не изменяя своей вере и верноподданству, в особенности люди промышленные. Эти последние посещали Китай или с торговою целию, или с желанием высмотреть, что творится в этой стране и что будет в ней на пользу России. Таким образом, русские в XVII в. дошли и до устья Амура и понастроили в разных местах не только на нем, но и на его притоках небольшие городки вроде Албазина и Нерчинска. Да и дорогу в самую столицу Китая они, или, по крайней мере, многие из них знали отлично, измеряя расстояние от одного пункта до другого не верстами, а днями, неделями и месяцами. 41 Богдыханы китайские в первое время на такие походы русских в пределы их владений и во владения подвластных им князьков разных монгольских племен смотрели равнодушно, и только впоследствии, когда наши удальцы утвердились в Албазине и Нерчинске, они, побуждаемые иезуитами и другими западноевропейскими миссионерами, решились воспротивиться такому занятию их владений. Албазин они неоднократно отбирали у русских казаков, пока, как сказано выше, в 1685 г., после усиленной осады и кровопролития, а главным образом, благодаря малочисленности их, не увели их из него. Русские сибирские власти, а впоследствии и сами государи наши, также по временам делали попытки к сношениям с Китаем, пока они не стали постоянными. По свидетельству архимандрита Амвросия, автора «Истории Российской иерархии» (Ч. II. С. 442 и далее), первое караванное российское посольство в Китай было отправлено еще при царе Василии Иоанновиче Шуйском из Томска, тамошним воеводою Василием Васильевичем Волынским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1571 году монастырю была возвращена деревня и полудвор в Карзиной курье, отнятые крестьянами Першей Трубниным и Онисимом Васильевым 13 . Когда при Иоанне Васильевиче Грозном у монастырей, вследствие чрезмерного и быстрого увеличения монастырских вотчин, были уничтожены жалованные грамоты, Николаевскому Корельскому монастырю в 1574 г. была дана подтвердительная грамота, которой повелевалось ежегодно выдавать ему руги по 50 четвертей ржи и 50 овса. В 1578 году монастырю была предоставлена еще новая льгота: монастырские люди освобождались от государевой службы 14 . В этом же году, по ходатайству строителя Кириака, монастырь получил подтверждение своих прав на владение соляными варницами в Уне, Неноксе, Варзуге и Солзе; вместе с этими названные деревни освобождались от земских повинностей, а соляные промыслы и рыбные ловли от оброка 15 . При царе Василии Иоанновиче Шуйском, грамотой 1607 года на имя игумена Каллистрата, были подтверждены все прежние грамоты и права на владение землями, «рушити» которые «ни в чем никому не велено» 16 . Благочестивый государь Михаил Федорович оказал Николаевскому Корельскому монастырю новую милость, позволив в 1636 году продавать беспошлинно 8000 пудов соли. Грамотой 1642 года, данной на имя игумена Памвы с братией, монастырю разрешалось возить в одном дощанике 6000 пудов соли для продажи по городам беспошлинно и на вырученные деньги покупать для монастыря съестные припасы также беспошлинно 17 . Увеличивавшиеся, благодаря щедрым даяниям московских государей, монастырские владения получили законченный вид в 1683 году, когда грамотами царей Иоанна и Петра Алексеевичей приказано было монастырю привести в известность все свои владения по купчим, закладным и отказным, и вписать их в описи владений монастыря. Благотворительность московских государей, разрешение ими ходатайств настоятелей Николаевского Корельского монастыря в благоприятном для монастырских интересов смысле, обеспечивали безбедное существование монастырской братии. Побуждением же благотворить обители, без сомнения, служила для них бедность монастыря, заброшенного на далекую окраину и поставленного в неблагоприятные климатические условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

В XIII веке был погребен близ этой церкви св. Василий первый епископ Муромский, Переславский и Рязанский, которого мощи перенесены отсюда, 1592 июля 10, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, в новую Рязань, и почивают теперь в Рождественском Соборе; а на месте, где лежало его тело, воздвигнут, в 1836 году, рязанским купцом Пановым и другими усердствующими, чугунный пирамидальный памятник, местами позолоченный, с надписями, который и открыт 4 октября 1836 года. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, собор в уездном городе Зарайске существующий, как кажется, еще с XII века; нынешнее здание его сооружено в 1681 году. – В сем храме находится весьма древнего письма икона Николая Чудотворца, называемая Корсунскою, и принесенная сюда из Корсуня в 1198 году. Царь Василий Иоаннович Шуйский украсил этот образ, в 1610 году, дорогим золотым окладом и привесил небольшую золотую же дощечку, с надписью. В Соборной ризнице хранится много любопытных утварей, на пример: серебряный вызолоченный потир с готическими надписями на старом Немецком языке, вероятно, приобретенный в войну с лифляндцами; два блюда серебряные, лжица и копие, данные князем Федором Ивановичем Мстиславским; два блюдца серебряные, вклад князя Ивана Михайловича Хворостинина, 1569 года; ковш серебряный епископа Коломенского Варлаама, XVI века; водосвятная серебряная чаша, данная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, в 1594 году; крест напрестольный, украшенный жемчугом, и устроенный в 1623 году Рязанским архиепископом Антонием, и проч. В начале XVII века был при Николаевском соборе Протопопом Димитрий – известное в русской истории лицо, тем, что он укреплял патриотическими наставлениями князя Пожарского, осажденного в Зарайске; а потом был в числе послов от Земского Совета к избранному царю Михаилу Феодоровичу. Иоанна Предтечи, собор в уездном городе Зарайске; настоящее здание его построено в 1764 году. Первоначальное же основание собора многие относят к XIII веку. Тут есть древние гробницы, с неясными надписями от времени, под которыми, по преданию жителей, погребены: 1) Князь Феодор Юрьевич Рязанский, убитый Батыем; 2) супруга его Евпраксия и 3) малолетний сын, Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010