М. Гр-в М. Ч. [Рец. на:]: Марков С. свящ. О праве Церкви изменять церковные постановления, обряды и обычаи, существа веры не касающиеся. Изд. М. 1901 г. Ц. 10 коп.//Миссионерское обозрение. 1902 г. 3. С. 592 Маленькая (46 стр. в 1 / 32 д. л.) брошюрка о. Маркова очень содержательна. Она рассматривает один из важнейших вопросов в нашей полемике с расколом. Нового чего-либо, в сравнении с известным уже из сочинений хотя бы проф. Ивановского, она, конечно, не даёт, так как нового и дать нельзя. Но тем не менее для чтения простому народу и для научного разъяснения данного вопроса её можно рекомендовать преимущественно перед ей подобными брошюрками. Её счастливое преимущество заключается 1) в способе рассмотрения данного вопроса, – очень удобном и делающим для читателя, даже из простецов, понятным и ясным различие между изменяемым и неизменяемым в церковном учении и 2) в удачном подборе примеров изменяемости со стороны Церкви богослужебных чинов, прав, обрядов и т. под. Примеры взяты наглядные, как напр., об обрезании, о причащении, – взяты из уважаемых же старообрядцами книг... В ночь на 8 марта 1898 года, в гор. Курске, в соборе Знаменского монастыря, перед чудотворным образом Божией Матери последовал взрыв, которым были отброшены на значительное расстояние каменные и деревянные ступени, ведущие к иконе, повреждены и частью разрушены решётки и устроенная над иконой сень и разбито стекло у киота. Осмотр места указал, что взрыв был произведён с преступной целью, посредством разрывного снаряда, положенного злоумышленниками у подножия иконы. Немедленное возбуждённое предварительное следствие, несмотря на все принятые меры, не дало, однако, в то время данных к обнаружению виновников этого преступления. Между тем, продолжавшиеся розыски по делу привели осенью 1901 года к более положительным результатам, причём были арестованы: не окончившие курса Курского реального училища сын чиновника Анатолий Егоров Уфимцев, 20 лет, дворянин Леонид Владимиров Кишкин, 21 года, вольнонаёмный писец, вышедший из 2-го класса городского училища, мещанин Василий Евграфов Каменев, 22 лет, и студент института инженеров путей сообщения, сын купца Анатолий Николаев Лагутин, 21 года, которые и сознались в совершении означенного преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам остается еще рассмотреть южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от старца Паисия. Из непосредственных учеников старца Паисия на юге России известны: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе в Россию жительствовавший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году. Он имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария, впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Наиболее же широкое влияние на юге России имел, несомненно, знаменитый иеросхимонах Василий (Кишкин). Он происходил из дворян Курской губ., много странствовал и жил подолгу на Афоне и в Молдавии у старца Паисия. Возвратившись в Россию, он был строителем Белобережской пустыни, потом жил в Кременецком монастыре, в Саровской пустыни, в Коренной, в Глинской, в Софрониевой и Борисовской пустынях Курской епархии, в Рыхловском монастыре Черниговской епархии, в Усть-Медведицком монастыре Донской епархии, в Севском монастыре и в Площанской пустыни Орловской епархии. Во всех этих обителях он оставил многочисленных учеников и скончался в 1831 году. Он имел счастье слушать беседы Тихона Задонского и был другом Антония, архиепископа Воронежского. Это был замечательный подвижник, с юных лет отличавшийся целомудрием, смирением, терпением и любовию к оскорблявшим его. Из его учеников известны: оптинский старец Лев, находившийся под его руководством в Белых берегах; Серафим, бывший настоятель Белобережской пустыни; Арсений, подвизавшийся в Рославльских лесах; схииеродиакон Мельхиседек; схимонах Белобережской пустыни Макарий и другие подвижники этой обители, о которой нужно сказать, что она так же была замечательным средоточием Паисиевского движения. Далее учениками старца Василия были: Афанасий, схимонах Афонский; иеродиакон Анастасий, подвизавшийся в Свенском монастыре и в Рославльских лесах; архимандрит Симонова монастыря в Москве Мельхиседек, Оптинский архимандрит Моисей , игумения Усть-Медведицкого монастыря Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Ф. 213, к. 89, д. 6, л. 15 (1809 г.), к.59,д. 1,л.39об.(1821 г.),к.86,д. 18, л. 16(1823 г.)]. В 1806 году он предпринял попытку соединиться со старцами Василиском и Зосимою, но не застал их в Тобольске. В 1810 году, приехав в Спасский Арзамасский монастырь, он был посвящен Нижегородским владыкой в иеродиакона 18 июня и в иеромонаха на следующий день [ОР РГБ. Ф. 213, к. 84, д. 39].Судя по совету, подававшемуся ему о. Зосимою в письме, узнать об умной молитве у московских старцев, монах Павел был в то время еще молодым. Подробнее о нем см. нашу публикацию «Карта Рославльских кущей» в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» (2003. 2. С. 32). 77 Письмо о. Зосимы к монаху Павлу от 23 июля 1806 года//ОР РГБ. Ф. 214, д. 446, л. 17об.–21об.; то же: д. 448, л. 21об.– 27. Впервые письмо опубликовано А. Ю. Адриановым в сборнике «Православие и русская народная культура» (Изд. Координационно-методического центра Прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН). М., 1993. Кн. 2. С. 86–90. Также см. в кн.: Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 400–404. 78 Подробнее житие старца Василия (Кишкина) см. в сб.: Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 249–295. 81 Отец Александр (Подгорычани) – иеромонах Московского Новоспасского монастыря, исполнявший с конца 1790-х годов должность наместника. В мае 1810 года был посвящен в архимандриты и назначен настоятелем Арзамасского монастыря, где и умер 29 апреля 1845 года [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 299–309]. Сохранившиеся письма архимандрита Александра (Подгорычани) из Спасского Арзамасского монастыря к братьям Тимофею (впоследствии о. Моисею) и Ионе (впоследствии о. Исайе) Путиловым (1804–1842 гг.) представляют собой образец аскетических наставлений [ОР РГБ. Ф. 213, к. 89, д. 6]. 82 Иеромонах Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор) подвизался в Новоспасском монастыре с 1794 года и до своей смерти (в 1841 году). Был известнейший на всю Москву прозорливец и «целитель» душ [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

16-го июня, в 10 часов утра, при чтении слов евангелия от Матфея: “Приити имать Сын Человеческий… и тогда воздаст комуждо по делам его” — о. Моисей тихо отошел. О. Моисей погребен в Казанском храме Оптиной пустыни. С ним рядом лежит его брат, игумен Антоний. Над их общей могилой устроено богатое мраморное надгробие, иждивением гжи Небольсиной, которой о. Моисей дал первый совет о принятии православия, и старанием оптинского постриженника (ныне архиепископа Варшавского) Ювеналия Половцова, которому принадлежит прекрасный труд жизнеописания о. Моисея, послуживший руководством при составлении настоящего очерка. Оптинский старец Леонид I. Молодость и монашество Отец Леонид, в миру Лев Данилович Наголкин, родился 1768 года в г. Карачеве, Орловской губ., от простых граждан; в молодости, по должности приказчика, объездил почти всю Россию, приобретя тем большое знание людей и житейскую опытность. 29 лет от роду он поступил в Оптину пустынь, чрез два года перешел в Белые Берега (Орл. губ.), где и пострижен в иночество настоятелем, старцем строгой жизни, бывшем на Афоне, Василием Кишкиным; вскоре за пострижением рукоположен в иеромонахи. В монастыре о. Леонид обращал на себя внимание ревностью и постоянными трудами. Однажды клиросные, недовольные настоятелем, пригрозили ему, что не будут петь всенощную. Настоятель велел петь о. Леониду, с другим монахом. О. Леонид только что вернулся с лугов, где возил сено — и, пыльный, усталый, собирался ужинать; по слову настоятеля, он все бросил, и, как был, пошел исполнять его волю. Удалившись на время в Чолнский монастырь, о. Леонид вошел в близкое духовное общение со схимонахом Феодором, учеником старца Паисия Величковского , архимандрита Молдо-Влахийских монастырей, восстановителя старческого руководства иноков. В 1804 г. о. Леонид был определен настоятелем Бело-Бережской пустыни. Когда братия избрала его, он на квасоварне, в фартуке, был занят изготовлением для братии кваса, и прямо оттуда повезли его к архиерею. В 1805 г. о. Феодор переселился в Белые Берега, и под его руководством много преуспел о. Леонид. В это же время был о. Леонид в общении с инспектором Орловской духовной семинарии, игуменом Филаретом (впоследствии митрополит Киевский).

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Вскоре по вступлении в пустынь, молодой послушник постригся в рясофор, с именем Мельхиседека, и стал заниматься письмоводством. В 1815 г. пострижен в мантию с именем Макария, рукоположен в иеродиакона, и назначен ризничим. В скором времени в Площанскую обитель перешел схимонах Афанасий (Захаров), ученик старца Паисия, и с ним о. Макарий вошел в близкое общение, поселился у него в келлии и служил ему до кончины. Этот старец, бывший в миру гусарским ротмистром и 30-ти лет вступивший в обитель, под руководством о. Паисия, достиг высокой степени духовной жизни, и о. Макарий много попользовался его наставлениями. Подражая своему старцу, о Макарий делал выписки из отеческих и церковных учительных книг. У о. Афанасия были писания великих иноков, необходимые для монашеского воспитания (впоследствии они изданы Оптиною пустынью) — и ученик его с жаждою читал и переписывал эти писания. В 1817 г. о. Макарий рукоположен в иеромонахи. Вскоре затем настоятелем в Площанскую пустынь был назначен ученик старца Василия (Кишкина) — одного из ближайших учеников о. Паисия — иеромонах Серафим. Он установил Киевское пение и учредил повсюду благоустройство. При нем о. Макарий продолжал трудиться по письмоводству и по церковному благочинию. В эти годы о. Макарий совершил пешком, в убогой одежде, второе уже свое богомолье в Киев, где приветливо принят наместником лавры Антонием. В 1824 г. ездил в Ростов и Оптину. В 1825 году он схоронил старца Афанасия. В 1827 г. о. Макарий определен духовником Севского Троицкого девичьего монастыря. С этого времени начинается новая деятельность его — наставническая, прекратившаяся только с его смертью; тут же начало и обширной его духовной переписки. В следующем году в Площанскую пустынь прибыл с учениками своими о. Леонид, и, проведя в ней полгода, переселился в Оптину. Прибытие о. Леонида прекратило то духовное сиротство, в котором чувствовал себя о. Макарий. В его проницательном уме при чтении свято-отеческих книг, а в особенности при назначении духовником, — возникло множество вопросов, которых не мог объяснить, конечно, никто из окружавших его, и он молился, чтобы Бог послал ему наставника с даром духовного рассуждения. Именно этот дар и был в отце Леониде, как плод понесенных им великих искушений и борьбы.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Март. М., 1907. С. 363—364.    Леонид (Кавелин), иеромонах//Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. 3-е изд. Курск, 1885.    Лебедев Лев, прот. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. С. 66—67.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь " Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104.    Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15.    Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 54. Архивные документы    По просьбе дворян и других обывателей г. Путивля о введении в Глинской Богородицкой пустыни устава Афонской горы//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7889, л. 3.    Глинская опись церковного и ризничного имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 10об.    По копии с именного высочайшего указа о прибавке в Глинской Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии 13 монашеских вакансий с тем, чтобы поступающие получали содержание от самой пустыни. Устав означенной пустыни, составленный настоятелем//ЦГИА, ф. 786, оп. 102, д. 936, л. 6.    Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//ЦГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. ИЕРОМОНАХ ЛЕОНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817)     В 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен строитель Знаменского Обоянского монастыря и эконом архиерейского дома бывший духовник Белоградского Николаевского монастыря иеромонах Леонтий. Но он мало имел опыта в руководстве жизнью иноческого общежития и поэтому пробыл в должности только шесть недель. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 28.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Многие духоносные старцы жили в пустыни: Лев и Макарий Оптинские , Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), святитель Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил уже в XX в. После 1917 года здесь была организована коммуна «Пчела». Монастырь был ликвидирован в 1924 году, но церковные службы продолжались до середины 30-х годов. В 1932 году 70 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы агентами ГПУ и впоследствии по гибли в лагерях. Погиб величественный Казанский собор, нет надвратной церкви Всех святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет время возрождения. Первые насельники вновь открытой Площанской пустыни приехали сюда в конце 1994 года. Былая цветущая обитель встретила монахов руинами. Поселились в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. В 1996 году обители была передана часть келейного корпуса, еще через два года местная школа освободила здание полностью. В 1997 году началось восстановление на старом фундаменте храма Покрова Богородицы, восстановлен теперешний главный храм обители – Сошествия Святого Духа. Летом 1998 года произошло радостное событие: список Казанской иконы Божией Матери был возвращен вновь возрожденному монастырю. Из полной разрухи постепенно возрождается бывший дом игумена. Теперь это гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом сюда приезжает все больше. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году – южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей. В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Храм Святой Троицы (Лужки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святой Троицы в селе Лужки построен в 1756 году, пятиглавие высится над двухсветным четвериком, словно бы устремленным ввысь. Это стремление подчеркнуто асимметрией боковых окон. Колокольня отличается изяществом линий, она уравновешивает главное здание храма. Содержание История [ править править код ] Раннее известие о «сельце Лушки» содержат писцовые книги 1627 года как о вотчине дворян Арцыбушевых, согласно грамоте 1619 года. Под 1659 годом здесь впервые упоминается Троицкая церковь в связи с отмежеванием ей земли, ранее принадлежавшей Успенскому храму, бывшему где-то в этих же местах и утраченному в годы Смуты начала XVII века. 1 декабря 1701 года в Лужки выдан антиминс и для придельного храма святителя Николая. 6 мая 1756 года серпуховской купец, «парусинной, полотняной и бумажной фабрик содержатель» Василий Григорьевич Кишкин просил Московскую консисторию о разрешении построить в Лужках, взамен обветшавшей деревянной церкви Святой Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая — каменный храм того же посвящения (причём названная бумажная фабрика находилась поблизости, в с. Карповском). К 20 мая того же 1756 года московская контора Священного Синода благословила это строительство, а 30 мая 1758 года уже был дан указ освятить вновь построенные в Лужках Троицкий храм с Никольским приделом. Освящение состоялось, очевидно, 20 июня 1758 года, такая дата сто с лишним лет спустя читалась на стене придельного алтаря. При этом антиминс храма в Лужках был подписан митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари) (1705-1774), с 1752 года жившим в Москве. Здание Троицкой церкви в Лужках завершает собою целую серию серпуховских храмов 1740-х/50-х годов — классический для данной группы памятников центральный объём: двухсветный четверик, увенчанный пятиглавием – здесь, в отличие от более приземистых храмов-предшественников — приобретает вертикальные пропорции. Живая асимметрия оконных проёмов на боковых фасадах ещё более усиливает стремление этой формы в высоту. Крепкая, но изящная шатровая колокольня вполне под стать четверику. При взгляде с запада она вторит его подъёму; с севера же и юга — колокольня уравновешивает четверик, тогда как сильный вынос алтарной части и вытянутый переход трапезной надёжно привязывают обе эти вертикали к плоскости ландшафта.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святой_Тр...

«Вместе с нами из Киева выехал Иеромонах Исаакий, по приглашению коего заехали в единоверческий монастырь, где он и остался на время 12 . Далее посетили Глинскую пустынь (Курской гкбернии), где тогда жил О. Василий Кишкин, бывший Белобережский Строитель; он принял нас с любовью и приглашал остаться здесь навсегда. Заезжали и в Площанскую пустынь, где в первый раз видели О. Макария, тогда еще бывшего в сане иеродиакона, а в проезде через Орел видели известного Старца, Игумена Филарета, Настоятеля Глинской пустыни; наконец через Белые берега и Свенский монастырь возвратились в свое пустынное пребывание. «В 1819 году ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. При чем познакомились с тамошними старцами иеромонахом Иеремеей (духовником обители), О. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). «Впрчем О. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести весь великий пост у нас. Мы сказали: «добро пожаловать, милости просим». О.Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Феодор Талунин». Жил первоначально в Сафрониевой пустыни, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у Старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. «В крайнем нестяжании и кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклоны он проходил с горячей ревностью. В продолжение первой и последней седмице великого поста не вкушал ничего; в прочие посты принимал пищу на третий день. Так приготовляясь постепенно, он, по ревности к подвигам постничесим, решился наконец вступить в великую меру вышеестественного подвига. «Придя к нам в пустыню перед началом св. великого поста (1819 года), он объявил мне, что намерен провести всю св. четыредесятницу без пищи: «я верую, говорил он, что не умру от поста. – «Буди по вере твоей», отвечал я, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Письмо иеросхимонаха Максима (Кузьмина) настоятелю Оптинской Пустыни архимандриту Ксенофонту Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Окончил юнкерское училище, проходил военную службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана. На 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. По благословению Глинских старцев Михаил переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию новое, 3-е издание его жизнеописания, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка истории явления иконы и описания чудес, от нее происшедших. 24 августа 1906 года рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея. 11 февраля 1908 года пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению из-за болезни пострижен в святую схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр.10). При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин 14 июля 1905 г. Читать далее Источник: Письма глинских старцев. Составитель доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. М. Самшит-издат, 2007. –328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010