В конце 1990-х годов на месте запустения начались богослужения и ремонтные работы. В 2006 году храм был восстановлен. Адрес: Московская область, Ступинский район, д. Четряково. [[Казанский храм Казанский храм (Кишкино) [ править править код ] Казанский храм построен 1780 году тщанием местной помещицы Н.А. Ольцевой в архитектурном стиле раннего классицизма. Строительство в усадьбе продолжалось до середины XIX века, когда ею владела Н.А. Кавецкая. В советское время храм закрыли. Иконы переданы в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. От усадьбы сохранились дом с флигелями, церковь, каскадные пруды и липовый парк. Настоятель, протоиерей Петр Любимов был арестован и расстрелян 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. прославил отца Петра как священномученика. Адрес: Московская область, Ступинский район, д. Кишкино. Подробнее... Космо-Дамианский храм (Кузьмино) [ править править код ] Космо-Дамианский храм построен в 1871 году тщанием священника Иоанна Остроумова в русско-византийском архитектурном стиле, вместо деревянной церкви XVII века. В 1903 году крестьянин деревни Усады Василий Князев на свои средства приобрёл и установил на колокольне новый колокол весом 256 пудов 50 фунтов, который стал достопримечательностью храма. На средства крестьянина села Короськово Алексея Васильевича Филиппова были вызолочены иконостасы, а стены украшены росписью. В советское время храм был закрыт и разорен, сейчас восстанавливается и действует. Адрес: Московская область, Ступинский район, с. Кузьмино. Подробнее... Никольский храм (Еганово) [ править править код ] Никольский храм построен в 1745 году владельцем села графом Г. Марковым вместо деревянной церкви XVI века. По местному преданию, святой благоверный князь Димитрий Донской, возвращаясь с победой с Куликова поля, велел здесь срубить часовню для поминания воинов, павших в бою с полчищами Мамая. В советское время храм был закрыт, разграблен и частично разрушен. В 1991 году возвращен верующим, началась трудоемкая работа по его спасению. Сейчас храм восстановлен и действует.

http://azbyka.ru/palomnik/Малинский_окру...

В 1833 г. , во время эпидемии в г. Уфе, монахиня Уфимского монастыря Евгения видела отца Филарета окропляющим святой водою стены их обители. При этом старец говорил: «Не бойтесь. Господь сохранит обитель вашу от губительной язвы». Игумения того монастыря Филарета писала в Глинскую пустынь, что после того все больные выздоровели, и вновь никто не заболел. Один инок Киево-Печерской лавры, полагавший начало монашеской жизни в Глинской пустыни при старце Филарете, долго и безнадежно болел. Он горячо молился об исцелении чудотворцам печерским. В одну ночь видит сонм святых, между ними старца Филарета. Кто-то говорит: «Ты Глинский – молись Филарету, яко да исцелееши». Болящий последовал доброму совету. Проснувшись, инок почувствовал себя настолько здоровым, что мог ходить и кое-что делать, а через несколько дней совершенно выздоровел» 18 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 53–71. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит, Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 150–171. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. М., 1992. С. 23–24. Н.В. Маслов, Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев, М., 2005. С. 17–40. Преподобный Василий Кишкин (1745–1831) Память 9/22 сентября «Старец иеромонах Василий 19 (в миру Владимир Тимофеевич Кишкин), широко известный подвижник, в семилетнем возрасте поступил в Саровскую обитель. Затем подвизался в Киево-Печерской Лавре, из которой перешел в Миропольскую обитель Харьковской губернии Сумского уезда. В 1764 г. он переселился в Коренную пустынь Курской епархии. После 1780 г. со своими учениками несколько лет жил на Святой Афонской Горе, затем в Нямецком монастыре в Молдавии. Он стал одним из последователей преподобного Паисия (Величковского) . Вернувшись в Россию около 1800 г., отец Василий как носитель идей старца Паисия оказал помощь многим монастырям в их духовном устроении. В 1800 г. старец Василий поселился в Белобережской пустыни и был ее настоятелем до 1804 г. Эта обитель стала одним из центров духовного движения, возникшего в России под влиянием идей преподобного Паисия. При отце Василии в Белобережской пустыни подвизался будущий Оптинский старец Лев (Наголкин) ,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_2.html

Варсонофий – иеромонах Оптинского скита. 1816 † ?. В мире Василий Светозаров. Из студентов Тамбовской духовной семинарии, друг Александра Гренкова, будущего старца Амвросия. В братство зачислен 15 мая 1843 г., пострижен в мантию 5 декабря 1848 г., рукоположен в иеромонаха 29 октября 1850 г. Отправлял чередное богослужение до 1851 г., когда по его прошению переведен в Малоярославецкий Николаевский монастырь. – 181. Василий – старец, иеромонах, настоятель Белобережской пустыни. 1748 † 21 апреля 1831. В мире Владимир Тимофеевич Кишкин. Родился в деревне Клюшниковой Фатежского уезда Курской губернии. Семи лет от роду поступил в Саровский монастырь, где прожил четыре года. Некоторое время пробыл в Киево-Печерской лавре. Пятнадцати лет был пострижен в монашество в Миропольской обители. По упразднении ее переселился в Коренскую пустынь, где прожил долго. Посещая Задонский монастырь, имел беседы по святителем Тихоном и стал его учеником. Несколько лет прожил со своими учениками в Ильинском скиту на Афоне, затем в Молдавии в Нямецком монастыре и, наконец, снова возвратился в Коренскую пустынь. В начале 1800 г. старец Василий прибыл в запущенную Белобережскую обитель, которую очень быстро восстановил и привлек туда о. Леонида (будущего старца Оптинского) и учеников преп. Паисия старцев оо. Клеопу и Феодора. Из обители вышли многие настоятели других монастырей, для которых старец Василий писал уставы по правилам Афонского устава. Испытывая гонения от своего ученика, старец перешел в Свенский монастырь и до 1810 г. жил то в нем, то в другой пустыни. В 1810 г. о. Василий собирался на Афон, но этому помешала война с Турцией. В 1811 г. начал свое странствие по юго-западным монастырям России, преимущественно живя в Кременецком монастыре. Позднее жил в Коренской и десять лет в Глинской пустыни. В 1827 г. отправился в Площанскую пустынь, где прожил до смерти. Господь наделил старца многими духовными дарами, главным из которых был дар великого смирения. – 17, 28, 33. Василий – старец, схимонах, основатель Поляномерульского скита, наставник преп. Паисия. Жил в XVIII в. Подвизался в Молдовлахии. Будущий старец Паисий, тогда еще монах Платон, впервые встретился с ним в монастыре Трейстены в 1742 г. Старец Василий уговаривал его перейти к нему в Поляномерульский скит, но Платон, опасаясь, что старец заставит его преждевременно принять священство, отказался. Вторая их встреча состоялась на Афоне, где Платон жил в уединенном безмолвии с 1746 г. и куда старец Василий прибыл в 1750 г. Он объяснил Платону опасность его подвига и указал ему необходимость общежительного пути для новоначального подвижника. По просьбе Платона, старец постриг его в мантию с наречением имени Паисия. – 16, 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ

http://pravenc.ru/rubrics/121670_5.html

Козакы донския... Иван – михайловец 430. Козакы разных городов. Роды: Галахтиона казлитина, попа Ивана села Буянович, села Репческа Савы да Павла Лабочевых, Ерёмы Мигулина, козак Боровитин. Роды: путница, Афанасия Васильева сына Кишкина, изо Брянска недьяковской жены Парасковьи да сына её старца Ефрема. Роды: Василия Савостина из Путимля, 440. Селивана Игнатьева Макулина, Анцыфора Васильева села Чемлижа, Алексея Иванова сына Болотова из Комарич, Ивана Васильева сына Козлова, флоровского попа Автонома, Томилы Ондронова с братьею из Буянович. Здесь же: Исидор Быков. Л. 257. Род Смирново-Судовщикова, да брата его Третьяка. Первым записано имя: Христа ради уродивого Лаврентея. Роды Ивана Трофимова, трубческого уезда деревни Семец, вдовы Татьяны Петровы дочери Толстухина. Елефера Яковлева сына, плотника, 450. москвитина Афанасия Романова сына Тчанчинова, Анны Исаевы жены деревни Любóщи, Василия Иванова сына Груздавцова, трубченина, Тарасия – одоевец, Григорья – нижегородец, Козьмы Антонова из Комарич с Любощи, Попа Василия Данилова сына, почепца, села Колошич Кирила, Овдотьи Масловой из Белёва, села Студеникова Губин. 460. Роды: Василия Захарова из Комарич, Кондрата Мукосеева из Самовской волости, Савы Буркова, вдовы Овдотьи трубческого уезда с Острой Луки, вдовы Паросковьи из Воиловской волости, убьенного Ерофея от разбойник, Антюхи Губина из Белёвской волости, Якова Кретинина, Игната Власова из Коленеевой, Прокофья Харитонова почепца. 470 . Дементея Ковалёва деревни Кочатовки, Андрея Фефилова села Волконско, Флора Оглодкова, Кости Патрова, сотника стрелецкого Силы. Л. 266. Роды: Василия Кольцова, старца Исаия Гринева, Истомы Ванникова из Комарич, Семёна Морчюкова, Юрьи Пендюрипа, 480. черного священника Макарья самовского, Василия Хляпова села Орлева, Алексея Трубицына из Комарич, попа Власия Михайлова сына, старца Сергия Похвиснева. Слово: «старца», зачёркнуто и сверху скорописью: «Похвисневых». Роды: Прони Сергеева села Фастович, Ивана Лохьтина из Бородовицына, свинского пономаря старца Иосифа да старца Иоасафа никольского попа Ивана села Самóва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Скачать epub pdf Глава VI. Окрыленные Оптиной «Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не престают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение их св останкам». Преподобный Иосиф Оптинский (Из письма к монахине Агриппине (Кишкинкиной), насельнице Каширского Никитского монастыря, от 1 мая 1904 года//Житие иеросхимонаха Иосифа. М., 1993. С. 275) Многие подвижники, приходившие в Оптину пустынь, Промыслом Божиим были переводимы потом в другие монастыри или даже на архиерейские кафедры. А в результате закрытия и разорения пустыни в 20-х годах XX века оптинские насельники были вынуждены покинуть стены родной обители. Но где бы они ни подвизались, свет Оптиной, свет ее старчества жил в их сердцах и светил окружающему миру. О воспитанниках Оптинских старцев, чей жизненный путь продолжался вне стен святой обители, повествуется в этой главе. Схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов) (†2/15 октября 1978) Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий (Василий Федорович Иванов) родился 2 января 1882 года в Тамбовской губернии. Он рано лишился отца и с 9 лет стал единственным кормильцем в семье. С детства Василий отличался особенной тягой к духовной жизни. Когда в 1897 году мать его ушла в монастырь, то по ее совету и он поступил в Оптину. Обладая хорошими музыкальными способностями, Василий вскоре оказался на правом клиросе. Здесь же, в обители, он научился играть на фисгармонии, на которой любил потом играть до самой старости. Живя в Оптиной, Василий относился к преподобному старцу Иосифу. Добрые качества его души – послушание, молчаливость и скромность – стали крепнуть и развиваться под благотворным влиянием старческого воспитания. В Оптиной он пробыл послушником 7 лет, после чего был переведен в Пафнутиев-Боровский монастырь на послушание регента. Там Василий ввел оптинское пение, чем привлек в монастырь огромное число богомольцев, и в 1911 году был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1912 году посвящен в сан иеродиакона, в 1913 году – иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руднев Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Летвиново, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 283; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Руднев Петр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Матвеев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Загарье, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 286; Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13). Румянцев Василий,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Стефанов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Дмитриевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.). Румянцев Капитон,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Большой Успенский собор, сторож (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 310; Оп. 3. Д. 20. Л. 14 об., 15). Румянцев Константин,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Воробьевых горах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об.). Сарыевский Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Былово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.; Ф. 229. Оп. 5. Д. 587. Л. 3). Сарыевский Михаил, родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Кишкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 7 об., 8; Оп. 1. Д. 1492. Л. 252). Сахаров Александр,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.); Отец: Стефан Климентов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. л. 2 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

  28 дек. 1800 г. епископ Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для преподобного рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. он исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в т. ч. Кременском, Усть-Медведицком, Борисовском. В 1804 году преподобный Василий по собственному прошению был уволен за штат и вновь возжелал идти на Афон, но ему помешала начавшаяся война с Турцией, и он возвратился обратно и был зачислен в братию Свенского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями. В 1811 году преподобный Василий посетил южнорусские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни. С 1816 года преподобный Василий перешел в Глинскую пустынь, где прожил 10 лет. Попытки старца исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. У отца Василия всю жизнь было много гонителей, перед которыми он смирялся и всех прощал. В Глинской он был осужден на изгнание из обители и в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где был встречен настоятелем о. Маркеллином с братией с чувством высокого к нему уважения и преданности. Здесь старец сблизился с благочинным пустыни прп. Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины. В октябре 1829 года, во время рубки деревьев, преподобный Василий упал и несколько часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, совершал ежедневные богослужения, кроме литургии, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины преподобный вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

А не мог ли написать " Рассказы странника " упомянутый преподобным Амвросием И.М. Немытов? Или отец Афанасий, или отец Василий? Схимонах Афанасий (Охлопков) и иеросхимонах Василий (Кишкин) были духовными наследниками преподобного Паисия Величковского, отец Афанасий умер в 1811 году, а отец Василий в 1831 году (судя по всему, схимонах Афанасий " слился " в памяти Амвросия с другим подвижником Свенского монастыря - иеросхимонахом Афанасием [Степановым], жившим то в Рославльских лесах в полном уединении, то в Брянском Свенском монастыре, где и почил в 1843 году) . Если учесть все, что мы знаем о бытовании " Рассказов странника " , то совершенно невероятным представляется создание книги в конце XVIII - начале XIX веков. И язык, и исторические реалии в таком случае были бы совершенно иными (это можно отнести и к отцу Афанасию [Степанову], родившемуся в 1770 г.). Что же касается Ивана Михайловича Немытова, то знакомство с его биографией убеждает - строгий аскет, в старости почти затворник, Немытов никогда не писал никаких книг, и скорее всего счел бы такое занятие (как и запись его устных рассказов) чем-то в высшей степени недолжным. Письмо преподобного Амвросия позволяет признать ошибочным предположение разных лиц (хотя и высказанное лишь в форме догадки), считавших автором " Рассказов странника " самого старца Амвросия . Преподобный не стал бы в таком случае пространно гадать об авторстве рукописи. Тем более не просил бы прислать ему книгу и не поручал бы снять с нее копию для себя . О влиянии (но все же не об авторстве) Амвросия можно было бы говорить лишь применительно к так называемым дополнительным, пятому, шестому и седьмому рассказам, изданным в 1911 году. Есть основания полагать, что они (прежде всего - два последних) были написаны кем-то из ближайшего окружения Оптинского старца. В пользу этого говорит не только то, что рукопись пятого, шестого и седьмого рассказов была найдена в бумагах Амвросия после его кончины . Следует обратить внимание на примечание, которым снабжено поучение схимника " Тайна спасения, открываемая непрестанною молитвою " в шестом рассказе: " С рукописи автора, полученной о. Амвросием из Доброго монастыря " . (Имеется в виду Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, небольшая обитель на берегу Оки). Тот, кто получил текст, вставленный в шестой рассказ, должен был, по-видимому, принять и какое-то участие в составлении целого... В таком случае в преподобном Амвросии следует видеть не автора, но одного из составителей трех дополнительных рассказов, где сплетены воедино родственные по своим темам тексты, принадлежащие иным подвижникам .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2410...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010