Так, в Белобережскую пустынь, перешли постриженики прп. Паисия – иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, где встретили послушника Льва Даниловича Наголкина, принявшего постриг в 1801 г. с именем Леонид, которому передали учение старца Паисия об «умном делании»; затем они вместе подвизались на Валааме и в Александро-Свирском монастыре. По кончине своих наставников о. Леонид (в схиме – Лев) († 1841) переселился в 1829 г. в Оптину пустынь, где стал великим духовником, положившим начало оптинскому старчеству. Вслед за иеросхимонахом Львом в Оптину пришел и молодой послушник, будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867), ревнитель аскетики и духовный писатель. Ранее, в 1800 г., в Оптиной пустыни поселился ученик прп. Паисия Феофан († 1819). Упоминавшийся выше сотрудник прп. Паисия схимонах Афанасий (Охлопов) († 1811) после издания «Добротолюбия» жил в Рославльских лесах, а с 1805 г. – в Свенском монастыре, где оказал «духовное влияние на проживавшего там некоторое время будущего настоятеля Оптиной пустыни Тимофея Путилова», 553 впоследствии знаменитого архимандрита Моисея († 1862), 30 лет возглавлявшего пустынь. «Там же имел возможность узнать от старцев умное делание ...впоследствии ... Киевский митрополит, покровитель монашества и старчества знаменитый Филарет» 554 (Амфитеатров) († 1857), инициатор создания Предтеченского скита Оптиной пустыни. Ревностным почитателем прп. Паисия был восстановитель Оптиной пустыни митрополит Московский Платон (Левшин) († – 1812). Известным выходцем с Афона был и прп. иеросхимонах Василий Кишкин († 1831). С 1795 г. с двумя своими учениками (Арсением и Израилем) он подвизался в Ильинском скиту, усваивая опыт умной молитвы. Позже о. Василий поселился в Нямецком монастыре, где многочисленные ученики старца Паисия хранили его заветы. Вернувшись в Россию, о. Василий подвизался во многих обителях, осуществляя духовное окормление братии, в частности, был настоятелем Белобережской пустыни, когда в ней принимал постриг будущий прп. Лев Оптинский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А не мог ли написать " Рассказы странника " упомянутый преподобным Амвросием И.М. Немытов? Или отец Афанасий, или отец Василий? Схимонах Афанасий (Охлопков) и иеросхимонах Василий (Кишкин) были духовными наследниками преподобного Паисия Величковского, отец Афанасий умер в 1811 году, а отец Василий в 1831 году (судя по всему, схимонах Афанасий " слился " в памяти Амвросия с другим подвижником Свенского монастыря - иеросхимонахом Афанасием [Степановым], жившим то в Рославльских лесах в полном уединении, то в Брянском Свенском монастыре, где и почил в 1843 году) Если учесть все, что мы знаем о бытовании " Рассказов странника " , то совершенно невероятным представляется создание книги в конце XVIII - начале XIX веков. И язык, и исторические реалии в таком случае были бы совершенно иными (это можно отнести и к отцу Афанасию [Степанову], родившемуся в 1770 г.). Что же касается Ивана Михайловича Немытова, то знакомство с его биографией убеждает - строгий аскет, в старости почти затворник, Немытов никогда не писал никаких книг, и скорее всего счел бы такое занятие (как и запись его устных рассказов) чем-то в высшей степени недолжным. Письмо преподобного Амвросия позволяет признать ошибочным предположение разных лиц (хотя и высказанное лишь в форме догадки), считавших автором " Рассказов странника " самого старца Амвросия Преподобный не стал бы в таком случае пространно гадать об авторстве рукописи. Тем более не просил бы прислать ему книгу и не поручал бы снять с нее копию для себя О влиянии (но все же не об авторстве) Амвросия можно было бы говорить лишь применительно к так называемым дополнительным, пятому, шестому и седьмому рассказам, изданным в 1911 году. Есть основания полагать, что они (прежде всего - два последних) были написаны кем-то из ближайшего окружения Оптинского старца. В пользу этого говорит не только то, что рукопись пятого, шестого и седьмого рассказов была найдена в бумагах Амвросия после его кончины Следует обратить внимание на примечание, которым снабжено поучение схимника " Тайна спасения, открываемая непрестанною молитвою " в шестом рассказе: " С рукописи автора, полученной о. Амвросием из Доброго монастыря " (Имеется в виду Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, небольшая обитель на берегу Оки). Тот, кто получил текст, вставленный в шестой рассказ, должен был, по-видимому, принять и какое-то участие в составлении целого... В таком случае в преподобном Амвросии следует видеть не автора, но одного из составителей трех дополнительных рассказов, где сплетены воедино родственные по своим темам тексты, принадлежащие иным подвижникам

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

При нем опять начались безпорядки и неурядицы: богомольцы стали уменьшаться, монастырь снова стал клониться к упадку. Но в то время в Глинской пустыни, как два светила, светили братству добродетелями преклонных лет старец Феодот, великий подвижник и молитвенник, и иеромонах Василий Кишкин, безпристрастный и неустрашимый ревнитель древняго святоотеческаго благочестия. Последний сильно восстал против безначалия, к нему мало-помалу присоединились благоразумные обитатели пустыни и, наконец, все сознали необходимость иметь своим пастырем опытнаго и энергичнаго иеромонаха. На ком остановиться? Решили обратиться ко Пресвятой Богородице, имени Коей посвящена обитель. Отец Василий (стяжавший от Господа дар непрестанной умно-сердечной молитвы Иисусовой) усилил свои моления ко Владычице, да пошлет им в настоятели того, кого Сама благоволит избрать. Молитва услышана, в настоятели указан иеромонах Филарет. Обратились к преосвященнейшему Феоктисту, усердно прося его назначить им в настоятели Софрониевой пустыни иеромонаха Филарета, как мужа духовнаго, способнаго к поддержанию заведеннаго общежития и посему начальства достойнаго. Старый настоятель чрез знатных посторонних лиц стал противодействовать назначению избранника. Отец Василий со своей стороны просил уважающих его ближайших к обители дворян ходатайствовать пред архипастырем об утверждении братскаго выбора, при этом он говорил: «Матерь Божия Сама избрала отца Филарета, что они вздумали?» Благодетели Глинской пустыни вполне согласны были с общим желанием; многие из них сами хорошо знали отца Филарета. Владыка поспешил исполнить общее желание: 11 мая 1817 года отец Филарет назначен был Глинским строителем. Так исполнилось предсказание отца Трифиллия, сказанное юному Фоме о его начальстве над монахами. Вступив в Соборную церковь и приложившись к чудотворной иконе, Филарет сказал краткое слово приветствия, увещевая братию жить в любви и согласии между собою, доверчиво относиться к нему, как к пастырю. Братия (тогда их было до 25 человек) приняли его с полною любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Дивеево же паломники оставляют на могилах (а также втыкают в кресты и надгробия) записки «с желаниями» . В псевдоправославной литературе предписываются даже архаические ритуалы «прощания» с землей: «Духи леса голосеевского были почтительны к матушке [Алипии]. И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. “Поезжай туда, где споткнулась, скажи: Мать-земля, прости меня. Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая”» . Убеждение в силе «землицы» или «песочка» с могил подвижников было распространено в народе и в XIX–haч. XX в. Так, существовал обычай брать землю с могилы св. прав. Алексия Бортсурманского и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В Санкт-Петербурге «для исцеления душевных и телесных болезней» брали землю с могилы юродивой Анны (Лукашёвой), в Калуге – песок с могилы игумении Агнии (Десятовой). С той же целью в Иркутском Вознесенском монастыре богомольцы брали песок с могилы старца схимонаха Герасима; с этого песка пили воду. Песок с могилы иеромонаха Василия (Кишкина) в Площанской пустыни добавляли в воду или прикладывали к больным местам (с возобновлением паломничества к могиле старца Василия в конце 1940-х гг. возродился и этот обычай) . В 1900 г. стало известно о паломничестве в село Черленково Волоколамского уезда к могиле «богоугодного человека именем Филипп». Богомольцы брали с могилы землю: «здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили, и подбавляли в чай» . Массовый характер внезапно начавшегося паломничества в Черленково и слухи о чудесах привлекли внимание как епархиального, так и светского начальства. «Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности» .

http://sueverie.net/chudotvorna-li-zemel...

Первым пустынножителем брянских лесов был, вероятно, монах или иеромонах Иоасаф (1692–1766), который через несколько лет пустынножительства уже не был одиноким отшельником. Слава о его суровом житии проникла в Площанскую пустынь, и Иоасафу предложили стать настоятелем этой пустыни, чтобы вывести ее из жалкого состояния. Иоасаф провел там пять лет, а потом вернулся в свою лесную хижину. Он, по–видимому, снискал уважение у крестьян окрестных деревушек, и к нему устремилось множество людей, искавших утешения и совета. Общение старца с народом показалось подозрительным церковным властям — тут нужно заметить, что в южной части брянских лесов скрывалось множество раскольников, — и Севская консистория распорядилась, чтобы полиция арестовала Иоасафа, он был подвергнут бесчисленным допросам. Лишь беседа с епархиальным архиереем спасла старца Иоасафа от ссылки, возможно даже в Сибирь, куда его могли отправить как подозрительную личность без паспорта. По указанию архиерея Иоасаф был освобожден и вернулся в свои леса, где и скончался в 1766 г. В это время стало известно, что в рославльских лесах с разрешения их владельца спасается несколько склонных к уединению монахов и мирян, которые ведут самую суровую подвижническую жизнь. Из них наиболее известны старец Варнава с двумя своими учениками Иларионом и Иосифом, Никита († 1793), Феофан, бывший иеродиакон Анастасий, ученик старца Василия Кишкина (1745–1831)  , старец иеромонах Афанасий, один из упомянутых уже учеников Паисия, вернувшийся в эти леса после поездки к митрополиту Гавриилу, которому он преподнес славянский текст «Добротолюбия». Здесь же вступили на аскетическое поприще Василиск и Зосима, которые, как мы уже писали, впоследствии ушли в Сибирь, где Василиск скончался; Зосима получил известность благодаря тому, что окормлял сестринскую общину. Наконец, там же подвизался и иеромонах Адриан, который был старцем Василиска и Зосимы; впоследствии (1790) он получил от митрополита Гавриила поручение восстановить монашеское житие в Коневецком монастыре, на основании общежительного устава  . Еще один пустынножитель, по имени Арсений, был прежде учеником Паисия, в рославльские леса он пришел из Молдавии. У всех этих старцев были ученики, которые впоследствии внесли свой вклад в возрождение монастырской жизни, оказывая духовное влияние на настоятелей, например, на Анатолия († 1865), настоятеля Малоярославского монастыря, и на Моисея († 1862), настоятеля Оптиной пустыни. Несмотря на преследование этих подвижников полицией, которая намеревалась переселить их в монастыри и иногда силой изгоняла из хижин, некоторые из них все же сумели укрыться от нее: например, Дорофей († 1865) пустынножительствовал в лесах почти 60 лет  . 4. Деятельность митрополита Гавриила Петрова, направленная на возрождение монашества

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Первый великий оптинский старец иеромонах Леонид (1917). С. 14–44. В 1809–1817 гг. все трое отправились в странствие по монастырям северной России, побывали в Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях, но там обстановка была, вероятно, не очень благоприятна для введения старчества. В особенности это характерно для Валаамского монастыря, где, однако, до 1804 г. спасался старец Назарий, устроивший там монашескую жизнь в строгом соответствии с общежительным уставом. Яцимирский. Ук. соч. С. 545; Пимен. Ук. соч. С. 66–68. Поселянин. Русские подвижники XIX в. (1910). С. 194–201; книги «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора» (1839; 3-е изд. 1907) и «Подвижническая жизнь схимонаха Феодора» (1901) были мне недоступны. Яцимирский. Ук. соч. С. 545–546; Четвериков. Оптина пустынь. С. 44; Зверинский. 2. 1057, 1338. Яцимирский. Ук. соч. С. 546. Муравьев. Святая гора и Оптина пустынь. С. 136; Яцимирский. Ук. соч. С. 546; РБС. С. 106. У старца Филарета было четыре (известных нам) ученика: старец Макарий († 1864), Филарет, Арсений, настоятель Святогорского монастыря (Харьковской епархии), и Илиодор († 1879). Муравьев. Ук. соч. В начале XIX в. в этом монастыре сделано было много списков с аскетических творений; сочинения Нила Сорского и Паисия переписывались многократно, списки часто высылались в другие обители. Попов. Ук. соч. Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Пимен. Ук. соч. С. 53. На первой неделе поста Феофан вовсе не вкушал пищи, только пил по две чашки воды в день. Филарет, митр. Письма к архимандриту Антонию. 2. С. 391. Попов. Ук. соч. С. 65; Никодим. Жизнеописания. Июль; РБС. С. 454. О старце Василии Кишкине существует множество не вполне достоверных сведений, которые характеризуют его как духовно одаренную личность. Многие старцы говорили о Василии с великим уважением. Некоторые подробности его биографии см. в: Иларион, инок. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 184–201. Насколько мы знаем, его житию посвящено краткое сочинение, вышедшее в 1915/17 г., но оно мне недоступно.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Молитвенное преуспеяние старца Василиска было отмечено уже некоторыми его духоносными современниками. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих творений пишет, что в его столетие ему известны только двое подвижников, которые сподобились зреть душу свою исшедшей из тела во время молитвы 21 , и один из них – сибирский пустынник, монах Василиск. Другим подвижником, который весьма высоко ценил старца Василиска, был знаменитый в то время иеромонах Василий (Кишкин). Старцы Зосима и Василиск предприняли путешествие к нему в Белобережскую обитель в то время, когда проживали на Коневце. Отец Василий был знаком со многими подвижниками, некоторое время жил и в Нямецком монастыре старца Паисия (хотя уже и после смерти последнего), знал его учеников. Несомненно, влияние школы преподобного Паисия не могло не отразиться на его духовных взглядах, что очевидно из его молитвенного преуспеяния. Возможно, что с этим отцом старец Василиск впервые познакомился во время своих путешествий по российским обителям. Не исключено, что знал он и других последователей преподобного Паисия. Через десять лет старец Адриан перешел на жительство в Московский Симонов монастырь, а своих духовных чад, Василиска и Зосиму, благословил удалиться в места более пустынные и советовал им идти в Сибирь. Поселившись в пятидесяти верстах от города Кузнецка, они прожили здесь в безмолвии около двадцати лет. Затем под их руководством в 1822 году был устроен женский монастырь в городе Туринске. В нем старец Василиск и скончался в 1824 году. А отец Зосима и преданные ему ученицы из-за наветов нескольких неблагонамеренных сестер вынуждены были покинуть Туринск и переселиться в Подмосковье, где старец Зосима основал новую женскую обитель, получившую название Троице-Одигитриевой пустыни. Здесь же в 1833 году он и отошел ко Господу, будучи шестидесяти шести лет от роду. Таков жизненный путь этих великих подвижников. __________ Если говорить о старческом служении преподобных Василиска и Зосимы, то более успешным и способным к нему представляется последний.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

За неделю до преставления, в первый день Пасхи, 19 апреля 1831 года, отец Василий приобщился Святых Таин, его лицо заметно просияло. Скончался 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения. Погребен в Площанской пустыни , против алтаря Казанской церкви. В конце 1870-х годов его ученица монахиня Ангелина составила его жизнеописание. В 1882 году в Белобережской пустыни рукопись монахини Ангелины была исправлена и дополнена жизнеописанием ученика старца монаха Арсения (Кириллова) . После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года губернская комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение отца Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Паломничество к могиле преподобного возобновилось в конце 1940-х годов. По сообщениям властей, в 1950-х годах " на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника " ). В апреле 2002 года при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки иеромонаха Василия. Глава и часть других останков были направлены в марте 2003 года в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Ленинградской области. На основании проведенного комплексного антропологического и медикокриминалистического исследования останков, с учётом анализа имеющихся архивных документов и иконописных изображений, экспертная комиссия пришла к заключению, что мощи принадлежат отцу Василию (Кишкину). 8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации иеромонаха Василия (Кишкина) в Соборе преподобных Глинских . 30 ноября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви благословлено общецерковное почитание преподобного Василия (Кишкина) в Соборе Глинских святых. 25 мая 2018 года имя преподобного Василия (Кишкина) внесено в Собор Брянских святых . 17 июня 2018 года в Богородицкой Площанской мужской пустыни митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/13681011.h...

1293 Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Первый великий оптинский старец иеромонах Леонид (1917). С. 14–44. В 1809–1817 гг. все трое отправились в странствие по монастырям северной России, побывали в Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях, но там обстановка была, вероятно, не очень благоприятна для введения старчества. В особенности это характерно для Валаамского монастыря, где, однако, до 1804 г. спасался старец Назарий, устроивший там монашескую жизнь в строгом соответствии с общежительным уставом. 1294 Яцимирский. Ук. соч. С. 545; Пимен. Ук. соч. С. 66–68. Поселянин. Русские подвижники XIX в. (1910). С. 194–201; книги «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора» (1839; 3-е изд. 1907) и «Подвижническая жизнь схимонаха Феодора» (1901) были мне недоступны. 1295 Яцимирский. Ук. соч. С. 545–546; Четвериков. Оптина пустынь. С. 44; Зверинский. 2. 1057, 1338. 1297 Муравьев. Святая гора и Оптина пустынь. С. 136; Яцимирский. Ук. соч. С. 546; РБС. С. 106. У старца Филарета было четыре (известных нам) ученика: старец Макарий († 1864), Филарет, Арсений, настоятель Святогорского монастыря (Харьковской епархии), и Илиодор († 1879). Муравьев. Ук. соч. 1299 Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Пимен. Ук. соч. С. 53. На первой неделе поста Феофан вовсе не вкушал пищи, только пил по две чашки воды в день. Филарет, митр. Письма к архимандриту Антонию. 2. С. 391. 1301 О старце Василии Кишкине существует множество не вполне достоверных сведений, которые характеризуют его как духовно одаренную личность. Многие старцы говорили о Василии с великим уважением. Некоторые подробности его биографии см. в: Иларион, инок. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 184–201. Насколько мы знаем, его житию посвящено краткое сочинение, вышедшее в 191517 г., но оно мне недоступно. 1302 Пимен. Ук. соч. С. 295–300, 310; старец Адриан написал много сочинений аскетического содержания, которые составляют 2 т. по 600 страниц (см. библиографию). 1303 Пимен. Ук. соч. С. 53; Четвериков. Ук. соч. С. 31; Герасим. Краткий очерк (1865). С. 1–10; Муравьев. Ук. соч. С. 135–139; Арсеньев. Ук. соч., в: Der christliche Osten. S. 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

1096.  …малопитательною пищею… — Из правила четвертого — «О трапезе братской» устава Скита Неусыпаемых (Всех Святых): «Трапеза в Скиту да будет всем общая и навсегда постная; рыбы и скоромного и молошного ничтоже да поставляется…» (Устав Скита Всех Святых на острове Валаам. АВМ. Ф. 5. Оп. 1. С. 5). 1097.  Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 1098. Пропуск оригинала. 1099.  Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379 гг.) — великий учитель Вселенской Церкви. Память 1 января ст. стиля и 30 января ст. стиля (в Соборе Трех Вселенских учителей). 1100.  …старец иеросхимонах Леонид… — Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря — в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского), отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз — в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010