О том, что способность любить чистой христианской любовью приходит именно от  Духа Святого  свидетельствует ап. Павел, говоря: «Плод Духа любовь…» ( Гал. 5:22 ). Замечательно то, что отличительным свойством первой христианской общины была именно крепкая взаимная любовь, которую подал верующим недавно сошедший на них Дух Святой: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35 ). В настроении верующих со всей ясностью наблюдаются отличительные признаки любви:  радость, внутреннее просветление, воодушевление и общность чувств  (когда радости или скорби одного воспринимаются другими, как собственные). Если на низших ступенях духовного развития эти признаки ощущаются только изредка и слабо, то на высших уровнях они проступают со всей силой и очевидностью. Важно помнить, что подлинная христианская любовь не есть естественное свойство нашей природы, но подается Духом Святым тем, которые ищут и добиваются ее. Преп. Макарий так пишет о невидимом действии благодати Святого Духа в сердце христианина: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами, и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе. Так и истинный Художник Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души» (Мак. Вел., Добротолюбие, т. 1). В то время как физическая любовь для своего укрепления нуждается в поощрении и внешних благоприятных причинах, духовная любовь не зависит от внешних условий: она приходит таинственным путем от Бога и влечет сердце человека к своему первоисточнику. Поэтому человек, преуспевающий в любви, ощущает все большую и большую  жажду общения с Богом . Если физическая любовь бывает сильной и иногда побуждает человека на большой подвиг ради любимого, то неизмеримо сильнее бывает духовная любовь, влекущая к Богу. Она-то побудила многих верующих раздать нуждающимся свое богатство, оставить выгодное общественное положение и семью и посвятить жизнь Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Испытывая сильный прилив этой любви, апостол Павел писал: «Кто нас отлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч … Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:35–39 ,  1Кор. 13  гл.). Многие праведники были знакомы с подобными чувствами. Например, преп.  Макарий Великий  так описывает это состояние: «Душа истинно любящая Бога, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытному своему стремлению к Господу думает о себе, будто она еще ничего не достигла. И хотя бы изнурила свое тело постами и трудом, она думает, будто не начала еще приобретать добродетели; хотя бы удостоилась достигнуть различных душевных дарований, или откровений, или небесных тайн, по своей великой любви к Господу считает, что еще ничего не приобрела» (Мак. Вел., Добротолюбие, т. 1). Итак, способность любить вложена в нас нашим Творцом. На чувстве любви зиждутся все формы семейной и общественной жизни. Любовь сближает людей, побуждает их делать добро друг другу, дает им бодрость, радость и цель в жизни. Но одной естественной любви недостаточно. Чтобы преуспевать в этом божественном чувстве, надо  понуждать  себя любить и тех, кто не нравится или причиняет нам зло. Эта духовная любовь поведет нас путем совершенствования к своему первоисточнику – Богу. Но надо помнить, что без благодати Духа Святого наше испорченное естество не способно чисто любить. Поэтому будем просить и умолять Господа умножить в нас христианскую любовь. Ибо только обладая этим сокровищем в сердце, мы сможем спокойнее и равнодушнее относиться к материальным благам, а, главное, очень явственно поймем и реально почувствуем, что общение с Богом – это высшее благо и блаженство! Вспомним о Возлюбившем нас «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф. 5:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пророчества Софонии чтение. (Гл. 3, 14–20). Вот что говорит Господь: радуйся вельми дочь Сиона. проповедуй [[Ликуй Израиль. (Макар.)]] дочь Иерусалима. веселись и ликуй от всего сердца твоего. отдалил Господь обиды твои. избавил тебя от руки врагов твоих. воцарится Господь среди тебя. уже не увидишь зла. в тот день скажет Господь Иерусалиму: дерзай Сион. да не ослабевают руки твои. Господь Бог твой в тебе силен спасти тебя. наведет на тебя веселие, и обновит тебя любовию [[Умолк в любви своей. (Макар.)]] своею. и возвеселится о тебе с ликованием, как в день [[Радуется о тебе с восторгом. (Макар).]] праздничный. и соберет сокрушенных. у! кто причинил ей поношение [[Сетующих вдали от собрания Я соберу: они твои, хотя бремя теперь на них, поношение. (Макар.).]]? вот что я сделаю у тебя ради себя самого в то время, говорит Господь. и угнетенную спасу, и отринутую приму. и сделаю их похвальными и именитыми на всей земле [[Вот что произведу я у всех теснивших тебя в то время: храмлющее спасу, разгнанное соберу, и сделаю их почтенными и пр.]]. Пророчества Захарии чтение. (Гл. 9, 9–15 ½). Вот что говорит Господь: радуйся вельми дочь Сиона. проповедуй [[Торжествуй (Мак.).]] дочь Иерусалима. вот царь твой идет к тебе праведный и спасающий. [[И Богом хранимый. (Макар.)]] Он, кроткий и сидящий на подъяремном и молодом осленке. и истребит [[Истреблю. (Макар.)]] колесницы у Ефрема и коней из Иерусалима. и истреблен будет лук бранный. и будет мир [[Он изречет мир народам; и держава его будет простираться от моря до моря, и от реки великой до пределов земли. (Макар.).]] у множества народов. и будет обладать водами от моря до моря. и от рек до пределов земли. и ты посредством крови [[Тогда и ты… Ради крови завета твоего Я отпущу узников твоих из ямы, в которой нет воды. Возвращайтесь к крепости, узники надежды; и ныне объявляю: Я воздам тебе вдвое. Ибо я напрягу у себя лук, Иудею; положу стрелы ефремлян, и пущу сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иаван; и сделаю тебя подобным мечу храброго воина. И Иегова явится над ними; и стрела Его полетит, как молния; и Господь Иегова трубою вострубит, и пойдет в вихрях юга. Иегова воинств будет ограждать их. (Макарий).]] завета твоего выслал узников из рва, не имеющого воды. чтобы в укреплении сидеть узникам сонмища (синагоги). и за один день перемещения твоего воздам тебе вдвое. ибо я для себя натянул тебя, Иуда, как лук. увеличил Ефрема. и напущу детей твоих, Сион, на детей еллинов. и схвачусь за тебя. как за меч ратника. и Господь явится над ними. и полетит как молния, стрела Его. и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит. и пойдет с шумом угрозы своей. и Господь Вседержитель будет защищать их. В Страстную седмицу

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Исхода чтение. (Гл. 19, 10–20). Сказал Господь Моисею: сошедши, объяви народу сему. и Очисти их сегодня и завтра. и пусть вымоют одежды свои. и будут готовы в день третий. ибо в третий день сойдет Господь на гору Синай в виду всего народа. и очертишь народ вокруг, говоря: будьте внимательны к себе самим. Не всходите на сию гору. и ничего не приближайте к ней. всякий, прикоснувшийся к горе сей, смертию скончается. не коснется его рука: но будет он побит камнями. или стрелою застрелен. человек ли то. скот ли то, не будет жить. когда же [[Когда трубить будут звук юбилея, могут подняться они к горе. (Вадим). Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору: (Синод).]] послышатся звуки и трубы, а облако уйдет от горы. тогда они взойдут на гору. и сошел Моисей к народу с горы и освятил их. и вымыли они одежды. и сказал народу: будьте готовы. три дня [[Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам (Вадим и Синод).]] не приступайте к жене. и было в день третий при наступлении утра: были гласы и молнии. и облако темное над горою Синаем. звук трубы звучал крепко. и убоялся весь народ, который был в этом стане и вывел Моисей народ из стана в сретение Богу. и стали они у горы Синая. гора же Синай дымилась вся, потому что Бог сошел на нее в огне. поднимался же дым, как дым печи. и ужасался весь [[И вся гора сильно колебалась. (Синод и Вад.)]] народ вельми. звуки же трубные раздавались громче и громче. Моисей говорил: Бог отвечал ему голосом. Иова чтение. (Гл. 38, 1–22; Гл. 42, 1–6). Сказал Господь Иову сквозь бурю и облако: кто [[Кто сей дерзающий затмить определение совета словами без знания?… (Макар.)]] сей затмевающий меня, решающаго, и в сердце содержащий такия речи? меня ли думает затмить? Препояшь, как муж, чресла твои. и я спрошу тебя. а ты мне отвечай. где ты был, когда я основывал землю? возвести мне, ежели знаешь ведение. кто назначил размеры ея, если ты знаешь? или кто протягивал по ней шнур? и на чем водружены столпы ея? и кто положил [[Кто положил краеугольный камень ея при всеобщем ликовании утренних звезд, когда восклицали все сыны Божии? Кто заградил вратами море, когда оно исторглось, выступило из чрева, когда Я дал ему облака вместо одежды?… (Мак.)]] краеугольный камень ея? когда же стали звезды, тогда восхвалили меня великим голосом все ангелы мои и поклонились [[…Π ντες γγελο μου κα προσεκ νησαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

а иди к человеку Божию на гору Кармил. и было: как увидел ее Елиссей едущую, сказал Гиезию отрочищу своему: смотри, соманитина! теперь ступай на встречу ей и скажи: мир ли у тебя? мир ли у мужа твоего? мир ли у детища? она же сказала: мир. и пришла к Елиссею на гору. и ухватилась за ноги его. подошел Гиезий, чтобы отстранить ее. и сказал Елиссей: оставь ее. ибо душа ея болезнует у ней. а Господь скрыл это от меня. и не возвестил мне. она же сказала: не просила я сына у господина моего, когда говорила: не обмани меня. и сказал Елиссей Гиезию: опояшь чресла твои, и возьми посох в руку твою. и поди. если встретишь мужа, не приветишь его. и если приветит тебя муж, не ответишь ему. и положишь посох мой на лице детища. и сказала мать детища: жив Господь. и жива душа твоя, если я оставлю тебя! и встал Елиссей, и пошел за нею. а Гиезий пришел прежде ея. и положил посох на лице детища. но не было голоса. и не было чутья. и возвратился он на встречу ему. и поведал ему, говоря: не встало детище. и вошел Елиссей в дом. и вот, детище умершее лежит на постели его. и вошел Елиссей в дом. и запер дверь за собою и им. и помолился Господу. и поднялся и лег на детище. и приложил уста свои к устам его. и глаза свои к глазам его. и руки [[И руце свои на руце его. и плесне свои на плесну его. и слячеся над ним и дуну на него; и согреяся плоть отрочища… (Слав. Библ.).]] свои к рукам его. и согнулся. и согрелось тело детища. и возвратился. и походил по храмине взад и вперед. и поднялся, и ложился на детище [[И снова простирался над ним. Отрок чихнул до семи раз, и открыл глаза. (Гуляев.).]] седмь раз. и открыло детище глаза свои. и кликнул Елиссей Гиезия и сказал: позови ко мне соманитину эту. и вошла она к нему. и пала к ногам его. и поклонилась до земли. и взяла сына своего. и вышла. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 63, 11–19; Гл. 64, 1–6). Вот что говорит Господь: где возведший [[Где тот, который вывел их из моря с пастырем овец своих? (Мак.).]] из земли пастыря овец его? где вложивший в них Духа Святаго? ведший Моисея десницею своею? мышца его славная источила воду пред лицем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пророчества Исаии чтение. (Гл. 1, 9–16). Так говорит Господь: горе душе их [[Горе душе их! ибо сами себе воздают злом за зло. Скажите праведнику, что блого ему: ибо все будут вкушать плоды деяний своих. Горе беззаконнику злосчастному! ибо за дела рук его будет ему возмездие. Народ мой! Правители его мальчики, и женщины над ним господствуют. Народ мой! вожди твои уводят в сторону, и путь стезей твоих поглотили. Возстал Иегова на суд, и стоит готовый судить народы….. (Макар.).]]! ибо они против себя самих умыслили совет худый, говоря: свяжем праведнаго, потому что он непотребен для нас. итак плоды дел своих вкусят. горе беззаконнику. по делам рук его сдастся ему. народ мой! приставники ваши отнимают у вас последнее. и сборщики господствуют над вами. народ мой! ублажающие вас вводят вас в заблуждение. и стезю ног ваших искривляют. но ныне возстанет Господь на суд с народом своим. сам Господь вступит в суд с старейшинами народа и с начальниками его. вы же за что запалили виноградник мой? и отнятое у беднаго – в домах ваших? вы же за что обижаете народ мой, и лица смиренных посрамляете [[В Паремейнике 1054 года читается: κα τ πρ βατα τ ν ταπειν ν καταισχ νετε. Но тут слово πρ βατα ошибочно написано вместо πρ σωπα. В александр. тексте сего пророчества (1821 год.) читается: κα τ πρ σωπον τ ν πτωχ ν καταισχ νετε.]]? говорит Господь Савваоф. Час третий Пророчества Амоса чтение. (Гл. 8, 9–13). Так говорит Господь: в день оный закатится солнце в полдень. и померкнет на земле свет днем. и обращу праздники ваши в печаль. и все песни ваши в плач. и на все чресла надену вретище. а на всякой голове сделаю плешь. и заставлю его плакать, как о любимце [[Произведу у ней плач, как по единородном, и конец ея, как день горести. (Мак.).]]. и сущим с ним будет день скорби. вот, наступают дни, говорит Господь. и я пошлю голод на землю. не голод хлеба, ни жажду воды. но голод слышания слова Господня. и поднимутся воды даже до моря. и от севера до востока будут скитаться, ища слова Господня. и не найдут его. говорит Господь Бог [[И будут бродить от моря до моря, и от севера до востока; будут скитаться, чтобы найти слово Иеговы, и не найдут. (Макар.).]]. Час шестый

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

и приразился к четырем углам жилища. и упало жилище на детей твоих, и они скончались. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. Так выслушав Иов, встал. разодрал одежды свои. и остриг волосы головы своей. и посыпал землю на голову свою, и падши на землю, поклонился Господу и сказал: сам я нагой вышел из чрева матери моей. нагой и возвращусь туда. Господь дал. Господь отнял. как Господу угодно было, так и сделалось. да будет имя Господа благословенно во веки. во всех этих случаях с ним не согрешил Иов пред Господом даже устами своими, и не дал хулы Богу. В святую и великую среду Пророчества Иезекииля чтение. (Гл. 2, 3–10; Гл. 3, 1–4). Сказал Господь мне: сын человеческий, я пошлю тебя к дому Израиля, к преогорчевающим меня. которые преогорчали меня сами, и отцы их. отверглись от меня даже до сего дня. как сыны с загрубелым лицем и с жестоким сердцем. Я пошлю тебя к ним. и ты будешь говорить им: «так глаголет Господь, [[Адонаи. (слав. Библ.)]] Господь». авось послушают они, [[Будут ли, не будут ли слушать. (Макар.)]] или убоятся. ибо они – дом преогорчевающий. и узнают, что ты пророк среди их. и ты, сын человеческий. не бойся их, и не отступай от [[Ни ужасайся от лица их. (слав. Биб.) Не бойся их и не бойся речей их. (Мак.)]] лица их. потому что они разсвирепеют и нападут на тебя вокруг. и среди скорпионов ты живешь. и слов их не бойся. и от лица их не отступай. ибо они – дом преогорчевающий. и ты, сын человеческий, скажешь им слова мои. авось послушают, или убоятся. ибо они – дом преогорчевающий. и ты, сын человеческий, послушай говорящого тебе: не огорчай. как сей дом преогорчевающий. раскрой уста твои, и ешь, что я даю тебе. и увидел я. и вот, рука протянута ко мне. и в ней, свиток книжный. и развер нула ее предо мною. и тут исписан был перед и зад. а написано на ней: «плач и стон и горе». и сказал мне: съешь свиток сей. и иди и говори сынам Израиля. и раскрыл он уста мои. и напитал меня свитком сим. и сказал мне: сын человеческий, уста твои съедят, и чрево твое наполнится свитком сим, данным тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

на разстоянии пути трех дней. и начал Иона входить в сей город на разстоянии пути одного дня. и проповедывал и говорил: еще три дня, [[Еще 40 дней… (Мак.)]] и Ниневия будет разрушена. и поверили Богу мужи ниневийские. и оповестили пост. и оделись во вретища, от малого до большого у них. и дошло это слово до царя ниневийскаго. и он встал с престола своего. и скинул с себя одежду свою. и оделся во вретище. и сел на пепеле. и было оповещено и сказано в Ниневии от лица царя и вельмож его, говоривших: «люди и скоты, и волы и овцы, пусть ничего не едят, и не пасутся и воды не пьют». и облеклись во вретища люди и скоты. и возопили к Богу прилежно. и воротился каждый с пути своего худаго, и от неправды, что сподручна им, говоря: кто знает? авось передумает и умолен будет Бог. и прекратит гневную ярость свою. и мы не погибнем. и увидел Бог дела их, как воротились они с путей своих худых. и потужил Бог о зле, которое, как говорил, сделает им, и не сделал. И опечалился Иона печалию великою и смутился. и помолился Господу и сказал: о Господи! Не то же ли самое я выражал, когда был еще на земле своей? посему и предварил это бегством моим в Фарсис. ибо я знал, что ты милостив и щедр. долготерпелив и многомилостив. и отдумываешь наказывать людей за злодеяния. и ныне, владыко, возьми душу мою из меня. ибо мне лучше умереть, нежели жить мне. и сказал Господь Ионе: вельми опечалился [[И сказал Иегова: хорошо ли это, что ты огорчился? И вышел Иона из города… (М.).]] ты? и сказал: вельми печален я даже до смерти. и вышедши Иона из города, сел насупротив города. и сделал себе кущу. и сидел под нею в тени, дабы видеть, что будет городу. и повелел Господь Бог тыквеннице. и выросла она выше головы Ионы. Дабы тень была над головою его, чтобы осенять его при озлоблениях его. и обрадовался Иона сей тыквеннице радостию весьма великою. и повелел Господь Бог червю, на заре другого дня. и напал он на тыквенницу. и она изсохла. и было после сего: взошло солнце. и повелел [[Бог повелел дуть восточному тихому ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Благословил Господь последние дни Иова более, нежели первые. Было же скота у него, овец четырнадцать тысячь, верблюдов шесть тысячь, пар волов тысяча, ослиц стадных тысяча. родились же ему седмь сынов и три дочери. и назвал он первую День, а вторую Кассия, третью же Амалфеев рог [[По еврейски: День­­Емима, Кассия­­Кассия, Амалфеев рогъ­­Керен – гаппух (рог изобилия).]]. и не находились дочери и сыны лучше Иовлевых в поднебесной. дал же Иов дочерям своим наследие между братьями их. и жил Иов после проказы сто седмьдесят лет. (Мак.).] лет. а всех лет жизни его двести сорок восемь. [[Нет в евр.]] и видел Иов сынов своих и сыновних сынов. четыре рода. и скончался Иов стар и исполнен дней. – Писано же, что он опять востанет с теми, которых Господь воскресит. Так переводится с сирской книги: «жил он на земле авситидийской. на границах Идумеи и Аравии. а прежнее имя его было Иовав. жену же взявши аравитянку раждает сына. которому имя Еннон. Был же он (Иов) от отца Зарефа, Исавовых сынов сын, от матери же Восоры. так что он есть пятый от Авраама» [[Последнего абзаца нет в еврейском.]]. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 52, 13, 14, 15; Гл. 53-я вся). Так говорит Господь: вот будет благоразумен чадец мой. и возвысится и прославится вельми. Насколько изумятся многие касательно тебя, – так обезславится от человеков вид твой и слава твоя от сынов человеческих! – настолько удпвятся многие народы о нем. и зажмут цари уста свои. ибо те из них, которым не возвещено о нем, увидят его, и которые не слыхали, узнают [[Цари затворят пред ним уста свои; ибо они увидят то, чего никогда не расказывали им, и узнают то, чего не слыхали. (Макар.).]]. – Господи, кто поверил слышанному от нас. и мышца Господня кому открылась? мы возвещали пред Ним [[И пред кем открывалась мышца Иеговы? Ибо взошел Он, как молодой росток пред ним, и как отпрыск от корня на сухой земле; ни виду в нем, ни красоты. Ибо мы видели Его, но не было благолепия. И как мы могли возлюбить Его? ибо он был презрен и оставлен людьми, страдалец и знаком с болезнями.]]: «вот Он, как отроча.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ибо дух жизни был в колесах. а над главами сих животных подобие как бы тверди. как бы вид кристалла страшнаго. распростертого над крыльями их вверху. и под оною твердию крылья их распростерты. и парят одно подле другаго. у каждого две пары (крыльев), покрывающия тела их. и я слышал шум крыльев их. как шум воды великой. как голос Бога Саддаи (Вседержителя). и когда они шли, слышался голос сильного говора, как голос полчища. а когда они останавливались, утихали крылья их. но слышался голос выше тверди, сущей над головою их, когда во время остановки их отдыхали крылья их. выше же тверди, сущей над головою их, казался как бы камень сапфир, и на нем подобие престола. а на сем подобии престола – подобие, как бы вид человека сверху. и видел я как бы блеск илектра, как бы зрак огня внутри его кругом. от кажущихся чресл к верху, и от кажущихся чресл даже до низу, видел я зрак огня. и блеск его вокруг. каково сияние радуги, когда она бывает в облаке в день дождя: таково стояние блеска вокруг. вот вид подобия славы Господа. Исхода чтение (Гл. 2, 5–11). Сошла дочь Фараона к реке мыться. и прислужницы ея прохаживались у реки…. (смотри выше 9-е Чтение в навечерие Богоявлений). Иова чтение. (Гл. 1, 13–22). Настал такой же день. и сыны Иова и дочери его ели и пили вино в доме брата своего старшаго. и вот вестник пришел в Иову и сказал ему: пары волов орали. и ослицы паслись подле них. и пришедши пленители, [[Савеяне.]] пленили их. а чадцов поразили острием меча. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал ему: огонь [[Огонь Божий. (Мак.)]] пал с неба на землю и поглотил овец. и пастухов сожег подобно. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как иной вестник приходит к Иову и говорит ему: всадники [[Халдеи.]] стали пред нами тремя отрядами и окружили верблюдиц и пленили их. а чадцов умертвили мечами. и спасся я один и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: когда сыны твои и дочери твои ели и пили у сына твоего и брата своего старшаго: внезапно ветер великий пришел из пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010