Затем, все более распаляясь, Птолемей дает указание о том, чтобы захватить еще большее количество иудеев, свезти их в некоторое место неподалеку от столицы и устроить показательную казнь: выпустить на них обезумевших слонов и любоваться со всеми согражданами, как слоны будут топтать иудеев. Для того, чтобы эта операция прошла успешно, он дает указание, что, выдавший скрывающегося иудея, получает все его имущество. Кто, наоборот, скроет у себя иудея, будет подвергнут казни. Затем описывается, в трагических чертах, как эти иудеи, пойманные семьями, на кораблях сплавлялись по Нилу и привозились к столице, где готовилась их казнь. И дальше описывается их молитва, которая была услышана, причем очень интересная молитва. Был среди них священник, который молился следующим образом: «И ныне, Отмститель обид, многомилостивый, покровитель всех, явись вскоре сущим от рода Израилева, обидимым от гнусных беззаконных язычников. Если же жизнь наша в переселении наполнилась нечестием, то, избавив нас от руки врагов, погуби нас, Господи, какою Тебе благоугодно, смертью, да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их. Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова» (3 Мак. 6:7–9,12). Молитва сама по себе назидательна. Если мы согрешили, то мы готовы принять смерть, но только сделай это так, чтобы не было из-за этого посрамлено Твое имя. Сначала самого Птолемея Господь поражает неким безумием, что могло быть и естественным следствием его собственного поведения, поскольку он предавался разгулу и пьянству в ожидании этого «торжества». На него находит помрачение и, увидев в одно прекрасное утро все готовое к казни, он вдруг набросился на своих подчиненных, крича: вот вас бы самих так поставить перед зверями, чем привел их в трепет. Они очень быстро всех зверей убрали, после чего царь снова стал на них кричать: почему эти жалкие иудеи до сих пор толпятся, и до сих пор над ними не совершается казнь. Когда, наконец, все-таки начинается казнь, то Господь посылает двух ангелов, увидев которых, Птолемей устрашается. Слоны же, повернувшись вспять, начинают сокрушать войска, которые окружают территорию. Происходит великое вразумление и откровение силы Божией, так что иудеям снова даются свобода и некоторые привилегии, им возвращается имущество. Освободившиеся иудеи этим не довольствовались и просили дать им возможность покарать тех иудеев, которые от веры отступились, «присовокупляя, что преступившие ради чрева постановления Божественные никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя» (3 Мак. 7:9).

http://sedmitza.ru/lib/text/431225/

Библия рассматривает безбожие в нескольких аспектах, понимание которых проясняет истоки и суть атеизма и связанных с ним теоретических и исторических проблем. В Ветхом Завете сам термин «безбожник» употребляется крайне редко ( 2 Мак 4, 13 ; 3 Мак 2, 2 ), функции его несет слово «нечестивый», противоположное по смыслу понятию «благочестивый». Непосредственно о безбожии и богоотрицании говорится в Пс 13, 1 : «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» - «безумец» здесь означает человека нечестивого и грешного, а потому «беззаконного», нарушающего божественный и земной закон, не имеющего страха Божия ( Пс 35, 2 -5), хулящего имя Божие ( Пс 73, 18 ), отрицающего Бога в помыслах своих ( Пс 9, 25 ). В тесной связи с отрицанием Бога в Ветхом Завете стоит отступничество, которое также считается безбожием и изменой своему Богу ( Иов 21, 14 ), сотворение себе новых богов и поклонение им ( Иер 16, 20 ) и вообще представления язычников о богах ( Пс 113, 10 -16). Этот мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его в границах земного исторического времени подчеркивается в Новом Завете апостолом Павлом в качестве основной черты безбожия; апостол упрекает в безбожии исповедующих многобожие язычников: «...вы были в то время без Христа… были безбожники (θεοι) в мире» ( Еф 2, 12 ). Пророческие слова ап. Павла об отступлении в конце времен ( 2 Фес 2, 3 ) объясняют безбожие как приуготовление путей для антихриста ; в них безбожие рассматривается в виде зримых знаков пришествия антихриста: «…ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели…». Следствием этого отступления станет осуждение безбожников: «… да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2. 12). Называя антихриста «человеком греха», «беззаконником» ( 2 Фес 2, 3 , 8), апостол раскрывает религиозно-онтологическую и нравственную суть безбожия, различающегося лишь мерой от средоточия всего греха, зла и лукавства «по действию сатаны» ( 2 Фес 2, 9 ) у антихриста до неверия в истину «для своего спасения» ( 2 Фес 2, 10 ) у отступника-безбожника.

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Это слово в той же редкой форме (чаще встречается вариант ba…j) обнаруживается при описании триумфальной процессии в 1 Мак 13:51. Пальмовые ветви, может быть, означали всего лишь торжественное приветствие. Но возможно и то, что у Иоанна имеется в виду lulab — связка из пальмы, мирта и ивы, которую использовали на празднике Кущей в исполнение заповеди о празднике в Лев 23:40 (возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней). Этими связками полагалось размахивать при восклицании “Осанна!”, когда на празднике Кущей пелся 117-й псалом. Согласно 2 Мак 1:9; 10:6–7, праздник обновления храма (Ин 10:22) праздновался сходно с праздником Кущей (с жезлами, обвитыми плющем, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое) и, возможно, вход Иисуса в Иерусалим рассматривался народом как освобождение и обновление храма, подобное тому, которое случилось при Маккавеях. Определённый артикль может означать, что связки ветвей были заранее заготовлены (скорее всего, в Иерихоне). Вышли навстречу — из сказанного в ст. 17–18 следует, что было две толпы, одна сопровождала Иисуса в городе, вторая вышла из города, чтобы встретить Его. Осанна — транслитерация евр. вероятно, в арамейском варианте, см. Пс 117:25; в Септуагинте точный перевод soson dБ ‘молим, спаси’. Этот псалом был последним из последования халлель, которое пели на Пасху, а кроме того, он занимал особое место в праздновании Кущей. Возможно, ко времени Евангельских событий форма возгласа уже не имела значения, и он воспринимался просто как знак приветствия и хвалы. В Пс 117:26 во имя Господне относится к благословен, однако синоптики и Иоанн несомненно понимают его в смысле: ‘благословен грядущий во имя Господа’, то есть — носитель власти, полученной от Бога, приходит, чтобы совершить дела Божии. Царь Израилев — как и в выражении царство отца нашего Давида у Марка (Мк 11:10), слово Царь раскрывает смысл выражения грядущий, то есть Мессия (а не, например, Илия), см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

но Господу угодно сделать Его очистительною жертвою посредством изъязвления. когда Он предан будет за грех , тогда душа ваша увидит семя долгожизненное. и угодно Господу рукою Его освобождать. после труда души Его показать Ему свет и образовать души ведением Его, так что Он, праведный, во блого служащий многим, оправдает их, и грехи их сам понесет. посему Он в удел получит многих. и разделит добычи сильных. за то, что предана на смерть душа Его. И к беззаконным Он причислен был. тогда как Он грехи многих понес, и за грехи их предан. В святую и великую субботу на утрени Сияй, сияй Иерусалим. ибо пришел свет твой. и слава Господа на тебе возсияла. ибо вот мрак покроет землю и тьма народы: а у тебя явится Господь. и слава Его на тебе окажется. и пойдут цари при свете твоем. и народы при сиянии востока твоего. возвысь вокруг очи твои. и смотри на собранных чад твоих у тебя. пришли все сыны твои издалека. и дочери твои на раменах будут несены. тогда увидишь и обрадуешься, и содрогнешься и изумишься сердцем. от того что перейдет к тебе богатство моря и народов и людей. И придут к тебе стада верблюдов. и покроют тебя верблюды мадиамские и гефарские. все из Савы придут. неся тебе золото. и ладон принесут тебе. и камни [[Нет в евр.]] дорогие. и спасение [[Славу Иеговы. (М.).]] Господне возблаговествуют. и все овцы кидарския соберутся к тебе. и овны навеофские придут к тебе. и будут возложены на жертвенник мой, как благоугодныя. и дом молитвы моей прославится. [[И я украшу дом красоты моей. (Мак.).]] Кто эти, как облака, летят? и как голуби с птенцами своими? [[И как голуби в окна свои. (Мак.).]] мой есть Сион [[ π μ στ Σι ν. Этого нет ни в евр. подлиннике, ни в московском издании 70 толковников, ни в нашем славян. переводе.]]. от меня острова ожидали и корабли фарсисские, чтобы им первым вести чад твоих издалека. и с ними серебро и золото их. ради святого имени Господа, и ради того, что Святый Израилев славен [[Во славу имени Иеговы Бога своего и Святого Израилева, когда Он стал украшать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Господи дай мне знать, и я узнаю. тогда я видел предприятия их. а я, как агнец незлобивый, ведомый на заколение, не знал, что против меня умыслили мысль худую, говоря. придите, и вложим дерево [[Истребим дерево с плодами его. (Макар.) в хлеб его. и сотрем его с земли живых. и имя его уже да не помянется. Господи сил, судящий праведно, испытующий нутр и сердца, дай мне увидеть твое мщение им. ибо тебе поручил я оправдание мое. посему так говорит Господь о мужах анафофских. ищущих души моей. и говорящих: не пророчествуй во имя Господа. а не то, умрешь в руках наших, посему так говорит Господь сил: вот, я посещу их. юноши их от меча умрут. и сыны их и дочери их скончаются от голода. и остатка их не будет. ибо я наведу зло на населяющих Анафоф в год посещения их. Прав ты будешь Господи, когда я стану защищаться пред тобою. однако выскажу тебе судьбы. почему путь нечестивых благоустроен? угобжены все делающие преступления? ты насадил их. и они укоренились. детей нажили и приобрели довольство. близок ты к устам их. но далек от сердец их. а меня, Господи, ты знаешь. ты видел меня и испытал сердце мое. оно пред тобою. собери [[Отторгни их. (Мак.)]] их, как овец, на заколение. и очисти их в день заколения их. доколе будет плакать земля. и трава полевая будет сохнуть, за порочность живущих на земле? погибли скоты и птицы. ибо они (анафофцы) сказали: не посмотрит [[Не увидит кончины нашей. (Мак.)]] Бог на пути наши. Ноги твои бегут и утомляют тебя [[После сего в Паремейнике опущены стихи: половина 5го, весь 6-й и следующие до половины 9го, до слов: «собирайте всех зверей полевых» и пр.]]. собирайте всех зверей полевых, и пусть идут пожирать его (удел мой). многие пастухи сгубили виноградник мой. осквернили удел мой. обратили удел мой вожделенный в пустыню непроходимую стал он опустошенным и погибшим [[После сего опущены стихи от 11го до 14го. – И в другом Паремейнике у меня, XII века, те же опущения!]]. Впрочем так говорит Господь о всех соседах злых касающихся наследия моего, которое я уделил народу моему, Израилю: вот, я исторгну их из земли их. и дом Иудин выброшу из среды их. Но будет, после извержения их: возвращу и помилую их, и поселю их каждаго, в наследии его. и каждого на земле его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ни вареного в воде. но испеченное на огне: голову с ногами и внутренностями. не оставите от него на утро. а кости [[Нет в евр. (у Мак.).]] его не сокрушите. оставшееся же от него до утра сожгите огнем. ешьте же его так: чресла ваши препоясаны. и обувь ваша на ногах ваших. и посохи ваши в руках ваших. и ешьте его с поспешностию. Это – пасха Господня. Пророчества Ионы чтение. (Все от начала до конца). Было слово Господа к Ионе сыну Амафи, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем. что достиг до меня вопль злодеяния его. и встал Иона, дабы бежать в Фарсис от лица Господа. и сошел в Иоппию. и нашел корабль, идущий в Фарсис. и дал наем свой. и взошел в него, чтобы отплыть с ними в Фарсис от лица Господа. но Господь напустил ветер великий на море. и было волнение великое на том море. и кораблю угрожало крушение. и убоялись корабельщики. и вопияли, каждый, к богу своему. и выбрасывали в море вещи, бывшия в корабле, чтобы облегчиться от них. Иона же сошел и лег и на дно корабля. и спал и храпел. [[И лег и спал. (Мак.)]] и пришел к нему кормчий и сказал ему. что ты храпишь? встань и призови Бога твоего. авось [[В влантион – солунском Паремейнике читается, близко к еврейскому: ιπως διασ σει μς. Это  чтение я удержал и предпочел чтению Паремейника1054 года: πως διασ σ μς.]] спасет нас, и не погибнем. И сказал каждый ближнему своему: придите, бросим жребий, чтобы узнать, за кого беда сия на нас. и бросили жеребьи. и пал жребий на Иону. и сказали ему: объяви нам: за кого нам беда сия? и какое у тебя ремесло? и откуда идешь? и куда отправляешься? и из какой страны, и из какого ты города? и сказал им: я раб Господа. и почитаю Господа Бога небеснаго. который сотворил море и сушу. и убоялись эти люди страхом великим. и сказали ему: что это сделал ты нам? ибо узнали эти люди, что он от лица Господа бежал, как сам объявил им. и сказали ему: что сделаем тебе, дабы утолилось от нас море? ибо море расходилось. и воздвигало гораздо большее волнение. и сказал им Иона: возмите меня и бросьте в море, и утолится от вас море.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(М.).]]. и построят инородцы стены твои. и цари их будут служить тебе. ибо как я поражал тебя гневом. так возлюбил тебя милостиво. и будут отворены ворота твои навсегда днем и ночью и не затворятся, дабы входило к тебе богатство народов, и вводимы были цари их. ибо те народы и цари, которые не станут служить тебе, погибнут. и народы такие запустением запустеют. и слава Ливана придет к тебе. чтобы кипарисом [[Ель и явор и с ними бук, чтобы украсить место святилища моего. (Мак.).]] и певком и кедром, вкупе, прославить святое место мое. и место ног моих прославлю. и придут к тебе с боязнию сыны уничижавших тебя и раздражавших тебя. и поклонятся следам ног твоих все раздражавшие тебя. и будешь называем город Господа, Сион Святого Израилева. за то, что ты был оставлен и ненавидим, и не было помогающого [[И никто не ходил в тебе. (Мак.).]] тебе. и сделаю тебя радостию вечною, веселием для родов родов и будешь [[И будешь питаться млеком народов. и сосцы царей будешь сосать. (М.).]] сосать молоко народов. и богатством царей питаться. и узнаешь, что Я – Господь, спасающий тебя, и избавляющий тебя Бог Израилев. Исхода чтение. (Гл. 12, 1–12). Сказал Господь Моисею: месяц сей – начало месяцов. первый между месяцами года. скажи всему собранию сынов Израиля, говоря: в десятый день сего первого месяца пусть возмут овча, каждый, по домам отчеств: овча для одного дома. а если живущих в доме так мало, что не достает их для овчати: то пусть возмет в пай с собою соседа, ближнего своего. по числу душ. каждый расчислит долю свою в овчати. овча должно быть у вас наилучшее, мужеского пола. без порока, однолетнее. вы возьмете его из агнцев, или из козленков. и будет оно храниться у вас до четырнадцатого дня месяца сего и заколет его все многочисленное собрание сынов Израиля вечером. и возмут кровь его. И наложат ее на оба косяка и на порог в тех домах, в которых будут есть его в них. и съедят мяса в эту самую ночь испеченные на огне. и опресноки с горьким зелием съедят. И не ешьте от него недопеченаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иудеи, сопровождавшие Никанора в поход против Иуды, настойчиво указывали ему на необходимость воздать честь дню, освященному Всевидящим, и не губить в этот день жестоко и бесчеловечно иудеев, так как «есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день» (XV, 2–4), «Когда же, поневоле, сопровождавшие его иудеи говорили: «Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим», тогда этот нечестивец спросил: «Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?» И они отвечали: «есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день» (XV, 2–4). Про иудеев говорится, что они, победив Никанора. преследовали его войско на значительное расстояние и возвратились, будучи остановлены временем. Ибо это был день перед субботою: по этой причине они и не продолжали гнаться за ними. Собравши же за ними оружие и сняв доспехи со врагов, они праздновали субботу, усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день и начавшего являть им Свое милосердие» (VIII, 26–27). Из других праздников, 2-я Мак, книга отмечает следующие праздники: праздник Кущей в месяце Хаслеве (25-го числа), очищения храма, называвшийся также праздником Кущей и огня (I, 9, 18; X, 5–7); день 13-го Адара (12-го месяца)– избавление от Никанора (XV, 37); день Мардохея (XV, 36); праздник седмиц или пятидесятница (XII, 31, 32). Нравственный закон 446 , в собственном смысле, заключает в себе постановления, регулирующие собственно духовную жизнь человека, как мы сказали выше; он, для ветхозаветного человека, заключен был, главным образом, в десяти заповедях Моисея. Этот закон и известен под именем Моисеева закона (VII, 30); все же постановления – обрядовые, гражданские и нравственные именуются отеческими законами (VII, 37), или законом Божиим (VI, 1). В основе нравственного закона, закона Моисеева, 2-я Мак. книга полагает первую заповедь Моисея. Исповедание единого Бога и желание чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею (I, 3), – это основа нравственной деятельности всех истинных евреев, что ясно высказано было в предсмертных речах всеми мучениками Маккавейскими; последний же брат желал исповедания этого и для Антиоха, чтобы и тот скоро, хотя с муками и карами, исповедал, что Он един есть Бог (VІІ, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Про самого же Иуду говорится ясно, что он предоставил попечение о себе Создателю мира (XIII, 14). Надежду же на окончательное торжество правды и на полную возможность вечного нравственного совершенства, полное успокоение сердца человека в Боге, высказывают все мученики Маккавейские (VI и VII гл).; так, например, про четвертого говорится, что он, будучи близок к смерти, так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» (VII, 14). Вместе с надеждою, неразрывно смиренномудрие, довольство своим состоянием, терпение и мужество в страданиях и, вообще, преданность воле Божией и успокоение в Боге. Все борцы за отеческие законы, о коих говорит 2-я Мак. книга, вместе с надеждою стяжали в себе и эти качества. Каким, например, смирением проникнута предсмертная речь шестого брата: «Не заблуждайся напрасно, – говорил он Антиоху, – ибо мы терпим это за себя, согрешив перед Богом нашим, от того и произошло достойное удивления» ... (VII, 18). Надежде, как добродетели, 2-я Мак. книга противопоставляет как грех – самонадеянность и надежду на земные блага и на других. Иуда Маккавей в речах своих делает такое сопоставление: «Враги надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущество Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (VIII, 18); такою же самонадеянностью отличались и все поступки Антиоха (VII, 16; IX, 4), такою же самонадеянностью отличался и Илиодор, решившийся войти в храм и завладеть имуществом (III, 18). Со стороны воли и ее стремлений, внутреннее богопочитание выражается в любви к Богу. Под именем любви к Богу разумеется такое расположение души, по которому человек всеми силами стремится к соединенно с Богом, как высочайшим нравственным добром, в Нем одном и в угождении Ему поставляет свое счастие и блаженство. В этом состоянии душа все почитает за ничто, только бы приобресть Бога и достигнуть блаженного общения с Ним, и потому душа непрестанно представляет себе бесконечные Его совершенства, всю свою деятельность старается сообразовать с Его Святой волей, и не только сама старается благоугождать Ему, но пламенно желает и всецело стремится, чтобы и все другие души правильно познавали, истинно любили и достойно прославляли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010