практически в каждой епархии РПЦ «Епархиальных ведомостей» 1 или их аналогов) превышает 95 % всего объема официальных изданий. В результате при анализе документов 68 епархий РПЦ, находившихся в 1917 г. на территории Российской империи и за ее пределами, не удалось выявить политическую позицию духовенства лишь нескольких из них – Алеутской (охватывавшей территорию Северо-Американских соединенных штатов), Варшавской, Финляндской и Холмской. Кроме того, мало сведений обнаружено по другим епархиям – Гродненской, Литовской и Минской, находившихся или на оккупированных немцами территориях, в районах боевых действий, или в прифронтовой полосе. В некоторых из названных епархий выход периодических изданий был прекращен. Так, весной 1917 г. не выходили «Гродненские» и «Литовские епархиальные ведомости», однако «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» в это время издавались в Москве эвакуировавшимся из Польши духовенством. Выход «Карельских известий» (органа Финляндской епархии) 13 марта 1917г. был прекращен 2 по причине активизации в Финляндии сепаратистских движений, вызванных революцией в метрополии: местные общественные организации и политические партии стремились не только к расширению автономии своего края, но и к его независимости от России. 3 Систематизация основного массива документов сборника основана по проблемно-хронологическому принципу и с учетом церковной иерархичности, вследствие чего материалы, связанные с деятельностью высшего духовенства (епископата) РПЦ и материалы многочисленных съездов и собраний приходских клириков помещены в разных частях настоящего сборника. В первой части книги публикуются определения и воззвания ко всероссийской пастве Святейшего правительствующего синода, послания к пастве и проповеди архиереев – руководителей епархий и викариатств РПЦ, а также распоряжения подведомственным клирикам духовных консисторий (епархиальных управлений). По ним можно составить представление не только о политической позиции большинства членов высшей иерархии РПЦ, но и о характере общецерковной политики, проводимой синодом (высшим органом церковной власти) в первые 45 месяцев после начала Февральской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2). Так как Край находится в переходном состоянии, и в настоящее время невозможно определить, где будет главный его город, даже где будут его главные города, ибо потребности Края в настоящее время никак не могут быть его потребностями в его будущности: то я нахожу еще невозможным указать и того, где быть местопребыванию Епархиального Архиерея. Очевидно, что Ставрополь должен остаться на некоторое, неопределенное время епархиальным городом. События доказывают, что он был только лагерем для главных военных и гражданских властей Кавказа: пусть он будет на время духовным станом для Кавказского Епархиального Ведомства; из этого стана оно совершит первоначальные свои распоряжения, и усмотрит открываемое временем и обстоятельствами свое постоянное и прочное местопребывание. Ставрополь – центральный пункт страны; в нем уже имеется свой приют для Архиерея, имеется свое помещение для Консистории с удалением многих правительственных мест и лиц, многие здания останутся пустыми и могут служить временным помещением для Семинарии и-даже для Епископа Викария, который, по мнению моему, чтобы быть существенно полезным, должен непременно жить в одном городе с Епархиальным Епископом, по примеру Викариев С.-Петербургского, Московского и Киевского. Направление и деятельность Викария должны сливаться в одно с направлением и деятельностью Епархиального Архиерея. Сколько нужно частое посещение Епархии Викарием, столько же нужно постоянное пребывание Епархиального Архиерея при том пункте, откуда истекают все распоряжения. Тщательное наблюдение и опыт убедили меня в сей последней истине, которая, уверен, очевидна и для Вашего Превосходительства. 3). Епархии в Православной Церкви Российской разделяются на три разряда или класса: 1-й класс усвоен Митрополиям, 2-й – Епархиям особенно важным по значению в Государстве, особенно обширным или многолюдным, управляемыми наиболее Генерал-Губернаторами, 3-й класс – Епархиям, наименее значащим в государственном отношении, управляемыми губернаторами. Очевидно, что Кавказская Епархия, долженствующая при новом административном разделении Края совмещает в себе две Области, из которых каждая будет управляться лицом, облеченным правами и Властью Генерал-Губернатора, должна быть причислена к Епархиям второго класса, как это сделано относительно некоторых Епархий, напр., относительно Донской, Рижской, Варшавской. Ныне Кавказская Епархия состоит в третьем классе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Международный Фестиваль «Гайновские дни церковной музыки» ежегодно проводится с 1982 года. Первые годы фестиваль проходил как общепольское мероприятие, хотя уже тогда его посещали коллективы из других стран, в том числе и из СССР. Позднее фестиваль приобрел огромный размах, превратив районный город Гайновку в значимый духовный и культурный центр Польши. До настоящего времени в нем приняли участие более 800 хоровых коллективов из сорока стран мира. Этот музыкальный форум создает возможность для дискуссий, обмена опытом и установления дружеских отношений между регентами, дирижерами и музыкальными коллективами разных стран. Фестиваль проходит под патронажем Президента Республики Польша и Министерства культуры страны. Художественный патронаж над Фестивалем осуществляет всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. Фестиваль «Гайновские дни церковной музыки» стоит в одном ряду с такими всемирно известными культурными мероприятиями как Международный конкурс имени Шопена и Фестиваль современной музыки «Варшавская осень». Регент хора Казахстанского Митрополичьего округа — Олег Николаевич Овчинников — выступал на Фестивале «Гайновские дни церковной музыки» в мае 2005 года вместе с возглавляемым им коллективом — Архиерейским хором Костромской епархии . Хор из Костромы занял 1-е место в этом престижном музыкальном конкурсе и получил Золотую медаль и диплом из рук Президента Польши Александра Квасьневского. Хор Казахстанского митрополичьего округа был создан в 2010 году в городе Алма-Ате и на сегодняшний день является главным православным певческим коллективом в Республике Казахстан. Митрополичий хор исполняет духовные произведения самых разных авторов, отдавая предпочтение признанным шедеврам, вошедшим в сокровищницу мировой духовной и классической музыки. В репертуаре коллектива кроме церковных песнопений присутствуют русские и казахские народные песни. Хор регулярно выступает с большими концертными программами, записывает компакт-диски, принимает участие в знаковых культурных событиях Казахстана.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Епархиальные архиереи должны были ежегодно присылать в Синод рапорты с отчетами о ходе работы над описаниями своих епархий. Туда же должны были поступать уже готовые описания, а также материалы, собранные для их составления в местных архивах и б-ках. В РГИА (Ф. 802: Духовно-учебное управление Синода) сохранились рапорты архиереев о составлении описаний 40 епархий. Эти документы содержат информацию о лицах, к-рым было поручено составление описаний епархий, об организации работы, о составе и характере материалов, собранных составителями, об источниках, использованных при составлении описаний. Они позволяют установить авторов ряда описаний или их отдельных частей, уточнить время создания того или иного описания, содержат сведения о наградах и поощрениях, полученных составителями. Самые ранние рапорты, содержащиеся в делах, относятся к кон. 1850 г., а последний по времени (С.-Петербургского митр. Исидора (Никольского)) датирован апр. 1868 г. Большинство документов относятся к 1-й пол. 50-х гг. XIX в. Рапорты свидетельствуют о том, что после принятия определения о составлении епархиальных описаний работа над ними с различной степенью интенсивности началась в большинстве епархий. При этом проводилось целенаправленное обследование церковных архивов (прежде всего духовных консисторий), в результате чего было выявлено немало ценных исторических документов. Сбор материалов и подготовка текстов описаний в 50-х гг. XIX в. продвигались медленнее, чем ожидалось. К нач. 1861 г. в Синод были присланы законченные описания только 11 епархий: в 1853 г.- Варшавской и Владимирской, в 1854 г.- Подольской и Полоцкой, в 1856 г.- Курской и Саратовской, в 1857 г.- Камчатской и Оренбургской, в 1858 г.- Кишинёвской и Пензенской; год присылки описания Смоленской епархии не установлен; еще из 8 епархий (Архангельской, Вятской, Кавказской, Костромской, Могилёвской, Олонецкой, Рязанской и Симбирской) поступили отдельные материалы для описаний. В 1862 г. в Синод было доставлено законченное описание Минской епархии. Процесс подготовки описаний особенно затормозился после смерти в дек. 1856 г. исполняющего должность обер-прокурора Синода Карасевского. Новое руководство Синода к его идее постепенно охладело, что, в свою очередь, привело к ослаблению контроля за ходом подготовки описаний со стороны епархиальных властей на местах.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

М. Скворцовым, чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода.) газеты «Колокол», проглядывая который, я наткнулся на статью какого-то архимандрита, озаглавленную: «Апостольская поездка еп. Дионисия по Галиции» (Кажется, не ошибаюсь, приводя по памяти название статьи. Еп. Дионисий, впоследствии – митрополит Варшавский.). В статье сообщалось, что с продвижением наших войск в Галицию, Волынские духовные власти, во главе с архиепископом Евлогием, начали «апостольское» дело обращения галицийских униатов в православие. Еп. Дионисий (Кременецкий, викарий Волынской епархии) уже подъял великий подвиг, путешествуя по градам и весям Галиции. Преосвященный не только совершает богослужения в униатских приходах, но и «действует». Указывались факты: в селе H преосвященный призывает священника-униата. «Ты – папист?» – спрашивает его преосвященный. «Папист», – отвечает священник. «Тогда вот тебе два дня на размышление: если не откажешься от папы, отрешу тебя от места». Священник не согласился отказаться, после чего епископ в воскресенье объявляет прихожанам: «Ваш священник – папист; он негоден для вас; я ставлю вам другого»... И... поставил иеромонаха Почаевской Лавры. Я воспроизвожу содержание статьи по памяти, но она так ошеломила меня тогда, что теперь я уверен, что если и погрешаю, то только в отношении дословной передачи, а не по существу ее. Задолго до войны я изучал униатский вопрос в широкой научной и бытовой постановке. Защищенная мною 9 мая 1910 г. магистерская диссертация озаглавливалась: «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.)». Статья «Колокола» воскресила в моей памяти знакомую картину воссоединения 30-х годов прошлого столетия со всеми ошибками и промахами воссоединителей, приводившими к кровавым столкновениям, к вмешательству вооруженной силы. Только «тогда» было в мирное время и у себя дома, а «теперь» – на театре военных действий, на чужой территории. Последнее обстоятельство обязывало наших «деятелей» к особой осмотрительности и осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

„Весть о назначении Преосвященнейшего Платона митрополитом несказанно обрадовала и меня. Взысканный прежде вниманием Владыки, я осмелился написать поздравительное письмо и удостоился получить ответную телеграмму, в которой Владыка благодарит меня и призывает благословение Божие. За радостной вестью скоро пришла и тяжело-грустная весть о Высокопр. Гурии. Во время болезни Владыка приглашал из Харькова доктора Зарубина, который на условиях за 500 р. ездил в Симферополь на два дня и возвратившись успокоил нас, что болезнь остановлена и здоровье вне опасности, как через день после возвращения получили известие о смерти. Секретарь Ольшевский ездил на погребение владыки и рассказывает, что Зарубин действительно удачно исследовал болезнь и остановил кровотечение, причём обязал владыку пролежать несколько дней, в постели. Неустанный труженик не мог выполнить тяжёлого для него условия; воспользовавшись отсутствием прислуги, он встал с постели, подошёл к письменному столу и хотел подписать какую-то бумагу, но тут с ним случился обморок и паралич сердца, —623— 1882 г. от чего через несколько минут и скончался. Потеря такого редкого по уму и сердцу иерарха должна составлять скорбь не Таврической только епархии, а всего духовенства, особенно в настоящее время, когда вместо угасающих светильников возжигаются лучины с копотью. О завещании владыки, полагаю, Вы изволите знать: о нём печаталось в ведомостях. После смерти владыки между бумагами найдено письмо Митрополита Исидора, в котором он просит дать отзыв свой о ректоре Таврической семинарии Архимандр. Арсении 1494 . Не известно, какой отзыв дал Владыка, но вероятно благоприятный, потому что пред смертью подарил Ректору дорогую панагию и сказал: Вы скоро будете архиереем, и Вам она нужна. Варшавскому Владыке 1495 кто-то устроил злую шутку, телеграфировав в Варшаву о внезапно постигшей его смерти. Писали в ведомостях, что в епархии служили заупокойные литургии, а Викарий собирался ехать на погребение в С.-Петербург.“ 30-го числа писал я в Москву графине А.Г. Толстой:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 20.569 23.571 Подольская 11.198 16.764 Волынская 10.079 11.457 Могилевская 30.089 32.892 Минская 23.969 26.098 Полоцкая Литовская 3 ) 26.000 31.615 Оренбургская Астраханская Донская 13.075 18.129 Архангельская Холмско-Варшавская 155945 31.335 187.280 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 10.024 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.083 15.853 в) Сибирские Тобольская Томская 12.167 15.179 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 19.579 24.310 21.614 445243 107239 552.482 Приложение 5 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах церковно-приходских к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 15.232 Вологодская 1 ) 37.618 Воронежская Вятская 2 ) 28.604 Екатеринбургская 12.493 Екатеринославская 17.387 Казанская 10.396 Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская 23.150 Нижегородская 14.125 Новгородская 15.388 Олонецкая Орловская 13.546 Пензенская Пермская Полтавская 11.675 Псковская Рязанская 20.917 Самарская 12.249 С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская 11.238 Таврическая Тамбовская 32.526 Тверская 11.245 Тульская 14.212 Уфимская Харьковская 13.173 Херсонская Черниговская Ярославская 18.054 421.463 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 129.939 Подольская 44.854 Волынская 47.774

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Варшавское, том VII, стр. 43 и след.; Несецкий в книге своей Korona Polska, начиная с Генриха, до 1722 г. исчисляет 29 католических епископов Киевских, из коих многие изгоняемы были. Ходыкевич к списку Несецкого прибавляет еще некоторых католических Киевских епископов (см. список их в прибавлении под 6) Но Ян Бельский в книге своей Widok Krolevstva Polskiego, издан. в Познани в 1765 г. том. I, стр. 229 говорит, что Киевские католические епископы никогда в Киеве особого своего костела не имели, а служили в доминиканском, и зависели от Львовского Галицкого архиепископа или митрополита. В Киевском каталоге (стр. 86) сказано однако же, якобы в 1435 г. в Киеве первый костел римский «создан и первый бискуп поставлен бысть княжащу в нем по Витовтовом Княжении Свидригайлу брату короля польского Ягелла веры латинския бывшу злонравну и свирепу». Самуил Бандшке в истории своей Dzieje Krolevstva Polskiego, издан 2 во Вроцлаве в 1720 г., том II, стр. 48 приписывает польскому королю Владиславу II Геллу (около 1433), а не Свидригайлу основание латинского епископства Киевского и Хелмского. 101 Историограф относит сей устав к позднейшим временам, потому де, что завоевание литовцами Смоленска случилось уже в 1404 г. Но по его же Истории Смоленск литовцами завоеван был еще в 1536 и 1395 гг. и границы литовских завоеваний простирались тогда даже глубже в Великую Россию. Притом можно было и без литовских завоеваний Смоленской епархии причисляться к Малороссийским по древнему порядку. Кодин здесь не упомянул еще о Черниговской и Полотской епархиях, которые в 1414 г. вместе с упомянутыми им семью причислялись уже к Литовскому Великому княжеству и к Литовской или, Киевской иерархии, см. Никонову летопись, часть V, стр. 58. 102 Georgii Codini Curopolatz de oficiis Magne Eccltsie et Aula Conftatinopolitane, edit. Venctiis 1729 in fol, pag. 343, 346 ет 351. В Бандуриевом издании Андрониковой росписи митрополий (в книге его Imperium Orientale, edit. Venetiis in fol. tom. I, pag. 196) русская митрополия поставлена под 71, а литовская под 82 степенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

2. Так как Край находится в переходном состоянии и в настоящее время невозможно определить, где будет главный его город, даже где будут его главные города, ибо потребности Края в настоящее время никак не могут соответствовать его потребностям в будущем, то я нахожу еще невозможным указать и того, где быть местопребыванию Епархиального Архиерея. Очевидно, что Ставрополь должен остаться на некоторое неопределенное время епархиальным городом. События указывают, что он был только лагерем для главных военных и гражданских властей Кавказа: пусть он будет на время духовным станом для Кавказского Епархиального ведомства, из этого стана оно совершит свои распоряжения и усмотрит открываемое временем и обстоятельствами свое постоянное и прочное местопребывание. Ставрополь — центральный пункт страны; в нем уже имеется свой приют для Архиерея, имеется свое помещение для Консистории; с удалением многих правительственных мест и лиц многие здания останутся пустыми и могут служить временным помещением для Семинарии и даже для Епископа-викария, который, по мнению моему, чтоб быть существенно полезным, должен непременно жить в одном городе с Епархиальным Епископом, по примеру Викариев С.-Петербургского, Московского и Киевского. Направление и деятельность Викария должны сливаться в одно с направлением и деятельностью Епархиального Архиерея. Сколько нужно частое посещение Епархии Викарием, столько же нужно постоянное пребывание Епархиального Архиерея при том пункте, откуда истекают все распоряжения. Тщательное наблюдение и опыт убедили меня в сей последней истине, которая, уверен, очевидна и для Вашего Превосходительства. 3. Епархии в Православной Церкви Российской разделяются на три разряда, или класса: 1-й класс усвоен Митрополиям; 2-й — Епархиям особенно важным в государстве, особенно обширным или многолюдным, управляемым наиболее генерал-губернаторами; 3-й — Епархиям, наименее значащим в государственном отношении, управляемым губернаторами. Очевидно, что Кавказская епархия, долженствующая при новом административном разделении Края совмещать в себе две области, из которых каждая будет управляться лицом, облеченным правами и властию Генерал-губернатора, должна быть причислена к Епархиям второго класса, как сие сделано относительно некоторых Епархий, например, относительно Донской, Рижской, Варшавской. Ныне Кавказская епархия состоит в третьем классе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

I дополнительного ассигнования в том размере, в коем это окажется возможным по состоянию средств государственного казначейства, до тех пор, пока не будет назначено содержание от казны всем причтам в епархиях Империи, имея при том в виду необходимость скорейшего достижения этой цели. III. Предоставить Святейшему Синоду из ассигнуемых в его распоряжении сумм (отд. I и II) назначать, сообразуясь с местными условиями, содержание причтам, не получающим такового или учреждаемым вновь в следующих размерах; 1) в епархиях, в коих введены Высочайше утверждённые штаты 4 Апреля 1842 г„ а также в Грузинском Экзархате: священникам-от 100 до 600 р., диаконам от 80 до 300 р. и псаломщикам от 40 до 200 р. в год, и 2) в епархиях Рижской, Холмско-Варшавской, Туркестанской и Финляндской-в размерах, установленных изданными для сих епархий штатами. Означенное мнение Государственного Совета 23 Апреля 1893 года Высочайше утверждено. Приказали: Рассмотрев настоящее предложение, Святейший Синод определяет: в видах установления порядка исполнения по изъяснённому Высочайше утверждённому в 23 день Апреля сего года мнению Государственного Совета, предписать печатными циркулярными указами всем Епархиальным Преосвященным доставить в Хозяйственное при Святейшем Синоде Управление, по прилагаемой при указе форме, подробные и, в виду важности дела, возможно точные сведения как о настоящем материальном обеспечении всех городских и сельских причтов епархии, получающих и не получающих содержание от казны, так и о том-в каком именно размере, по мнению Епархиального Начальства, следовало бы назначить содержание причтам; соображаясь при этом с имеющимися определёнными местными средствами и не выходя из установленных Государственным Советом норм; причём дополнить эти сведения и такими причтами, учреждение которых вновь вызывается крайнею необходимостью открытия где либо новых самостоятельных приходов. Вместе с сим, принимая во внимание с одной стороны, что для составления на местах, доставления в Хозяйственное при Святейшем Синоде Управление и рассмотрения последним всех указанных выше сведений потребуется довольно продолжительное время, между тем есть много бедных причтов в каждой епархии, требующих возможно скорейшего улучшения их материального положения; с другой стороны имея в виду, что согласно II пункту мнения Государственного Совета, предположения о сумме, подлежащей к внесению в смету Святейшего Синода на 1894 год на улучшение содержания духовенства, должны быть внесены в означенный Совет во время рассмотрения финансовых смет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010