А.В. Шадрина Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский: неизвестные страницы биографии и творческое наследие Источник Статья посвящена личности профессора Варшавского (Донского) университета Павла Владимировича Верховского, с 1920 г. протоиерея Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи ученым-правоведом, с 1913 г. – ординарным профессором Варшавского университета, он внес значительный вклад в изучение истории русского церковного права. Становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля происходило в г. Ростове-на-Дону, что во многом было обусловлено дружескими отношениями с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом). После революционных событий 1917 г. П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии: в 1917 г. он участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян; в 1919 г. – в работе Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе, на котором сыграл определяющую роль в учреждении Ростовской и Таганрогской епархии. 21 сентября 1920 г. профессор П.В. Верховский, следуя своей юношеской мечте, стал священником. Принятие священного сана поставило перед профессором-протоиереем вопрос о дальнейшей преподавательской деятельности в университете, поскольку это было запрещено законами советской власти. Как юрист-правовед П.В. Верховский привлекался представителями власти в качестве консультанта, а также к работе Комиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви, что позволило ему оказать заметное влияние на церковную политику и на процесс формирования церковно-государственных отношений в 1920–1921 гг. В статье впервые проанализировано творческое наследие ученого-протоиерея, посвященное решению проблем истории русского церковного права и истории Русской церкви, в которых он добился выдающихся успехов. В современной исторической науке одним из приоритетных направлений является биографика. Особое внимание в развитии этой междисциплинарной области научных исследований уделяется личности второго плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Число православных Холмско-Варшавской епархии к концу 1897 года простиралось до 440.402 душ обоего пола. Означенное число православных в отношении религиозно-нравственного состояния может быть разделено на следующие три категории: а) древлеправославных, б) воссоединенных от унии бывших греко-униатов, не уклоняющихся от православия и в) так наз. упорствующих б. греко-униатов. Состояние древлеправославных, как и прежде, было вполне удовлетворительно. Они часто посещают храмы Божии и усердно заботятся о поддержании внешнего и внутреннего их благолепия. Многие из древлеправославных церквей, именно благодаря их усердию, имеют богатые утварные и ризничные вещи, а самые церковный здания содержатся в отличном поряди на средства, собираемые прихожанами же. В праздничные дни редкий прихожанин, живущий вблизи церкви, не пойдет на богослужение в церковь . Долг исповеди и св. Причастия не исполняют только те, кому препятствуют сделать это или служебные обязанности или отдаленность от церкви. Утешительным также представляется вообще и религиозно-нравственное состояние второй категории православных, именно воссоединенных и не уклоняющихся от православия бывших греко-униатов. Сии последние преданы православной церкви, неукоснительно посещают богослужение, исполняют все духовные требы и по своим средствам жертвуют на нужды своих приходских храмов. В числе многих отрадных сторон в жизни сей воссоединенной от унии части населения Холмско-Варшавской епархии особенно обращает на себя внимание обычай путешествовать в известные праздники в г. Холм, в Леснинский, Вировский и Теолинский монастыри и даже в Почаевскую лавру, для поклонения местным святыням и исполнения в означенных местах долга исповеди и св. Причастия. Посещая древлеправославные храмы и обители, бывшие греко-униаты мало-помалу усвояют православные обычаи и более и более сливаются воедино с Православной Церковью . Что касается упорствующих б.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [польск. Diecezja Warszawsko-Bielska] Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Впервые правосл. епископская кафедра на правах вик-ства была учреждена в Варшаве в 1834 г. (см. Варшавское викариатство ); в 1840 г. образована Варшавско-Новогеоргиевская епархия (см. Варшавская епархия ). В межвоенной Польше (1918-1939) Варшава продолжала оставаться центром самой обширной епархии - Варшавско-Холмской, территория к-рой простиралась от Балтийского м. до предгорий Карпат; в период нем. оккупации (1939-1944) площадь епархии уменьшилась, и до кон. 1940 г. она называлась сначала Варшавской, затем Варшавско-Радомской. Варшавско-Бельская Епархия Варшавско-Бельская Епархия После получения 22 июня 1948 г. правосл. Церковью в Польше канонически законной автокефалии на ее территории были образованы 3 епархии: Варшавская (с 12 нояб. 1948 Варшавско-Бельская), Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская (см. ст. Лодзинско-Познанская епархия . В 1951 г. Собор епископов утвердил новую адм. структуру Церкви, включавшую уже 4 епархии, в т. ч. В.-Б. е. в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. Епархиальная кафедра находится в Варшаве. Собор равноап. Марии Магдалины с подземной ц. Страстей Христовых был построен в 60-х гг. XIX в. в варшавском р-не Прага; также на кладбище в р-не Воля имеется приходская ц. прп. Иоанна Лествичника с подземной ц. прп. Иеронима Стридонского и Илии пророка и неск. часовен. Правящими архиереями епархии почти неизменно являлись предстоятели ПАПЦ; 31 мая 1998 г. им стал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) . У митрополита 2 викария: еп. Гайновский Мирон (Ходаковский) и еп. Бельский Григорий (Харкевич). В епархии 6 благочиний: Варшавское (6 приходов), Бельско-Подлясское (15 приходов), Хайнувское (Гайновское) (13 приходов), Клещельское (11 приходов), Наревское (6 приходов), Семятычское (14 приходов).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нам надо найти силы выбрать Христа» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 21-й крестный ход православных трезвенников 05.01.2021 1922 Время на чтение 6 минут 1 января 2021 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать первый крестный ход православных трезвенников . Возглавили молитвенное шествие руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов; председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинг радской области иерей Евфимий Добрянский. Несмотря на пасмурную погоду и коронавирусные ограничения, введенные властями северной столицы, на молитвенное шествие пришло не меньшее число человек, чем в предыдущие годы. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов утра, участники крестного хода, возгласив «Христос Воскресе!», двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na...

Закрыть «День начала трезвенного бытия» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 22-й крестный ход православных трезвенников Дмитрий Стогов   09:02 04.01.2022 838 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором 1 января 2022 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать второй крестный ход православных трезвенников. Возглавили молитвенное шествие руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга  протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге  протоиерей Георгий Пименов; сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинг радской области  иерей Евфимий Добрянский, а также ряд других священников. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11.30 часов утра, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала  священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/04/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия ), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ. 1874-1905 гг. В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича , останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Живая традиция трезвости» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся юбилейный двадцатый крестный ход православных трезвенников 04.01.2020 1336 Время на чтение 7 минут 1 января 2020 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся юбилейный, двадцатый крестный ход православных трезвенников . Возглавляли крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; настоятель храма святителя Иоанна Милостивого на ул. Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Валерий Швецов; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов. Всего в крестном ходе приняли участие восемь священников. Несмотря на пасмурную, дождливую и ветреную погоду, на молитвенное шествие пришло несколько сотен человек. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов 30 минут дня, участники крестного хода, возгласив «Христос Воскресе!», двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов. По окончании литии он произнес проповедь:

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010