Берия предложил: «НКВД СССР считает целесообразным... подготовить в ближайшее время и издать силами работников Московской Патриархии книгу-альбом с материалами, изобличающими немцев в варварском отношении к православной Церкви и духовенству. Книгу-альбом предназначить для распространения в церковных кругах за границей, на территории, временно оккупированной немцами, а также и среди верующих СССР. План содержания книги-альбома при этом представляется. Прошу поручить НКВД СССР принять необходимые меры к обеспечению издания Московской Патриархией книги-альбома «Правда о религии в СССР» по приложенному плану» (РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1028. Л. 174). 16 июля книга была подписана в печать. Она вышла с названием «Правда о религии в России» под редакцией митр. Николая (Ярушевича), прот. Александра Смирнова и проф. Г. П. Георгиевского . Предисловие написал митр. Сергий (Страгородский). В этом тексте он впервые за неск. лет констатировал наличие отделившихся от Московской Патриархии групп: иосифлян, даниловцев, викториан (последователей Виктора (Островидова) ), андреевцев (последователей Андрея (Ухтомского)), и подверг их резкой критике, прежде всего за антисоветскую позицию. При этом митр. Сергий не упоминал обновленцев. Местоблюститель, отрицая гонения на религию в СССР, признавал отдельные случаи «стеснения Церкви в правах» со стороны советского руководства с оговоркой, что они «приближают Церковь к простоте апостольских времен». Отчасти под влиянием событий в Можайске Синод РПЦ 17 апр. 1942 г. в Ульяновске принял постановление о назначении на должность епископа Можайского, викария Московской епархии, архим. Варфоломея (Городцова) . Богослужение в ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах о победе рус. оружия в апр. 1942 г. Богослужение в ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах о победе рус. оружия в апр. 1942 г. По донесению начальника Московского областного управления НКВД в Москве храмы в пасхальную ночь 5 апр. 1942 г. посетили свыше 10 тыс. чел., в Московской обл.- 8 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Также отец Димитрий Какубава рассказывал: «Я слышал, что к епископу Ефрему пришли монахи из Драндского монастыря и сказали: “Мы не понимаем, что творится вокруг, что канонично, что нет; люди верующие держатся разных ориентаций; мы же хотим только одного – сидеть в монастыре и молиться”. Епископ ответил: “Я тоже хочу этого. Идите, отцы, в монастырь, молитесь и меня поминайте в своих молитвах. Потерпите, и в будущем все прояснится”. Монахи, услышав такой ответ, земно поклонились и сказали: “Благослови, владыко”.–“Пусть Бог благословит вас, и вы благословите меня, отцы”,– ответил епископ и поклонился им. Они вернулись в монастырь с миром в душе. После этого владыка Ефрем сказал: “Сейчас нам нужна не полемика, а духовное доверие и любовь”. Впоследствии я спросил об этом случае Патриарха (тогда митрополита) Ефрема. Он ответил: “У драндских монахов были окладистые широкие бороды до пояса. Таких бород я раньше не видел нигде”. На этом разговор окончился». Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре 47 . Вскоре, однако, монастырь был закрыт. Большинство монахов оказалось в тюрьмах и ссылках. Тяжелым и во многом трагичным был и жизненный путь Патриарха. Он подвергался гонениям, его лишали возможности служения. Действующих храмов становилось все меньше, и одно время, будучи уже епископом, он занимал место священника в тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь. В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ольгинского монастыря Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: «Я не благословляю архиереев». Епископ Ефрем спросил: «Откуда вы знаете, кто я?». Тот ответил: «Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?».– «К себе на родину, в Грузию». Тогда владыка Варфоломей сказал: «Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов».– «Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены»,– отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: «Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Пляскин), еп. Омский (Пляскин Василий Васильевич; 24.03.1900, Омская губ.- 30.04.1976, Омск), еп., бывш. Омский и Тюменский. Из священнического рода, дед В. по материнской линии Григорий (Полетаев) был первым епископом образованной в 1895 г. Омско-Семипалатинской епархии. В 1918 г. В. Пляскин окончил с золотой медалью 1-ю омскую гимназию. С авг. 1918 по май 1919 г. работал конторщиком пенсионной кассы управления Омской железной дороги. Желая посвятить себя служению Церкви, подал документы в КазДА, но в мае 1919 г. был призван в армию А. В. Колчака, в июле 1919 г. откомандирован в 1-е сибирское военное артиллерийское училище в Омске. 6 февр. 1920 г. правительством Омской земской управы во Владивостоке произведен в чин подпоручика, зачислен в запас, в февр. 1920 г. уволен с военной службы. В 1920-1927 гг. жил во Владивостоке, занимался репетиторством. В 1926-1927 гг. был иподиаконом и секретарем Владивостокского еп. Киприана (Комаровского) . В 1927 г. вернулся в Омск. С июня 1927 по май 1930 г. нес послушание помощника секретаря Омского епархиального совета. Был иподиаконом у Омского еп. Виктора (Богоявленского) , после его смерти в 1928 г. являлся иподиаконом и секретарем Омского еп. сщмч. Аркадия (Ершова) . 27 мая 1930 г. еп. Аркадием Пляскин был пострижен в монашество с наречением имени Венедикт, 28 мая 1930 г. рукоположен во иеродиакона, 29 мая - во иеромонаха к Знаменской ц. Омска. В 1935 г. служил в омском храме во имя прп. Михаила Клопского. В 1936 г. возведен в сан игумена. В следующем году В. был арестован, до 1941 г. находился в заключении в Тюмени. В 1942 г. призван на фронт, в связи с тяжелым заболеванием легких в мае следующего года отправлен в госпиталь, после лечения продолжил службу, в нояб. 1943 г. был признан негодным к военной службе и уволен из рядов Красной Армии. С 14 февр. 1944 г. В. являлся настоятелем Никольской ц. Омска, с марта 1945 по янв. 1946 г. служил в Крестовоздвиженском соборе города. 14 марта 1945 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) был назначен благочинным Омска.

http://pravenc.ru/text/150217.html

в ней насчитывалось 25 церквей и 37 клириков (Там же. 1926. 7. С. 2). Указом обновленческого синода от 23 января 1925 г. «архиепископ Каинский и Каргатский» Геронтий Шевлягин переведен в Калугу (Там же. 1925. 1. С. 9). С его переводом Каинская обновленческая епархия прекратила существование. В противовес обновленцам местное духовенство патриаршей Церкви во главе с благочинным Каинского округа прот. Николаем Сырневым организовало окружное церковное управление, вызвав в свой адрес шквал критики в обновленческой печати (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В 1923-1925 гг. в Зап. Сибири были восстановлены все церковно-административные структуры патриаршей Церкви. Произошла активизация миссионерской антиобновленческой деятельности, число раскольнических приходов Сибирской митрополии уменьшилось приблизительно на 20% ( Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. С. 108). Упадку обновленцев немало способствовали и оказавшиеся в Зап. Сибири ссыльные правосл. священники. В период с 1926 по 1930 г. в с. Ургуль Барабинского округа (ныне на территории Северного р-на Новосибирской обл.) находился в адм. ссылке прот. Сергий Городцов, впосл. митр. Новосибирский Варфоломей . Приезжая в Каинск, о. Сергий молился в Иоанно-Предтеченской ц. (ныне кафедральный собор К. и Б. е.), т. к. остальные храмы города принадлежали обновленцам. Это подтверждается и документальными данными; в списке храмов Новосибирской епархии, составленном ок. 1926-1927 гг., центром Каинского благочиния «тихоновской ориентации» значилась именно Иоанно-Предтеченская ц. Каинска (собор Нерукотворного образа Господня Каинска к тому времени отошел обновленцам). 4 апр. 1928 г. обновленческий съезд Каинского округа постановил открыть Каинское вик-ство в составе Сибирской обновленческой митрополии и избрал «епископом» прот. Максима Свитича, поставление которого было согласовано с обновленческим синодом (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В ведение Свитича перешел отнятый властями у патриаршей Церкви соборный храм Нерукотворного образа Господня в Каинске (разрушен в 1939).

http://pravenc.ru/text/1319895.html

Воины Христовы Отец Павел священник в пятом поколении, но его дед и отец приняли сан в зрелом возрасте, и оба сделали это в самое трудное для Церкви время. Дед, Михаил Григорьевич, до революции был сельским учителем, потом земским страховым агентом. При Керенском его избрали мировым судьей, после большевистского переворота он работал народным судьей. В 1920 году переехал с семьей в Сибирь, спасая жену и детей от голодной смерти. Там устроился пожарным страховым инструктором, но в 1921 году принял сан. Вот как объяснил отец Михаил этот шаг в показаниях, записанных следователем в 1931 году, когда его арестовали первый раз: " В октябре месяце я перешел в священники в село Малоскаредное, потому что считаю несовместимым служить в советском аппарате и быть религиозного убеждения " . Какое же мужество надо было иметь, чтобы в 1931 году сказать это следователю на допросе! И далее показания отца Михаила, обвиняемого в агитации против советской власти, потрясают: " В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Среди населения никакой антисоветской агитации я не вел и своим верующим никогда не говорил, чтобы они не отпускали ребят в школы. Наоборот, я просил прихожан учить своих ребят в школах, но предупреждал, чтобы они следили за религиозным воспитанием ребенка. То есть чтобы дома учили молиться. С обновленцами я вел активную работу, не допускал их ко причастию, не принимал в восприемники (кумовья), не допускал в свидетели при бракосочетании " . Виновным отец Михаил себя не признал, но, как ни странно, получил всего пять лет лагерей. Расстреляли его после второго ареста, в 1937. Отец отца Павла, Григорий Михайлович, выучился на рентгенотехника, в годы войны работал в госпитале, а в 1946 году принял сан. Рукополагал его в диаконы 80-летний митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов), до этого прошедший лагеря и ссылки. 14-летний Павел прислуживал митрополиту-исповеднику в алтаре. И именно тогда он твердо решил поступать в семинарию, понимая, на что идет.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником – знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лешинским; †1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. Скончался Святитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. «Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя» 1322 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский ; †1926; пам. 16 февр.) 1323 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 1324 . В службе он прославляется как «истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный», «в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший» 1325 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви – Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

11 Митр. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков; 1913-1990), доктор церковной истории (1964). 12 Прот. Петр Викторович Гнедич (1906-1963), проф. МДА (патрология и византология), магистр богословия (1962). 13 Павел (Черемухин), иеромонах (впоследствии снял сан), кандидат богословия (1956). 14 Михаил Алексеевич Добрынин (1922-1963), доц. ЛДА (древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета), кандидат богословия (1958). 15 Архиеп. Архангельский и Холмогорский (впоследствии Ростовский и Новочеркасский) Никандр (Викторов; 1891-1961), доц. Богословского института (Харбин), кандидат богословия (1915). 16 Архиеп. (впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский) Гурий (Егоров; 1891-1965), кандидат богословия (1917). 17 Свт. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник (память 29 мая), богослов, врач, художник. 18 Г.И. Шиманский (1915-1970), преп. КДС, кандидат богословия (1951). 19 Д.Г. Яхонтов, автор в ЖМП 1960-х годов. 20 Леонид Александрович Успенский (1902-1987), богослов и иконописец. 21 Владимир Николаевич Лосский (1903-1960), выдающийся русский богослов. 22 Алексей Сергеевич Мерзлюкин (1898-1970), иконописец, историк, богослов; посвятил жизнь изучению и описанию богородичных икон. 23 Впоследствии архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин; 1900-1985), богослов, исследователь творчества прп. Симеона Нового Богослова. 24 Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937), проф. СПбДА (Св. Писание Нового Завета), доктор богословия (1897), редактор «Богословской энциклопедии» (с 1905). 25 Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866-1956), магистр богословия. 26 Архиеп. Суздальский Гурий (Степанов; 1880-1938), проф. КазДА, востоковед. 27 Еп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов; 1929-1978), доктор богословия (1975). 28 Прот. Константин Иванович Ружицкий (1888-1964), ректор МДА (1951-1964), доктор богословия (1964). 29 Архим. Питирим (Нечаев; 1926-2003), впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский, главный редактор ЖМП (1963-1994).

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

Нины монастырь. Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, которое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках. В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей). Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Прежде всего, это – значительное количество публикаций, посвящённых памятным датам, празднуемым в изучаемые годы, связанных с апостолами Петром и Павлом. При этом большинство статей содержат множество исторических сведений и подробностей, относящихся к библейским личностям. Также большинство рассмотренных статей написаны в ярком, художественном стиле, что, как правило, существенно дополняет и даже «украшает» приводимые евангельские фрагменты. Вероятно, такая литературная форма изложения материала выбиралась авторами и редакцией журнала не случайно, поскольку позволяла предоставить информацию читателям в наиболее доступной форме в сложный период истории Русской Церкви. При анализе нескольких работ выявилось, что через исследования библейских текстов проходит сквозная тема – «борьба за мир во всем мире». Эта в целом внешняя и не имеющая прямого отношения к библеистике тема появилась в научных трудах тех лет и получала в них богословское обоснование явно под влиянием партийно-государственной идеологии СССР. Таким образом, по итогам изучения публикаций по библеистике в СССР в период (1922) 1943–1951 гг. можно сделать вывод, что большинство публикаций носят описательный характер, содержат авторские комментарии с элементами толкования. При этом некоторые авторы, при сохранении общей публицистической направленности статей стремятся, в то же время, придать им научный характер. Источники и литература 1 . Алексеев А. А. Библейские исследования в России в XIX и XX вв. Материалы конференции «Русская церковная наука до 1917 г. и её наследие в наши дни» (13–14 сентября 2013 г.)//Вестник ПСТГУ III: Филология. М., 2014. 1(36). С. 9–28. 2 . Варфоломей (Городцов), митр. О пастырском служении по св. апостолу Павлу//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 1. С. 43–50; 4. С. 54–59; 5. С. 54–60. 3 . Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. «К миру призвал нас Господь» ( 1Кор. 7:15 )//Журнал Московской Патриархии. М., 1948. 1. С. 61–64. 4 . Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Искушение Господа Иисуса Христа диаво- лом в пустыне//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 2. С. 37–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

21 . ЯстребовА. [СтарокадомскийМ.А.] Святой апостол Павел в Афинах//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 6. С. 46–50. 4 В 1931–1935гг. была предпринята попытка издавать «Журнал Московской Патриархии» как официальное издание Святейшего Синода. По ряду причин исследования не публиковались, тираж был маленьким, а объем всего от 8 до 14 стр. В 1935 году издание было запрещено. 5 Харьюзов Н.А., прот. Святые апостолы Петр и Павел//Журнал Московской Патриархии. М., 1946. 7. С. 23–24. 6 В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. 9 Четыркин В. В. Новозаветная письменность в древнецерковном предании и библейская критика нового времени (речь на годичном акте Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1947 года)//Журнал Московской Патриархии. М., 1948. 3. С. 34–43. 10 Сагарда А. И. Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли (актовая речь в ЛДА)//Журнал Московской Патриархии. М., 1949. С.32–42. С. 27–33. 16 Варфоломей (Городцов), митр. О пастырском служении по св. апостолу Павлу//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 1. С. 43–50; 4. С. 54–59; 5. С. 54–60. 21 Парийский Л. Первая новозаветная песнь//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. С. 46–49. 24 Никольский Н, свящ. Св. апостол Павел (его жизнь и деятельность)//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 8. С. 60–67; 9. С. 46–54; 10. С. 40–51; С. 43–48. 25 Никольский Н, свящ. Св. Апостол Павел, как благовестник любви и мира//Журнал Московской Патриархии. М., 1951. 5. С. 15–19. 29 Никонов В. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»//Журнал Московской Патриархии. М., 1951. 1. С. 24–27. 33 Чолаков Л. (София, Болгария). Пророк Михей (27 августа)//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 9. С. 55–56. 34 Чолаков Л. [София, Болгария]. Пророк Михей (27 августа)//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 9. С. 55. 36 Никонов В. Мессианское значение ветхозаветных пророков//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 1. С. 41–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010