Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, Святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора. Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна в 1916 году Русская Церковь установила празднование памяти Святителя в день его преставления к Богу – 10 июня. Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в Тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске. Собор Сибирских святых НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 8: Приидите, православных собори,/воспоим святыя, в земли Сибирстей просиявшия,/учением к Богоразумию нас наставльшия,/источники чудес предивныя,/Церкве светильники пресветлыя/ и всея России удобрение./Тии бо избавляют нас от всяких злых искушений и бед/и молятся о душах наших. Сибирския земли иерархов песньми воспоим:/от нихже Димитрия, Иоанна, Филофея, Павла – Тобольских,/Иннокентия, Софрония и Мелетия – Иркутских,/апостола Сибири Иннокентия Московскаго,/ и все пастырское сословие приводим в молитву,/ихже ради спаси, Христе, души наша. Добрии раби, блазии и вернии,/ и добрии делателие винограда Христова,/вы тяготу дневную понесли есте/ и данный вам талант возрастили есте,/темже и дверь Небесная вам отверзеся,/внидите в радость Владыки Христа,/молящеся о нас, святии наши учителие. Слава, глас 6: Человецы Божии и вернии раби,/служителие Господни, мужие желания,/сосуди избраннии,/столпи и утверждение Церкве,/Царствия наследницы,/не премолчите, еже о нас вопити ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Варфоломей (Городцев (Городцов) Сергей Дмитриевич; 1866–1956), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Родился в семье священника. В 1886 г. окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1890 г. – Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия, магистр богословия. С 1890 г. помощник инспектора Могилевской духовной семинарии. Сотрудничал в «Могилевских епархиальных ведомостях». В 1892 г. рукоположен во иерея и назначен служить в Александро-Невский храм г. Тифлиса. В 1903 г. возведен в сан протоиерея. Являлся председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых, почетным членом Тифлисского патриотического общества. Публиковался в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата». Был противником автокефалии Грузинской Церкви, в январе 1907 г. был тяжело ранен шестью пулями в результате покушения, совершенного противником русского влияния в Грузии. В последние годы жизни в Грузии был настоятелем церкви святого благоверного князя Михаила Тверского в Тифлисе. После провозглашения автокефалии Грузинской церкви (в 1917 г.) был вынужден покинуть Тифлис, с 1918 г. служил в Баку. В 1922–1931 гг. в заключении. С 1935 г. приходской священник в Клинском районе Московской области. В 1942 г. пострижен в монашество, хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с возведением в сан архиепископа за многолетнию пастырскую деятельность. С 1942 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский, управляющий Иркутской епархией и временно управляющий Омской епархией. Похоронен в приделе преподобного Серафима Саровского Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. – Примечание. 383 Дискуссия по вопросу о восстановлении патриаршества. См.: Деяния... Т. 2. С. 338–359. – Примечание. 385 Елизавета Феодоровна (1864–1918), преподобномученица, Великая княгиня. Старшая сестра Императрицы Александры Феодоровны. В 1884 г. вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, убитым террористом в 1905 г. С 1909 г. настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Была арестована в Москве в 1918 г. 18 июля 1918 г. вместе с другими алапаевскими мучениками была сброшена живой в шахту Нижняя Селикамская под г. Алапаевском Пермской губернии. После вступления в г. Алапаевск Белой армии тела Великой княгини и других мучеников были извлечены из шахты. В 1920 г. их останки были перевезены в Пекин. Затем по желанию английской принцессы Виктории гробы с нетленными мощами преподобномучениц Елизаветы и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим. Причислена клику святых в 1992 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В то время оскверненный храм представлял собой неприглядное зрелище: он стоял без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней. Ни иконостаса, ни икон, ободранные до древесины стены. Община сразу же приступила к ремонту. Заново был написан иконостас, в храм возвратились некоторые иконы. И ковчег с мощами великомученика и целителя Пантелеймона, дар афонских монахов, вновь обрел свое место в алтаре. Усилиями владыки Николая из Киева были привезены частицы честных мощей святой великомученицы Варвары и возложены в Варваринском приделе храма. В цокольном этаже (полуподвале) были возведены кирпичные перегородки, выложен кафелем пол и под Варваринским приделом был устроен небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Никольская церковь стала с этого времени Кафедральным собором Казахстанской епархии. Первым настоятелем заново открывшегося Кафедрального Свято-Николаевского собора был выдающийся исповедник Русской православной церкви послевоенного времени архимандрит Исаакий (Виноградов). Он являлся сподвижником и надежным помощником митрополита Николая в деле духовного возрождения Казахстанской епархии. Огромной духовной радостью стал для прихожан Свято-Николаевского собора день (10) 23 июня 1955 года. В празднование дня всех Святых земли Сибирской по благословению близкого друга Казахстанского владыки высокопреосвященного Варфоломея (Городцова), митрополита Новосибирского и Барнаульского, настоятель кафедрального собора города Тобольска протоиерей Матфей Пахомов доставил в Алма-Ату поистине бесценный дар - икону Святителя Иоанна Тобольского с частицей его святых мощей. 25 октября 1955 года окончил свой земной путь митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре. Похоронили митрополита Николая на центральном кладбище Алма-Аты. Нельзя не сказать еще об одном выдающемся иерархе Русской православной церкви, последние 15 лет жизни и служения которого связаны с Никольским собором, митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове). Митрополит Иосиф обладал глубоким умом и феноменальной памятью, огромной работоспособностью. Это был человек святой жизни и исповедник веры, проведший в общей сложности 20 лет в лагерях и ссылках. Но при этом он сохранил жизнерадостность и стяжал жертвенную любовь к людям. Начало служения владыки Иосифа на Алма-Атинской кафедре (1960 год) совпало с началом «хрущевских» гонений на церковь, концом «сталинской оттепели». Но своя внутренняя жизнь в епархии продолжалась. 12 февраля 1963 года Никольский собор получил в виде бесплатного дара от Московской патриархии новый прекрасный престол и подсвечники.

http://sobory.ru/article/?object=22045

Отметим, что в числе соавторов данной службы должны быть названы Б. А. Тураев, митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх), иеромонах Иоанн (Широков, впоследствии епископ Волоколамский); священник Сергий Дурылин, а в числе консультантов — многие выдающиеся церковные деятели. Всё это выдвигает Службу в честь всех святых, в земле Российской просиявших, в редакции святителя Афанасия в ряд выдающихся гимнографических творений. Установление соборных празднований поставило перед литургистами и канонистами целый ряд задач, требующих решения. Должны ли святые, включённые в Собор, иметь отдельную память, отмеченную в месяцеслове календаря, или на это требуется особое, отдельное решение — и чьё? Допустимо и целесообразно ли, чтобы в одной епархии святому, включённому в местный Собор, служили молебны, а в других епархиях служили панихиды? Поскольку выявление имён для соборных празднований связано с поисковой работой в архивах и библиотеках, то таким путём должно ли идти пополнение имён? Если обратиться к истории, то общая тенденция была такова, что всякий святой, включавшийся в соборное празднование, отмечался впоследствии и отдельным днём памяти. Однако процесс этот то шёл стихийно, то встречал бюрократическое противодействие обмирщённых чиновников, и потому, когда началось установление соборных празднований, многие вопросы были отодвинуты. Но это не значит, что их не придётся решать в будущем. Ко второй группе служб, написанных в период 1945–1988 годов, относятся службы новопрославленным святым. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (†10 июня 1715) был прославлен ещё в 1916 г. Служба ему была издана в Новосибирске в 1947 году архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Вероятно, он и был составителем службы. Стиль службы повествовательный, с заметным влиянием русского языка. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (†3 февраля 1912) был прославлен Русской Церковью 10 апреля 1970 года. Службу ему составил в 1978 г. митрополит Ленинградский Никодим (Ротов; †1978) 10 . Служба опирается на традиции святительских служб.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

В 1945 г. вместе с секретарем Митрополичьего совета прот. Иосифом Дзвончиком А. был направлен на Поместный Собор РПЦ в качестве представителя Митрополичьего округа . Однако из-за продолжавшихся военных действий они прибыли в Москву уже по окончании работы Собора. Однако А. и прот. Иосиф были приняты Патриархом Алексием I (Симанским), беседовали с ним, встречались также и с духовенством московских приходов. Вскоре после приезда в США А. решил возвратиться в лоно Матери-Церкви. Осенью 1945 г. Патриарх Алексий I направил к митр. Феофилу для переговоров о восстановлении канонических отношений Митрополичьего округа в Сев. Америке с Матерью-Церковью архиеп. Ярославского и Ростовского Алексия (Сергеева). Через архиеп. Алексия в янв. 1946 г. А. послал обращение к Патриарху Алексию I с прошением о принятии его в лоно РПЦ и о назначении на одну из епархий. Это обращение было поддержано митр. Алеутским и Североамериканским, Патриаршим экзархом Вениамином (Федченковым), к-рый дал прекрасную характеристику А.: «Молитвенный, смиренный, дружественный, но и верный, твердый». 28 февр. митр. Феофил исключил А. из списков архиереев Североамериканской митрополии. По приглашению Патриаршего экзарха митр. Вениамина А. переехал в Нью-Йорк, поселившись при Свято-Николаевском соборе, в к-ром начал совершать богослужения. 9 мая приступил к исполнению обязанностей секретаря Митрополичьего совета и 16 мая - секретаря Совещания епископов. После возвращения в Россию в окт. 1946 г. А. был возведен в сан архиепископа Патриархом Алексием I и назначен на Омскую и Тарскую кафедру, вскоре переименованную в Омскую и Тюменскую. Однако архипастырское служение А. на родине оказалось недолгим, вскоре он скончался. Отпевание при большом стечении верующих было совершено 15 сент. 1948 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Н.-Й., 1944-1945. Т. 1-2; Ведерников А. Грех против Матери-Церкви: [О каноническом положении РПЦ в США в 1917-1950 гг.]//ЖМП. 1950. 7. С. 75; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 149.

http://pravenc.ru/text/64676.html

Поддерживал связь с насельницами обители и после ее разгона в 1927 году. В 1936–1939 годах находился в заключении. В 1943 году рукоположен в священника в Таганроге. Во время войны служил в Киеве во Владимирском соборе. Ушел с немецкими войсками, проживал в Германии, а затем в США. Служил настоятелем храма в Балтиморе, затем во Флориде. Составитель так называемой 2й части «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Макарий (Даев Сергей Константинович, 21.06.1888–13.01.1960), архиепископ Можайский. В 1912 году рукоположен в сан иерея. В 1937 году начал работать в канцелярии митрополита Сергия (Страгородского) . Долгие годы служил настоятелем Ризоположенской церкви в Москве. В 1944 году – помощник митрополита Николая (Крутицкого). В начале мая 1944 года пострижен в монашество, а 14 мая Святейшим Патриархом Сергием посвящен в сан епископа Можайского. 20 июня 1946года был назначен председателем хозяйственного управления при Священном Синоде, на которое легли все тяготы по налаживанию разоренной церковной жизни. Владыка Макарий отвечал за хозяйство Патриархии, Лавры, Духовной академии, семинарии, ремонтно-строительные работы, мастерские (свечную и церковной утвари) и за снабжение. Его работа по укреплению хозяйства Русской Православной Церкви была признана успешной, и 25 февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий посвятил его в сан архиепископа. В 1958 году принимал участие в хиротонии во епископа архимандрита Иоанна (Вендланда) . Погребен на Ваганьковском кладбище Москвы. Максим (Кроха Борис Иванович, 25.12.1928–27.02.2002), архиепископ. Родился в семье крестьянина. Отец в годы коллективизации был сослан на строительство Беломорканала как кулак. В 1949 году митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) пострижен в монашество. В 1950 году рукоположен во иеродиакона, в 1954 году – во иеромонаха. В 1955 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Служил в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. В 1972 году хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Иосиф Петровых , в. у. 11 .1925–1927: Никандр Феноменов 1926–1929: Онуфрий Гагалюк , в. у. 1927–14(27).03.1928: Иосиф Петровых 1928–07.1936: Анатолий Грисюк 03 .1937–1939: Митрофан Русинов 1941–1941: Виссарион Пую, окк. 1942–1943: Антим Ника, окк. 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин, в. у. 1946–17(30).10.1947: Сергий Ларин Одесская (обн.) 1922–1923: Алексий Баженов 20 .10(02.11).1922–31.03(13.04).1923: Евдоким Мещерский 1924–1928: Иувеналий Мошковский 10 .1928–1935: Константин Спасский 1935–23.09(06.10).1937: Кирилл Квашенко 1937–1942: Иувеналий Мошковский, паки Ойротская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Макарий Торопов 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 23 .03(05.04).1925–10(23).06.1925: Иннокентий Кулаков Олонецкая см. Петрозаводская и Олонецкая Олонецкая и Каргопольская см. Ладожская Олонецкая (обн.) 03 .1923–1926: Александр Надеждин Омская 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Сильвестр Ольшевский 1920–1923: Димитрий Беликов 1924–1924: Виссарион Зорнин 10 .1924–12.1924: Анатолий Каменский 12 .1924–03.1925: Иоанникий Соколовский 03 .1925–20.10(02.11).1928: Виктор Богоявленский 1925–04.1928: Виктор Островидов, в. у. 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Аркадий Ершов 11 .1930–14(27).09.1931: Герман Коккель, в. у. 11(24).08.1931–08.1935: Алексий Орлов 09(22).09.1935–11.1936: Антоний Миловидов 23 .02(08.03).1937–08.1937: Филипп Ставицкий 08 .1937–1937: Фотий Пурлевский 1937–1943: 1943–1946: Варфоломей Городцов, в. у. 1946–29.08(11.09).1948: Алексий Пантелеев Омская (григ.) – 1928 (?): Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская (обн.) 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Пётр Сысуев 1927–15(28).12.1927: Александр Филиппов 1927–1928: Александр Введенский 2 1928–1929: Алексий Копытов 1929(?)–25.03(07.04).1931: Матфей Бережнов 09(22).04.1931–1936: Анатолий Синицын Орджоникидзенская см. Владикавказская Орджоникидзенская (обн.) см. Владикавказская (обн.) Оренбургская 30 .07(12.08).1914–1919: Мефодий Герасимов 01(14).03.1920–1923: Аристарх Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1928–1928: Тихон Тихомиров(?), в, у. Ужгородская см. Мукачевская и Ужгородская Ульяновская 31 .12(13.01).1910–13(26).07.1920: Вениамин Муратовский 1920–1924: 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Виссарион Зорнин 1925–1928: 1928–04(17).12.1929: Иоаким Благовидов 16(29).10.1930–16(29).06.1933: Митрофан Гринёв 06(19).10.1932–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Стефан Знамировский 1934–1934: Артемон Евстратов, в. у. 30 .09(13.10).1935–22.10(04.11).1935: Аркадий Ершов 22 .10(04.11).1935–28.07(10.08).1935: Владимир Горьковский 1935–1938: 1938–: Стефан Знамировский, паки –1941: 11 .1941–01(14).08.1942: Иоанн Соколов 1942–1943: Варфоломей Городцов 24 .08(06.09).1943–12.1943: Димитрий Градусов 05 .1944–15(28).12.1945: Иларий Ильин 25 .01(07.02).1946–22.07(04.08).1947: Софроний Иванцов Ульяновская (григ.) 09(22).12.1925–1927(?): Виссарион Зорнин Иоанникий Соколовский 1927–1936: Иоасаф Борисов 1934–1937: Феодосий Григорович-Борисов Ульяновская (обн.) 01(14).05.1923–28.01(10.02).1924: Александр Воецкий, в. у. 28 .01(10.02).1924–03(16).06.1924: Иоанн Никольский, в. у. 3(16).06.1924–20.04(03.05).1938: Иоанн Никольский 1938–1942: 25 .12(07.01).1942–23.03(05.04).1943: Андрей Расторгуев Уманская 13(26).11.1910–1921: Димитрий Вербицкий 1921–1921: Платон Петров 1921–1922: Александр Чекановский 1922–1924: Макарий Кармазинов 1924–04.1930: Димитрий Вербицкий, паки 1930–1932: 17(30).10.1932–25.08(07.09).1933: Александр Петровский 27 .03(09.04).1934–23.10(05.11).1934: Филарет Линчевский 1934–1945: 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Нестор Сидорук Уманская (обн.) 1924–1927: Иосиф Ясковский, в. у. 1928–1935: Иов Сахновский Уманская (самозв.) Лука Мартынов Уманская (укр.) 1923–: Макарий Крамаренко Димитрий Маган 03 .1942–: Игорь Губа Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1921 –1946: Серафим Соболев Управляющий русскими приходами в Болгарии: 1946–13(26).02.1950: Серафим Соболев Уразовская 1925–09(22).12.1925: Митрофан Русинов 05 .1925–1926: Мелхиседек Аверченко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Краснохолмская 1923(?)–03(16).04.1955: Сергий Кудрявцев Красноярская (обн.) 1922–1924: Назарий Андреев 10 .1922–1923: Александр (Зосима) Сидоровский 18(31).08.1923–20.09(03.10).1923: Александр Авдентов 02(15).07.1923–: Георгий Жук 1924–1925: Александр Авдеитов, паки 10(23).06.1925–1926: Александр Авдентов, в третий раз 1926–1928: 07(20).01.1928–: Иоанн Житов 1926–08(21).01.1931: Алексий Копытов 08(21).01.1931–1934: Пётр Добринский 10 .1934–: Александр Авдентов, в четвёртый раз 1935–09(22).01.1938: Александр Турский Красноярская и Енисейская 16 .01 (08.02).1913–25.07(07.08).1917: Никон Бессонов 1917–1917: Гавриил Воеводин, в. у. 1917–1917: Зосима Сидоровский, в. у. 1917–09(22).02.1918: Назарий Андреев, в. у. 09(22).02.1918–1922: Назарий Андреев 1919–1919: Зосима Сидоровский, в. y., паки 1922–1927: 05(18).10.1927–03(16).02.1928: Никон Дегтяренко 09 .1928–17(30).05.1931: Мелхиседек Паевский 1929–1930: Амфилохий Скворцов 29 .07(11.08).1931–11(24).06.1933: Павел Павловский 16(29).06.1933–20 04(03.05).1934: Антоний Миловидов 10(23).04.1934–1935: Феофан Еланский 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Серафим Зборовский 19 .03(01.04).1936–22.10(04.11).1937: Сергий Куминский, в. у. 1937–1942: 1942–1943: Лука Войно-Ясснецкин 1944–1947: Варфоломей Городцов, в. у. Кременецкая 21 .04(04.05).1913–1918: Дионисий Валединский 1918–1920: 20 .01(02.02).1920–1920: Амвросий Казанский 1920–14(27).02.1923: Дионисий Валединский, паки 11(24).08.1924–1926: Симон Ивановский 1926–1928: 21 .05(03.06).1928–1940: Алексий Громадский 1940–: Антоний Марценко – 1943: 1943–1945: Иов Кресович Кременчугская (обн.) 05 .1925–03.1926: Иоанн Славгородский 09 .1927–1934: Михаил Митрофанов 1928–1929: Даниил Громовенко Крестецкая 1920–1922: Серафим Велицкий Крестецкая (обн.) 01(14).09.1922–07(20).02.1923: Макарий Опоцкий Криворожская 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Порфирий Гулевич Криворожская (обн.) 06 .1925–08.1925: Михаил Митрофанов 1925–1930: 03 .1930–05.1932: Димитрий Михальчук Кронштадтская 08(21).09.1916–17(30).06.1917: Мелхиседек Паевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Собрание архиереев, состоявшееся 28 марта в Ульяновске, своим определением признало заключение местоблюстителя канонически правильным и утвердило его, объявив: «Если (чего мы не желаем) епископ Поликарп, «впадая в суд диаволь», пренебрежет запрещением, признать епископа Поликарпа лишившим себя сана и монашества, и всякого духовного звания с самого момента нарушения им запрещения». 22 сентября 1942 г. митрополит Сергий запретил в священнослужении митрополита Литовского Сергия (Воскресенского), который вместе с другими православными епископами оккупированной Прибалтики поздравлял Гитлера с военными успехами. Поведение митрополита Сергия (Воскресенского) объяснялось, очевидно, не его приверженностью фашизму, а политическим расчетом, стремлением сохранить легальную церковную организацию. По словам очевидца, митрополит Сергий (Воскресенский) говорил близким ему людям: «Не таких обманывали… а этих колбасников обмануть нетрудно». Перед отступлением немецких войск из Прибалтики он начал готовить приходы к неизбежным переменам, но 28 апреля 1944 г. был убит на дороге в своем автомобиле. В декабре 1942 г., после решительного перелома на фронтах Второй мировой войны, митрополит Сергий от лица Русской Православной Церкви обратился к румынским пастырям и православному румынскому народу, втянутому в войну с единоверной Россией, с призывом отречься от пагубного союза с Германией: «Неужели и теперь, когда война склоняется к концу, явно плачевному для Гитлера, Румыния все еще будет нести тяжкое бремя подневольного союза с Гитлером и продолжать воевать с русским народом, с которым румыны связаны узами христианского братства?». Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция Русской Церкви побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В первые годы войны было открыто несколько приходов, закрытых в 30-е гг. Некоторые из оставшихся в живых священнослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах. Возобновились архиерейские хиротонии. В 1942 г. были хиротонисаны предварительно постриженные в монахи вдовые протоиереи: Сергий Городцов (в монашестве и епископстве Варфоломей), Владимир Градусов (в монашестве Димитрий), Николай Чуков (епископ Григорий).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010