Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. (Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Кроха), архиеп. Могилевский. Фотография. 70–80-е гг. XX в. (Кроха Борис Иванович; 25.12.1928, дер. Черниговка Белебеевского кантона Башкирской АССР (ныне Девлекановского р-на, Башкортостан) - 27.02.2002, Могилёв, Белоруссия), архиеп. Могилёвский. Род. в крестьянской семье. Рано лишился отца, который был раскулачен и репрессирован. Семья была выслана в Сибирь, проживала в г. Анжеро-Судженске (ныне Кемеровской обл.). Сильное влияние на Бориса оказали глубоко верующая мать Татьяна (впосл. инокиня Агния) и иером. Петр (Пеньков; впосл. архимандрит), настоятель Покровского храма, устроенного в Анжеро-Судженске после войны в частном доме. Еще будучи школьником, Борис Кроха прислуживал в церкви в алтаре. В 1946 г. окончил среднюю школу и по благословению иером. Петра, своего духовного наставника, отправился в Ленинград для поступления в семинарию, однако зачислен не был поскольку ему не исполнилось 18 лет. Был принят Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) на послушание в Митрополичий дом. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы в семинарии, после его решения принять монашеский постриг, митр. Григорий направил Бориса в Анжеро-Судженск для того, чтобы тот обсудил свое решение с иером. Петром. 24 авг. 1949 г. пострижен в Новосибирске Новосибирским митр. Варфоломеем (Городцовым) в монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника. 17 апр. 1950 г. рукоположен Таллинским еп. Романом (Тангом) во диакона. В 1951 г. по окончании ДС поступил в Ленинградскую ДА. 24 сент. 1954 г. рукоположен митр. Григорием (Чуковым) во иерея. В 1955 г. окончил академию. Служил на приходах в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 г. был преподавателем Минской ДС и благочинным Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиального мужского монастыря (до прекращения работы семинарии в 1963). В 1962 г. возведен в сан архимандрита. В 1965 г. заочно окончил аспирантуру при МДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

— Первоочередной задачей для меня как правящего архиерея было удержать людей в лоне Русской Православной Церкви, не допустить закрытия приходов. А время тогда было сложное и в политическом, и в экономическом плане... В некоторых регионах шло вооруженное противостояние, и, к сожалению, на этом фоне многие православные верующие уезжали из региона. Это приводило к закрытию тех или иных приходов. Поэтому главный итог — нам удалось отстоять все наши приходы. Ни один православный храм ни на территории Азербайджанской Республики, ни на территории Республики Дагестан или Чеченской Республики — не был закрыт! Более того, открылись новые приходы: кафедральный собор святых Жен-мироносиц в Баку (в Азербайджане), храм в честь святого преподобного Серафима Саровского в Сумгаите и приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ленкорани. Что касается Дагестана, то там был открыт ряд новых приходов: в честь святого преподобного Серафима Саровского в Избербаше, часовня в горном поселении Ахты, приходы в населенных пунктах Тарумовка, Таловка, Кочубей, Терекли-Мектеб, Буйнакск и в поселке Брянск. Удалось возродить Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, который был закрыт еще в 1918 году. Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем все заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354287...

О.Л. Соломина Скачать epub pdf Григорий Петрович Георгиевский работал в Московском публичном и Румянцевском музее – впоследствии Библиотеке имени В. И. Ленина – 58 лет: с 1890 по 1948 год. Начинал дежурным в читальном зале библиотеки, затем работал помощником хранителя отделения рукописей и старопечатных книг, заведующим отделом рукописей, консультантом этого отдела. Григорий Петрович родился в семье сельского священника села Глинки Гжатского уезда Смоленской губернии, рано осиротел, воспитывался сестрой и тёткой. Как сын священника, получил духовное образование: окончил Вяземское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию в 1886 году, как лучший студент курса был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на казённый счёт. Однокурсниками Георгиевского были Страгородский Иван Николаевич – впоследствии патриарх Московский и всея Руси Сергий, и Сергий Дмитриевич Городцов – впоследствии Варфоломей, митрополит Новосибирский и Барнаульский, с которыми до конца своей жизни он поддерживал дружеские отношения. Окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия в 1890 году, защитив кандидатское сочинение «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы». В годы учёбы произошла его встреча с Москвой и её главным музеем. В воспоминаниях, написанных в 1920-е годы, Григорий Петрович рассказывает: «С Москвой я познакомился очень рано. Как круглого сироту, как хорошего ученика и скромного мальчика меня на каникулы брали к себе соседние помещики. Те из них, которые по зимам проживали в Москве, приглашали в Москву на рождественские каникулы. В один из таких приездов мне показывали Румянцевский музей. Я был поражён красотой самого дома Пашковых, как тогда называли помещение Музея... Кроме прекрасного расположения на холме против Боровицких ворот Кремля, поставленный лицом на Москву-реку и Замоскворечье, он всегда был предметом восторженного удивления своими лёгкими формами и множеством украшений по всем сторонам здания... У лицевого фасада был раскинут целый сад с прудами, на которых плавали лебеди. Сад окружала изящная решётка с фонтаном на углу. Из этого фонтана водовозы, на моей памяти, брали воду в свои кадки и развозили её по соседним улицам. ...Румянцевский музей представлял собою большой комплекс разнообразных коллекций».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич), митр.Новосибирский и Барнаульский Родился 5 июля 1866 года. В 1890 г. окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и был помощником инспектора в Могилевской духовной семинарии. В 1892 г. рукоположен во священника с назначением в г. Тифлис, где состоял настоятелем Казанского храма более 20 лет. За свой труд «Книга Иова», получил степень магистра богословия. В 1935 г. получил приход в Клинском районе Московской епархии. 16 мая 1942 г. пострижен в монашество. 18 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской митрополии. Хиротония состоялась в г. Ульяновске. На другой день после хиротонии возведен в сан архиепископа. 26 февр. 1943 года назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским и управ. Иркутской епархией. 8 сент.1943 г. был участником собора единогласно избравшим митр. Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. Получил медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне. 5/18 июля 1946 года праздновался 80-летний юбилей со дня рождения. 10 июля 1947 года поручено управление Владивостокской епархией. Управлял до 1948 г. 4 авг.1947 года поручено непосредственное руководство Красноярской епархией, возглавляемой Красноярским еп.Софронием. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) церковном календаре. Пребывая на Новосибирской кафедре, он продолжал писать богословские труды, за что Московской и Ленинградской Духовными Академиями присвоено ему почетное звание доктора богословия. 24 апреля 1949 года удостоен сана митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Кудюк), архиеп. Пермский (Кудюк Александр Григорьевич; 18.02.1927, Красное Село Белостокского воеводства, Польша - 1.05.2002, Пермь), архиеп. Пермский и Соликамский. Из крестьянской семьи. В 1945 г. поступил послушником в Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . С 1946 г. учился в МДС, с 1948 г.- в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре древней церковной истории «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». С 1952 г. заведовал б-кой МДА и преподавал церковный устав в МДС. В 1950 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Афанасия Великого, рукоположен во иеродиакона. В 1952 г., в день Св. Троицы, митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) в ТСЛ рукоположен во иеромонаха, в 1955 г. назначен на служение в Ташкентскую епархию, где нес послушание секретаря правящего архиерея и состоял в клире Успенского кафедрального собора. С 1956 г. А.- насельник Жировицкого мон-ря и преподаватель Минской ДС. С 1958 г. архимандрит, настоятель Никольского кафедрального собора Алма-Аты. С 1961 г. служил на приходах Минской епархии, с июля 1978 г. вновь нес послушание благочинного Жировицкого мон-ря. 31 авг. 1980 г. А. был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 28 марта 1984 г. епископ Пермский и Соликамский, с 25 февр. 1995 г. архиепископ, с 13 марта 2002 г. на покое. При вступлении А. на Пермскую кафедру в епархии действовало ок. 40 храмов, к сент. 2001 г. насчитывалось более 200 приходов. Заботами А. отремонтирован кафедральный Свято-Троицкий собор Перми, при к-ром открылась б-ка, выстроено здание епархиального управления, действуют ок. 50 воскресных школ. Возобновлена иноческая жизнь в крупнейших на Урале Белогорском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , называемом «Уральским Афоном», в пермском Стефановом , соликамском во имя Св. Троицы мон-рях , а также в 8 жен. обителях.

http://pravenc.ru/text/76902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Пляскин), еп. Омский (Пляскин Василий Васильевич; 24.03.1900, Омская губ.- 30.04.1976, Омск), еп., бывш. Омский и Тюменский. Из священнического рода, дед В. по материнской линии Григорий (Полетаев) был первым епископом образованной в 1895 г. Омско-Семипалатинской епархии. В 1918 г. В. Пляскин окончил с золотой медалью 1-ю омскую гимназию. С авг. 1918 по май 1919 г. работал конторщиком пенсионной кассы управления Омской железной дороги. Желая посвятить себя служению Церкви, подал документы в КазДА, но в мае 1919 г. был призван в армию А. В. Колчака, в июле 1919 г. откомандирован в 1-е сибирское военное артиллерийское училище в Омске. 6 февр. 1920 г. правительством Омской земской управы во Владивостоке произведен в чин подпоручика, зачислен в запас, в февр. 1920 г. уволен с военной службы. В 1920-1927 гг. жил во Владивостоке, занимался репетиторством. В 1926-1927 гг. был иподиаконом и секретарем Владивостокского еп. Киприана (Комаровского) . В 1927 г. вернулся в Омск. С июня 1927 по май 1930 г. нес послушание помощника секретаря Омского епархиального совета. Был иподиаконом у Омского еп. Виктора (Богоявленского) , после его смерти в 1928 г. являлся иподиаконом и секретарем Омского еп. сщмч. Аркадия (Ершова) . 27 мая 1930 г. еп. Аркадием Пляскин был пострижен в монашество с наречением имени Венедикт, 28 мая 1930 г. рукоположен во иеродиакона, 29 мая - во иеромонаха к Знаменской ц. Омска. В 1935 г. служил в омском храме во имя прп. Михаила Клопского. В 1936 г. возведен в сан игумена. В следующем году В. был арестован, до 1941 г. находился в заключении в Тюмени. В 1942 г. призван на фронт, в связи с тяжелым заболеванием легких в мае следующего года отправлен в госпиталь, после лечения продолжил службу, в нояб. 1943 г. был признан негодным к военной службе и уволен из рядов Красной Армии. С 14 февр. 1944 г. В. являлся настоятелем Никольской ц. Омска, с марта 1945 по янв. 1946 г. служил в Крестовоздвиженском соборе города. 14 марта 1945 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) был назначен благочинным Омска.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Собор Казанской иконы Божией Матери (Ачинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери в Ачинске был построен в 1826-1831 годах по инициативе А. Д. Хворостова на средства горожан. Закрыт в 1940 году, вновь открыт в 1946 и более не закрывался. Содержание История [ править править код ] В 2010 году исполнилось 180 лет Ачинскому Казанскому собору – единственному дожившему до наших дней действующему Православному храму, памятнику Православной культуры и центру религиозной жизни нашего города и района. «Ачинский Богородице-Казанский церкви приход открыт в 1829 г . И выделен из прихода Ачинского Троицкого собора. В состав прихода, кроме части г.Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2,5 в. От города и Карловка в 8.в. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 г . Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830г. Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомуч. И Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведётся с 1867 г ..» (Краткое описание приходов Енисейской Епархии, 1916 год, Ачинский архив). 7 апреля 1940 года Казанский храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в закрытом храме хранили зерно. В 1946 году верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. Были собраны подписи, разрешение получено. Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. В 1993 году настоятелем Казанского собора назначен митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. Современное состояние [ править править код ] Сегодня при Ачинском Богородице – Казанском приходе несут пастырское служение 6 священников и 1 диакон. Богослужения в Казанском соборе г. Ачинска совершаются ежедневно. В приходе действуют Православная гимназия начальных классов, воскресная школа, Богословский семинар.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

Вознесенський кафедральний собор м. 23 серпня 2013 р. 13:49 Изначальный скромный деревянный храм полностью видоизменился в результате поэтапных перестроек в 1944-1988 годах и стал просторным каменным зданием, расписанным внутри и прекрасно украшенным снаружи. У собора семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа. В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления Господня, где ежедневно совершается крещение. В комплекс собора входят часовня и административный корпус. Строилась церковь в честь Вознесения Господня в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с разрешения Томского епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм, в народе поименованный Туруханским. Первоначально он был однопрестольным, деревянным, с колокольней в одной связке, крытым железом. Расположенный на северной окраине города, храм являлся одним из самых бедных в городе, со штатом из одного священника и одного псаломщика. Приход состоял из бедствующих чернорабочих и ремесленников, среди которых было немало инородцев, иноверцев и широко пропагандировалось сектантство. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. В 1925 году был сооружен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1938-1939 годах храм был закрыт. Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна. В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Храм не требовал настоятельного ремонта — иконостас, престолы и подсвечники были сбережены — и в Великую среду того года было совершено его малое освящение. На Пасху был переполнен не только храм, но и вся его обширная ограда. С того времени в храме служит новосибирский архиерей. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского храма поступило 1686 тысяч рублей. Много сил и средств употребил архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) для реставрации и благоустройства храма. В конце марта 1946 года были подняты колокола. В том же году его заботами началось строительство нового придела, а 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3180711...

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. 14 августа, 2013 Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям — в интервью с владыкой Тихоном. 20 лет в Новосибирске Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников. Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы. Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали архиереев по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы — два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное — сохраняли веру.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010