“Мы – дети катакомбной церкви тех лет когда открылись храмы Троице-Сергиевой Лавры и туда хлынула масса людей, мы смешались с этими толпами и не посмели отделить себя от них и усомниться. Мы не рассуждали, не мудрствовали, а приняли изменение вокруг нас как должное и покорились с радостью, посчитав это волей Божией. Да и о чем можно было спорить, стоя рядом с мощами преподобного Сергия? Он нас позвал, и мы пошли” 60 . Другая часть оппозиционеров окончательно ушла в подполье и стала осознавать свое нелегальное положение как норму 61 . В это же время появляется ряд сочинений, написанных в жанрах проповеди , пророчества, видения и обличающих легальную Церковь . Одна из таких проповедей 27 июня 1944 г. была обнаружена в почтовом ящике архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). В ней в частности говорилось следующее (с сохранением орфографии оригинала): “Вы присвоили чужое звание себе. Вы самозванцы, называетесь пастырями церкви, нет вы не пастыри – вы еретики и хуже еретиков, сатанисты двадцатого века. Почему, да потому, что вы прославляете сатаниста Сталина, главного предтечу антихриста, который принес хулу на бога и на святого духа, на св троицу и вы его прославляете Вы не истинные пастыри, вы волки в овечьих шкурах Вы работаете не богу, а безбожию. Бог отнял у вас разум, вы забыли, что Госп Ис Х сказал – нельзя работать богу и мамоне Господь поразил вашего главного самозванца патр Сергия к вразумлению вас всех, а вы не вразумляетесь, а наипаче прилепляетесь к гнусным сатанистам, если вы не остановитесь, не пойдете истинным путем, то ожидайте – всех скоро Господь поразит” 62 . Послание это, как предположил уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, было непосредственным откликом на проповедь архиепископа Варфоломея, произнесенную в третью годовщину начала Великой Отечественной войны, и на провозглашенное в храме многолетие И. В. Сталину. Богослужение 22 июня безусловно было поводом для выпада в адрес архиепископа Варфоломея, но причиной его была общая активизация легальной Церкви (как раз в феврале 1944 г. в Новосибирске был открыт второй храм 63 ) и ее патриотическая позиция, шедшая вразрез с идеями антисоветского эсхатологизма. Расширение церковной деятельности заставило проявиться оппозиционные настроения, до этого не находившие для себя выхода. Но важно и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мы – дети катакомбной церкви тех лет когда открылись храмы Троице-Сергиевой Лавры и туда хлынула масса людей, мы смешались с этими толпами и не посмели отделить себя от них и усомниться. Мы не рассуждали, не мудрствовали, а приняли изменение вокруг нас как должное и покорились с радостью, посчитав это волей Божией. Да и о чем можно было спорить, стоя рядом с мощами преподобного Сергия? Он нас позвал, и мы пошли» 716 . Другая часть оппозиционеров окончательно ушла в подполье и стала осознавать свое нелегальное положение как норму 717 . В это же время появляется ряд сочинений, написанных в жанрах проповеди , пророчества, видения и обличающих легальную Церковь . Одна из таких проповедей 27 июня 1944 г. была обнаружена в почтовом ящике архиеп. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). В ней, в частности, говорилось следующее (с сохранением орфографии оригинала): «Вы присвоили чужое звание себе. Вы самозванцы, называетесь пастырями церкви, нет вы не пастыри – вы еретики и хуже еретиков, сатанисты двадцатого века. Почему, да потому, что вы прославляете сатаниста Сталина, главного предтечу антихриста, который принес хулу на бога и на святого духа, на св троицу и вы его прославляете Вы не истинные пастыри, вы волки в овечьих шкурах. Вы работаете не богу, а безбожию. Бог отнял у вас разум, вы забыли, что Госп Ис Х сказал – нельзя работать богу и мамоне. Господь поразил вашего главного самозванца патр Сергия к вразумлению вас всех, а вы не вразумляетесь, а наипаче прилепляетесь к гнусным сатанистам, если вы не остановитесь, не пойдете истинным путем, то ожидайте – всех скоро Господь поразит» 718 . Послание это, как предположил уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, было непосредственным откликом на проповедь архиеп. Варфоломея, произнесенную в третью годовщину начала Великой Отечественной войны, и на провозглашенное в храме многолетие И. В. Сталину. Богослужение 22 июня, безусловно, было поводом для выпада в адрес архиеп. Варфоломея, но причиной его была общая активизация легальной Церкви (как раз в феврале 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время Великой Отечественной войны верующие Новосибирска горячо откликнулись на призыв местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». 5 июня 1943 г. приходский совет Успенского храма подписался на заем на сумму 50 тыс. р. для нужд фронта. 26 июля 1943 г. управляющим Новосибирской и Барнаульской епархией был назначен архиеп. Варфоломей (Городцов; с 24 апр. 1949 митрополит). Прибыв 24 авг. 1943 г. в Новосибирск, архиеп. Варфоломей начал восстанавливать в Сибири церковную жизнь и при этом не переставал заботиться о нуждах военного времени - сборе средств на укрепление армии, на содержание госпиталей и детских домов. Накануне Пасхи 1944 г. усилиями архиеп. Варфоломея в городе была открыта Вознесенская ц. За годы войны «от двух церквей Новосибирска внесено на нужды военного времени 2 546 582 р.». В 1944 г. приходские советы Успенской и Вознесенской церквей Новосибирска собрали 826,5 тыс. р., из них на подарки бойцам Красной Армии - 120 тыс. р., в Фонд помощи инвалидам и раненым - 230 тыс. р., в Фонд помощи детям и семьям военнослужащих - 230 тыс. р., во всецерковный Фонд помощи детям и семьям фронтовиков - 146,5 тыс. р., в «копилку школьника» - 50 тыс. р., на постройку танковой колонны во имя Димитрия Донского - 50 тыс. р. По поводу сделанных епархией взносов архиеп. Варфоломей дважды - в мае и дек. 1944 г.- посылал телеграммы И. В. Сталину. От него были получены ответные послания, в к-рых содержался призыв к верующим людям «усилить помощь фронту, семьям и детям фронтовиков» (Информационный доклад уполномоченного по делам РПЦ при СНК СССР по Новосибирской обл. П. Н. Созоненка о состоянии и деятельности РПЦ в Новосибирске и области за время с 1 окт. 1944 г. по 1 янв. 1945 г.//Там же. Л. 34). По призыву архиерея верующие приняли участие в сборе пожертвований на создание воздушной эскадрильи «За Родину!». По окончании войны власти еще допускали благотворительную деятельность религ. орг-ций, и 7 февр. 1946 г. община Вознесенской ц. в Новосибирске перечислила 100 тыс. р. в Фонд помощи инвалидам Отечественной войны и в Фонд помощи детям военнослужащих и погибших на фронте (Там же. Ф. Р-1020. Оп. 6. Д. 22). С 1947 г. любая церковно-благотворительная деятельность была запрещена.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Кто-то, кто был в ссылке вместе с епископом Германом, сделал к ним небольшие пояснения, и в таком виде они и были опубликованы, вместе с письмами епископа Германа послушнице Татьяне, «Вестником РСХД» (Нью-Йорк – Париж, 1973, 107,108 – 110). Где находятся подлинники и сохранились ли они, неизвестно. Эти письма приоткрывают для нас внутренний мир матушки, большую требовательность к себе, ее заботы в те годы. Среди фотографий, оставшихся после игумении, – портрет митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). После Соловецкого лагеря и ссылки, до епископской хиротонии, в 1935 – 1942 годах он был приходским священником в Клинском районе, в селе Воловникове. Ничего не известно о том, как был связан владыка митрополит с акатовскими монахинями. Но, конечно, эта фотография, не ранее 1949 года, когда владыка был возведен в сан митрополита, оказалась у матушки не случайно. Каким человеком был этот старейший, заслуженный архиерей? Из пространной характеристики 1949 года, написанной уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме: «Архиепископ Варфоломей – фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины... стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст... Большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви» 37 . В заключение этого доброго свидетельства от внешних ( 1Тим. 3:7 ) отмечено, что «архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает». Но еще ярче, чем отзыв советского чиновника, рисует его облик рассказ католикоса-патриарха Грузии Ефрема (Сидамонидзе), записанный архимандритом Рафаилом (Карелиным) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Восстановление церковной жизни в регионе связано с именем свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Ведущий российский специалист по гнойной хирургии был вызван из ссылки в пос. Б. Мурта для работы в эвакогоспитале 1515 в должности «начальника отделения» (ГА Красноярского края. Ф. Р-1384. Оп. 2. Д. 78. Л. 18; Д. 79. Л. 132) и фактически исполнял должность главного хирурга-консультанта. 27 дек. 1942 г. владыка был назначен на вдовствовавшую с нояб. 1937 г. Красноярскую кафедру (осенью 1942 возведен в сан архиепископа). После изменения отношения гос-ва к Церкви на территории края прежде всего была воздвигнута Никольская кладбищенская часовня в Красноярске. 27 февр. 1943 г., во Вселенскую родительскую субботу, в ней было совершено 1-е богослужение. 8 сент. 1943 г. свт. Лука участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем патриархом митр. Сергия (Страгородского). После перевода в нач. янв. 1944 г. архиеп. Луки на Тамбовскую кафедру во временное управление Красноярской епархии вступил архиеп. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов ; впосл. митрополит). Патриаршим указом от 4 авг. 1947 г. бывш. обновленческий митрополит еп. Ульяновский и Мелекесский Софроний назначен викарным епископом Красноярским; архиеп. Варфоломей при этом извещал Н. Попова: «…Красноярская Епархия оставлена непосредственно в моем руководстве» (Там же. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 73. Л. 161). После скоропостижной кончины еп. Софрония (24 дек. 1947) викарным епископом Красноярским назначен с 23 янв. 1948 г. еп. Иоанникий (Сперанский) , в годы войны живший в Красноярске, а с 22 мая 1947 г. служивший настоятелем Никольской кладбищенской ц. (его кандидатуру предлагал на кафедру перед отъездом из Красноярска еще архиеп. Лука). С апр. 1949 до 20 июля 1990 г. приходы Красноярской епархии (в качестве благочиния) управлялись непосредственно архиереями Новосибирско-Барнаульской епархии. Второй из открытых в Красноярске стала Покровская ц. (3 окт. 1944, договор о ее передаче общине подписан 8 мая 1945). В 1943-1947 гг. в регионе были открыты 21 церковь и 1 часовня. На практике открывались только те церкви, в к-рые назначался настоятель, что не всегда могло быть осуществлено из-за отсутствия кадров и бедности отдаленных сельских приходов. На 1949 г. на территории совр. К. и А. е. существовало 20 общин и 19 храмов.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Постригал его архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын); по пострижении, он сказал речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости, и который, по свидетельству Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого растроганный иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «…Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась... И вдруг я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней».В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни. Но вот печальные события в судьбе моих детей тяжелым ударом отозвались в моем сердце, и я почувствовал в этом голос Божий, подтверждающий призыв меня к новому служению Господу…» 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского, а 15 октября владыка Григорий был возведен в сан архиепископа «во внимание к свыше 45 - летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно - приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». На момент хиротонии епископа Григория в пределах СССР находилось 15 епископов. С начала войны до сентября 1943 года, число правящих архиереев увеличилось с двух до двадцати. Среди тех, кто был хиротонисан в эти годы - три старца на восьмом десятке лет. Так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 году получили благодать архиерейства и вышли на служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866-1956), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869-1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 г.. Все они знали, на что идут, знали, что такое НКВД, знали, что с именно с этим ведомством им придется иметь дело – однако же пошли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В авг. 1919 г., перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский еп. Иринарх (Синеоков-Андриевский) перенес гроб с мощами И. в подвальное помещение тобольского Покровского собора. 15 сент. 1920 г. мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе. 10 окт. 1922 г. по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей И. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелиг. митинг. Нек-рое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелиг. отдел местного краеведческого музея в здании бывш. архиерейского дома. В июне 1946 г. мощи И. осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиеп. Варфоломей (Городцов) . В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей И. церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиеп. Варфоломей отправил 2 марта 1947 г. соответствующее ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 611. Л. 4). 14 июня 1947 г. мощи И. были переданы в Покровский кафедральный собор. По этому случаю Новосибирское ЕУ переиздало службу святителю. В 1984 г. в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собору Сибирских святых. Первое празднование Собору совершили в Тобольске 23(10) июня 1984 г., в день памяти И. Посвященные И. храмы, открытые преимущественно в 90-х гг. XX - нач. XXI в., действуют в Омске, в г. Черепанове Новосибирской обл., в пос. Дорогино Черепановского р-на, в Екатеринбурге, в Новокузнецке, в г. Берёзовском Кемеровской обл. В. В. Бусыгин, прот. Борис Пивоваров Сочинения Основные сочинения были созданы И. в период пребывания на Черниговской кафедре. почти все опубликованные труды святителя напечатаны в Чернигове, в типографии Болдинского Ильинского мон-ря (кроме соч. «Псалом пятидесятый, от Писания взятый», напечатанного в Киеве). Поэтические произведения И. имеют нравственно-дидактический характер. Первой публикацией духовного писателя стало небольшое стихотворное соч. «От креста Церковь зачинает дело», помещенное в качестве предисловия к кн. «Полуустав, имеющий в себе дневную и нощную службу, по преданию Святой Церкви» (Чернигов, 1703). Оно посвящено прославлению Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Архив Пн Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска 23 августа 2013 г. 13:49 Изначальный скромный деревянный храм полностью видоизменился в результате поэтапных перестроек в 1944-1988 годах и стал просторным каменным зданием, расписанным внутри и прекрасно украшенным снаружи. У собора семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа. В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления Господня, где ежедневно совершается крещение. В комплекс собора входят часовня и административный корпус. Строилась церковь в честь Вознесения Господня в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с разрешения Томского епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм, в народе поименованный Туруханским. Первоначально он был однопрестольным, деревянным, с колокольней в одной связке, крытым железом. Расположенный на северной окраине города, храм являлся одним из самых бедных в городе, со штатом из одного священника и одного псаломщика. Приход состоял из бедствующих чернорабочих и ремесленников, среди которых было немало инородцев, иноверцев и широко пропагандировалось сектантство. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. В 1925 году был сооружен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1938-1939 годах храм был закрыт. Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна. В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Храм не требовал настоятельного ремонта — иконостас, престолы и подсвечники были сбережены — и в Великую среду того года было совершено его малое освящение. На Пасху был переполнен не только храм, но и вся его обширная ограда. С того времени в храме служит новосибирский архиерей. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского храма поступило 1686 тысяч рублей. Много сил и средств употребил архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) для реставрации и благоустройства храма. В конце марта 1946 года были подняты колокола. В том же году его заботами началось строительство нового придела, а 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3180709.ht...

Часто посещал Ольгинский монастырь и митрополит Ефрем (Сидамонидзе) [ VI ], также будущий Католикос-Патриарх Грузии, племянник другого Католикоса-Патриарха, Леонида (Окропиридзе) [ VIII ], который умер в 1921 году, через два года после своей интронизации при загадочных обстоятельствах (некоторые подозревали, что смерть его была насильственной). Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре. Вскоре, однако, монастырь был закрыт. Большинство монахов оказалось в тюрьмах и ссылках. Тяжелым и во многом трагичным был и жизненный путь Патриарха Ефрема. Он подвергался гонениям, его лишали возможности служения. Действующих храмов становилось все меньше, и одно время, будучи уже епископом, он занимал место священника в тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь. В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: " Я не благословляю архиереев " . Епископ Ефрем спросил: " Откуда вы знаете, кто я? " . Тот ответил: " Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения? " .- " К себе на родину, в Грузию " . Тогда владыка Варфоломей сказал: " Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов " .- " Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены " ,- отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: " Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее " . Патриарх Ефрем рассказывал, как епископ Варфоломей повез его в свой дом. Тогда автомобилей у епископов еще не было, и они сели в открытую коляску, запряженную лошадью. Люди удивлялись, видя в коляске рядом с архиереем человека в оборванной одежде…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Хиротонию епископа Евстратия, совершенную во Владимирском соборе Киева, возглавлял патриарх Алексий I. При вручении жезла новопоставленному епископу Святейший Патриарх произнес речь, в которой выразил озабоченность нравственным и религиозным состоянием части духовенства, проникновением в среду пастырей чуждых Церкви элементов: «Не излишним почитаю напомнить тебе еще одну заповедь апостола: руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехам ( 1Тим. 5:22 ). Исполнение этой заповеди особенно потребно ныне, когда оскуде, по слову пророка, преподобный ( Пс. 11:2 ), когда ищущие служения Церкви Божией часто не проникнуты разумением святости этого служения и не заботятся о святости, ища лишь внешних благ. Охраняя святость служения церковного и вспоминая ревность Господа Христа о доме Божием, дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиною овечьей скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметается к алтарю Христову». На 1 января 1947 г. епископат Русской Церкви насчитывал 70 архиереев, а через три года, в декабре 1949 г., – уже 74 епископа. Помимо патриарха это были 5 митрополитов: Крутицкий Николай, Киевский Иоанн, Ленинградский Григорий, Рижский Вениамин (Федченков) , Новосибирский Варфоломей (Городцов); 21 архиепископ, в том числе один викарный, 40 епархиальных и 7 викарных епископов. В это число (74) не входят находившиеся в юрисдикции Московской Патриархии архиереи, которые совершали свое служение за пределами СССР – в Чехословакии, Франции, Германии, США и других странах. Во второй половине 50-х гг. продолжали совершаться посвящения новых епископов, причем происходила быстрая смена поколений в российском епископате: уходили из жизни немногие архиереи, рукоположенные в дореволюционное время и в 20–30-е гг., уходили и те, кто был хиротонисан в маститой старости в военное лихолетье и первые послевоенные годы, чаще всего из вдовых протоиереев. В иной мир отошли митрополиты Григорий (Чуков; † 1955), Варфоломей (Городцов; † 1956), архиепископы Андрей (Комаров; † 1955), Димитрий (Градусов; † 1956).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010