Так, с минимумом усилий, превращался тиран в сложного человека, который, возможно, не отошел от веры отцов и близок к ценностям «цивилизованной свободы». А всех тех, кто различал лукавое передергивание (или только мог расслышать ложь), он у себя в стране отправил в мир иной или заставил сидеть тихо. Понять его игру могли только уцелевшие «живые люди» (см. ниже примеч. 69), окончательное уничтожение которых он намечал на год 1953-й. А в 1950 году ему еще нужны были кадры для советизации стран Восточной Европы (и далее по списку). Отчасти и поэтому он начал кампанию чистки внутри страны под лозунгами борьбы с «космополитами». Впервые с ноября 1917 на острие террористического удара власти оказался не русский народ. Еще нужен был вождю воплощенный образ идеального, своего, сталинского, мира, Града, где царит железный порядок, где все жители взаимозаменяемы. Еще ему нужно было заставить Академию наук решить проблему долголетия, чтобы успеть лично завершить свои всеохватные замыслы. Еще нужно было укрепить надолго, если не навеки, собственный культ. Для этого уже не годилась обычная работа пропагандистской машины, нужна была особая, почти религиозная, мистика, чтобы почитание превратилось в священный ритуал. Имя Сталина внушало страх и почтение далеко за границами СССР, но жизнь в его собственном государстве становилась все хуже. Не хватало «ресурсов». Страна шаталась! В СССР конца 1940-х – начала 1950-х годов происходило, в соревновательном ритме, наступление внешнее (на врагов «мира», которые были обречены, как весь капиталистический строй, ходом исторического развития на гибель) и ослабление внутреннее (от врагов скрытых, которых предстояло выловить). Такова атмосфера последнего периода царствования Хозяина. Этот его стиль блестяще разгадал в своих записках «дядя Коля». Именно потому он ухватывал главное в тиране, что тот многое позаимствовал из старого классического русско- европейского мира 17 . Тиран в конце своего правления взял из него важные символы и понятия, чтобы извратить и погубить в духе то, что дорого было епископу. Но пока епископ был жив, он не мог не защищать ценности, которые исповедовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С. 125). 17 Скорее всего, идея «борьбы за мир» также была взята Сталиным из умонастроений, носившихся в «старушке» Европе после окончания Первой мировой войны. Вот известное свидетельство У. Черчилля об атмосфере надежды, охвати вшей тогда еще христианский мир: «По окончании мировой войны 1914 года почти все были глубоко убеждены и надеялись, что на всем свете воцарится мир. Это сокровенное чаяние всех народов легко можно было осуществить... проявляя необходимый здравый смысл и благоразумие. Фраза война за прекращение войн” была у всех на устах...» (Черчилль У. Вторая мировая война: В 3-х книгах. Кн. 1. Т. 1-П/Сокр. пер. с англ. М.: Воениздат, 1991. С. 19). 18 «Союз 17 октября», возникший в конце октября–начале ноября 1905, замышлялся как объединение представителей среднего класса, поддерживавших власть в ее стремлении к развитию конституционно-монархического строя. Однако на практике он стал партией «господ»: людей высокого образовательного, имущественного и общественного уровня. Многие представители среднего класса, мелких собственников и национальной интеллигенции, стоявшие на государственнических позициях, не были удовлетворены аморфной политической платформой «Союза» и потому искали более активную в социальном отношении политическую организацию. 21 В новейших исследованиях деятельности «Союза русского народа» отмечается, что его популистские лозунги находили отклик в широких рабочих и крестьянских массах. Например, констатируют, что в 1907 «черная сотня охватила подножье и верхушку пролетариата – неквалифицированную массу и “рабочую аристократию”». Известно также, что подавляющее большинство черносотенных организаций состояло из крестьян. См.: Степанов С.А. Черная сотня в России. 1905–1914 гг. М.: Изд-во ВЗПИ А/О «Росвузнаука», 1992. С. 226, 240. 22 По мысли нижегородского викария, еп. Макария ([невушсва). См.: Нижегородский Церковно-общественный вестник (далее – НЦОВ). 1915. 14. Стб. 342. Несомненна связь подобного «духовного» обоснования необходимости войны с идеологическими построениями правых участников московского Религиозно-философского общества того времени, в частности В. Эрна. В предисловии к своему нашумевшему сборнику статей «Меч и крест» он видел смысл начавшейся мировой трагедии в столкновении гордого материалистического германского духа с внутренней, смиренной русской идеей. Рационалистический дух Запада, воплощенный в немецком милитаризме, должен быть преодолен восточным крестом Православия. См. Эрн В.Ф. Меч и крест. Статьи о современных событиях. М., 1915. С. 5. Вместо предисловия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

На митинге он увидел раненного командира лесного отряда, услышал его скупую, непарадную речь, призывавшую помнить о павших борцах. Узнал он тогда и о главе подполья Северной Италии, человеке легендарного мужества, Франки, навсегда ставшего для него героем. Значительно позже выяснилось, что этот подпольщик исповедовал столь крайний монархизм, что примкнул к правоэкстремистской группировке и уже при демократическом правительстве попал под суд. Но Франки был одним из тех немногих, кто собственной жертвенностью приблизил час всеобщего освобождения для людей самых разных убеждений. Мальчик вырос, стал знаменитым писателем и теперь констатирует, что его поколение состоялось благодаря этой завоеванной для них атмосфере свободолюбия. «Мы сразу почувствовали, – вспоминает он живительный воздух послевоенных перемен, – моральную и психологическую роль Сопротивления» 87 . Для тогдашних итальянских мальчишек стало событием, что Освобождение пришло не только благодаря американской армии, очистившей страну от нацистов, но и благодаря усилиям своих, тех, кто тайно боролся, кто действовал вопреки обстоятельствам. На нашей земле такой встречи не произошло. Фронтовиков быстро обломали. Закрепощенная деревня, задавленный рабочий класс, репрессивные кампании – против низкопоклонства перед Западом, против космополитов, против «чуждой идеологии» – загнали победителей в сумерки депрессии, в пьянство, в глухоту молчания. Их дети и внуки озаботились меркантильными интересами, не до свободы тут, когда для большей части страны элементарные удобства – во дворе. Уцелевшие в лагерях и в подполье христиане доживали в укромных углах, в безвестности и одиночестве. Из лагерей и тюрем все десятилетия советской власти струились ручейки освобождавшихся «политических». Система периодически признавала, что допущены перегибы, железная дверь в глухой стене приоткрывалась 88 . Очутившись на воле, отпущенный узник растворялся в пространстве, стремясь спрятаться от внимания посторонних, избежать повторного ареста.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (НЕЛИДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Киприан (Нелидов) Иеромонах Киприан (Нелидов). Москва. Тюрьма ОГПУ на Лубянке. 1933 год 15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму . Проходил по групповому делу " Московское дело еп.Варнавы. 1933г. " . 23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь. О. Киприан виновным себя не признал. 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан и Варнава (Беляев) были отправлены в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта. Монахиня Екатерина (Чичерина) , находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи)...

http://drevo-info.ru/articles/4607.html

Епископ «дядя Коля» против сталинского «рая» В 1950-е годы в СССР жил человек, который не обманывался бутафорией и изнутри описывал ложь системы. Окружающие звали его дядей Колей, на самом деле это был православный епископ, обитавший не под своим именем в одной из слободок Киева, столицы советской Украины. 4 ноября, 2009 В 1950-е годы в СССР жил человек, который не обманывался бутафорией и изнутри описывал ложь системы. Окружающие звали его дядей Колей, на самом деле это был православный епископ, обитавший не под своим именем в одной из слободок Киева, столицы советской Украины. Осенью этого года в нижегородском издательстве «Христианская библиотека» выходят в свет под заголовком «”Дядя Коля” против…» записные книжки епископа Варнавы (Беляева). Писатель Павел Проценко, составитель и комментатор книги, рассказывает о творческом замысле подпольного автора на страницах «Новой газеты». Цивилизованный мир встречал 20-е столетие как эпоху «золотого века». И в самом деле, кажется, никогда — ни до, ни после — человечество столь неистово и напряженно не стремилось к радости и благополучию. Правда, на заре столетия один из русских мыслителей (нашего Серебряного века) уже различал крушение этого, еще не явленного, ожидаемого земного рая. Когда наступит «светлое будущее», считал он, то из веселящейся безмятежной толпы, водящей хороводы на берегах теплых морей, выйдет человек с искаженным лицом — вдруг ощутивший свое одиночество. Тогда «земной рай» разрушится, словно карточный домик. Тогда вновь начнется история. Но еще прежде свершения этого предвидения, в первой трети столетия Европа была разделена между двумя строившимися великими Градами. Над обоими развевались знамена прогресса и человеческого величия; и там, и тут висели лозунги, прославлявшие народ и его Партию. Один Град обещал счастье в бесклассовом социалистическом обществе. Другой предлагал спасение в стихии расового превосходства, освобождающей нацию от комплексов и сомнений. И там, и здесь массы были мобилизованы для осуществления грандиозных идеологических задач. Когда же германский национал-социализм был сокрушен, во второй половине 1940-х на земле остался лишь один Хрустальный Град, это — Страна Советов, обещавшая утешение всем обездоленным. Красная империя Сталина…

http://pravmir.ru/episkop-dyadya-kolya-p...

Порой встречаются люди, что называется, ищущие «острых ощущений». Они склонны к опасному, рискованному, возбуждающему их чувства опыту. Нередко они ходят «по лезвию ножа». Это выражается по–разному: в стремлении заниматься экстремальными видами спорта (автогонками, альпинизмом и т. п.), в приеме наркотиков и алкоголя, в пристрастии к азартным играм, в постоянной смене сексуальных партнеров. А кто–то просто любит «выкинуть» что–нибудь предосудительное, Желание «быть на краю», «щекотать нервы» — устойчивая особенность личности, ее выбор. По мнению американского ученого Марвина Заккермана, отчасти (не стопроцентно) это объясняется Врожденная тяга к «острым ощущениям» — одно из типичных следствий грехопадения Адама, источник наших личных грехов. Чтобы преодолеть врожденные склонности подобного рода, необходимо, как минимум, правильно расклассифицировать их и соотнести с учением святых отцов. В дальнейшем мы убедимся, что порочные склонности всецело коренятся в страстности человека и соответствуют конкретным страстям. А поскольку основных страстей восемь, то и все нравственно отрицательные врожденные склонности логично тоже разбить на восемь групп. При этом сразу уточним, что построить органичную, стройную и неискусственную систему едва ли удастся. По мысли крупного исследователя православного аскетического богословия, епископа Варнавы (Беляева), «в безумных страстях — всякое бесчиние и неустройство». Поэтому любые святоотеческие схемы пороков не универсальны, хотя в них, безусловно, есть своя То же самое относится и к попыткам жестко «привязать» пагубные врожденные склонности и болезни к нравственным порокам. Здесь не избежать условностей, оговорок и допущений. К примеру, святитель Игнатий (Брянчанинов) считает пьянство разновидностью Епископ Варнава туда же включает курение и наркоманию, а отчаяние и самоубийство связывает не столько с унынием, сколько с Понятно, что это приемлемый подход. Но он не отражает всей полноты проблемы, всех причин данных заболеваний. Суммируем вышесказанное:

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Другой случай. Во время всенощного бдения оставленный без присмотра ребенок забрался на солею и зашел в алтарь. “Батюшкой будет”, — пронесся приглушенный шепот среди немногочисленных прихожан, в основном пенсионного возраста. Служивший священник по этому поводу заметил: “Вообще-то это девочка была!” “Ну, значит, монахиней станет!” — не сдавались старушки. Литература о послушании, духовном руководстве и прозорливости переходит из рук в руки. Главной темой для разговоров становятся рассказы о современных и древних старцах. Каждая духовная дочь стремится во что бы то ни стало попасть на особый, индивидуальный разговор с батюшкой, быть к нему как можно ближе. Так незаметно преступается вторая заповедь Декалога: “Не сотвори себе кумира”. Человек, насколько бы свят он ни был, не должен заслонять собой образ Христа. “Народ наш, некогда благочестивый и верный Господу, потерял способность “различать духов”, утратил нравственные ориентиры”, — с горечью отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. Рука не поднимается описывать те нравственные ужасы, которые приходилось наблюдать в отношениях междуподобными пастырями и их пасомыми. Культ личности в отдельно взятом приходе может принимать формы тоталитарной секты внутри Православной Церкви. Черное там называют белым, бесов выдают за Ангелов. Чтобы отвести подозрения в сгущении красок и нагнетании ужаса, приведем слова живого свидетеля. Ему удалось освободиться от влияния одного видного “младостарца” при титанических усилиях нескольких священников, в том числе духовников епархий. Вот лишь одно из его признаний: “Так велика была моя вера в батюшку, что по одному его приказанию я готов был совершить не только безнравственный поступок, но и преступление, думая, что этим исполняю службу Богу. Священник же этот, видя и поддерживая мое рвение, использовал меня для своих личных нужд”. Далее приведем отрывок из творения еп. Варнавы (Беляева), хорошо иллюстрирующий наши размышления. “… Диавол уводит внимание еще дальше от той черты, на которой оно должно стоять, а именно — на личность духовного отца. И все под предлогом изыскания благодати. Удобство для врага доставляет то обстоятельство, что благодать неотделима в данном случае от личности, ибо именно через последнюю проявляется и изливается на окружающих.

http://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovrem...

Реже использует епископ труды и других психологов 204 . Вообще, говоря о современных ему светских психологах и психиатрах, основываясь на рассмотрении их научных выводов и достижений, еп. Варнава отмечает, что «ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно­плотским углом зрения... с помощью психометрических методов и разных машин». И эта их «узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению», заключает епископ, «не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме затхлой атмосферы их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, еще другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, – жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо» 205 , «ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник» 206 . Отметим, что еп. Варнава критикует светских психологов, живших до начала 20 века. Сейчас же научная психология заметно отличается от того, что было в то время. Также нужно заметить, что не всех людей, занимавшихся вопросами психологии, критикует владыка. Светским не имевшим правильной веры психологам он противопоставляет Святых Отцов: «Психология святоотеческая, – пишет он, – это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу» 207 . Ученые физиологи Также, стараясь использовать последние достижения науки, касающиеся аскетического делания, еп. Варнава часто обращается к трудам врачей, изучавших вопросы физиологии. Из них он приводит данные о том, как нужно правильно питаться, спать, бороться с болезнями и другие. Чаще всего владыка пользуется данными из книги проф. М. Платена «Новый способ лечения» 208 . Эта работа ввиду значимости результатов, изложенных в ней, пользовалась немалой популярностью в начале 20 века и поэтому была награждена многими медалями и выдержала немало переизданий. Кроме того епископ ссылается на труды доктора И. Виля 209 и некоторых других врачей-ученых 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Рассказывая о борьбе с греховными страстями, еп. Варнава пишет, что согласно церковному учению можно выделить определенные виды последних. Причем против каждого из них существуют соответствующие средства. И потому для подвизающихся против греха возникает насущная потребность систематизировать те и другие. О попытках сделать это он говорит, что «распорядок их (греховных страстей – ид.И.) и число у различных Святых Отцов неодинаковы – в зависимости от того, с какой стороны они их рассматривали: входили ли в исследование... по источнику происхождения каждой, или делили... по тем способностям, к которым они относятся, или говорили о них еще с какой-либо иной стороны» 253 . Но в любом случае, отмечает епископ, «построить стройную систему, которая не была бы искусственной, а отвечала бы внутреннему существу самого дела, едва ли возможно», так как, по слову Лествичника, «в безумных страстях нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство» 254 . Причина же этого в том, что бесы «нападают на человека врасплох, неожиданно, придумывая в искушениях все новые комбинации» 255 . Но, с другой стороны, продолжает он, «если трудно проследить внутреннюю зависимость... страстей и наметить определенные законы, по которым бы они всегда действовали во всех отдельных случаях и мелочах, то, в общем, относительно главных страстей и их проявлений это сделать вполне возможно. В этом смысле можно говорить об аскетике как науке» 256 . И в ней, пишет еп. Варнава, есть определенные законы. Например, один из них заключается в том, что в духовной брани «каждому (Богом попускается – ид.И.) как раз столько искушений, сколько у него сил», и человек должен стараться их преодолеть 257 . Важными для аскетического делания являются также правила отношения к помыслам, которые владыка определяет как «первичные состояния рассудочной деятельности» человека, «умственные образы и представления» 258 . Они, пишет епископ, бывают «в человеке... от Бога, естества и диавола. Но различать без ошибки в каждом отдельном случае природу помысла может только ум, очищенный от страстей». Человеку же страстному, но все-таки имеющему «хоть немного духовного опыта и чистоты сердечной», «достаточно будет знать, – пишет еп. Варнава, – что те помыслы, которые вносят мир и успокоительную радость в сердце (причем может быть одновременно и скорбь), суть от Бога, а те, которые влекут за собой смущение (обычно тонкое) или нестройную радость, – диавольские». Кроме того владыка говорит, что их всегда необходимо «строго контролировать

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

victorin de poemovio. sur l’apocalypse et autres ecrits. Paris, 1997, р.108 (Sources chretiennes, 423). Надо заметить, что в антологии «Учение об антихристе в древности и средневековье» (Спб., 2000) перевод толкования св. Викторина на книгу Откровения выполнен по Патрологии Миня, то есть по той версии, что была в распоряжении патрологов в XIX веке. И только в 1916 г. была введена в научный оборот другая версия этой книги, свободная от позднейшей правки блаж. Иеронима. Именно она издана во французской патристической серии Sources chretiennes, и потому приводимые с этого издания фрагменты серьезно отличаются от тех, что опубликованы в петербуржской антологии. Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.45. Отзыв экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского на сочинение студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему «Св. Варсонуфий Великий. Его жизнь и учение»//Богословский вестник.1916, с.179. Вообще отзыв Флоренского чрезвычайно интересен и в то же время отрицателен. Вот довольно типичный его отрывок: " Монашество предполагаешь «духовное окормление Старцем. На этой насущной необходимости старческаго окормления о. Варнава настаивает твердо и многократно. Что ж можно тут сказать, кроме одобрения? Но это одобрение и на о. Варнаву возлагает сугубую ответственность внимательнаго отношения к старчеству, – хотя бы в той области, которая для него сейчас доступна, – в научной. Разве не должен был о. Варнава, множество раз повторяющей слова „окормление“, „окормлять“, „окормляться“, разве не должен он был поинтересоваться, что такое „окормление“? Однако, он ссылается тут на какую-то анонимную брошюру, в которой сообщается, между прочим, что „окормление есть такое воспитание опытным иноком инока молодого, когда старец своими наставлениями и советами как бы питает, кормит как мать маленькое дитя, и духовно растит его“. Неужели ученому, монаху, специализировавшемуся в аскетике, не стыдно не знать, что „окормление“ происходит не от окормить (=обкормить, перекормить, т. е. дать корму чрез меру), и вообще не имеетъ ничего общего с „кормом“, а от „окормлять“, т. е. быть на корме, руководить, т. е. происходить от слова „корма“? О. Варнава хотя бы из богослужебных книг (если уж отрицает обязанность для себя занятие филологией) должен бы знать, что на цековном языке окормитель означает кормчий. Окорлмляю значит управляю» (сс.183-184)

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010