К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) Источник: Богослов.Ru В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. Епископ Варнава(Беляев) На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с тем, что же все-таки говорили и писали святые отцы по данному вопросу, то оказывается все не так просто. Попробуем это сделать, используя наработки и идеи в этой области епископа Варнавы (Беляева). Также попробуем сравнить особенности его учения о греховных страстях с тем, что написано в святоотеческих творениях. Если говорить о классификации страстей, то епископ Варнава, цитируя святоотеческие творения, пишет следующее: «Прежде всех страстей, — говорит он, — самолюбие» 1 , от которого «рождаются три другие начальнейшие страсти» — сребролюбие, славолюбие и сластолюбие 2 . А они, «в свою очередь, рождают пять или шесть главных других, что составит семь-восемь страстей, которые опустошают весь род человеческий: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые последние две страсти соединяют в одну» 3 . То есть владыка пишет, что кроме указанной выше восьмеричной схемы существует еще и другая — семеричная. Эти возможности описания главных или начальных страстей (помыслов) предлагают святые отцы, хотя есть и другие. Прежде чем приступать к их подробному рассмотрению, расскажем для начала о том, что особенного предлагал епископ Варнава в учении по данному вопросу.

http://pravoslavie.ru/56002.html

П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

К читателю «Пути Промысла Божия» – это малоизвестные широкому кругу читателей дневниковые записи подвижника благочестия XX века епископа Варнавы (Беляева ; 18871963). И жизненный, и духовный путь Владыки Варнавы был необычен, что отразилось и в его дневниках. Будущий епископ родился на свет по многолетним усердным молитвам матери. От нее он получил наставление в начатках христианской веры и благочестия: мальчик опытно познаёт действенность искренней, сердечной молитвы к Богу, с увлечением читает жития святых мучеников, «в детской простоте и с некоторым сожалением думая, что только при древних неронах и Диоклетианах были такие мучительства» 1 . Однако Николай Беляев не думал о церковной стезе и готовился к поступлению в Институт путей сообщения. Но Промыслу Божию угодно было направить его на служение Церкви. «Случайно» найденная книга святителя Иннокентия Московского «Указание пути в Царствие Небесное», подаренная ему еще в десятилетнем возрасте неким лаврским монахом, полностью изменила течение его мыслей. Прямо со вступительного экзамена в институт он отправляется в Оптину пустынь. Преподобный Варсонофий Оптинский благословил Николая поступать в Московскую Духовную Академию, куда он и был принят в 1910 году. С самого начала обучения в Академии определилась дальнейшая судьба будущего Владыки: его аскетические устремления нашли воплощение в принятии им монашеского пострига. Это произошло в июне 1911 года, на первом курсе Академии, когда будущему Владыке было 24 года. Путь так называемого ученого монашества, на который был благословлен монах Варнава (Беляев) , имел в сравнении с жизнью обычных насельников монастырей свои скорби, недоумения и искушения. С многочисленными вопросами юный инок обращался (а затем записывал сами вопросы и ответы на них) к старцам Зосимовой пустыни – игумену Герману и отцу Алексию (Соловьеву) , духовным сыном которого он и стал. Как замечает игумен Дамаскин (Орловский) в жизнеописании Владыки Варнавы, «его интересовало все. Какие при входе в церковь делать поклоны; есть сладкое или отказаться от сего; какой язык изучать – французский или немец кий; отвечать ли на кощунственные, безбожные сочинения, которые приходится читать в Академии; читать ли иностранных авторов; спрашивать ли у товарищей книги; не прибавить ли к поклонам, заповеданным отцом Варсонофием, еще каких; смотреть ли в глаза тому, с кем беседуешь, или нет; как бороться с плотской бранью и как быть, если кто подойдет в церкви и поздоровается; можно ли читать светскую литературу; позволительно ли называть еретиков бранными словами; как читать Священное Писание и так далее. Старец на все отвечал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сост. А.Н.Стрижев Мученицы села Пузово Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии Материалом для жизнеописания послужила стенограмма рассказов послушницы Евдокии – Поли, записанных в первой половине двадцатых годов, то есть спустя несколько лет после кончины преподобномученицы. Запись была сделана Валентиной Долгановой, келейницей епископа Варнавы (Беляева) , и по его благословению. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, Наташу за несколько дней до своей смерти она отослала домой; так сохранился до середины 60-х годов свидетель великой духовной высоты мученицы. Сама Наташа сожалела только об одном: что не сподобил ее Господь разделить мученическую кончину со своей старицей. Пятая келейница, Пелагея, хотя и была во время ареста с Евдокией и видела все ее мучения и кончину, Богом была оставлена свидетельствовать о жизни и страданиях старицы. Свидетельница подвигов Евдокии Поля и сама была большой подвижницей. О ней сохранилась такая запись Валентины Долгановой: «До того как старица взяла ее к себе, Поля каждый день по окончании работы по монастырскому послушанию в Дивееве после шести вечера убегала за шестнадцать верст в село Пузово и молилась там вместе с Дуней всю ночь, а на рассвете спешила на монастырское послушание. Послушание она несла на водокачке. Так она прожила три года. Во время молитвы много клала земных поклонов, говоря: «Поклоны класть – это землю распахивать». Евдокия много учила ее смирению и терпению при разных обстоятельствах. Однажды послала матушка-игумения Полю в деревню купить лука для посадки. Поля зашла к Дуне, и та оставила ее у себя и продержала две недели, пока пора посадки лука прошла. После этого всем послушницам в монастыре дано было право Полю бранить и смирять, а она всем кланялась в ноги, молчала и терпела. В другой раз игумения послала ее с двумя старшими монахинями в Понетаевский монастырь отнести срочное письмо, при этом письмо велела нести Поле. Зашли опять к Дуне. Та ее не пускает, а монахини без нее не идут, потому что письмо у Поли и Дуня не разрешает его передать. Много и в этом случае пришлось потерпеть Поле. Много терпела Поля, пока Дуня не забрала ее из монастыря к себе, но и здесь жизнь ее не была легкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

иеродиакон Иаков (Савельев) Скачать epub pdf Введение В настоящее время имя церковного писателя епископа Варнавы (Беляева) известно многим. Хотя еще не так давно – лет тридцать тому назад – все было иначе: о нем и его письменных трудах знало сравнительно небольшое количество людей. Но в 90-е годы была опубликована часть его произведений, и у многих они вызвали интерес: их стали читать и обсуждать, о владыке и его творчестве начали публиковаться работы, на его произведения стали ссылаться. При этом надо отметить, что еп. Варнава в главном своем труде «Основы искусства святости» и некоторых других произведениях уделял основное внимание систематическому описанию аскетического делания человека и рассмотрению возникающих в связи с этим вопросов. Актуальность темы Актуальность темы данной работы определяется непреходящим значением аскетического делания для человека и в связи с этим важностью изучения того, как правильно его совершать 1 . А для этого необходима оценка написанных в этой области книг, а также научное исследование различных проблем и вопросов аскетической науки. В частности, желательно оценить сочинения еп. Варнавы «Основы искусства святости» и некоторые другие, в которых основное внимание уделено описанию аскетического делания человека и осмыслению ряда не до конца исследованных положений аскетики. Важно это, потому что многие люди считают его труды значимыми и интересными. Об этом, например, в письме к их издателям блаженной памяти Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал следующее: «Из книг, демонстрировавшихся на международной выставке православной книги, особое внимание привлек труд епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». Эти сочинения отличаются живой связью с современностью, отвечая на вызовы нашего века через Священное Писание и Предание Церкви утверждением о принципиальной незыблемости православного пути спасения во все времена» 2 . При этом надо заметить, что ввиду полноты и систематичности изложения материала труды еп. Варнавы могут представлять интерес не только для мирян, но и для людей, серьезно изучающих православную аскетику. Например, в духовных школах Русской Православной Церкви, где обучению данной науке уделяется немалое внимание 3 . А там, где она не преподается, священноначалие считает необходимым ее ввести 4 . И поэтому представляется важным дать сочинениям еп. Варнавы всестороннюю научную оценку: соответствует ли написанное в них Священному Писанию и Священному Преданию Православной Церкви; какие в них есть недостатки и особенности; насколько полно в них изложено святоотеческое учение, и о чем он не написал; какими источниками пользовался владыка, и как он к ним относился; в какой форме излагал материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189 О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“ а) Ректора Академия Епископа Феодора „Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличности этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, уменья удержать определенный план и строгую последовательность изложения. Автор пишет, а может быть и думает, какими-то скачками, порывами, увлекаясь то одной, то другой мыслью, делая совсем неожиданные переходы, затрудняя этим самую возможность следить за последовательностью его мыслей. Так у читателя, не смотря на обширность 1-й части сочинения (1–216) и не составляется вполне определенного представления о личности преп. Варсануфия. До 37 стр., напр., у автора какое-то не выделенное от последующего предисловие, довольно путанное и непонятное в своем отношении к личности преп. Варсануфия. В дальнейшем автор, напр., очень почему-то долго останавливается на описании духовного дарования старца – прощать грехи. Собственно такой биографии, какую мы привыкли видеть в обычных сочинениях, у автора нет; у автора вся она представляет как бы из меняющееся сообразно предметам рассмотрения рассуждение на тему: как велик духовно и высок старец; это как бы похвала, а не житие старца, во 2-й части сочинения автор прежде всего говорит „о методе“ (гл. 1–я). Можно предполагать по началу, что автор будет говорить о методе своей работы по изложению воззрений преп. Варсануфия, но автор говорит о методе вообще разработки святоотеческой литературы и очень мало о разработке творений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

П. Проценко Опыт прочтения советской утопии. 1950–1960 В «Записных книжках» епископ Варнава создал макет позднего сталинизма. Поздний сталинизм – эта вершина Советской империи – был царством декларируемого, провозглашаемого всеобщего счастья. Все настоящие люди полностью реализовывали себя в счастливом сталинском мире благодаря Вождю и единственно правильному учению. Но этого счастья Варнава не принимал. Он непрерывно вел диалог с этим радужным миром и убеждался, что не может быть в нем счастливым и вообще не может жить с такой «радостью». Он видел, что какие-то церковные люди, и даже очень серьезные, как епископ Лука Войно-Ясенецкий , вполне пристроились к этой конструкции, даже нашли себя в ней. Его задевала новая, советско-церковная симфония, которая пародировала прежнюю и при этом была направлена и против Церкви, и против человека. Его поражало, что лозунги «дневного» советского мира полны изнутри ядовитого смысла, подкладывающего динамит под христианскую цивилизацию. Так, «борьба за мир», развернувшаяся с конца 1940-х, на самом деле была борьбой за мировое господство. Насаждение «народной демократии» в странах Европы оказывалось насаждением диктатуры. «Черное» постоянно выдают за «белое» – эту особенность советского языка Варнава все время описывает в «ЗК», в наблюдениях разного уровня и сложности (от бытовых до богословских). За всеми декларативными лозунгами он видел двойное дно и злой умысел идеологии, ставившей своей главной задачей уничтожение христианской цивилизации и христианизированного евро-атлантического мира. И поэтому он в своих описаниях и рассуждениях всегда подспудно становился на сторону «западников», ибо они все-таки удерживали политическую свободу для своего общества. «Запад» для него – синоним христианства. Он постоянно подчеркивал ложь всех советских лозунгов. «Дружбы народов» нет, равенства нет. бесклассового общества нет. Наоборот, всюду царят новое классовое расслоение, аморальность, кастовость, извращенность нормального порядка жизни. Он сочувствовал стилягам, дадаистам, авангардистам, модернистам, всем, кто выламывался из серого ряда несвободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ Александровна Шейкова (11.02.1856, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ. (ныне с. Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.) - 18.08.1919, там же), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородский святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из крестьянской семьи. После смерти родителей воспитывалась в семье дяди - церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины. Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения. Предвидела свою мученическую кончину. 16 авг. 1919 г. в с. Пуза прибыл карательный отряд. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Е. солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 авг. к Е. разрешили прийти свящ. Василию Радугину, к-рый приобщил ее Св. Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной , Дарией Тимагиной и Марией , решившими разделить участь наставницы. Когда Е. везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами. Все казненные были погребены в общей могиле. Свидетельства о мученической кончине подвижниц были собраны по благословению еп. Печерского Варнавы (Беляева) его келейницей Валентиной Долгановой. Могила Е. почиталась местными жителями все годы советской власти. Е. прославлена вместе со своими келейницами Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2001 г. мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в ц. Успения Богородицы с. Суворова.

http://pravenc.ru/text/187089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Киприан (Нелидов). Фотография. Тюрьма ОГПУ. 1933 г. (Нелидов Константин Алексеевич; 14.07.1901, Казань - 16.06.1934, 7-е Чуйское отд-ние Сибирского ИТЛ), прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из семьи врача, потомственного дворянина. Родители вскоре после его рождения развелись; отец переехал в Н. Новгород, впосл. работал врачом в амбулатории ОГПУ, мать жила в Житомире. Константин поселился в Н. Новгороде у мачехи своей матери. Учился в Нижегородском дворянском ин-те, с 1920 по 1924 г. служил в армии рядовым, после чего нек-рое время был иподиаконом у еп. Варнавы (Беляева) . В 1925 г. Нижегородским митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Киприан и рукоположен во иерея. С 1928 г. К. служил в Казанском храме г. Кзыл-Орда (ныне Кызылорда, Казахстан). В нач. 1932 г. митр. Сергий (Страгородский) пригласил К. в Москву для работы в канцелярии Свящ. Синода. В авг. того же года К. был назначен настоятелем храма ап. Иоанна Богослова в Богословском пер. Жил в квартире московского архит. В. И. Долганова вместе с находившимся за штатом еп. Варнавой (Беляевым). 15 марта 1933 г. К. был арестован вместе с еп. Варнавой по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности, заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 10 мая Особым совещанием при Коллегии ОГПУ признан виновным в «ведении систематической антисоветской агитации», в «создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в религиозном влиянии на молодежь» и приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание в 7-м Чуйском отд-нии Сибирского ИТЛ (Сиблаг) на строительстве Бийского тракта на Алтае. Выполнял земляные работы, затем был назначен кладовщиком. За честность и неподкупность был оклеветан и отправлен в штрафную командировку. Служил дневальным, пользовался любовью заключенных. Скончался в лагерном лазарете, погребен в ущелье Коркучи (Кор-Кечу) в отдельной безвестной могиле. Имя К. определением Свящ. Синода от 12 марта 2002 г. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/1684718.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Граффити прп. Паисия Святогорца на острове Самос: Зло придет от людей грамотных Граффити прп. Паисия Святогорца на острове Самос: Зло придет от людей грамотных     Замечательное   фото случайного граффити Паисия Святогорца , в которое трудно поверить. Придется совершить экскурс в историю, 30-е годы прошлого века, когда скрывающийся от преследований еп. Варнава гулял по Киеву и делал философские зарисовки. Граффити, по мнению еп. Варнавы Беляева , является важнейшей характеристикой упадка культурного уровня людей. Епископ много рассуждает на эту тему, но интересны именно его выводы. Само появление граффити на стенах - несомненный знак духовного и культурного упадка.   Так что хотелось бы порадоваться с греками, но приходится скорее испугаться такому проявлению любви к старцу Паисию. А давайте обратимся к самому афонскому старцу прп. Паисию Святогорцу и вспомним что он говорил о культуре: «Культура — это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. “Зло, — сказал Святой Косма Этолийский, — придет от людей грамотных” (Пророчество Святого Космы относится к образованным людям, не имеющим страха Божия). Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает. Люди XX века — чего же они достигли своей культурой и цивилизацией! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди — сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни.»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2611

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010