Народная мысль в этом отношении выработала чрезвычайно много приемов и способов купания: одни рекомендуют окунаться три раза, – во имя Святой Троицы; другие – четыре: три раза во имя Святой Троицы и один во имя пр.Тихона; некоторые окунаются 9, 12 раз; есть такие, которые окунаются по три раза за каждого из оставшихся дома членов своей семьи; но, само собою разумеется, все это совершается с велиайшим благоговением, спокойно и с трогательным усердием. Говоря о чудесах, происходящих у колодца преподобного Тихона, я не могу не сказать о нижеследующих трех фактах исцеления, имевших место здесь за последние годы. Иван Яковлевич Баранов, крестьянин Калужской губ., Малоярославецкого уезда, Недельницкой волости, деревни Булгаково, в 1908 году более девяти месяцев был болен глухотой с шумом в ушах. Врачи предлагали операцию, от которой он отказался, а обычною врачебной помощью они не могли облегчить страданий Баранова и впоследствии совсем отказались лечить его. 12-го сентября 1908 года Баранов приехал в монастырь к преподобному Тихону чудотворцу, остановился в гостинице, отстоял литургию и молебен угоднику Божию, приложился к раке мощей его, а после пошел на св.колодец, там купался в целебных водах и стоял молебен преподобному Тихону. С ним была жена. По дороге от источника обратно в монастырь Баранов сразу почувствовал облегчение и сказал жене, что вата у него из ушей выпала и уши стали совершенно здоровы. Официально объявлять об этом исцелении Баранов не хотел, но ему явился во сне преподобный Тихон Калужский и сказал: «Что же ты забыл про меня, я – твой доктор», вследствие чего он объявил об этом документально с засвидетельствованием других лиц. Второе чудо совершилось в 1909 году над девицей Натальей Ивановой из Москвы, страдавшей припадками и беснованием 32 года, начиная с семилетнего возраста. По ее рассказам, врачи нашли, что она страдает нервною болезнью; делали ей операцию горла два раза, вырезали левый глаз, а причины болезни так и не нашли. Припадки с ней бывали до шестидесяти раз в сутки, и она в это время не могла терпеть никакой святыни, а при ослаблении болезни всегда чувствовала, что ее давит и управляет ею какая-то посторонняя сила. Несомненно было видно, что болезнь ее – беснование.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот так оценены заслуги Николая Каклюгина перед государством…» Гособвинитель Баранов попросил суд назначить известному ученому-наркологу наказание в виде лишения свободы на 10 лет с содержанием в колонии строгого режима 01.11.2019 2342 Время на чтение 5 минут Вчера в Пролетарском районном суде г. Ростова-на-Дону под председательством федерального судьи А.Е. Попова состоялось заседание по так называемому « Делу Каклюгина », сообщил «Русской народной линии» отец Николая - Владимир Каклюгин. Заседание началось с ходатайства Николая Каклюгина об удалении его из зала на время выступления гособвинителя Баранова в связи с возможным ухудшением его самочувствия, так как из-за клеветнических формулировок у него может подняться давление. «Надо отметить, что перед заседанием ему опять была вызвана неотложка. Теперь уже из-за почечных колик. Председательствующий федеральный судья не согласился с доводами Каклюгина и оставил его в зале для заслушивания обвинительного заключения. Однако Николай продолжал выражать свое возмущение, и судья А.Е. Попов выдворил его из зала суда, лишив его возможности участвовать в судебных прениях между его адвокатами и гособвинителем», - рассказывает Владимир Каклюгин. «После выдворения подсудимого из зала гособвинитель Баранов произнес свою речь, почти дословно повторив все формулировки следователя И.С. Швецовой, - продолжает отец гонимого ученого. - Он сообщил судье и всем участвующим в судебном заседании, что считает вину Николая Каклюгина полностью доказанной. Показания свидетелей защиты, в том числе монаха Иоанна (Адливанкина), сотрудника Синодального отдела по социальному служению и благотворительности Русской Православной Церкви Московского Патриархата А.В. Лазарева прокурор Баранов посчитал не вызывающими доверия. В заключение своей речи, которая длилась не более получаса, он заявил, что Николай Каклюгин, " учитывая его заслуги " , заслуживает 10 лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима. Вот так оценил заслуги Николая Каклюгина перед государством прокурор Пролетарской районной прокуратуры г.Ростова-на-Дону Баранов…».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/01/vo...

Стоит заметить, что многие из крещеных аборигенов становились верными и, как говорит святитель Иннокентий, примерными христианами. Среди них были и те, кто достигал вершин святости. Кадьякский эскимос Чукагнак, в крещении Петр, принял мученическую смерть в испанской миссии в Калифорнии, отказываясь принять католичество. Жителю острова Акун алеуту Спиридону Смиренникову после крещения являлись ангелы, которые учили его вере и благочестию в течение 30 лет, когда остров не посещали священники. Сохранился подлинник рапорта святителя Иннокентия, в бытность его священником на Уналашке, епископу Иркутскому, где это подробно описано. Этот рассказ был с интересом воспринят в столицах, о нем упоминали святители Филарет Московский и Феофан Затворник. Местные жители не только сами принимали христианство, но и убеждали своих соотечественников креститься, собирали их по воскресеньям и праздникам и сами без священника читали молитвы. До 1820-х годов молитвы читались по русским молитвословам. После того как святитель Иннокентий совместно с алеутом Иваном Паньковым создали письменность для алеутов, местные уроженцы не только стали охотно учиться грамоте, но и помогали миссионерам переводить молитвы, поучения, богослужебные тексты, Священное Писание. Наиболее существенную помощь оказали аляскинские креолы, отцы которых были русскими, а матери — туземками. Креолы были билингвами и смогли найти в языках коренных народов Аляски наиболее близкие по смыслу слова для передачи церковных текстов. В Отделе рукописей Библиотеки Конгресса имеется письмо креола Константина Ларионова, в котором он поясняет особенности употребления отдельных слов, использованных при переводе молитв и поучений на кадьякский язык. Это очень интересный документ. Так что без участия самих автохтонов труды русских миссионеров не имели бы такого успеха. — Какими были отношения между миссионерами и промышленниками Русской Америки? — При отправлении первой духовной миссии Екатерина II уполномочила миссионеров представлять государственную власть. В частности, они должны были наблюдать за деятельностью промышленников и заступаться за притесняемых. Но в действительности всё зависело от местной администрации, которая обеспечивала миссионеров всем необходимым для их жизни и деятельности. В 1790 году правителем русских поселений компании Шелихова-Голикова был назначен купец Александр Андреевич Баранов. Оказываясь свидетелями жестокого обращения служащих компании с туземцами, монахи-миссионеры старались утешать обиженных и заступаться за них перед правителем. Баранов же видел в этих действиях лишь попытки подорвать его авторитет среди местных жителей. Глава миссии архимандрит Иоасаф направил Шелихову письмо с резкой критикой действий правителя. Но письмо пришло в Иркутск, когда Шелихов скончался, и оно никак не поменяло положения дел. Став в 1799 году главным правителем Русской Америки, Баранов оставался на Аляске до 1818 года.

http://e-vestnik.ru/interviews/alaska_mi...

Подлинное возвращение Николая Ивановича в поток отечественной науки и культуры тянулось долго и, по существу, не завершено до сих пор. Друзьям ученого, которые прежде боролись за его жизнь, пришлось выдержать новый бой — за доброе его имя, за право говорить правду о его судьбе. Первая после семнадцатилетнего перерыва книга Николая Ивановича увидела свет в конце 1957 года. В ту же осень в Москве и Ленинграде состоялось несколько скромных мемориальных вечеров: вавиловцы отметили 70-летие учителя. Заметки по этому поводу появились в таких малораспространенных журналах, как «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» и «Бюллетень МОИП». Прошло еще три года, прежде чем группе ленинградцев (П. А. Баранов, Ф. X. Бахтеев, Е. Н. Синская, Д. В. Лебедев, С. Ю. Липшиц) удалось преодолеть барьер молчания и выпустить в свет научный сборник, посвященный 70-летию Николая Ивановича. Сборник явственно отразил эпоху, когда замалчивать Вавилова стало уже непристойно, но вполне приличным считалось искажать правду о нем. Так, профессор П. А. Баранов, член-корреспондент АН СССР, вынужден был написать о смерти своего друга следующее: «Николай Иванович прожил всего 55 лет. Он скончался 2 августа 1942 года (?) в год тяжелых испытаний нашей Родины, боровшейся с нашествием жестокого врага» (??!). Выпустить сборник в свет можно было в 1960 году только ценой такой вот полулжи. И все-таки это издание — крупная победа научной общественности. Впервые после смерти Вавилова на поверхность пробился ручеек личных обращенных к нему чувств. Член-корреспондент АН СССР Павел Александрович Баранов назвал свою вступительную статью «Обаяние ученого». «Если бы меня спросили, что было самым характерным в Николае Ивановиче Вавилове, что больше всего запоминалось в его образе, я, не задумываясь, сказал бы: обаяние. Оно покоряло с первого рукопожатия, с первого слова знакомства. Оно источалось из его умных, ласковых, всегда блестящих глаз, из его своеобразного, слегка шепелявящего голоса, из простоты и душевности его обращения.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

В 1847 г. внутренность церкви переделана. Иконостас сделан вновь белый с золоченой резьбой, иконы нового письма, без риз 264 . Древние иконы прежних иконостасов, в том числе и храмовые бывших приделов, размещены по стенам храма. Богато украшенной иконы Знамения в настоящее время в церкви нет. Церковь с давних лет получала государеву ругу. В расход. окладн. кн. Приказа Большого Дворца за 1673 год значится: «Церкви Знамения Пресв. Богородицы, что у двора боярина Никиты Ивановича Романова, Государева жалованья годовые руги двум попом по 13 рублев, дьякону 6 рублев, просвирнице 4 рубли, дьячку 5 рублев, пономарю 2 рубли; всего 43 рубли. Тоеж церкви Государева жалованья хлебные руги: двум попом по 15 четьи ржи, овса потомуж, дьякону 10 ч. ржи, овса потомуж; дьячку 8 ч. ржи, овса тож; пономарю 5 ч. ржи, овса тож; на просвиры 3 ч. пшеницы; всего по окладу 60 ч. ржи, овса тож. ,4 дают им то Государево жалованье еже лет сполна» 265 . В 1699 году жалованье показано несколько иначе: денег тоже 43 рубля на весь причт, но хлебной руги менее, именно: «36 чети ржи, овса тож, пшеницы (на просфоры) две чети без полуосмины». Кроме того «сукон по цене на 7 рублей, даютца через год». По указу Государя велено «отставить всю дачу, а кормитца им подаянием боярским, на чьем дворе стоит церковь » 266 . С этого времени, по силе указа, священнослужители Знаменской церкви, проживая в доме Нарышкиных, «от того дому получали денежную и хлебную ругу». О количестве руги Нарышкиных сведений не имеем; но когда церковь перешла к гр. Разумовскому, причт получал следующее содержание: священник: «денег 25 руб.; муки ржаной 12 четвертей; пшеничной 1 четв. 4 четверика; овсяной тож; солоду ржанова 3 четв.; овса 6 четверт.; толокна 4 четверика; гороху 6 четвериков; свиного мяса 10 пуд.; соли 2 пуда; масла коровья 2 пуда; конопляного 3 ведра; баранов с авчинами 10; гусей 5; уток 5; кур русских 5; поросят 5; рыбы соленой 5 пуд.; пива…; покои и дрова». Дьякон: «денег 8 руб., муки ржаной 10 четвертей, пшеничной 6 четвертей, солоду ржанова 1 четв. 4 четверика; овса 3 четверти: толокна 3 четверика; крупы гречневой 6 четвер.; крупы овсяной 6 четверик.; мяса свиного 6 пуд.; масла коровья 30 фун.; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; вместо вина простого 4 ведер деньгами по настоящей цене; баранов 8». Дьячек: «денег 6 руб.; муки ржаной 8 четвер.; толокна 2 четверика; гороху 2 четверика; крупы гречневой 1 четверть; овса 4 четверти; солоду 1 четверть; муки пшеничной 4 четверика; соли 1 пуд; масла коровья 20 фун.; постного 1 ведро; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; баранов с авчинами 3; мяса свиного 5 пуд.; через два года в третий на шубу 10 авчин бараньих 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Таким образом, действуя в продолжение целого лета, Игнаточкин успел возбудить интерес к себе. Проживши лето 1898 года в с. Афанасьеве, он опять отправился в Тулу, где на кафельном заводе Ратаевой, что в Гончарах, продолжал свою сектантскую деятельность, устраивая даже беседы с некоторыми заводскими рабочими. Среди этих рабочих были и афанасьевские крестьяне, один из коих и сделался скоро первою жертвою сектантской деятельности Игнаточкина. Таковою жертвою сделался крестьянин Захар Баранов. Увлеченный в штундизм, Захар Баранов скоро сделался довольно фанатичным его последователем, так что начал совращать свою жену в штунду, но когда та оставалась непреклонною, то он стал притеснять её и бить, но, благодарение Богу, пока эта невольная страдалица остается верною православной Церкви. Хотя Баранов в прошлом (1900) году и приобщился Св. Таин, но сделал это совершенно по-сектантски, не ради исполнения долга христианского, но ради надругательства над св. Таинством, потому что в тот же день он напился пьяным. Как более выдающийся сектант, он среди своих одноверцев именуется диаконом. Кроме Баранова, поддались некоторому влиянию Игнаточкина и еще несколько его односельчан, работавших вместе с ним на кафельном заводе, каковы: Захар Слепов, Василий Жаров, Феодор Слепов; но они еще не уклонились совершенно в штундизм, а находятся в некотором колебательном состоянии и обнаруживают своё неуважение к православной Церкви, напр., в том, что не снимают шапки пред христианской святыней. Понятно, эти лица требуют особенно бдительного внимания со стороны местного священника. – Что касается семейства самого Игнаточкина, то жена его Степанида Васильева вполне увлеклась учением мужа, а дети его еще малолетние (старшему – 12 лет, другому 7 и третьему 1 год), хотя уже, по словам священника, второго сына можно назвать «маленьким штундистом», а первый учился в земской школе и пока ничем не обнаруживает сектантского влияния на него отца. Сам же Косьма Игнаточкин открыто и без всякого стеснения заявил о своей принадлежности к сектантству в прошлом 1900 году, в праздник Богоявления Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По всему Тионетскому уезду рассеяны остатки развалин, которые местные жители называют святыми местами или местами св. Георгия. Во многих местах, где развалины эти совершенно уничтожились, в более позднее время возведены каменные постройки не более 1 аршина высотою для обозначения святых мест; постройки эти носят название «Сатантле». К этим святым местам в известные дни, как напр. в день св. Пасхи, Вознесения Господня, св. Георгия (10 Ноября), Рождества Христова и проч., являются выборные лица, именуемые хевисберами или деканозами, и стекаются богомольцы. Хевисберы или деканозы – это выборные, почетные лица по преимуществу из хевсур и пшавов – имеют своею обязанностию читать известные им молитвы, составленные неизвестно кем, но несходные с установленными православною церковию. В молитвах этих по преимуществу призывается благословение Божие на урожай овощей и вина, плодородие земли, просится о размножении и сохранении стад, а также призывается благословение на яства и пития. Кроме того, на обязанности хевисберов лежит сохранение вещей, подобных отобранным, a также сбор денег для покупки их, резание баранов и быков, употребляемых при празднествах, а также содержание животных, оставшихся от одного из праздников до другого. В вознаграждение они получают часть мяса и шкуры от зарезанного скота (в некоторых местах шкуры идут в пользу местных церквей), и деньги от богомольцев. Происхождение хевисберов относится к дальним временам, вероятнее всего к XVII столетию, когда в этой местности владычествовали мусульмане, и народ, не имея священников, избирал из своей среды почетных лиц для чтения молитв и совершения некоторых обрядов. Описываемый обряд начинается тем, что один из хевисберов звонит в колокольчик и на этот звон стекаются к так называемому св. месту богомольцы, взяв с собою баранов, быков, неся хлеб, вино, луди (местное пиво) и вообще кто что может пожертвовать на предстоящее празднество. Старший хевисбер выбирает одного из нескольких баранов, смотря по числу богомольцев и, читая молитву, режет его обыкновенно на описанной выше постройке, а где нет таковой, то предварительно обозначив место значками или пиками с привязанными на них в виде флагов платками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Как правило, приходящие в монастырь люди претендуют на то положение в коллективе, влияние и авторитет, которого они достигли в мирской жизни, и очень обижаются, оскорбляются и даже уходят из монастыря, если к ним относятся как к новоначальным. Поясним сказанное примерами. Некий достойный муж, имеющий степени, награды и авторитет в своей среде, решил ради высокой идеи послужить Отечеству в рядах Вооруженных сил. Придя к военкому, он изложил тому свое желание. В ответ услышал, что поскольку военного образования и опыта службы у него нет, взять в армию его могут только рядовым. Достойный муж с радостью согласился, рассудив, что Отечеству нужны хорошие рядовые, без которых не может быть хорошей армии. В части его непосредственным начальником оказался сержант срочной службы Баранов, образование – незаконченное среднее, родом из деревни, как говорится, прямо от сохи. Правил деликатного обращения Баранов не знал и знать не хотел, и начал поступать с честным мужем так же, как и с прочими рядовыми, находившимися в его подчинении. Муж очень обиделся: «Как же так? Я намного старше, у меня жизненный опыт, даже государственные награды есть! А этот грубиян, невежда, недоросль…» В общем, пошел жаловаться к командиру части, а тот ему: – Вы же здесь не по призыву, а пошли добровольно? –Да. – Вы знали, что вас берут рядовым? – Да. – Вот сержант Баранов и относится к вам, как к рядовому. На что же вы жалуетесь? Это я вам говорю официально, как командир части. А неофициально скажу вот что: Василий Дормедонтович, вам обязательно надо пройти курс молодого бойца. Хотя вам это трудно, но без этого вы не поймете, что такое армия. Поэтому потерпите. А потом я посмотрю, где бы вы могли быть полезны своими способностями. В этой ситуации всем всё понятно. Но вот то же действие происходит в монастыре. Тот же достойный муж пожелал, ради еще более высокой цели, пойти не в армию, а в монастырь. Ему предложили стать послушником, так как он и читать по-славянски еще не выучился, и опыт монастырской жизни у него совершенно отсутствует.

http://azbyka.ru/k-tixomu-pristanishhu

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Став императором, он уже осенью 1881 г. направил флигель-адъютанта к генерал-губернатору Западной Сибири Мещеринову со специальным поручением вывезти все документы, принадлежавшие старцу Феодору Кузьмичу. Распоряжение было настолько серьезным, что Мещеринов командировал с этой целью на место событий вице-губернатора Григория Баклашина в сопровождении чиновника Касаговского. Сведения об этом событии, опубликованные в эмиграции, исходили от сына генерал-губернатора – Николая Григорьевича Мещеринова, присутствовавшего в Омске при приезде флигель-адьютанта с поручением от императора и при возвращении Г. Баклашина и Касоговского с вещами старца и адресованными ему письмами 511 . Всем этим занималась специальная секретная комиссия, в которую входили К.П. Победоносцев , генерал-адъютант П.А. Черевин и пользовавшийся особым расположением Александра Александровича генерал Н.М. Баранов 512 . О деятельности этой комиссии сообщил в эмиграции, как мы уже отмечали, сын генерала – ротмистр А.Н. Баранов. Рассмотренные выше встречи были проявлениями деятельности этой комиссии, как бы ответвлениями, поручениями от нее. После вступления на престол Александра III доклады императору делались «несколько раз, причем последний, в присутствии Великого князя Владимира Александровича, в 1884–1885 годах. Комиссия к этому времени считала полностью доказанным тождество Александра I и Федора Кузьмича ». (Выделено нами.-М.Г.) Опубликованию результатов деятельности комиссии противился К.П. Победоносцев . Позднее в Нижний Новгород генералу Баранову были доставлены еще новые материалы. Н.М. Баранов «говорил своему сыну, что превращение Александра I в сибирского отшельника доказано» 513 . Итак, выявляется четкий хронологический ряд событий, свидетельствующих об особом внимании императорской власти Александра III к сведениям о Феодоре Кузьмиче. После встреч С.Ф. Хромова с К.П. Победоносцевым в июне-августе 1881 г. (эти встречи начались по инициативе Хромова, но обер-прокурор Святейшего Синода активно откликнулся – пять раз принимал купца), верный духовный сын старца был приглашен к статс-секретарю, князю С.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010