«Вся литература религиозна, так как затрагивает область человеческого духа» Беседа с писателем Алексеем Варламовым Дарья Стрижова Алексей Варламов Продолжая серию интервью с членами Патриаршего совета по культуре, сегодня мы беседуем с Алексеем Николаевичем Варламовым. Алексей Николаевич Варламов – русский писатель и публицист, автор романов «Одиннадцатое сентября», «Мысленный волк», «Душа моя Павел» и других, многочисленных повестей и рассказов. Исследователь истории русской литературы XX века. Доктор филологических наук, профессор МГУ. С 2010 года член Патриаршего совета по культуре; с 2011 года член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. С 2014 года исполняющий обязанности, а с 2016-го – ректор Литературного института имени А.М. Горького. – Алексей Николаевич, в одном из интервью вы говорили, что писатель не может не писать. То есть этот дар скорее врожденный, чем благоприобретенный. Справедливо ли это утверждение в случае с вашим творчеством? – У меня на этот счет есть своя теория. В процессе написания книг для серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) я искал в биографиях своих героев тот момент, который явился спусковым крючком для определения их дальнейшего жизненного пути, и часто такие моменты находил именно в детстве. Помню, когда мне было лет восемь, на меня напал дикий страх смерти. Я окончил первый класс и поехал к бабушке на дачу. Мне было так хорошо, что казалось, будто это лето – последнее в моей жизни: мне казалось, что я обязательно скоро умру. Это было иррациональное, очень тяжелое чувство невероятного одиночества, когда тебе никто не может помочь. Взрослые не понимали того, что происходило со мной, да я и сам этого не понимал. Из ситуации я видел только один выход – надо об этом написать. Когда я написал об этом, то проблема не исчезла, а она как бы «заросла внутри» и мне перестало быть страшно. Так я написал свою первую вещь. Мне непросто говорить о себе. Гораздо проще говорить о других – о своих героях. – Но ваши герои – это продолжение вас?

http://pravoslavie.ru/130766.html

Юлия Жадовская Жадовская Юлия Валериановна (1824–1883) – поэтесса, прозаик. На «женском Парнасе» середины XIX века ей принадлежит одно из первых мест. Задолго до «чистой поэзии» она выразила в своих стихах, как отмечали современники, «чистую поэзию чувств». В письме к Ю.Н. Бартеневу она напишет: «Дай Бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять». Все это она в полной мере выразит в своей поэзии. В 1846 году вышел ее первый поэтический сборник. Иван Аксаков писал родным: «Я достал здесь себе стихотворения Жадовской и обрадовался им чрезвычайно... Право, в наше время, когда нет стихотворения без вопроса, мысли или цели, готов писать снова стихи к мотыльку, но для нас это невозможно и было бы искусственно, а для женского нетронутого сердца это еще, слава Богу, так возможно; ей еще доступна безкорыстная поэзия». Мало кто знал, какую тяжкую ношу несло в себе ее нетронутое сердце. Ее стихи выстраданы. Пушкин назвал поэзию Ивана Козлова «вечным образцом мучительной поэзии». То же самое можно сказать и о Юлии Жадовской. Но с Иваном Козловым ее роднят не только страдания. Ей, как и Козлову, принадлежат едва ли не самые проникновенные молитвы в русской поэзии: «Мира Заступница, Матерь всепетая», «Молю Тебя, Создатель мой», «Господь с тобой!». Романсной классикой стало ее стихотворение «Ты скоро меня позабудешь», положенное на музыку М.И. Глинкой. Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никогда, никогда!.. Сохранилось описание исполнения этого романса певицей Е.М. Кошар под аккомпанемент Глинки: «Ее пение приводило в трепет, дрожь пробегала по жилам, в жар бросало. Когда, аккомпанируемая Глинкою, она пела его «Ты скоро меня позабудешь», с одной дамой сделалось дурно. Когда она кончила, не было аплодисментов и одобрений – глубокое сосредоточенное молчание». Этот же романс на музыку А.Е. Варламова входил в репертуар А.В. Неждановой и Н.А. Обуховой. Не меньшей популярностью пользовались романсы «Чаруй меня» Жадовской – Даргомыжского, «Ты скоро меня позабудешь» Жадовской – Варламова, «Нива» Жадовской – Гречанинова.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Валентин Распутин нес на себе тяжесть унижения русского человека Будем надеяться, что на небе за Россию прибавился еще один молитвенник. 16 марта, 2015 Будем надеяться, что на небе за Россию прибавился еще один молитвенник. Писатель Алексей Варламов о Валентине Распутине и сокровенном даре его души Алексей Варламов К сожалению, я мало общался с Валентином Распутиным лично, но полюбил его как писателя, с детских лет и всегда восхищался им. Валентин Распутин — не просто представитель знаменитой деревенской школы в русской литературе, это писатель-философ глубочайшего склада, и имя его, стоит в одном ряду с классиками русской литературы XIX века. По объему он написал не так уж много — знаменитые четыре или пять повестей, десятка два рассказов, потрясающая публицистика — но, как говорится, эти книги «томов премногих тяжелей». Главное, это его жизнь – честная и мужественная. Из всех писателей-деревенщиков он был самым тонким, самым нежным. Не случайно он так хорошо чувствовал и умел изображать женщин. У меня такое ощущение, что у него был какой-то особенный инструмент, язык, глаз, склад души и ума, которые позволяли ему чувствовать женскую душу острее и лучше, чем душу мужскую. Не случайно женские персонажи получались у него духовно сильнее, чем мужские. И у него была поразительно высоко задана планка осознания философского смысла жизни через пограничье со смертью, знание, явленное наперекор советскому времени, советскому атеизму. Я думаю, что к этой границе жизни и смерти никто из писателей его поколения так близко не подходил и не осознавал, что грань между жизнью и смертью проходит ежеминутно рядом. А для Валентина Распутина это было мерилом, критерием, поэтому, кстати, он так остро чувствовал человеческий возраст и особенно хорошо умел понимать возраст стариков и старух. Когда он писал «Последний срок» и «Прощание с Матерой», он был сравнительно молодым человеком, ему было чуть больше 30-ти лет, но вот это проникновение в человеческую душу и в человеческую судьбу с другим опытом было дано ему свыше. Это был писатель, награжденный сокровенным даром.

http://pravmir.ru/valentin-rasputin-nes-...

Душа в душу В трагическом ДТП на Кубани погибла Инна Варламова, вдова священника Василия Варламова 26 сентября, 2017 В трагическом ДТП на Кубани погибла Инна Варламова, вдова священника Василия Варламова Семь человек погибли в автокатастрофе с экскурсионным автобусом из Нижнего Новгорода в Краснодарском крае. Пользователи соцсетей первыми узнали в сухих строчках списка погибших Инну Варламову, вдову нижегородского священника Василия Варламова. В августе 2013 года в Иерусалиме пропал нижегородский священник Василий Варламов. Он приехал в паломническую поездку с женой и дочерью. Однажды утром о. Василий вышел из отеля и не вернулся. При нем не было ни кредитных карт, ни мобильника, поэтому отследить путь было проблематично. Полиция Израиля искала священника, но поиски оказались безуспешными. Спустя 4 года, в апреле 2017 года останки нижегородского клирика нашли недалеко от Иерусалима, в арабской деревне. Генетическая экспертиза показала, что это о. Василий Варламов. Результаты экспертизы также однозначно указывали на то, что смерть не носила насильственный характер.  26 сентября вдова о. Василия Инна Варламова трагически погибла в ДТП. Она находилась в автобусе, где ехали нижегородские паломники, возвращавшиеся из Абхазии. ДТП произошло около 01:00 мск на трассе М-4 «Дон», в районе города Горячий Ключ. Экскурсионный автобус столкнулся с припаркованным в попутном направлении грузовым автомобилем. В аварии погибли 7 человек, 19 получили ранения. Василий и Инна Варламовы были известной семьей в Нижнем Новгороде. Отец Василия Варламова был художником, его талант передался и сыну. «Правмир» попросил поделиться воспоминаниями тех, кто знал эту семью. Священник Евгений Панюшкин (Нижний Новгород): Это была очень творческая семья. И матушка и отец Василий вместе занимались творчеством, писали картины. Я бывал у них дома не раз. Отношения у них были очень дружественными, они практически никогда не ссорились, потому что умели друг другу уступать. Для меня это было очень ценным опытом. Матушка была очень интеллигентным и воспитанным верующим человеком.

http://pravmir.ru/dusha-v-dushu/

По словам Его Святейшества, несмотря на то, что сегодня многие говорят о кризисе культуры, о том, что современная литература не идет ни в какое сравнение с классической литературой, было бы несправедливым сказать, что сегодня нет хороших писателей. «Такие авторы есть. Они работают в разных жанрах и разной степени известностью обладают. Они принадлежат к разным поколениям, однако их объединяет стремление утверждать в общественном сознании непреложные идеалы и ценности и отстаивать идеалы и ценности. Именно те писатели, которые осознают себя духовными преемниками отечественных классиков и продолжателями их служения, не идут на этические и эстетические компромиссы в угоду требованиям массового читателя, становятся лауреатами Патриаршей литературной премии», — отметил Святейший Владыка. Далее состоялись выборы лауреатов премии. Членам Палаты попечителей Патриаршей литературной премии были розданы бюллетени с именами номинантов. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав который вошли: писатель протоиерей Николай Агафонов, писатель, главный редактор «Литературной газеты» Ю.М. Поляков, президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров. Во время тайного голосования и подсчета голосов был продемонстрирован фильм о номинантах премии. Святейший Патриарх Кирилл огласил протокол результатов тайного голосования членов Палаты попечителей Патриаршей литературной премии о присуждении премии. В 2013 году лауреатами премии стали А.Н. Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц. Под звуки фанфар каждому лауреату Святейший Патриарх вручил диплом, сертификат на получении материальной составляющей премии, знаки премии и цветы. Лауреаты Патриаршей премии 2013 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству и всем участникам торжественной церемонии. Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Святейший Патриарх Кирилл вручил дипломы, цветы и памятные подарки. Предстоятель Русской Церкви обратился к лауреатам, номинантам, организаторам и участникам церемонии с заключительным словом.

http://patriarchia.ru/db/text/2988538.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Да Олегу Платонову надо в ноги поклониться за его труды и в частности за эту книгу, ибо именно через нее у многих русских православных людей «открылись глаза» на всю лживость и мифологию, связанных с именем Царского Друга. В самом начале книги Варламов, как бы задавая тон всей книге, приводит тексты из «Записки» прокурора харьковской судебной палаты и члена чрезвычайной комиссии Временного правительства Б.И. Смиттена. Варламов пишет: «Когда в 1917 году Временным правительством была создана " Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должных лиц " (ЧСК) и одной из главных ее мишеней стал Распутин, о котором давало показания множество людей, следователь Б.Н. Смиттен писал в своем заключении: " Свидетели отмечают, отец Распутина пил сильно водку. Мальчиком Распутин рос грязным и нечистоплотным, так что сверстники иначе не называли его, как " сопляком " 15 лет Распутин начал пить водку, причем после женитьбы на 20-м году пьянство его еще усилилось… В этом раннем периоде его жизни свидетели характеризуют Распутина как человека хитрого, наглого, с буйно-разгульной, экспансивной натурой. В пьяном виде, бахвалясь, он запрягал лошадей и катался по двору, любил подраться, ругался скверными словами не только с посторонними, но и с родителями " . Так пишет Смиттен. Верить ему или нет? Разумеется, опрошенные свидетели могли ошибаться, лгать, путать, а сам следователь – выполнять революционный заказ, направленный на «очернение старца», но в известной логике картине, нарисованной Смиттеном, не откажешь». Выходит, что книга разоблачителя мифов о Распутине О.Н. Платонова – тенденциозна, а «Записки» одного из «победителей» февральской революции Смиттена, в глазах Варламова видятся картиной, которой не откажешь « в известной логике». У Алексея Варламова получилась такая мешанина из лживых и правдивых свидетельств. Говоря словами самого же Варламова с «причудливой смесью правды и лжи». Но если вы добавите в хорошую пищу яд, то ее все равно нельзя будет съесть без ущерба для здоровья. Вот и эту книгу нельзя будет прочитать, без ущерба для духовного здоровья.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/23/...

Е. К. Никифоров: - Но он писал на основе тех координат художественных, тех образов, которые были впитаны все-таки им в Киеве, я думаю. Но как Гоголь, как большинство украинских писателей. Там вся литература вот так же мистична. Там действительно русалка на ветвях сидит, там действительно в народе до сих пор, вот я с батюшками говорил украинскими, до сих пор там вот это сознание присутствия неких потусторонних сил в жизни человека, далеко нехристианских, ведь маги они, да, существуют там, и различные заговоры. Она очень религиозна в этом смысле Украина, не в христианском смысле, а именно в этом мистическом. Там сама система образов та, которая у него собственно в «Мастере и Маргарите». Там Украина живет до сих пор, живет, к сожалению, еще иногда уже материализует свои злые фантазии. Вот этот фантазийный мир украинский, который он перенес в Москву, его перекрасил, естественно на русский лад, потому что это, все-таки вы правильно сказали, я тоже глубоко убежден, что он, прежде всего, русский писатель. Последний мой вопрос, какой собственно? А вот эти вот латиноамериканские писатели, которые тоже изображали мир вот таким фантазийным, они как-то испытали влияние Булгакова? А. Н. Варламов: - Я думаю, кто-то испытал, кто-то не испытал. Но в любом случае, я думаю, все-таки это вещи, которые возникли независимо друг от друга. И вот этот вот мистический реализм, магический реализм, как говорят там Борхес, Маркес, Кортасар – это именно такое своеобразное почвенничество, когда из народных мифов… Е. К. Никифоров: - Вот, вот, я это хотел услышать из ваших уст. А. Н. Варламов: - Вырастает какое-то такое культурное явление, и это, правда, очень интересно. Вот я всегда думаю над загадкой Маркеса. Вот Маркес. Он описывает колумбийскую деревню конца 19 начала 20 века. Но кому это интересно кроме жителей самой Колумбии? И вдруг получается из этой локальной частной истории мировой бестселлер, который интересен всем. То есть когда ты вытаскиваешь вот какую-то свою очень родную, очень глубоко тебя чувствующую, трогающую историю, национальную историю, то у нее есть шанс разломать эти самые местечковые рамки и сделаться каким-то очень крупным и очень важным явлением. И мы в культуре иногда такие вещи наблюдаем. Вот скажем, сегодня якутское кино. Тоже они снимают свои какие-то национальные вещи. И вдруг всем жутко интересно. Поэтому такое, да, такое бывает в литературе, в культуре. Но единственное что про Булгакова я бы поправил: в отличие от Гоголя. Гоголь получил украинское воспитание. Потому что он родился, действительно, в маленьком украинском городе, он видел украинскую деревню, он видел вот этот вот украинский мир. Это была его часть.

http://radonezh.ru/2023/02/17/mihail-afa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010