Хутынский Варлаамов монастырь близ Новгорода. Обитель находится в 10 верстах от Новгорода. Расположена она на правом высоком берегу Волхова и издали имеет очень живописный вид. Местность эта в старину называлась «Хутынь», т. е. худое, дурное место, потому что, по народному поверью, здесь жила нечистая сила. Хутынский монастырь один из древнейших на севере. Возник он в конце XII века, в эпоху расцвета богатства и могущества Великого Новгорода. Основателем его был прп. Варлаам, сын именитых новгородских граждан. С юных лет стремясь к подвижнической жизни, он в 1192 году пришел в Хутынь и поселился здесь в полном уединении. Однако это уединение продолжалось недолго: вскоре вокруг него образовалась община иноков, и возникла обитель, получившая название Хутынской. Прп. Варлаам архиепископом новгородским Григорием был поставлен во игумена и до самой своей кончины трудился в этом сане на благо созданного им монастыря, в котором и был погребен. Собственно, известность монастыря начинается с конца XV века. В 1471 году Иоанн III посетил Хутынский монастырь и хотел было откопать гробницу прп. Варлаама, но оттуда вдруг показался огонь, и устрашенный князь поспешил оставить свое намерение. С этого времени он с величайшим уважением относился к монастырю и осыпал его своими благодеяниями. Сын его, Василий III, и внук, царь Иоанн Грозный, также милостиво относились к монастырю и оказывали ему всяческую поддержку. Поэтому, хотя обитель и пострадала от шведов в Смутное время, однако, еще в XVIII веке она была одной из богатейших. При учреждении монастырских штатов Хутынский монастырь отнесен к первому классу. Управляется он викариями новгородской епархии. Храмов четыре. Главный соборный, в честь Преображения Господня. Здесь под спудом покоятся мощи прп. Варлаама в серебряной, богато украшенной раке. Тут же находятся 3 древние иконы с изображением прп. Варлаама. Другие храмы во имя Варлаама Хутынского, во имя Всех Святых и во имя Иоанна Богослова. В приделе Преображенского собора во имя Архангела Гавриила погребен знаменитый русский поэт Державин. В монастыре хранится несколько вещей, принадлежавших прп. Варлааму: фелонь, епитрахиль, поручи, подрясник, власяница, металлический крест. В ризнице хранится много драгоценных вещей из церковной утвари; пожертвованных разными именитыми историческими лицами. Между прочим, здесь находится трость Uoahha III , которую он оставил в Хутынском монастыре во время своего посещения. В библиотеке сохраняется много жалованных грамот великих князей и царей московских, рукописных и старопечатных книг. Память прп. Варлаама чтится 6 ноября; в этот день, по его завещанию, оделяют всех богомольцев деньгами и ломтями монастырского хлеба. В первую пятницу Петрова поста совершается крестный ход в обитель из новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2012. С. 229). Внешность Н. не вполне отвечает описаниям в иконописных подлинниках: святой не плешивый седовласый старец, а средовек с темными волосами и бородой (подобный типаж известен и по др. памятникам). По сведениям архим. Макария (Миролюбова), в часовне прп. Варлаама Хутынского близ Пантелеимоновской (Николо-Кочановской) ц. находилось резное изображение Н. во весь рост ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 133), судя по описанию - фигура с крышки раки, согласно установившейся традиции украшения гробниц русских святых продолжавшая ряд деревянных изваяний новгородских чудотворцев на крышках их реликвариев XVI в. ( Плешанова И. И. Резные фигуры «старцев» в собр. ГРМ//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 271-284). Вероятно, фигура Н. попала в часовню в связи с обновлением храма в 70-х гг. XVIII в. или после изготовления в 1815 г. новой деревянной раки святого ( Игнатьев. 1852. 40. С. 225); в таком случае она была исполнена ранее образа Н., лежавшего на раке к сер. XIX в. и в изданиях о храме именуемого иконой, а не изваянием. С фигурой Н. из часовни прп. Варлаама Хутынского можно было бы идентифицировать резной образ неизвестного святого в одеждах мирянина из собрания НГОМЗ, судя по элементам стилистики барокко относящийся к XVIII в. (упом. как образ Н.: Преображенский. 2005. С. 198. Примеч. 75). Несомненно, фигура первоначально лежала на крышке раки (на это указывают ее размеры, сложенные на груди руки и закрытые глаза святого). Однако внешность святого, имеющего довольно длинные волосы и относительно короткую, округлую, слегка раздвоенную бороду, не вполне соответствует иконографии Н., характерной для новгородских памятников. Можно предположить, что это произведение изображает новгородского юродивого блж. Феодора (согласно иконописным подлинникам, он имел короткую бороду, как у свт. Николая Чудотворца или прп. Никона (Радонежского?): Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 230), а резной образ Н. из часовни прп. Варлаама Хутынского не сохранился. Впрочем, нельзя исключить, что резная фигура из НГОМЗ отражает процесс изменения иконографии Н., заметный по ряду памятников Нового времени. Вполне вероятно, что одновременно с сооружением каменной церкви в 1554 г. была изготовлена и деревянная рака с резной фигурой Н. на крышке.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

XVI в. каменный Преображенский храм, построенный в обители еще во времена преподобного, сильно обветшал и был разобран. На его месте соорудили новый каменный собор, который освятили 6 августа В сочетании с датировкой сохранившихся списков эта вставка заставляет задуматься о связи редактирования с готовящимся строительством и о причастности к редактированию игумена Закхея. Впрочем, Закхей известен как профессиональный писец, а не автор текстов, поэтому можно полагать, что он скорее содействовал тиражированию, а не созданию Второй Пахомиевской редакции Жития. Необходимость в перестройке древнейшего храма обители также могла назревать постепенно и быть актуальной уже в последней четверти XV в. Подобная интерпретация событий позволяет считать версию о создании новой редакции Пахомием Сербом основной, но не единственной. Из-за отсутствия ясного объяснения промежутка между временем появления редакции и временем ее распространения стоит иметь в виду дополнительную гипотезу о более позднем появлении редакции – на рубеже XV и XVI вв. Здесь необходимо продолжение исследования, надеюсь, что настоящая статья может послужить для него толчком. Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского – это пространное житие с развернутым вступлением, многочисленными чудесами, в том числе и «современными», свидетельствующими о непрекращающемся предстательстве святого «древних времен» в наши дни. В рукописях Вторая Пахомиевская редакция, как правило, сопровождается Похвальным словом Варлааму Хутынскому. Такая организация а также наличие похвального слова, характерны для житий, входящих в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Действительно, Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского переписывалась в составе житийных сборников, но чаще – минейных кодексов, в том числе и Великих Миней Четьих (См., например: ОР РНБ, F . I .306. Минея четья с сентября по февраль, переписана в 1528–1529 гг. в пределах Ростовской кафедры; ОР РНБ, Софийское собр., 1319. Великие Минеи Четьи митрополита Макария, том за ноябрь; ОР РНБ, Соловецкое собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

А еще успели побывать на могиле архимандрита Фотия и А.А. Орловой-Чесменской у Благовещенской церкви близ Юрьева монастыря. Церковь сейчас реставрируется, купол покрыт осиновым лемехом, который пока золотится на солнце, а потом будет серебриться. Голубое небо и яркое солнце сопровождали участников Никитских чтений весь день. Между первой и второй частью пленарного заседания 11 мая участники Никитских чтений посетили храм благоверного князя Александра Невского, при котором проводились курсы повышения квалификации «Духовное образование и воспитание детей и молодежи». Настоятель храма отец Сергий рассказывал об истории храма, относившегося первоначально к Александровской земской учительской школе, и радовался продолжению традиции в настоящее время. 12 мая обед проходил в трапезной Покровской церкви. После обеда преподаватель воскресной школы познакомил гостей со школой. Посетили также Покровскую церковь, где приложились к мощам преподобного Саввы Вишерского. Успели сходить и в церковь Симеона Богоприимца – «обыденный» храм, срубленный в XV веке за один день во время моровой язвы: мор был остановлен соборною молитвой перед иконой Знамения Божией Матери. Об этом событии напоминает икона «Молящиеся новгородцы», которая находится в новгородском музее. 13 мая – день памяти святителя Никиты Новгородского. Начался день литургией в Софийском соборе, во время которой можно было приложиться к открытым мощам святителя Никиты. Богослужение было необыкновенно торжественным. Служил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Варлаамо-Хутынский монастырь После богослужения участники Никитских чтений отправились в Варлаамо-Хутынский монастырь, где посетили Спасо-Преображенский храм и приложились к мощам преподобного Варлаама Хутынского, почтили память Г.Р. Державина, чей прах находится в приделе Иоанна Богослова. Сходили на горку, где, по преданию, была келия преподобного и где до сих пор совершаются чудеса исцеления. Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в XII веке сохранял византийские традиции (это видно по сохранившимся фрескам старого храма, по служебнику Варлаама Хутынского, по шитью на его поручах). В XVI веке при перестройке монастырь уже ориентировался на Москву: Спасо-Преображенский храм строился по образцу Успенского собора Московского Кремля, столпообразная церковь святителя Григория, просветителя Армении, напоминала колокольню Ивана Великого.

http://pravoslavie.ru/30566.html

В Великом Новгороде прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Варлаама Хутынского 17 июня 2017 г. 10:33 16 июня 2017 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, в главном соборе Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства Новгородской митрополии совершили Божественную литургию и молебен перед ракой с мощами святого. В торжествах приняли участие верующие митрополии и многочисленные паломники. После молебна был совершен крестный ход вокруг монастыря. Богослужения сопровождались пением сводного хора Юрьева монастыря и мужского хора Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова. По окончании богослужения митрополит Лев обратился к собравшимся с проповедью. Память преподобного Варлаама Хутынского совершается дважды в год: 19 ноября и в пятницу первой седмицы Петрова поста. Летний день памяти является переходящим и установлен в честь явления прозорливости преподобного. С особой торжественностью отмечают этот день в Варлаамо-Хутынском монастыре. Традиционно в обитель стекаются сотни паломников, чтобы поклониться честным мощам новгородского чудотворца, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Казанский кремль доставлены поручи преподобного Варлаама Хутынского и пелена с Казанским образом Божией Матери 18 июля 2016 г. 12:43 16 июля 2016 года в Казанский кремль на выставку «Яко звезды светлыя озаряюще нас…» из Великого Новгорода были доставлены поручи преподобного Варлаама Хутынского, чудотворца XII века, и пелена с изображением Казанского образа Божией Матери XVI-XVII веков. Поручи из ризницы Спасо-Преображенского Хутынского монастыря Великого Новгорода представляют собой уникальный памятник русского золотного шитья домонгольского периода. По свидетельству монастырской описи 1642 года, поручни принадлежали великому русскому святому XII века Варлааму Хутынскому. Среди немногих произведений древнего шитья сохранившихся в мире, новгородские поручи выделяются мастерством технического исполнения и высокими художественными достоинствами: они вышиты в сложнейшей технике «на проём», характерной только для русских мастериц. Пелена с Казанским образом Богоматери из Введенского монастыря Великого Новгорода вышита «атласным» швом с добавлением золотных и серебряных нитей. Пелена была заказана царем Иваном Грозным как подвесная к почитаемому образу Богоматери в Введенский монастырь. Вышитый образ Богородицы с поразительной достоверностью передает самый ранний облик чудотворной Казанской иконы в золотом окладе. Это редчайший случай в истории Новгородского музея-заповедника, когда такие экспонаты покидают место постоянного хранения. Ранее поручи святого Варлаама Хутынского вывозили только в 2010 году для выставки в Парижском Лувре в рамках проведения Года России во Франции. Пелена с Казанским образом Богоматери до этого нигде за пределами Новгородского музея-заповедника не выставлялась. Святыни пробудут в Казани до окончания выставки 5 августа. С 19 по 21 июля они будут выставлены в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Новгородской епархии с особой торжественностью отмечают день памяти прп. Варлаама Хутынского 19 ноября 2005 г. 13:13 Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает подвиг прп. Варлаама Хутынского. С особой торжественностью этот день отмечается в Новгородской епархии — на родине древнерусского святого. Основные памятные торжества состоялись в Спасо-Преображенском Варлаама-Хутынском монастыре, где праздничную Божественную литургию совершил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Преподобный Варлаам, в миру Алекса Михайлович, родился около 1156 года в новгородской боярской семье. После смерти родителей он раздал имущество нищим, постригся в монахи в Лисицком монастыре под именем Варлаам и изошел на отшельническое жительсвто в пустынное место под названием Хутынь. Сподобившись благодатного видения, иное построил здесь деревянную церковь Преображения Господня, послужившей началом Варлаама-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря. Как свидетельствуют летописные источники, стараниями преподобного Варлаама обитель быстро богатела и к концу 12 века деревянный храм в монастыре был заменен на каменный. 6 августа 1192 года новый храм Преображения Господня был торжественно освящен. Вскоре Варлаам скончался и 6 ноября по старому стилю 1192 года был погребен в соборе Преображения Господня. В девяностые годы XX века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту в обители восстановлены все основные древние постройки. Спасо-Преображенский монастырь известен в мире как один из наиболее значительных памятников древнерусской архитектуры. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/58906.html

В Варлаамо-Хутынском монастыре состоялось отпевание настоятеля Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Выборга протоиерея Льва Церпицкого 27 апреля 2019 г. 16:57 27 апреля 2019 года, в Великую Субботу, в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре Новгородской епархии состоялось отпевание протоиерея Льва Церпицкого, настоятеля Спасо-Преображенского кафедрального собора города Выборга, благочинного Выборгского округа Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии . Отец Лев отошел ко Господу ночью 25 апреля, в Великий Четверг, на 71-м году жизни. Божественную литургию святителя Василия Великого и чин отпевания возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев , родной брат почившего. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , епископ Боровичский и Пестовский Ефрем , настоятель Антониево-Леохновского монастыря архимандрит Митрофан (Письменский), клирик Варлаамо-Хутынского монастыря архимандрит Макарий (Шамсутдинов), клирики Софийского собора протоиерей Александр Ранне и иерей Николай Полозов, клирик Санкт-Петербургской митрополии иерей Герман Ранне, насельник Свято-Юрьева монастыря иеромонах Сергий (Шардаков). Перед началом отпевания епископ Игнатий зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с кончиной протоиерея Льва Церпицкого и произнес надгробное слово. Протоиерей Лев Церпицский был похоронен на монастырском кладбище Варлаамо-Хутынской обители. Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новгородские власти газифицировали Варлаамо-Хутынский монастырь 23.11.2011 Торжественная церемония пуска природного газа состоялась в деревне Хутынь Новгородской области, сообщает пресс-служба администрации региона. Работы по строительству межпоселкового газопровода позволили газифицировать 50 домовладений и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь . На церемонии присутствовал губернатор Новгородской области Сергей Митин, который посетил обитель, где построена котельная и проложен газопровод в трапезную для подключения газовых плит. Ранее газ подвели к Спасо-Преображенскому Мирожскому мужскому монастырю в Пскове. Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре, основанном преподобным Варлаамом, относится к 1192 году. Возвышение монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже в 1460 году к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.11.2011 16:53:24

http://drevo-info.ru/news/11843.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010