Мощи святого Варлаама (преставился в 1192 году) считаются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве. Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 году, увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. Хутынский монастырь является местом паломничества новгородцев и жителей окрестных деревень. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней. Преображенский собор представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение. Он завершается пятью куполами. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю.Особенно примечательна западная паперть собора с крыльцом, декорированная изразцами. Собор сильно пострадал во время великой Отечественной войны. Восстановлен.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которыхзавершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 году пр. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 г.) и Покровским приделом, в серебряной раке, устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа. В монастыре погребен поэт Г.Р. Державин.

http://sobory.ru/article/?object=00166

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород. Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921). В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко) . Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев). Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь. Современное состояние [ править править код ] С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Варлаамо-Хутын...

В завершение дня гостям была проведена экскурсия по территории Новгородского кремля с посещением Софийского кафедрального собора, древнейшего из сохранившихся храмов на территории России, и Новгородского государственного музея заповедника, который обладает уникальным собранием древнерусской живописи, насчитывающим полторы тысячи икон середины XI — начала XX века.  16 апреля, посетив Иверский Валдайский мужской монастырь, комиссия прибыла в Боровичскую епархию , где встретилась с епископом Боровичским и Пестовским Ефремом . Помолившись у святынь Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря, аккредитационная группа выехала в Свято-Троицкий Никандров женский монастырь Боровичской епархии для аттестации знаний насельниц. В обители гостей встретила настоятельница монастыря монахиня Варвара (Колосова) с сестрами обители. В Никандрово зачет проводили: митрополит Лев, архимандрит Митрофан (Письменский), секретарь Боровичской епархии, преподаватель дисциплин «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение и основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», «История монашества и аскетики», «Патрология» и «История церковного искусства» — иеромонах Даниил (Яцкин), преподаватель дисциплин «Священное Писание Ветхого Завета», «Общая церковная история», «История Русской Православной Церкви», «Церковнославянский язык» и «Основы богослужебного устава и литургики» — иеродиакон Иаков (Орлов), секретарь аккредитационной комиссии — инокиня Спиридония (Свердленко). Зачет сдали 11 насельниц монастыря. Владыка Лев поблагодарил настоятельницу и сестер за усердную подготовку и отличные ответы. Затем члены комиссии проверили библиотечный фонд и материально-техническую базу обители. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Новгородской митрополии были организованы по благословению митрополита Льва на базе Юрьева мужского монастыря и получили представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви в 2021 году. Обучение проходило по очной форме (с использованием дистанционных технологий в период карантина) по единым рабочим программам базовой части, утвержденными Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих, и индивидуальным программам дисциплин вариативной части: «Патрология» и «История церковного искусства». Основы базового богословского образования за период 2021-2024 уч. гг. получили 35 насельниц двух женских монастырей митрополии: Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского и Свято-Троицкого Никандрова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Покровский храм (бывший Зверин монастырь): преп. Савва Вишерский (XV в.). Свято-Георгиевский (Юрьев) монастырь: свт. Феоктист Новгородский (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), благ. кн. Феодосия Владимирская (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в братском корпусе), икона муч. Георгия Победоносца. Музей в бывшем Антониевом монастыре: преп. Кирилл, Климент, Исаакий, Никита и Никифор Алфановы, Сокольницкие (XIV в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), камень преп. Антония Римлянина. БОРОВИЧИ. Успенский собор: блаж. Иаков Боровичский (XVI в.) (частицы мощей). С. ВНУТО, Хвойнинского района. Успенский храм: преп. Никандр Городноезерский (XVI в.). С. МИГОЛОЩИ, Хвойнинского района. Храм Св. Иоанна Воина: преп. Марк Пустынник (XVIII в.) (могила около храма). С. МЕНЮША, Шимского района. Троицкий храм: муч. Иаков и Иоанн Менюжские (XVI в.). СТАРАЯ РУССА. Георгиевский собор: «Старорусская» икона Божией Матери. Д. ЛЕОХНОВО, Старорусского района. Спасо-Преображенский храм: преп. Антоний Леохновский (XVI в.). Д. КОСИНО, близ Старой Руссы. Николо-Косинский женский монастырь: преп. Константин и Косма Косинские (XIII в.) (мощи под алтарем). Д. СЕЛЬЦО, Новгородского района. Михаило-Клопский монастырь: блаж. Михаил Клопский (XV в.). Д. ВЯЖИЩИ, Новгородского района. Николо-Вяжищский женский монастырь: свт. Евфимий Новгородский (XV в.). П. ХУТЫНЬ, Новгородского района. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь: преп. Варлаам Хутынский (XII в.). Г. Окуловка: Святой источник Серафима Саровского Монастыри Новгородской области [ править править код ] Все монастыри Новгородской области Свято-Троицкий Никандров женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Никандров женский монастырь — действующий православный женский монастырь Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской православной церкви, располагающийся в деревне Никандрово, Любытинского района Новгородской области, на западном берегу озеро Городно.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Святыми местами монастыря являются колодец всегда с чистой водой, ископанный вручную прп. Варлаамом и горочка прп. Варлаама, которую, по преданию, наносил своей скуфьею преподобный. На горочке служатся молебны, до колодца проводится крестный ход. С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 г. и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама считаются нетленными. В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божи-ей Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пелусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин († 9 июля 1816 г.). В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г. В 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.). Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря - крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством - приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней. Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божией Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пслусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершалсякрестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г. Во 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.).После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма является иеромонах Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=00166

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010