Алтарь освещается тремя окнами, расположенными в конце апсиды, но не на одном уровне: два боковых окна повышены по отношению к центральному. Собор, ориентированный на традиции московской архитектуры, отличается от древних новгородских храмов, еще и тем, что он построен без хор, и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной. Над алтарём существует большое помещение, вход в которое находится внутри северного столба. Для чего это помещение использовалось, не известно. Возможно, некоторое время там располагался архив монастыря или, как свидетельствует в XIX веке архимандрит Макарий, “над диакоником устроена камора для хранения различных вещей”. Интересно то, что в Успенском соборе Фьораванти над диаконником был устроен придел во имя Похвалы Богородицы, а в одноимённом соборе Ростова Великого в столбе находилась лестница, ведущая в помещение над жертвенником. Происхождение таких надалтарных “камор” точно не известно, но они встречаются в новгородской архитектуре XIV века (церковь Фёдора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине, где вход в такое помещение через хоры) и позже в московском зодчестве (Успенский и Благовещенский соборы). Лестница, ведущая в купол, нетрадиционно для новгородской архитектуры располагается в алтаре в его южной части. Её начало находится в проёме, соединяющем диаконник с алтарём. Ниши разной высоты, встречающиеся по сторонам лестницы, возможно, были предназначены для молитвы поднимающихся наверх монахов. Вероятно, это связано с каким-то неизвестным нам монашеским чином. Подобные ниши можно увидеть в башнях Софийского и Георгиевского соборов. В храм ведут два входа. Один с южной стороны, другой — главный — с запада. Паперть этой стороны, как пишет архимандрит Макарий, согласно принятой им терминологии “имеет массивные колонны готической архитектуры”. Здесь не только выставленное наружу крыльцо (подобное можно увидеть и у собора Борисоглебского монастыря в Ростове), но и паперть, по его мнению, “состоящая из приделанных к храму сквозных портиков, указывает на примесь западного зодчества к византийскому”.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Владимир Путин посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь Великий Новгород, 15 июля 2004 г. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. В церкви Преображения. Фото пресс-службы Президента России Президент России Владимир Путин посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь, основанный в 1192 году преподобным Варлаамом Хутынским на правом берегу реки Волхов в 10 километрах от Великого Новгорода, передает РИА " Новости " . У входа в монастырь главу государства встретили монахини. Президент в сопровождении архиепископа Новгородского и Старорусского прошел в церковь Преображения. Путин осмотрел церковь, а затем посетил могилу русского поэта Гавриила Державина. Глава государства поставил свечку к могиле. Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились Спасо-Преображенский собор, церковь Преподобного Варлаама, надвратная церковь Илья Пророка, храм священномученика Григория и другие. Сейчас в монастыре сохранился один из трех старинных колоколов, отлитых в 16-м веке. В 1930-е годы колокола были сброшены с колокольни, расколоты, увезены в Новгород и переплавлены. После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а в 80-е годы на территории монастыря была организована зона отдыха для туристов. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. У могилы русского поэта Гавриила Державина. Фото пресс-службы Президента России Монашеская жизнь начала возрождаться в монастыре с 1992 года. Были проведены большие работы по восстановлению монастыря. Сейчас действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь также занимается хозяйством. На сегодняшний день полностью восстановлен Спасо-Преображенский собор и береговой корпус. 15 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10478.html

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Домовая церковь Льва, Папы Римского. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Льва, папы Римского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: находится в трапезном корпусе на 2-м этаже, где архиерейские покои. (информация из буклета Хутынского м-ря и из беседы с монахиней). Координаты: 58.58782, 31.39447 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точная дата возникновения домовой церкви в Варлаамо-Хутынском монастыре неизвестна. Она существовала и до 1787 года, когда монастырем стал управлять епископ Новгородский и Старорусский, и была построена именно для епископов. Домовая церковь располагалась между настоятельскими и казначейскими кельями. Сначала освящённая во имя Феоктиста, архиепископа Новгородского, позднее она стала Иоанно-Богословской. После реставрации храм переосвятили во имя Льва, Папы Римского, небесного покровителя нынешнего архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого). В первые годы после возвращения монастыря Новгородской епархии богослужения в Спасо-Преображенском соборе совершались только в летнее время, а зимой - в домовой церкви архиерейских покоев во имя святителя Льва, папы Римского.  По материалам: http://www.rusarch.ru/ranne1.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18659

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Часовня Варлаама Хутынского. Карта и ближайшие объекты За территорией монастыря находится колодец, по преданию, освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую, по преданию, преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня. По материалам сайта Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05337

Файл : 835f4 fc0dd365 XXL.jpg Материал из Азбука паломники Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Вид сверху История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 950 × 633 (698 Кб) Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Вид сверху Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Ориентация кадра Нормальная Программное обеспечение ACD Systems Digital Imaging Дата и время изменения файла 22:38, 18 сентября 2013 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Доли секунд времени изменения файла 468 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:0_835f4_f...

Новгородская администрация решает вопрос о передаче Церкви двух древних монастырей Великий Новгород, 21 марта 2013 г. Новгородская администрация будет решать вопрос о передаче Русской Православной Церкви двух древних монастырей в Великом Новгороде, сообщили в обладминистрации РИА новости. Митрополия, по словам собеседника, выразила заинтересованность в передаче епархии двух монастырей, находящихся в историческом центре города — Рождественского Десятинного женского монастыря, который, согласно летописным данным, был основан в X веке, и Зверина Покровского женского монастыря, впервые упомянутого в летописях в XII веке. В настоящий момент в Десятинном и Зверином монастырях сохранились возведенные в различное время постройки церковного назначения, которые занимает ряд новгородских организаций. В частности, несколько построек Зверина монастыря заняты Новгородским военкоматом. «Что касается построек, являющихся областным имуществом, то администрация намерена пойти навстречу. Однако возвращение монастырских построек, не принадлежащих области, вероятно, займет немалое время. Вопрос безусловно будет решаться, но не очень быстро. Это не ближайшая перспектива», — отметил представитель властей. В данное время в Великом Новгороде нет ни одного действующего монастыря. В окрестностях города действуют три православных обители — Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь (XIV век), Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь (XII век) и древнейший (XI век) в современной России действующий Свято-Юрьев мужской монастырь, где находится резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва. В 1989 году РПЦ были возвращены два храма Зверина Покровского монастыря — Церковь Покрова Богородицы и Покровский собор. 21 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60261.html

Все храмы Льва, папы Римского (3 всего, 3 на карте) Новгородская область Новгородский район. Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Домовая церковь Льва, Папы Римского Республика Татарстан Казань, город. Вахитовский район. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, церковь (с приделом Льва, папы Римского) г. Москва Юго-Западный административный округ (ЮЗАО). Тёплый Стан. Льва, папы Римского, в Тёплом Стане, церковь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=430

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в пос. Хутынь в 10 км от Новгорода, на правом берегу р. Волхов, первоначально муж. В кон. XII в. в «пусте месте» при впадении р. М. Волховец в Волхов подвизался прп. Варлаам Хутынский вместе с неск. пустынниками, среди к-рых известен представитель боярства Неревского конца Новгорода Прокша Малышевич (в монашестве Порфирий; † 1207). 2-я редакция жития прп. Варлаама, созданная в XV в., сообщает, что преподобный видел «знамение лучей Божественных» на месте буд. обители. Прп. Варлаам поставил кельи, ископал колодец, построил, вероятно, сначала деревянную, затем каменную ц. в честь Преображения Господня, к-рую в 1192 г. освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский (фундамент храма обнаружен при раскопках в 1981-1982). Архиеп. Григорий «нарече манастырь» и возвел прп. Варлаама в сан игумена (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Согласно сохранившейся вкладной пергаменной грамоте прп. Варлаама (НГОМЗ. Инв. 25982/1543), основатель даровал обители «рыбные и гоголиные ловли и пожни» на противоположном берегу Волхова, с. Слудица с ц. вмч. Георгия, а также остров с рыбной тоней на М. Волховце. Общежительный устав, данный прп. Варлаамом мон-рю, не сохранился, наиболее раннее свидетельство об общежитии в В. Х. м. привел С. Герберштейн в «Записках о Московии» (нач. XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Прп. Варлаам был погребен в Преображенском соборе обители. «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) «Построение каменной церкви». Миниатюра из Лицевого Жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 65 об.) Ок. 1208/09 г. в обители принял постриг свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович) , избранный в 1210 г.

http://pravenc.ru/text/154237.html

В В. Х. м. делали вклады: царь Иоанн IV Васильевич (ок. 1000 р. на поминовение жен Анастасии Романовой , Марии Темрюковны, Марфы Васильевны, сына Иоанна Иоанновича , брата Георгия и др.), в 1542 г. кн. В. И. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама), в окт. 1579 г. царевич (буд. царь) Феодор Иоаннович и его супруга Ирина Феодоровна (покров), в 1599 г. Т. А. Хлопов (колокол), в 1669 г. Сибирский митр. Корнилий (покров). Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2002 г. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2002 г. С XV в. в обители создается уникальный архитектурный ансамбль. Весной 1417 г. новгородский посадник Юрий Онциферович построил каменную надвратную ц. во имя прп. Антония Великого, в следующем году - каменную надвратную ц. во имя прор. Илии. В 1445 г. по благословению Новгородского архиеп. Евфимия II была возведена «кругла, яко столп» ц. во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 570), в том же году был построен храм во имя прп. Варлаама Хутынского, «а на верху колоколница» (ПСРЛ. Т. 3. С. 424). К 10-м гг. XVI в. Преображенский храм обветшал и был разобран, на его месте по повелению вел. кн. Василия III был сооружен и 6 авг. 1515 г. освящен собор с тем же посвящением. По мнению исследователей, в его возведении принимали участие новгородские «стенщики» и московские резчики по камню (резьба порталов), руководил строительством итал. мастер (или мастера). В архитектурном облике шестистолпного пятиглавого Преображенского собора сочетаются традиции новгородского и московского зодчества кон. XV - нач. XVI в., образцами для него послужили Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Фасады собора разделены горизонтальными тягами на неск. ярусов, выше традиц. закомар стены завершены профилированным карнизом. Первоначально фасады не были оштукатурены и побелены, в открытой кладке ясно читались декоративные ряды. Большое число окон в барабанах храма и апсидах обеспечивало хорошее освещение, что позволило выполнить в нишах-киотах росписи: на зап.

http://pravenc.ru/text/154237.html

стене изображен Господь Вседержитель с предстоящими архангелами Гавриилом и Михаилом, на юж. стене - Богоматерь «Знамение» с предстоящими прп. Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином, на сев.- Св. Троица с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским, на вост. стене, в нише над апсидами,- Преображение Господне. В юж. части собора находились под спудом мощи прп. Варлаама, над к-рыми была поставлена рака. В 20-х гг. XVI в. на раке хранился крест-мощевик с изображением преподобного (Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК. М., 1984. Ил. 5). В 1646 г. к собору пристроили приделы: юж. в честь Покрова Пресв. Богородицы и сев. во имя ап. Иоанна Богослова, в 60-х гг.- паперть (к зап. стене). В 1535 г. с юж. стороны от Преображенского собора тверскими мастерами во главе с Ермолой был возведен храм во имя сщмч. Григория с колокольней, освящен 6 авг. следующего года свт. Макарием (церковь (1445) с таким же посвящением впосл. была упразднена). Храм представлял собой восьмиугольную столпообразную постройку с ярусом звона и железными часами наверху. В 1549-1551 гг. к северо-западу от собора, на месте старой ц. прп. Варлаама, был возведен каменный двухэтажный храм с таким же посвящением, в нем существовали 2 придела: юж. во имя сщмч. Исидора Пелусиота, сев. во имя равноапостольных Константина и Елены, с запада к храму примыкала трапезная палата. Начиная с XVI в. В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Многие рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий , в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан - во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий - во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний - во архиепископа Суздальского.

http://pravenc.ru/text/154237.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010