Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1767 и 1774. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь Координаты: 58.587262, 31.393792 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что за долгую историю Хутынского монастыря на его территории сменили друг друга три колокольни. Первая, построенная на монастырские средства в 1445 году, была «не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет». Церковь в колокольне освятили во имя сщмч. Григория, просветителя Армении. К XVI веку, очевидно, эта колокольня обветшала, и в 1535 году напротив южных дверей Спасо-Преображенского собора возвели новую церковь-колокольню, получившую название «Хутынский столп» (она изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия»). Церковь освятили также во имя сщмч. Григория Армянского. Сама она не сохранилась до наших дней, а вот описание ее в летописях осталось: «Яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша». Вторая церковь-колокольня высилась на фундаменте, сложенном из валунов. Кладка стен была кирпичной, на известковом растворе. Церковь опоясывалась галереей (именно она в летописи названа «околной стеной»). Относительно основного объема колокольни предполагают, что он состоял либо из поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, либо представлял собой «просто столп». Наиболее вероятно, судя по всему, второе предположение. Третья, ныне существующая колокольня возводилась в монастыре в 1768-74 годах над южными воротами. Задумывалась она гораздо более высокой, но денег не хватило. Обратите внимание, что два нижних яруса весьма массивны и имеют почти одинаковую величину. Совершенно очевидно, что они рассчитаны на то, чтобы на них стояло еще два-три яруса. Вместо этого колокольня получила довольно «куцее» завершение. Разрыв между прекрасным первоначальным планом и его воплощением может быть объяснен тем, что в Хутынском монастыре в первое время после секуляризации монастырских владений еще не привыкли экономить и при составлении строительной сметы переоценили свои силы. В работе над проектом колокольни, по-видимому, принимал участие архитектор Д.В. Ухтомский. Два ее нижних яруса, выполненные с большим вкусом и мастерством, говорят в пользу этой версии. Большое внимание специалистов привлекают также колонны, использованные в декоре колокольни. Провинциальные здания XVIII века декорировали колоннами крайне редко. Во втором ярусе колокольни находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=37653

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своем доме в имении «Званка». Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама (1552 год), к ней примыкает двухстолпная палата – трапезная. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что, если походить по холму босиком, можно излечиться от многих болезней. Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились Спасо-Преображенский собор, церковь Преподобного Варлаама, надвратная церковь Ильи Пророка, храм священномученика Григория и другие. Сейчас в монастыре сохранился один из трех старинных колоколов, отлитых в XVI b. В 1930-е годы колокола были сброшены с колокольни, расколоты, увезены в Новгород и переплавлены. Монастырь был закрыт в 1925 году. После закрытия в обители располагалось учреждение ОГПУ. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а в 1980-е годы на территории монастыря была организована зона отдыха для туристов. Монашеская жизнь начала возрождаться в монастыре с 1992 года. Он стал женским. Были проведены большие работы по восстановлению. Сейчас действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь также занимается хозяйством. На сегодняшний день полностью восстановлен Спасо-Преображенский собор и береговой корпус. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Покровский храм (бывший Зверин монастырь): преп. Савва Вишерский (XV в.). Свято-Георгиевский (Юрьев) монастырь: свт. Феоктист Новгородский (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), благ. кн. Феодосия Владимирская (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в братском корпусе), икона муч. Георгия Победоносца. Музей в бывшем Антониевом монастыре: преп. Кирилл, Климент, Исаакий, Никита и Никифор Алфановы, Сокольницкие (XIV в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), камень преп. Антония Римлянина. БОРОВИЧИ. Успенский собор: блаж. Иаков Боровичский (XVI в.) (частицы мощей). С. ВНУТО, Хвойнинского района. Успенский храм: преп. Никандр Городноезерский (XVI в.). С. МИГОЛОЩИ, Хвойнинского района. Храм Св. Иоанна Воина: преп. Марк Пустынник (XVIII в.) (могила около храма). С. МЕНЮША, Шимского района. Троицкий храм: муч. Иаков и Иоанн Менюжские (XVI в.). СТАРАЯ РУССА. Георгиевский собор: «Старорусская» икона Божией Матери. Д. ЛЕОХНОВО, Старорусского района. Спасо-Преображенский храм: преп. Антоний Леохновский (XVI в.). Д. КОСИНО, близ Старой Руссы. Николо-Косинский женский монастырь: преп. Константин и Косма Косинские (XIII в.) (мощи под алтарем). Д. СЕЛЬЦО, Новгородского района. Михаило-Клопский монастырь: блаж. Михаил Клопский (XV в.). Д. ВЯЖИЩИ, Новгородского района. Николо-Вяжищский женский монастырь: свт. Евфимий Новгородский (XV в.). П. ХУТЫНЬ, Новгородского района. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь: преп. Варлаам Хутынский (XII в.). Г. Окуловка: Святой источник Серафима Саровского Монастыри Новгородской области [ править править код ] Все монастыри Новгородской области Свято-Троицкий Никандров женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Никандров женский монастырь — действующий православный женский монастырь Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской православной церкви, располагающийся в деревне Никандрово, Любытинского района Новгородской области, на западном берегу озеро Городно.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь 8 июля 2017 г. 23:44 8 июля 2017 года, по завершении всенощного бдения в Софийском кафедральном соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Новгородский и Старорусский Лев и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница игумения Алексия (Симдянкина) и насельницы монастыря. Святейший Патриарх Кирилл возглавил шествие от святых врат в Спасо-Преображенский собор — главный храм Хутынского монастыря. В соборе Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского. Игумения Алексия приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству Державную икону Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Сергий! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры! Очень рад, что Господь привел меня в сию святую Варлаамо-Хутынскую обитель, одну из самых прославленных и древних в нашей Церкви. На этом месте святой Варлаам положил начало иноческим подвигам. Современному человеку трудно понять, что означает иноческий подвиг. Зачем уходить из мира, от достаточно комфортной жизни? Зачем лишать себя житейских радостей? Зачем облачаться в черные одежды? Зачем все это нужно? Но в то время, когда преподобный Варлаам пришел сюда один, в пустынное место, ни у кого не возникал вопрос, почему он это делает. Потому что даже в то время, когда искушений в общественном пространстве было на много порядков меньше, чем сейчас, людям, которые желали соединиться с Богом в своей земной жизни, было непросто в миру. Почувствовав однажды, какую великую радость дают молитва, причащение Святых Христовых Таин, общение с Господом, эти люди шли в пустыню, чтобы там наедине с Богом и природой испытывать реальное счастье.

http://patriarchia.ru/db/text/4952966.ht...

Преображенский храм преподобного Варлаама был расписан вскоре после его возведения. Судя по найденным фрагментам штукатурки, на которых сохранились звучные яркие краски, можно представить разнообразие цветовой гаммы росписи. Живопись была исполнена в технике фрески с некоторыми добавлениями по сухому. Известно, что использовались различные орнаменты, украшавшие роспись. Среди них самым популярным был струйный орнамент, который располагался в нижних частях стен. Его геометрический узор “отличался крупномасштабностью, яркостью и обобщённостью трактовки формы”. Как отмечает В.А. Булкин, “другие мотивы явно связаны с декорировкой одежд (геометрический орнамент, сердцевидные небрежные завитки, белильные точки, имитирующие жемчужную обнизь). В одном из фрагментов угадывается аканф, украшавший обычно нарисованные архитектурные детали”. Говоря о соборе 1192 года Хутынской обители, нельзя не вспомнить храмы Благовещения и Уверения Фомы на Мячне, которые схожи с церковью Спасо-Преображения пропорциями плана, внешне близкими формами (“Т” и “Г”) предалтарных столбов, но отличаются превосходством общих размеров в плане. Некоторые исследователи, описывая Хутынский храм 1192 года, пытаются ссылаться на его изображение на иконе “Видение пономаря Тарасия”. Исходя из того, что собор изображён во всех подробностях, становится понятным, что иконописец мог передать различные нюансы внешнего и внутреннего вида в том случае, если это является результатом его собственных наблюдений. Но человеку, живущему в XVI веке наглядно изучать особенности сооружения XII века, причём разобранного, никак не возможно. В итоге этих рассуждений подобные версии становятся совершенно неприемлемыми. Из-за своей ветхости Спасо-Преображенский собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте “к 1515 году был окончен при настоятеле монастыря Сергие” новый храм. Возможно, заказчиком был сам великий князь Московский Иван Васильевич. Существует предание о том, что великий князь хотел видеть открытыми мощи преподобного Варлаама, намеревался вскрыть его могилу, но удалился, поражённый чудесно изшедшим из гроба пламенем. После этого события в монастырь стали поступать большие вклады от московских государей. Построенный в 1515 году новый Спасо-Преображенский собор, имеет совершенно другой вид. Прототипом послужил Успенский собор Аристотеля Фьораванти в Московском Кремле (1475-1.479), ставший символом общерусской архитектуры. Несмотря на то, что облик Спасо-Преображенского собора, на первый взгляд выдержан в московском стиле, отнюдь нельзя утверждать отсутствие здесь новгородских традиций. По этому поводу М.К.Каргер замечает, что “при всём многообразии решений, характерных для новгородских памятников XVI века, все они, несомненно, должны рассматриваться как проявление новгородской архитектурной школы, существование которой не закончилось с падением политической независимости Новгорода”.

http://sobory.ru/article/?object=00166

В 1787 году после пожара была отремонтирована и освещена церковь Всех Святых, “неизвестно когда и кем построенная при монастырской больнице” . В начале XIX века в обители была домовая церковь Иоанна Богослова епископов Старорусских (которые управляли монастырём с 1787 года, будучи викариями новгородского митрополита), первоначально освящённая во имя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Она располагалась в корпусе между настоятельскими и казначейскими комнатами. Первая колокольня, построенная в 1445 году над церковью Григория Армянского, была перестроена в 1535 году. В период с 1768 по 1774 годы вместо старой, находившейся к юго-востоку от собора, была сооружена новая колокольня над южными воротами монастыря, но ещё в начале XIX века её строительство было не совсем завершено. На ней находилось семнадцать колоколов. В начале XIX века на территории Хутынской обители находилось три двухэтажных корпуса, в которых размещались настоятельские, казначейские и братские келий, а также различные монастырские службы. Все постройки окружала белокаменная ограда. Внутри её со стороны Волхова располагался настоятельский фруктовый сад; на северной и восточной сторонах вне ограды - малый братский. На северной стороне большой фруктовый сад соединялся с липовой рощей, которая придавала монастырю особую красоту. В 1880 году была построена церковно-приходская школа. Как и все новгородские монастыри, так и Хутынский имел тюрьму, в которой постоянно содержались узники. Но несмотря на это мрачное обстоятельство, обитель преподобного Варлаама была самой процветающей в Великом Новгороде. В 1919 году по решению третьего губернского съезда советов Хутынский монастырь был закрыт. До начала Великой Отечественной войны на территории святой обители размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Война нанесла большой урон замечательному Хутынскому ансамблю. Сильно пострадал Спасо-Преображенский собор. Почти вся верхняя часть его обрушилась, стены имели крупные проломы и трещины. Помещение собора было завалено кирпичом. Окружающие храм галереи XVII века также оказались без сводов и перекрытий. На всём фасаде имелись большие разрушения кладки и выбоины от осколков снарядов. Церковь Варлаама с трапезной пострадала гораздо больше, чем собор. У берегового корпуса был полностью разрушен второй этаж, а архиерейский дом выглядел помещением, попавшим в сильное землетрясение. Учитывая нахождение Спасо-Преображенского собора, где похоронен Г.Р. Державин со своей супругой, в аварийном состоянии, в 1959 году было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском Кремле.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Первая каменная постройка Хутынского монастыря - Спасо-Преображенский собор - являлся крестово-купольным храмом, трёхапсидным и четырёхстолпным в плане с одной главой, что было характерно, как уже упоминалось, для новгородского зодчества конца XII века. Притвор с западной стороны был пристроен в XIV веке. Немалый интерес представляют восточные подкупольные опоры, которые имели уникальную для Новгорода Г-образную форму. Именно эти восточные столбы (западные были квадратными) стали отличительной особенностью Хутынского храма. Но такая форма столбов имеется у некоторых более ранних ладожских церквей 60-х годов XII века. Появление таких восточных подкупольных опор в храмах Ладоги, вероятно, происходит от Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Возможно, что Г-образная форма столбов связана с характером предалтарной преграды, так как в Мирожском соборе с боковыми апсидами известна самая ранняя предалтарная преграда, которая ограждала только пространство центральной апсиды и располагалась между опорами ближе к их западной плоскости. Большее сходство Хутынский собор имел с церковью Петра и Павла на Синичьей горе, где ранее располагался женский монастырь, основанный в конце XI века праведной Харитиной, которая принадлежала к роду литовских князей. Петропавловская церковь, сохранившаяся до наших дней, в плане четырёхстолпная, трёхапсидная с одной главой. Дело не только в плане, который характерен вообще для всех новгородских церквей конца XII века. Сходство церквей на Синичьей горе и Хутынской проявляется в габаритных размерах, толщине стен, размерах и формах западных столбов и устройстве западной стены с лестницей в южной её части. Благодаря археологическим исследованиям известно, что одинаковы также и глубина заложения фундаментов, размер плинфы и система кладки нижних частей. Это наводит на предположение о том, что церковь Петра и Павла и Спасо-Преображенский собор, вероятно, возводила одна строительная артель. Такой вывод кажется возможным и потому, что год окончания храма на Синичьей горе, строительство которого началось в 1185 году, совпадает с датой закладки Хутынского собора. Оба события произошли в 1192 году.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось. За многовековую историю в Хутынском монастыре, с первой половиной XIII столетия и до закрытия обители в 1925 году, на его территории проходило богослужение в пяти церквях, включая и летний Спасо-Преображенский собор. Если какая-то из церквей из-за своей ветхости закрывалась, то рядом с ней воздвигался другой храм. В старинных печатных изданиях упоминаются: Храм преподобного Антония Великого, построенный новгородским посадником Юрием Онциферовичем. Тёплая церковь-трапезная во имя преподобного Варлаама Хутынского. Каменный надвратный храм пророка Илии. Две церкви во имя священномученика Григория Армянского, каменные высокие с колоколами. Одна -против северных дверей Спасо-Преображенского собора, другая - против южного входа. Большая больничная церковь во имя Всех Святых. Домовая церковь при архиерейских покоях во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В наши дни после возвращения монастыря Новгородской епархии этот храм был освящён во имя святителя Льва, папы Римского. Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились следующие церкви: Спасо-Преображенский собор. Церковь преподобного Варлаама Хутынского. Надвратная церковь Ильи пророка. Храм священномученика Григория, просветителя Великой Армянин под колокольней. Две надвратные церкви: Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца и преподобного Антония Великого. Со второй половины XVII века внешний вид Преображенского собора стал несколько отличаться от прежнего. В 1646 году с южной стороны к нему пристроили придел Покрова Богородицы, а с северной - апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с запада построена новая паперть, и главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. В XVIII веке собор также подвергался незначительным поновлениям. Известно, что в 1712-1737 годах при архимандрите Вениамине был обновлён и пополнен новыми иконами главный иконостас. При Антонии Знаменском, настоятеле монастыря с 1799 по 1802 годы, в соборе настлан новый пол, растёсаны окна, произведена роспись. В 1835 году был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый. На пожертвования Д.А. Державиной в этом приделе был устроен новый иконостас и возобновлена живопись. В 1810 году был перестроен придел Иоанна Богослова. Благодаря этому его размеры значительно увеличились. Сама перестройка и роспись придела проводилась на средства действительной статской советницы Борзовой.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которыхзавершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 году пр. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 г.) и Покровским приделом, в серебряной раке, устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа. В монастыре погребен поэт Г.Р. Державин.

http://sobory.ru/article/?object=00166

В самом Новгороде 4 монастыря 1. Антониевский Монахов нет Занят красноармейскими частями 2. Десятинный Монахов 73 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 3. Духовской Монахов 60 чел. 4. Звериный Монахов 45 чел. В уезде 5. Юрьевский (в 3 в[ерстах] от Новгорода) Монахов 11 чел. Стоит артиллерийская бригада 6. Савво-Вишерский Число монахов неизвестно В этот монастырь предполагалось перевести часть заключенных из тюрьмы, устроив здесь для них исправительный дом с трудовой колонией. Однако права на этот монастырь заявил волостной совдеп, и монастырь для указанной выше цели не отдал 7. Сырковский Число монахов неизвестно Монастырские корпуса в распоряжении монахов 8. Кирилловский 9. Сковородский 10. Варлаамо-Хутынекий 11. Званкский В этих монастырях прежде помещались женские епархиальные училища.В настоящее время: приют, детская колония, ремесленная школа 12. Деревяницкий 13. Ефремо-Перекопский Монахов 35 чел. Монастырь передан кредитному т[оварищест]ву. Организованы в монастыре: приют, богадельня, племенной рассадник, сельскохозяйственная школа, кирпичный завод, опытное показательное поле 14. Вяжищенский Монахов 11 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 15. Монахов 140 чел.   Имеются в виду монастыри Новгородской епархии: 1) Антониево-Дымский мужской монастырь, 2) Десятинный Богородицкий женский, 3) Боровичский Свято-Духов мужской, 4) Зверин-Покровский женский, 5) Юрьев-Новгородский мужской, 6) Савво-Вишерский мужской, 7) Сырков Владимирский Богородицкий женский, 8) Кирилло-Белозерский мужской, 9) Сковородский-Михайловский мужской, 10) Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской, 11) Званский Знаменский женский, 12) Деревяницкий Воскресенский женский, 13) Перекопский (Перекомский) Николаевский Розважский мужской, 14) Николаевский Вяжищский мужской. Приведенный в таблице Церковский монастырь, который упоминает М. Галкин, не существовал ни в Новгороде, ни в его окрестностях (см. также: Денисов Л.И. Православные монастыри: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин (с кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями). М., 1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010