Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Евфимия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), схимник. Время жизни святого неизвестно, в агиографической литературе XIX в. было принято относить его без особых оснований к XIII-XIV вв. Мощи Е., находящиеся в Дальних пещерах, впервые упоминаются в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где сообщается, что на мощах имелся «раменный крест», «которым приходящие к нему люди благословляются, а некоторые исцеляются». Ко 2-й пол. XIX в. креста в пещерах уже не было. В пояснениях к картам Дальних пещер Киево-Печерской лавры 1638, 1661, 1703 гг. предположительно 1744 г., где указано место св. мощей Е., о нем сказано как об «иеросхимонахе» и о «схимнике» (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской лавры IX-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам/Под ред. В. Дятлова. С. 359-360). Биохимическое обследование св. мощей показало, что Е. скончался в возрасте 30-40 лет. Е. «молчаливый» прославляется в 3-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер, составленного в кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137). Существуют отдельные тропарь и кондак Е. (написанные, по-видимому, в XIX в.), в последнем читается: «Яко приял еси схиму, был выну тих, молчалив, преподобне, никогда же бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничтоже глаголал еси и пищи, разве зелия сурова, никоеяже вкушал еси; тем обрет днесь пищу неиждивущую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися» (Минея (МП). Янв. С. 203). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; впослед. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. приходится на 20 янв., очевидно в связи с празднованием в этот день памяти прп. Евфимия Великого (дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187657.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ Прп. Захария. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белицкий. Киев. 1756 г. (РГБ) Прп. Захария. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белицкий. Киев. 1756 г. (РГБ) (XIII-XIV вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), постник. Согласно рукописи предположительно 2-й пол. XVII в., содержавшей «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», к-рая была известна архиеп. Модесту (Стрельбицкому) , З. был строгим постником, ел раз в день после захода солнца, никогда не вкушал ничего вареного или печеного. З. неоднократно сподоблялся видения ангелов и был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Мощи З. почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. О них упоминается в «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638. Л. 5). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам ( Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. З. прославляется в 3-м тропаре 6-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 135). Имеются отдельные тропарь и кондак преподобному (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 169). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОН (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), постник. Согласно рукописи предположительно 2-й пол. XVII в., содержавшей «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», которая была известна еп. Модесту (Стрельбицкому) , постник и трудолюбец З. угодил Богу мн. иноческими подвигами. Нетленные мощи святого упоминаются в «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638. Л. 5): «Благословенный монах Зинон, в теле целом лежит». На карте Дальних пещер 1661 г. он отмечен как «Зинон», в 1703 г.- как «Зинон Трудолюбивый», на более поздней карте, предположительно 1744 г.,- как «преп. Зинон», в 1769-1789 гг.- как «св. Зиновий», в 1795 г. и XIX в.- как «преподобный Зинон постник». Прп. Зинон. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. Киев (РГБ) Прп. Зинон. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. Киев (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, тогда же была составлена служба. З. прославляется в 3-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам, почивающим в Дальних пещерах (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 131). Имеются отдельные тропарь и кондак преподобному (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 531). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в. Иконография

http://pravenc.ru/text/199845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ Прп. Игнатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Игнатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) († ранее 1434, Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. И. упомянут в 1-м известном помяннике Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры. К., 1892. С. 4). Изображение И. имелось в стенописи древнего монастырского Успенского собора. Время настоятельства и кончины И. определяется на том основании, что его преемник архим. Никифор I упомянут как настоятель в лаврской рукописи, переписанной в 1434 г. Иосифом ( Запаско Я. Н. Украïнська рукописна книга. Льbib, 1995. С. 295). Биохимическое обследование св. мощей Киево-Печерских святых, проводившееся в 1982 г., показало, что И. преставился в возрасте ок. 60 лет. В кратком жизнеописании И., основанном на надписи, переписанной в XVII в. с его надгробной доски, сообщается: «Преподобный Игнатий, архимандрит Печерский, за святое свое житие одержал дары чудотворения от Бога и молитвою своею многих недужных исцелял, такожде и кому его просфору, которою он служил, дано вкусити, исцеление приимал. По смерти тут есть положенный телом, а душою в небе со Христом, и молится о нас» ( Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 37). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. ( Варлаам Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, тогда же была составлена служба Собору. В 5-м тропаре 1-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер И. прославляется как «пастырь иночествующих и целитель болящих». Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Существуют тропарь и кондак И., написанные, по-видимому, в XVII в. Отдельный день памяти святому - 20 дек. установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293409.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (XIII в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих), постник. О времени и об обстоятельствах жизни И. сведений нет. Сообщение о мощах И., почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, наряду с сообщениями о мощах др. преподобных с таким же именем (напр., прп. Иоанна Многострадального), впервые встречается в соч. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Мощи И. обозначены также на более поздних планах Ближних пещер (см.: Дива печер лаврсьских. С. 125-127). В наст. время мощи И. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В результате биохимического исследования останков святого, проводившегося в 80-х гг. XX в., было установлено, что преподобный жил в XIII в., был ростом ок. 166 см, скончался в возрасте 25-30 лет. Имя И. вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер при киево-печерском архим. Варлааме ( Ясинском ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. тогда же была написана служба (имени И. нет в каноне преподобным отцам Печерским, составленном ок. 1643 Мелетием Сиригом ). И. прославляется в 7-м тропаре 5-й песни канона службы: «Духом водим, сын Вышняго наречеся, Иоанн просвещся постом, словом бо питашеся Божиим паче, нежели пищею» (Минея (МП). Сент. С. 825), упоминается вместе с прп. Захарией в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.): «...преподобные отцы Иоанн и Захария постники» (Там же. С. 28). По-видимому, эта формулировка стала следствием соотнесения И. и прп. Захарии постника (мощи к-рого почивают в Дальних пещерах) с Киево-Печерскими преподобными Иоанном и Захарией , о к-рых рассказывается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика (Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 9-10). Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЙ Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник. И. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , Повести временных лет и Житии прп. Феодосия Киево-Печерского. Согласно имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», И., к-рый никогда не бывал празден, днем служил болящим инокам, ночь проводил в молитве. Святой излечивал больных возложением рук. После кончины И. исцеления совершались от его св. мощей. Проведенное в 80-х гг. XX в. исследование мощей И. показало, что святой скончался в возрасте ок. 60 лет. Имеются отдельные тропарь и кондак И. Имя его упоминается в 5-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти И. был установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского , в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА Прп. Лука, эконом Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) Прп. Лука, эконом Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) (XII-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), эконом. Научное исследование мощей Ближних пещер, произведенное в кон. XX в., показало, что Л. жил в XII-XIII вв. и к моменту кончины ему было 55-60 лет (Дива. 1997. С. 91, 92). При этом он не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Не исключено, что святой (если верно идентифицированы его мощи) жил во 2-й пол. XIII в. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где впервые были перечислены мощи преподобных, почивающих в Дальних и Ближних пещерах, Л. также не упоминается. Его имя встречается на плане пещер 1661/1674 гг., а затем, применительно к др. мощам, на плане 1744/1769 гг. («Св. Лука священик») (см.: Дива. 1997. С. 126), и на плане 2-й пол. XVIII - XIX в. он отмечен как «економ» (Там же. С. 128). В 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский) было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; тогда же была составлена служба Собору, в к-рой «иконом» прославляется в 7-й песни канона (с 1886 по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.). Общецерковное почитание святого установлено по указам Синода 1762, 1775 и 1784 гг.; тогда же было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2110790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИАН Сщмч. Лукиан Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Сщмч. Лукиан Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) († 1240 (?) или 1243 (?)), сщмч. (пам. 15 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, пресвитер, в Дальних пещерах почивающий. О Л., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, а также в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В XIX в. на доске с иконой святого над его захоронением имелась краткая надпись, составленная, очевидно, в синодальный период: «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 474. Примеч. 2; ср.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 30). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер», имелись тропарь и кондак Л. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 77-78). Местная канонизация Л. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Л. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Л. был установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ Рака с мощами прп. Нектария Киево-Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2012 г. Рака с мощами прп. Нектария Киево-Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2012 г. (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Послушливый. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни Н. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 370; Дива печер лаврських. 1997. С. 59) следует признать необоснованным. Н. упоминается как преподобный старец с характеристикой «Послушливый» в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290). При этом Н. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2564866.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010