Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как время жизни М. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67) следует признать необоснованным. Имя М. впервые встречается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе», преподобные Моисей и М., лежат в одном гробу (ср.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), архиеп. 1885. С. 81). Тем не менее имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг , а также в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885). Вероятно, именно М. указан на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер. 1997. С. 141). Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание М. определено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. День памяти М., как и многим др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)).

http://pravenc.ru/text/2562460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРГИЙ (XIII - 1-я треть XVII в.(?)), прп. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, старец. Время жизни преподобного достоверно неизвестно. О П. нет сведений в комплексе ранних источников, сообщающих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Житии прп. Феодосия Печерского, Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и киевском летописном своде кон. XII - нач. XIII в. (см. Летописание ). П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах, как св. старец (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 18473. С. 290; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 167). Однако он не был указан в составленном ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (см.: Дива печер лаврських. К., 1997. С. 146-149). На плане Ближних пещер 1825 г. мощи П. не отмечены (Описание Киево-Печерской лавры. 18473. С. 291-293); очевидно, к тому времени они были уже утрачены; не указан П. и в списке святых, почивающих в Ближних пещерах, митр. Евгения (Болховитинова) (Там же. С. 103-111). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг.; согласно этим указам, было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные Месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2579974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (XI-XII вв.?), прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский. П. можно отождествить с сириянином (сирийцем) Петром, упоминаемым в Киево-Печерском патерике в Слове о Николе Святоше (см. подробнее: Николай (Святоша) , прп., Киево-Печерский). П. служил ему как врач в период, когда прп. Николай (Святоша) был князем, после пострижения последнего 17 февр. 1107 г. П. переехал в Киев, а затем по совету прп. Николая принял постриг в Киево-Печерском мон-ре и скончался в нем через 3 месяца на 6-м (или, по др. данным, 7-м) году жизни в обители ( Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. К., 1930. К., 1991р. С. 114-117; Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Древнерус. патерики. М., 1999. С. 29-31). Указание на XIV в. как на время жизни П. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28; Минея (МП)) следует признать необоснованным. В XIX в. мощи П. в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры не указываются, как и в наст. время (см.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 111-113, 293-295; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885; Дива печер лаврських. К., 1997). П. не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 286-289; Модест (Стрельбицкий). Краткие сказания. 1885. С. 79-81), а также не указан в составленном по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (см.: Дива печер лаврських. 1997. С. 146-149). Канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные Месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2580116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (кон. XII - нач. XIII в.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Иером. Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (1638) называет А. «братом» прп. Тита иеромонаха († кон. XII в.). В «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.) А. именуется диаконом, в тропаре, кондаке и стихире, ему посвященных, отмечается его постничество и мученическая кончина (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 276-277). А. упоминается также в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер как особо трудолюбивый и дерзновенный пред Богом в своих прошениях (3-й тропарь 4-й песни канона (Минея (МП). Сентябрь. С. 722)). Местная канонизация А. совершилась в XVII в., когда Киево-Печерский архим. Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание А. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Память А. 22 янв. совершается ради тезоименитства с прмч. Анастасием Персиянином . В нек-рых изданиях ошибочно указывается на существование еще одного Анастасия, почивающего в Дальних пещерах. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. сказано: «Надсед, брада доле Григория Богослова, на главе кавтырь, риза чернила, испод празелень, правою рукою левой стороны ризу держит, а левую руку к сердцу, персты вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 311об., «правая страна», 18-й). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» он представлен, как правило, в монашеском одеянии с куколем на голове, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Оглавное изображение А. помещено в 7-м ряду 2-м слева на гравюре кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры, с надписанием на нимбе: «Пре Ahacmaciй зат.[ворник]». На литографии 1859 г., изд. А. Абрамова (ЦАК МДА), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) образ преподобного находится в 6-м ряду 1-м слева; выраженных индивидуальных черт не имеет. У Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых.

http://pravenc.ru/text/114798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании В., основанном на надписи, к-рая была переписана в XVII в. с его надгробной доски (ср. ст. Арсений Трудолюбивый ), сказано, что в миру В. был купцом, потом раздал свое имение нищим и стал иноком Печерского мон-ря, угождая Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием. В. упоминается в числе святых Дальних пещер в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), где сказано: «Преподобный отец Вениамин, почивает в осмоленой колоде». Местная канонизация В. совершилась при архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), установившем празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена служба Собору, в к-рой В. воспевается в 4-м тропаре 7-й песни канона (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 136), и отдельный тропарь и кондак (Минея (МП). Октябрь. С. 358). Общецерковное почитание фактически установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. В.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. отдельным указом было установлено общецерковное празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских, во 2-й пол. XIX в. учреждены празднования отдельных памятей преподобных отцов Дальних пещер. Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1901. С. VIII, 22-23, 66-68; Описание Киево-Печерской лавры. С. 287; Минея (МП). Август. Ч. 3; Октябрь. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 100-101; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 124; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohuзaцiï. С. 65.

http://pravenc.ru/text/150255.html

митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Аудиокниги митрополит Стефан (Яворский) Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода). Биография В миру - Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина. Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского. В 1684 г. он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно. В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

7-е число Воспоминание явления Креста Господня на небе в Иерусалиме В царствование Констанция, в 351 году, в дни Пятидесятницы, 7-го мая, в третьем часу дня (по нашему счету около девяти часов утра), в Иерусалиме явилось на небе знамение Креста Господня, начинаясь от горы, Голгофы и простираясь до горы Елеонской. Широта знамения Креста соответствовала длине; сияло оно светлее лучей солнечных. Все оставили дела свои и со страхом смотрели на дивное видение. Многие из Евреев и язычников уверовали во Христа. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, писал об этом знамении к Констанцию и убеждал его не отторгаться от православия. Святого мученика Акакия Воин, чином центурион (сотник), служил в полку так наз. Марсовом. Когда вышло повеление имп. Максимиана принуждать христиан к идолопоклонству, то полковник, видя непреклонность Акакия, отослал его к воеводе в г. Перинф (нын. Ираклию), который бил его воловьими жилами и по щекам оловянными досками, но не мог отвратить от Христа. Когда после сего Акакий сидел в темнице, правитель Византии предписал Перинфскому воеводе представить узников в Византию; в числе узников представлен и Акакий. Через пять дней он был потребован на суд и обезглавлен 8 мая 303 года. Император Константин В. в честь его построил церковь в Ставродромии (часть города), где и почивали мощи его до времён иконоборцев, когда верные перенесли их, спасая от неистовства гонителей икон и мощей, в южно-Италийский город Скилакс (нын. Сквилаче). Празднование Любечской иконе Богоматери Св. икона, известная с давних времён, находится в Воскресенской (бывшей монастырской) церкви местечка Любеча, Чернигов. епархии. Св. Димитрий Ростовский в своём Дневнике говорит о многих чудесах от неё. Она была обновлена в Киеве 1701 г. и по распоряжению митрополита Варлаама Ясинского возвращена в Любеч двумя иеромонахами и поставлена в только что сооружённую церковь Воскресения в монастыре. В Киево-Софийском соборе имеется список с неё, привезённый из Любеча в 1690 году митрополитом Гедеоном. См. Архим. Димитрия Месяцеслов под 7 мая. † Преставление преподобного Антония Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киев… Мать городов русских. Город, в котором крестили Русь. Много веков прошло с той поры, много воды утекло в водах Днепра. Киев за времена своего существования пережил немало трагических событий. Топтали его святую землю полчища иноземных захватчиков, а бывало и так, что доставалось этому многострадальному граду от своих же соотечественников. Расцвет духовной жизни Киева пришелся на то время, когда он перешел под патронат Московского царства, а позднее и Российской империи. Закат и вырождение духовности связаны, прежде всего, с советским периодом истории столицы Украины. Однако как ни старались атеистические власти искоренить все, что было связано с христианством, оно оказалось сильнее безбожников. Ныне патрон Киева архистратиг Михаил вновь охраняет этот древний город от всяческих напастей. Изображение на гербе Киева архистратига Михаила напоминает о тех временах, когда Киев вошел в состав государства Российского. В российском императорском доме любили Киев. Почти все правители, великие князья и великие княгини бывали в Киеве, а многие неоднократно. Некоторые государи даже видели в нем не только «Иерусалим земли русской», но и потенциальную столицу державы, мечтая перенести таковую с берегов холодной Невы на берега теплого Днепра. Затея эта, правда, не увенчалась успехом – из-за ее дороговизны. Первый державный визитер Пётр I Великий Петр Великий был первым государем, посетившим Киев после его включения в состав Московского государства. История сохранила для нас подробности всех визитов царя. Так, впервые он прибыл в Киев 4 июля 1706 года, «дабы защитить столицу своих предков от возможного нападения шведов на южную Россию». Встреченный пушечным салютом при многочисленном стечении народа, он сразу же, прямо с берега, направился в Софийский собор, где состоялся торжественный молебен. Служил митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) в сослужении многочисленного духовенства округа. Затем государь переехал в Киево-Печерский Успенский монастырь. Там, в резиденции его архимандрита Иоасафа (Кроковского), произошел забавный и при этом знаменательный случай.

http://pravoslavie.ru/44226.html

Киев. Церковь Петра и Павла на Подоле. Бывший Доминиканский монастырь. /// Объект утрачен Располагалась на ул. Притиско-Никольской, д. 4 (ныне территория военной части). Закрыта в начале 1930-х г.г., снесена в 1935 г. Фото 1920-х г.г. из фондов Музея истории города Киева Елена Григорьева 1 июня 1927 Карта и ближайшие объекты Был в старом Киеве Петропавловский мужской монастырь. Он стоял через улицу Притиско-Никольскую от женского Флоровского монастыря. У этой обители необычная, как для Киева, предыстория. В середине XVII века на этом месте стоял каменный католический Свято-Николаевский костел с монастырем ордена доминиканцев. Попытка насильственного окатоличивания Украины со стороны Речи Посполитой обернулась тем, что во времена Хмельниччины доминиканский «кляштор» опустел. А в 1691 г. здесь открылся православный монастырь. Петропавловским он был назван потому, что разрешение на его открытие утверждалось царем Петром I при митрополите Киевском Варлааме Ясинском. Обитель отличалась бедностью. В 1744 г. во время пребывания своего в Киеве императрица Елисавета Петровна пришла на помощь и назначила пособие для этой церкви в размере 2500 рублей. В середине XVIII века было завершено архитектурное преображение бывшей католической усадьбы в духе православного зодчества. Вытянутый по типу базилики костел обрел купол и фронтон в стиле украинского барокко – вместо 2-скатной кровли и готического фронтона по соседству появилась надвратная 2-ярусная барочная колокольня, сооруженная известным Киевским архитектором Иваном Григоровичем-Барским. В 1787-1828 гг. в обители временно размещался штат «Греческого» Свято-Екатерининского монастыря, основная усадьба которого располагалась рядом, на Контрактовой площади – о ней напоминает стройная колоколенка с часами, восстановленная в 1990-х гг. Греческий монастырь был закрыт большевиками в 1929 г. В 1832 г. на территорию Петропавловского монастыря перевели Киевскую духовную семинарию, созданную в связи с преобразованием Киево-Могилянской Академии в Киевскую Духовную Академию.

http://sobory.ru/article/?object=35339

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Киевская духовная академия — высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т.д. Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия. Киевская духовная семинария - среднее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, реализующее стандарт богословского (теологического) образования с 4-годовым сроком обучения. Семинария готовит священнослужителей, а также церковнослужителей согласно стандарту духовного образования УПЦ. Семинария готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: бакалавр. Содержание История [ править править код ] Киевская духовная академия [ править править код ] Киево-братская школа (1615—1631) [ править править код ] Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования. Киевский митрополит Пётр Могила объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701). Киево-Могилянская коллегия (1631—1701) [ править править код ] По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский. Киево-Могилянская академия (1701—1817) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_духов...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010