Хотя святитель Григорий любил и внешнее, и внутреннее безмолвие, ему приходилось часто выступать как с обличением еретиков, так и с мудрыми, замечательными проповедями. На это он был к тому же подвигнут явившимся ему однажды преподобным Антонием Великим , сказавшим: «Хорошо и совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, особенно во дни молитв и псалмопений. Посему и тебе должно быть теперь с братиями на бдении». Вследствие всего этого он так часто и проповедовал, будучи уже архиепископом. Отсюда не удивительно, что после кончины святителя Григория было собрано более семидесяти его богословских сочинений и весьма большое число проповедей-гомилий, некоторые из которых в прежнее время издавались и могут быть прекрасным назидательным чтением, особенно для монашествующих. О смерти своей святитель Григорий был заранее предупрежден явившимся ему святителем Иоанном Златоустом , призывавшим его к себе как друга. Преставился Григорий ко Господу 14 ноября 1360 года, 63 лет от роду. Когда он умирал, присутствующие могли разобрать последние его слова: «В горняя, в горняя», и в самый момент его кончины всех бывших при этом озарил необыкновенный свет... Уже на Собре 1368 года в Константинополе варлаа- миты были еще раз и окончательно прокляты, а святителю Григорию провозглашена вечная память. Около этого же времени Патриарх Филофей составил в честь святителя особую службу. Помимо дня памяти Григория Паламы 14 ноября Церковь установила и празднование ему во вторую Неделю Великого поста, решив отмечать в этот день как бы еще одно Торжество Православия, кроме отмечаемого в первую Неделю поста. Но если в первую Неделю празднуется победа над еретиками-иконоборцами, то во вторую – над всеми еретиками в целом. Тем самым Церковь признала особые заслуги святителя Григория в деле защиты ее от богоборцев, признала особую богомудрую святость этого великого возвестителя Божественного Света, который превечно исходит от Бога- Творца. Поэтому день этого празднования называется также и Неделей «светотворных постов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391—392) — это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404—571)—два варианта — оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572—603) — Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 — 568 об.) — кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций — Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189—192) — конца XVII — начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной — типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI — Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI — Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами — типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама — типа: Хи–вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 — около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 — 70–е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR — Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной — Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.). Составление патриаршего свода 70–х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа–ма Палицына 1686 г. о даче им «книги лтописной в дсть, своихъ трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT — Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Григория Паламы, причиной написания которых послужили споры с Варлаа-мом. Особое значение приобрел «Святогорский Томос», где раскрывается единомыслие свято горских Отцов, их приверженность многовековому монашескому преданию об умной молитве и нетварном свете, которое было мудро изложено свт. Григорием Паламой. В предисловии к этому изданию прп. Никодим говорит о важности трезвения и необходимости бодрствования в духовной жизни всех без исключения верных: «То, что прежде многие даже из живущих в миру, и сами цари и придворные, повседневно окруженные тысячами забот и попечений, имели одно главное занятие — непрестанно молиться, многократно подтверждалось в истории». Также он пишет о неспособности верных сохранить благодать, полученную ими в Крещении, и о том, до какого состояния они доходят вследствие своего нерадения: «Но младенцами таковую боговиднейшую светлость принимая, то от неведения, больше же от мрачной ночи житейских попечений ослепнув, великую благодать страстям спогребли, и так бедствуем, да не совершенно угаснет Дух Божий, пребывающий в нас. Тогда с нами произойдет едва ли не то же, что с ответствовавшими Павлу, кои даже и не слышали о Святом Духе, так и мы, воистину, окажемся опять в начале, по слову пророка, когда не правила нами благодать. Увы немощи нашей! Как погубила нас злоба и к чувственным вещам неподобающее наше пристрастие... Мы уже не ведаем о самом существовании благодати, а услышав, как онадействует в ком-то, тотчас, исполнившись зависти, клевещем, утверждая, будто невозможно, чтобы в наш век обреталось действие благодати». Итак, прп. Никодим говорит о пользе, которую могут почерпнуть от «Филокалии» верные, ведь Отцами указан им метод и путь возвращения к состоянию чистоты и обретению благодати: «...умудряются богомудрые Отцы и к совершенному трез-вению, и во всем вниманию, и хранению ума, дабы вскоре благодать обрести нам... Непрестанным занятием нашего ума должен стать поистине художественнейший метод единословной молитвы». И подтверждает истину, говорящую, что если хочет кто приобрести Божественную благодать, он непременно ее достигнет, следуя многовековому опыту Церкви: «От такового духовного и разумного делания, и вместе возможного заповедей и прочих нравственных добродетелей исполнения...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2822

Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391–392) – это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404–571)-два варианта – оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572–603) – Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 – 568 об.) – кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций – Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189–192) – конца XVII – начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной – типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI – Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI – Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами – типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама – типа: Хи-вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 – около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 – 70-е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR – Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной – Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.). Составление патриаршего свода 70-х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа-ма Палицына 1686 г. о даче им «книги летописной в десть, своих трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT – Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды, опять под видом Василия, бес явился молодому князю Мстиславу Святополковичу (сыну вел. князя Святополка II), легкомысленному и испорченному юноше, и объявил ему, что инок Феодор скрывает в своей келье клад, причем дал совет пытать его. Князь послал за ним и потребовал клад. Преподобный ответил, что отдал бы его охотно, но что он забыл, где закопан клад. Князь рассвирепел и, повинуясь бесовскому совету, приказал его пытать. Затем, чтобы обличить его, послал за Василием. На этот раз пришел истинный Василий. Но святой старец, уже 15 лет не покидавший своего затвора, даже не понимал, чего князь от него хочет. Тогда несчастный князь, совершенно обезумевший от гнева и вина, приказал и его пытать, а сам пустил в него стрелу. Прп. Василий сказал ему: «Этой стрелой скоро будешь ранен сам». Тогда оба старца, истекавшие кровью, были заключены в темницу, где в ту же ночь скончались. Братия выпросили их тела и с честью похоронили сначала в пещере, где они подвизались, потом перенесли в Ближнюю Антониеву пещеру, а окровавленные их власяницы благоговейно хранили.  А вскоре после того князь Мстислав был на войне ранен стрелой и, умирая, сказал: «Вот я умираю, наказываемый за преподобных Василия и Феодора!» Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (+ ок. 1098) Память его празднуется 28 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Ефрем происходил из боярского рода. В миру он был придворным и любимцем вел. князя киевского Изяслава Ярославича (1024—1078). Прп. Антоний постриг его, как и другого княжеского любимца прп. Варлаа-ма (память его 19 нояб.), что вызвало сильный гнев вел. князя, и печерские иноки должны были  на время удалиться в Черниговское княжество.  Тогда вел. княгиня Мария, родом полька, напомнила мужу гнев Божий, постигший ее отца, короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг Моисея Угрина (память его 26 июля), и вел. князь послал просить печер-ских иноков вернуться в Киев. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

и погребённого в Успенском соборе, в Кремле. Затем 27 июля он участвовал в наречении, а в воскресенье 3 августа – в интронизации Симоновского архимандрита Варлаа- —277— ма (1506–1511) в митрополиты Всероссийские 872 . Епископ Досифей, пребывая в Москве, несомненно, участвовал также в рукоположении многих иерархов Русской Церкви того времени и в других важных событиях, хотя в летописях имена участников чаще всего остались не указаны. В 1515 г. епископ Иосиф был поставлен в незадолго до этого покорённый Смоленск. Он был торжественно рукоположен «Преосвященным Митрополитом Варлаамом всея Руси и всем освященным Събором Рускиа Митрополиа» 873 . В июне 1518 г. в Архангельском соборе был погребён брат Василия III князь Семён Иванович Калужский, «а пел над ним Варлаам Митрополит всеа Руси и с епископы, и архимандриты, и игумены и с всеми священными Съборы» 874 . В стольный град традиционно для поклонения и «поновления» могли приноситься святые иконы. В 1518 г. в Русской Земле шли проливные дожди, что вызвало неурожай 875 . В связи с этим в Москву из Владимира были принесены образ Спаса Вседержителя и Богоматери Владимирской. Второго июня епископ Досифей возглавил встречу иконы за городом с крестным ходом с архимандритами, игуменами и священниками «на поле». А у Сретенского монастыря святые иконы встречал глава Церкви – митрополит Варлаам. «И от того часа Божиею милостию и молитвам Святыя Богородица облачное темное небо своими [с]тихиями благо и растворено бысть» 876 . Поновлял затем принесённые иконы сам митрополит Варлаам, с которым связано распространение на —278— Руси почитания Владимирской иконы 877 . Затем, после проводов икон, последовавших 15 сентября 1520 г., было установлено ежегодно совершать в этот день крестный ход 878 . Целый ряд летописных записей сообщает о построении в это время храмов в Москве и об участии епископа Досифея в торжествах их освящения. Осенью 1515 г. была «священна церковь святого Благовещенья в Воронцове Митрополитом Варламом, да владыкою Крутицким Достофеем» в присутствии княжеской семьи 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая апология, по свидетельству Евсевия (Ц. И. IV, 3, 1 — 2, где сохранен отрывок в несколько строк   ), была написана Кодратом и подана императору Элию Адриану (117 — 138 гг.) в 20–х годах П века. К тому же императору обратился и Аристид со своей апологией, переработка которой в конце прошлого века была обнаружена американским ученым Р. Харрисом в значительно более поздней «Повести о Варлаа- ме и Иоасафе». Из восьми сочинений, приписываемых Евсевием (Ц. И. IV, 18) Иусгину Философу, в действительности ему принадлежат только три, среди них две «Апологии» (первая — около 150 — 155 гг., вторая — около 164 — 165 гг.). У Евсевия (Ц. И. IV, 26,1; 27,1) сохранились сведения об Аполлинарии, епископе Иерапольском, обратившемся с речью к императору Марку Аврелию. Ему же принадлежали и другие сочинения апологетической направленности — «К эллинам» в пяти книгах, «Об истине» в двух книгах. Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал три апологии — против эллинов в двух книгах и апологию христианской философии. Возможно, после 165 года Тати- аном написано «Слово к эллинам». Мелитону, епископу Сардскому, помимо других сочинений вероучительной направленности, принадлежит апология, адресованная тому же императору (ок. 172 г.). Приписываемая Мелитону апология, сохранившаяся на сирийском языке, вероятно, относится ко времени императора Каракаллы (211 — 217 гг.). К тому же императору обратился Афинагор с «Прошением за христиан». Феофил Антиохийский (после 180 г.) написал три книги «К Автолику». Второй половиной П века датируется анонимное послание «К Диогни- ту». В это же время Гермий написал «Насмешку над языческими философами». В конце П — начале Ш века написаны так называемые «Высказывания Секста» — христианская переработка этических положений неопифагорейства, стоицизма и платонизма. Климент Александрийский посвятил первую часть задуманного им трехмастного сочинения апологетической теме («Увещание к эллинам» — начало Ш в.). Ориген в середине Ш века создает одну из самых значительных христианских апологий — сочинение «Против Кельса». К середине Ш века также относится написанное Григорием Чудотворцем сочинение «К Феопомпу о способности и неспособности Бога страдать». К жанру апологий возможно отнести и сочинения Евсевия Кесарийского «Евангельское при- уготовление» в 15 книгах (312 — 322 гг.) и «Евангельские доказательства» в 20 книгах. Кроме того, им же написана небольшая работа «Против Иерокла».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

Таким образом все три части Истории Афона, напечатанные у Фронцкевича, есть 2-е исправленное и дополненное издание ее. – Далее, в книге идет ряд документов, выписок из рукописных и печатных книг, заметок и т.п. (до 479 стр.), очевидно, предназначенных для приложения ко этому же отделению 3-й части Истории Афона, как можно заключить из того что они подписаны цензором для печати вместе с предыдущими. Здесь довольно много выписок из греческого синаксаря 1249 г. по рукописи, принадлежавшей о. Порфирию (см. Отчет Публичн. библ. 1883 г., стр. 93). Весьма интересны два отрывка о болгарах из катехизических поучений Феодора Студита (стр. 469) и из книги Аф. Комнина Ипсиланти (стр. 477). За этим следует как бы 2-я часть книги, состоящая не только из крупных статей, но и из множества мелких заметок, иногда помещенных на отдельных листках. Она начинается изображением лабиринта Соломонова, взятым из афонской рукописи. За этим следуют: α) 31 печатная страница статьи Недетовского: «Варлаа- митская ересь» из Труд. киевск. дух. ак. 1872, 2, стр. 317–357. β) Какой-то греческо-русский словарь, писанный рукой о. Порфирия, доходящий только до буквы Σ включительно, на 10 листках в 4-ку (стр. 3–24, между которыми есть белые). γ) «Проты св. горы Афонской и чиновники Византийские», в 2-х черновых списках, из которых 2-й более ранний (стр. 32–45). δ) «Воспоминания, сказания и свидетельства древних и новых писателей о горе Афонской, собранные и изложенные в хронологическом порядке Архимандритом Порфирием Успенским » (стр. 47–63). ε) Первый и второй уставы Афонской горы (стр. 65–154), греческий текст с русским переводом, хотя неполным, и дополнительными заметками. 1 -й устав частью напечатан в 3-й части Истории Афона в Труд. киевск. дух. ак. 1871, 11, стр. 244–258, а по изд. 1877 г., отд. I, стр. 79–89, 259–294; 2-й устав в 1-м изд. в Трудах киевск. дух. ак. 1873, 1, стр. 18–34; а во 2-м изд., отд. I, стр, 169–181 . ζ) Διγησης μερικ τν πιστολν Αλεξου βασιλως κα Νικολου πατριρχου, γενομνη κατ διαφρους καιρος и письменные сношения их с афонитами (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский (+ 1194) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 29 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поставместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых. Святитель Лаврентий полагал начало своему иноческому житию в Печерском Киевском монастыре. Но потом он удалился в Димитри-евский монастырь, основанный прп. Варлаа-мом (память его 19 нояб.), и стал там затворником, потому что после искушения, постигшего прп. Никиту (память его 31 янв.), затворнический подвиг был в Печерском монастыре воспрещен. Однажды привели к свт. Лаврентию одержимого, чтобы он помолился о нем и исцелил его, но преподобный отец послал его к печерским отцам. По дороге бес устами одержимого поведал ему, что он боится тридцати печерских подвижников, а с остальными ведет еще борьбу. Когда приблизились к святым вратам обители, нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здравым вместе с прочими вошел в монастырь. Когда же его спросили, кто исцелил его, исцеленный указал на чудотворную икону Божией Матери и сказал: «Тридцать мужей с Нею сретили нас, и я исцелился». Впоследствии свт. Лаврентий был возведен на Туровскую кафедру. • Св. Лаврентий вносился в списки святых и как преподобный, на основании подвига затворничества. • Димитриевский монастырь находился в самом Киеве, он был построен вел. князем Изяславом Ярославичем в честь ангела своего великомученика Димитрия. • Согласно летописям, — в 1182 г. Туров был столицей Турово-Пинского княжества. Туров и Пинск располагались в среднем течении р. Припяти. Ныне это поселок городского типа в Житковычском р-не Гомельской обл., в Белоруссии (Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436871/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (+ ок. 1098) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Ефрем происходил из боярского рода. В миру он был придворным и любимцем вел. князя киевского Изяслава Ярославича (1024—1078). Прп. Антоний постриг его, как и другого княжеского любимца прп. Варлаа-ма (память его 19 нояб.), что вызвало сильный гнев вел. князя, и печерские иноки должны были на время удалиться в Черниговское княжество. Тогда вел. княгиня Мария, родом полька, напомнила мужу гнев Божий, постигший ее отца, короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг Моисея Угрина (память его 26 июля), и вел. князь послал просить печер-ских иноков вернуться в Киев. Впоследствии прп. Ефрем стал епископом Переяславским, много послужил Церкви Бо-жией и воздвиг много храмов. • Память 28 янв. установлена в день памяти прп. Ефрема Сирина (+ 373—379). • Прп. Ефрем, не желая навлечь новые испытания на печерских иноков, отправился странствовать по святым местам. Он посетил Святую гору Афон и потом был насельником одного из монастырей в Константинополе (ныне Стамбул, столица Турции). Через прп. Ефрема прп. Феодосий получил Студийский устав монашеской жизни, введенный в Киево-Печерской обители. • В 1072 г. прп. Ефрем поставлен епископом в Переяславль, преставился преподобный в 1096 г. (по другим источникам — 1098, 1105). • Переяславль со второй половины XI в.-центр Переяславского княжества. В 1943 г. город переименован в Переяслав-Хмелъницкий, ныне это районный центр Переяславского р-на Киевской обл., на Украине (Хмельницкая епархия Украинской Православной Церкви). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436859/

   001    002    003   004