Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/Имеретинской ...

[груз. ] (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп. Александра I в присутствии Католикоса-Патриарха Грузии Антония II, главноуправляющего А. П. Тормасова и др. гражданских и военных чинов А. публично оскорбил архиеп. Варлаама Эристави (буд. Экзарх Грузии) и известного церковного деятеля прот. Алексия Петриашвили. Вскоре после этого А. был уличен в финансовых и служебных злоупотреблениях и предан церковному суду ГПЦ, по решению к-рого был отстранен от управления Тбилисской кафедрой, запрещен на 6 месяцев в служении и сослан в Гареджийскую пуст. Но А. не подчинился указу суда и отправил неск. ходатайств об амнистии императору. В 1813 г., уже после упразднения автокефалии ГПЦ, император разрешил митрополиту приехать в С.-Петербург и предстать перед Святейшим Синодом для рассмотрения своего вопроса. Но А. скончался, так и не осуществив этой поездки. Погребен в Тбилисском Сионском соборе.

http://pravenc.ru/text/76244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНО-ИМЕРЕТИНСКАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОНТОРА высший орган управления Грузинского Экзархата, образованный указом российского имп. Александра I Павловича 30 авг. 1814 г. Офиц. открытие состоялось 8 мая 1815 г. в Тифлисе: в кафедральном соборе Сиони экзархом митр. Варлаамом (Эристави) была совершена литургия, а затем отслужен благодарственный молебен о здравии императора и всего царствующего дома. Создание Экзархата в 1811 г. и вслед за тем Г.-И. с. к. обозначало конечный этап включения Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви. Экзархат первоначально управлялся дикастерией, к-рую возглавлял экзарх. В 1814 г. она была преобразована в Г.-И. с. к., что повышало статус этого учреждения. Дикастериями в 1-й пол. XVIII в. в нек-рых российских епархиях назывались органы епархиального управления, аналогичные духовным консисториям, в то время как Московская синодальная контора имела более высокий ранг, ее председателем являлся митрополит Московский. Полномочия Г.-И. с. к. были более обширными, чем Московской, т. к. Г.-И. с. к. была органом управления всеми епархиями Экзархата. Председателем Г.-И. с. к. являлся экзарх Грузии с титулом «митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский». Первоначально членами конторы также были епископ Телавский и Грузино-Кавказский, 2 архимандрита и 2 протоиерея. Члены Г.-И. с. к. назначались Святейшим Синодом по представлению экзарха. Впосл. состав конторы менялся: в 1900 г. в нее входили экзарх, еще 1 архиерей, 3 архимандрита и 1 протоиерей, к 1917 г.- экзарх, 3 архимандрита и 1 протоиерей. В 1898-1901 гг. членом конторы был сщмч. архим. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский). При Г.-И. с. к. существовала канцелярия, управление к-рой возлагалось на прокурора, подчинявшегося не только экзарху, но и (подобно епархиальным секретарям духовных консисторий) обер-прокурору Святейшего Синода. Однако статус прокурора был выше статуса консисторских секретарей. Он назначался из лиц, знающих рус. и груз. языки. В штатах канцелярии первоначально также состояли 3 обер-офицера (находились в Гори, Телави и Кутаиси), к-рые занимались в основном надзором за состоянием имений Экзархата и управлением ими, и 2 секретаря, отчитывавшиеся в докладах о церковных делах Центр. и Вост. Грузии и Зап. Грузии. По штатам 1860 г. в канцелярии числились прокурор, 2 помощника прокурора, казначей, архивариус-журналист и 4 канцелярских служителя, не имевшие чина; в 1900 г.- прокурор, 2 секретаря по отд-ниям (груз. и имеретинскому), 4 столоначальника, бухгалтер-казначей-экзекутор, архитектор, архивариус-регистратор и 2 переводчика.

http://pravenc.ru/text/168195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) [груз. ] (Эристави) (8.08.1763, Ксанское эриставство - 18.12.1830, Москва), митр., экзарх Грузии (1811-1817). Из рода эриставов Ксанских, сын эристава Давида. Начальное образование получил дома. В 1784 г. окончил Тбилисскую ДС. Со времени учебы в семинарии ему покровительствовал Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788), под рук. к-рого В. изучал духовную и светскую лит-ру и богословие. Молодой иеромонах (точная дата пострига неизвестна) пользовался большим авторитетом при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798). После кончины Антония I Ираклий II собирался возвести В. в сан Католикоса-Патриарха, но по совету наследника престола, царевича Георгия (буд. и последнего царя Георгия XII - 1798-1800), царь и церковный Собор поддержали кандидатуру молодого митр. Антония (Багратиони) (Католикос-Патриарх Антоний II , 1788-1811), сына Ираклия II; В. занял Ахталинскую кафедру. В 1794 г. он отбыл в Россию и поселился в С.-Петербурге, в Александро-Невском монастыре. С 1801 г. В. был советником (или помощником) митр. С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . В марте того же года стал членом Синода РПЦ. В. изучил рус. язык, иврит, рус. лит-ру, возродил груз. типографию, к-рую основал груз. царь Арчил в 1705 г., издал более 20 книг, в т. ч. труды Католикоса-Патриарха Антония I и свою «Грамматику грузинского языка». В 1808 г. В. отозвали в Грузию с поручением составить совместно с ген. А. П. Тормасовым (главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии) и груз. духовенством проект реорганизации Грузинской Церкви. В июле 1809 г. в письме на имя обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына ген. Тормасов предложил создать в Грузии духовную дикастерию по образу существовавших в России (Акты 4. 140). Католикос-Патриарх Антоний II должен был учредить дикастерию и возглавить ее, предполагалось, что В. будет его заместителем. После отъезда Католикоса-Патриарха Антония II в Россию в нояб. 1811 г. В. был назначен временным управляющим груз. духовенством, и разработка проекта учреждения духовной дикастерии была поручена ему.

http://pravenc.ru/text/154217.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @17972@ Подпись к иллюстрации: Митр. Варлаам (Эристави), экзарх Грузии. Портрет первой четверти XIX века (РГИА) Размер файла: 53.98 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 27.05.2019 21:09:07 Эта иллюстрация использована на страницах: ВАРЛААМ (ЭРИСТАВИ)

http://drevo-info.ru/pictures/17972.html

После 1885 г., пройдя через череду структурных изменений, Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви состоял из 4 епархий и 2 викариатств: 1 . Карталинская (30.08.1814 присоединена митрополия Тифлисская, в 1829 г. – Акисская, в 1837 г. – возобновленная Сигнахская епархия). При епархии учреждено 2 викариатства: Горийское и Алавердское. 2 . Имеретинская. 3 . Гурийская. 4 . Сухумская. Местопребывание Экзарха – в г. Тифлис (Тбилиси), столице Грузии. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и (с 1814 г. ) Имеретинский Варлаам, кн. Эристави; последующие Экзархи – из русских архипастырей. «...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году перестало быть звание Католикоса, вместо коего ... наименование Экзарха Грузии и Имеретии получил Преосвященный Варлаам, митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. C. 19). 1257 Кроме кафедрального наименования, правящий архипастырь (обычно в сане архиепископа) титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. (Краткое изложение последовательного формирования Экзархата см., напр.: ЦВ. 1901. 2.) В марте 1917 года в связи с провозглашением самочинной «автокефалии» (12.03.1917) и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви Экзархат Грузии был ликвидирован. С 13.08.1917 последний Экзарх Грузии Платон (Рождественский), управляющий русскими приходами в Грузии, именуется митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. 13.09.1917 было вынесено определение Св. Синода о прибавлении к титулу митрополита Тифлисского слов «и Бакинский» и слиянии оставшейся территории бывшего Бакинского викариатства с новоучрежденной Елисаветпольской (Кировабадской) епархией. Кавказский Экзархат существовал по 1920 г. Именовалась: Мцхтская и Карталинская, Грузинский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1788 году, после смерти Католикоса-Патриарха Антония I, в возрасте 25 лет был избран его преемником. После присоединения в 1801 году Картли-Кахетинского царства к России, 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад российского Святейшего Синода о церковном управлении в Грузии, по которому автокефалия и Патриаршее достоинство Грузинской Церкви были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством ставился митрополит Мцхетский и Карталинский Варлаам (Эристави) с присвоением ему титула члена Святейшего Синода и Экзарха Грузии. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял с Антония сан Католикоса-Патриарха. Антоний удалился на покой в Нижний Новгород. Ему были пожалованы зелёная бархатная мантия, орден св. Андрея Первозванного, карета, годовая пенсия в размере 54 тысяч рублей ассигнациями и штат первоклассного митрополита. Погребён в Благовещенском соборе Нижнего Новгорода; в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Священный Синод ГПЦ также принял решение о создании комиссии по изучению нарушений нравственных норм. В нее вошли митрополит Самтависский и Горийский Андрей (Гвазава) и епископ Гардабанский и Марткопский Иаков (Якобашвили), сообщает Грузия Онлайн . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Николай Бердяев – нефилософ, христианский анархист, пророк от метафизики? Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Для нормализации отношений с мусульм. духовенством в целях умиротворения Кавказа Е. считал необходимым учитывать культовые особенности ислама, в т. ч. обычай паломничества в Мекку. Однако в 20-х гг. он регулировал хадж , т. к. считал, что многочисленные паломничества на территорию Османской империи могли иметь негативные последствия для России. В 1822 г. Е. писал главе российского МИД гр. К. В. Нессельроде: «...возвращаясь оттуда, не только привозят они (жители мусульм. областей.- В. М.) нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков Турок против Христиан и, почитая Султана главою закона своего, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление Христиан ненаказываемым. Размножение подобных понятий не может быть выгодным Правительству». Вскоре Нессельроде уведомил Е. о согласии императора на временное запрещение поездок кавк. мусульман в Мекку: «...сие временное запрещение имеет прекратиться с переменою и устройством дел на востоке, и с сим уверением для будущего, оно, конечно, не потревожит ни совести Магометанских почитателей, ни доверенности их к благорасположению Правительства». Результативные меры Е. резко подняли авторитет российской администрации и войск в горных районах, что побудило и современников за рубежом признать эффективность его политики. В частности, англичанин П. Камерон отмечал: «В период его правления широко бытовало утверждение о том, что любой ребенок, даже с суммой денег, мог пройти через подвластные ему (Ермолову.- В. М.) провинции, не подвергаясь никакой опасности». Действия экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави ; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) и архиеп. Алавердского и Телавского Досифея (Пицхелаури), направленные на увеличение церковного имущества и земельной собственности в Грузии, привели к всплеску недовольства со стороны груз. дворянства. Местные архиереи стремились достичь своей цели с помощью деятельности Осетинской духовной комиссии, созданной для распространения христианства среди кавк. горцев (позже по инициативе кавк. наместника кн. Барятинского ее функции были переданы Обществу восстановления православного христианства на Кавказе ): конфискация имений в церковную казну под предлогом фиксации средств для существования комиссии привела к недовольству среди местного населения. На волнения последовала резкая реакция Е., выступившего за спокойствие в регионе: он был категорически против массового крещения осетин, стимулированных заверениями местных священнослужителей о дальнейшем освобождении их от старых владельцев и о переходе их в церковную юрисдикцию. Е. оценил работу комиссии как противоречившую общей политике России в Грузии и Осетии, назвав действия ее представителей «своевольством». Конфликт Е. с Грузинским экзархом и руководством Осетинской комиссии привел к увольнению с поста экзарха Грузии митр. Варлаама и архиеп. Досифея.

http://pravenc.ru/text/190211.html

В Воронеже под рук. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сент. 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил ее из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам С. О. Шмидта, Е. «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка - выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения» ( Шмидт. 2001. С. 12). В 1800 г. митр. Амвросий поручил Е. составить ответ на представленный имп. Павлу I ген. иезуитского ордена Г. Грубером проект соединения правосл. и католич. Церквей. Результатом работы стала записка Е. «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в С.-Петербурге Ахталинским еп. Варлаамом (Эристави ; впосл. митрополит и экзарх Грузии) побудила Е. к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (СПб., 1802). В 1803 г. Е. была поручена миссионерская работа среди духоборцев с. Чудова, о чем он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» (опубл.: ЧОИДР. 1874. Кн. 4. Отд. 5. С. 137-145) и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом. В этот период под наблюдением Е. был сделан перевод труда А. Л. Шлёцера «Нестор», посвященного раннему рус. летописанию (1-й т. изд. в 1809). В опубликованном под редакцией А. Щекатова и Л. М. Максимовича «Географическом словаре Российского государства» (М., 1801-1809. 7 ч.) Е. бесспорно принадлежит 59 статей.

http://pravenc.ru/text/186969.html

И. описал одно из дел ГПЦ, имеющее важное значение для истории Грузинского Экзархата РПЦ и касающееся вопроса об имущественном положении Церкви и рус. церковного правления в Грузии. В 30-х гг. XIX в. в Грузию были направлены 2 сенатора «для обревизования края». Они отметили, что ГПЦ «владеет огромными имениями, а управляет ими дурно; экзарх и контора копят только деньги и накопили большие суммы, а между тем древние соборы разрушаются и гражданское ведомство имеет много крайних нужд» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 69). Министр внутренних дел (вероятно, Д. Н. Блудов ), намереваясь основать в Грузии приказ общественного призрения, представил имп. Николаю I утвержденный имп. Александром I Павловичем в 1811 г. доклад Синода с росписью доходов и расходов ГПЦ, где в т. ч. было указано, что на богоугодные заведения должно ежегодно выделяться 3 тыс. р. серебром, а также, после кончины заштатных архиереев и настоятелей мон-рей, средства из Пенсионного фонда. Министр предложил взыскать с церковного управления в Грузии эти средства с учетом процентов и выделить из них необходимую сумму на устройство приказа общественного призрения. По поручению Синода, не имевшего этих средств, И. пересмотрел все груз. отчеты и дела начиная с 1811 г. и выяснил, что экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) в нач. 10-х гг. XIX в. произвел ошибочные расчеты доходов и расходов ГПЦ. Сведения были представлены имп. Николаю I, к-рый приказал отменить ежегодный перевод в казну суммы, определенной указом 1811 г. В Тифлисе было учреждено попечительство о бедных духовного звания, содержавшееся на деньги из груз. церковных доходов (1300 р. серебром); также государь постановил передать накопленный с 1811 г. капитал в 500 тыс. р. министру внутренних дел. По поручению Синода, считавшего сумму преувеличенной, И. вторично пересмотрел документацию и выяснил, что в состав накопленного капитала вошли суммы, не подлежащие передаче в др. ведомство (свечной налог, денежные вклады на поминовение, выручка за метрические листы и т. п.). И. были пересчитаны все доходы Грузинского Экзархата с 1811 г., из исходной суммы были исключены непрофильные средства, в результате чего министру было передано ок. 200 тыс. р., а остаток был восстановлен на счету ГПЦ (Там же. С. 70-72).

http://pravenc.ru/text/Исмайлов.html

  001     002    003    004    005