10). Мы избавляемся от ветхого, чтобы облечься в нового. И этот новый человек постоянно обновляется. Если мы пребываем в таком состоянии, то становимся всё лучше и лучше. Мы очищаемся и обновляемся, как сказал апостол Павел, «в познании по образу Создавшего его», то есть приходим в познание того, какими мы должны быть, в чем состоит образ Божий, и так совершенствуемся. Далее апостол Павел перечисляет признаки обновленного человека: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во во всем Христос» (ст. 11). Все различия между нами теряют значение, потому что в нас изображается Христос. Тот Христос, Который должен явиться во славе, должен изобразиться в нас сейчас, потому что Он — наша жизнь. Если этого не произойдет, то мы окажемся Ему чуждыми, хотя, конечно, как и все люди обязательно увидим Его во славе. Все народы увидят Его, все восплачут, но одни — от умиления и радости, а другие — от горького сожаления. «Нет ни Еллина, ни Иудея». У эллинов была изощренная, изысканная культура, но в то же время оскверненная пристрастием к земному, развращенностью, вплоть до всевозможных видов разврата, и хотя, может быть, она и была озарена поисками истины, но все же оставалась чуждой ее. Иудеям было дано Откровение Божие, поэтому у них было познание истины, но одновременно была и гордость, часто неоправданная, потому что многие из иудеев были  недостойны дарованного им. И апостол Павел говорит, что это различие между людьми теряет всякое значение. Сейчас для нас эллин — это хороший человек, а иудей — преступник, который якобы во всем виноват. Такое у нас расхожее представление. Тогда же было наоборот: иудей был человеком, принадлежащим к Церкви, знающим Откровение, а эллин — человеком, чуждым этой Церкви. Но во Христе эта разница исчезает, потому что и эллин приобщается к Церкви, и иудей получает полноту знания того, что было только обещано, но еще не раскрыто в Ветхом Завете. Ни обрезание, ни необрезание не имеют уже значения по той причине, что этот признак принадлежности к Церкви, существовавший со времен Авраама до пришествия Христова, потерял значение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

10. Церковь есть святая и соборная Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Ин.17:17,19 . Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф.5:25 –27. Извергните развращенного из среды вас. 1Кор.5:13 . Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». 2Тим.2:19 . Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Кол.3:11 . Верующие благословляются с верным Авраамом. Гал.3:9 . Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Мф.16:18 . В ночь Своих страданий Господь Иисус Христос так молился к Богу Отцу об учениках Своих и в лице их обо всех верующих: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Но все верующие в Иисуса Христа образуют собою Церковь . Посему в этих словах Спасителя дается ясное указание на новое свойство Церкви, именно на ее святость. Как тьма несоединима со светом, так святость несоединима с грехом. Святость предполагает совершенное отсутствие греха. Значит, Церковь не имеет в себе ничего греховного, никакой скверны или порока. Истину эту мы и выражаем в девятом члене символа, называя Церковь святою. Спрашивается теперь, почему Церковь свята? До пришествия в мир Спасителя все люди были подвержены греховному рабству; кроме грехов личных первородный грех тяготел над всеми ими, и не было никого, кто мог бы избавить их от греха. Только Один Сын Божий мог избавить нас от рабства греху, сделать чистыми и святыми. И когда пришло время, Он, по беспредельной любви к нам, воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял, по слову пророка, наши немощи и понес наши болезни. Дело искупления нас от грехов Господь совершал в продолжение всей Своей жизни, но окончательно совершил его через Свои крестные страдания и смерть. С креста Он Сам указал на совершение этого дела, когда изрек: «Свершилось». С этого времени Христос стал краеугольным камнем и главою Церкви, о которой некогда предрекал Петру: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». С этого времени Он приобрел право подавать всем верующим в Него благодать делаться чистыми от грехов, святыми. Вот почему несомненно, что святость Церкви происходит прежде всего оттого, что Церковь освящена Иисусом Христом через страдания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

12 погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых; 13 и вас, мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей, Он оживил вас вместе с Ним, простив нам все согрешения. 14 Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту. 15 Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте. 16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы; 17 это есть тень будущего, тело же – Христово. 18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом 19 и не держась Главы, от Которой всё Тело, суставами и связями живительно снабжаемое и слагаемое, растет ростом Божиим. 20 Если вы умерли со Христом для стихий мира, почему, как живущие в мире, даете вы подчинять себя постановлениям: 21 не прикасайся, не вкушай, не трогай, 22 – (всё то, что обречено на уничтожение от употребления), – по заповедям и учениям человеческим? 23 Это всё имеет видимость мудрости в произвольном служении и смиренномудрии и изнурении тела, – не к какой-либо чести, а к пресыщению плоти. Глава 3 1 Итак, если вы были воздвигнуты со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога; 2 о горнем помышляйте, не о том, что – на земле. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге: 4 когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе. 5 Итак, умертвите земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за что приходит гнев Божий, 7 в чём и вы некогда ходили, когда жили так. 8 А теперь и вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших. 9 Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, обновляемого к познанию по образу Сотворившего его. 11 Здесь нет Еллина и Иудея, нет обрезания и необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но всё и во всех – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1 . Учение Православной Христианской веры не изобретено самими людьми, но открыто им Самим Богом, потому называется оно Откровением Божественным, Божиим. Открыто оно для того, чтобы люди могли правильно и спасительно веровать в Бога и достойным образом чтить его. 2 . Человек может познавать Бога и сам собою, без Откровения Божия, например, из рассматривания сотворенных от Бога вещей ( Рим.1:20 ), как то: что Бог есть, что Он всемогущ, премудр, всеблаг, вездесущ, и т. п. 8 Но это познание несовершенно и недостаточно, и может только приготовлять к вере и помогать познавать Бога из Его Откровения. 3 . Пример на это – святая великомученица Варвара. Она отчасти познала Бога из рассматривания природы, но вполне научена была сему знанию крестившим ее священником (Чет.Мин. 4 дек.) . 4 . Бог дал свое Откровение для всех людей, потому что оно нужно и спасительно для всех них; но так как не все люди способны принять Откровение прямо от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела, то Бог избрал особых провозвестников Своего Откровения, которые, приняв Откровение от Него, передали бы его всем, желающим принять. 5 . Примером на это: евреи при горе Синае. Когда Бог изрекал им Свои 10 заповедей с горы Синая, то им показалось очень страшно беседовать с Богом; посему они сказали Моисею: „лучше говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть“ ( Исх.20:19 ). 6 . Провозвестником Откровения своего Бог избрал следующих праведных людей из рода человеческого: Адама, Ноя, Авраама, Моисея и других пророков 9 . Но они приняли и проповедовали только начатки Откровения Божия, в полноте же и совершенстве принес его на землю Сам воплотившийся Сын Божий Иисус Христос и распространил по всей вселенной чрез своих учеников и Апостолов. 7 . Апостол Павел так говорит об этом: Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам (т. е. предкам) чрез пророков, в последние дни (т. е. наконец) говорил нам в Сыне (т. е. сообщил в полноте и совершенстве волю Свою чрез Единородного Своего Сына, Иисуса Христа) ( Евр.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

22-й стих в нескольких словах рисует всю жизнь Египта: „и поразит Господь Египет.... и исцелит“. 23 . В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. 24 . В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, 25 . которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль! Мы постоянно приходим к пророчествам древнейшим, обнимающим все человечество в благословении Господнем. „Благословятся в тебе все племена земные“, глаголал Господь верному Аврааму ( Быт. 12:3 ). „Веселитесь язычники с народом Его“, говорил от имени Господа,-Моисей ( Втор. 32:43 ). Та же мысль повторяется и в пророчествах Исаии XI, 16 837 и в настоящем пророчестве. Для сынов Божиих, просвещенных светом Евангелия, древний мир теряет свою замкнутость; „несть Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни Скифа.... но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ). К исполнению повеления Божия содействовали и события, ведомые тою же премудростью Божиею. Исчезли жестокие монархии Месопотамские; утратила власть и более мягкая и человечная Персия, сошли с власти и Греки, хотя при двух последних Арийских государствах средства сообщения сделались и легче и безопаснее. Наконец овладевает миром строгий, но глубоко разумный в государственном отношении Рим. При владычестве его не только водворяется полная безопасность сообщений, так как он грозно карает нарушителей законов, – но еще создаются такие дороги, которых не знал древний мир 838 . Большая безопасная дорога из глубины Азии от Бактрии до Ливии, с разветвлениями на север к Кавказу, на юг к Индии и к Аравии, способствует благой проповеди о спасении всего человечества: в этом спасении участвует не один Израиль, с ним вместе, как братья его,-названы как представители всего язычества Египтяне и Ассирия 839 . Сион, – Сион высший, духовный, горний Иерусалим (не земной, который разрушен) есть та гора, к которой текут народы, как указывал пророк Исаия II, 2 и сл. XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—239— счастливая, и когда потом распоряжается на заводе, то чувствуется в ней большая сила. Ее все боятся и дома, и в селе, и на заводе». 168 Такова беспощадная логика «овражной» жизни, и против нее автор пользуется самым сильным аргументом: показывает ее нравственную несостоятельность. Главная героиня повести, Липа, как бы «выпадает» из этой логики, живет вне ее с самого начала. «Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски – доверчиво и с любопытством». 169 Собственно, этот взгляд – важнейшая из конкретных немногих деталей внешнего облика Липы, сообщенных автором. Чехов настойчиво подчеркивает детское начало в душе героини. Формально, «логически» для Липы не закрыт путь, на котором властвует Аксинья, но мы сразу чувствуем, что то не для нее: для этого она слишком чиста и по-детски невинна. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:1–3 ). Настойчивое подчеркивание автором «детского» в Липе имеет глубочайший смысл. Она – «не от мира сего». То есть чужая «в овраге». И действительно, за все время жизни в доме Цыбукиных Липа так и не привыкла к своему новому положению: она ощущает себя кем угодно, но только не хозяйкой, не собственницей. Недаром, лаская маленького сына, единственного наследника значительного состояния, она приговаривает: «Ты вырастешь большо-ой, большой! Будешь ты мужик, вместе на поденку пойдем! На поденку пойдем!». 170 Принятие наследства есть и приятие на себя греха, сопряженного с этим наследством. Липа бессознательно выражает это в своем особом представлении о будущем сына: «на поденку пойдем», то есть: наследство не наше. Можно бы усомниться: она просто наивна («глупенькая», как называет ее Варвара) и не понимает своего положения. Нет, чеховская деталь точна: наивность неоднократно подчеркивается автором именно в Аксинье, это она «не понимает» истины, Липа же пребывает вне лжи «оврага».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Самое вступление Христа в мир связано и оплачено мученической кровью, и прежде всего младенцев Вифлеемских, убиенных Иродом. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ; Мф. 2:18 ), но неужели этот плач не досягает слуха и Самого Богомладенца? А о Его земной жизни говорится как о служении страждущему человечеству, подвиге сострадания. Он ходил по всем городами селам, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Видя толпы народа, «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны» ( Мф. 9:35–6; 4:23–4 ). Тогда сожалел и сострадал, мог прослезиться у могилы Лазаря и внять скорби Наинской вдовы и Иаира, был целителем и утешителем, врачом душ и телес, а после Вознесения Своего и удаления из мира удалил ли Он от Себя эту жалость и сострадание, стал ли глух к этому воплю земли страждущей? 24 Воцарение Христа есть предмет последней главы «Агнца Божия». К этой книге и отсылаем читателя. 25 Слова Апостола, сказанные им о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ) относятся не только к нему, но и ко всему человечеству, к избранным духовно, но всем – динамически, как превозмогающая сила жизни, в известном смысле ее закономерность. Апостол говорит о тайне Христовой ( Кол. 1, 27; 11, 2 ), об «образе создавшего человека, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3, 10–11), ибо с главы все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2, 19). 26 Эту мысль можно выразить и на языке евхаристического богословия как совершившееся преложение крови и воды Св. Грааля в прославленное тело и кровь Христову, с которыми Христос во славе является на земле. В этом Его присутствии в мире уже отожествляются Св. Грааль и Евхаристическая чаша, небо соединяется с землей, «Бог будет обитать» (21, 3) с народом Своим и вся жизнь будет Тайная Вечеря, (нрзб) чаша Св. Грааля остается в мире священным залогом нового, второго, пришествия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ? Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мёртвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой. Извергните развращенного из среды вас (1Кор 5.13). Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: “познал Господь Своих”; и: “да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа” (2 Тим 2:19). 268. ПОЧЕМУ МЫ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕМ СОБОРНОЙ? Церковь называется Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. Ап. Павел говорит, что благовествование… пребывает… во всем мире, и приносит плод, и возрастает (Кол 1:5-6); и что в Церкви христианской нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11). Верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:9). 269. КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЕТ ЦЕРКОВЬ? Важное преимущество Кафолической Церкви состоит в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата ада не одолеют её, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. “Несомненно исповедуем, как твёрдую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Св. Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения” (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). 270. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению ап. Павла, есть глава Церкви, и Он же спаситель тела (Еф 5:23) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, т.е. членом Кафолической Церкви. Ап. Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

6. Если же ты хочешь, то можешь видеть то же и из примера злого духа. Что ниже дьявола гордого, и что выше человека смиряющего себя? Тот пресмыкается по земле, находясь под нашей пятой ( " даю вам власть наступать " , говорится, " на змей и скорпионов " — Лук. 10:19; Псал. 90:13), а этот находится с ангелами на небесах. Если же ты хочешь знать то же из примера людей гордых, то представь себе того варвара, который имел великое войско и не знал даже того, что всем известно, как например: что камень есть камень и идолы — идолы, а потому был ниже этих самых вещей. Напротив благочестивые и верные возносятся выше солнца; а потому, что может быть выше их? Они перелетают самые своды небесные и, оставив за собой ангелов, предстоят самому престолу Царя. Наконец, чтобы тебе еще более увериться в низости гордых, я спрошу тебя: кто унижается, — тот ли, кому вспомоществует Бог, или тот, кому Он противится. Итак, слушай, что говорит Писание о том и другом: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (1 Петр. 5:5). Еще спрошу тебя о другом: кто выше, — священнодействующий ли и приносящий жертву перед Богом, или тот, кто не имеет дерзновения приступить к Нему? Но ты скажешь: какую жертву приносит смиренный? Послушай Давида, который говорит: " жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Псал. 50:19). Видишь ли чистоту смиренного? Обрати же внимание и на нечистоту гордого. О нем говорит Писание: " нечист пред Богом всякий надменный сердцем " (Прем. Солом. 16:5). Притом в первом обитает сам Бог: " на кого Я призрю " , говорит Он, " на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим " (Иса. 66:2), а последний мучится вместе с дьяволом, — надменный потерпит то же, что и дьявол. Потому и Павел говорит: " чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом " (1 Тим. 3:6). Таким образом, с ним случится противное тому, чего он желает. Он хочет гордиться для того, чтобы его почитали; а между тем, если кто более всех подвергается презрению, то это он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

6 . «И вы – тело Христово, а порознь – члены ( μλη κ μρους)» ( 1Кор. 12: 27 ). В первой части этого стиха мысль апостола Павла направлена к Евхаристии, во второй – ко крещению. Для него крещение и Евхаристия неразрывно связаны: одно не может быть без другого. Следовательно, крещение может быть понято только в свете учения о Теле Христовом. В Евхаристии верующие становятся Телом Христовым благодаря приобщению евхаристическому хлебу и вину, потому что в крещении они уже стали «новой тварью». Оставаясь в старом зоне, Церковь принадлежит новому зону. Все, что было старого, исчезло, и родился новый мир ( 2Кор. 5, 17 ). Это новое есть новая тварь Божия, первенец Которого – Христос в Духе и через Дух. Вот почему присоединение к Церкви есть творческий акт Бога. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). Творческим актом крещеный присоединяется к Телу Христову и становится членом этого Тела. Все те, кто введены в одно Тело, напоены одним Духом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12, 13 ) 231 . Крещение одним Духом в одно Тело Христово создает онтологическое единство всех членов Церкви через единство с Телом Христа. Члены Тела Христова едины между собой, потому что онтологически они одно с Христом в Его Теле. Апостол Павел утверждает и энергично настаивает на этом онтологическом единстве членов Тела Христова, единстве, которое уничтожает различие между иудеем и эллином, между свободным и рабом. Апостол Павел повторяет это в различных посланиях. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе – πντες γρ μες εΤς στε νΧριστφ ησο» ( Гал. 3: 28 ). «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» ( Рим. 10: 12 ). «...Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3: 11 ; ср.: Еф. 3: 6 ). Во всех этих отрывках о единстве всех в Теле Христовом апостол Павел исходит из крещения, но его мысль немедленно обращается к Евхаристии, где это единство актуализуется. Онтологическое единство членов Церкви, на котором настаивает апостол Павел (что доказывает, насколько он считал его важным для понимания природы Церкви), вытекает из онтологического единства Тела Христова, но с другой стороны, онтологическое единство членов Церкви есть начало того, что они в Теле Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010