Святые юродивые посещали храм Божий, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, относились к Таинству Евхаристии с чрезвычайным благоговением. Правда, делали они это крайне редко, почитая себя недостойными. Так, св. блж. Евфросиния Колюпановская причащалась один раз в год в Великий Четверг. Св. блж. Домна любила молитвенно уединяться в церкви, когда не было прихожан. Когда же народу в храме было много, то она юродствовала: переходила с места на место, разговаривала, гасила и переставляла свечи, клала их себе в узлы 86 . Св. блж. Варвара Скворчихинская за все долгие годы затвора (с 1930 по примерно 1952 г.) ни разу не была в храме, который в Скворчихе закрыли в конце 1920-х гг., однако, как отмечает жизнеописатель, блж. Варвара никогда не отходила от Церкви, её причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям св. Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя 87 . Св. блж. Матрона Московская, исцеляя больных, требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Некоторым посетителям она рекомендовала не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в церкви. Всем наказывала обязательно носить нательный крест 88 . Святые юродивые жены имели духовных наставников, не полагаясь на свою человеческую мудрость. Так, св. блж. Евфросиния духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме священника Павла Просперова (впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Павлин) 89 . Святые юродивые юродствовали с целью достижения полнейшего смирения, они почитали себя хуже всех. Св. блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая, спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак» 90 . В этом смысле ни в коем случае нельзя согласиться с так называемым светским, или культурологическим, взглядом на юродство, согласно которому юродство есть величайшая гордыня, скрываемая за безграничным самоуничижением. Именно эта мысль проходит красной нитью в трудах современного византолога С. А. Иванова , пользующихся сегодня большой популярностью 91 . Православный взгляд на юродство как раз прямо противоположен: юродство – это борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха – самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях 92 . Юродивый своим юродством пытается обойти самый опасный подводный камень при стремлении к святости – гордость быть избранным Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая, в период своего странствования между Саровом, Дивеевом и Ардатовом ходила по улице в одном и том же виде, не разбирая погоды; летом жила в лесу; когда она появлялась в Дивеево, то «тело её было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали» 197 . Она часто была искусана собаками, избита людьми. Следует отметить, что в жизнеописании св. Марии Ивановны мы сталкиваемся с редким случаем в женском юродстве – обличением в грехах в миру: «Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно её не любили» 198 . Во время жизни в Дивеевской обители св. Мария безропотно терпела болезни, немощи. Так, сломав руку в кисти, отказалась от доктора и пролежала в одном положении, положив руку на подушку, шесть месяцев, не вставая и не поворачиваясь, мочась при этом под себя. При этом «сделалис у неё пролежни такие, что оголилис кости и мясо висело клочъями» 199 . После восьми лет жизни в холодной келии она лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм. В более спокойные времена она «расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать» 200 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, как уже ранее отмечалось, начала подвиг юродства с затворничества. Однако особый образ жизни был избран святой подвижницей еще раньше: закончив Уфимское епархиальное женское училище в 1909 г. и получив статус домашней учительницы, она отказалась от замужества, оставила своих близких и начала работать учителем в сельских школах. Во время своего учительства во всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию, в том числе и после выхода декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Приняв затворнический образ жизни, блж. Варвара раздала все свои вещи, жила в заброшенной овчарне, питаясь только тем, что ей приносили. В годы Великой Отечественной войны она поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте, отдавая почти всё, что ей приносили. В 19521953 гг., когда блаженную насильно поселили жить с людьми, а затем через короткое время разрешили жить отдельно, св. Варвара усилила свой подвиг: «блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уралъские зимы» 201 . В 1962 году, после того как у неё сгорел дом, «подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где ранъше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21. Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. 22. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. 23. Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 24. Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 25. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 26. Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web- сайт]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013); Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013); Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 27. Православный календарь [Электронный ресурс]//Православие.ру: [web-caйm]. http://days.pravoslavie.ru/(21.10.2013) 28. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 29. Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 11. 30. Цит. по: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 90. 31. Указ. соч. С. 96. 32. Указ. соч. С. 97. 33. Стихира из общей службы Христа ради юродивым. 34. Стихира из службы св. блж. Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. 35. Тропарь св. блж. Марфе, Христа ради юродивой. 36. Тропарь св. блж. Любови Рязанской, Христа ради юродивой. 37. С.А. Иванов отмечает, что мирское значение у слова юродивый возникло лишь в XIX веке. 38. Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 143. 39. См. например: Животворящая тайна русского слова. 5 вечеров с Василием Ирзабековым [Электронный ресурс]//2 DVD-дucka. Бдение, 2010.

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Иносказательной речью вразумляла окружающих и св. блж. Параскева Дивеевская. Так, например, при посещении святой подвижницы царской фамилией во время прославления прп. Серафима Саровского в 1903 году в конце встречи она собрала символические гостинцы царю-императору Николаю II и сказала: «Государ, неси сам.., а нам дай денежку, нам надо избушку строитъ» 150 . Под избушкой в данном случае блаженная имела в виду новый собор. Другим посетителям во время беседы она вдруг сказала, обратившись к женщине, которая до этого момента мысленно читала Иисусову молитву, а потом прекратила: «Почему кашу не варишь?». Под кашей имелась в виду прекратившаяся Иисусова молитва . «Пожать траву за кого-то» на языке блаженной означало пойти помолиться за того человека. В целом иносказательная речь св. блж. Параскевы часто бывала тесно связанной с её пророчествами. В молитве св. блж. Параскеве Дивеевской есть такие слова, указывающие на особенность её речи: «...вторая обители дивеевския блаженная старица, заблуждшыя притчами вразумлявшая, яко пророчица.. .» 151 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, прекратив работать в школе и приняв на себя подвиг юродства (около 1928–1929 гг.), начала вести затворнический образ жизни, старалась не показываться на люди и ни с кем не разговаривать. Однако, как отмечает жизнеописатель, «с первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на неё подвиг старчества – служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы» 152 . К блаженной приходили сотни людей, но к посетителям она не выходила, а разговаривала через дверь. Св. блж. Матрона Московская, как правило, говорила прямым текстом со своими близкими и многочисленными посетителями. Однако в житии описаны и некоторые случаи приточных высказываний. Так, будучи еще совсем юной, однажды, как свидетельствует жизнеописатель, она сказала своей матери: «Мама, готовься, скоро у меня будет свадьба». Через несколько дней к дому потянулись повозки и подводы – люди, прослышав о чудесных дарах Матроны, ехали к ней со своими горестями и бедами. Мать спрашивала её: «Матрошенька, да что же это такое?». А та отвечала: «Я же говорила тебе, что будет свадьба» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, юродство Христа ради как особый путь достижения святости в Православной Церкви представляет собой доведённое до героической степени смирение в Христовом крестоношении. Источники и литература Богослужебные книги 1 . Минея. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002 . 2 . Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 3 . Общая Минея. М.: Правило веры, 2004. Источники 1 . Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 2 . Блаженные Санкт-Петербурга: от святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской/Сост. М.Б. Данилушкина. 3-е изд., доп. СПб.: Воскресение, 2007. 3 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых. Тома I-IV. Киево- Печерская Лавра, 1764 [Электронный ресурс]//DVD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 4 . Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013). 5 . Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]// Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013). 6 . Житие святой блаженной схимонахини Марфы Московской [Электронный ресурс]//Сайт Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: [web-caйm]. http://ioannpredtecha.ru/docs/152.htm (27.10.2013). 7 . Жития византийских святых/Сост. С.В. Полякова. СПб.: Наука, 2004 . 8 . Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. 9 . Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 10 . Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 11 . Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 12 . Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 80–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Ксения Петербургская после смерти своего мужа ходила в его одежде, называя себя «Андреем Петровичем», а позже, когда рубище истлело, одевалась в красную кофту и зеленую юбку или наоборот. Св. блж. Параскева (Паша Саровская) в период своей жизни в Дивеевской обители любила облачаться в разноцветные сарафаны, иногда она надевала сразу несколько сарафанов. Как отмечал сщмч. Серафим (Чичагов) , это происходило, когда она встречала почетных гостей или же «в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица» 138 . Что касается обуви, то следует отметить, что босоножие было характерно далеко не для всех святых жён, Христа ради юродивых. Босыми ходили св. Пелагея Дивеевская; св. Параскева Дивеевская во время тридцатилетней жизни в саровском лесу. Босой даже зимой ходила св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. Исидора изображается босой на иконах в полный рост, что может свидетельствовать о её передвижении босыми ногами. Босой в молитвенной позе представлена на иконах и св. Варвара Скворчихинская, хотя в жизнеописании святой старицы об этом ничего не говорится. Обувь тех подвижниц, которые предпочитали ходить в обуви, во многих случаях была чисто символической, т.к. вряд ли она могла спасти от воды и холода. Так, блж. Мария Дивеевская ходила и зимой и летом, в любую погоду, в лаптях, часто рваных, без онуч: «Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полную воду и в дождливую осень одинаково – в лаптях, часто рваных, без онуч» 139 . Никогда не ходила босой и св. блж. Домна Карповна. Жизнеописатель отмечает, что она всегда имела какую-нибудь изношенную обувь 140 . Внешний вид св. блж. Параскевы Дивеевской, великой подвижницы, юродивой Христа ради, был различным в разные периоды её жизни. В течение 30 лет по благословению преподобного старца Серафима блж. Паша Саровская жила в дремучих саровских лесах в вырытой ею пещере. Священномученик Серафим Чичагов , автор «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря», сравнивал блаженную по своему внешнему виду и образу жизни с преподобной Марией Египетской: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской... Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались её длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серъезным выражением лица, она приходила в монастыр и наводила страх на всех, не знающих её» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 249. 85 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 94–95. 87 Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 88 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 257. 89 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/181892.html (27.10.2013) 91 Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994; Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 92 Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. – Брюссель, 1961. С. 241. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013) 93 Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). С. 113. 96 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 335. 98 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 256. 100 Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо- Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 158. 104 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

140 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248. 141 Серафим (Чичагов) , сщмч. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря [Электронный ресурс]//Седмица.ру: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [web-caйm]. 142 Цит. по: Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). С. 105. 145 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248. 147 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 314. 152 Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 153 Блаженная Матрона Московская (Никонова; †1952)//Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 251. 154 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 247. 155 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 159 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 257. 164 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 268. 166 Дело о Дивееве было известно даже в царской семье. Благодаря ревности духовных чад прп. Серафима и мудрости митр. Филарета Московского оно было пересмотрено и правда восторжествовала (Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. С. 9). 167 Блаженная схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житии святой Домны Томской описан случай, когда она вела беседы на иностранном языке: «Родилас Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семъе, и её благовоспитанност просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке» 154 . Случай кратковременного вразумления на французском языке описан и в житии св. блж. Евфросинии Колюпановской, бывшей фрейлины при дворе императрицы Екатерины II: «По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, французские войска остановилис близ Владычного монастыря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблят ее и издеватъся над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке, удалилисъ» 155 . К слову сказать, в работе «Меня раздело Евангелие» её автор Р.А. Наумов высказывает мысль, что юродивые женщины в основном были из крестьянского сословия и поэтому были в некотором смысле людьми привычными к босоножию, терпению холода, голода и пр. Однако, если посмотреть на перечень канонизированных святых блаженных и/или юродивых жен, то согласно агиографической литературе из 16 прославленных святых как минимум четверо (то есть четверть) были представительницами знатного сословия (блж. Клеопатра; блж. Ксения Петербургская; блж. Евфросиния Колюпановская – воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной при дворе Екатерины II; блж. Домна Карповна). Св. Варвара Скворчихинская была родом из семьи священника. Из богатой купеческой семьи была родом св. Пелагея Дивеевская. Родом из крестьянского сословия – свв. Паша Саровская, Мария Ивановна Дивеевская, Матрона Анемнясевская, Матрона Московская. 2.3. Типичные асоциальные поступки В целом в жизнеописаниях святых жен, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, крайне мало представлено случаев, связанных с какими-то поступками, направленными против отдельных людей или сообществ. Мы не знаем, то ли такого рода поступки действительно не были свойственны рассматриваемым подвижницам, то ли жизнеописатели деликатно об этом умалчивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем общественном служении юродивые исполняли заповедь о совершеннейшей любви к Богу и ближним. Неслучайно в величании святого юродивого Святая Церковь обращается к нему «святый праведный». В настоящее время обретены нетленными мощи многих из числа рассматриваемых в данной работе святых жен, Христа ради юродивых (св. Евфросинии Колюпановской, св. Любови Рязанской, св. Пелагии Дивеевской, св. Параскевы Дивеевской, св. Марии Ивановны Дивеевской, св. Матроны Московской, св. Варвары Скворчихинской). От мощей святых юродивых по молитвам к ним совершаются многочисленные исцеления. 1.5. Иконографический образ блаженной и/или юродивой Христа ради Следует сказать, что в иконографии юродивых Христа ради жен находят отражение типичные черты их подвига. Прежде всего икона стремится отразить узнаваемый внешний вид святого. Многие юродивые круглый год ходили босиком (прп. Исидора Тавенская, блж. Пелагия Дивеевская, блж. Мария Ивановна, блж. Паша Саровская). На иконах в полный рост, как правило, факт босоножия находит отражение. Свв. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские Св. Исидора Тавенская Св. Варвара Скворчихинская Несмотря на то что многие святые жены, прославленные в лике блаженных и/или Христа ради юродивых, имели монашеский чин, при жизни они почти никогда не носили монашеской одежды. Р.А. Наумов объясняет этот факт выражением крайнего смирения юродивых, считавших себя недостойными носить великое иноческое одеяние, а также высказывает предположение, что это может быть также связано с тем, что «иноческое облачение мешало юродивым использовать свою одежду во многих, одним им известных целях на духовную пользу окружающим» 93 . Однако на иконописных изображениях у таких святых, как правило, монашеское одеяние представлено. В монашеском одеянии изображаются как те святые, в наименовании которых есть указание на монашеский чин (преподобная Исидора Тавенская, Христа ради юродивая; блаженная схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая), так и те святые, в официальном наименовании которых на это нет никаких указаний, но в то же время об их монашеском чине известно из агиографической и гимнографической литературы (блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая; блж. Евфросиния Колюпановская).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010