Отец Варвары на долгое время отлучился из дома и дал приказание, чтобы в его отсутствие не стесняли свободы дочери, а ей позволил выходить, куда пожелает, и делать, что захочет. Воспользовавшись данною отцем свободою, Варвара познакомилась с христианскими девицами. Услышавши от них об имени Господа Христа, она возрадовалась духом, узнавши в Нем Того, Кого давно жаждала знать душа ее. В это время, по особенному промышлению Божию, прибыл сюда христианский священник. Узнавши о его прибытии, Варвара тотчас позвала его к себе и, научившись от него всем необходимым для спасения истинам веры, приняла крещение. Так св. Варвара познала единого истинного Бога, в трех лицах покланяемого и славимого – Отца и Сына и Св. Духа, и веру свою запечатлела венцем мученичества. Она не устрашилась мучений, а, в уповании на помощь Божию, среди самых тяжких страданий, велегласно взывала: «Троицу чту – едино Божество». – Для каждого из нас открыт прекрасный мир Божий: познавай же, христианин, Творца, и паче всего старайся благоугождать Господу. С малых лет учись богопознанию и не ослабевай до старости преуспевать в нем (по «Воск. чт.» 1888г., стр. 37). 2. Изречения слова Божия о страхе Божием – «Блажен всякий боящийся Господа» ( Пс. 127:1 ). – «Бойтесь Господа [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» ( Пс. 33:10 ). – «Начало мудрости – страх Господень» ( Притч. 1:7 ). – «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» ( Сир. 1:21 ). – «Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его» ( Сир. 3:7 ). – «Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему и не погибнет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости. Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил – Господу и был постыжен?» ( Сир. 2:7–10 ). – «Старший между братьями – в почтении у них, так и боящиеся Господа – в очах Его. Богат ли кто и славен, или беден, похвала им – страх Господень» ( Сир. 10:24, 25 ). 3. Плоды страха Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Яркой звездой сияет в этом сонме святая великомученица Варвара в величии небесном. Кроме удивительного познания Бога, к Которому она пришла своим чистым сердцем, восхвалим ее безграничную любовь к Нему и ее страдания за Него. Ее обнаженную водили по улицам города, а вместе с ней – другую мученицу, Иулианию, которая, видя страшные истязания св. Варвары, исповедала, что и она христианка, и подверглась таким же страшным мучениям. Пожалуй, этот позор, это обнажение их чистых девственных тел, был страшнее всех остальных мучений. Приклонимся и перед тем, как бесстрашно св. Варвара исповедала веру перед своим свирепым отцом. Он так ненавидел христианство , так чтил языческих богов, что, услышав от дочери увещание оставить идолопоклонство и уверовать в единого Истинного Бога, тотчас выхватил меч и бросился на нее, желая ее умертвить. Но Господь чудесным образом спас Свою рабу. Ей предстояла не быстрая смерть от меча, а тяжкие ужасные пытки, после которых ее звероподобный отец сам повлек ее на место казни и отрубил ей голову. Постараемся хоть немного быть подобными ей. Если мученичество – удел немногих избранных, то исповедание обязательно для всех. Как вмц. Варвара ничего не боялась, так и нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нем ничего не слышал, кто живет во тьме неведения Бога. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу, за Которую святая великомученица положила свою жизнь. Аминь. 17 декабря 1947 г. Слово в день памяти преподобного Саввы Освященного Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному ( Лк. 21:34–35 ). День тот – день Страшного Суда. Господь знал, о чем нам надо напомнить. Господь не требует от нас, чтобы мы не работали, не ели и не пили. И вина можно выпить, но не допьяна. Можно есть все, что Господь дал нам в пищу, но нельзя объедаться. Ибо разве человек объевшийся, отягченный вином, будет бодрствовать и молиться, исполняя повеление Господа (см. Мф. 26:41 )? Он будет долго спать, а когда проснется, его опять окружат житейские заботы и он предастся объедению и пьянству.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

3, 3). Не на земле мы живем, но переселились в высшее жилище. У нас другой свет истинный, другое отечество, другие сограждане и сродники. Потому и Павел говорит: не чужие и не пришельцы, но сограждане святым (Еф. 2:19). Как же, скажешь, Христос назвал ближним самарянина, хотя великое различие [между ним и истинно верующим]? Но и не по естественному родству. Так, когда нужно оказать благодеяние, то пусть всякий человек будет ближним твоим; а когда дело касается истины, то различай своего от чужого. Если бы даже твой брат, родной по отцу и матери, не имел с тобою общения в законе истины, то он должен быть для тебя более чужим, чем скиф; и напротив, если скиф или савромат содержит правые догматы и верует в то же, во что веруешь и ты, то он должен быть к тебе ближе и роднее единоутробного брата; и варвара от не-варвара мы отличаем не по языку, не по происхождению, но по мыслям и душе. Тот преимущественно и есть человек, кто содержит правое учение веры и ведет любомудрую жизнь (3). Блуд    Ты был привязан к блуднице? Ты впал в блуд? Хочешь покаяться? Не прилагай греха к греху и не говори мне: как я могу жить без блуда? Я скажу тебе, как ты можешь. Тебя сжигает страсть? Но ты имеешь жену, а если не имеешь, возьми, чтобы пользоваться удовольствием с безопасностью. Но я не могу воздержаться? А это уже распущенность. И если я укажу тебе на другого, который не имеет жены, но соблюдает целомудрие, какое ты представишь оправдание или извинение? Тот в море не терпит крушения, а ты в пристани подвергаешься падению? Имеешь жену и блудишь, даже больше — прелюбодействуешь? Но, спрашиваете, как мне избавиться от этой раны? В этом тебе поможет жена. Поможет жена? Именно. Послушай, что говорит блаженный Павел: во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7, 2, 4). Итак, если позовет тебя блудница, примени к себе это наставление и скажи: муж не властен над своим телом, но жена; напиши эти слова в своем сердце и скажи блуднице: что зовешь меня? Это не мое тело, а моей жены; я не смею продать чужого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Святая Варвара отвечала:    – Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.    Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, – было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.    После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мои! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22-23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Жуковского от преследований, от возможного ареста. Идет она как-то после большого перерыва к Старцу, а сама думает: «Да помнит ли он мои добрые дела, как я ему помогала?» Не успела она в дом войти, как Старец ей отвечает: «Варвара Михайловна! Я все помню» и начинает перечислять все ее добрые дела. Однажды он сказал ей: «Отправь-ка ты Константина (мужа) куда-нибудь подальше. Да поскорее!» Варвара Михайловна послушалась и отправила мужа на Дальний Восток. Только он уехал, пришли его забирать. Спрашивают Варвару, где муж, она только плечами пожимает. Так ни с чем и ушли. А тех, которые с ним работали, забрали без вести. Прошло много времени, пока Старец не известил, что опасность миновала. «Пиши, – говорит, – своему, чтобы возвращался». Константин вернулся и больше его никто не трогал. Старец Сергий, великий прозорливец, всегда видел козни бесовские и с силой, дарованной ему Богом, противостоял им. Мы знаем, что многие из его чад познакомились со Старцем, когда он был еще юношей. Открывшееся в нем по благословению Старца Амвросия Оптинского дарование стало быстро широко известно. И люди ехали к нему в Павшино, везли одержимых, бесноватых, некоторых привозили связанных (в соответствии с Евангельским рассказом о бесноватом). Этим действиям Старца, а также его борьбе с самыми тяжелыми пороками человеческими посвящается следующая глава повествования. XII «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». Мк.5:8–9 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Еф.5:18 Самое подробное свидетельство борьбы Старца за человека, одержимого бесом, мы находим в семейной летописи Манаевых. Мы знаем, что дед ныне здравствующих сестер Манаевых, Михаил Васильевич Анисимов, познакомился с ним именно по этому поводу, когда возил к нему стр. 82 одержимую жену, Марию, Марьюшку, как звал ее потом Старец. Старец долго лечил ее, а потом велел уезжать из родной деревни, так как все его лечение было бесплодно: Старец исцелял, а соседка вновь «поселяла» бесов в Марьюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На прошедшей неделе 14.01.2013 23:55:16 Сергей Львович Худиев  На прошедшей неделе произошло несколько событий, которые мне хотелось бы отметить. В оксфордской больнице наша соотечественница Варвара родила пятерню. Эта новость радостна по-особому – дело не только в том, что люди родились в мир. Дело в том, что Варвара и ее супруг Дмитрий, благочестивые православные христиане, устояли перед давлением, которое на них оказывалось, и отказались от аборта. Христианка предпочла подвергнуться опасности, чтобы сохранить заповедь Божию, и Бог вознаградил ее веру – близнецы благополучно родились, и дети, и мать чувствуют себя хорошо. Но есть в этой истории и то, что может глубоко огорчить – супругам пришлось ехать за пределы нашей страны, на Запад, чтобы получить помощь при родах. Газета «Дейли Мейл» в своей статье «Как вера помогла спасти пятерню», приводит слова бабушки Дмитрия: " Они ходили в несколько роддомов с просьбой принять ее, но врачи везде отвечали, что примут ее только при условии, что она избавится от двух или трех детей " . Боюсь, что наша система здравоохранения – даже независимо от личных взглядов конкретных врачей – больше благоприятствует абортам, чем детям. Борьба с сокращением населения, требует, в первую очередь, подвижек в системе здравоохранения – чтобы роженицам всегда была доступна качественная помощь, а врачи были более заинтересованы в сохранении жизни ребенка, чем в аборте. Ситуация, когда русские врачи выказывают меньше заинтересованности в русских детях, чем британские, является глубоко ненормальной. Другое событие, обратившее на себя внимание – история с сектантами, ожидающими конца света в подземелье под Пензой. Собственно, само явление эсхатологической паники – когда люди бросают свои обычные дела и начинают лихорадочно ожидать скорого конца света – известно еще со времен апостольских. Уже святой Апостол Павел предостерегает Фессалоникийцев: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2Фесс.2:1-4)

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Нисколько не было бы удивительно, если бы живой и блистающий животворя­щей славой оживотворил вселенную; но могущество Слова со­стоят в том, что Оно смертью уничтожает смерть и чрез (полученные Им) оскорбления воссиявает безсмертною славою. В другом месте Павел называет евангелие евангелием мира: приучите ваши ноги, говорит он, к готовности благовествовать мир (Ефес.6:15). А в ином называет его евангелием правды, говоря: я не стыжусь благовествования Христова: в нем открывается правда Божия (Рим.1:16,17). Что такое правда Божия ? Так как первый закон был дан одним только иудеям, а еван­гелие всем, то он и называет последнее евангелием правды : Бог праведен: всех одинаково сотворив, всех одинаково и просветил. И то было бы праведно — одних не спасать, и других не спасать, — одних не призывать, и других не призы­вать. В ветхом завете не было праведного призвания, а было домостроительство, предуготовлявшее путь для правды. И я не называю одно неправедным, а другое праведным, но называю первое путем к последнему и его предуготовлением. Бог дал закон Израилю. И Давид говорит: возвещает слово Свое Иакову, оправдания и суды Свои Израилю. Не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:8-9).   3. Итак, там открыв истину одному народу, здесь как бы положив на весы слово истины, равномерно распределил его между всеми. Прошу, обрати внимание: справедливость со­стоит в том, чтобы всех одинаково спасти и не делать раз­личия между рабом и свободным, варваром или эллином, женщиною или мужчиной; вот что говорит Павел: во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного (Кол.3:11). Видишь ли одинаковую честь для всех? Так как естество наше равноценно, хотя образом мыслей мы и различаемся, то он и возвращает естеству древнюю его красоту. Когда был создан Адам, не было ни одного иноплемен­ника, ни скифа, ни варвара, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, потому что он произвел двух из единого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Нисколько не было бы удивительно, если бы живой и блистающий животворящей славой оживотворил вселенную; но могущество Слова состоит в том, что Оно смертью уничтожает смерть и через (полученные Им) оскорбления воссиявает бессмертной славой. В другом месте Павел называет Евангелие – Евангелием мира: приучите ваши ноги, говорит он, к готовности «благовествовать мир» ( Еф.6:15 ). А в ином называет его Евангелием правды, говоря: «Я не стыжусь благовествования Христова:... в нем открывается правда Божия» ( Рим.1:16–17 ). Что такое «правда Божия»? Так как первый закон был дан одним только иудеям, а Евангелие – всем, то он и называет последнее Евангелием «правды»: Бог праведен: всех одинаково сотворив, всех одинаково и просветил. И то было бы праведно – одних не спасать, и других не спасать, – одних не призывать, и других не призывать. В Ветхом Завете не было праведного призвания, а было домостроительство, предуготовлявшее путь для правды. И я не называю одно неправедным, а другое праведным, но называю первое путем к последнему и его предуготовлением. Бог дал закон Израилю. И Давид говорит: «Возвещает слово Свое Иакову, оправдания и суды Свои Израилю. Не сделал Он сего ни одному (еще) народу, и судов Своих не явил им» ( Пс.147:8–9 ). 3. Итак, там открыв истину одному народу, здесь как бы положив на весы слово истины, равномерно распределил его между всеми. Прошу, обрати внимание: справедливость состоит в том, чтобы всех одинаково спасти и не делать различия между рабом и свободным, варваром или эллином, женщиной или мужчиной; вот что говорит Павел: «Во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» ( Кол.3:11 ). Видишь ли одинаковую честь для всех? Так как естество наше равноценно, хотя образом мыслей мы и различаемся, то он и возвращает естеству древнюю его красоту. Когда был создан Адам, не было ни одного иноплеменника, ни скифа, ни варвара, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, потому что он произвел двух из единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. Где нет ни Еллина, ни Иудея. Где нет ни Еллина, ни Иудея. То есть прозелита и иудея из знатного рода. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, — все вы — один Христос, будучи телом Его. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. В милосердие. В милосердие. Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия — σπλγχνα. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Христос, со слов Симеона Богоприимца, стал Знаком Скандала, который отделил Варвару от ее отца. Сейчас очень часто люди отходят от Бога, потому что не хотят делать выбор. Они хотят совместить и то, и другое, но хорошо совмещать и то, и другое, когда они идут к одной цели, а когда семейные отношения входят в противоречие, то нужно выбирать Бога. И Варвара выбрала Бога, она бежала от своего отца, который схватил меч, чтобы убить ее. Святую Варвару чудесным образом спрятала гора, но позже ее выдали пастухи. Отец притащил дочь к судье, где ее пытали, а после отец собственноручно отрубил ей голову. И это не случайно. Человек, который отверг Бога, очень быстро скатывается до ненависти к Нему, так как знает, какое зло он сделал, и, чтобы оправдать себя, он пытается стереть с лица земли все следы о Боге. Варвара перед смертью просила Бога, чтобы все, обращающиеся к ней в молитве, были избавлены от внезапной смерти. А ее отец получил воздаяние от Господа и был сожжен молнией сразу после казни. Этот страшный момент мы должны для себя уяснить. Господь четко предсказывал, что будет разделение между людьми, что и происходит, и его невозможно избежать, потому что сейчас идет суд, который заключается в том, что Свет пришел в мир. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:9-10 ). Это разделение мы должны принять, понять, что оно есть и оно неизбежно. Бог создал нас со свободой выбора, и люди делают этот выбор. Мы можем подталкивать людей к правильному выбору, пока они живы, подталкивать молитвой, несмягченным свидетельством истины, советом, но окончательный выбор человек делает только сам. Мы должны непременно пребывать ко всем людям в Божественной любви, но мы должны помнить, что все люди разделятся на немыслимо прекрасных и на немыслимо ужасных – третьего не дано.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010