поиск:   разделы   рассылка Любовь Балакирева Проблема отцов и детей – это путь от конфликта к примирению, а не наоборот В гостях портала " Религия и СМИ " писатель Алексей Варламов Алексей Николаевич Варламов – писатель, филолог, лауреат премии Александра Солженицына (2006  г.). В 1995 г. получил премию " Антибукер " за повесть " Рождение " . Автор романов " Лох " , " Затонувший ковчег " , биографий Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого в серии  " ЖЗЛ " и множества других рассказов и повестей. – Алексей Николаевич, в вашей прозе, даже если она никак не касается религии, обязательно проскакивают замечания, связанные с церковью. В повести " Вальдес " , где о церкви нет ни слова, герой повести Никита о девушке, которая любит ходить в брюках, говорит: " Женщина всегда должна ходить в юбке, чтобы в любую минуту иметь возможность зайти в церковь " . В жизни своего поколения насколько остро вы ощущали присутствие церкви? – С самого раннего детства у меня психологически были сложные отношения с церковью, потому что родители мои были людьми абсолютно неверующими. С бабушкой было сложнее. Ее трагедия – это трагедия человека, который потерял веру, как она сама говорила в 17-м году. Никаких церковных традиций, даже красить яйца на Пасху, печь куличи – у нас в доме не было. Но сам факт наличия церкви в детские годы меня очень волновал. То, что в Москве есть какие-то дома, с крестами – я обращал на это внимание. Мне объясняли, что какие-то темные люди туда зачем-то ходят – это только пробуждало мой интерес, мне хотелось туда зайти, посмотреть, что там происходит. Помню себя лет в 10-11, я любил уходить из дома, гулять по городу, заходить в церкви. Когда мы жили на даче, там были две заброшенные церкви, они чисто архитектурно волновали мое воображение. Одна стояла на берегу Бисеровского озера, другая – просто в поле, я туда ездил на велосипеде. Все это меня очень и очень волновало. Лет в 15 помню, как зашел в церковь во Пскове, шла литургия, и я простоял всю литургию. У меня не было чувства веры, но что-то меня туда влекло. Сильное впечатление на меня произвел роман Достоевского " Преступление и наказание " . Мне очень хотелось прочесть Евангелие, но Евангелия дома не было. И получил его я совершенно случайно от моей дальней родственницы, двоюродной сестры моей бабушки тети Веры, которая была женщиной верующей. Я вчитывался тогда в те главы, которые Соня читает Раскольникову, главы о воскрешении Лазаря.

http://religare.ru/2_33607.html

Разделы портала «Азбука веры» Андрей Платонов Алексей Варламов, известный прозаик и историк литературы, представляет на суд читателей биографию Андрея Платонова, созданную на основе значительного числа архивных документов и текстов, в том числе совсем недавно открывшихся. Вальдес Их было на курсе три обалдуя: Никита, Виля и Анастас. В институте они ничего не делали. Иногда появлялись загорелые, шумные, а потом уносились снова. Как учились, никто не знал. Зачем учились — тем более. Заметки о прозе Пушкина и Гоголя Удивительно, насколько скуп, лаконичен и даже однообразен в отличие от Гоголя Пушкин не только в языке своей прозы, но и в ее сюжетных ходах и поворотах. Возьмем две его вещи, «Барышню-крестьянку» и «Капитанскую дочку». Затонувший ковчег В начале восемнадцатого века на строительстве Петербурга, где среди порабощенных Петром крестьян трудились тайные и явные противники никонианской веры, произошел побег. Несколько семей, тяготившихся невозможностью свободно следовать своим обрядам, устремились на волю. Купол Когда перед молодым провинциальным гением математики открываются все возможные перспективы науки и карьеры в Москве, а на дворе — глубокий застой и зреют будущие диссиденты, — формулы и графики отходят на второй план. Лох «Лох» — это роман о стране, которая сдвинулась с мёртвой точки, которая пережила крупное внутреннее потрясение, и главный герой его – человек, который к этому потрясению оказался не готов, он не может войти в этот мир по своим внутренним качествам, не приемлет его, и это приводит его к мыслям о наступающем конце земной истории. Мария и Вера В чем чудо веры? Как воплощается Иисус Христос в каждом из нас? Новая книга известного писателя Алексея Варламова не дает прямых ответов. Варламов пишет об обыкновенных людях, которых мы встречаем каждый день, и вместе с тем судьба каждого такого человека уникальна, как и его вера в Бога. Мысленный волк «Роман называется «Мысленный волк». Это словосочетание восходит к одной из древних православных молитв, где есть поражающие своей таинственностью слова: «от мысленного волка звероуловлен буду». Вот от этого волка убегают и охотятся на него мои герои " . - Алексей Варламов. Повесть сердца (сборник) В этой книге собраны повести, которые прежде дорого достались мне в жизни и лишь потом были написаны. В них ничего не выдумано. За каждой стоят судьбы людей, иных из которых уж нет на свете. Эта книга – моя благодарность тем, кто не пожалел для меня памяти своего сердца. Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1870  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/1/varlamov-alek...

— Это подло, — проговорил Никита дрожащим голосом, и нежный, претендующий быть бородой пушок на его подбородке задрожал тоже. — И делать этого я не буду. — А нас не подло? — разъярился Анастас. — И учти, не только из института тебя погонят, но и мы с Вилей с тобой знаться перестанем. А это похуже будет. Так, сержант? — Так, — желчно сказал Вилен: ему было стыдно в этом сознаться, но Вальдес нравилась ему самому. Училась у них на курсе девочка. Не сказать, чтобы красивая. Да и трудно было удивить на их факультете красотой. Как выражался по поводу женской красоты областного пединститута искушенный Анастас, в МГУ идут самые умные, в Ленинский — самые старательные, а в областной — самые красивые. По внешности Сашка скорее подходила к МГУ. Худая, с острым, вытянутым лицом, гладкими прямыми волосами, которые она носила убрав в хвост, равнодушная к одежде, вовсе не красившаяся, она обожала на свете одно — лошадей. — Женщина всегда должна ходить в юбке, чтобы в любую минуту иметь возможность зайти в церковь, — изрек однажды Никита. — А эта ходит в штанах американских пастухов, чтобы в любую минуту вскочить на коня. Никогда она ни с кем не тусовалась, не имела ни одного романа. Говорили, будто бы отец ее был кубинским революционером, который когда-то воевал вместе с Кастро, а потом с ним разругался и закончил дни в концлагере на острове Молодежи, успев перед тем загубить партийную карьеру советской партийки связью с иностранцем. И даже то, что сама Варвара Петровна в годы войны выявляла женщин, ложившихся под немцев на оккупированных территориях, не помогло. Скорее наоборот: припомнили ей собственную принципиальность и отослали в институт, откуда дороги наверх не было. Девчонки Вальдес не любили, считали задавакой, а она иногда так зыркала на них черными карибскими глазищами, что всем не по себе становилось. Залетная была птица Александра Вальдес, не по-женски решительная и резкая, слишком самостоятельная и прямая, и когда перед ней появился с нерешенным моральным вопросом в глазах долговязый, покрытый краской юношеского стыда Никита, раскусила его с ходу, неловкие ухаживания отклонила и велела передать друзьям всего несколько слов.

http://azbyka.ru/fiction/valdes-aleksej-...

После крещения Армстронг начал искать истинную, подлинную церковь . Критерием для него была та церковь, которая соблюдает субботу. Адвентисты седьмого дня ему не подошли; была небольшая группа баптистов седьмого дня, но и те ему не понравились. В конце концов он нашел маленькую секту, которая называлась « Церковь Бога седьмого дня», в 1928 г. вступил в нее и начал проповедовать, а в 1931 г. его рукоположили там, и он стал пастором. Но Армстронг был слишком ярым индивидуалистом и ни в одном коллективе ужиться не мог. Вступив в «Церковь Бога седьмого дня», он через короткое время на 16 страницах написал критический разбор целого ряда особенностей своей новой церкви, для начала пока лишь – «второстепенных положений и незначительных отклонений от истины», и принес все это пастору и президенту этой церкви. Президент со всем согласился, но отказался что-либо менять. После этого Армстронг написал работу на 300 страницах, где выдвинул теорию британо-израилизма (не совсем, впрочем, им изобретенную, а в большей степени заимствованную), ставшую впоследствии характерной чертой секты ЦБ. Когда пастор прочитал новый опус и отверг эту теорию, Армстронг ушел из церкви. Впоследствии он писал, что вообще ни с кем не может работать и что благословлен Богом работать в одиночку: «Когда я проповедую с другими проповедниками, то никто не обращается, а когда я проповедую один, то все обращаются пачками» 865 . Уйдя из «Церкви Бога седьмого дня», Армстронг начал вещать в 1937 г. по своей радиостанции и публиковать журнальчик «Чистая правда», который поначалу размножал на ротаторе и постепенно довел до того полиграфического совершенства, каким он обладает сейчас. В то же время Армстронг начал совершать деловые поездки, в которых он проповедовал, а затем крестил обратившихся. Армстронг с самого начала объявил, что создает подлинную церковь и что, кроме нее, церкви нигде и никогда не было, нет и не будет. Себя он рассматривал как человека особо избранного и призванного для создания церкви. Можно сказать, он помещал себя в компанию всего только двух людей за всю историю человечества. Армстронг говорил, что Иисус избрал очень образованного человека Своего времени по имени Павел, чтобы проповедовать Свое учение и распространять Евангелие среди язычников. Через тысячу лет после этого Он избрал тоже очень образованного и удачливого бизнесмена по имени Педро Вальдес (основателя секты вальденсов). Вальдес в свое время был таким же свидетелем истины Божией, как Павел – в свое. Третьим человеком за всю историю был Армстронг – тоже необыкновенно образованный, особенно в области рекламы. И вот место, которое сначала занимал апостол Павел, а потом Вальдес, теперь занимает Армстронг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

После крещения Армстронг начал искать истинную, подлинную церковь. Критерием для него была та церковь, которая соблюдает субботу. Адвентисты седьмого дня ему не подошли; была небольшая группа баптистов седьмого дня, но и те ему не понравились. В конце концов он нашел маленькую секту, которая называлась “Церковь Бога седьмого дня”, в 1928 г. вступил в нее и начал проповедовать, а в 1931 г. его рукоположили там, и он стал пастором. Но Армстронг был слишком ярым индивидуалистом и ни в одном коллективе ужиться не мог. Вступив в “Церковь Бога седьмого дня”, он через короткое время на 16 страницах написал критический разбор целого ряда особенностей своей новой церкви, для начала пока лишь — “второстепенных положений и незначительных отклонений от истины”, и принес все это пастору и президенту этой церкви. Президент со всем согласился, но отказался что-либо менять. После этого Армстронг написал работу на 300 страницах, где выдвинул теорию британо-израилизма (не совсем, впрочем, им изобретенную, а в большей степени заимствованную), ставшую впоследствии характерной чертой секты ЦБ. Когда пастор прочитал новый опус и отверг эту теорию, Армстронг ушел из церкви. Впоследствии он писал, что вообще ни с кем не может работать и что благословлен Богом работать в одиночку: “Когда я проповедую с другими проповедниками, то никто не обращается, а когда я проповедую один, то все обращаются пачками”. Уйдя из “Церкви Бога седьмого дня”, Армстронг начал вещать в 1937 г. по своей радиостанции и публиковать журнальчик “Чистая правда”, который поначалу размножал на ротаторе и постепенно довел до того полиграфического совершенства, каким он обладает сейчас. В то же время Армстронг начал совершать деловые поездки, в которых он проповедовал, а затем крестил обратившихся. Армстронг с самого начала объявил, что создает подлинную церковь и что, кроме нее, церкви нигде и никогда не было, нет и не будет. Себя он рассматривал как человека особо избранного и призванного для создания церкви. Можно сказать, он помещал себя в компанию всего только двух людей за всю историю человечества. Армстронг говорил, что Иисус избрал очень образованного человека Своего времени по имени Павел, чтобы проповедовать Свое учение и распространять Евангелие среди язычников. Через тысячу лет после этого Он избрал тоже очень образованного и удачливого бизнесмена по имени Педро Вальдес (основателя секты вальденсов). Вальдес в свое время был таким же свидетелем истины Божией, как Павел — в свое. Третьим человеком за всю историю был Армстронг — тоже необыкновенно образованный, особенно в области рекламы. И вот место, которое сначала занимал апостол Павел, а потом Вальдес, теперь занимает Армстронг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«...Да и потому, что игумен Корнилей Палеостровского монастыря слался на своих старожилцов, – на семь погостов, на старост и на людей добрых... И ответчики: старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой да Васюк Челец Муромского монастыря, с теми старожилцы поля просили. А изо шти погостов: из Никольского, из Шунги, да из Егорьевского, из Толвуи, да из Петровского из Челможи, да из Егорьевского с Кузаранды, да из Егорьевского с Купетцкого, да из Спаского из Шалы, старосты и крестьяне, Остафей Борисов, с товарищи, шестьнадцать человек, перед судьями сказали, что та земля и воды в Уноских половина Палеостровского монастыря; и, ответчики – старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, с теми старожилцы целованья и поля не просили. Да и потому, что клад ищея – старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, и в игумена их место, в Лаврентьево, на те земли и на воды, в Уноских перед судьями меновную грамоту, что менялся теми землями и водами Панфилей Селифонтов з Богданом с Ермолиным, и даную грамоту, что дал те земли и воды в Уноских Панфилей Селифонтов в дом Пречистой Богоматере и Ивана Предтечи в Муромской монастырь; да сверх даные грамоты и меновные ищея ж – старец Левонид, да старец Варлам да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, слался на своих старожилцов – на Муромского монастыря крестьян, на Иванка на Оникиева, с товарищи, на пять человек; и их старожилцы – Иванко Оникиев с товарищи, пять человек, сказали перед судьями по Государеву крестному целованью, что жили отцы их за Муромским монастырем восмдесят лет, а оне живут семдесять лет, а не ведают промеж тем монастырем про те земли и воды ничего; да и потому, что сверх тех старожилцов ищея ж, староста Левонид с товарищи Муромского монастыря, владея на своего старожилца, на Микулку, что сказывают, ставился тот Микулка на Марънаволоке от Муромского монастыря... и их же старожилец Микулка перед судьями, по Государеву крестному целованью (сказал), что ставился на Марънаволоке от Палеостровского монастыря; да и по тому, что в книгах письма Юрья Сабурова земли, и пожни, и ловища, и полешей лес в Уноских, ни писано ни к одному монастырю; и писано в книгах Муромского монастыря одна деревня на Онеге озере, в Шальском погосте, на Уноском острове»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

899 Против этого в другом списке прибавлено: Да в прошлом во 174 году зговаривались бежать из монастыря черной поп Спиридон, да дьякон Игнатей, да головщик Иаким, да крылошанин чернец Иринарх, да черной дьякон Варлам, да с нимиж князь Михайло Львов, и про тот побег тот дьякон Варлам сказывал ему старцу Александру Стукалову, что он, черной дьякон Варлам, с теми товарищи своими и с князь Михайлом Лвовым с монастыря бежать хотят. И он, Александр, ему, дьякону Варламу, велел у князь Михайла Лвова ево рухлядь обрать, что он даст, а ево, князь Михайла, с собой для прилики имать не велел. И он дьякон по ево приказу князь Михайла рухледь взял, и как с товарищи из монастыря побежал, и тое рухледь с собою взял, а иную оставил в монастыре в своем чулане, а свой борошень перед побегом оставил у него, старца Александра Стукалова, в келье, и для того борошню, по роспросным речам чернаго дьякона Варлама, с собору к старцу Александру посылано, и тот борошень у него вынят на лицо. А до того времени с ним, старцом Александром, тот дьякон Варлам водился и в келью к нему Александру приходил, а ходили неведомо для чего. И ныне тот дьякон объявился на Москве и, по приказу преосвященнаго Питирима, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук, тот дьякон на митрополиче дворе распрашиван, и те роспросныя речи ныне на митрополиче дворе. Да он же, старец Александр, водился и знался с вором, с опалным чернцом, а бывшим дьяконом Тихоном, который крал савинскую ризную казну, и в келью к себе пускал днем и ночью, а для чего сходился, и про то скажут сами они, Александр и чернец Тихон. 901 Печатаем по изд.: Субботин Н.И. Материалы для истории раскола. Т. 3. 22. Подлинные на столбце из двух листов (Синод. библ.). На обороте, на склейке, и в конце текста собственноручная подпись Игнатия: К сим речам чернец Игнатей Соловецкаго монастыря – руку приложил. 904 Подлинное в свитке (Синод. библ.); по склейкам на обороте и в конце текста подпись архимандрита Варфоломея. 911 См.: Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые редакцией «Братского слова». Документы, содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Т. 2. Ч. 2. Акты, относящиеся к собору 1666–1667 года. М. 1876. С. 117. Современное издание: Московские соборы 1660, 1666 и 1665 годов. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2014. Tom 1. Соборы 1660 и 1666 гг. С. 584.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Варлаам принимал участие в жизни великокняжеской семьи. В 1518 году скончался Симеон Иванович, брат великого князя. Он был погребен в Архангельском соборе, “а пел над ним Варлам Митрополит всеа Русии с епископы и архимандриты и игумены и со всеми священными соборы; бысть же тут на погребении его пришедый от Патриарха митрополит Григорий и старцы Святыя горы Афоньскиа” 25 . Духовная грамота князя Василия III, как считается, не сохранилась. В первом же варианте княжеской грамоты была подпись Митрополита Варлаама. “Се яз, худыи раб Божии Василеи, что есми наперед сего писал свою духовную грамоту да список приписной к духовнои грамоте, а подписал ту духовную грамоту и список Варлам, Митрополит всеа Русии, своею рукою, да и печать свою Варлам Митрополит к тои духовнои грамоте и к списку приложил” 26 . Это первая грамота Василия III, составленная им в 1509 г. или 1514 году, была сожжена 27 сентября 1533 года. Великий князь в 1512 году подтвердил Митрополиту Варлааму жалованную грамоту, данную ранее 27 ; а также дал жалованную грамоту “отца своего для Варлама Митрополита всеа Русии” Воскресенскому монастырю “на Белеозере, в Череповси” 28 . В 1518 году в Москву приносили из Владимира древние иконы, которые “Варлаам Митрополит всеа Русии абие повеле в своих палатах постраивати и поновляти святыя иконы, и от великиа веры и сам многажды своими руками касаяся и тружаяся к святым иконам, и въскоре обнови святыя иконы, якоже и первее беша, и наипаче, и сребром и златом обложи и украси, и киоты и пелены устрои” 29 . 15 сентября 1519 года иконы торжественно проводили из Москвы во Владимир. “И пришед, Мит­рополит Варлам с епископы и со всеми соборы новопоставленую церковь свящал, и молебная пев, и Божественую литургию в ней совершил, и отпустил святыя иконы ко граду Владимерю, и послал за ними проводити до Володимеря Игнатиа архимандрита Андрониковского” 30 . Об этом же говорится в записях Церковного Устава 31 . В Москве Митрополитом Варлаамом было освящено несколько храмов. “В лето 7027, месяца сентября 12, в неделю, священа бысть церковь святаго Леонтиа Ростовского чюдотворца Пресвященным Варламом Митрополитом всеа Русии за Неглимною на Москве” 32 . “Тоя же осени, ноября 21 день, в неделю, священа бысть церковь Введение в церковь Святыя Богородици на Сретенской улице на Москве Пресвященным Варламом Митрополитом всеа Русии” 33 . Новгородская епархия при Митрополите Варлааме вдовствовала и Новгородская летопись сообщает о построении храмов в Великом Новгороде по благословению Первосвятителя 34 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

359 Так он говорил между прочим в своих диалогах, написанных в последние годы его жизни и изданных в Базеле в 1563 году. 361 Bock, Hist. Antitrin. t. II, p. 485. Замечательно, что Окино никогда не ездил и всегда совершал свои путешествия пешком, не обращая внимания на расстояния между городами. 362 Graziani vita Card. Gommendo, кн. 2, гл. 9. Буллингер в письме к от 19-ого декабря 1542 года, между прочим, выражается об Окино: ... adest et D. Bernardinus Senensis, vir insignis sanctimonia et eruditione, venerandus senex et canus, procerae staturae et prae se ferens maiestatem. Corp. Reformat. t. 39, p. 479. 369 Ibid. Любопытно в особенности письмо Бембо от 12-го марта 1539 к пресвитеру одной из церквей в Венеции. В письме этом кардинал просит пресвитера наблюдать за здоровьем Окино, убедить его есть мясо, заставить вообще позаботиться о своей плоти, дабы быть в состоянии проповедовать Евангелие ко славе Господа; если же Окино будет так строго соблюдать пост, то, как показывает опыт, дело может окончиться катаром. 370 Cappuccini ad апп. 15391541. Согр. Reform. t. 39. р. 447. См. примечание издателя. 371 Испанец Иоанн Вальдес явился в Неаполь в 1530 году и оставался в нём до самой смерти своей (1541 г.) в звании секретаря вице-короля Педро Толедского. Положение, занимаемое им, защищало его от преследований и давало возможность пропагандировать протестантские взгляды, к которым он вообще был склонен. Мало по малу около него сгруппировался кружок, в котором встречаем Фламинио, Вермиглия (известного также под именем Петра Мартира), Витторию Колонна и разных маркизов, и маркиз города Неаполя. Все эти лица вместе с Вальдесом занимались изучением Священного Писания и, понятно, не могли не воспринимать его воззрений. Лишь только Окино явился в Неаполь, Вальдес тотчас же с ним познакомился, приглашал его к себе сначала как просто друга, а затем стал вводить в свои собрания. Беседы на этих собраниях, по всей вероятности, не остались бесследными для Окино и оказали своего рода влияние на его впечатлительную натуру. После смерти Вальдеса инквизиция заподозрила в приверженности к его учению 3-х архиепископов, 8 епископов и более 3000 школьных учителей и профессоров; одни из заподозренных спасались бегством, другие отрекались от учения Вальдеса, более же виновные были осуждены на сожжение. Сочинения Вальдеса, как известно, были все истреблены инквизицией, вследствие чего невозможно сказать – в чём, собственно, состояло его учение. Diclionnaire d’Histoire Ecclésiastique, par Bost. Paris. 1884. p. 929.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В кон. XII - нач. XII в. наметился раскол внутри движения. Ок. 1205 г. обнаружились разногласия между франц. и ломбардскими В., избравшими себе особого предстоятеля Иоанна Ранко и не пожелавшими, как того требовал Вальдес, отказаться от руководства ремесленными организациями (congregaciones laborancium) своих «верующих». В 1208 г. часть франц. и ломбардских В. вернулись в лоно католич. Церкви (1208 и 1210), впосл. ставшие известными как «католические бедняки». Ломбардские «братья» уже в нач. XIII в. разошлись с В. из Германии: первые проявили больший радикализм, не признавая таинства, совершаемые рим. духовенством. Начинается и расслоение внутри общин: если вначале и клирики, и миряне в одинаковой мере чувствовали себя «призванными», то уже в XIII в. совершенно разные роли принадлежат просто «верующим», или «друзьям», и «министрам», или «совершенным». Последние были ответственны за доктринальное единство движения, за соблюдение принципа бедности среди «друзей» и за проповедь, в т. ч. в школах нищенствующих орденов. Вокруг каждого «совершенного» складывалась община, жившая совместно. По крайней мере в Ломбардии и в Лангедоке каждый год собирался общий Собор В. В XIV в. в дебатах внутри секты (прежде всего между итал. и нем. ее членами) окончательно оформились идеология еретического движения и своего рода богословие истории. Ок. 1370 г. основатель течения Вальдес был впервые упомянут под символическим именем Петр. Одновременно подчеркивалось, что он не создавал ничего нового, а лишь повел за собой тех немногих, кто остался верен Христу, подобно тому, как во времена имп. Константина I и папы Сильвестра I (314-335) были «бедняки Христовы» (pauperes Christi), не предавшие евангельские идеалы ради земного величия, развратившего, по мнению В., «Церковь Константина». В XVI в. получившая широкое распространение в среде В. легенда об их отделении от Римской Церкви еще в эпоху папы Сильвестра I была зафиксирована в соч. М. Флация Иллирикуса «Собрание истинных свидетельств» (Catalogue testium veritatis, 1556); в XVI-XVII вв. В. были сделаны попытки доказать непрерывное существование В. от апостольской эпохи.

http://pravenc.ru/text/вальденсы.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010