Если великопостные воскресные духовные беседы отец Валентин сам предполагал впоследствии издать, хотя и не успел полностью подготовить их к публикации, то остальные проповеди, как пишут в предисловиях к ним дочери пастыря, он не готовил к изданию, и они сохранились в виде предварительных записей. По этой причине в них часто не указаны имена Святых Отцов и духовных писателей, которых в изобилии цитирует пастырь, прекрасно начитанный в духовной литературе. Вот как пишет о проповеднических трудах батюшки новомученица Анна: «Проповеди говорил батюшка очень часто: в воскресенье после Литургии; по субботам Великим постом – причастникам, и на всенощной под большие праздники. Чудные проповеди говорил батюшка. Это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших. В проповедях обличался весь ужас пороков, восхвалялось терпение, смирение и послушание. Гордость, как самый ужасный бич духовной жизни, возбуждала особенное внимание батюшки: это зло он всячески старался уничтожить в своих чадах. Многие получали в проповедях ответы на свои мысли, недоумения и замешательства, а многим ясно раскрывалось, как им поступить в их затруднительных случаях и обстоятельствах» 84 . Слушать отца Валентина стекалось множество людей. Все, о чем говорил пастырь, было понятно и близко каждому. По прошествии многих десятилетий со времени составления этих поучений очевидно, что все они актуальны и поныне. Круг затронутых им вопросов был очень широк. Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру. Именно в XIX веке в России начался расцвет экуменизма – учения о возможности спасения пребывающих в ереси – и религиозного индифферентизма, хотя то время все же нельзя сравнить с нашим секулярным временем, когда настоит нужда в разъяснениях элементарных отличий Православия от ереси. Тогда все же были немыслимы открытая проповедь лжеучений и экспансия западных ересей, подобные современным, и священник-еретик был из ряда вон выходящим явлением. Однако защищать Православие нужно было и тогда. Вот что отец Валентин говорит о значении истинной веры, призывая пасомых быть православными, правоверующими, правомыслящими:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Как только мы стали обращаться к отцу Валентину, так и дела пошли на поправку. Каждый день от врачей мы стали слышать хорошие новости, а до этого все было безнадежно. На девятые сутки Луис вышел из комы. Раньше, чем ожидалось, его перевели в палату… Врачи удивлялись, как в таком состоянии ребенок быстро восстановился. 1 сентября 2010 года внук пошел учиться в 8-й класс… Слава Богу и низкий поклон батюшке Валентину, к которому мы слезно обращались за помощью и сразу же ощутили эту помощь. Ольга Сергеевна Шамина, г. Москва Чудесное фото В 2003 году моей дочери, которая лежала в Брянской областной больнице, был поставлен диагноз: лимфосаркома паховых лимфоузлов. При обследовании также выяснилось, что дочь беременна. Дочери сделали операцию по удалению лимфоузлов. Нависла угроза прерывания беременности. Ситуация настолько нас потрясла, что мой муж (отец дочери) не выдержал, скоропостижно скончался от инфаркта . Об отце Валентине Амфитеатрове я узнала от московских родственников задолго до болезни дочери. Очень его почитала. Конечно, узнав о ее беременности, я стала горячо молиться и просить его о помощи. В сумочке я всегда носила книжку о батюшке Валентине «Московский утешитель». Среди страничек книги у меня был вложен черно-белый портрет отца Валентина (в начале) и цветные фотографии нашей семьи (в конце). После операции у дочери были взяты анализы на подтверждение диагноза. Мне пришлось везти их в Москву, в Центр гематологии… Я продолжала молиться отцу Валентину. Можете себе представить, какая была радость, когда мы узнали, что диагноз не подтвердился. В сентябре появилась на свет наша любимая внучка Анастасия. Я стала подбирать фото и вижу: на одном из них, где были я и дочь, проявился портрет отца Валентина 29 июля 2004 года (после рождения внучки), в день памяти мученицы Валентины, я была в церкви, открыла книжечку «Московский утешитель» и хотела, как всегда, с любовью приложиться к портрету батюшки. И вдруг из книжечки выпали все мои семейные фотографии. Я стала их собирать и обнаружила, что на одной из них, где были я и дочь, проявился портрет отца Валентина. На той же фотографии было еще одно изображение батюшки, уменьшенное, повторяющее нижний фрагмент фотографии пастыря (видны только рука отца Валентина и книга, которую он держит).

http://pravoslavie.ru/97004.html

Написана и издана Главэлектром его замечательная книга «Диэлектрики». Имеется у меня его книга, готовая к печати, «Число как форма», но издать ее не удается. У нас в СССР сейчас плохо идет научная книга» 263 . Горький ответил 5 декабря 1926 г.: «Книжка Флоренского – крайне любопытна и сам он – своеобразнейший человек. Несомненно – очень талантливый. Если Вы его знаете лично, спросите, пожалуйста, не может ли он прислать мне «Письма Валентина Амфитеатрова »? и «Общечеловеческие корни идеализма»? Книги В. В. Розанова выходят под редакцией Флоренского?» 264 Ответ Мурашева последовал незамедлительно: «Вы хотите иметь некоторые книги Флоренского? Охотно исполняю Ваше желание. Книги получил от Павла Александровича и послал через «Общество Культурной связи с заграницей». Π.А. Флоренский просил Вам передать, что письма Валентина Амфитеатрова литературной ценности не имеют, они являются материалом к биографии Машкина. Флоренский сейчас работает очень много в экспериментальном институте, и в данное время занят разработкой вопросов по новым открытиям по электричеству» 265 . В личной библиотеке Горького в Москве «Мнимостей» нет, однако наличествуют следующие книги Флоренского: 1) Общечеловеческие корни идеализма/Сергиев Посад, 1909 (по всей видимости, эта книга получена Горьким от Флоренского через Мурашева); 2) Вопросы религии. Вып. 1–2. M., 1906–1908 (Здесь Флоренский опубликовал «К почести вышняго звания». Черты характера архимандрита Серапиона Машкина» и первый вариант «Столпа и утверждения Истины»); 3) Данные к жизнеописанию архимандрита Серапиона Машкина/Сергиев Посад, 1917 (Личная библиотека А.М. Горького в Москве. Кн. 1–2 . M., 1981. С.32, 297, 309). По всей видимости, имел в своей библиотеке и читал «Мнимости» писатель Всеволод Вячеславович Иванов. После Гражданской войны он увлекся теорией относительности и, чтобы понять ее, читал книги по математике и физике. Пройти мимо «Мнимостей», которая достаточно нашумела в 1920-е годы, Иванов не мог. Сын Иванова свидельствует о личном знакомстве отца с Флоренским и наличии в библиотеке Иванова всех книг Флоренского 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   Когда я написал эти слова, вспомнилась мне 19 глава из книги Иова. Есть в этой главе стихи, напоминающие мне четыре Ваши письма и два личных разговора. Но довольно об этом.    О повышении и возведении в сан архимандрита нашего общего друга я также не возрадовался. Вы знаете, что я, упрямый, зарубил себе идеи о миссии. С ними и остаюсь. Компас указывает путь на волнах жизни.    Вы боитесь за него, а я — также. Завистники носят также иногда рясы, оставляя свободным свой неблагожелательный язык. Горе, говорит св. апостол, и на горе, и под горою,— беды отовсюду.    Протоиерей Валентин Амфитеатров. Письмо 19    Досточтимая Екатерина Михайловна!    Каждое слово в Ваших строчках отозвалось скорбным звуком... Сочувствую Вам искренно, как отец и брат во Христе.    Посылаю вам св. икону и просфору. И сам бы явился, но, вернувшись из храма после богослужения, устал до изнеможения, а вечером опять и опять к серьезному делу.    Ваши новости печальны, безутешны. Да просветит Ваш разум Сам Иисус Христос! Знаю, что слова мои ни к чему не послужат, но нахожу необходимым их сказать. Ваше присутствие для него необходимо, необходимо, необходимо (!!!) как присутствие Ангела-Хранителя души и тела, и чести и распоряжений. Вот и все, что я думаю со скорбью.    Да управит Сам Спаситель Вас в житейском море плавания и, как в Евангелии сказано, даст Вам руку помощи и утишит бурю.    Ваш слуга, протоиерей Валентин Амфитеатров.    19 марта 1898 г. Письмо 20    Досточтимая Екатерина Михайловна!    И святые апостолы после смерти Господа Спасителя боялись, трепетали. Они затворились в горнице. Малейший шорох их удручал. Апостолы напоминают нам нас. Бедные, они позабыли о том, что Христос во время бури спас их от потопления. И вот среди боязни и страха, сквозь закрытые двери вошел Христос и сказал им: Мир вам!    Примените нынешний день, вспоминающий христианам это событие, и скажите вместе с Фомою: Господь мой и Бог мой (Ин. 20; 28)!    Дай Бог Вам всего, всего хорошего, и Христос да будет с Вами!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Марфа Евдокимовна очень любила дочь своей племянницы Наденьку, которая двух лет опасно заболела: у нее был заворот кишок. Доктора сказали, что смерть неизбежна, и Марфа Евдокимовна горько плакала. Батюшка велел принести девочку в собор и три дня подряд приобщать ее Св. Таин, а на четвертый день показать ему. Как только больная девочка в первый раз приобщилась Св. Таин, так сразу легко стала принимать пищу, щечки у нее порозовели и ее перестало тошнить. Когда племянница Марфы Евдокимовны должна была разрешиться от бремени, она ужасно страдала и могла умереть: ребенок никак не мог родиться. Наконец, совершенно измучившись, она подозвала к себе мужа и двух сыновей, стала прощаться с ними и все просила молиться за нее, так как она умирает. Марфа Евдокимовна, видя ее при смерти, воскликнула: «Дуня, да проси же скорей батюшку: он может спасти тебя!» Больная неожиданно оживилась и громко закричала: «Батюшка, батюшка, отец Валентин, спаси меня!!!» И что же? Младенец, как бы побуждаемый сверхъестественной силой, с удивительной быстротой стал выходить на свет Божий, так что находящаяся при этом акушерка вне себя закричала: «Скорей, скорей поливайте водой и родильницу, и младенца – сейчас произошло что-то необыкновенное...» Когда все понемногу успокоились, акушерка стала расспрашивать Марфу Евдокимовну: «Скажите, пожалуйста, кто это – батюшка отец Валентин? Ведь совершилось такое чудо, какого мне еще не приходилось видеть на моей практике. Такой быстрый процесс мог прорвать сосуды и внутренности, но все обошлось благополучно: это особенное милосердие Божие...» Марфа Евдокимовна постаралась вкратце рассказать акушерке, кто такой отец Валентин и какие он совершает дивные дела и исцеления. Больная вскоре после этого поправилась и благодарила Господа за свое спасение. Когда после этого Марфа Евдокимовна пришла к батюшке, он спросил: «Скажи, Марфа, кто это в Дорогомилово так кричал, так звал меня на помощь? Я услыхал и скорей бросился помогать». Больная же действительно жила в Дорогомилове 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Верный слуга Ваш всегда Протоиер. Валентин Aмфumeampobpodpis 8 Сент. 1898. LXVII † Досточтимая Екатерина Михаиловна! Деньги из Государственного Банка получены лицом, кому они принадлежали, по моей доверенности. Сожалею о Вашем недомоганье. И я не могу похва­статься избытком физических сил. Простите, Господа ради, в Воскресенье (4 Октября) я весь в недосугах: утро – в храме, день – в делах нужных, срочных, а в 4 часа направиться должен для исполнения священнической обязанности в дальний конец Москвы. Желаю Вам всего-всего и всегда прекрасного. Христос с Вами! Верный слуга Ваш Протоиерей Валентин Aмфumeampobpodpis 1898. 1 Октября. Москва. LXVIII † Ваше Высокопреподобие Досточтимый О. Серапион! Ваше доброе, искреннее письмо прочитал с полным молитвенным вниманием. В ответ письму – уважение и любовь. Под их покровом идет наука. Знание и вера – —532— вот светоч келлии монаха и всякого человека, грядущего к Истине, просвещающего всякого человека, исповедующего благодать и милость. От всякого анализа убеждений ближнего пощадите меня. И немощен я и недосужен. Испрашиваю смиренно Ваших молитв о себе у престола Божия. Христос с Вами! Верный слуга Ваш Протоирей Валентин podpisAмфumeampobpodpis 1898. 1 Окт. Москва. LXIX † Достоуважаемая Екатерина Михаиловна! Всегда я употреблял старание, чтобы исполнить Ваши требования. Простите, Господа ради, если мои недуги и не­досуги в настоящий Ваш краткосрочный приезд, стали преградой. Впрочем, в понедельник (5 Октября) я буду иметь честь, согласно Вашему желанию, от 1 часа пополудни до 2-х часов пополудни, ожидать Вас в своей квартире (Воронухина гора, на берегу реки Москвы д. Рыбаковой) Такое путешествие дальнее можно Вам предпринять только ради очень нужного дела: для Вашего здоровья – путь нелегкий. Приношу Вам благодарность за высказанный письменно благожелания. Христос с Вами! Верный слуга Ваш Протоиерей Валентин Амфитеатров .podpis 1898. 3 Октября. Москва. —533— LXX † Достоуважаемая Екатерина Михаиловна! Простите! откликаюсь на Ваши строки болеющим от горла, при безголосьи и лихорадке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часто сиротам после смерти родителей было некуда деваться и отец Валентин старался устроить их в хорошие семьи. И семьи оправдывали оказанное им отцом Валентином доверие, они растили и заботились о таких детях, как о своих. Например, в одной такой семье было своих одиннадцать детей. К сиротке Саше они относились как к родным детям, окружая ее заботой и лаской. И таких сиротинок на попечении отца Валентина было не мало. Более подробного рассмотрения требует взаимопомощь между духовными чадами отца Валентина, их дела милосердия. Батюшка старался воспитать во всех своих духовных чадах чувство сострадания и любви к ближним. И его прихожане много и охотно помогали в делах милосердия своему пастырю, используя свои профессиональные знания, умения и навыки. Как правило, отец Валентин оказывал помощь через других людей, сам при этом оставаясь в стороне. Отец Валентин старался сблизить богатых с бедными и его духовные дети, которые имели материальный достаток, с готовностью откликались на чужое горе. В делах милосердия у отца Валентина было много преданных ему помощников. Друг и духовный сын отца Валентина Митрофан Николаевич Маслов активно участвовал в благотворительности, помогал многим бедным. Если у кого-то возникали трудности, и требовалась юридическая помощь, то и здесь находились благодетели. Другая духовная дочь отца Валентина посещала больных и всячески оказывала им помощь. Еще одна несла другое послушание: она ездила по семьям, узнавала об их положении, и туда, где это было нужно, привозила от батюшки материальную помощь и мудрые советы. Фельдшер Надежда Николаевна Мешкова, долго проработавшая в больницах, была знакома со многими докторами, на протяжении многих лет помогала о. Валентину организовывать медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Надежда Николаевна не только устраивала нуждающихся в больницы, но и сама посещала их, наблюдала и ухаживала за ними. При деятельном участии отца Валентина Амфитеатрова княгиней Натальей Борисовной Шаховской в Лефортово была устроена община сестер милосердия «Утоли моя печали» . Многие годы Наталья Борисовна занималась делами милосердия: она помогала в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, открытой стараниями знаменитого доктора Федора Петровича Гааза, с любовью и умением ухаживала за больными. Затем княгиня основала общину сестер милосердия. Сестры оказали огромную помощь москвичам во время эпидемий холеры и тифа, разразившихся во второй половине XIX века. Таким образом, община стала одним из тех источников и средств совершения дел милосердия, к которому мог обращаться отец Валентин.

http://pravoslavie.ru/56082.html

В день рождения протоиерея Валентина Амфитеатрова на его могиле на Ваганьковском кладбище будет совершена панихида 6 сентября, 2012. Новостная служба Богослужение начнется в 12:00, его совершит клирик храма Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе священник Филипп Ильяшенко. Валентин Амфитеатров Валентин Амфитеатров. Панихида в день рождения протоиерея 6 сентября. ПРАВМИР. В день рождения  протоиерея Валентина Амфитеатрова, 14 сентября, на его могиле на Ваганьковском кладбище будет совершена панихида. Панихида начнется в 12:00, ее совершит клирик храма Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета священник Филипп Ильяшенко. Проезд: ст. метро «Ул. 1905 года», 1 вагон из центра, контактный телефон: 8-917-586-72-06 или 8-917-529-45-86 Московский священник Валентин Амфитеатров был одним из тех дивных пастырей Русской земли, кто оставил о себе добрую память и заслужил наибольшее почитание в народе. Отец Валентин был ревностным священником, всю свою жизнь он посвятил пастырскому служению, которое преисполнено забот и скорбей. Множество людей  из разных городов приезжали в Москву, чтобы попросить совета и благословения пастыря. В 1902 году отец Валентин начал терять зрение, и по этой причине больше не мог служить в храме. Но, даже будучи больным, он не переставал окормлять свою паству. Двери его тихого домика всегда были открыты. 2 августа 1908 года о. Валентин скончался, был похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила праведника всегда привлекала паломников и страждущих. Люди идут сюда с верой и надеждой. И в наше время продолжают совершаться чудеса и исцеления по его молитвам. Вы прочитали статью Валентин Амфитеатров. Панихида на Ваганьковском. Читайте также: «Приходите ко мне на могилу…» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-den-rozhdeniya-proto...

Валентина Амфитеатрова. С. 72—73. 171 Речь идет о сосланном Александре Амфитеатрове. 172 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 80—82. 173 Духовные поучения. М., 1911. 174 Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 61—62. 175 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 74, 78. 176 Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 52—54. 177 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 75. 178 Там же. С. 78 179 Великий подвижник отец Валентин. Машинопись. М., 1928. 180 Кони А. Ф. На жизненном пути. СПб., 1912. Т.2. С.145. 181 Зверев В. Н. Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь. 9. 1950. Джорданвилль. С. 16. 182 Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. С. 96. 183 Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. С. 96. 184 См. 2 Кор. 11; 26. 185 Н. И. Чупрова подделала векселя, и о. Валентин должен был выплатить по ним значительную сумму, однако он никаким образом не предал огласке ее поступки и не попытался изобличить подлог. 186 Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 83. 187 Древнее село Очаково упоминается еще в Московской летописи. В XVIII в. принадлежало поэту Хераскову, составителю второго Российского гимна «Коль славен». В начале XX в. им владел дворянин Илья Константинович Ефремов, сыновья которого, офицеры Константин и Николай погибли после октябрьского переворота: один умер в больнице, другой — в ссылке. В Очаково имелась церковно-приходская школа. Здесь особенно почитались иконы Божией Матери Донская и Толгская, некогда спасшие село от смертоносной язвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

протоиерей Валентин Амфитеатров (1.09.1836–20.07.1908) Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова протоиерей Валентин Амфитеатров Пастырь, проповедник, духовный писатель, подвижник благочестия, настоятель кремлёвского Архангельского собора. Биография Жизнеописание Родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания Духовной семинарии в Москве и Московской духовной академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре — уже в сане протоиерея — его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом — настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года — настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора. Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлёк в московские храмы множество людей со всей Москвы, ввёл практику частого причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин». В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году. В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма. Труды автора

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010