Верный слуга Ваш протоиерей Валентин.    12 апреля 1898 г. Письмо 21    Досточтимая Екатерина Михайловна!    Откликаюсь Вам всей моей душой, то есть благожеланиями, к каким она способна и привычна.    Хороша та строчка в Вашем письме, которая не ропщет на физическое недомогание.    Зная Ваш любяще-материнский характер, вместе с Вами тужу и печалюсь о неудачах, Вас внезапно постигших. Но все же уповаю на милость Божию. Ведь не иной кто, но Сам Божественный и возлюбленный Спаситель сказал: «душа не больше ли тела и пищи, а тело — одежды» (Мф. 6:25)? И другой человек, простой, но богодухновенный, восклицал: «Если не Господь созиждет дом, то всуе трудятся строящие его» (Пс. 126:1)! Стройте же здание своего спасения на вере, уповании и любви.    Христос с Вами.    Протоиерей Валентин Амфитеатров. Письмо 22    Достоуважаемая Екатерина Михайловна!    Никогда еще, за все время, как был удостоен Ваших писем, не получал я от Вас столько печальных строк, как сегодня. Все письмо Ваше от 5 сентября переполнено горькими жалобами, не свойственным Вам гневом на людей, апатией к жизни. Я получил эту иеремиаду строк на даче, где, недомогая, отдыхаю около двух недель, не появляясь в Москве, куда нет желания вернуться раньше 20 сентября.    Что же мне написать Вам по содержанию Вашего письма? На каждую строчку можно написать целые печатные листы воодушевления. Но все это — не то. Примите, Господа ради, к исполнению лишь одну мою строку: поскорее исполните два священных Таинства: исповедь и св. Причащение под руководством какого-либо трезвого, честного и разумного священника. Господа ради, не медлите. «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35), и Христос будет с Тобой, и посеянное слезами в радости будет пожато.    Верный слуга Ваш всегда,    протоиерей Валентин Амфитеатров.    8 сентября 1898 г. Письмо 23    Ваше Высокопреподобие    Досточтимый о. Серапион!    Ваше доброе, искреннее письмо прочитал с полным молитвенным вниманием. В ответ письму — уважение, любовь. Под их покровом идет наука. Знание и вера — вот светоч кельи монаха и всякого человека, грядущего к Истине, просвещающая всякого человека, исповедующего благодать и милость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Благодарно принимая от Вас великие и богатые милости, позвольте ими поделиться с ближними моими. Да и они вкусят от трапезы Вашей во здравии и с благодарностью. По истине, не имею в достаточной степени выражений, которые могли бы Вас удостоверить в одном, что мои отношения благожелательные к Вам всегда были и будут бескорыстными, свободными, озаряемыми благодатным во Святом Духе религиозным родством. Переутомление Ваших сил столь заметно, что сегодня моя дочь, встретившая Вас в Москве, передала мне свое печальное впечатление: Вы ей показались усталой, невеселой, хотя отзывчиво-благосклонной и доброй. Господа ради, будьте во всеоружии духовной силы. Да хранит Вас Христос на многие лета! Всегда покорный и благодарный Вам Протоиерей Валентин Амфитеатров . 1896. 11 Янв. XXXI † Досточтимая Екатерина Михайловна! Из тщательных, старательных усилий выяснить официальное значение известного места для лица, имеющего звание Соборного иеромонаха, узнал, что оно сопряжено с обязательством вступления в число монастырского братства; что самое место есть послушание, зависящее от Владыки; место соединено с массой отношений и может быть заменяемо всяким иеромонахом, по словесному указанию даже наместника в Чудове… Нет нужды брать на себя столь рано безнужное бремя. Благое же иго Сам Бог нашему Возлюбленному подвиголюбцу возложит чрез благодатный совет мудрого, благожелательного О. Архимандрита Антония 16 . Христос с Вами! Грешный Валентин. 1896. 9 Апр. Москва. XXXII 17 † Досточтимая Екатерина Михайловна! Сердечной благодарностью к Владыке, Учителю премудрости, восторгом чистой, бескорыстной человеческой радости полно мое сердце после прочтения сейчас (13 Апреля 6 ч. вечера) полученных строчек Ваших. Господи, как весело: мои друзья, Серапион и Екатерина – у пристани, переплыв житейское море напастей! Да возрадуются души Ваши о Господе: ведь, согласитесь, этот успех в жизненной карьере, за все годы жизни, – первый. И какой приз? Не люди аплодируют, а ангелы и друзья хвалят милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   После я стала приходить туда и услышала о многих чудесах, которые там совершались. В 1968 г. у меня на медицинском осмотре обнаружили болезнь в грудной железе. Предстояла операция, от которой я отказалась. Молилась, ходила на могилу к о. Валентину, в церкви служила по нему панихиды. По его молитвам обошлось без операции.    Раиса Ивановна, проживающая в г. Москве. Письмо 25    Художница, проживающая в Москве, привела сына Елисея на могилу отца Валентина. Елисей долго смотрел на портрет о. Валентина, потом поднял глаза и вдруг начал кричать: «Мама, мама! Ну разве ты не видишь, не слышишь? Ну вот они летают! Крылышки белые, вот они летают, нет, не птицы!» Потом сказал матери: «Они улетели». Письмо 26    Мне двадцать лет. По характеру работы, я осваиваю компьютер. Однажды меня попросили напечатать некоторые материалы, предупредив о их важности и попросив их не потерять. Содержания документов я не знала, и познакомилась с ним только во время набора. Оказалось, что это свидетельства верующих о молитвенной помощи прот. Валентина Амфитеатрова. По мере прочтения писем, они все больше привлекали мое внимание. Честно говоря, сначала не верилось в чудесную помощь батюшки; на все находилось, по моему мнению, объективное и разумное объяснение. И хотя некоторые рассказы были очень убедительными, сомнения оставались.    Наконец, почти весь текст был набран. Было поздно, я уже устала. Поразмыслив, где оставить материалы до завтра, решилась положить их в стол.    На следующий день возможность печатать представилась только после обеда. Но в столе материалов не оказалось, несмотря на то, что никто в мое отсутствие не мог войти в кабинет. Я еще раз проверила стол, вынув каждый ящик, просмотрела документы в сейфе — материалы исчезли. Что же делать? И тут пришла мысль: «Документы содержат сведения о чудесной помощи о. Валентина. Наверно, батюшка хочет, чтобы я пришла к нему, сама почувствовала и поверила в его благодатную помощь». Я пошла на Ваганьковское кладбище, не зная точного местонахождения могилы батюшки, но, пойдя наугад, очутилась у нужного мне воинского мемориала. Сразу же увидела могилу, где было много цветов. Это и была могилка прот. Валентина. Я рассказала батюшке о своих проблемах, попросила помочь найти документы и наставить меня на путь истинный. Необъяснимым образом, на душе стало спокойно, все переживания исчезли и как бы восполнилось то, чего так давно не хватало; почувствовалась помощь и поддержка батюшки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Я решилась тогда рассказать матери об отце Валентине, привела ее к могиле. После этого она приходила самостоятельно. В результате девочка поступила в институт.    Я очень часто обращаюсь к батюшке, прихожу на могилку со своими горестями, заботами и сомнениями, и всегда ухожу умиротворенной. По моему глубокому убеждению, это место святое.    Элеонора Васильевна, г. Москва. Письмо 11    Дивная помощь и благодать исходят от могилки батюшки Валентина. Особенно отрадно бывает в памятные дни: день рождения, день Ангела и день кончины, когда настоятель Ваганьковского храма и много священников торжественно служат панихиды, на которые стекается множество людей, почитающих отца Валентина.    Хочется рассказать об одном случае исцеления. На могилку пришла пожилая женщина с пятилетней девочкой на руках. Она рассказала, что ее внучка не ходит, и ее приносили на могилку посидеть. Бабушка стала горячо молиться за свою внучку. И девочка, немного посидев на могилке, вдруг встала на ножки и, шатаясь, пошла вокруг, сперва неуверенно, потом лучше. А позднее она твердо пошла. Ее бабушка горячо возблагодарила батюшку Валентина за исцеление.    Дивны дела Твои, Господи!    Валентина Петровна и Полина Николаевна. Письмо 12    Об отце Валентине Амфитеатрове я узнал в 1983 году, когда мой сын, закончив музыкальное училище, стал поступать в Московский институт культуры. На последнем вступительном экзамене, как и у многих абитуриентов, у него была «шпаргалка», которой он даже не воспользовался. Однако ее заметили и сразу же выпроводили сына с экзаменов и вычеркнули из списков поступающих. Трудно сейчас представить, что творилось в душе у него и у меня. Что делать? К кому обратиться за помощью?    Удрученный, я рассказал о случившемся своему приятелю. Выслушав меня, он задумался, а потом сказал, что в таком деле мне и моему сыну никто не поможет, кроме Всевышнего и отца Валентина. Мой друг рассказал о батюшке, проводил меня на Ваганьковское кладбище и показал «примерную» могилу отца Валентина. Не помню, что тогда было со мной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

   Ни в каких биографических источниках не упоминается о братьях или сестрах о. Валентина. Можно предположить, что их или не было, или они скончались в раннем возрасте.    О детских и отроческих годах праведного пастыря, к сожалению, известно очень мало, тогда как именно в те годы сложилось твердое основание будущего здания добродетелей подвижника. Вот что сам отец Валентин говорил в одной из проповедей: «Когда я вспоминаю о попечениях своих родителей над моей нравственностью, то и теперь, под сединами, помню и прославляю душой их любовь. Благодарно вспоминаю своих добрых наставников, просветивших мою душу и осветивших бездну пороков, в которую я мог бы впасть».    Из жития святителя Филарета Киевского известно, что его дед, прот. Никита, особенно после выхода за штат, любил сам заниматься обучением внуков, любимым из которых был будущий святитель Филарет. В тех же традициях, в подлинном церковном духе воспитывали всех детей в роду Амфитеатровых, уча их примерному благочестию. Вот, например, какой факт узнаем мы из проповеди отца Валентина в неделю по Просвещении: с четырехлетнего возраста будущий пастырь и духоносец знал наизусть молитву: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». «Вот дивная молитва,— говорит о. Валентин,— каждый, вероятно, знает ее наизусть, она короткая, но глубоко трогает сердце. Живя семьдесят лет, я все время твердил и твержу ее».    Отец Валентин рассказывал о том, что родители его заботились, чтобы в малолетстве он причащался Святых Таин ежедневно. Следовательно, еще ими было заложено в будущем пастыре то отношение к Таинству Святого Причащения, которое он старался воспитать в своих духовных чадах и проповедать среди пасомых. Отрочество и юношество праведника проходило в бедности: «Я учился с сальным огарком и нуждался часто в самом необходимом»,— рассказывал батюшка.    В 1847 году отрок Валентин был отдан в Орловскую духовную семинарию, на среднее отделение, а через шесть лет переведен в семинарию в Киев, где в то время был митрополитом святитель Филарет. Затем в 1854 году Валентин Николаевич поступает в Московскую Духовную Академию, которую оканчивает через четыре года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Слушали: I. Сообщенный (в копии) Правлением Академии указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 ноября 1908 года за 14579: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 29 октября сего года за 470, по ходатайству Совета Московской духовной академии об учреждении при академии стипендии имени покойного протоиерея Московского Придворного Архангельского собора Валентина Амфитеатрова и об утверждении составленного Советом проекта положения о стипендии. Приказали: 1) Учредить при Московской духовной академии стипендию имени покойного протоиерея Московского Придворного Архангельского собора Валентина Николаевича Амфитеатрова на проценты с пожертвованного дочерью его Верою Амфитеатровою ка- —317— питала, заключающегося в свидетельствах Государственной 4% ренты на сумму в пять тысяч восемьсот руб. и 2) представленный проект положения о названной стипендии утвердить; о чём и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Принять к сведению и руководству. II. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 23 сентября, 17: «1908 г. Окт. 29. Читано». б) 1 октября, 18: «1908 г. Нояб. 3. Читано. Отчет представить (и ныне же представляется) в Св. Синод». в) 15 октября, 19: «1908 г. Окт. 29. Смотрено». г) 15 октября, 20: «1908 г. Окт. 29. Читано». д) 15 октября, 21: «1908 г. Нояб. 10. Смотрено». е) 23 октября, 22: «1908 г. Нояб. 10. Читано. Донесение об утверждении г. Громогласова в степени магистра богословия ныне же направляется в Св. Синод». ж) 24 октября, 23: «1908 г. Нояб. 19. Донесение Св. Синоду сделано». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению. III. Ведомости Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в октябре и ноябре месяцах текущего года, из коих видно, что: 1) в октябре месяце – а) по болезни: ординарные профессора А.И. Введенский и С.С. Глаголев , экстраординарные профессора Π.П. Соколов и С.И. Смирнов и И.Д. доцента Е. А. Воронцов опустили по 4 лекции; И.Д. доцента П.А. Флоренский – 2 лекции; И.Д. доцента Н.Л. Туницкий и свящ. Д. В. Рождественский – по 1-ой лекции; б) по домашним обстоятельствам: и д. доцента и лектор французского языка Д.Г. Коновалов – 4 лекции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все, что так украшало наше общественное самосознание в первой половине шестидесятых годов, нашло себе отражение в пылком сердце и восторженной душе Амфитеатрова. Он с умилением вспоминал ту благородную борьбу, которую вел В. А. Арцимович в качестве калужского губернатора с не хотевшим сдаваться крепостным правом, за всеми перипетиями которой о. Валентин – в то время молодой священник в Калуге – следил с неослабевающим сочувствием и верою в будущность России. Из этого времени вынес он отзывчивость к нуждам народа, скорбь о невежестве, в котором последний неповинен, и чуткую радость по поводу каждого явления, так или иначе связанного с общественным благом. Высокий ростом, с добрыми горящими темными глазами, с прерывистой при волнении речью, он был настоящим служителем деятельной любви по отношению к ближним и дальним, к алчущим духовно и нищим материально» 13 . Такие теплые отношения связывали о. Валентина с двумя русскими учеными и общественными деятелями. Отец Валентин был широко образованным человеком: пройдя семинарский и академический курсы, хорошо зная древние языки, он изучил в совершенстве около десяти новых иностранных языков; обладал познаниями в самых разных областях жизни, был знаком с последними достижениями педагогики, медицины, социологии, был в курсе всего нового в литературе и искусстве. «Масса иностранных книг и изданий покупалась и прочитывалась им, так что составилась у него большая всесторонняя библиотека – собрание весьма важных и ценных экземпляров духовной и научной литературы, – пишет Анна Зерцалова. – Батюшка с любовью относился к своим книгам, сохранял их и берег, даже впоследствии, слабый и больной, он ощупывал их пальцами и говорил: «Это все друзья мои». Невозможно понять, как батюшка успевал все!» 14 Отец Валентин хорошо знал и светскую литературу и, как практически все в роду Амфитеатровых, писал стихи. Разносторонние познания и интересы, а, главное, данный от Бога дар духовного пастырства, позволяли о. Валентину находить общий язык с людьми самых разных социальных положений, профессий, возрастов и разной духовной высоты. Эти люди говорят о нем по-разному, и, наверное, не все они в равной степени могли понять высокодуховного пастыря. Но он сам старался послужить им тем, чем мог, каждому предлагая соответствующую духовную пищу и стараясь «для всех быть всем» ( 1Кор. 9:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. (Приложим к рыданию рыдание и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим приснопамятного и целомудренного Иосифа, порабощенного телом, но сохранившего не порабощенную душу и воцарившегося над всем Египтом: ибо Бог подает Своим рабам венец нетленный.) Тропарь дня в Великий понедельник: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдет бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдет в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворенных дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас. Этот тропарь отсылает нас к притче о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных, ожидавших прихода жениха. Он будет повторяться на утрене Великого Вторника и Великой Среды. Ексапостиларий (Великий понедельник): Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Вижу Твой чертог украшенный, Спаситель мой, и не имею одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, о, Податель Света, и спаси меня. Этот тропарь отсылает к притче о брачном чертоге, из которого был изгнан человек, вошедший в не подходящей к празднику одежде. Обе притчи будут вспоминаться в Великий Вторник. Проповеди на Великий понедельник Протоиерей Валентин Амфитеатров Протоиерей Валентин Амфитеатров Лучшего времени для христианина на земле быть не может, как грядущие теперь, день за днем, две недели — Страстная и Светлая. Не знаем, так ли хороша эта Святая седмица там, за пределами жизни, как здесь! Эти две недели на земле есть исключение из общего правила суетливой жизни.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-2/

Православная стенгазета 69 (175) В номере: Слово пастыря. Технология борьбы с грехом. Святейший Патриарх Кирилл, Евангельское чтение. Проповедь прот.Валентина Амфитеатрова, Как провести Страстную седмицу. Ответы священников, Четверг Страстной седмицы: Великий, а не чистый. Протодиакон Андрей Кураев. 26 апреля, 2013 В номере: Слово пастыря. Технология борьбы с грехом. Святейший Патриарх Кирилл, Евангельское чтение. Проповедь прот.Валентина Амфитеатрова, Как провести Страстную седмицу. Ответы священников, Четверг Страстной седмицы: Великий, а не чистый. Протодиакон Андрей Кураев. А в вашем храме уже есть приходская стенгазета? Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Еще один интересный случай рассказала та же женщина. Ее муж был грубым и резким человеком. Она много раз пыталась привести его в храм к батюшке, но бывало, что он в середине пути оставлял ее и уходил. Однажды муж все-таки пришел и подошел ко кресту. Батюшка, желая поощрить его к дальнейшему посещению храма, радостно сказал ему: «Спасибо, что пришел помолиться» 109 . Один из важных признаков человека духовного и доброго пастыря – любовь к молитве. Из приведенных воспоминаний мы уже знаем, что о. Валентин был ревнителем продолжительного, истово совершаемого богослужения. Знаем, что сам он молился с глубоким вниманием и благоговением, часто – со слезами, что приводило в молитвенный настрой и всех присутствовавших за богослужением. Молитвы батюшки за ближних умилостивляли Бога и совершали чудеса. Вот как сам он высказал стремление своей души к богообщению. Однажды, возвращаясь от обедни, батюшка говорил: «Жалко расстаться со службой; так и представляется, как сияет престол и все в алтаре, – так бы и не расстался». 110 Нередко о. Валентин говорил о совершенно исключительном значении для духовной жизни самой Литургии: «Литургия! Как спасительна она для всех; если бы у нас отнята была возможность слушать Литургию, то мы были бы хуже магометан» 111 . Заповедуя своим пасомым поститься и трудиться только в меру их сил, сам батюшка был постником: вкушал всегда очень мало, а когда служил всенощную, ничего не вкушал до позднего вечера. 112 Так, будучи человеком духовным, достигнув высоты добродетелей, отец Валентин мог и словом, и примером учить тому же своих пасомых. Особенности духовного руководства Пастырский подвиг о. Валентина очень ценен тем, что батюшке удавалось насаждать в своей пастве, среди мирян, основы аскетической жизни, прежде всего – подвига послушания. Эта, казалось бы, одна из самых первых и нетрудных добродетелей, даже в то время понималась правильно не всегда. Делания внешние: пост, посещение богослужений, благоговейное стояние на них, бдения, поклоны – бывают заметны и понятны любому новоначальному христианину. Послушание же в святоотеческом понимании, как труд внутренний: отказ от своих мнений, желаний, намерений, для того, чтобы исполнять волю Божию через послушание более опытному человеку – духовному отцу – многим бывает неизвестно или понимается поверхностно. «Нужно жить своим умом, что там понимает какой-то батюшка»,– говорят иногда люди вполне церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010