Внимая апостольскому учению о скорбях, терпении и надежде, возьмем из него для себя правила в руководство. Апостол Павел желал, чтобы последователи Иисуса Христа хвалились скорбями. Поэтому мы, если и не имеем столько великодушия и мужества, чтобы почитать за счастье терпеть скорби, встречающиеся на пути спасения, по крайней мере, будем стараться встречать их без смущения, с благодушием, с искренней готовностью переносить их ради Христа, нашего Спасителя. Находясь под бременем болезней, убожества или тяжких обстоятельств, будем убеждены, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ), если по благодати Христа Спасителя удостоимся быть участниками Его царства. Будем смиренно просить помощи у Господа, чтобы не изнемочь в печали и со спокойствием духа преодолевать всякие несчастья, непоколебимо уповая на благость и человеколюбие Господа Спасителя, ибо Он – Помощник несчастным, Он – Утешитель скорбящим, Он – Врач больным, Он – Покровитель вдовиц, девственников и девственниц, Он – Отец сирот, Он – Надежда безнадежных. Но будем заботиться и о том, чтобы и самим нам не быть виновными перед Господом за тяжелую участь наших ближних. Кому не известно, что легче рассуждать и проповедовать о перенесении скорбей, нежели переносить их? Святой апостол Петр, говоря о взаимной любви и терпении скорбей, умоляет христиан внимать себе: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» ( 1Пет. 4:15 ), утратив христианское и человеческое достоинство. Быть завистником, или распутным, или ленивым, или пошлым, или грубым, – вот скорби поистине ужасные; вот клейма, трудно смываемые; вот позор семьи, неутешные скорби мужа, жены, детей, отца, матери и всех, нежно любящих и любимых. " А если, – говорит ап. Петр, – страдает каждый из нас как христианин, то не стыдись, брат мой, или сестра моя, или дочь моя, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет. 4:16 ). Как бы тяжела ни была наша скорбь, не будем колебаться в надежде на Господа. С какого времени наши сердца восприняли ее? С самого св. Крещения. Она продолжает изливаться в спасительных Таинствах исповеди и Св. Приобщения Тела и Крови Христовой, дающих нам право, подобно ап. Павлу, взывать к Спасителю: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Горе нам, если мы малодушно уклонимся от призывающего гласа Божия: «покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» Тогда мы услышим над собой приговор Вечной Правды: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли... когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу» ( Притч. 1:24, 25, 27, 28 ). От такого приговора да спасет нас Господь, долготерпеливый и милосердый. Теперь Церковь в течение всех недель, до самой св. Четыредесятницы постоянно будет раскрывать нам в своих песнопениях и молитвах, в чтении апостольском и в Евангелии убедительные доказательства необходимости неотложного покаяния. В заключение скромного моего слова, обновлю в вашей памяти слова пророка, призывающие к покаянию: «Душа согрешающая, она умрет... беззаконник же, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою» ( Иез. 18:20, 27 ). Покайтесь, братья и сестры, старцы и юноши, жены и мужи, и Христос с нами. Аминь! II Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ) Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Св. Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безотложную необходимость. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Истину этих слов Иисус Христос доказал собственным примером, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана. Мы все, здесь присутствующие, носим имя христиан, потому что все, по примеру и заповеди Спасителя нашего, приняли св. Крещение, «родились водою и Духом». Но все ли мы – наследники небесного царствия? По учению св. Павла, для достижения вечного спасения не достаточно принять Крещение, но для этого нужно еще облечься во Христа, жить Христовою жизнью, иметь дух Христов. Все вы, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», – учит Он. Что же значит облечься во Христа, иметь Христову жизнь? Вот вопрос настоящей Недели, именуемой в церковном уставе Неделей Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

(...) «Господи, помилуй!» Хотя вы уже взрослые и понимаете значение этих слов, но я все-таки буду говорить с вами об этом. Спасителя назвал Господом в первый раз Симон, или Петр. Те, которые были здесь в прошлый раз, вероятно, слышали, как я объяснял, что апостол Петр пожаловался Спасителю, говоря: «Наставник, мы целую ночь трудились и ничего не поймали». Господь благословил их труд, так что две большие лодки наполнились пойманной рыбой. Сердце содрогнулось у апостола Петра, и он, припав к коленям Иисусовым, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Господь видел сердце этого доброго рыбаря и сказал ему: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». Своими словами апостол Петр показал, какой сильный страх и трепет, а вместе с тем благоговение почувствовал он к Господу после такого чудесного лова рыб. Во второй раз Петр опять помянул: «Господи», когда был на горе Фаворе во время славного Преображения Господня. Когда Петр увидел славу Учителя своего и двух пророков, Моисея и Илии, то он с великим чувством благоговения и восторга воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь, сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». В третий раз назвал Петр Иисуса Христа Господом на Тайной вечери. Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал: «Один из вас предаст Меня». Тогда апостолы с ужасом спрашивали: «Не я ли, Господи?» Только Иуда Искариотский спросил: «Не я ли, Равви?» Архиереи, фарисеи, саддукеи не называли Иисуса Христа Господом, а Равви – учителем. Видимое дело, что дьявол и Иуде внушил: «Не называй Его Господом, я ведь твой господин». Господь – это значит господин. В Ветхом Завете Давид тоже помянул это слово «Господи». Вспомним, как пророк Нафан явился ему. Давид согрешил, отнял у Урии жену его Вирсавию. Явился к нему пророк Нафан и предложил Давиду следующую притчу. Он сказал: «Один богатый человек имел большие стада, а около него жил бедняк, у которого была одна любимая овечка. Вот богач устраивает пир, собирает друзей, знакомых, но жаль ему трогать своих овец, и говорит он слугам: «Возьмите овечку у соседа и заколите мне на пир». Тогда Давид понял все и в ужасе воскликнул: «Господи, согрешил, прости меня!»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Грозный, страшный закон! Он был дан вследствие жестокосердия иудеев. По объяснению еврейского ученого-историка Иосифа Флавия и учителей Церкви – между прочими Тертуллиана и св.Златоуста, – этот закон не был применяем; дан же был, чтобы устрашить наказанием преступные действия. Любомстительность сокращали пророки своими поучениями, а Господь наш, Спаситель нашел несообразным этот закон даже в самой букве для Своих последователей, душой жизни и действий которых должна быть любовь. «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф.5:39–41 ).» Великие истины! Они «глубже моря», по выражению русского богослова, скончавшегося несколько лет назад в Одессе архиепископа Никанора; неисчерпаемы, как сама любовь Божия. Я позволяю себе советовать вам прочитать самим объяснение этих заповедей в распространенном русском печатном издании примечаний к Евангелию покойного курского епископа Михаила. В этом произведении собраны объяснения изречений Спасителя, как и всего евангельского текста. Из этой книги, как и из других, доступных всем любознательным, я не буду извлекать изъяснения. Дерзаю присовокупить спроста, что любовь христианская должна сносить зло только в той мере, в какой оно остается для славы Божией и для спасения ближнего. В противном случае, по учению святого ап.Павла ( Рим.13:1–4 ), должно наказывать зло, что возлагается на начальство, на старших. Каждому из нас известно, как наказывает нас любовь нежного отца, ласковой матери, приветливого начальника. Сам Господь, когда грубый римский солдат ударил Его в ланиту, сказал оскорбителю: «За что Меня бьешь?» ( Ин.18:23 ). Он же заповедовал Своим последователям от притеснений и гонений спасаться бегством. Если ты находишься на общественной службе и видишь, что твоим усердием недовольны, твои труды объясняют зложелательством; если они вносят несправедливые толки и смущения, то удались от зла, но не изменяй ни на йоту своих любовью и законом христианским освященных верований и убеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Да, одно можно сказать, что на деньги не купишь ни покоя душевного, ни здоровья. Как может оставаться в покое богатый, когда постоянно он должен опасаться, что его богатство и моль поест, и ржавчина на него насядет, и воры подкопаются и украдут; а внезапные несчастия, а пожары! Как может уберечься от них богатый? Положим, он скажет, что все имущество его застраховано; да, застраховано, а разве он может уберечься от смерти? С каким ужасом ждет он ее, как настойчиво гонит он от себя даже мысль о ней. Часто постигают богатых болезни, а между тем они всячески стараются сохранить здоровье, а потому уезжают в лучший климат, а между тем никто так часто не хворает, как богатые. Бедным не приходится так заботиться о своем здоровье, однако же умеренный образ жизни бедных гораздо благоприятнее для здоровья: это доказывают и опыт, и наука. Кроме того, богатство большею частью приобретается путем насилия сильного над слабым, путем притеснений, неправд. Человек, путем неправды выдвинувшийся из среды бедняков, уже свысока относится к своим прежним друзьям, и прежние два друга расходятся совсем. Да, есть очень много людей, которые накапливают себе богатства на черные дни, но они и не подумают о том, что здоровье их не зависит от их состояния, они не хотят и думать о том, что, может быть, уже ангел смерти летит за их душой и, неприготовленную, возьмет из сей жизни. О, предсмертные страдания таких несчастных ужасны, кто видел их, тот только поймет весь ужас такого поведения богачей. Поистине страшна смерть грешника! Однако же льстецы всячески стараются превозносить богача, они, кажется, все готовы посулить ему; но как ни льсти, а богатство не может доставить ему блаженства. О братия мои возлюбленные, не приобретайте себе сокровища ветшающие, где моль и ржа истребляют, а воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и воры не подкапывают и не крадут; где сокровища ваши, там будет и сердце ваше. Вспомните, что сказал Сам Спаситель: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою, или какой выкуп даст человек за душу свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

И вот мы нынешний день посвящаем воспоминанию, как вознесшийся Христос не покинул нас, а как обещал апостолам, так и послал им Духа Святаго Животворящаго, Которого мы и теперь получим, если будем следовать примеру апостолов. Еще одно. Смотря на изображение Вознесения Господа, мы видим величественную картину: мы видим возносящегося Господа с руками, простертыми для благословения; видим и старых, и молодых, и даже вдали детей. Здесь нет различия ни пола, ни возраста, все стоят, подняв очи кверху, как бы на молитве; и вот при таком молитвенном настроении людей, стоящих на земле, Иисус Христос возносится все выше и выше, обещая апостолам, что будет с ними пребывать вечно. Все собравшиеся равны: и дряхлый старик, и еле лепечущий ребенок; и при этом как бы видится пророческое исполнение слов Господа: посему и будут видеть, что вы ученики Мои, если будете хранить любовь между собою, а также: где есть два и три, собрани во имя Мое, ту есмь посреди вас. Здесь же (при Вознесении Господа) собрались не двое и не трое, а апостолы, Матерь Господа Мария, и еще Мария, и еще Мария, и многие другие с ними. Все они исполнились великой радости, потому что Господь обещал пребыть с ними до скончания века. Вот и мы, помолившись и несомненно очистившись и просветившись, да воспросим Господа, чтобы нам идти домой с тем же светлым чувством, с каким шли апостолы от горы Елеонской. Христос с вами. Аминь. 14 мая (Вознесение). Мы посвящаем нынешний день празднованию Вознесения Христова и воспоминанию о той великой радости, которою исполнились дети, взрослые, апостолы, присутствовавшие при Вознесении Христовом. Этот праздник особенно нам дорог и велик, потому что он первый из двунадесятых праздников, и в этот день произошло благоговейное собрание верующих. В этот праздник мы должны особенно радоваться, потому что Господь как Сам вознесся, так обещал и нас вознести с Собою на небо, обещал прославить и возвеличить наши бренные, греховные тела и доставить им великое блаженство. Вознестись и пребывать с Господом – это такое блаженство, какого мы и представить себе не можем; по выражению Ефрема Сирина , это рай земной и рай духовный. И вот перед Вознесением Своим Господь сказал Своим ученикам: Я восхожу туда, откуда Я снисшел, иду приготовить вам место, и где Я буду, там и вы будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

И вот пришел Один, смиренный видом, Который называл себя сыном древодела и Сам был по ремеслу древодел; да, Он пришел к Иордану и просил крестить Его. Но Иоанн, духом провидя, что это был Сам Господь, ожидаемый Мессия, в страхе сказал: «Учитель, мне нужно креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус сказал: «Оставь теперь, нам надлежит исполнить всякую правду», то есть: «Нам надо исполнить закон». Тогда Иоанн стал крестить Господа. И что же, только что он простер руку над Господом, как разверзлись небеса, и был слышан голос сверху: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». «Смотрите, – как бы говорил Бог Отец, – вот Он, обещанный вам Спаситель, Мессия, Тот, Которого вы так давно ждали, это Он Самый, другого уже больше не будет». И Дух Божий в виде голубя сошел с неба на Него. Да! Сам Господь принял крещение от Иоанна, Он во плоти крестился, чтобы дать нам возможность спасти нашу плоть, омраченную смертными грехами. Он крестился тридцати лет. Этот возраст избрал Спаситель для Своего крещения, потому что этот возраст наиболее опасный. Юношу одолевают разные плотские желания, плотские стремления, муж же в 30 лет особенно подвержен гордости, самолюбию, злобе; вот Спаситель и избрал этот возраст, чтобы дать нам возможность в этом возрасте побеждать свои греховные страсти. И вот, подобно тому как голубица возвестила об уменьшении вод потопа, так и при крещении Спасителя голубь возвестил о прекращении духовного потопа. Но вы спросите меня, почему именно Дух Святый явился в виде голубя, – да потому, что эта птица чистая, кроткая, незлобивая, человеколюбивая. Да поможет нам всем Господь быть смиренными, кроткими, человеколюбивыми, чтобы и на нас почил Дух Святый. Аминь. 11 июля. «Жители же страны Гергесинской просили, чтобы Он удалился от пределов их». Неблагодарность приносит немиролюбие. Случается, что дети не чувствуют благодарности к родителям, которые их воспитали, любили, берегли; супруги не хранят клятвы взаимной верности, отсюда и вражда, несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Истинное познание Бога необходимо выражается исполнением заповедей Божиих. Только такое познание – спасительное познание, оправдывающее цель жизни, оправдывающее доверие Господа, одарившего нас драгоценным талантом разумного существования. О таком познании и Христос Спаситель говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога ( Ин.17:3 ). Это знание доставляет человеку счастье – по словам Иисуса Христа: если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). О том, как ценит Иисус Христос доверие к Нему в исполнении заповеданного им, Он Сам говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ). Иоанн Богослов тужил о тех, которые легкомысленно относятся к жизни, превратно понимая цель своего существования. В первом Послании своем к христианам он писал: «Кто говорит, «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжей, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась ( 1Ин.2:4–5 ).» Святые Божии люди отличались в своей земной жизни тем, что каждую ее минуту считали драгоценной и, не тратя времени на занятия пустые и ничтожные, скорбели, если леность тела и суета мирская отнимали иногда у них час один на какие-либо потребности или слабости нашей грехом зараженной человеческой природы. Работы много для истинного христианина. Волей Господней вручен каждому из нас талант жизни. Владыка Господь щедр, многомилостив, но строг, как сама справедливость. Чтобы талант жизни не был закопан в землю, он должен быть в живом обращении, озаряемом любовью к подобным нам. Мы должны делать для них все то, чего желали бы мы самим себе, и особенно, по примеру св.угодников Божиих, заботиться о том, чтобы предстать пред Раздаятелем талантов непостыдно, не подобно нерадивому рабу. § II Во времена Петра I жил Киевский митрополит Феофан. В одной из своих проповедей, разъясняя притчу о талантах, он говорил: «Чтобы талант жизни усугубить, вот как поступи, кто бы ты ни был – стоишь ли на высоте, или на средине, или внизу на ступенях жизни. Видишь невежество ближнего – наставь его; видишь брата или сестру, претыкающихся или падающих в грех – поддержи их, отведи от греха; видишь изнемогающего от малодушия или уныния – утешь его. Увидишь труженика, твердо и благоуспешно работающего в своем звании – сорадуйся ему. Видишь слабых, вдов, девиц, одиноких, всеми забытых, всеми оставленных, отверженных – прими их к своему сердцу, прими скорби и неудачи братьев и сестер твоих и усердно моли Бога о помощи бедствующим.»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Итак, повторяю слова Господа: «Если не отпустите людям согрешения их, и Отец ваш небесный не отпустит вам ваших согрешений». Как же быть нам, чтобы получить прощение от Бога? Послушаем совета великого Златоуста. Для того чтобы легче было простить нам нашим врагам и отплатить им добром, нужно относиться к недругу как к человеку, который приносит нам пользу. Какую же пользу он может принести нам? А вот какую. Никто так не знает о наших пороках и недостатках, как наши недруги, а потому если мы хотим искоренить в себе недостатки, то мы должны обращаться к ним, и если мы хотим знать самих себя, то мы должны прислушиваться к мнению о нас наших недоброжелателей, у которых глаза как бы увеличиваются, – а не слушать мнения наших друзей и родных, так как родные и друзья наши страстны и пристрастны. Кому не известно, что матери горбатое дитя кажется красивым и великорослым? Точно так же мы должны относиться к наемнику, который работает на нас за плату: мы должны относиться к нему как к человеку, который доставляет нам пользу. Итак, вот, братья мои, мы вступаем теперь, можно сказать, в море поста; мы должны знать, что море это большое, широкое, перейти которое крайне трудно; если же мы благополучно перейдем его, то только благодаря Божией помощи, Божией милости. Итак, прежде всего нам нужно простить людям, имевшим что-нибудь против нас, мы должны простить всем и все, так как Господь сказал: «Если принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь тут дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда, пришед, принеси дар твой». Что Богу наши усиленные молитвы, наш пост, паше бдение, если мы не имеем любви к людям, не имеем всепрощения к ним. И вот с этого святого места я, недостойный иерей, прошу прощения у всех вас во всем, в чем я согрешил против вас своими словами, делами и мыслями; я же, со своей стороны, буду просить Господа, чтобы благодать Божия присутствовала в духе вашем во всю вашу жизнь. Аминь. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010