Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 )(прп. Анатолий, 20). Всем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для этого руководственные правила. И эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой «Кормчая». Это – сборник правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. В конце этой книги, в главе «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры и от святыя Восточныя Церкви», – папа Римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же «Кормчей» книге, в 10 главе, в 6 правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: «Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити». А в 33 правиле того же Лаодикийского Собора сказано: «С еретики и со отвергшимися от соборныя Церкве да не помолится никто». Но вот вопрос: каков взгляд святых отцов нашей Православной Церкви на ересь? – В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братья и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: «Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» И если бы это было не так, если бы те ереси или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в Святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). И еще: есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать нам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1, 7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Однако столь явное уклонение папы от православного понятия о Церкви требовалось осудить не только на практическом, но и на собственно догматическом уровне. И это было сделано. На финальной, восьмой сессии Собора отцы торжественно провозгласили православное учение о церковной власти и учительстве. Это постановление вошло в состав соборного ороса (Sententia Synodica, как его называют Акты). Оно было, как отмечено в предисловии к критическому изданию актов Собора, недвусмысленным образом направлено против Вигилия 41 , и звучало, согласно полной версии соборных деяний, следующим образом: «Хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не имели нужды в чужом совете относительно того, что должно было делать; однако же они не хотели постановить определения о том, что было предметом спора, – должно ли обрезывать язычников, прежде чем, собравшись вместе, подтвердили каждый свои слова свидетельствами божественного Писания. Посему приговор по этому вопросу они вынесли все вместе и сообща: «Мы, собравшись, единодушно рассудили... угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» ( Деян. 15, 25; 28–29 ). И святые отцы, которые по временам собирались на святых четырех соборах, пользуясь древними примерами, вместе и сообща выносили решения относительно возникавших ересей и вопросов, поскольку твердо установлено, что в общих прениях, когда предлагается то, что должно быть рассмотрено с той и другой стороны, свет истины прогоняет тьму лжи. Ибо недопустимо в вопросах веры кому-либо предвосхищать суждение Вселенской Церкви в ее полноте (nec enim potest aliquis in fidei causa uniuersitati ecclesiae praeiudicium facere), поскольку каждый нуждается в вспоможении ближнего, как, говорит Соломон в Притчах: “Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство” ( Притч. 18:19 ); и опять в Екклезиасте говорит: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отпевание в больнице имеет своей целью напомнить живым о скоротечности земных дней, о связи понятий «жизнь, болезнь, смерть», настроить живых жить богоугодной жизнью. Приложения Проблемы биоэтики Из основ социальной концепции Русской Православной Церкви. По материалам Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, гл. XII XII. 2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» ( Пс. 138, 13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» ( Иов. 10:8–12, 18 ). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер. 1, 5–6 ), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смерто убийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91м правилом VI Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. 5 января, 2012 Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей. Подготовка к причастию Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-prichasti...

Помимо физиологических последствий существуют последствия психического характера — нарушение психического здоровья (панические атаки, повышенная тревожность, депрессия). Отношение к аборту в православном христианстве В православии аборт рассматривается как убийство человека. Прежде всего это связано с тем, что, согласно православным представлениям, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Шестая заповедь Декалога гласит «Не убий», таким образом аборт – это нарушение шестой заповеди. Так как жизнь — это дар Бога, то, совершая аборт, женщина (и отец ребенка, если он потворствует аборту) противодействует Богу. Неродившиеся младенцы умирают некрещеными. С точки зрения православной традиции ответственность за аборт может быть возложена не только на мать, но и на отца, если он поддержал её в решении сделать аборт, а также на врача, совершившего аборт, и прочие лица, потворствовавшие матери в принятии решения пойти на этот шаг. Священное Писание говорит о том, что жизнь человека начинается в самой материнской утробе: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ), «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» ( Пс.138:13 ), «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ). Соборные правила Православной Церкви однозначно указывают, что аборт – это убийство ( 91е правило Шестого Вселенского собора , 21е правило Анкирского собора , 2е и 8е правило свт. Василия Великого ). Несмотря на то, что канонически аборт является убийством, то есть  тяжким грехом, в пастырской практике есть примеры снисхождения относительно ситуаций, когда аборт является единственным способом сохранить жизнь женщины. Об этом, в частности, говорят Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

http://azbyka.ru/abort

Потому что, если бы было свободно спорить по человеческим убеждениям, никогда не могло бы быть недостатка в таких людях, которые осмеливались бы отступать от истины». И его же слова об этом же: «не дерзай против торжества десницы всемогущего Бога воздвигать подавленные старые распри новыми способами». К этому свидетельству немного после вы прибавили: «пусть не трогают ничего из того, что хорошо сделано». Последнее же свидетельство, заключающееся в первом его послании, из которого уже много взято свидетельств, вы представляете такого рода: «исследовать, что уже приведено в известность, опять браться за то, что совершено, и ниспровергать, что определено, ни что иное, как неблагодарность за полученное и направление злых пожеланий смертоносной страсти к вкушению от запрещенного древа»! Вот какие слова святого Льва к императору Льву вы представили, возлюбленнейшие братья; они, конечно, относятся к сохранению неповрежденной веры, а не относительно частных дел халкидонских епископов. А что он говорит о ненарушимом хранении единой веры, нужно сообразить то, что он до этого сказал в том же самом послании; там он говорит к тому же императору: «кроме богобоязненно- предусмотрительной заботы о временных вещах, твердо совершайте служение божественным и вечным установлениям, чтобы католическая вера, которая одна животворит род человеческий, одна освящает его, пребывала в одном исповедании; а разногласия, которые рождаются из разнообразия земных мнений отражались бы от твердости того камня, на котором стоит град Божий». Таким образом, дорогие братья, если бы вы не видели того, что во всех частях света вера укрепляется в едином и твердом положении, вы справедливо говорили бы, что нечто из святого Халкидонского Собора нарушено. Но после того, как теперь все дело идет только о личностях, и вы ничего не спрашиваете о святой вере Халкидонского Собора, вы как бы намеренно отклоняете от себя авторитет отцов, потому что, как святой Лев показывает, не должно вновь браться за то, что совершено; а с каким намерением он сказал это, он тут же прибавляет: «считайте своей главной заботой жить для мира вселенской Церкви и сохранения католической веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания 1 В настоящей Концепции для обозначения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви применяются, как равнозначные, термины «Вселенская Православная Церковь», «Православная Церковь», «Церковь». Эти же термины используются в Концепции только для обозначения Русской Православной Церкви применительно к территории ее пастырской ответственности. 2 Рецепция (от лат. receptio — принятие) — восприятие и преобразование одних процессов в другие с целью их согласования с чем-либо иным. Церковная рецепция культуры — согласование средств и методов миссионерства со спецификой разных культур, традиций и обычаев. Православие рассматривает культуру как «социальную природу» человека. Стоит миссионерская стратегическая задача переосмысления, преображения культуры народа для ее воцерковления, создания национально-церковной культуры и социокультурной среды во всем обществе: « Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть участником его » (1 Кор. 9, 20–23). 3 Миссионерская деятельность должна учитывать, что условия и формы миссии различны в сельской местности, в городе, воинской части, в учреждениях культуры и науки, в храмах, созданных при учебных заведениях и в местах лишения свободы, и т. д. 4 Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2254...

Принципы скоромной и нескоромной пищи, то, что у иудеев называется кашрут, продолжают играть в жизни верующих православных людей достаточно важное место. Так, например, в Книге Деяний святых апостолов мы находим такие слова: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:19–21 ). Эти слова были произнесены первоверховным апостолом Петром в Иерусалиме, на Апостольском Соборе. Здесь обращает на себя внимание то, что этими словами апостолом Петр наставляет именно новоначальных христиан, уверовавших из язычников, – обращающихся. Но даже для них соблюдение принципов скоромности по отношению к крови считается обязательным. Причем, далее следует существенное уточнение: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», – то есть остальные божественные предписания по вопросу о пище, они, обращающиеся, найдут во всем корпусе Пятикнижия, «ибо закон… по всем городам имеет проповедующих его и читается…» Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал свиней нечистыми животными, говоря: «бесы попросились в свиней, потому что нечистое всегда стремится к нечистому» . Кровь же запрещается в пищу для православных христиан не только Книгой Левит и решением Апостольского Собора в Иерусалиме, о чем мы прочитали в Книге Деяний, 15-я глава 19-й стих, но и решением 6-го Вселенского Собора, где в правиле 67-м мы находим такие слова: «Божественное Писание заповедовало нам ″воздержатися от крови и удавленины и блуда″. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь, какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь (то есть пищу – О. С.) и так оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик (то есть епископ, пресвитер или диакон – О.С.) да будет извержен (то есть лишен сана – О. С.) , а мирянин да будет отлучен» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Грех ли заниматься магией земли, воздуха, воды, огня? Что будет если я сделаю какое ни будь магическое действие? Плохо ли это? Похожие вопросы 5 Ответов Так называемая магия стихий, берет свое начало в древнейшем язычестве. Удивительно, что и в наш век технологий и науки, люди готовы верить некой силе, которая будет исполнять их материальные потребности. Сам Бог дал людям на этот вопрос однозначный ответ, написанный на скрижалях и переданный Моисею: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» Исх.20:2–3 . Смотрите толкование: Первая Заповедь . Поэтому занятия магией, колдовством и подобное – являются грехом против Бога, если хорошенько подумать, то отпадет всякое желание этим заниматься, но если такой грех уже был совершен, то в нем надо покаяться на исповеди . Подробнее читайте: «Слово IX, в котором говорится о том, что христианам нельзя заниматься колдовством и магией» . Любая магия — это обращение к силам ада и сотрудничество с ними. Фактически это является отречением от Бога и преданием себя бесам, со всеми очевидными последствиями. Сатана не помогает людям, он только создает иллюзию помощи и пользуется людьми, а потом губит их. Разумеется, все это является смертным грехом. Любая магия — это обращение к падшим духам, бесам. Все магические “фокусы” совершают именно они. Колдовство и магия были непременными спутниками языческих культов, почему и были запрещены Богом еще во времена Ветхого Завета. Запрет актуален и поныне. Да, это тяжкий грех. «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор. 18:10–13 ). «Колдовство, гадание и подобные им дела порицает это правило как сатанинское дело». Подробнее — Правило 61 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 121  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-upravlja...

Решением Пятого Карфагенского Собора святые мощи было предписано полагать под престолом. При обширности епархий и увеличении числа храмов правящий архиерей не мог лично присутствовать при освящении каждого храма. Знаком его благословения явились созданные вместо надгробных плит антиминсы – платы с подписью архиерея. В центр антиминса влагалась частица со святыми мощами. В это время появилась традиция помещать мощи в домовых церквах, вкладывать их части в запрестольные и напрестольные кресты 33 . Вероучительное значение почитания святых мощей было окончательно высказано на Седьмом Вселенском Соборе. Седьмое правило этого Собора предписывает все храмы освящать только через положение в них святых мощей. О почитании мощей Собор постановил следующее: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики,– да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся причащения!» 34 . Говоря о святых мощах, необходимо коснуться и такого вопроса, как нетленность мощей. С этим явлением связано много заблуждений. Важно понимать, что мощи почитаются независимо от их нетленности, из преклонения перед подвигом святого. Нетленность мощей всегда рассматривалось как одно из знамений Божиих о святости усопшего, но сама по себе никогда не была основанием для канонизации. Равным образом и отсутствие нетления не является препятствием прославления подвижника, решающее значение имеет святость его жизни. Церковь почитает останки святого вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое 35 . 1.4. Многообразие форм святости Из истории христианской Церкви нам известно о различных путях к святости, о многообразии ее форм. Учение об этом было сформулировано еще ап. Павлом. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010