Воспитательный элемент в семье концентрируется в добродетельной жизни матери, которая своим примером без слов учит детей. Поэтому апостол и говорит: «чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостию и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (ст. 9–10). Облекшись во всеоружие христианских добродетелей, верующая жена одержит победу над неверием мужа, как и ап. Петр засвидетельствовал 210 . И ап. Павел влагает в сердце верующего живую уверенность в несокрушимом торжестве над неверием в семейной жизни. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» 211 . Вся сила победы заключается в исполнении повелений Бога и в точном осуществлении каждым своего призвания При этих условиях нет нужды расторгать брак, когда муж или жена окажется в неверии. Но «это повеление апостола по всем церквам» не должно стеснять свободы супругов в подобных случаях, так что «если неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (ст. 15). XIV. Первая задача христианского брака – воспитание детей Первая задача христианского брака – воспитание детей. Взгляд Христа и заповедь Христа относительно семейного воспитания детей. Отношение Христа к детям. Взгляд ап. Павла на воспитание детей. Начало воспитания – приведение детей ко Христу чрез крещение. Соборные определения о крещении детей. Св. Тихон Зад. и св. Златоуст о воспитании детей. Христианское воспитание детей – залог счастья семьи и осуществление основной идеи самого брака. Отношение Христа к женщине-матери. Трогательные примеры утешения и помощи Христа матерям в их скорбях за детей. Христианский брак, по самой основной идее, имеет своею первою задачею христианское воспитание детей. И эта черта с особенною яркостью подчеркивается как Христом, так и апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Конечно, даже самое образцовое христианское воспитание не дает стопроцентной гарантии того, что, достигнув определенного возраста, человек не отойдет от веры. Тем не менее, даже в таких случаях заложенные в детстве крепкие основы веры продолжают сохраняться в глубинах души человека вплоть до того момента, когда он, подобно блудному сыну из евангельской притчи ( Лк. 15:11–24 ), не вспомнит о небесном Отце и не захочет вернуться к Нему. Восьмое. Воспитание детей в христианской семье должно строиться на любви, а не на насилии или принуждении свободно и самостоятельно выбирать добро и отвергать зло. Распространенная ошибка – стремление навязать ребенку образ Бога, наказывающего за непослушание родителям и другие проступки. Гораздо важнее научить ребенка любить Бога, любить Христа и Церковь. А для того, чтобы этого достичь, необходимо, чтобы вся система воспитательных методов в семье строилась на любви. Именно любовь – не только основанная на кровном родстве, но духовная, основанная на любви Божией, – должна скреплять членов семьи в единую «домашнюю Церковь». Девятое. Послания апостола Павла содержат простые советы, касающиеся жизни и взаимоотношений между родителями и детьми: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» ( Кол. 3:20 ); «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость… И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:1–4 ). Эти советы отражают тот способ воспитания, который на протяжении многих веков существовал у разных народов, но в настоящее время оспаривается в тех обществах, где на первое место ставится свобода и независимость ребенка от каких бы то ни было факторов. Десятое. В наше время религию нередко воспринимают исключительно как один из способов принуждения ребенка к тому или иному мировоззрению или тем или иным нравственным установкам.   Некоторые оспаривают право Церкви на воспитание детей, считая, что это нарушает их свободу. Между тем в христианстве свобода – одно из ключевых понятий. «К свободе призваны вы, братия», – говорит апостол Павел. Но тут же прибавляет: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал. 5:13 ).

http://azbyka.ru/deti/hristianskoe-vospi...

Точно также смотрели на это дело и апостолы. Ап. Павел, предписывая Тимофею «почитать вдовиц, истинных вдовиц», выдвигает, как особенный признак их заслуг, воспитание ими детей. «Если какая вдовица имеет детей, или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» 213 . Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (ст. 8). На должность диаконисс «вдовица должна быть избираема известная по добрым делам, если она воспитала детей и была усердна ко всякому доброму делу» (ст 9–10). Даже в епископы должен быть избираем «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностию; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией» 214 . Итак, рождение и воспитание детей в духе веры Христовой составляет существенный элемент христианского брака, христианской семьи. И вся ответственность за пренебрежение воспитанием детей падает на родителей. Воспитание начинается с приведения детей ко Христу, с введения их в церковь Христову, с крещения младенцев. Крестить детей-младенцев – прямой долг родителей. И этот долг возлагается на них самою природою, заповедию Христа и требованиями соборных определений церкви. По природе каждый родитель, если считает веру Христову высшим благом для себя, не может лишить детей своих этого блага. Если единение со Христом есть высшее счастие для человека, то никакой родитель, в силу естественной любви к детям, не может лишить их этого счастия. О заповеди Христа мы уже сказали; Он сказал «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Что же касается соборных определений и святоотеческих внушений, то об этом мы скажем сейчас. Соборные определения о Церкви предписывают совершать крещение над младенцами даже такими, о которых нет никаких положительных известий, что они не крещены: 79 прав Карфагенского собора (419–426 гг.) говорит «О младенцах, когда не обретаются достоверные свидетели, сказующие, яко без сомнения крещены суть, и сами они, по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвещати о преподанном им таинстве, рассуждено, яко подобает без всякого сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения сею святынею. Сие определено потому, что многих таковых покупают у варваров». Пояснений не требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

А этого можно достигнуть только посредством воспитания. Итак, дело коренного исправления человека, дело прекращения распространяемых смутных настроений сводится к делу воспитания. Оно должно начаться в семье с самого младенчества, продолжаться в детстве, сопровождать юность. Притом не всякое воспитание заключает в себе силу направить сердце и волю к добру, а только христианское воспитание, под осенением благодати, подаваемой через святые Таинства. Это воспитание, начинаемое в семье, должно перейти в школу; перешедшее в начальную школу, должно продолжаться в средней и не должно оставлять высшую школу. Говорить обстоятельно о тех способах воспитания, которые должны быть употребляемы в семье и школе – низшей и высшей, не входит в задачу настоящего нашего слова. Мы ограничимся изложением только самого главного, составляющего сущность истинного, благотворного воспитания. Мудрец израильский выразил сущность этого воспитания в следующем изречении: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Таким образом, в основу воспитания должен быть положен страх Божий и хранение заповедей Его. Каких заповедей? Прежде всего заповедей Десятисловия, сокращенных в две евангельские заповеди о любви: любви к Богу и любви к ближнему. Кто Бога боится, тот будет и греха беречься. Кто Бога боится, тот будет и родителей чтить. Кто Бога боится, тот будет и царя чтить, и властям повиноваться, как от Бога поставленным. Заключим наше слово изречениями мудрых и богодухновенных учителей: Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор.6:14–15 ). Между сынами света и исчадиями ада? Хочешь ли не бояться власти? Делай добро... ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых ( Рим.13:3 ). Благодарность царю земному. Речь в день тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Александровича, в соборе города Ново-Николаевска 79 , 6 декабря 1906 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В чем же причина семейного кризиса? Она, прежде всего, – в ослаблении веры в Бога, в том, что забываются православные традиции семейного уклада жизни, воспитания детей. Ведь именно они помогали создавать крепкую и дружную семью, сохранять ее, а дети, вырастая, становились надежной опорой родителей. Таким образом, для создания, сохранения семьи супругам необходимо строить семейную жизнь на христианской основе. Дети – самое большое богатство Многое в нашей жизни требует к себе бережного и ответственного отношения, как и то, что существует между мужчиной и женщиной. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» – вот слова апостола Павла, они для нас путеводная нить. «…Господи, я беру сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благослови же помиловать меня, и дай мне состариться с нею!..» ( Тов. 8, 4-10 ). Именно так начинают свою жизнь православные супруги, в такой атмосфере даст Господь зарождение жизни будущему ребенку: в страхе Божием и любви, и уважении, и почитании друг друга. Брак верующих, православных христиан, создается для того, чтобы иметь детей, воспитывать как истинных христиан, которые бы служили от всего сердца Господу. Это их основное «дело», основная их забота. Священное Писание свидетельствует, что дети – самое драгоценное и прекрасное сокровище: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде (когда будут говорить с врагами в воротах) ( Пс. 126, 3–5 ). Для Господа имя «дети» приятнейшее из имен, поэтому, когда Господь милостив, то, разговаривая с молодыми людьми (об этом повествует Священное Писание), он называет их детьми. Дети названы пророком Малахией (2, 15) семенем Божиим, из которого восстанет род Божий ( Деян. 17, 29 ). В Новом Завете Иисус Христос выражал особую любовь к ним, ласкал, возлагал на них руки и благословлял их ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

В этом смысле одинаково вредны как старообрядские (консервативные), так и протестанские (модернистские) мотивы. Прогнозы и результаты Очень коротко стоит сказать о том, что считать успехом в работе – о результатах и прогнозах. Личность ребенка, как и взрослого, является тайной. У всех есть периоды спадов и подъемов. Это точно так и для духовной сферы. Мы видим, что детский возраст до полового созревания, как правило, имеет большие потенции для вхождения в духовные сферы. Подростковый и юношеский возраст характеризуется спадом, а после 20–25 лет вновь намечается рост интереса к духовной стороне жизни. Вполне возможно, что те из детей, которые были воспитаны в христианских семьях, в воскресных школах, могут в дальнейшем вообще отпасть от Церкви и от Бога. Но даже если перед смертью этот человек принесет искреннее покаяние, исповедуется и причастится святых Христовых Таин – даже это можно будет считать великой удачей в работе воскресной школы. А эмпирически очевидная удачная работа воскресной школы или гимназии – эта та, где постоянно, из года в год поддерживается дух соборности, дух особого единения и любви. Свобода духовника состоит в том, что он должен лишь сеять, сеять умело, а почву – плодородную или каменистую выбирать не нам. Это соответствует словам апостола Павла, которыми мы и завершим скромный труд: Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, все Бог возвращающий. Насаждающий и поливающий суть одно: но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:6–9 ). Воспитание мальчика-христианина (Полевое исследование) Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей. Мальчик как будущий воин Наивно полагать что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Это наивная и к тому же вредная утопия. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего– фундамент характера мальчика. Американский проповедник К. С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным». Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, – начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.). Характерным свойством русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Восстановление семейного начала и возвышение женщин в семье Христос начал, прежде всего, Своим безусловным во всем повиновением Своей Матери 60 , которая, зная, кто – Он 61 , прилагала все свои материнские заботы о воспитании Его, «слагая в сердце своем» все знаменательные слова и события, касавшиеся Сына Ее 62 . Такое безусловное повиновение Сына Своей Матери и беспримерно-идеальное попечение Матери о воспитании Сына имели своим последствием то, что «Младенец возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» 63 . С самых младенческих пелен уже всем было видно, что «благодать Божия была на Нем», что вокруг Него концентрировалась какая то особенная, неземная атмосфера, в которой чувствовалось всем легко и сладко. И вот, воспитываясь в такой идеальной семейной обстановке, «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков (ст. 52). В этой норме семейного воспитания мы видим тот идеал семьи, восстановить который на земле явился к нам Сам Сын Божий Правильное воспитание, по указанному идеалу, дает детям премудрость и гармоническое развитие всех сил, как духовных, так и телесных, и, что особенно ценно, привлекает на них всеобщую любовь и Бога, и человеков. Каким идеально духовно нравственным совершенством нужно обладать, чтобы заслужить и пользоваться любовью у Бога и человеков. И как счастлива мать, умеющая дать такое воспитание своим детям! А отсюда, на какую же недосягаемую высоту ставится мать, дающая такое воспитание своим детям! И вот мы видим в Евангелии, как одна женщина, слушая дивное, Божественное учение Христа, от умиления и восторга, радуясь за счастливую Мать, воскликнула из народа «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» 64 . Действительно, какою счастливою должна чувствовать себя всякая мать, если она выполнила свое назначение в семейной жизни. И как не умилиться каждому перед такою высотою женщины матери, которая открывается и предназначается ей в Евангелии учением Христа и Его личным отношением к ней!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Иисус Христос точно определил достоинство и назначение детей. Он с любовью призывал их к себе и, обняв, возлагал на них руки и благословлял ( Марк. X, 16 ). Таковых, говорил Он, есть Царствие Божие ( Марк. X, 14 ). «Кто примет одного из малых сих во имя Мое, тот Меня примет. Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» ( Марк. IX, 42 ). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо сказываю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (МФ. XVIII, 10). «Тот, кто умалится, как дитя, тот и больший в Царстве Небесном ( Мф. XVIII, 4 ). А кто не примет Царствие Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Марк. X, 15 ). Он увещевал и учеников своих, чтобы они обратились и были, как дети и уподобились им (235, с.?). Христианское воспитание обнимает как духовную природу человека, так и физическую: но духовное воспитание оно ставит выше физического, ибо, как говорил Спаситель, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф. XVI, 26 ). Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе… Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. VI, 19-21 ). Ищите прежде Царствия Божия и правды Его – и это все (земное) приложится вам ( Мф. VI, 33 ). А Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир, и радость во Св. Духе ( Рим. 14,17 ). Таковы основы и задачи истинного воспитания по учению Христа. Учительство апостолов Святые Апостолы продолжили дело своего Великого Учителя. Их деятельность также состояла в учительстве, она была определена Христом следующими словами: «Идите и научите все народы…». В трудах отца Иоанна апостольское служение рассмотрено как образец для пастырского подражания. Их педагогические принципы необходимо знать учителям. Апостолы приспосабливали свое учение к духовным силам и способностям слушателей. Пастырь, воспитатель также обязан следить за тем, как слова, проповедуемые им, воспринимаются ими. В противном случае возвещаемые истины не будут поняты.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

После Причастия Дети, воспитанные в вере и воспринимающие Церковь как свой духовный дом, на всю жизнь получают мощную прививку от неверия и пороков. Конечно, даже самое образцовое христианское воспитание не дает стопроцентной гарантии того, что, достигнув определенного возраста, человек не отойдет от Церкви. Тем не менее, даже в таких случаях заложенные в детстве крепкие основы веры продолжают сохраняться в глубинах души человека вплоть до того момента, когда он, подобно блудному сыну из евангельской притчи ( Лк.15:11–24 ), не вспомнит о своем небесном Отце и не захочет вернуться к Нему. Воспитание детей в христианской семье должно строиться на любви, а не на насилии или принуждении. Ребенка следует приучать свободно и самостоятельно выбирать добро и отвергать зло. Распространенная ошибка – стремление навязать ребенку образ Бога, наказывающего за непослушание родителям и другие проступки. Гораздо важнее научить ребенка любить Бога, любить Христа и Церковь . А для того, чтобы этого достичь, необходимо, чтобы вся система воспитательных методов в семье строилась на любви. Именно любовь – не только основанная на кровном родстве, но духовная, основанная на любви Божией, – должна скреплять всех членов семьи в единую «домашнюю церковь ». Послания апостола Павла содержат простые советы, касающиеся семейной жизни и взаимоотношений между родителями и детьми: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» ( Кол.3:20 ); «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:1–4 ). Эти советы отражают тот способ воспитания, который на протяжении многих веков существовал у разных народов, но в настоящее время оспаривается в тех обществах, где на первое место ставится свобода и независимость ребенка от каких бы то ни было внешних факторов. Религию нередко воспринимают исключительно как один из способов принуждения ребенка к тому или иному мировоззрению или тем или иным нравственным установкам. Некоторые оспаривают право Церкви на воспитание детей, считая, что это нарушает их свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» «Ищите прежде Царствия Небесного», или Размышления о христианском отношении к своему ребёнку В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) Проблема правильного воспитания и верного отношения к собственному ребёнку всегда была, есть и будет актуальна для всего человечества. Сам Христос, объясняя Своим ученикам заботу о них со стороны Бога Отца, в качестве примера приводит отношение родителей к детям: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» ( Мф.7:9-10 ) К тому же, согласно знаменитому выражению, «дети – наше будущее», ведь именно от того, как они будут воспитаны, зависит очень многое. Поэтому все мы постоянно ищем пути решения данной проблемы. Размышляя над вопросами воспитания и анализируя разнообразный опыт христианских и нехристианских семей, можно обнаружить существование как минимум двух ошибочных моделей отношения к ребёнку. Первая модель условно называется «Ребёнок – это моя жизнь». В таком случае родители или родные видят весь смысл своего существования только в ребёнке. Для них он единственная радость, все их духовные силы концентрируются только на нём. Верующие люди мотивируют такое положение вещей тем, что Сам Бог послал им ребёнка, поэтому личная духовная жизнь и своя душа отныне пребывают в полном забвении, ведь всё полностью заключено только в ребёнке. Но полезно ли это для последнего? Не вырастет ли из него эгоист-потребитель, который привык быть «центром мира» и даже не догадывается о необходимости в дальнейшем заботиться о ком-то другом со своей стороны? Об этих вопросах, как правило, никто не задумывается. Вернее не задумывается до тех пор, пока не окажется в немощной старости не нужным никому и своему чаду в том числе. Второй моделью является прямо противоположное мнение, гласящее: «Ребёнок вырастет сам». Здесь родители в лучшем случае, при хороших финансовых возможностях, обеспечивают лишь материальные запросы ребёнка. А воспитать его должны, по их расчетам: воспитатели детского сада, школьные учителя, окружающий социум… При этом даже верующие люди могут для оправдания привести евангельские слова: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28-29 )

http://azbyka.ru/deti/ishhite-prezhde-ts...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010