Духовность, с точки зрения православной антропологии — это не что иное как причастность, а точнее, теснейшее и глубочайшее соединение и единение человеческого духа с Духом Божиим, приводящее к качественному изменению человека, который преображается по образу и подобию Божию по действию Святого Духа в нем. В евангельских притчах о Царстве Небесном даны прекрасные образы такого внутреннего преображения человека. Например:  «Царство Небесное подобно закваске, в которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). Таким образом, в понимании духовности человека присутствует существенная разница между светской секулярной мыслью и христианской антропологией. В первом случае духовность сводится к душевным проявлениям нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во втором — понятие духовности выводится за пределы психики и поставляется в самый фундамент сотворенного человеческого бытия, которое, с точки зрения христианской антропологии «есть непрестанно осуществляемая возможность быть, и это осуществление возможности быть происходит от действия в творении бытия Божия, а это действие  в силу богодарованной свободы человека само возможно в ту меру, в какую данное сотворенное Богом существо может или хочет воспринять его (курсивные вставки – прот. И. Аксенов)» . Поэтому духовные люди, по слову свт. Григория Паламы, — это «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа». Или, как о том же пишет ап. Павел: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:5-6). Проблема не в том, что человек не знает, как правильно поступать, чтобы ему было благо, а в том, что зная, что есть благо для него, человек, не имеющий в себе Духа Божия и влекомый ко злу, зачастую поступает во вред себе, ибо не имеет ни внутренней силы, ни твердого желания поступать во благо не только ближним, но и самому себе.

http://bogoslov.ru/article/5325114

3 . Пастырское нерадение тех, которые не заботятся о врученном им стаде Христовом. 4 . Соблазны недобрых родителей и прочих злых людей, смотря на которых юные соблазняются и развращаются. 5 . Козни общего врага христиан – диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). 6 . Небрежение и нерадение о себе самого человека, который слушая в храмах читаемое Божие Слово, небрежет и не радеет о том и идет, как слепой в яму, в вечную погибель. А отсюда следует: 7 . Как нужно юным детям доброе воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танцевать, о чем нынешние люди более всего пекутся, но по христиански жить – вот чему законом Божиим обязываются христиане учить своих детей. Даже если никакого языка не будут знать дети, но будут по христиански жить – истинного блаженства не лишатся. 8 . Как тщательно юным нужно беречься от соблазнов, которыми зло, в сердце их кроющееся, возбуждается! 9 . Грешнику, совратившемуся после Крещения с пути истинного, одна остается надежда – истинное покаяние. Для этого обратись, грешная душа, к Небесному Отцу, как блудный сын сделал, и пади перед милосердными Его очами, и с сокрушением и стенанием сердечным воззови к Нему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих ( Лк. 15, 18–19 ). И без сомнения веруй, что Он примет тебя, и в лучшую одежду облечет тебя, и так и о тебе радость будет перед Ангелами Божиими. Христиане, войдя в баню святого Крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками Небесного Царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ). Поэтому святое Крещение называется апостолом банею возрождения ( Тит. 3, 5 ). Потому что в святом Крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся, и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе ( 2Кор. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Какая же была в них и должна быть в нас ныне вера, столь спасительная нашей душе и столь победоносная и славная для всей Церкви Христовой? 1 . Вера, без которой невозможно угодить Богу ( Ebp. XI, 6 ), должна быть простосердечная. Как ветхозаветные праведники, например Авраам и другие, так и христианские подвижники не мудрствовали в вере; они с благоговением принимали сообщаемое им свыше; они сердцем чувствовали святость и истину того, что им сообщалось, и с радостью переносили все, что им суждено от Господа, потому что они веровали, что без Бога ни до порога, что Бог – Отец наш – все видит, все знает, все устрояет к лучшему, лишь бы мы оставались послушными Его закону. 2. Вера наша должна быть не на словах только, но на деле. Истинная вера естественно выражается в добрых делах. 3. Она должна быть постоянная. Вера для развития души – то же, что воздух для тела. Без воздуха жить нельзя, и без веры в Бога жизнь не в жизнь. Душа холодеет, делается бесчувственною к окружающему бедному, страждущему люду и к явлениям мировым, живет изо дня в день, не думая о своем назначении и своем исправлении. А к прискорбию, вера наша часто колеблется то от неудач в жизни, то от видимой неравномерности в счастии, то от недоброго воспитания начального, то от ходячих мнений, противных вере, или от нашей распущенной жизни. Не такова была вера изображенных у св. апостола святых. И сам апостол Павел говорит про себя и своих учеников, что никто и ничто не может отлучить их от веры в Бога и любви к Нему: ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь ( Puм. VIII, 35, 38–39 ). Гл. XII, ст. 1–2. Посему и мы, православные христиане, имея вокруг себя такое множество, такое облако свидетелей, верных и угодных Богу, свергнем с себя всякое бремя малодушия, лености, безверия, жестокосердия, скупости, оставим запинающий нас, главный в душе нашей, грех, например пьянство, блуд, гордость, мстительность и ропотливость, и с терпением, подобно изображенным ныне в апостольском чтении праведникам, будем проходить предлежащее нам поприще, т. е. нашу жизнь; будем терпеливо, без ропота исполнять наши обязанности и христианские, и гражданские, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Ebp. XII, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия. Читайте также — Фрагмент общей исповеди Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить? Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-is...

«О сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать; потому что вы сделались неспособны слушать» ... «вас снова надо учить первым началам Слова Божия; и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». ( Евр.5:11–14 ). Где исход из тяжелого положения? Таким образом ни семья, ни школа, ни общественная среда, ни новейшая литература не дают исхода из того тяжелого положения, в каком находимся все мы, русские – именующиеся православными – люди. Что происходит от незнания религии Ложный путь. Мы стоим перед замкнутой дверью и в лучшем смысле готовы «прелазить инде» в ту лучезарную область добра и правды, которая за ней скрывается, но ни за что не постучимся в самую дверь. Жизнь отошла слишком далеко от источника истинного блага и в этом корень зла. Неправильное воспитание развивает гордость личного разума истинного, оторвавшегося от разума Божественного, поиск связи с которым – цель человеческой жизни. В наш век одичания и забвения всего прошлого нашего отечества и Христовой Церкви, являются смельчаки, гордо заявляющие, что от них только начинается чистая вера, новая жизнь... но куда ведущая? – они и сами не ведают. Показание истории. История человечества показывает, что стремление к высшим запросам в жизни духа никогда не исчезало окончательно среди людей, хотя принимало и принимает часто ошибочное направление. Эпохи наибольшего увлечения рационалистическими теориями, торжества неверия, были также временем преобладания таинственных учений, мистического настроения. Показания современности. И в настоящее время, наряду с развитием прикладных наук, замечается сильный упадок веры. Находится много людей, которые начинают нападать на церковь , на христианскую веру, отрицают нравственность. Но можно откинуть ту или другую религию; но религиозности откинуть нельзя. Необходимость основательных религигозных знаний. При современных весьма хулительных нападках на христианскую веру и церковь у человека, не погрязшего в тину страстей, тину мирских удовольствий ( Пс.13:1 ), является омерзение; он сознает и желает опровергнуть нелепые мнения о религии, о нравственности; но, не имея прочных основных религиозных знаний не в состоянии этого сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По-настоящему мудрый христианин будет настойчиво обращаться к тем, кому была поручена временная власть выполнить главную задачу правительства: защищать слабых и беззащитных от нападения, и делать это без лицеприятия, пристрастия, или дискриминации. Библия призывает нас защищать тех, кто не может защитить себя, вступиться за тех, кто не может самостоятельно говорить. Так мы оберегаем нерожденного, инвалида, и иждивенца. То, что в Библии и во свете разума нам дано ясно, мы должны передвавать ясно.Даже в случае опасности и ценой ущерба себе и нашим институтам, мы должны защщать жизнь наших братьев и сестер на каждой стадии развития и при любых условиях. Наше беспокойство не ограничено нашей собственной страной. По всей земле мы видим случаи геноцида и “этнических чисток”, отказы от помощи страдающим невинным жертвам войны, пренебрежения и эксплуатации детьми, беззащитных рабочих, сексуальная торговля девушками и молодыми женщинами, пренебрежение пожилыми людьми, расовое притеснение и дискриминация, преследование сторонников всех вер, и отказ предпринять необходимые шаги по предотвращению распространения таких болезней, как СПИД. Мы видим, что эти искажения проистекают из той же самой потери чувства достоинства человека и неприкосновенности человеческой жизни, которая запускает абортивную промышленность, движения за помощь по самоубийству – эвтаназию, и человеческое клонирование для биомедицинского исследования. Мы следуем последовательной этике любви и жизни для всех людей при любых обстоятельствах. Брак И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. (Быт. 2:23-24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф. 5:32-33). В Священном Писании сотворение мужчины и женщины, и союз мужа и жены, как одной плоти, являются венцом Божьего творения. В продолжении жизни и воспитании детей мужчины и женщины как супруги получили благодать того, чтобы быть соработниками Самого Бога. Брак – первое учреждение человеческого общества, это – основа, на которой основаны все другие институты. В христианской традиции мы именуем брак “святым супружеством” (таинством брака), чтобы указать на то, что это союз, установленный Богом и благословленный Христом на свадьбе в Канне Галилейской. В Библии сам Бог благословляет брак и почитает его.

http://pravmir.ru/manxettenskaya-deklara...

иеромонах Иов (Гумеров) Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:13–18 ). Человек, принявший веру Христову, отрекается служению сатане, умирает для прежней порочной жизни. Так как Церковь есть Тело Христово, то христианин таинственно соединяется с Христом не только душою, но и телом: тела ваши суть члены Христовы. Поэтому дерзость и безумие – осквернять члены блудом, делать их членами блудницы. Другие грехи тоже совершаются посредством тела, но грех – вне тела, а в блуде сам грех в теле. Он неизбежно разрушает тело. Как понимать слова, что жена спасется деторождением? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел, призывая жен учиться безмолвию, говорит: жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:14–15 ). Так как чадорождение есть явление естественное, не имеющее само по себе спасительного значения, то святые отцы здесь понимают, прежде всего, воспитание рожденных ими детей в христианской вере и благочестии. «Деторождение, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – есть дело природы. Но жене даровано не только это, зависящее от природы, но и то, что относится к воспитанию детей. В том великая будет состоять для них награда, если они воспитают ратоборцев Христу; так что они могут заслужить спасение не только сами через себя, но и через других – детей своих». Для этого жена должна хранить себя в чистоте, вере и любви христианской. Женщины, живущие в блуде и делающие аборты, опасно уклоняются от пути спасения. И чем больше они совершают смертных грехов, тем трудней им восстать от падения. Однако пока путь земной не закончился, всегда остается спасительная надежда. Почему на неделе о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:21–30 ). Естественная нравственность человека никогда не была способна подняться на такую высоту смысла, а тем более, на такую высоту исполнения. Обучение именно этому, освященному новозаветной благодатью нравственному закону, являлось и является целью христианской педагогики. Без божественной благодати устроение сердца человеческого в соответствии с новозаветными заповедями невозможно. Обучение общечеловеческому естественному нравственному закону на основаниях гуманизма есть откат назад в историю, регресс в сравнении с педагогикой христианской, идущей не от этики (социально обусловленного поведения), но от укорененного в Боге сердца… Но регресс этот адептами гуманизма не замечается… Здесь нужно подчеркнуть: суть кризиса заключается в отсутствии научной конкретики… Но откуда она может появиться, если, как выше было уже сказано, основой гуманистической педагогики являются так называемые общечеловеческие ценности? Все, на что способна педагогика в этом случае, есть безликое перечисление этих самых ценностей, наборы которых, несколько отличающиеся, можно увидеть в любом современном учебнике по педагогике. Это: умение сочувствовать и сопереживать, быть справедливым и лояльным, общительным и доброжелательным, уважительным, честным и проч., но когда дело касается конкретного воплощения этих качеств, которых в «Словаре по этике» описано более 1500, оказывается, что все эти нравственные качества понимаются и воплощаются в разных культурах по-разному, зачастую, в противоположном значении? То, что это так, подтверждается в этих же самых учебниках по педагогике, в главах, посвященных межэтническим проблемам.

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Смотрите, возлюбленные, чтобы столь многие благодеяния Его не обратились всем нам в осуждение, если мы, живя достойно Его, не будем единодушно совершать благое и угодное Ему. Ибо сказано где-то: «Дух Господа есть светильник, испытующий тайны утробы». 597 Помыслим, как Он близок к нам и что ни одна из наших мыслей или совещаний, какие мы делаем, не закрыты от Него. Итак, надлежит нам не отступать от воли Его; лучше воспротивимся глупым и несмысленным, превозносящимся и хвалящимся пышностью слова своего людям, нежели Богу. Будем благоговеть пред Господом Иисусом Христом, Коего кровь предана за нас, будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров, юношей воспитывать в страхе Божием, жен своих направлять к добру, чтобы они отличались достолюбезным нравом целомудрия, показывали чистое свое расположение к кротости, скромность языка своего обнаруживали молчанием 598 , любовь свою оказывали не по склонностям, но равную ко всем свято боящимся Бога. Дети ваши пусть получают воспитание христианина; пусть научаются, как сильно пред Богом смирение, что значит пред Богом чистая любовь, как прекрасен и велик страх Божий и спасителен для всех свято ходящих в нем с чистым умом. Ибо Он есть испытатель мыслей и желаний наших; Его дыхание в нас, и когда восхощет, возьмет Его. Глава XXII. Эти увещания подтверждает вера христианская, проповедующая бедствия за грехи Все сие подтверждает вера христианская. 599 Ибо Сам Христос чрез Духа Святого так взывает к нам: «Приходите, дети, послушайте Меня; страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотящий жизни, любящий видеть дни благие? Удержи язык твой от зла и уста твои, чтобы не говорить коварства. Уклонись от зла и сотвори доброе; ищи мира и гонись за ним. Очи Господни обращены на праведных, и уши Его – на молитву их; а на делающих злое лицо Господне обращается для того, чтобы истребить с земли память их. Воззвал праведник, и Господь услышал его, и избавил его от всех скорбей его. 600 Много бичей грешному, уповающих же на Господа будет окружать милость Его». 601 Глава XXIII. Будьте смиренны. Веруйте, что Христос опять придет

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе ( Сир.30:1:12 ). Подобные наставления встречаем и у Соломона. Кто жалеет розги своей, – говорит он, – тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его ( Притч.13:25 ). Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его ( Притч.19:18–19 ). Когда наши критики встречают подобные выражения в сочинениях, служащих выражением религиозно-житейских воззрений наших предков, например, в «Поучениях крестьянам» или в «Домострое», они рады предаться глумлению над архаической системой воспитания и не щадят слов для наказания ее будто сурового бесчеловечия. Но нам кажутся мелкими, поверхностными и ненаучными воззрения современных критиков, хвалящихся своей будто бы гуманностью. Они привязываются к словам, но не хотят понять идеи, под ними скрывающейся, за внешней формой не видят правды тех начал, какие священные писатели внушают родителям и воспитателям для более успешного выполнения ими своего долга по отношению к детям, вверяемым их попечению. Христианская религия в этих словах, подающих повод нашим критикам к укоризнам и глумлению, предписывает или советует в деле воспитания поддерживать твердую и строгую дисциплину. Она хочет, чтобы дети в своих родителях и воспитателях признавали власть и подчинялись их распоряжениям, какими они, по движению своей любви к детям, стараются упорядочить их неокрепшую волю... Она считает неблагоразумным и опасным, если дети растут по своей воле, никем и ничем не сдерживаемые, и если им позволяют безнаказанно заявлять свое упрямство, делать, что хотят, совершать разные грубые выходки и проступки. Покорность и повиновение разумной родительской воле – одно из главных качеств, какие религия заповедует воспитывать в детях. Добрый христианин, живущий по началам веры, по изображению Апостола, – это человек, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ( 1Тим.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010