Пусть не будет этого у сектантов и они возрастут до кротости и смирения. Но и в этом случае навсегда остается необходимость во внешних средствах спасающей благодати и во внешнем церковном руководстве. Был в Кесарии сотник Корнилий, – «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян.10:2,22 ). Однако этого естественного благочестия в очах Божьих оказалось недостаточно, так как оно было еще далеко от того совершенства, к которому призваны христиане. Поэтому и Корнилию необходимо было для спасения получить еще христианское просвещение (ст. 4–6). Когда же во время проповеди ап. Петра Св. Дух видимо сошел на Корнилия с домом его и все стали говорить иными языками (ст. 44–46), «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься тем, которые как и мы получили Св. Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.10:47–48 ). Это потому, что для спасения мало одной и самой лучшей добродетели. Нужно еще прощения всех прежде бывших грехов. А кто может дать это прощение? Только тот, кому Сам Господь даровал это право: «кому разрешите грехи, тому разрешатся, на ком оставите, на том останутся». И не достаточно тут одной веры и одного воображаемого внутреннего общения с Духом Божьим. Не достаточно потому, что человек не ангел, – не дух, а скорее плоть, во всяком случае существо телеснодуховное, в котором дух живет во плоти и деятельность его всегда проявляется во вне, телесным образом. Поэтому у всех христиан, живущих вне Церкви, есть своя религиозная внешность и свое религиозное руководство. Эту внешность, как религиозный культ, имеют не только лютеране и реформаты, но и все сектантские общества. Все они вносят религиозный элемент в начальное воспитание, имеют свое церковное учительство, ревниво оберегают свои религиозные формулы, обычаи, обряды и т. д. Поэтому если они и бывают довольно опрятны в нравственном отношении, в некоторых случаях имеют даже преимущество пред православным народом, то может быть, и вероятно – вследствие того, что получают религиозное воспитание, имеют свои молитвенные дома, свои богослужения, свои проповеди. Во всяком случае, это обстоятельство решительно не позволяет унижать значение церковно-религиозной внешности на основании сравнительной оценки жизни православных и протестантов. Ибо сравниваются здесь не два противоположных явления, из которых одно дано при отсутствии религиозной внешности, а другое при наличности ее. Если угодно, можно сравнивать с чистым православием чистое протестантство, т. е. с истинно православными христианами – не лютеран, не реформатов, не штундистов, а тех последовательных протестантов; которые не имеют решительно никакой религиозной внешности. Но таких религиозных обществ мы не знаем. Где нет религиозной внешности, там существуют не общества, а только разрозненные без религиозные единицы. Религия и религиозность в христианском смысле у них отсутствует совершенно. В нравственном отношении очень часто упадок и вырождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Знакомые картины, не правда ли? В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? — Давайте попробуем разобраться в этом. В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки. Первая — подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая — перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь. Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения (и бесчинствовать на них). — Здесь нужно сказать, что очень многие из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное его посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное. Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин, 4, 21–24). Совместная церковная молитва, безусловно, очень важна в духовной жизни; но она вовсе не покрывает весь объём её, а является лишь одним из элементов её, частью, — необходимой, но не главной. Самое главное совершается в сердце человека — поклонение Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это — цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого. Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется, если, например, посещение Богослужений из средства становится целью, главным — тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного плода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Миниатюра из Евангелия 1059 г. (Dionys. 587m. Fol. 38v) Свт. Иоанн Златоуст называет брак «союзом жизни» ( Ioan. Chrysost. Encom. ad Maxim. 3) и говорит о том, что есть «две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие» (Hom. in illud: Propter fornicat. 3). Основа целомудрия в браке - отсутствие власти над своим телом у каждого из супругов и забота о нем как о достоянии другого (1 Кор 7. 4-6). Четко определив социальное главенство мужа над женой в семье, НЗ впервые показывает духовное равенство между мужем и женой как основу правильных отношений в семье и ставит на первое место в семейном союзе духовное сотрудничество: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр 3. 1-2). Жизнь супругов в христ. браке должна подтверждать слова ап. Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6. 19). При этом тело как таковое не является самодовлеющим предметом забот христианина, потому что оно может оказаться причиной помрачения его душевных и духовных дарований: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин 6. 63); «упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (1 Тим 4. 7-8; ср.: Рим 7. 18, 23, 25; 8. 5, 8). Поэтому забота о теле, физическое воспитание, состоит в том, чтобы тело не сделалось помехой на пути преумножения данных от Бога талантов («попечения о плоти не превращайте в похоти» - Рим 13. 14). Эта забота исключает понимание любых качеств и свойств тела как чего-то самого по себе драгоценного. Как таковые красота, сила, ловкость для христианина не представляют особой ценности ( Basil. Magn. Hom. 22. 2), поскольку сам по себе культ тела не может служить целям В. х. Вместе с тем христианин обязан уметь владеть своим телом как совершенным инструментом, к-рым Бог наделил человека ради его блага и за состояние к-рого (как Божия творения) он ответствен перед Богом, а также перед ближними, поскольку если у человека здоровое тело, то и ему самому, и другим нужно меньше заботиться о нем.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Наказание обязательно предваряется вразумлением, благодаря чему ребенок учится прислушиваться к своей совести и блюсти себя в соответствии с ее требованиями, потому что «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13. 5). При этом мера и характер наказания прямо соотносимы с мерой разумности вразумляемого: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12. 47-48). Всякое наказание имеет смысл постольку, поскольку продиктовано любовью, образцом в этом является Бог. «И от сей мысли, что мы страждем по воле Божией, неверующий ужаснулся бы и возроптал бы на верного Создателя. Но верующий, углубляясь в сию мысль, обретает в ней обильный источник утешения, который растворяет сладостью всякую горечь» ( Филарет Московский, свт. Слово в день святого мученика благоверного Димитрия Царевича (1822 г.)//Избр. тр. Письма. Восп. М., 2003. С. 182). Жизнь со всеми ее испытаниями воспринимается христианином как постоянное воспитание, проводимое непосредственно Самим Богом и имеющее цель доставить человеку «мирный плод праведности»: «Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр 12. 9-11). «Отец детей за погрешности наказует, но с любовию; тако Бог, Отец Небесный, наказует христиан не от гнева, но от любви за согрешение их» ( Тихон Задонский, свт. Избр. тр. С. 104). Проявляя заботу о В. х. детей, Церковь вводит их в область христ. нравственных добродетелей, в стихию литургической жизни, богослужения и молитвы. Привитое в детстве, В. х. становится фундаментом духовного формирования человека в последующие периоды жизни, от ранней юности до поздней зрелости. В. х. покоится на сознательном отношении человека к своей душе и заботе о ее спасении с самого раннего возраста.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Чтобы надлежащим образом исполнить свою обязанность религиозного воспитания детей, для этого родители должны положить верное основание, на которое указывает ап. Павел: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:10–11 ). Отсюда они, прежде всего, должны поспешить духовно возродить своё дитя и освятить в таинстве св. крещения и в непосредственном с ним таинстве св. миропомазания, и с этого времени смотреть уже на него не просто только как на дитя свое, но как на дитя Божие, дитя царское, наследника Небесного Царства, – и потому должны воспитывать его в христианской вере и благочестии. «У тебя есть младенец? – спрашивает св. Григорий Богослов , – не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но... дай своему младенцу Троицу – сие великое и доброе хранилище» 581 . Приняв дитя от купели крещения, родители обязаны относиться к нему так, как бы оно вверено было попечению их на время, для приготовления его к принятию предназначенного ему наследства в Царстве Небесном: «таковых бо есть царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Пренебрежение этим – нравственное преступление. Языческая в ребенке вещь, которою отец мог распоряжаться по своему произволу, или также во многих государствах древнего мира считалось справедливым распоряжаться судьбою юной жизни, в зависимости от того, подавала ли она надежду на возможность служения государству или нет 582 . Великое значение христианского крещения детей заключается именно в том, что оно научает нас и в ребенке видеть нравственную личность, которая принадлежит не только людям, но и их Богу, и которою, прежде всего, Бог и имеет право распоряжаться. И чем более мы сознаем, что новокрещенный ребенок принадлежит не только нам и не только человеческому обществу, но, прежде всего, своему Богу, тем более мы сознаем также, что на нас лежит обязанность пред Ним сохранять этот временно вверенный нам залог посредством надлежащего религиозного воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Фактически это было такое состояние духа, которое мы сейчас называем «прозорливостью» или «старчеством». В христианской Церкви первых времен очень ценились такие люди, равно как учителя, представители высшей мудрости, обладавшие не только знаниями, но и способностями донести эти знания до других. Автор Деяний называет их имена: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. «Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества», — говорит блаженный Феофилакт Болгарский. Действительно, многое в жизни человека дает воспитание и образование, но просвещенным является не тот, кто обладает массой различных знаний, а тот, кто просвещен верой Христовой и правдой Божией. Образованным именуется не тот, кто преуспел в естественных науках, а кто принял образ Божественной славы и торжества. Мы слышали в Апостольском чтении, как христиане Антиохии собрались на общественное Богослужение, служили Господу и постились, и в это время глас Божий вещал через пророков: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они совершили пост и молитву и, возложив на них руки, отпустили их. Итак, всякое дело, представляющее особую важность перед Богом, требует специального напутствия на его совершение. Апостолы Варнава и Савл были призваны Господом для проповеди Святого Евангелия в мире языческом. Вот поэтому антиохийская христианская община отпускает их со всей ответственностью. Возложением рук от предстоятелей Церкви им дается полномочная власть и Божественная благодать. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. В Апостольском чтении рассказывается о первом путешествии апостола Павла, вдохновленном Святым Духом. Посланные к язычникам апостолы не забывали нести слово Божие и иудеям, благовествуя им при каждой удобной возможности.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Такой идеально-христианское или духовный или девствен­ный брак представляет ап. Павел, применяя образ этого брака к таинственно-церковному союзу верующих со Христом во 2Кор. 11 : «Я обручил ( ρμοσμην – сочетал, соустроил, сорганизовал) вас одному мужу девою чистое представить Христу». Это – «брак честный во всем и ложе не скверное, ибо развратников и прелюбодеев судить Бог». ( Евр. 13:4 ). Никто из людей, в настоящем своем состоянии, не в силах достичь – χωρσαι такой высоты идеально-христианского брака. Даже вмещать и достигать ( χωροσι, χωρεν, χωρε τω) этот идеал ( τν λγον τοτον) могут не все, но кому дано, – избранники, герои духа, христианские богатыри. А для остальных, для рядовых, немощных и слабосильных христиан, ради укрепления их и воспитания во Христе Церковь допускает как бы некое приближение недоступного для их брачного идеала к мере их восприемлемости – в расторжении и повторении брака, низводя догму брака или его идеальность в канон или законность. Это – с одной стороны. А с другой: в таинстве покаяния, в тех же целях воспитания и укрепления о Христе немощных чад своих, Церковь оставляет и очищает временные и случайные нарушения чистоты идеально христианского брака чрез прелюбодеяние не только сердечное, но даже и телесное. 59 Итак: «есть скопцы, кои сами оскопили себя для царства небесного». Эта цель христианского самооскопления ведет нас к последней и наивысшей духовно-таинственной или богочеловеческой стороне христианского брака, раскрываемой ап. Павлом в послании к Ефесянам 5:22–33. Цель самооскопления в идеально-христианском браке, по слову Спасителя, есть Царство Небесное. А к этому царству ведет, в него переходить и с ним сливается Церковь. В Церкви, по ап. Павлу, существо, первооснова и конечная Цель христианского брака. «Жены, говорить Апостол, должны подчиняться своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он – Спаситель (своего) тела (т. е. Церкви). Но как Церковь подчиняется Христу, так и жены мужьям во всем. Мужья, любите (своих) жен, как и Христос возлюбил (Свою) Церковь ... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела,– любящий свою жену себя самого любить, ибо никто никогда свою плоть не ненавидел, но питает и греет ее, как и Христос – Церковь (Свою), потому что – члены мы тела Его (от плоти Его и от костей Его, как и жена от мужа), почему оставить человек отца и мать и привяжется к жене (своей), и будут двое в плоть одну. Тайна сия велика, – я говорю в отношении ко Христу и к Цер­кви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Из этих примеров ясно, что девы, свято здесь, на земле пожившие, подлинно получают великую награду на Небесах и поселяются в Небесном Царствии Божием вместе со святыми и Ангелами. А отсюда какое же для вас утешение, девы-христианки? После всего сказанного вы, без сомнения, уверились, что и ваши труды для Господа, и ваши жертвы, и ваши молитвы, и ваше целомудрие даром не пропадут, но воспомянутся Господом, и награду великую вы за них получите. Знайте, что если вы, подобно девам святым, соблюдете себя чистыми и непорочными в мире, то, несомненно, и вы сопричислитесь к тому Небесному сонму, о котором говорит тайновидец апостол Иоанн: И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом... Это... девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу ( Откр. 14:24 ). Тецыте же и вы тако, девы, да достигнете. Аминь. Урок матерям. Из житий святого апостола Тимофея (22 января cm. ст./4 февраля н. cm .) и святого великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля cm. cm./9 августа н. cm .) Никого так не любит ребенок, как мать, ни к кому так не привязан, как к матери, и никого не слушает так, как мать, – это истина непреложная. А из нее сама собой открывается и другая истина: если ребенок никого так не любит и не слушает, как мать, то она прежде всего и обязана учить дитя свое добру и в самом раннем возрасте насаждать в душе его семена благочестия. И поскольку посеянное в раннем возрасте всегда глубоко запечатлевается в душе человека и остается в нем на всю жизнь, то благо тому ребенку, которого мать в детстве научит добру, а если посеет семена злые – худо ему, да несладко и матери. Святой апостол Тимофей имел отца-язычника, мать же его и бабка, иудеянки родом, были святы и праведны и добрыми делами украшены. Когда апостол Павел исцелил хромого в Листре (см.: Деян. 8–10 ), мать Тимофея приняла христианскую веру и, приняв сама, сейчас же стала наставлять в ней своего сына. И отрок Тимофей, блаженный, говорится в житии, «не тако брашном, яко глаголом Господним от матере своея питаемый, языческого и иудейского заблуждения весьма уклонися». Но этого мало: ревность в христианском воспитании сына у матери Тимофея простиралась до того, что она отдала его в научение святому апостолу Павлу, который возлюбил отрока, утвердил в вере, призвал на служение апостольское, – и Тимофей сделался впоследствии ревностнейшим распространителем веры Христовой. Так благодетельны стали для него материнские заботы о его воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. Престолы ли, Господства ли, начала ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть Глава телу Церкви. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы с Ним обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное, даровав мир чрез Него, кровью Креста Его». г) Российское миссионерское общество не встретило бы значительных затруднений, если бы вознамерилось в пользу воспитанников миссионерского института составить собрание лучших стихотворений и образцовых прозаических сочинений на русском языке. В выборе этих произведений русской словесности слушали бы строжайшей критики. В самом расположении сочинений соблюли бы порядок и систему, которая была бы угадываема чувством читателя, например: сборник стихотворений начинался бы одой Ломоносова «Вечер». Лице свое скрывает день, Луга покрыла мрачна ночь, Вошла на горы черна тень, Лучи от нас сокрылись прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Потом бы следовало стихотворение Жуковского, также « Вечер»; но тут некоторые, не многие выражения надлежало бы переменить на другие. Далее; « Утро» Ломоносова, а за ним « Утро» Державина и его же славная ода « Бог»; Козлова « Моя Молитва»; Ломоносова «О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек». Мысли из Экклезиаста, стихотворения Карамзина и ода Державина на смерть Мещерского: Глагол времен, металла звон, Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет, и к гробу приближает. Без сомнения, не пропустили бы оды Жуковского: « Певец во стане Российских воинов», но надлежало бы поставить и эту дорогую картину в приличном месте. Такие сочинения воспитанники первых четырех классов утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Такие мелочи, как эпиграммы и эпитафии и другие подобные сочинения, тут не имели бы места. В собрании прозаических сочинений, без сомнения, первое место занимали бы избранные слова проповедников Российской Церкви. Они были бы также размещены по порядку определяемым отношениями и связями истин. Это было бы похоже на прекрасную богословскую систему в проповедях, которые воспитанники утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Может быть, в это собрание вошли бы сочинения Муравьева « Письма о богослужении Восточной Церкви» и « Путешествие в Палестину»; « Разсуждение о молитве за усопших» протоиерея Тимофея Никольского; « Разсуждения воспитанников академий духовных»; « Сокровище Духовное от мира собираемое», творения Тихона Воронежского,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Без истинного благочестия, любви и самоотвержения в душе развиваются эгоистические чувства (самолюбия), которые обессиливают, повреждают указанные добрые качества, употребляют их только к личной выгоде, а не к пользе ближних. В заключение изложения об нравственных обязанностях родителей в отношении детей напомним слова ап. Павла: «насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор. 3:7 ). Это изречение находит свое применение и в деле воспитания. И действительно, воспитание далеко не всемогуще. В результатах воспитания нередко оказывается далеко не то, к чему стремились родители. Пример видим уже у первой брачной четы в лице их сыновей Каина и Авеля. У одних и тех же родителей одно из детей может быть добрым и благочестивым, между тем как другое выходит сварливым, непокорным и злым. Здесь мы сталкиваемся со многими причинами: соединением свободы и самоопределения с нравственным воспитанием, наследственностью (недостатков или положительных качеств) от родителей; влиянием личного примера и жизни родителей с одной стороны, и привходящим извне влиянием от окружения, среды, товарищества – с другой, и мн. др. Потому родители, заботясь о воспитании и благополучии детой, должны в то же время всеусердно и постоянно молить о них Бога. Родительская молитва особенно сильна пред Богом и низводит на детей Божие благословение. Обязанности детей по отношению к родителям «Если мы подумаем, – говорит св. Амвросий Медиоланский , -что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга (пред ними)» (цитир. из Цветника духовного, ч. 2, §26). От родителей – временная жизнь, от них же основание, начало и способы к вечной жизни чрез христианское воспитание. Отсюда, дети не только по естеству, кровному родству, но и по внутреннему чувству совести должны питать особые чувства и расположения к родителям. Главное чувство детей к родителям есть любовь с почтением, с покорностью и послушанием. Эти чувства должны быть разумными и прочными. Исполненная доверия почтительность и любовь есть основание всего поведения дитяти. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли» ( Исх. 20:12 ; Мф. 15:3–6 ). Непочтительность к родителям есть чрезвычайно тяжкий грех ( Исх. 21:16 ; Мф. 15:4 ): Кто но почитает родителей, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога. Почтительность обязательна для детей и в том случае, если родители обнаруживают какие-либо слабости и недостатки. «Хотя бы отец и оскудел разумом, имей снисхождение – к нему и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей вспомянется о тебе; как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» ( Сирах. 3:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010