Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви. Сегодня мы с вами начинаем чтение 8 главы. В это воскресенье я был в Белоруссии, посетил там несколько больших воскресных школ для взрослых, передал им от вас христианский привет, и они просили христианское приветствие передавать вам. Я был в христианских общинах Витебска, Полоцка и Орши. Тамошние православные христиане вам низко кланяются. Они у себя слушают радио «Радонеж», что очень трудно там делать ,потому что сигнал на таком расстоянии слабый. Но они очень дорожат тем, что слышат, и нравственно-моральная ситуация там у них намного лучше, чем в России: там никаких непристойных рекламных щитов, ничего такого нет. Все они стараются вокруг Церкви объединяться. Государство поддерживает Церковь : президент Лукашенко добился того, что в каждом учебном заведении есть закрепленный православный священник, – как в средних учебных заведениях, так и в высших. Высшим считается только то учебное заведение, где есть кафедра теологии. Кафедры богословия почти во всех университетах на территории Белоруссии. Теперь, надеюсь, вам понятно, почему по телевидению часто нападают на Лукашенко? Потому что он – православный правитель, который не угоден Америке. Президент Буш уже заявил, что они будут делать переворот в Белоруссии. А в Белоруссии мне говорили, что деньги на этот переворот уже пошли, и деньги идут через католическую церковь Белоруссии. Там созданы всякие католические благотворительные фонды, и через Польшу, через католические организации Белоруссии идут деньги на расшстывание там ситуации. Деньги идут очень большие, но народ удивительным образом сплочен, никакой особо сильной, крепкой оппозиции там нет. Ну, вот если только искусственным путем они будут что-то создавать. Итак, мы читаем 8 главу с первого стиха и ниже: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр.8:1 ). Что означает снятие седьмой печати? И что означает безмолвие, которое наступило на небе? Андрей Кесарийский поясняет: «Так бывает в мире физическом, наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие в небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих пред престолом Божьим Ангелов и человеков в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явлением Царства Христова. Безмолвие означает благочиние, благоволение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия». Вот такое толкование у святого Андрея Кесарийского . Надо заметить, что перед самим Пришествием Христовым, когда дыханием уст Сына Божия антихрист будет умерщвлен и все поймут, что наступает Царство Христово во всей полноте, Господь еще будет медлить сорок дней, ожидая покаяния нераскаявшихся. То есть, милосердие Божие будет до последнего момента. Суд Божий не будет чем-то неожиданным для людей того времени, потому что они увидят низвержение власти антихриста, и перед наступлением власти Христа еще будет дано время для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 18. Притча о злых виноградарях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–46 ). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером. И мы начинаем сегодняшнее чтение словами: Мф.21:33 . «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» ( Пс.79:9–10 ). Слова: « обнес его оградою » означают – окружил заповедями, уставами и постановлениями; по истолкованию блаженного Иеронима  – ограда, «то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами» 256 : имеется в виду святость Иерусалима и святость Закона, служение которому осуществляется при служении Ангелов. О том, что Закон принимался при служении Ангелов, сказано: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов…» ( Деян.7:53 ); слова: « выкопал в нем точило » означают множество жертвоприношений, которые, как сок гроздьев винограда из точила, заливали весь жертвенник; слова: « построил башню » указывают на множество пророков, которые как бы с неких сторожевых башен оберегали народ Божий. Сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (то есть Господь. – О.С.) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» ( Авв.2:1–2 ). Блаженный Иероним, со ссылкой на пророка Михея: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима» ( Мих.4:8 ), настаивает: «несомненно, что это храм » 257 , имея в виду Храм Иерусалимский, единственное в древности место для полноценного поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Рим.13:11,12 . Слова из читанного сегодня Апостольского послания. Св. Апостол Павел пишет таким образом к Римлянам: нощью называя время жизни их в неверии, а днем – состояние в христианстве, в которое вступили они, бывшие недавно иудеи и язычники. Св. Церковь , распределяя свои чтения из Слова Божия, по соображению со днями, назначила чтение сих Апостольских слов в настоящий недельный день в самом преддверии Великого поста с тем, без сомнения, дабы напомнить нам, братия мои, что время бывших перед сим веселостей мирских было временем похожим на ночь, а приблизившийся пост святой есть время дня и света, время истинного делания, исполнение дел благочестия. «Довлеет вам, – пишет другой Первоверховный Апостол ко христианам, также новообратившимся из идолопоклонства, – довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, хождшим в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в козлогласованиях» 67 . В самом деле, инде, не у вас, бывающие на прошедших днях между христианами особенные веселости, по мнению нравонаблюдателей, суть остатки еще языческих обычаев, в которых живали древние наши предки по плоти. Обычаем сим доселе платятся как бы оброки какие несколько дней в году, подобно как оброцы греха смерть, по слову Апостольскому 68 . Но теперь, говорим, время их уже прошло и у христиан: приблизились другие, святые дни христианского жития. Стоя ныне на пределе того и другого времени, размыслим мы, слушатели, по разуму слов Св. Апостола, взятых сегодня за основание беседе, что в самой вещи, когда бы то ни было, жизнь несообразная с Евангелием, жизнь греховная, подобна времени ночному, – состоянию мрака и опасностей. Сегодня, для краткости, слово только о нощи. Во тьме ночи все видимые днем предметы скрываются от очей наших, и ничего видеть нам нельзя, кроме того только, что слабо, изблизи освещается искусственными светильниками нашими: так и для ума нашего в собственном его мраке, в каком он бывает при греховной жизни, исчезают из вида прекрасные произведения Божии и явления не только царства благодати, Царства Божия, Небесного, но и видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА) (Плотников Владимир Владимирович; 1855, Красноярск - 18.11.1901, Гурзуф), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Род. в семье столоначальника Красноярского духовного правления, окончил Томскую ДС. В 1876 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В период обучения в академии занимался у известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ. Собирался посвятить себя миссионерской деятельности в Японии под рук. свт. еп. Николая (Касаткина) , но не принял монашества, необходимого для работы в миссии, и отказался от поездки. 27 авг. 1880 г. поступил в Томскую ДС преподавателем словесности, истории лит-ры и логики, временно преподавал также гомилетику, лат. и греч. языки. С 1884 г. доцент КазДА по кафедре метафизики. В 1885 г. защитил дис. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», написанную под рук. проф. И. Я. Порфирьева , решением Святейшего Синода от 30 мая 1886 г. утвержден магистром богословия. 29 марта 1886 г. еп. Чебоксарским Кириллом (Орловым) пострижен в монашество, 10 апр. рукоположен во иеродиакона, 12 апр.- во иеромонаха. Указом Святейшего Синода от 17 окт. 1886 г. переведен инспектором в МДА, где читал «Введение в курс богословских наук». С 26 окт. 1886 г. архимандрит. С 22 мая 1887 г. цензор ж. «Троицкие листки» . В 1888 г. назначен ректором Киевской ДС, также являлся редактором ж. «Руководство для сельских пастырей» и председателем комитета по изданию ж. «Воскресное чтение» . Решением Святейшего Синода переведен в С.-Петербург, в апр.-окт. 1892 г. исполнял обязанности старшего цензора С.-Петербургского комитета духовной цензуры и члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. С 30 окт. 1892 г. ректор СПбДА, с 15 дек. 1892 г. член синодальной комиссии для переговоров о присоединении старокатоликов к правосл. Церкви. Из-за слабого здоровья по рекомендации врачей начал хлопотать о переводе из С.-Петербурга. 2 дек. 1893 г. получил назначение настоятелем посольской церкви в К-поле. Самостоятельно выучил новогреч. язык, интересовался общей ситуацией на правосл. Востоке, много общался с представителями греч. духовенства (с К-польскими Патриархами Неофитом VIII , Анфимом VII и др.). В февр. 1899 г. вернулся на должность ректора СПбДА.

http://pravenc.ru/text/153157.html

Будет ли Страшный Суд? «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..» ( Матф. 25, 34 ). «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!..» ( Матф. 25, 41 ). Приближается Великий пост – время покаяния -, и вот в предпоследний воскресный день перед наступлением его, в так называемую Неделю Мясопустную, св. Церковь , с особою силою стремясь расположить нас к действенному покаянию, в евангельском чтении и в живых и ярких образах богослужебных песнопений, напоминает нам о предстоящем Втором Пришествии Христовом и об ожидающем нас Страшном Суде – последнем и окончательном суде Божием над всем человеческим родом. Коротко и сжато, но, вместе с тем, величественно и грозно говорит о нем евангельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, в истинности которых мы поэтому не можем сомневаться: «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..»  A сущии ошуюю услышат грозный приговор: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!»... «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»   ( Матф. 25, 31–46 ). Чья безчувственная душа не содрогнется при одном только представлении этого воистину  страшного зрелища! Но то, что будет тогда на самом деле, как учит нас св. Церковь , превзойдет всякое человеческое представление и разумение. Какой ужас охватит сердца всех упорных нераскаянных грешников! Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божие, кощунствовали, издевались над св. верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безразсудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учеными» и «высокообразованными», чтобы веровать во все то, во что учит веровать св. Церковь ! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но... будет уже поздно!..

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вера и добродетель суть желанные Давидом златые крилы, коими всякий человек возвышаясь, достигает до небесных селений, и входит в покой вечного Царствия и блаженства. Всечтимая Церковь Христова, пекущаяся всегда о спасении нашем, проповедует днесь православную веру, ублажая благочестивых и православных, и подвергая проклятию злочестивых и неправоверных: да и во все дни четыредесятницы проповедует о добродетели, посте, молитве, покаянии, исправлении, и обращении к Богу. А дабы утвердить нас во благочестии, и охотными соделать к подвижничеству в добродетели, то представляет днесь бывших до закона и в законе святых мужей дивные и великие деяния, кои Богодухновенный Павел в послании своем к Евреям писал. Сии чудодействия способны поистине и довольны к тому, чтобы утвердить веру, и произвести в нас ревность к добродетельным делам. Ибо кто не утверждается в вере, слыша, что Святые силою веры победили могущественные Царства, судили народом со всякою правдою, получили то, что обещевал им Бог, заградили уста львов, угасили силу огненную, избежали смертной опасности, исцелились от немощей, явились сильными во бранех, победили полчища вражии и умерших воздвигли из мертвых. Чье сердце, слыша сие, не согревается от огня оного веры, о котором Спаситель наш рек: « огня приидох воврещи, и что хощу, аще уже возгореся »? ( Лк.12:49 ) Кто слыша, что для получения жизни вечной иные из Святых умерли будучи жестоко биемы, другие мужественно претерпели поругания, сечения, узы, темницы, каменометания, пилою трения, многоразличные искушения, и смерть от меча, что также ходили всюду одеты в овечьих и козьих кожах, претерпевая недостатки, различные скорби и всякую тесноту, бегая как заблуждшие по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным: кто слыша сие и рассуждая, что они были люди, как и мы, не соделывается отсюда готовым к тому, чтобы претерпеть малую какую тесноту за добродетель для получения вечного Царствия? Ежели единое чтение сих примеров просвещает и наставляет, то кольми паче толкование оных, коим изъясняются и показуются содержащиеся в оных мысли. Почему кто обратит все внимание свое к выслушанию сего толкования, тот получит особенное просвещение и наставление ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вместо предисловия Отзыв о сих поучениях журнала «Одесского Воскресного Листка». Поучения о. Байдакова просты и безыскусственны. Но не в этом их главная сила и достоинство; а в той сердечности, с какою проповедник обращается к своим слушателям и читателям. (Далее слдует выдержка из 39 поучения. Том. I; стр. 81). С такою же сердечностью проповедник говорит прихожанам своим обо всем, что трогает его верующую и любящую душу: будет ли то текст прочтенного и Апостола, или стих псалма, или песнь церковная, или церковная молитва , или событие праздника, или церковный обряд, или случай из его пастырской деятельности, или даже домашнее чтение. И чтобы ни тронуло его, –  он тотчас из доброго сокровища сердца своего износит для своих слушателей слово всегда доброе, часто своеобразное, иногда сильное, изредка резкое. Износя такое слово, он не стесняется так называемыми ,,правилами церковного красноречия», – он даже не задумывается над выражением своей мысли, своего чувства. За то прямо из сердца льющееся поучение прямо и проникает в сердце. Отсюда прочитав одно поучение о. Василия, хочешь читать другое, третье и так далее ( сокращено ). Епископ Неофит (Одесский Воскресный листок 1870 года 1. На Новый год Сколько ныне встретите радующихся и поздравляющих друг друга с новым годом! А сколько еще было в эту ночь веселящихся в домах богатых людей, которые пировали и ликовали, дожидая двенадцатого часа ночи, как бы светлого Христова Воскресения? – кланялись друг другу, лобызали друг друга, поздравляя один другого с новым годом. Всем этим хр., я решаюсь теперь же сказать: «не радуйтесь, не радуйтесь! Так вы радовались и в начале прошлого года и не чаяли того, что Господь продолжит гнев свой над нами и пошлет такой же голодный год, как и прошлогодний.» Вы не подумали о том, что Бог скажет солнцу: «засуши поля и хлеба их», – и облакам скажет: «не проливайте на землю благотворного дождя», – и ветрам скажет: «будьте вредоносны для людей». И снегу повелит не покрывать землю, чтоб семена посеянные на полях погибли.– Что вы скажете против Бога? Кто может противиться Его всеблагой воле и распоряжению? Разве Бог не видит грехов наших, путей наших беззаконных? Скажете ли Богу, что Он не прав против вас? Нет, вы не нравы грешники и беззаконники! – Пойдите в лес, посмотри на зверей: и волк весною сбрасывает с себя старую шерсть, и лев, и медведь, и пес, и змея снимает с себя старую кожу, и птица перья бросает –  вся природа весной обновляется: одни мы хр.. не хотим сбросить с себя старую одежду грехов, своего ветхого человека, одежду сшитую диаволом еще в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

[Глава 5] Служба обща Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня На Господи воззвах, стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Блаженне Иоанне Предтече, искренний друже Владычень, иже дланию коснувыйся верху Его пречистому, в водах иорданских, смиренную мою душу ко Господу любовию возращай всегда, священными ходатайствы твоими, сластей моих огнь угаси, приводя мя ко исполнению Божественных повелений, и сердца моего очищая воистинну чувствия, да славлю тя. Неплодныя прозябение, и чистоты сад Владычний, человеков удобрение, Крестителю Господень, Предтече Иоанне всехвальне, хранителю Божественный, смиренныя моея души, твоими молитвами благоуветие ми даждь, избавляя от змия, коварных и лукавых того лаяний и прилог. Весь еси сладчайший, и сладости Божественныя исполнен, пророче приснославне: и веселиши вся верно приходящыя к тебе, услаждая их чувства душевная же и телесная: недуг и скорбей и нахождений злых, и сластей душетленных всех, горесть разрешая нам. Слава, глас 4: Явися днесь великий Предтеча, от неплодных ложесн Елисавети произшед, болий всех пророков пророк, и ин несть, ниже воста, яко предтечи светильнику свет последова пресветлый и гласу слово, и невестоводцу жених, готовящему Господеви люди изрядныя, и предъочищающу при Дусе водою, Захариино прозябение, и пустыни доброе воспитание, покаяния проповедник, очищение согрешений, сущым во аде благовествуяй из мертвых востание, и моля о душах наших. И ныне, Богородичен воскресный: Иже тебе ради Богоотец: Вход. Прокимен дне. Пророчества Исаиина чтение [главы 40, 41, 45, 48, 54.] Тако глаголет Господь: утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог: Священницы, глаголите в сердцы Иерусалиму, умолите его, яко умножися смирение его: разрешися бо грех его, яко прият из руки Господни сугуба согрешения своя. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Богу нашему. На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвышай крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму. Вознесите, не бойтеся: Аз Господь Бог, Аз услышу убогих израилев, и не оставлю тех. Но отверзу от гор реки, и посреде поля источники, сотворю пустыню в луг и жаждущую землю во источники водныя. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли, глаголите, яко избави Господь раба своего Иакова: и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Возвеселися неплоды не раждающая, расторгни и возопий не болевшая: яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гомилия на праздник Благовещения всеблаженной Богородицы Марии (Лк 1:26–38) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 11 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1 От перводчика. Предание гласит, что под старость Беда ослеп. Какие-то насмешники из числа младшей братии монастыря однажды обратились к нему со словами: “Беда, смотри, вот собрались люди и ждут, чтобы услышать слово Божие. Встань и проповедуй”. Беда, думая, что перед ним собралась большая толпа, стал говорить о спасении души. Когда же он заключил свою речь словами: “Да соблаговолит дать нам вечное спасение Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой”, то, по одной версии, ангелы, по другой, камни на том месте, где стоял Беда, ответили ему: “Аминь, преподобный отче!”. До нас дошли проповеди, произнесенные Бедой на тексты воскресных евангельских чтений и на праздничные Евангелия. Между 730 и 735 гг. он собрал свои проповеди, числом пятьдесят, в две книги, расположив их в соответствии с годичным кругом богослужений, принятым в Древнеанглийской Церкви. Проповеди Беды высоко ценились его современниками. Винфрид (Бонифаций), глава англосаксонской миссии в Германии, просил прислать ему среди прочих книг сборник проповедей Беды на евангельские чтения, так называемые “поучения на весь год”; младший современник Беды лангобард Павел Диакон составил сборник проповедей, списки которого были весьма распространены в средневековой Европе. В этом сборнике по сравнению с количеством произведений более ранних авторов предпочтение отдано проповедям Беды (их пятьдесят шесть). Благосклонному вниманию читателя предлагается гомилия, поставленная Бедой в начало своего сборника.  М. Ненарокова О начале нашего искупления, возлюбленные братия, нам сообщает сегодняшнее чтение святого Евангелия. Оно рассказывает, что Ангел был послан Богом с Неба к Деве, чтобы возвестить Ей новое Рождение — по плоти — Сына Божия, через которое мы, отвергнувшись достойной наказания ветхости, могли бы обновиться и быть причисленными к сынам Божиим. Итак, чтобы мы были достойны принести дары обетованному спасению, ревностным слухом позаботимся познать его начало.

http://pravmir.ru/gomiliya-na-prazdnik-b...

Гора Фавор «Воскресное чтение», 1807 На восток неподалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребыл до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердный, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря Генисаретского, столько раз ознаменованного Его чудотворениями, с северной оконечности обширной, цветущей долины Эздрелонской, возвышается почти в виде правильного конуса гора. Высота ее по отвесной линии составляет до 500 сажен 1 , вершина в окружности около трех верст 2 . Вот священный Фавор, его местность, вид и высота. Прославленная Преображением Господа гора Фавор по своему местоположению и великолепию есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но на всем земном шаре. В гористой Палестине все горы идут непрерывными цепями. Фавор возвышается уединенно от всех прочих, стоит одиноко, как бы для того, чтобы другие горы не разделяли с ним славы, предопределенной ему свыше. Крутые и высокие горы везде представляют сухие возвышенности, каменистые скалы, но фавор от подошвы до вершины покрыт плодоносною почвою; ароматические травы и цветы, тенистые рощи и плодоносные дерева, поляны, покрытые тучными нивами, – вот великолепная риза, коей облекается священный Фавор и в наше время, когда вся обетованная земля представляет вид бедной, пустынной страны. С вершины Фавора открываются обширные, ни с чем не сравнимые виды во все стороны: на север огромным шатром представляются снежные вершины Антиливана; на юг – вся прекрасная долина Эздрелонская, за нею восстают разнообразные вершины гор Галилейских, сливающихся с грудами гор Иудейских; на запад – пустынный Кармил, убежище грозного ревнителя славы Божией, пророка Илии, и море Средиземное; на восток – хребет береговых гор моря Генисаретского и самое море. Местоположение и великолепие Фавора дали ему известность в самой глубокой древности времен ветхозаветных; разные происшествия, коих он был или памятником, или поприщем, увековечили его знатность. Историческая его известность начинается почти вместе с историей народа Божия, именно со времени переселения Израиля из Египта в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010