Цитируемая литература Акафист Иисусу Сладчайшему. – Акафист Иисусу Сладчайшему/Воскресное чтение. Киев, 1856. 27. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. – Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской Синод. Библ. 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе. Дополнения к кондакарию XII–XIII веков. М., 1879. Анонимный автор. Σ νοψις χρονι . – Анонимный автор. Σνοψις χρονι . Bibliotheka graeka medii aevi/Ed K. H. Sathas V. 7. Venetia; Paris, 1894. Антоний (Храповицкий) , еп. Собрание сочинений. – Антоний (Храповицкий) , еп. Полное собрание сочинений. Т. 1. Казань, 1900. Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей. – Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории. Ч. 2. М., 1836. Барсов. О духовной цензуре в России. – Барсов Т. В. , проф. О духовной цензуре в России/Христианское чтение. 1901. 6. Барсов. Письма архиеп. Иннокентия. – Барсов Н. И. Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического к разным лицам. Киев, 1884. Бердников. Краткий курс церковного права. – Бердников И. С, проф. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 1888. (Казань, 1903 2 ). Богословская энциклопедия. – Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . Т. 1. СПб., 1900. Брокгауз-Ефрон. – Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 т. Т. 25. СПб., 1894. Буслаев. О влиянии христианства на славянский язык. – Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию: [магистерская диссертация]. М., 1848. Величие Пресвятой Богородицы. – Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Для российских чиновников и дипломатов нужна хорошая православная воскресная школа О заявлении посла в Ватикане Ивана Солтановского и гонениях укрорейха на Православие Кирилл Фролов   08:29 15.02.2024 323 Время на чтение 5 минут В укрорейхе продолжается уничтожение Православия. 13 февраля в Соломенском райсуде Киева прошло заседание по избранию меры пресечения иеродиакону Киево-Печерской лавры Павлу (Музычко), сообщает корреспондент СПЖ в зале суда. Прокурор просил для монаха 500 тысяч залога, но судья назначил сумму в 121 тысячу и ношение электронного браслета. Насельник Лавры должен на срок досудебного расследования до 9 апреля 2024 года сдать заграничный паспорт, не покидать пределы Киева без разрешения следователя, прокурора или суда, не вступать в контакты со свидетелями в данном уголовном деле и быть готовым прибыть в суд по первому требованию 9 февраля СБУ провела обыски в лаврской келье иеродиакона Павла. Гестаповцы обвинили его в «организации провокаций в Киево-Печерской лавре». Ему было сообщено подозрение по ч.1 ст. 436-2 УК Украины , «оправдание вооруженной агрессии Российской Федерации». Почему преследуют именно о. Павла? Потому что он является организатором молитвенных стояний мирян в Киево-Печерской Лавре против ее закрытия. Другой соорганизатор Владислав Пустовой неожиданно умер месяц назад. Очевидно, что фабрикация этого дела необходима в преддверие окончательного изгнания УПЦ из «матери монастырей русских». Это изгнание, согласно анонсу директора «Заповедника Киево-Печерская Лавра» Степаненко, будет осуществляться с особым кощунством – планируется выкопать могилу русского премьера Петра Столыпина, предлагавшего вернуть столицу России в Киев, откуда она начиналась. Убеждён, что после освобождения Киева эту идею нужно частично осуществить – Царь и Патриарх должны править из Москвы как Третьего Рима, а вот Госдуму можно и в Киев!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/15/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буквицы в Елюнино Памяти Нины Павловны Саблиной 24.05.2023 353 Время на чтение 8 минут Источник: блог автора Сегодня стали поздравлять с праздником коллеги, и что-то совестно мне стало, открыла Церковнославянскую грамоту почитать, давно не брала в руки. В самом начале там подобраны цитаты на каждую букву азбуки, стала читать по порядку, и первое, что живо откликнулось, на Веди: " Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших " ( Еф. 4.29). Следом на Добро: " Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати' (Рим.15.1) И третья на Живете: " Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслям сердечным " (Евр. 4.12). Много ещё отметила в книге, не стану все приводить. Отношусь к книгам в последние годы так же, как и к животным - жалею бездомных. Последнюю подобрала на буккроссинге у нашего храма из-за названия: " Господи, защити меня от языка моего " . Это цитата из " Луга духовного " блж.Иоанна Мосха: " Авва Сисой сказал: - Поверь, вот уже 30 лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе, защити меня от языка моего! Но и доныне каждый день падаю и согрешаю языком моим " . Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего. Прп. Никодим Святогорец. Но хватит цитат, довольно и этих. Меня они заставляют снова и снова думать о том, права ли я, когда молчу. Не заграждаю уста повсеместным матерщинникам, молодым и старым, с младенцев начиная. Молчу потому, что устала, что понимаю безполезность: других слов они не знают и некому научить/не хотят учиться. Должны мы, сильные, их немощи носити и не исторгать из уст слов гнилых. Хотя примера мало, не поможет. А Судия разсудит их и нас, каждый ли сделал всё, что мог. Давно не преподаю ни в воскресных, но в общеобразовательных школах. В массовой школе, где обязательны были уроки, у меня были сотни учеников, в воскресных на добровольной основе - всегда единицы.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/bukvic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верую: воскреснет и Русь! Пасхальное послание 27.04.2019 915 Время на чтение 5 минут ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Братия и сестры! Возлюбленные соотечественники мои! Скоро уже торжествующий глас церковного величания, глас радования и духовного ликования разнесется по необъятным русским просторам, возвещая всем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Праздник праздников - Светлое Христово Воскресение, Пасха - «избавление скорби», наполнит души верных священным трепетом и возвышенным чувством, изумляя разум величием подвига Христова, вселяя в сердце мир, покой и благоговейный восторг. Сия святая дата есть вместе с тем достойный повод для того, чтобы лишний раз испытать себя, свои поступки и мысли, все бытие наше на предмет соответствия их Истине Божией и заповедям Христовым - мерилам справедливости и добра, мужества, милосердия и любви. Да не обольстимся мы великолепием церковного праздненства и торжественностью величальных молитвословий: лишь те имеют часть в этом духовном пиршестве, кто не дрогнул под натиском искушений и скорбей, соблазнов и поношений; кто, пав, нашел силы восстать к новой жизни; кто сохранил веру и верность Богу и многострадальному Отечеству нашему в тяжкое время безверия, предательства и отчаяния, обрушившееся на Святую Русь. Христос воскрес, претерпев во имя людей клевету и ложь, неверие родных и близких, непостоянство народных толп, предательство Иуды, неправедный суд, издевательства и побои стражи, лютую крестную муку и поносную, страшную смерть. Воскрес вопреки всему и всем, явив воскресением Своим торжество силы Божией над дьявольскими поползновениями, торжество добра над злом, правды над ложью, мужества над трусостью, самоотверженности над корыстью, надежды над унынием, справедливости над беззаконием. Нам ли сегодня не видеть великий преобразовательный смысл Таинства Воскресения? Нам ли не возревновать о святынях Русской Церкви - единственной верной хранительницы благодатных пасхальных даров? Нам ли и впредь оставаться глухими к отеческим призывам Слова Божия?

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение имени русского писателя И.Д. Сургучева 01.03.2017 604 Время на чтение 15 минут Имя и труды Ильи Дмитриевича Сургучева не просто известны, но и популярны на его родине – в Ставрополье. Исследованием его судьбы и творчества много лет занимаются учёный – литературовед А.А. Фокин и его коллеги по кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Их усердием собраны и опубликованы многие произведения их выдающегося земляка. Перу Александра Фокина принадлежит уникальная монография «И.Д. Сургучёв. Проблемы творчества». А совсем недавно, в феврале 2017 года, в московском издательстве «Реарт» вышли первые четыре тома сочинений И.Д. Сургучёва. Радостные факты. Однако масштаб их регионален, а тираж четырёхтомника невелик. Имя писателя ещё не на слуху у российских читателей. Тогда как в начале ХХ века имело оно и русский, и европейский резонанс, прежде всего, благодаря драматургии писателя. Современники И.Д. Сургучёва ставили его творчество в ряд с именами И.А. Бунина, А.П. Чехова… А ныне задаю вопрос людям, разным по возрасту, образованию, творческому статусу: что говорит вам имя Илья Дмитриевич Сургучёв? Подумав, отвечают: нет, не слыхали, не читали. Великий, говорите, писатель?... Мало того, считаю, что российскому читателю в масштабе Державы только ещё предстоит открыть сокровищницу творчества И.Д. Сургучёва. А для начала прочесть в интернете его «Черную тетрадь». Не должна гореть свеча под спудом. Поэтому я и взялась писать эти заметки, надеясь хотя бы на шаг продвинуть, приблизить открытие имени писателя, знакового в российской и мировой литературе. Глава 1. Здравствуйте, Илья Дмитриевич! Воскресная школа в Ветлуге и книга И.Д. Сургучёва «Детство Императора Николая II». Шёл 1993-й год. Я жила тогда в маленьком, в прошлом уездном, городке Ветлуга Нижегородской области. И была у меня Воскресная школа, которую я сама же и организовала. В основном ходили в неё дети заблудших родителей, а то и вовсе – брошенные сироты. Несмотря на малый возраст, успели они хлебнуть горя, а некоторые и ожесточились душой…

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Воскреснет Святая Русь и народ наш» В адрес редакции РНЛ поступают поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения 15.04.2023 1477 Время на чтение 8 минут В редакцию «Русской народной линии» поступают поздравления с Праздником праздников и Торжеством из торжеств – с Праздником Светлого Христова Воскресения. Первым поздравил редакцию председатель Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин : « Христос воскресе! От всего сердца, торжествующего в эти пасхальные дни, поздравляю вас с Победой Жизни над смертью – Великим Праздником Воскресения Христова! Воскресение Христа увенчало и прославило милосердную любовь Бога к Своему творению: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Евангелие от Иоанна 3:16). Воскресший Господь ценою Голгофской жертвы, искупившей человечество, указал и открыл людям верный путь к вечной жизни. Крестные страдания и Воскресение из мертвых неотделимы друг от друга: " Се бо прииде Крестом радость всему миру " . Но в эту Пасхальную ночь в нашем сердце возникает тот же вопрос, который был в сердце жен – мироносиц, пришедших рано утром ко гробу Иисуса: " Кто отвалит нам камень от двери гроба? " (Евангелие от Марка 16:3). Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страхом и ненавистью, предательством и страданием, когда камень лежит на нашем сердце? Что значит петь " Смертию смерть поправ… " , когда вид смерти становится каждодневным и привычным также как весной 1945 года или две тысячи лет назад во времена Христа? Первым словом Воскресшего Христа женам – мироносицам было: " Радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь " (Евангелие от Матфея 23:9,10). А припадаем ли мы к стопам Иисуса или боимся, пускаем ли мы Христа в свое сердце, или только иногда вспоминаем о Нём, когда нам очень плохо и тяжело? Сегодня, в эти светлые пасхальные дни, мы усердно просим Воскресшего Спасителя мира восстановить во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, победить и искоренить вражду.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всеобщее воскресение мертвых 15.05.2010 587 Время на чтение 6 минут …Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Ин. 5, 28–29 Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев. — Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых? — Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Дед, ты бог? А скажи, когда войны не будет? " 12.04.2016 838 Время на чтение 7 минут О том, как повлияла война в Донбассе на работу местных воскресных и государственных школ, чего не хватает педагогам в образовательном процессе, зачем детям нужен курс «Основы православной культуры» и есть ли будущее у православного образования в регионе, мы побеседовали с протоиереем Александром Авдюгиным, настоятелем храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров в г. Ровеньки Луганско й области. - Отец Александр, работают ли сейчас обычные и воскресные школы в Донбассе, ходят ли туда дети? - Я служу в Ровеньках, мы уже достаточно долго живем в зоне боевых действий. Православные гимназии и воскресные школы здесь работали, работают и, надеюсь, будут работать. Но, естественно, прошлое лето и зима были для многих опалены войной. В тех храмах, которые находились на линии фронта или близко к ней, священники только молились. Собирать детей, конечно, было нельзя. Но на сегодняшний день полноценная церковная жизнь возобновилась. Прошлым летом я на некоторое время уезжал из Ровеньков, и когда вернулся в августе, то здесь не было ни света, ни воды, ни телефонной связи, вокруг все взрывалось и грохотало. Людей в городе осталось процентов тридцать. Чувствовалось, что что-то не так, но я никак не мог понять, что именно. А потом понял: не стало детского смеха. Многие семьи уехали, особенно из тех районов, где были серьезные боевые действия, где гибли люди, где были разрушены храмы. И когда местными образовательными структурами было принято решение 1 сентября начинать новый учебный год, я первый выступил против. Тревожился: мало ли что, а вдруг снаряд прилетит?! Они все-таки рискнули. И знаете, дети с родителями начали возвращаться. Конечно, далеко не все: классы стали меньше примерно на пятую часть. Но, тем не менее, большинство вернулось. - Очевидно, война сильно повлияла на детей... - Дети очень сильно изменились психологически, у них сейчас совсем другие лица. Для них теперь война - не игра на улице, а вполне серьезная вещь. Они боятся, если гремит гром, если из дома уходят мама или папа и их долго нет. Очень часто спрашивают, когда закончится война. Даже в воскресных школах, например, участвуя в конкурсе на лучший рисунок, большинство детей рисует войну, причем с надеждой на то, что скоро наступит мир. Если бы вы видели эти глаза - как они ждут мира!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > От чего вера укрепляется? По словам Митрополита Варсонофия, первый урок, который Господь нам дает, – это всегда держаться Церкви 24.04.2023 373 Время на чтение 4 минуты Фото: Андрей Петров Вчера, 23 апреля, в Неделю Антипасхи, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова («Спасе-на-Крови») , сообщает сайт Митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа, настоятель протоиерей Сергий Куксевич с клиром, протоиереи Александр Румянцев, Михаил Подолей, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся были студенты СПбДА. За усердное служение Святой Церкви и в связи с 65-летием протоиерей Сергий Куксевич награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш ». «Первое воскресенье после Пасхи – Неделя об апостоле Фоме, когда мы должны посмотреть на свою веру и постараться укрепить ее, – сказал владыка в проповеди. – От чего вера укрепляется? От того, что мы посещаем храм Божий. И это мы видим на примере Фомы: стоило ему только раз оторваться от сообщества учеников, как его вера поколебалась. Да и все апостолы оказались не готовы к Воскресению Христову. Господь много раз им говорил, что Ему придется пострадать, умереть и воскреснуть на третий день, но они все это пропустили мимо ушей. Они не могли принять это, им хотелось, чтобы Христос не умирал, стал царем-освободителем, и они бы занимали достойные места в Его земном царстве. Они никак не могли понять, что Христос пришел для другого: чтобы избавить их не от ига римского, а от ига греха, проклятия и смерти. И когда они увидели, как Иисуса арестовали в Гефсиманском саду, они были в шоке. Потом, когда увидели, как Его избивали, на Крест вознесли, как Он на Кресте страдал и мучился, а затем умер, они просто не понимали, что происходит, и были в ужасе. И так, в состоянии ужаса, закрылись в одном из домов и не понимали, что делать дальше. Когда жены-мироносицы принесли им весть о Воскресении Христа, они не поверили, что Он может воскреснуть. Ученики были свидетелями, как Христос воскрешает мертвых по молитве Отцу Небесному, но что Он может сам себя воскресить - это в их головах не укладывалось».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/24/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха - основа веры человека 12.04.2012 524 Время на чтение 5 минут Близится Пасха. Для тех, кто не сможет пойти ночью в храм, будет организована прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Клирик храма, протодиакон Александр Агейкин, рассказывает о том, каково служить под прицелом камер и как прошла его самая первая Пасха в священном сане. Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru - Отец Александр, что такое для Вас в первую очередь Праздник Пасхи? - Основа веры человека. Можно смириться с тем, что существует смерть, привыкнуть к этому и просто ждать всеобщего воскресения. Как, например, ожидали его сестры умершего Лазаря Марфа и Мария. Когда Иисус Христос говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».Но Христос говорит не об этом. Следующие Его слова такие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он говорит о реальном воскресении человека и всего человечества, о полной победе над смертью, о том, что человек после Его Воскресения будет иметь вечную жизнь. Воскресение Христово - победа над смертью, и факт этой победы мы празднуем каждый год. То, что она преодолена, что после смерти и Воскресения Христова человечество получило совершенно новые возможности для вечной жизни, что людям было открыто Царство Небесное, недоступное ранее, - основа нашей веры. И апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». - Помните Вашу первую Пасху в сане диакона? - Как не помнить! Она была очень сложной. Меня рукоположили 7 апреля, в Праздник Благовещения, который в тот год совпал с Вербным Воскресением. Богослужебная практика в кафедральном Елоховском соборе длилась вместо положенных сорока только три дня. В Великие Понедельник, Вторник и Среду я как практикант сослужил на литургиях Преждеосвященных даров, а про Великий Четверг мне сказали, что я уже должен быть на своем приходе, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Храм был в руинах, приходская жизнь восстанавливалась с нуля, а кроме того, на приходе было всего два клирика - мой настоятель, который сам был недавно рукоположен, и новорукоположенный диакон - я. Оба мы не знали в полной мере церковную традицию, я понимал богослужение теоретически, но практического опыта не было никакого. И вот я был «брошен», можно сказать, в открытое море, и должен был как-то сам выплыть, это при том, что на нашем приходе я «отвечал» не только за организацию богослужения, но и за пение хора, и за подготовку облачений. Милостью Божией, та Пасха была очень запоминающейся, радостной, хотя и - от отсутствия опыта - сложной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010