Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл против «информационных раскольников» Кто вносит фальшивую ноту в симфонию церкви и государства? 03.04.2020 962 Время на чтение 4 минуты Фото автора Завтра Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объедет вокруг Москвы с одной из величайших православных святынь – образом Богоматери «Умиление», перед которым молился еще преподобный Серафим Саровский. Призыв главы РПЦ к верующим «усугубить в это время свои домашние молитвы», читать акафист Пресвятой Борогодице вместе с текстом специальной молитвы против «вредоносного поветрия» был растиражирован в группах в соцсетях и мессенджерах, объединяющих членов православных приходов. По преданию, именно икона Божьей Матери, облетевшая столицу на борту военного самолета в декабре 1941 года, чудесным образом остановила наступление немецко-фашистских войск. В этом контексте нынешняя инициатива Патриарха Кирилла тонко резонирует с заявлением еще одного влиятельного иерарха РПЦ - митрополита Псковского и Порховского Тихона, который назвал пандемию коронавируса Третьей мировой войной, где нам предстоит биться со злом так же, как когда-то дедам и отцам. Синхронизированными выглядят и позиции двух иерархов по вопросу посещения церквей во время эпидемии. В своей воскресной проповеди Святейший Патриарх призвал воздержаться от посещения храмов в связи с распространением коронавируса, при том, что службы в них будут продолжаться. Обращение Патриарха выглядит осознанным и смелым шагом: он не мог не понимать, что окажется под давлением, в том числе, внутренним. В середине марта на сайте patriarchia.ru была опубликована инструкция, в которой при совершении таинств предписывалось отказаться от целования креста, использовать одноразовые стаканчики, дезинфицировать лжецы (ложечки для причастия) и киоты после прихожан. Но и такие, далеко не радикальные правила спровоцировали внутри церковного сообщества острые дискуссии на тему «можно ли заболеть в храме?» Некоторые «ревнители веры» посчитали саму постановку вопроса кощунственной. Но правы ли они? Те, кто говорит, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут. Они нечестивцы, потому что ложь - это нечестие. Это уже слова из воскресной проповеди митрополита Тихона, который также попросил верующих молиться дома вслед за Патриархом Кириллом.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/patria...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть земля им будет пухом? 08.12.2007 324 Время на чтение 12 минут Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших " православными " , т.е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти " набеги " на Церковь столь массовы, что породили свою " похоронную " традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании. С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть " успение " , засыпание, отсюда и " усопший " , уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память. Тело человека в православной традиции понимается как храм души ( " разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? " (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства - догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными. Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что узнают наши дети в новом учебном году Интервью с иеромонахом Киприаном (Ященко) 02.09.2005 481 Время на чтение 9 минут Иеромонах Киприан (Ященко) (слева) и Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений Мы - на пороге нового учебного года. Какие знания смогут получить дети? Святитель Филарет Московский предупреждал о том, что " бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем " . Сегодня мы беседуем об этом с иеромонахом Киприаном (Ященко), ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителем Центра педагогических исследований " Покров " . - Отец Киприан, как главный редактор газеты " Воскресная школа " , поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями о том, каково сейчас положение с воскресными школами в нашей стране. - Принципиально ситуация не изменилась - все те достижения и болезни, которые есть в воскресных школах, так и остаются. Напомню, что Святейший Патриарх, выступая на Архиерейском соборе 2004 года, остро высветил проблему серьезной работы с молодежью, заявив, что особого внимания требует сегодня внутренняя миссия, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Святейший Патриарх и многие архиереи неоднократно призывали к тому, чтобы при каждом храме была воскресная школа. Это, к сожалению, пока недостижимо - далеко не каждый храм имеет воскресную школу. А действующие школы в большинстве своем малочисленны. В среднем школа при храме насчитывает 15-20 учащихся. Конечно, есть и такие воскресные школы, как, например, при храме иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицыно, где находится 400 детей разных возрастов и более 50 преподавателей, соответственно для работы по различным направлениям задействованы большие помещения. И, безусловно, здесь видны хорошие результаты. В новом учебном году усиливается тенденция к тому, чтобы воскресные школы не являлись просто группами по изучению Священного Писания, истории Церкви, катехизиса. Сегодня они призваны раскрывать образ Божий в ребенке. И в основе их деятельности должны лежать занятия, действительно интересные для детей, причем не обязательно познавательного характера. Миссионерский эффект достигается в любой сфере, если в ее основе стоит верующий человек, который, например, может увлечь детей походами в горы, или необычными экскурсиями, или резьбой по дереву, или пением. Дети будут постигать основы Православия через живое общение с самим педагогом, через те аспекты выбранного ими увлечения, которые непосредственно связаны с Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас А так же о «Христианах без Христа» 17.04.2024 150 Время на чтение 12 минут Ракетно-дроновая атака Ирана на Израиль в числе прочего отозвалась эхом проповедей в американских протестантских церквях, которые, как мы помним, исповедуют мировоззрение, включающее весьма специфическое осмысление эсхатологии. Об этом очень важно помнить, дабы понимать: чего можно ожидать от заокеанских пуритан, столь симпатичных нам своей бескомпромиссной борьбой с мелкими бесами Содома и Гоморры. Иудео-христианство американских борцов с Содомом Не напрасно американский евангелизм обозначают нередко в качестве иудео-христианства. Нередко можно встретить в тамошних изданиях напоминание о том, что «Спаситель оставил людям три ценности: Церковь, Семью и»… внимание! «…и Израиль». Ни о каком богословии замещения нынче уже и речи не идёт. Даже Лютера недавно полоскали за антисемитизм, в очередной раз рапортуя о том, что наряду с «Израилем Небесным», т.е. Церковью, непреходящую ценность представляет и Израиль Земной, т.е. еврейское государство на Ближнем Востоке. Более того, если традиционное для православных верующих толкование Апокалипсиса делает акцент на то, что великий лжец соблазнит верных своей деятельностью на поприще организации порядка после предапокалиптического хаоса, то американская протестантская мысль больше сосредоточена на обстоятельствах, которые ко всепланетному хаосу приведут. И тут оказывается, что главными негодяями являются даже не агаряне, а Гог и Магог. Гог и Магог Так, согласно сообщению «Христианской Почты» пастор Грег Лори из Harvest Fellowship в воскресной проповеди ( «Дорогу осилит идущий» ) объявил, что нападение Ирана на Израиль является важным библейским знаком, сказал во время своей воскресной проповеди. Он, впрочем, предостерёг от выводов о том, что это событие может привести к сценарию, описанному в Книге Иезекииля , который «подготавливает почву для окончательной победы Божьего народа и признания Божьей силы и авторитета народами».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/ba...

Закрыть Торжествуем ли Торжество? Завершается первая Седмица Великого поста 2019 года 15.03.2019 1123 Время на чтение 4 минуты Традиционно, согласно церковному календарному устройству, первый Воскресный день Великого поста украшен празднованием Торжества Православия. А как иначе может быть? Как иначе? Что важнее может быть для православного человека, кроме его пребывания в Церкви Христовой, Церкви Правой, в Вере Православной? Только благодарность Богу в самый первый Воскресный день Великого поста за то, что мы являемся православными христианами - вот то чувство и действо в Церкви, которое для нас и является первой ступенькой в подготовке себя к Жизни Вечной, к Жизни в Восьмом Дне со Христом! В этот день установлено Церковью воспоминание событий, соборной Церковью осудивших ересь иконоборства и утверждение почитания святых икон. Стало сие возможным к реализации по одной весомой причине - незыблемой Вере во Христа императрицы Феодоры. Вера Византийской государыни стала движителем в защиту и укрепление Православия. И в этом самый важный аргумент, самый весомый фактор! Не для использования Православия в угоду своему правлению, а ради Торжества Христа принимались решения государственной властью! Строить монархическую государственную власть, украшая Церковь Христову, и строить монархическую власть, имитируя демократическую государственность, с использованием Церкви Христовой для возвеличивания лжемонарха - понятия полярные. От этой любви ко Христу Императрицы Византийской Феодоры и воспылал Христом через века Киевский Князь Владимир. От любви к Богу Киевская Русь стала православной христианкой, а не от самолюбования властелина в Церкви, как в «одномандатном» католицизме! Теперь же случилось, что Киев стал отрицателем преемственности, точнее - исказителем преемственности, но, если с исказителями все понятно, то грустно от собратьев-современников, годами твердо стоящих в Истине, подающих десятилетиями пример для отрицания раскольников и вдруг остановившихся, явивших уныние, дескать, нет нам заступников. Заступник у нас есть - Господь Бог наш Иисус Христос и мы, потомки православных людей Киевской Руси, обязаны сами подавать пример стойкости, а не ждать кого-то себе в помощь. Бог нам Помощник и Он пошлет земную поддержку, когда увидит и услышит бодрость голосов наших в соборной молитве и поддержке друг друга, а не нытье и нерасторопность, что мы восприняли опыт молитвы и борьбы за отстаивание своей Веры, как от польских униатов ее оградил, ценой своей жизни, поборник Православия на правобережной Украине архимандрит Мелхисидек (Значко-Яворский) и многие другие люди Божии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/15/to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о блудном сыне " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Евангельские воскресные чтения, вводящие нас в Великий Пост, имеют поразительную особенность. Все эти Евангелия говорят о том, что иногда последние становятся первыми, а первые становятся последними. Так, например, воскресное Евангелие о самарянине рассказывает о том, как был избит человек, но священник ортодоксальный пробежал мимо, певчий ортодоксальный пробежал мимо и только сектант самарянин остановился, помог. Потом идет у нас Евангелие о Закхее. Это был самый плохой человек в городе Иерихон, начальник мытарей, отмеченный увечьем, карлик, презираемый всеми, но мы знаем, как Христос возвысил его. Дальше, следующее воскресение: притча о мытаре и фарисее. Фарисей идеальный прихожанин, два раза в неделю постится, десятину отдает, а мытарь прохожанин: зашел, стал у порога, но Бог принимает молитву именно мытаря. Сегодняшнее Евангельское чтение о блудном сыне, о самом слабом звене в семье, где был отец, были его дети и один был самый непутевый. Почему церковь установила так, что воскресное Евангелие, вводящее нас в течение Великого Поста рассказывает о том, что реально последние становятся первыми, а те, которые первые — последними? Потому, что цель поста — ПОКАЯНИЕ! Но каяться может только тот человек, который осознает свою ГРЕХОВНОСТЬ! Как осознавал Закхей, как осознавал мытарь и, естественно, самарянин понимал неполноценность своего состояния, а сегодня мы читаем о блудном сыне. “Еще сказал: у некоторого человека было два сына, и сказал младший из них отцу… Вот эта деталь “младший из них”, то есть сыновей было значительно больше двух как минимум, свидетельствует о том, что он был и в духовном смысле младшим, то есть, отставал от своих братьев во всем. “… и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно”. Мы видим беспечность этого молодого человека, который наследие своего отца пустил на блуд, на распутный образ жизни, пьянство, увеселение, чрезмерные трапезы. Может ли он служить примером? Может, но не в этом, а в другом. “Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

136. Слово в неделю первуюнадесять по Пятдесятнице, и в день коронования Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено Августа 22; напечатано в Христ. Чтен. 1838 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? ( Мф. 18:33 ). Евангельское чтение настоящаго воскреснаго дня назначает предметом настоящаго слова учение о прощении согрешающих. Сие не будет неблаговременно и для особеннаго настоящаго торжества о Благочестивейшем Государе императоре Нашем, Богом венчанном и священно-помазанном. Святое учение кстати встречается с достойным себя примером, и назидательныя размышления облегчаются приятными воспоминаниями верноподданнической любви. Сколько в обширной державе Благочестивейшаго Императора Нашего людей, которые пред Его правосудием были в долгу, иногда и очень тяжком, но которых судьба может быть изображена сею Евангельскою чертою: «милосердовав же господь раба того, прости его, и долг отпусти ему!» ( Мф.18:27 ) Сколько, следственно, таких, которых Он сильным примером собственнаго милосердия может учить милосердию к согрешающим: «не подобает ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах?» Можно ли не воспомянуть теперь, что и Первородный Сын Благочестивейшаго Государя нашего 579 , вступая с возрастом в неотсрочное наследие Родительских добродетелей, одно из ранних движений наследственной благости явил в сострадательном внимании к судьбе должников правосудия, и в ходатайстве пред Августейшим Родителем о ея облегчении, какое только возможно милосерднию без оскорбления правосудия; и что милосердие Царя с радостию отозвалось милосердию Сына Царева? И так возвратимся к Евангелию, и возмем оттуда побуждение и способ перенести и в наши домы и в наши сердца – добродетель, столь светло сияющую пред нами на престоле. Чтобы учение о прощении согрешающим соединить с побуждением к исполнению онаго, Божественный Учитель наш предлагает оное в поразительной притче. Царь требует отчета от подданных, у которых было в руках множество богатства, ему принадлежащаго. Приводят одного, который должен ему десятью тысячами талантов, то есть, долгом, для подданнаго неоплатным, и который за то, по законам царства, должен быть продан с женою и детьми. Несчастный, не зная, что делать, просит отсрочения уплаты. Но Царь сжаливается, и совсем прощает долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

15-я и 16-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ Путешествие Господа по Галилее Послание 70 учеников на проповедь. Собор святых 70 апостолов ( Лк. 10:1–16 ) П. Троцкий. «Воскресное чтение», 1881 Жатвы много, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою, говорил Богочеловек Иисус к Своим двенадцати апостолам пред посольством их на проповедь , в конце второго года Своего служения. И вот в третий год служения Христова явились эти желанные делатели на ниве Божией в числе семидесяти. Один из них, евангелист Лука, так говорит об этом новом сонме апостолов и об их послании на проповедь: по сих же (вероятно, по возвращении двенадцати апостолов) яви Господь и инех семьдесят (число почетное: 70 старейшин избрал пророк Моисей своими помощниками; членов синедриона было 70), и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место (вероятно, по всей Палестине). Затем тот же евангелист, и он почти один только, передает обстоятельно и наставления Христа Спасителя, данные посланным, – наставления, прибавим от себя, несколько отличные от наставлений, данных 12 апостолам пред их посольством. Идите, говорил им Божественный Учитель, се Аз посылаю вы, яко агнцы посреде волков. Не носите влагалища (мешка), ни пиры (сумы), ни сапогов: и никогоже на пути целуйте (не занимайтесь людскими приветствиями и ласками, и чрез то не полагайте препятствия делу проповеди ). В оньже аще дом внидете, первее глаголите: мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира (готовый принять ваше благожелание мира), почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится (ваше благожелание остается при вас). В том же дому пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них: достоин бо есть делатель мзды своея. Не преходите из дому в дом. И в оньже аще град входите, и приемлют вы, ядите предлагаемая вам: и исцелите недужным, иже суть в нем, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие. И в оньже аще град входите, и не приемлют вас, изшедше на распутия его, рцыте: и прах, прилепший от града вашего, отрясаем вам: обаче сие ведите, яко приближися на вы Царствие Божие: глаголю вам, яко Содомляном в день той отраднее будет, неже граду тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1–17 ст. 13-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Приидоша же нецыи… поведающе Ему о галилеях, ихже кровь Пилат смеси с жертвами их ( Лк. 13:1 ) «Воскресное Чтение», 1820 В 27 году по Рождестве Христовом от римского правительства назначен был прокуратором Иудеи Пилат, названный Понтием, или Понтийским потому, как некоторые полагают, что пред тем временем он был правителем острова Понтии, именуемого ныне Понзою, на западной стороне Неаполитанского королевства. С ненавистью к религии и обычаям иудейским Пилат прибыл к Иерусалиму в сопровождении войска, призванного им из Кесарии и имевшего на знаменах своих изображение римского императора. Иудеи не впустили его в город, боясь осквернить его языческим изображением, и мужественно противостали воинам прокуратора. Пилат принужден был уступить упорству народа и мирно вошел в Иерусалим. Но этот опыт не сделал его благоразумнейшим. По свидетельству Иосифа Флавия, он объявил свои притязания на сокровища храма и требовал их на преднамереваемое построение водопроводов; но иудеи воспротивились этому требованию, при чем некоторые из них были убиты. Пилат довершил несогласие, возникшее между ним и народом, когда повелел поставить в храме Иерусалимском статую императора и потребовал, чтобы священники иудейские приносили пред нею жертвы. В это время находились в ограде храма многие галилеяне, пришедшие туда для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление, по приказанию его, были умерщвлены воинами, причем кровь убиенных смешалась с кровью закланных ими жертвенных животных. Об этом-то происшествии рассказывали Спасителю некоторые из последователей Его в то время, когда Он проповедовал Свое учение народу, и рассказом своим подали Ему случай произнести грозное определение Божие о погибели нераскаянных грешников, и вслед затем сказать притчу о бесплодной смоковнице ( Лк. 13:2–9 ). Исторический урок из слов Иисуса Христа в 4–5 стихах 13-й гл. Евангелия от Луки Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы пред благодарственным молебствием по прекращении губительной болезни

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010