В Его учении загробное существование усвояется только божественной жизни, которая по самому существу своему есть жизнь вечная, непреходящая, недоступная смерти. Человек может быть бессмертным лишь в том смысле, что он принимает в себя божественную жизнь, которая не увидит смерти вовек: ею человек и может жить по смерти. Посему, чтобы воскреснуть, человек до смерти должен иметь в себе жизнь вечную. „Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, – и Я воскрешу его в последний день“ ( Ин.6:40 ср. 54). Христос есть воскресение и жизнь (γ εμι νστασις κα ζω Ин.11:25 ), т. е. Он есть воскресение, потому что Он есть жизнь. Он воскресит нас потому, что даёт нам вечную жизнь, которая не погибнет вовек ( Ин.8:51,10:28,11:26 ). Однако загробная жизнь по учению Христа не есть собственно бессмертие, а воскресение, – и воскресение не для земной жизни, а для жизни небесной, ангелоподобной. Он не говорил Своим ученикам: вы бессмертны, потому не умрёте, – или: вы воскреснете, хотя умрёте 1346 . Он говорил: вы должны умереть, чтобы воскреснуть. Человек необходимо умрёт и его смерть есть необходимое условие воскресения. Но что он необходимо умрёт, этого мало для его воскресения: он должен свободно умереть. Христос при- —210— зывает Своих учеников к смерти. „Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её... Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её ( Мф.10:9,14:24 пар.). Если пшеничное зерно падши в землю не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную“ ( Ин.12:24,25 ). Смерть, к которой Христос призывает Своих учеников, есть во всяком случае смерть физическая, однако прежде всего это есть душевно-личное самоотречение: Христос призывает нас к самоотречению до смерти, к полному самоотречению, действительность которого делает уже невозможным возобновление земной, плотской жизни в полноте её душевно-личных интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В христианстве вера в воскресение мертвых стало общим для всех учением. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ); «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор.15:22–23 ). В будущей жизни воскресшие люди будут в иметь тела, но преображенные. Нужно различать ветхозаветное понимание воскресения мертвых, как оно представлено в священных текстах, от ложных толкований их в различных иудейских сектах. Фарисеи, например, считали, что воскреснут только праведники. Поэтому св. апостол Павел говорит: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян. 24:15 ). Сознание же саддукеев было сильно политизированным, они в некоторых важных вопросах сильно отступали от веры отцов. Саддукеи не верили не только в воскресение, но даже в ангелов, хотя в священных ветхозаветных книгах слово «ангел» встречается более 130 раз. Для святых отцов и церковных учителей богословская преемственность Ветхого и нового Заветов была очевидной истиной, поэтому они ее и не доказывали. В своих творениях, посвященных воскресению, они обсуждают определенные вопросы, на которые в новозаветных книгах не дается развернутого ответа. Одной из таких проблем является свойства воскресшего человеческого тела в будущем веке. Одни утверждают, что будет восстановлено прежнее тело, но преображенное (блаж. Иероним, блаж. Августин). Другие больше внимание уделяли новым качествам воскресших тел. Например, Ориген утверждал, что по воскресению тела наши будут эфирные, неосязаемые и не воспринимаемые зрением. Если рай будет «на небесах», то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс. 36:2 ). Стих этот с небольшими изменениями повторяет 9-й («ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю»). Псалом содержит пророчество о блаженстве праведников в будущей жизни. Это место близко по смыслу к Евангелию: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф. 5:5 ). Когда исполнятся сроки и наступит кончина мира «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ). Вместо нынешней земли, которая сгорит ( 2Петр. 3:10 , будет новая, преображенная: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21:1 ). Как понимать вопрос св. Иоанна Предтечи ко Господу: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ВОСКРЕСЕНИЕ Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:13 ) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что «как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15:21–23 ) (2). Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах ( Мф. 22:30 ), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, «но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет 15 . Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. «Будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ) (7). Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Воскресение обещано всем, но потому в него с трудом верят, что оно не наша заслуга, а дар Божий. Надежду на воскресение утверждает сам мир, состояние вещей, порядок родов, следующих один за другим, знаки рождения и смерти, перемена дня и ночи. Сама земля не могла бы давать своих плодов, если бы влажность, испаряемая солнечным жаром по Божию расположению, не восстанавливалась бы ночной росой. Что скажу о плодах? Не умирают ли они, когда падают, и не воскресают ли, когда вновь вырастают? Что посеяно, то воскресает, и что умерло, то восстает и преображается в те же роды и виды. Как земля возвращает свои плоды, так и наша природа подражает тому же виду воскресения. Почему ты думаешь, будто тело от тела не может воскреснуть? Сеется зерно, и вырастает зерно; падает яблоко, яблоко же и воскресает: зерно украшается цветком и облекается кожей. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Цветок воскресения есть бессмертие и нетление. Ибо что может быть вожделеннее вечного покоя и безопасности? Многоразличны плоды, которыми человеческая природа изобилует по смерти... ♦ ♦ ♦ Причиной рождения являются семена. Христос человеческое тело называет семенем. Следовательно, когда бывает сеяние, то бывает и воскресение. Если бы не было существа или причины, то, может быть, кто-нибудь счел бы за трудное Богу переродить людей, каким бы образом ни захотел, Богу, который как только повелел быть свету из ничего, так сразу он и возник из ничего. Взгляни на небо, посмотри на землю: откуда произошло сияние звезд? Откуда круг солнца и его лучи? Откуда луна? Откуда горные вершины и леса? Откуда разлился воздух или излились воды? Если же все это сотворил Бог из ничего, удивительно ли, если снова родится то, что уже было, когда видим рожденное то, чего прежде не было? Святой Иов, испытав бедствие этой жизни и преодолев все несчастья своим терпением, за эти мучения в награду себе обещает воскресение: Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога ( Иов.19:25–26 ). Пророк Исаия, возвещая народам воскресение, говорит: Поглощена будет смерть навеки, ...ибо так говорит Господь ( Ис.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие [ 456 ]. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «…у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» [ 457 ]. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…»  (1 Кор. 15, 51-52). 2. КОНЧИНА МИРА Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие 456 . Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «У тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» 457 . «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...» ( 1Кор. 15:51–52 ). 2. Кончина мира Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» 458 . Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» ( Пс. 101:27 ). »... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:«небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» ( Откр. 21:1–2 ). 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» 459 . Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» 460 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Глава XIII. О двенадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Впрочем, апостольское слово указывает и на воскресение всех нас, «дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18)». «Господь Иисус Христос выплатил за нас весь долг, изгладил бывшее против нас рукописание и пригвоздил его ко кресту, посрамил бесов, смело изобличив их Собою, то есть явив им Свою безгрешную плоть и душу и разоблачив их неправедный Ему приговор; и сделав это, Он оживил с Собою всё человеческое естество... Разрушив смерть и осуществив наше спасение, Он вознесся на Небо».    «Так как Господь Иисус разорвал узы смерти, — говорит блаженный Феодорит, — то справедливо и нарицается Первенцем из мертвых. Он воскрес прежде всех и как Первенец (как Начаток, ς παρχ) даровал людям нетление. Хотя и прежде Него другие воскресали, но снова умирали; Господь же воскрес совершенным Воскресением... А после того как воскресло одно тело, то и всё естество удостоилось воскресения». Потому как воскресший Господь проложил человеческому естеству путь из смерти в жизнь, в которой уже не умирают, и даровал благодатные силы к этой жизни, то и наименован Он Первенцем из мертвых и тем самым обозначен (отмечен) как Родоначальник, за Которым последуют все (см. Рим.8:11; 1Кор.6:14, 15:12-23; Ин.5:28-29; Деян.24:15; Откр.20:12-13; 1Пет.1:3).    Воскреснув из мертвых, Господь Иисус сделал воскресение из мертвых обязательным для всех людей: как добрых, так и злых. Повинуясь всемогущему действию Воскресения Богочеловека и Его силы, всё человеческое естество находится во власти этой силы как исцеленное ею от гнета смерти. И человек как существо, причастное всеобщему человеческому естеству, должен воскреснуть в последний день. Тогда, по слову всеистинного Спасителя, «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Значит, воскресение обязательно для всех, но вечное блаженство в раю или вечное мучение в аду будет зависеть от того, утвердит ли человек свою волю в добре или во зле, созиждет ли свою личность Богом или диаволом (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (1, 3). Не случайно именно в Ин. наиболее остро, «обоснованно» и понятно звучит обвинение Иисуса в богохульстве, за что Он и приговорен к смерти: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (10, 33). . Земной путь Иисуса – путь славы (прославления) Единородного Сына Если в Синоптических Евангелиях победа и начало нового бытия наступают непосредственно после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, то в Ин. славным, т.е. божественным путем является вся Его земная жизнь. Венцом же и кульминацией этого славного пути, возвращением Иисуса к Отцу является Его Воскресение. И что необычайно важно, Воскресение в Ин. неотделимо от Креста. Крестная смерть включается в славное возвращение Иисуса к Отцу. Путь к Отцу лежит через Крест и Воскресение. Таким образом, Крестная смерть включается в час славы Иисуса. Вот в чем богословский смысл той игры слов, о которой говорилось выше: 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин. 12:32–33 ). Напомним, что этот случай тем и показателен, что связь с Крестом в нем на первый взгляд наименее очевидна. Если оторваться от контекста Ин., в нашем сознании возникнет ассоциация со славным Вознесением Иисуса на небо (как в Мк. и Лк.). И здесь на помощь приходят и сам евангелист, немедленно давая пояснение (ст. 33), а вслед за ним – литургическая практика Церкви. Чтение Ин. 12, 28–36 является Евангельским чтением на Утрене в праздник Воздвижения Креста Господня. Вознесение на Крест подразумевается и в других местах: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). [ЕК:] Когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь (e)gw/ei)mi/) ( Ин. 8:28 ). В § 18 отмечалось, какими разными терминами обозначается Пасхальное событие в разных новозаветных писаниях, что указывает на его несводимость к какому-то одному человеческому понятию. В этот терминологический ряд («воскресение», «вознесение») Ин. добавляет «прославление», «прославить(ся)». «Слава» – одно из ключевых понятий ветхозаветного богословия, имеющее в виду Божественное явление и присутствие. Так же как ветхозаветное Имя Божие, Иисусу как Сыну Божию принадлежит и Божественная слава (см. Ин. 17, 5 ). Воскресение есть Его возвращение в славу, прославление. «Час» Сына Человеческого. Две части Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Действительно, можно без всякого преувеличения сказать, что для христианина все на свете так или иначе связано с тем, что произошло в конце земного служения Иисуса Христа, с той, говоря по-человечески, трагедией, которой служение это завершается. Христиане верят – и в этом, конечно, вся радость христианской веры, – что трагедия эта закончилась победой: Христос воскрес из мертвых, нетленная жизнь засияла из гроба в то утро первого дня нового творения. И однако сама христианская вера, сама Церковь запрещают нам в радости победы забывать о предшествующей ей страшной ночи и страшной тьме – о предательстве, о тоске одиночества, об издевательствах толпы, о вершине этой трагедии – о пригвождении к кресту и о раздавшемся с него вопле: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Но ведь и древняя Церковь называла Пасхой не только день Светлого Христова Воскресения, а совокупность трех решающих дней: пятницы – дня распятия, субботы – дня смертного покоя и, наконец, воскресения – дня восстания из мертвых. И если наша вера  подлинно христианская, то она не отделяет Креста от Пасхи, смерти от Воскресения, поражения от победы, печали от радости. Пасхальная радость светит нам сквозь Крест, и именно Крест остается главным и в конце концов единственным символом, знаком, знамением христи­анства. И вот Великий пост – это наше восхождение, наше приготовление к дням Креста, смерти и Воскресения. «Вот, мы восходим в Иерусалим, – говорит Христос Своим ученикам, – и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ср: Мф. 20:18).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ( Ис. 53:9–12 ). Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс. 15:8–11 , см. также Деян. 2 ; Деян.13:35 ). Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа. Духовные Плоды Воскресения Христова «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но, первую очередь, о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая – духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое – духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая в утрате общения с Богом, предшествовала его физической смерти. От Адама смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений, а также нравственного возрождения. Об этом духовном воскресении верующих Господь говорил: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5:25 ). Это есть то «первое» воскресение, о котором говорится в книге Апокалипсис ( Откр. 20:5 ). Заключается оно в том, что люди, уверовав в Сына Божия, в таинстве Крещения рождаются для духовной жизни, становятся способными жить высшими интересами и воспринимать высшие ощущения. Благодать Божия помогает христианам совершенствоваться в добродетелях, духовно расти. Поэтому апостолы утешали христиан напоминанием о том, что они, в противоположность неверующим язычникам, уже «воскресли с Христом» ( Кол. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010