Да, Иисус Христос воистину воскрес! Нет ни одного исторического события, факта, более твердо и ясно установленного. И какия неизмеримо высокия последствия воскресение Христа имеет для всей христианской религии во всей ея совокупности. Если Иисус Христос воскрес, то следовательно Он есть Сын Божий, как об этом Он многократно говорил; учение, принесенное Им на землю, есть истинное учение, так как это учение не человека, а Богочеловека; св. Евангелие есть единственное правило истинной веры и благочестия; христианская религия есть единственная истинная религия, а св. Церковь Христова единственный ковчег спасения. Но, умножая в нас веру, воскресение Иисуса Христа укрепляет в нас надежду на будущую блаженную жизнь. В самом деле, чтó питает в нас надежду на то, что обещание вечных благ в будущей жизни, которое Господу благоугодно было нам дать, непременно исполнится? Конечно, уверенность во всемогуществе и благости Господа нашего Иисуса Христа. Но между этими благами самое высшее блого это – наше собственное будущее воскресение. Как же мы можем сомневаться в том, что Господь воскресит нас, если Он воскресил Самого Себя? Как мы можем сомневаться в Его благом намерении дать нам это воскресение, если Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день ( Иоан. 6, 54 ). То же подтверждает и св. ап. Павел: Он уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3, 21 ). Наконец, третий плод Воскресения Христова это – усиление в нас усердия к подвигам благочестивой жизни. Воскресение Иисуса Христа научает нас, что и мы сами должны духовно воскреснуть для жизни благоугодной и святой. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения зная то, что ветхий наш человек распят с Ним; чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«…естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него — ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» [ 377 ]. 2. ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИЗ МЕРТВЫХ 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресение Христа из мертвых. Апостольская проповедь была прежде всего проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось затем на весь урожай. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь к всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживит, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22-23). После всеобщего Воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 26). Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос «воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6. 9). Воскресение Христово — не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия [ 378 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Есть победители пространства, как изобретатели автомобилей, аэропланов, победители расстояния – изобретатели телефона, телеграфа… и т.д. Но “победителя смерти” весь мир не знает никого, кроме Иисуса Христа. Он Один. Даже, так называемый “неверующий мир” не может назвать другого имени. Никто из самых выдающихся людей никогда даже не претендовал на это. А Он есть, был и будет – наш Спаситель и Господь. За Свою историческую евангельскую жизнь Он доказал это в трех случаях: воскресение дочери Иаира, воскресение сына Наинской вдовы, и вот в сегодняшнем евангелии: воскресение Лазаря. Смерть дочери Иаира была как бы свежая, недавняя смерть. Она умерла, пока Христос и отец ее шли к ней. Даже Христос назвал это “сном,” но люди смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: Девица, встань ! И возвратился дух ее, она встала, и Он велел дать ей есть. У сына вдовы Наинской смерть как-бы крепче вступила в свои права: умершего положили уже на одр, его вынесли не только из дома, но уже выносили из городских ворот. Господу, чтобы прикоснуться к одру, надо было остановить несших. И только тогда Он сказал: “Юноша, тебе говорю, встань!” Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. И отдал его Иисус матери его. И вот теперь Лазарь. Победа смерти здесь была окончательная, стопроцентная. Лазарь был уже четыре дня во гробе. Был плач, но надежды на моментальное воскресение не было ни у кого никакой. Даже одна из сестер покойного сказала Господу: знаю, что воскреснет в Воскресение, в Последний День. Даже Сам Господь, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился. Наконец Он сказал: “отнимите камень.” Тут даже сестра умершего не выдержала и говорит Ему: “Господи! уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе.” Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. И Христос возвал громким голосом: “Лазарь! иди вон.” И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано платком.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Но, с другой стороны, Воскресение Христа не есть простое «оживление», когда мертвый возрождается, чтобы впоследствии вновь умереть. Таким были воскрешения Лазаря и других, хотя и они имели прообразовательный смысл и, значит, связаны с Воскресением Христовым, и будущим всеобщим воскресением из мертвых. Воскресение же Христово – это преобразование тела душевного в тело духовное, принадлежащее будущему веку и видимое поэтому только очами, просвещенными светом веры. Тело духовное не отягощено материально, но способно проходить дверем заключенным. Это не другое тело, а тождественное распятому и пригвожденному ко Кресту, о чем Воскресший Господь засвидетельствовал апостолу Фоме, дав ему осязать на Своем воскресшем теле язвы гвоздинные и рану от копья. Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения мертвых, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:16 ), – говорит святой апостол Павел, проповедуя о Христе, как о Втором Адаме и небесном человеке, противопоставляющемся первому Адаму, согрешившему и умершему. Воскресением Своим Христос воздвизает падшего Адама: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:20–22 ). Преобразующей силой Воскресения Христова наши тела изменятся и из душевных сделаются духовными, и тленное облечется в нетление. Всеобщее изменение космоса и переход его из плана бытия материального в бытие духовное из тления в нетление, но отнюдь не развоплощенное, – вот основа нашего понимания силы Христова Воскресения. Святой апостол Павел пишет: «Так и при воскресении мертвых; сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор. 15:42–45 ). Несмотря на аналогии с миром естественным (прорастание зерна и т.д.), всеобщее воскресение мертвых остается непостижимой тайной, и сила Христова Воскресения выявится полностью в эсхатологической обстановке, когда Христос победит всех врагов Своих и будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). Говорю вам тайну, заключает апостол Павел свою главу о воскресении мертвых, не все мы умрем, но всё изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть навеки» ( 1Кор. 15:51–54 ; Ис. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ воскресных тропаря и кондака шестого гласа. Для начала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке. Тропарь: Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе. Кондак: Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех . Сила Воскресения В тропаре повествуется о событии, происходившем после Воскресения Спасителя. Придя ко гробу помазать Тело Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея увидели, как ангел, сошедший с небес, отвалил камень от гроба. В этот момент было землетрясение, и все были напуганы, в том числе и стражи, стригущии, или охраняющие гроб, «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Мария Магдалина стояла у гроба и плакала, так как не нашла тело Учителя. Далее в Евангелии от Иоанна повествуется, как она «наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 2–3). Пленение ада Христос пленил еси ад, то есть обезоружил его, лишил всякой власти и силы. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью, стало реальным свидетельством совершенного Им спасения человеческого рода, открыло путь ко всеобщему воскресению» , – пишет протоиерей Вадим Леонов. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия. Любая человеческая жизнь всегда может возобновиться в Спасителе, несмотря на грех. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия Иисус Христос не претерпел никакого ущерба в аду. По-церковнославянски это звучит как не искусився от него . Церковнославянское значение глагола искусити – «испробовать, подвергнуться искушению» .

http://pravoslavie.ru/143111.html

Так как (Христос) много раз говорил о жизни вечной, то, в подтверждение того же, и присовокупил: " пребывает во Мне " . Если же во Мне пребывает, а Я живу, то явно, что и он будет жить. Потом говорит: " как послал Меня живый Отец " . Это – сравнение и уподобление. Он как бы так сказал: Я живу так, как Отец. А чтоб ты не счел Его нерожденным, Он тотчас прибавил: " живу Отцем " ; но этим показывает не то, будто Он для Своей жизни имеет нужду в каком-либо содействии. Еще прежде Он опроверг эту мысль, сказав: " как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " (Иоан.5:26). Если же (допустить, что) Он нуждается в содействии, то будет следовать, что Отец не дал так (т.е. Сыну иметь живот в Себе), и значит, те слова – ложны; а если дал, то Сын уже не имеет нужды ни в каком постороннем содействии. Что же значит: " живу Отцем " ? Здесь Христос указывает только причину, говоря как бы так: как живет Отец, так и Я живу. И " ядущий Меня жить будет Мною " (ст.57). Жизнь здесь разумеет не обыкновенную, но прославленную. А что Он говорит о жизни не обыкновенной, но о той славной и неизреченной, это видно из того, что все – и неверующие и непосвященные – тоже живут, хотя и не вкушают той плоти. Видишь, что речь идет не об этой жизни, но о той. Он как бы так говорит: ядущий Мою плоть не погибнет по смерти и не подвергнется наказанию. И не об общем также воскресении говорит, так как все одинаково воскреснут, но о воскресении особенном, славном, соединенном с наградой. " Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " (ст.58). Непрестанно повторяет одно и тоже для того, чтобы напечатлеть это в душе слушателей (так как учение обо этом было почти последнее), и чтобы утвердить веру в догмат о воскресении и жизни вечной. Итак, (Христос) говорит и о воскресении частью потому, что сказал о жизни вечной, а частью и для того, чтобы показать, что эта жизнь не теперь, но будет по воскресении. Откуда же, скажешь, это видно? Из Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Евангелие от Марка 16, 1–7 (Мф 28, 1–7; Лк 24, 1—10; Ин 20, 1-18) По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Стихира, глас 6 Воскресение Твое, Христе Спасе,/Ангели поют на небесех,/и нас на земли сподоби//чистым сердцем Тебе славити. Тропарь, глас 5 Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,//и сущим во гробех, живот даровав. Ипакои, глас 4 Предварившия утро, яже о Марии,/и обретшая камень отвален от гроба,/слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго/с мертвыми что ищете, яко человека?/ Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите,/яко воста Господь, умертвивый смерть,//яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня), главная святыня Иерусалима, воздвигнут на месте Распятия Господа Иисуса Христа, Его погребения и Воскресения. В евангельские времена здесь был холм Голгофа и сад Иосифа Аримафейского. Также поем: Воскресение Христово видевше,/поклонимся святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению:/се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его,/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Воскрес Иисус от Гроба,/якоже прорече,/даде нам живот вечный//и велию милость. В глубине храма Воскресения Христова, посреди большой круглой ротонды, высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклию (с греческого – часовня с погребальным ложем). Отсюда воссияло Христово Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«...Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал... Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15:14–20 ). Смысл этих слов следующий: если Христос не воскрес, значит, Он был всего лишь один из многочисленных пророков и учителей, явленных человечеству на протяжении его истории. Если Христос не воскрес, значит, Он лишь повторил то, что до Него говорили другие. Пусть даже Он был Посланником и Сыном Божиим: если Он не воскрес, значит, Он не был Спасителем, и вы еще во грехах ваших. Но Христос воскрес, став первенцем из умерших, то есть победив смерть и открыв людям путь к спасению. Воскресение Христово является центральным фактом Евангелия и ключевым моментом в истории Церкви. Однако этот факт был признан не сразу и не всеми. Воскресение Христа прошло столь же незамеченным, как и Его рождество. Самого момента выхода Христа из гроба не видел никто. И с первых дней после воскресения у многих людей, даже у ближайших учеников Христа, даже у тех, кто знал и любил Его, появилось сомнение. Этого не скрывает и Евангелие, повествуя о том, как ученики Христовы увидели воскресшего Христа и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились ( Мф. 28:17 ). Богу не угодно было сделать воскресение Своего Сына чудом, происшедшим на глазах всего человечества: Он устроил так, что вера в воскресение требовала от каждого человека, даже от апостола, внутреннего духовного подвига, преодоления колебаний и сомнений. Когда апостолы возвестили Фоме, одному из учеников, что они видели воскресшего Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20:25 ). В этих словах проявился скептический разум человека, требующий логических, осязаемых доказательств. Но таких доказательств нет и быть не может, ибо вера христианская – за пределами разумного постижения, она сверхрациональна. В христианстве ничего нельзя логически доказать – ни бытие Бога, ни воскресение Христово, ни другие истины, которые можно только принять или не принять на веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят ( Пс. 11:6 ). Гл. 2. Востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя. Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя ( Пс. 7:78 ). Гл. 3. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется ( Пс. 95:10 ). Гл. 4. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей ( Пс. 43:27 ). Гл. 5. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во веки. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки ( Пс. 9:33 ). Гл. 6. Господи воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас ( Пс. 79:3 ). Гл. 7. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца ( Пс. 9:33 ). Гл. 8. Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе, в род и род. Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род ( Пс. 145:10 ). По прокимне, – Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтение воскресного Евангелия… По прочтении Евангелия – воскресная песнь (гл. 6). Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако лишь указанием этой тайны и приходится здесь ограничиться. Очевидно, это изменение ничего не меняет в степени прославленности Предтечи. Эта тайна есть соединение в одном существе Предтечи человека и ангела, о коем свидетельствует св. Церковь . Те праведники, которые участвуют в воскресении первом, воскресают не в плоти, но духовно: «и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души τς ψυχς обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... они ожили ζησαν и царствовали со Христом 1000 лет, прочие же из умерших не ожили» ( Откр. 20,4–5 ). По прямому тексту Апокалипсиса в первом воскресении оживают только «души обезглавленных», но не тела, и в этом первом воскресении первое место принадлежит первому из рожденных от жены и первому из обезглавленных, Иоанну Предтече. Этим и дается общий и принципиальный ответ относительно прославления Предтечи ранее всеобщего воскресения, которое по Апокалипсису есть второе, всеобщее воскресение во плоти. Бестелесность первого воскресения не препятствует тому, что в нем участвующие удостаиваются «царствования со Христом», т. е. некоей, ближе для нас неопределимой прославленности: «они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет» ( Откр. 20, 6 ). Это первое воскресение только душ является для удостоенных его некоторой жизнью («ожили»), хотя и в разлучении с телом. Но с тем большей силой приходится это утверждать относительно того, кто является человеком и ангелом и потому свободен в отношении к плоти более, нежели всякий человек. Его воскресение первое может явиться и вообще полным и окончательным его прославлением, к которому ничего не прибавляет и воскресение второе и облечение плотью. Ибо для него плоть есть как бы некая одежда, которая снимается или одевается, без нарушения онтологического состава его естества. Воскресение в плоти касается его не столько ради его самого, сколько ради всего человеческого рода, с которым он сопребывает телом. Его же собственная полнота остается неумаляема и неприращаема, ибо в Деисисе он вознесен на высоту славы, приближающейся к богородичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010