I. Полемика с католиками. Общий ответ католич. оппонентам, упрекавшим его в том, что он ниспровергает установленный Богом иерархический порядок, Л. дал в опубликованном в 1522 г. программном памфлете «Против лжеименного духовного сословия папы и епископов» (Wider den falsch genannten geistlichen Stand des Papsts und der Bischöfe// Luther M. WA. Bd. 10. Abt. 2. S. 93-158). Объявляя себя «церковным проповедником Божией милостью», возвещающим неповрежденное Евангелие, Л. называл епископов служителями диавола, заботящимися лишь об исполнении беззаконных папских булл и о собственном обогащении. Поскольку епископы не исполняют своего служения и не заботятся о Церкви, христиане не только не должны им подчиняться, но имеют полное право низлагать и изгонять их. В насмешливой «Булле и реформации» Л. объявлял, что всякий истинный христианин обязан вносить вклад в ниспровержение тиранической власти епископов. Впосл. общее отношение к институту епископства в лютеранстве стало более компромиссным, однако Л. всегда настаивал на том, что епископы, даже в случае сохранения этого института, должны быть лишены светской и судебной власти и могут быть лишь почетными первенствующими пасторами и проповедниками. В 1522 г. Л. опубликовал также резкий ответ на сочинение англ. кор. Генриха VIII - «Против Генриха, короля Англии» (Contra Henricum Regem Angliae//Ibid. S. 175-222). Отказываясь признавать убедительными аргументы, выдвинутые королем в защиту католич. учения о таинствах, Л. указывал, что все они сводятся к безосновательному признанию абсолютного значения церковных традиций, к-рые ставятся выше учения Свящ. Писания. В 1523 г. Л. издал ответ на сочинение И. Кохлеуса (1479-1552), впосл. ставшего одним из ведущих критиков лютеранства. Кохлеус во время Вормсского рейхстага пытался убедить Л. примириться с католической Церковью; в сочинении он представил собственную версию хода этих переговоров, с которой Л. был несогласен, а также подверг критике концепцию оправдания верой (Adversus armatum virum Cokleum//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

30-х гг. XVI в. Объявляя о созыве Аугсбургского рейхстага в 1530 г., на котором он впервые после осудившего Лютера Вормсского рейхстага 1521 г. намеревался присутствовать лично, имп. Карл V выразил намерение беспристрастно выслушать и оценить позиции католич. и протестант. князей Германии, а также приложить усилия к достижению религ. компромисса, к-рый бы положил конец расколу Свящ. Римской империи на 2 противоборствующих лагеря. Курфюрст Иоганн поручил подготовку вероисповедного документа Лютеру и его сподвижникам. Весной 1530 г. М. вместе с Лютером и др. виттенбергскими теологами составил «Торгауские артикулы», содержавшие гл. обр. обоснование осуществленных лютеранами церковных реформ. Поскольку Лютер, находившийся в имперской опале, не мог присутствовать в Аугсбурге, во время заседаний рейхстага интересы лютеран отстаивала группа теологов во главе с М., который приехал в Аугсбург 2 мая 1530 г. и пробыл там до 23 сент. того же года. В ходе переговоров с курфюрстом Иоганном, ландгр. Филиппом, другими лютеран. князьями и присутствовавшими в Аугсбурге протестант. теологами М. переработал текст «Торгауских артикулов», создав на основе этого и других предварительных документов принятое всеми лютеранами и одобренное Лютером Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana; текст см.: BSLK. S. 31-137; рус. перевод: Книга согласия. С. 23-66; обзор содержания см. в ст. Аугсбургское исповедание ). 25 июня 1530 г. Аугсбургское исповедание от имени лютеран. князей было полностью оглашено на заседании рейхстага в присутствии имп. Карла V, князей и высшего дворянства Свящ. Римской империи. М. не присутствовал при чтении документа, однако считал это публичное представление вероучительной позиции лютеран важной победой (подробнее о деятельности М. при подготовке текста Аугсбургского исповедания см.: Kobler. 2014. S. 123-141). Составляя Аугсбургское исповедание, М. ставил перед собой задачу не просто изложить основные положения лютеранства, но сделать это в максимально традиционной, т.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Базилика имп. Константина Великого в Трире. 1-я пол. IV в. Базилика имп. Константина Великого в Трире. 1-я пол. IV в. В 166-180 гг. по Р. Х. герм. племена маркоманнов и квадов попытались вторгнуться на территорию империи через дунайскую границу, но имп. Марк Аврелий сумел одержать над ними победу. В III в. герм. племена стали объединяться в крупные союзы (алеманны, франки, саксы), время от времени нападавшие на рим. территорию. В 233 г. алеманны впервые напали на пограничный вал (limes) между Рейном и Дунаем, а ок. 260 г. прорвали его окончательно. В то же время франки, перейдя Рейн, регулярно грабили галльские провинции. Имп. Аврелиан (270-275) восстановил границу по Рейну и Дунаю, однако территория т. н. Декуматских полей осталась за алеманнами. Крупными военными и адм. центрами стали приграничные города Колония Агриппина (совр. Кёльн ), Августа Треверов (Треверы, совр. Трир ), Могонциак (совр. Майнц ), Колония Ульпия Траяна (совр. Ксантен близ Клеве). С 287 г. Треверы были одной из имп. резиденций и столицей префектуры Галлии (в V в. резиденция была перенесена в Медиолан (совр. Милан), а префектура - в Арелат (совр. Арль)). В IV в. франки и алеманны периодически вторгались на рим. территорию, на что римляне отвечали экспедициями за Рейн (при императорах Константине I Великом , Юлиане Отступнике , Валентиниане I ). К сер. IV в. франки разделяются на салических («приморских», в устье Рейна) и рейнских (на вост. берегу Рейна, у Колонии Агриппины). К востоку от франков сложился племенной союз тюрингов. Земли к северо-востоку от алеманнов в IV в. заселили бургунды. Север Г. заняли саксы. Восточногерм. племена (лангобарды, бургунды, гепиды, руги и др.) осваивали пространства Вост. Европы; готы и герулы, продвигаясь на юго-восток, к III-IV вв. достигли сев. побережья Чёрного м. В 375 г. готы впервые столкнулись с нахлынувшими с востока кочевниками - гуннами . Великое переселение народов (IV-VI вв.) привело к крупным перемещениям герм. племен и их объединений. Зимой 406/7 г. теснимые с востока вандалы, свевы и аланы прорвали рим. укрепления на Рейне. Граница империи оказалась фактически открытой. Алеманны продвинулись в Эльзас и заняли большую часть территории совр. Швейцарии; рейнские франки обосновались между реками Рейн и Маас; бургунды основали в 413 г. королевство на среднем Рейне в районе совр. Вормса. В 428 г. рим. полководец Аэций сумел оттеснить франков за Рейн, а в 437 г. с помощью гуннов разгромил бургундов, остатки к-рых в 443 г. были выселены в Сабаудию (Савойю). История эфемерного Вормсского королевства нашла отражение в средневек. эпосе - лат. поэме «Вальтарий» (Waltharius, IX-X вв.) и нем. «Песни о Нибелунгах» (Das Nibelungenlied, ок. 1200). Вскоре гунны повернули оружие против империи, и Риму пришлось искать союза с германцами. В 451 г. франки вместе с вестготами и бургундами сражались на стороне Аэция с гуннами Аттилы , одержав над ними победу на Каталаунских полях.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Земельные пожалования мон-рям и церквам широко практиковались при Каролингах; на герм. территории земли в наибольшем объеме были переданы Церкви при Людовике II Немецком (843-876). После его смерти количество земельных дарений уменьшилось; почти не сохранилось грамот о передаче земель при Конраде I (911-918) и Генрихе I. Раздача угодий в VIII-XI вв. сопровождалась формированием комплекса прав епископа или аббата и его окружения на подчиненных территориях; эти права могли сильно различаться: от обладания лишь некоторыми привилегиями до полного контроля над пожалованной землей в качестве графа (comes). Основной привилегией, передаваемой вместе с землей, являлся судебный иммунитет, т. е. установление верховенства судебной власти епископского или аббатского фогта над земельным держанием. Появление еп-ств и аббатств, обладавших такой привилегией, вероятно, относится к VIII в. (1-е документально зафиксированное пожалование судебного иммунитета Вормсскому еп-ству сделал в 764 Пипин Короткий). Нередко еп-ствам и мон-рям даровалось право на сбор пошлин, в т. ч. за провоз товаров по реке или дороге, принадлежавшей епископу, а иногда и все отчисления за торговую деятельность на подчиненной территории (сохр. грамота от 779 г. с привилегией мон-рю Фульда ; из герм. еп-ств первыми такие привилегии получили Вормс, Трир, Утрехт). Рядом привилегий была узаконена экономическая деятельность церковных учреждений: право на разработку рудников, право на содержание рынков и т. п. К более поздним пожалованиям относятся права на строительство укреплений, чеканку собственной монеты (в 902 первым такое право получил Трир). При передаче епископу полномочий графа на определенной земле комплекс прав и привилегий был самым полным; епископ получал судебные, адм. и военные полномочия (первые передачи епископам графских полномочий зафиксированы в кон. IX в.: еп-ству Лангр в 883; еп-ству Туль в 927). Право свободного обмена принадлежавших епископу земель (в 851 его одним из первых на герм. землях получил Лиутпрам, еп. Зальцбургский, в 852 - Гартвиг, еп. Пассауский) жаловалось не всем. Согласно сохранившимся грамотам, в подобном праве было отказано архиепископам Магдебургскому, Майнцскому и Гамбургскому, епископам Вюрцбургскому, Шпайерскому, Регенсбургскому, Падерборнскому и др.

http://pravenc.ru/text/389517.html

Римских пап, выдержки из «Дигест», Институций и Кодекса Юстиниана ( K é ry. 1999. P. 237-238), а также «Книга о милосердии и правосудии» (Liber de misericoridae et justitiae), приписываемая льежскому канонику Альгеру, ставшему ок. 1121 г. монахом Клюни. В «Книге о милосердии и правосудии», датируемой между 1095 и 1121 гг., собраны 125 папских декреталий, выдержки из творений отцов Церкви, прежде всего свт. Григория I Великого. Материал был заимствован из «Собрания 74 титулов», «Собрания, посвященного Ансельму» и др. Произведение Альгера Льежского имеет систематический характер, автор преследовал цель примирить противоречия в канонах, для чего снабдил тексты большим количеством комментариев и примечаний ( K é ry. 1999. P. 272-273). Альгеру Льежскому также приписывается авторство др. важного северофранц. сборника - «Высказывания магистра А.» (Sententii magistri A.; 1-я пол. XII в.), посвященного вероучительным и теологическим вопросам, в т. ч. литургическому богословию. Сборник состоит из высказываний отцов Церкви (гл. обр. блж. Августина), папских декреталий, постановлений Соборов ( K é ry. 1999. P. 273-275). В Испании в кон. IX - нач. XII в. в основном использовались заальпийские и григорианские сборники. Так, были хорошо известны «Собрание 74 титулов», «Поликарп», в б-ках хранились списки «Собрания Дионисия-Адриана», Лжеисидоровых декреталий, Декрета Бурхарда Вормсского, Декрета и «Панормии» Иво Шартрского и др. Влияние Декрета Бурхарда Вормсского и правовых сводов Иво Шартрского заметно в составленном после 1120 г. в Сев. Испании или Аквитании «Сарагосском собрании» (Collectio Caesaraugustana) (известно ок. 10 списков; K é ry. 1999. P. 260-261). В Англии получил широкое распространение сборник «Собрание Ланфранка» (Collectio Lanfranci), или «Выдержки из декретов Римских понтификов» (Excerpta ex decretis Romanorum Pontificum), приписываемый теологу и канонисту Кентерберийскому архиеп. Ланфранку (1070-1089). В «Собрании Ланфранка», составленном после 1059 г. в монастыре Бек, содержатся нормы из Лжеисидоровых декреталий, капитуляриев Псевдо-Ангильрамна, постановлений Соборов, в т.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В состав сборника вошли тексты Лжеисидоровых декреталий, папские декреталии, постановления Римских Соборов, цитаты из сочинений свт. Григория I Великого и др. отцов Церкви. «Собрание 74 титулов» представляло собой не просто компиляцию, собранные тексты подверглись редактированию, местами они были изменены и интерпретированы в нужном для составителя ключе ( K é ry. 1999. P. 204-210). Др. значительный григорианский сборник связывают с именем Луккского еп. Ансельма II († 1086), соратника папы Григория VII. Составленное ок. 1083 г. «Собрание Ансельма, епископа Луккского» (Collectio canonum Anselmi episcopi Lucensis) сохранилось в 2 редакциях и представляет собой большой по объему тематический свод канонов. Его содержание и способ организации материала по тематическим рубрикам оказали влияние на мн. последующие сборники церковного права. В «Собрании Ансельма, епископа Луккского» отстаивались реформаторские идеи папы Григория VII, активно использовались тексты предыдущих сборников, в т. ч. Декрета Бурхарда Вормсского, откуда заимствованы каноны о браке и покаянии. В сборнике много текстов, содержащих нормы рим. права. Известно ок. 25 списков (см.: K é ry. 1999. P. 218-226). «Собрание кардинала Деусдедита» (Collectio canonum cardinalis Deusdedit) создавалось в Риме в конце жизни папы Григория VII (примерно с 1083), посвящено его преемнику, папе Римскому Виктору III (1087). По составу и направленности сборник (известно ок. 30 списков) аналогичен «Собранию 74 титулов» и «Собранию Ансельма, епископа Луккского» ( K é ry. 1999. P. 228-233). При папе Григории VII и его преемниках до нач. XII в. в Италии были созданы еще ок. 20 менее значительных сборников. Между 1089 и 1095 гг. Боницо из Сутри, изгнанный к тому времени из Пьяченцы, где он занимал епископскую кафедру, составил «Книгу о христианской жизни» (Liber de vita christiana), где большая часть материала касалась моральной теологии. Сборник носит систематический характер, снабжен некоторыми комментариями. Часть материала заимствована из Декрета Бурхарда Вормсского ( K é ry.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН VI Адриан VI, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) Адриан VI, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (1459, Утрехт, совр. Нидерланды - 14.09.1523, Рим; мирское имя - Адриан Флоренц Дедал), папа Римский (9.01.1522-14.09.1523). Происходил из семьи плотника. Получил образование в школе Братьев общей жизни в Утрехте, изучал теологию в ун-те Лувена (флам. Лёвен, Бельгия), затем стал его профессором и канцлером (1497). В 1507 г. римско-герм. имп. Максимилиан I пригласил его в качестве наставника к внуку, буд. имп. Карлу V . В 1516-1518 гг. стал епископом Тортосы (Испания), инквизитором Арагона, а затем и Кастилии, с 1517 г.- кардиналом Утрехтским. Основными задачами своего понтификата А. считал реформирование церковной жизни, борьбу с протестант. Реформацией и организацию крестового похода против турок. Однако попытки реформирования Римской курии оказались безуспешными и вызвали лишь враждебность кардиналов. А. был готов признать ответственность курии за недостатки в церковной жизни, но противостоял любым догматическим изменениям, требуя от нем. князей неукоснительного выполнения Вормсского эдикта 1522 г., запрещавшего учение Лютера . После завоевания о-ва Родос (Эгейское м.) турками-османами в 1522 г. папа призвал христ. государей заключить трехлетнее перемирие под страхом церковных взысканий. Попытка организации крестового похода провалилась из-за войны между римско-герм. императором и франц. королем. Лит.: Hocks E. Der letzte deutsche Papst, Adrian VI. Freiburg, 1939; Mercati A. Diarii di concistori del pontificato di Adriano VI. R., 1951. (ST; N 157); Posner J. Der deutsche Papst Adrian VI. Recklinghausen, 1962. А. Ю. Серегина Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086)

http://pravenc.ru/text/63602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНД (VII в.), свт. (пам. зап. 2 окт.), еп. Вормсский. Пользовался поддержкой кор. франков Дагоберта I, чей дворец находился в окрестностях Вормса. Первая церковь во имя святителя была освящена в 1007 г. в Вормсе. Почитание установлено в 1716 г. Лит.: LTK. Bd. 1. Sp. 417. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/114240.html

– «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение», – воспевал он. В полночь явился ему Ангел Господень и сказал: – Не бойся, но мужественно стой в вере, потому что я с тобою. По прошествии трех дней, епарх послал к нему ночью двух оруженосцев своих и повелел им: – Пойдите и сообщите узнику, дабы он принёс жертву нашим богам, или же, в противном случае – ему будет отсечена голова. Оруженосцы пришли к Конкордию с идолом бога Зевса и спросили его: – Слышал ли ты, что приказал епарх? – Я не знаю этого, – отвечал святой. – Принеси жертву богу Зевсу, – продолжали оруженосцы, – в противном же случае будешь обезглавлен! Тогда блаженный Конкордий, благодаря Бога, сказал: – Слава Тебе, Господи Иисусе Христе. И плюнул в лицо Зевса. Видя это, один из воинов извлек меч и отсек святому голову и, таким образом, блаженный Конкордий, исповедуя Господа, испустил дух 3625 . После того пришли в темницу два клирика и некоторые благочестивые мужи; взяв тело святого, они положили его недалеко от города Сполеты, в месте, орошенном обильно текущими источниками. Здесь, у гробницы мученика, одержимые демонами и страждущие от различных болезней стали получать исцеления, по молитвам святого Конкордия, предстоящего Господу нашему Иисусу Христу, Который со Отцом и Духом Святым царствует во веки веков. Аминь. 3619 Римский император Антонин, прозван язычниками Шем, т. е. Благочестивым, царствовал с 138 г. по 161 г. 3621 Именем Требула назывались 3 городка в Сабинской земле, расположенной в средней Италии, на восток от Рима. Вследствие того, что в дальнейшем говорятся о том, как св. Конкордия призвал к себе Тусский епарх, обитавший в Сполете, в провинции Умбрии, нужно думать, что город, обозначенный здесь под именем Требула, находился в северной части Сабинской земли, недалеко от Умбрии, провинции расположенной к северо-востоку от Рима. 3622 Тусками римляне называли жителей Этрурии, провинции, находящейся на западе Средней Италии, к северу от Рима. Таким образом Тусский епарх был правителем Этрурии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19 июля 1970 года я решил окончательно посвятить себя Иисусу Христу. Покаявшись во всех своих грехах и сомнениях, я соединился с Ним и Его всепрощающей любовью в таинстве крещения. Когда начался обряд, меня всего охватила дрожь. Я чувствовал, как в меня входит божественная сила, и поднялся с колен другим человеком, с миром в душе, радостью в сердце и ясной твердостью мысли. И сегодня я по-прежнему испытываю ту же радость, надежду и уверенность в правильности избранного пути. Мне трудно это объяснить, но сердцем я чувствовал и верил, что все мои грехи смыты драгоценной кровью Иисуса Христа, и через это я получил силу к новой жизни с любовью, а в душе моей с тех пор воцарился Сам Господь наш Иисус Христос. На службе Господней Вскоре мне представилась возможность поработать в христианской организации под названием «Оперейшн мобилайзейшн», занимавшейся благовествованием Евангелия в разных районах Индии. В таких трудах прошло около двух лет. За это время я лучше узнал, что значит на деле быть последователем Иисуса, и благодарен Творцу и моим друзьям из «Оперейшн мобилазейшн» в трудное для меня время протянувшим братскую руку помощи и давшим мне возможность поработать вместе с ними. Затем я вернулся в теологическую семинарию Конкордия, где завершил полный курс богословия в 1975 году. В настоящее время я занимаюсь тем, что несу свет Евангелия своему народу, особенно в своем родном штате. Дай Бог, чтобы Он принял великий дар спасения, который несет ему Иисус Христос. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”( Ин. 14:6 ). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ). Заключение Я принял Иисуса Христа как своего Спасителя. Он смог изменить мою жизнь, дав мне счастье, мир и надежду. Спаситель укрепил меня, когда я был слабым. Как живой Бог Он приходит в мою жизнь, чтобы дать ей новую цель, и обещает мне вечную жизнь на небесах. Я знаю, что принадлежу к небесной семье Господа моего и верю словам великого пророка царя Давида: «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» ( Пс.26:10 ).

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010