Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II (1119-1124). В период между сер. VII в. и «Авиньонским пленением пап» в нач. XIV в. известно более чем о 80 Соборах, проходивших под председательством пап Римских в Латеранском комплексе в Риме (см.: Aubert. 2008). С IX в. участники Соборов заседали в особом зале, т. н. триклинии Льва III, примыкавшем к Латеранской базилике. Большое распространение практика проведения Соборов в Риме получила во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. в связи с движением за реформирование католич. Церкви (см. Григорианская реформа ) и со спором об инвеституре . Вместе с тем по причине частых в этот период схизм в католич. Церкви (см. ст. Антипапа ) Римские папы нередко оказывались изгнаны из Рима и вынуждены были проводить церковные Соборы в Сев. Италии и во Франции. Совр. исследователи отмечают, что Л. С. по представительности и влиянию на жизнь Церкви принципиально не отличался от др. Соборов этого периода, проходивших под председательством пап Римских: Пьяченцского (март 1095), Клермонского (нояб. 1095), Латеранского (апр. 1099), Тулузского (июль 1119), Реймсского (окт. 1119) и др. ( Duggan. 2008. P. 319-320; см. также: Gresser. 2006). В источниках XII в. Л. С. назывался «всеобщим Собором» (consilium generale), однако в средние века так могло обозначаться любое крупное собрание духовенства под председательством Римского понтифика или даже без его участия ( Larson. 2007). Поводом к созыву Л. С. стало достижение компромисса между папой Римским Каллистом II и имп. Генрихом V (1111-1125) в споре об инвеституре, оформленного Вормсским конкордатом (23 сент. 1122). Однако подготовка Л. С. началась еще до подписания этого документа: Каллист II в письме Бальдериху, архиеп. Дольскому (1107-1130), от 25 июня 1122 г. объявлял о проведении в следующем году в 3-е воскресенье Великого поста (18 марта 1123) в Риме «всеобщего Собора» c участием «архиепископов, епископов, аббатов и благочестивых мужей» для обсуждения различных важных нужд Церкви (pro magnis et diversis Ecclesiae negotiis - PL. 163. Col. 1249). Приглашения на Собор рассылались вместе с копиями 2 грамот, составлявших Вормсский конкордат,- папской (Calixtinum) и императорской (Heinricianum) ( Stroll. 2004. P. 415-416); на самом Соборе его участники утвердили текст Вормсского конкордата.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) Бамбергский епископ Оттон отличался знатным происхождением (по материнской линии, возможно, из Штауфенов) и был весьма близок к германским императорам Генриху IV и V. Еще до назначения на кафедру в 1102 г. он двадцать лет провел при польском дворе в качестве капеллана супруги польского князя Владислава I, сестры Генриха IV. Как бамбергский епископ, Оттон отличился активной деятельностью в церковно-политической (способствуя, в частности, заключению Вормсского конкордата 1122 г. между империей и папством) и церковно-организационной областях (им было основано или реформировано ок. 30 монастырей). Но главной исторической заслугой Оттона стало обращение в христианство поморян, благодаря чему он уже сразу после своей кончины в 1139 г. удостоился прозвания «апостола Поморья». Оттон совершил две миссионерские поездки в эти славянские земли: в 1124–1125 гг. – в Восточное Поморье, недавно подчиненное Польше (по приглашению польского князя Болеслава III), и в 1128 г. – в Западное, что стало результатом договора между германским королем Лотарем III и западнопоморским князем Вартиславом I, под властью которого тогда находилась также часть земель лютичей западнее устья Одера. Уже в 1140–1150-х гг. были последовательно созданы три жизнеописания Оттона Бамбергского (хотя его канонизация задержалась до 1189 г.). К первой половине 40-х гг. относится анонимное так называемое «Прюфенингское житие» (монастырь Прюфенинг был основан Оттоном), а спустя примерно десятилетие второе житие написал Эбон, монах Михельсбергского монастыря близ Бамберга. Последним в этом ряду стоит труд Херборда, также работавшего в Михельсберге и использовавшего сочинения обоих своих предшественников. Однако приводимые ниже сведения о Руси есть только у Херборда. Все три опирались, среди прочего, на устные рассказы спутников Оттона и людей, его близко знавших. Поэтому ценная информация передана порой в искаженной, сбивчивой форме – вследствие как ошибок памяти, так и недопонятых или неверно истолкованных устных сообщений. Хербордово житие композиционно построено как диалог михельсбергского аббата Тимона со священником Зефридом, отсюда его название – «Беседа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ [лат. pax Wormatiensis; нем. Wormser Konkordat], договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой. В. к. касался вопроса инвеституры епископов и аббатов на территории Римско-Германской империи . Подтвержден Латеранским I Собором в 1123 г. Договор состоял из 2 документов, к-рые представляли собой взаимные обязательства сторон: имп. экземпляра «Heinricianum», оригинал к-рого находится в Ватиканском секретном архиве (Vat. A. A., Arm. I-XVIII, 62), и папского варианта «Calixtinum», сохранившегося в копии. Хотя формально срок договора был ограничен жизнью Генриха V, В. к. приобрел впосл. значение одного из главных документов, определявших положение католич. Церкви в Римско-Германской империи. В. к. знаменовал собой завершение многолетнего противостояния рим. понтификов и герм. императоров, получившего в историографии название «борьба за инвеституру». Он был призван разрешить противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений. В. к. разделил духовную и светскую инвеституры: духовная инвеститура «кольцом и посохом», знаменовавшая собой назначение на церковную должность и посвящение в сан, должна была осуществляться впредь только папой, а светская инвеститура посредством скипетра, означавшая введение во владение имперскими ленами, пожалованными епископской кафедре или аббатству, проводилась герм. императором. Компромисс, к к-рому империя и папство пришли при заключении В. к., носил временный характер, поскольку противостояние церковной и светской властей (sacerdotium et regnum) в лат. Церкви не прекратилось. Согласно В. к., герм. имп. Генрих V должен был вернуть рим. Церкви захваченные у нее земельные владения и права, отказывался от инвеституры «кольцом и посохом» и сохранял за собой только светскую инвеституру скипетром. Император обязался не препятствовать свободному проведению церковных выборов и рукоположений, не допускать симонии и насилия. Папе пришлось пойти на уступки, что способствовало сохранению светского влияния на Церковь: на территории Германского королевства (regnum Teutonicum) имперские епископы и аббаты избирались в присутствии императора или его представителей, в случае спорных выборов император имел право решающего голоса и должен был по совету прелатов избрать из 2 претендентов наиболее достойного. Папой было признано, что имперские прелаты находились в вассальной зависимости от императора и должны были нести соответствующие вассальные службы.

http://pravenc.ru/text/155242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ II Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1036, Фаньяно, близ Имолы, Италия - 13 или 14.02.1130, Рим; мирское имя Ламберто Сканнабекки), папа Римский (с 21 дек. 1124). Род. в бедной семье. Был монахом-августинцем, получил образование в Имоле, затем обучался в Пизе. Служил архидиаконом в Болонье, откуда папой Римским Урбаном II был переведен в Рим и назначен каноником рим. Латеранской базилики св. Иоанна. В 1099 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Пракседы, а в сент. 1117 г. папой Пасхалием II - в достоинство кардинала-епископа Остии, декана коллегии кардиналов. Поддерживая антиимперскую партию в борьбе за инвеституру , входил в число сторонников папы Геласия II , избранного в 1118 г. без согласия герм. кор. и имп. Генриха V. 10 марта того же года кард. Ламберто Сканнабекки совершил в Гаэте епископское рукоположение нового папы, куда тот был вынужден удалиться из Рима, захваченного имп. войсками. Летом того же года сопровождал папу Геласия II во время бегства во Францию, где после его смерти (28 янв. 1119) участвовал в выборах папы Каллиста II . В 1119 г. в качестве папского легата кардинал был направлен к Генриху V для переговоров, в результате к-рых было достигнуто предварительное соглашение по вопросу инвеституры, но накануне его одобрения на Соборе в Реймсе (1119) император занял прежнюю позицию. Во многом благодаря усилиям кард. Л. Сканнабекки, проводившего с сент. 1121 по февр. 1122 г. новые переговоры с Генрихом V, в сент. 1122 г. был заключен Вормсский конкордат , ознаменовавший формальное завершение борьбы за инвеституру. После смерти папы Каллиста II (13 или 14 дек. 1124) выборы нового папы осложнились противоборством влиятельных рим. семей Франджипани и Пьерлеони и соперничеством различных групп в коллегии кардиналов. 15 дек. 1124 г. папой был избран ставленник семьи Пьерлеони кард. Теобальдо Бокка ди Пекора, принявший имя Целестин II , но из-за угрозы силового вмешательства со стороны семьи Франджипани кардиналы согласились признать папой кард. Л. Сканнабекки. В тот же день антипапа Целестин II отказался от Папского престола, однако 20 дек. кард. Л. Сканнабекки также заявил об отречении, считая свое избрание незаконным, и потребовал проведения новых выборов. Благодаря достигнутому согласию между Франджипани и Пьерлеони 21 дек. коллегия кардиналов единогласно избрала папой Римским кард. Л. Сканнабекки, принявшего имя Гонорий II.

http://pravenc.ru/text/166147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов. Европа. Германия ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КУЛЬТУРКАМПФ направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов ОТТОН I (912-973), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов) ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов) ОТТОН III (980-1002), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов) ОТТОН IV (1175/76 - 1218), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204)

http://pravenc.ru/rubrics/298731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Римско-католической Церкви по периодам AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов

http://pravenc.ru/rubrics/122122.html

Значение Григорианской реформы, которую в истории права еще называют Григорианской революцией, в том, что, усиливая свою юрисдикцию в противовес юрисдикции императора, Западная Церковь создала прецедент ограничения произвола светских властей по отношению к подданным. Дуализм властей духовной и светской привел не только к относительно независимому сосуществованию порядков Церкви и государства, но и к их взаимоограничению и гармонизации. Вормсский конкордат 1122 г., которым закончилась первая фаза войны между императором и папой, имел огромное значение для правового развития Европы. Империя, географическим ядром которой была Германия, тем не менее полагала Рим своим подлинным центром. Именно там проводились коронации императоров вплоть до XIV в., именно из Рима проистекала их «божественная» власть. Лишившись реального контроля над «вечным городом», император заключил с папой конкордат, по которому две силы общества обязались быть в согласии. Уже после этих событий император стал именовать себя и империю «священными», однако, по сути, произошел противоположный процесс. С момента конкордата главы Церкви и империи становились отдельными сторонами в правовом соглашении. Можно сказать, что светская власть, не претендующая на религиозные суждения и решения, лишенная каких-либо «жреческих» функций, впервые только и появляется в этот период борьбы Церкви за свою свободу от владык мира и независимость своей деятельности. Революция права Церкви, которую начал папа Григорий VII, была не просто борьбой за власть, как полагают некоторые светские историки, она была и массовым движением социальной трансформации Европы, в равной мере и неизбежным с точки зрения исторических предпосылок, и творческим деянием Григория и его сторонников. Как пишет историк права О. Розеншток-Хюсси, «Папская революция была самым сильным и всеобщим социальным землетрясением, которое когда-либо видела Европа. Она потрясла единственный стабильный, незапятнанный и почитаемый символ единства, экономическую, расовую, религиозную и моральную единицу – дворец и манор. Она освободила сыновей, духовенство, рыцарей и слуг каждого манора Европы» .

http://bogoslov.ru/article/5583944

Относительно «отвергнутых законов» Католическая Церковь поступает так: она либо игнорирует их, либо открыто отказывается признавать эти законы, объявляя их недействительными, либо подчиняется им «tempore ratione habita» (по причине невозможности неподчинения в данное время) и с надеждой на лучшие времена, когда можно будет объявить их необязательными. Для улаживания или предотвращения конфликтов с государствами в западноевропейской юридической практике был выработан особый вид законодательных актов - конкордаты. Конкордат - это соглашение между Римско-католической Церковью в лице папы и государственной властью по вопросам, касающимся положения Католической Церкви, в той или иной стране. Конкордаты заключаются как с католическими, так и с некатолическими правительствами. Большая часть конкордатов касается отдельных спорных вопросов, но некоторые из них регулируют принципиальные отношения между суверенной государственной властью и Католической Церковью в том или ином государстве. Первый из таких конкордатов - Вормсский 1122 г., положивший конец борьбе за инвеституру - назначение на церковные должности путем принятия компромиссного решения. Но само слово «конкордат» получает совершенно определенное значение термина лишь в XV веке. Конкордаты издаются в форме папской буллы или бреве, после предварительного соглашения с государственной властью, либо в виде двух отдельных актов: папского и государственного, содержащих признание за другой стороной известных прав и привилегий, либо как документ, подписанный обеими сторонами. В новое время последняя форма соглашения стала наиболее употребительной. Особой формой конкордатов являются так называемые округо-распределительные буллы (Circumscriptionsbullen). Это распоряжения папы об изменениях границ между епархиями (диоцезами), сделанные на основе предварительной договоренности с государственной властью, осуществляющей суверенитет на территории, где проводится перераспределение епархий. Такие буллы стали издаваться с начала XIX века.

http://sedmitza.ru/lib/text/432377/

Преемники папы Григория VII продолжили его политику. Папа Урбан II подтвердил постановления, направленные против симонии и объявлявшие неканоничными любые связанные с ней акты (Пьяченца, март 1095). В нояб. 1095 г. Собор в Клермоне подверг осуждению практику светского владения церквами, запрещалась не только светская инвеститура, но и принесение вассальной присяги епископами и священниками. Урбану II удалось укрепить позиции реформаторов в Риме, а также на Сицилии, в Дании и в Англии. При папе Пасхалии II (1099-1118) основной акцент в проведении реформы был сделан на борьбе со светской инвеститурой, что привело к нек-рому ослаблению борьбы с симонией и конкубинатом клириков. В Англии и Франции было достигнуто соглашение, по к-рому короли отказывались от церковной инвеституры, сохранив за собой право инвеституры светской, наделяя епископов землей и соответствующими полномочиями. В Германии многолетнее противостояние пап и императоров, получившее в историографии название «борьбы за инвеституру», было ознаменовано заключением Вормсского конкордата (23 сент. 1122). Созванный в 1123 г. Латеранский I Собор выработал ряд правил, к-рые на уровне «вселенского» Собора католич. Церкви запрещали симонию, утверждали обязательность целибата клириков и подтверждали достигнутый Вормсским конкордатом компромисс в отношении права инвеституры. Г. р. изменила взаимоотношения светской и духовной властей, обеспечила неотчуждаемость церковного имущества и способствовало росту экономического могущества католич. Церкви, укреплению папства и светской власти пап. В.М. Прозоров Целибат. Одной из главных задач Г. р. было повсеместное установление безбрачия для всех степеней клира и принятие действенных мер по борьбе с моральным упадком духовенства, в т. ч. с часто встречавшимися случаями конкубината. В отличие от Вост. Церкви на христ. Западе уже с IV в. возникает представление об обязательном безбрачии клириков, нашедшее законодательное закрепление в правилах Аравсионского (441), Турского (461), Толедских (653, 659) и др. Соборов. С нач. VIII в. под влиянием миссионерской деятельности ирл. и англосаксон. монахов широкое распространение получает идея несовместимости брачной жизни со священным саном и совершением Евхаристии. Важную роль в укоренении целибата сыграла клюнийская реформа зап. монашества, а также ряд запретительных мер, установленных в отношении женатого духовенства в Англии (требование развода, выдвинутое в сер. X в. Кентерберийским архиеп. Дунстаном ), Ломбардии (Собор 1022 г. в Павии запретил брак и конкубинат всем клирикам, предписав отдавать детей от таких союзов в крепостное состояние) и ряде др. мест. Тем не менее до сер. XI в. женатое духовенство продолжало окормлять паству; напр., ок. 1040 г. Бременский архиеп. Адальберт призывал женатых священнослужителей соблюдать узы брака, а безбрачных клириков увещевал жить «если не в чистоте, то по крайней мере умеренно» (si non caste, tamen caute).

http://pravenc.ru/text/166501.html

В 1106 г. кор. Кальман формально отказался от права инвеституры. После принятия Вормсского конкордата (1161) введение в церковную должность и посвящение в сан осуществлялось на основании канонических выборов, но королевское одобрение предваряло церковное, и короли, как правило, предлагали своих кандидатов. Несмотря на уступки Риму, венг. короли сохранили правовую основу своего контроля над Поместной Церковью не только в законодательной, хозяйственной и управленческой (в т. ч. при назначении на должности) сферах, но и в организационных вопросах (напр., при основании новых епархий). Корона кор. Иштвана I. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей. Будапешт) Корона кор. Иштвана I. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей. Будапешт) В XII - нач. XIII в. венг. короли осуществляли внешнюю экспансию (в Далмацию, Галицкую Русь, земли у Лейты, на Балканы и т. д.) и присоединили новые территории, хотя большинство из завоеваний оказались недолговечными. На присоединенных и приграничных землях были основаны новые еп-ства: Серемское (1229), Боснийское (1230), Белградское (1254). Венгерское королевство стало одним из самых крупных в Европе. В условиях нарастающей феодальной раздробленности большая часть королевских округов (комитатов) вместе с землями и замками оказались в собственности знати. В 1222 г. кор. Эндре II (1205-1235) был вынужден издать т. н. Золотую буллу, закреплявшую за баронами и прелатами право сопротивления королю. Во время монголо-татар. нашествия 1241-1242 гг. страна понесла огромные потери. 6 еп-ств были почти полностью уничтожены, остальные сильно пострадали. От полного краха В. спасло то, что татары неожиданно покинули страну. Неудачи в борьбе с татарами показали необходимость создания новой системы обороны и военной организации. Эту задачу планомерно осуществлял кор. Бела IV (1235-1270). При нем велось широкое каменное крепостное строительство. Магнаты, получая от короля щедрые земельные пожалования, брали к себе на военную службу тяжеловооруженных рыцарей. Население королевства в XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/150197.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010