Const. T. 1. P. 88-89). C распространением идей клюнийской реформы подобные злоупотребления, имевшие место как в отношениях императора и епископов, так и на более низких уровнях церковной организации, стали главным объектом критики. Осенью 1046 г. на Соборе в Павии Генрих III запретил рукополагать священников за плату. Король провел монастырскую реформу с целью внедрить практику свободных выборов в аббатствах и ограничить права монастырей на землю: все монастыри, кроме Фульды и Сен-Гилена, были лишены графских полномочий, управление землями перешло в руки имп. должностных лиц. К сер. XI в. определяющая роль императора в церковной политике, практика назначения правителями епископов, критиковавшаяся как симония, злоупотребления католич. духовенства, общее обмирщение Церкви, столкнувшись с идеями клюнийской реформы, привели к конфликтам между императорами и папами, в т. ч. в форме борьбы за инвеституру (подробнее см. ст. Инвеститура ). В результате устройство и принципы функционирования герм. И. Ц. существенно изменились. По мнению Й. Флеккенштайна, тесная связь между двором и епископами и между императором и И. Ц. начала разрушаться при Генрихе IV ( Fleckenstein. 1973). С окончанием борьбы за инвеституру произошли изменения в порядке избрания и инвеституры епископов и аббатов. Согласно Вормсскому конкордату 1122 г., император гарантировал свободные канонические выборы без денежных выплат и любого внешнего вмешательства, а также отказывался от права инвеституры символами духовной власти - посохом и кольцом. Светские владения епископа (т. н. regalia - земельные владения и привилегии) должны были передаваться в качестве лена через вручение скипетра перед епископским рукоположением. Императорам оставлялась возможность присутствовать на выборах и отказывать в инвеституре неугодным кандидатам, избранным капитулом, что активно использовалось Лотарем III, Конрадом III (1138-1152) и Фридрихом I Барбароссой. Однако постепенно императоры теряли влияние в И. Ц. С одной стороны, это было связано с ростом независимости капитулов в XII-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/389517.html

Я веду все к тому, что Бога не следует прота­ скивать контрабандой в укромный уголок души, а нужно просто признать совершеннолетие мира и человека; что нельзя «охаивать» человека за его мирскую сущность, а сопоставлять его с Богом нужно лишь в том, в чем он действительно силен; что следует отказаться от всех поповских уловок и не усматривать предтеч Бога в психотерапевтах или философах-экзистенциалистах. Для Слова Божия назойливость всех этих людей чересчур не­благородна, чтобы оно могло сочетаться с ними. Оно не сочетается с бунтом недоверия, бунтом ни­зов. Оно правит. Вот так, а теперь самое время было бы погово­рить о мирской интерпретации библейских поня­тий. Но стоит такая жара! Если ты сам хочешь послать выдержки из моих писем, то, разумеется, вправе это сделать. Я, со своей стороны, не стал бы этого делать, потому что только в письмах к тебе отваживаюсь гово­рить о еще не выясненном для меня, надеясь обре­сти ясность. Но все в твоей воле. Нам вскоре придется много вспоминать о на­шей совместной поездке летом 1940 года, о моих последних проповедях! 27 9 июля. Кончаю! Думаю, что мы вскоре уви­димся! 16.7.44.  Вчера я услышал, что ты опять перебрался на новое место. Надеюсь скоро узнать, как ты устроился. Во всяком случае, историческое окру­жение очаровательное 28 . Еще десять лет назад мы едва бы поняли, что символические знаки — епископский посох и кольцо, усвоенные как импе­ратором, так и папой, могут привести к мировым конфликтам. Не были ли они в действительности адиафорами? То, что они ими не были, нам сужде­но было узнать снова на своем опыте! Понимать ли покаянный путь Генриха IV как искренний или дипломатический поступок, все равно, образ Ген­риха в 1077 году незабываем, он не изгладится в сознании европейских народов. Этот образ дей­ствует сильнее, чем Вормсский конкордат 1122 го­да, который формально решил дело в том же смы­сле. Нас учили в школе, что все эти великие схват­ки были несчастьем для Европы. В действитель­ности же в них истоки духовной свободы, сделав­шие Европу великой.

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Изучение истории создания Декрета Грациана . В 30-х гг. Ш. Куттнер, исследовав неск. сот рукописей документа, описал как особый жанр юридической лит-ры «transformationes» (переработки) Декрета Грациана, в к-рых декретисты не только комментировали, но и перегруппировывали текст, вставляли в него новые каноны ( Kuttner. Repertorium. S. 267-271). В сер. XX в. польск. исследователь А. Ветулани, основываясь на анализе анонимного итал. сочинения XII в., называемого в историографии по первым словам «Gratiani opus eggregium» (сокр. вариант Декрета Грациана - Abbreviamio), выдвинул гипотезу о том, что сочинение магистра Г. было значительно меньше по объему, чем текст в редакции XVI в.; оно датируется не сер., а 1-й четв. XII в. и создавалось для защиты позиций Римского папы в борьбе за инвеституру, по всей вероятности, еще до Вормсского конкордата (1122). Практически все цитаты из рим. права, трактаты «De poenitentia» и «De consecratione», постановления Латеранских Соборов (I - 1123, II - 1139), а также комментарии составителя к отдельным канонам были включены в Декрет Грациана ок. 1140 г., уже после смерти Г. Ветулани предположил, что такую переработку Декрета Грациана осуществил автор сокращенного варианта. В 90-х гг. ХХ в. появилось исследование Р. Вайганда о глоссах к Декрету Грациана, а также текстологические исследования А. Уинрота, к-рые подтвердили мн. положения гипотезы Ветулани. Уинрот изучил новые рукописи Декрета Грациана, отражающие ранние этапы работы над текстом, и установил, что документ создавался в 2 этапа: 1-й вариант - в 10-20-х гг. XII в. для преподавания, состоявший из «causae» и трактата «De poenitentia»; в 20-40-х гг. XII в. этот текст был увеличен почти в 2 раза за счет добавления 101 «distinctiones», трактата «De consecratione» и большинства цитат из сводов рим. права. Вопрос об авторстве Декрета Грациана Уинрот оставил открытым, поскольку переработка, к-рой подвергся текст, могла быть произведена как Г., так и др. лицом или лицами (составителей 2 редакций Уинрот условно назвал Грациан I и Грациан II). Манускрипты и издания

http://pravenc.ru/text/166407.html

Необходимость компромисса, зафиксированного В. к., объяснялась тем, что высшие иерархи католич. Церкви с раннего средневековья обладали рядом светских функций и привилегий, источником к-рых считался светский государь. Именно он, осуществляя светскую, или феодальную, инвеституру, вручал епископу посредством скипетра (жезла) регалии (regalia - феодальные права собственности, правосудия и светского управления, связанные с держанием лена по имперскому праву), что влекло за собой выполнение вассальных повинностей и присяги на верность императору. Согласно В. к., в Германии светская инвеститура скипетром должна была осуществляться до церковного посвящения в сан, а в королевстве Бургундия (Арелат) и в Италии - через 6 месяцев после него, что превращало имп. инвеституру там в формальность. Поскольку Италия и Бургундия фактически изымались из сферы влияния императора, В. к., т. о., нанес сильный удар по системе ИмперскойЦеркви . В Германии сохранение прямого влияния императора на посвящение епископов способствовало укреплению позиций не столько самого императора, сколько герм. князей, т. к. церковные капитулы и братия имперских мон-рей, избиравшие епископов и аббатов, состояли из членов знатных родов. На практике возможности императоров влиять на церковные выборы определялись их отношениями с князьями. В. к. ограничивал власть папы Римского над Имперской Церковью: папы признавали, что переданные Церкви владения и права не являются ее собственностью и при смене епископов на епископской кафедре или настоятелей в аббатстве требуется подтверждение передачи прав и владений со стороны государя. Такое оформление вассально-ленных отношений между императором и имперскими епископами и аббатами закрепило их превращение в ленников государя. По имперскому праву они стояли теперь в одном ряду со светскими князьями, в их владениях, так же как и во владениях светских князей, начались процессы формирования территориальных княжеств, что привело к возникновению в Германии больших церковных княжеств и определило особенности церковной организации в Германии вплоть до Нового времени.

http://pravenc.ru/text/155242.html

Вормсский конкордат был одобрен I Латеранским (IX Вселенским по католическому счету) собором в 1123 г. Этот собор, не оставивший о себе никаких письменных свидетельств, подтвердил победу Римской церкви в борьбе за независимость от светской власти и завершил григорианскую реформу, вновь осудив симонию, запретив мирянам распоряжаться церковной собственностью, а духовенству – вступать в брак. Позже по приказанию папы Каликста в аудиенц-зале Латеранского дворца были написаны содержание Вормсского конкордата и изображения всех пап-реформаторов: его самого, Геласия, Пасхалия, Урбана, Виктора III, Григория VII и Александра II, а в подножии их ног – изображения антипап (ср.: положу врагов Твоих в подножие ног Твоих – Пс. 109:1 пар.). В Англии еще ранее, в 1107 г., в той же связи был заключен Лондонский конкордат (прообраз Вормсского), за которым последовала длительная борьба между Ансельмом Кентерберийским и английскими королями Вильгельмом II и Генрихом I. Во Франции проблема инвеституры никогда не выступала на первый план вследствие имевших здесь место сильных реформаторских тенденций и слабости светских правителей. § 6. Пересмотр политических идей: клерикализация светской власти (imperium) 1. Проблема духовной инвеституры светских властей С начала XII в. происходит существенный перелом в политических взглядах Св. престола, стимулированный к тому же прекращением Салической династии. Григорианская реформа расколола церковь , которая в Средние века была выразительницей не только собственных сословных, но и всеобщих нужд, на две части: светскую, лишенную избирательных прав, и духовную – клир, который сосредоточил в своих руках догматическую и каноническую власть и избирал себя самого. Как отмечают исследователи, тем самым, что «на место церкви была поставлена иерархия», «Григорий внес в церковь дух цезаризма». В то же время, несмотря на то, что Вормсский конкордат должен был бы поставить точку в вопросе о светской инвеституре, борьба не закончилась. Она перешла в форму латентного конфликта, временами выливавшегося в открытые столкновения. При этом состав участников событий расширился – в дело вступили охваченные процессом коммунальных революций города, настроенные антиимперски и ставшие, подчас поневоле, естественным союзником папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ [лат. pax Wormatiensis; нем. Wormser Konkordat], договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой. В. к. касался вопроса инвеституры епископов и аббатов на территории Римско-Германской империи . Подтвержден Латеранским I Собором в 1123 г. Договор состоял из 2 документов, к-рые представляли собой взаимные обязательства сторон: имп. экземпляра «Heinricianum», оригинал к-рого находится в Ватиканском секретном архиве (Vat. A. A., Arm. I-XVIII, 62), и папского варианта «Calixtinum», сохранившегося в копии. Хотя формально срок договора был ограничен жизнью Генриха V, В. к. приобрел впосл. значение одного из главных документов, определявших положение католич. Церкви в Римско-Германской империи. В. к. знаменовал собой завершение многолетнего противостояния рим. понтификов и герм. императоров, получившего в историографии название «борьба за инвеституру». Он был призван разрешить противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений. В. к. разделил духовную и светскую инвеституры: духовная инвеститура «кольцом и посохом», знаменовавшая собой назначение на церковную должность и посвящение в сан, должна была осуществляться впредь только папой, а светская инвеститура посредством скипетра, означавшая введение во владение имперскими ленами, пожалованными епископской кафедре или аббатству, проводилась герм. императором. Компромисс, к к-рому империя и папство пришли при заключении В. к., носил временный характер, поскольку противостояние церковной и светской властей (sacerdotium et regnum) в лат. Церкви не прекратилось. Согласно В. к., герм. имп. Генрих V должен был вернуть рим. Церкви захваченные у нее земельные владения и права, отказывался от инвеституры «кольцом и посохом» и сохранял за собой только светскую инвеституру скипетром. Император обязался не препятствовать свободному проведению церковных выборов и рукоположений, не допускать симонии и насилия. Папе пришлось пойти на уступки, что способствовало сохранению светского влияния на Церковь: на территории Германского королевства (regnum Teutonicum) имперские епископы и аббаты избирались в присутствии императора или его представителей, в случае спорных выборов император имел право решающего голоса и должен был по совету прелатов избрать из 2 претендентов наиболее достойного. Папой было признано, что имперские прелаты находились в вассальной зависимости от императора и должны были нести соответствующие вассальные службы.

http://pravenc.ru/text/155242.html

Незадолго до смерти К. объединил субурбикарные кафедры Сильва-Кандиды и Порто, сократив число кардиналов-епископов до 6. В конце понтификата К. выступил с инициативой по воссоединению Церквей. Папское письмо визант. имп. Иоанну II Комнину (1118-1143) не сохранилось. В ответном послании (июнь 1124) император интересовался переговорами о церковном воссоединении. Вормсский конкордат, а также др. достижения политики К. требовали соборного закрепления и утверждения. О начале подготовки Собора католич. Церкви папа впервые объявил в дек. 1122 г. Соборные заседания проходили в Латеранской базилике в Риме, в них приняло участие большинство церковных иерархов Европы (сведения в источниках о точном числе участников Собора разнятся). Значительная часть канонов была посвящена дисциплине клира: 1-й и 2-й каноны запрещали симонию и переход из одной степени посвящения в другую, минуя промежуточные (эти каноны воспроизводили 1-2-й каноны Тулузского Собора 1119 г., где обсуждалась реформа франц. духовенства). В 3-м каноне было названо недопустимым сожительство клириков с женщинами. 21-м каноном запрещались браки клириков, а все совершенные к тому моменту браки объявлялись незаконными. Были запрещены браки между кровными родственниками (5-й канон). Рядом канонов регулировались отношения светской и духовной властей - главный вопрос эпохи борьбы за инвеституру. В 4-м каноне, со ссылкой на Вормсский конкордат, был сформулирован запрет светским лицам вмешиваться в дела Церкви. Отдельными канонами регулировались вопросы церковной собственности: 14-й канон запрещал изъятие светскими лицами пожертвований церкви, обложение податями и фортификацию приходских церквей; 8, 20 и 22-й каноны касались неприкосновенности церковной собственности и, в частности, регулировали претензии папы в Беневенто и Равеннском экзархате. В 6-м каноне говорилось о пастырской деятельности антипапы Григория VIII, все рукоположения, совершенные им, объявлялись незаконными. Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v — 105)

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Пасхалий II добился отлучения императора. Поход 1116 г., предпринятый Генрихом V для приобретения «наследства Матильды», маркграфини Тосканской († 1115), и его жесткая позиция в вопросах инвеституры привели к конфликту с новым папой Каллистом II (1119). По инициативе нем. князей между папой и императором 23 сент. 1122 г. был заключен Вормсский конкордат (Pax wormatiensis cum Calixto II. 1122. Sept. 22//MGH. Const. Bd. 1. N 107, 108. S. 159-161), положивший формальный конец борьбе за инвеституру. Император отказался от инвеституры кольцом и посохом и обязался соблюдать свободу церковных выборов, сохранив за собой светскую инвеституру жезлом. Вормсский конкордат нанес удар по системе имперской Церкви и способствовал феодализации церковных княжеств. Епископы и аббаты становились вассалами короля, образовав особые имперские сословия. Кафедральный собор в Вормсе. Основная постройка 1170–1240 гг. Фотография. Нач. XX в. Кафедральный собор в Вормсе. Основная постройка 1170–1240 гг. Фотография. Нач. XX в. После смерти бездетного Генриха V династия Салиев прервалась и князья избрали королем сакс. герц. Лотаря (авг. 1125). Заключив союз с баварским герц. Генрихом Гордым, Лотарь III повел борьбу с основными противниками из династии Штауфенов - герц. Фридрихом II Швабским и его братом Конрадом III, захватившими имперские земли в Юж. Германии. Борьба шла с переменным успехом, в 1127 г. Конрад III был провозглашен антикоролем. После завоевания Лотарем Шпайера, Нюрнберга и Ульма Фридрих II и Конрад III покорились и признали Лотаря законным королем на Бамбергском сейме (1135). После того как Лотарь III поддержал папу Иннокентия II в борьбе против антипапы Анаклета II , он был в 1133 г. коронован императором в Риме, а папа подтвердил его право проводить светскую инвеституру прелатов. Лотарь дал присягу на верность папе, признав бывш. владения Матильды Тосканской собственностью Римского престола. Император проводил активную политику на вост. направлении, поддерживал миссионерскую деятельность в землях полабских славян и в Померании (миссии св.

http://pravenc.ru/text/164803.html

   Первый из таких конкордатовВормсский 1122 г., положивший конец борьбе за инвеституру — назначение на церковные должности путем принятия компромиссного решения. Но само слово «конкордат» получает совершенно определенное значение термина лишь в XV веке.    Конкордаты издаются в форме папской буллы или бреве, после предварительного соглашения с государственной властью, либо в виде двух отдельных актов: папского и государственного, содержащих признание за другой стороной известных прав и привилегий, либо как документ, подписанный обеими сторонами. В новое время последняя форма соглашения стала наиболее употребительной.    Особой формой конкордатов являются так называемые округо-распределительные буллы (Circumscriptionsbullen). Это распоряжения папы об изменениях границ между епархиями (диоцезами), сделанные на основе предварительной договоренности с государственной властью, осуществляющей суверенитет на территории, где проводится перераспределение епархий. Такие буллы стали издаваться с начала XIX века.    Западная юридическая наука выработала три теории о правовой природе конкордатов. Согласно ультрамонтанской теории, конкордат — это привилегия, даруемая папой государственной власти. В любой момент данная привилегия может быть отменена, в то время как светское правительство лишено права отменять конкордат. Иными словами, если оно все-таки отменяет его, — налицо узурпация. Такая теория, естественно, вытекает из средневековой теократической доктрины о верховенстве пап над всеми государствами, из учения «о двух мечах». Согласно другой, легалистической теории, государству принадлежит абсолютный суверенитет; на его территории Католическая Церковь — лишь одна из корпораций, контролируемых государством. Конкордаты в таком случае — это законы, исходящие от государства. И наконец, третья теория, наиболее соответствующая реальному положению дел, исходит из договорной природы конкордатов и рассматривает папу и светское правительство как равноправных контрагентов. Средневековые католические сборники канонического права

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Первый из таких конкордатовВормсский 1122 года, положивший конец борьбе за инвеституру – назначение на церковные должности путём компромиссного решения. Но само слово «конкордат» получает совершенно определённое значение термина лишь в XV веке. Конкордаты издаются в форме папской буллы или бреве, после предварительного соглашения с государственной властью, либо в виде отдельных актов: папского и государственного, содержащих признание за другой стороной известных прав и привилегий, либо как документ, подписанный обеими сторонами. В новое время последняя форма соглашения стала наиболее употребительной. Особой формой конкордатов являются так называемые округораспределительные буллы (Circumscriprionsbillen). Это распоряжения папы об изменениях границ между епархиями (диоцезами), сделанные на основе предварительной договорённости с государственной властью, осуществляющей суверенитет на территории, где проводится перераспределение епархий. Такие буллы стали издаваться с начала XIX века. Западная юридическая наука выработала три теории о правовой природе конкордатов. Согласно ультрамонтанской теории, конкордат – это привилегия, даруемая папой государственной власти. В любой момент данная привилегия может быть отменена, в то время, как светское правительство лишено права отменять конкордат. Иными словами, если оно всё-таки отменяет его – налицо узурпация. Такая теория, естественно, вытекает из средневековой теократической доктрины о верховенстве пап над всеми государствами, из учения «о двух мечах». Согласно другой, легалистической теории, государству принадлежит абсолютный суверенитет, на его территории Католическая Церковь – лишь одна из корпораций, контролируемых государством. Конкордаты в таком случае – это законы, исходящие от государства. И, наконец, третья теория, наиболее соответствующая реальному положению дел, исходит из договорной природы конкордатов и рассматривает папу и светское правительство, как равноправных контрагентов договоров, относящихся к области международного права. 17.2. Средневековые католические сборники канонического права

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010