Наконец, 3) одинаковый образ действий со стороны жителей Назарета в отношении к Христу Спасителю вызывал с Его стороны и одинаковый ответ им, то есть, что нет пророку чести в его отечестве, и потому очень естественно предполагать, что Господь повторил этот ответ и при вторичном посещении Назарета. Известно притом, что Христос Спаситель нередко повторял одни и те же изречения при разных случаях. Следует обратить особенное внимание на то, что такое же Христово изречение находим у евангелиста Иоанна по другому поводу, а именно – по поводу возвращения Спасителя из Иудеи в Галилею чрез Самарию. Сказав, что по прошествии двух дней пребывания у самарян Господь Иисус вышел оттуда и пошёл в Галилею, евангелист Иоанн говорит: «Ибо сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестсве»; и далее замечает, что в Галилее – так же, как и в Самарии, – Иисусу Христу была оказана подобающая честь в усердном принятии Его: «Когда пришёл Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, ибо и они ходили в праздник» ( Ин. 4:43–45 ). Между тем в самом Иерусалиме и вообще в Иудее те же славные дела Христовы возбудили против Него в иудейских начальниках, фарисеях, такую ненависть против Него, что Он должен был удалиться оттуда, избегая угрожавшей Ему опасности. Это ясно выражено в самом начале той же главы евангелия Иоанна: «Когда узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он (в иудейской земле) более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, то оставил Иудею и пошёл опять в Галилею; надлежало же Ему проходить чрез Самарию» ( Ин. 4:1–4 ). Здесь-то уже можно было применить к иудеям слова евангелиста, что Христос, свет истинный, «пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1:11 ). Иудея была настоящим отечеством Иисуса Христа, зане быти Ему (как и мнимому отцу Его Иосифу и пречистой Его Матери, пресвятой Деве Марии) из дому и отечества Давидова, и родился Он в Вифлееме иудейском ( Лк. 2:4 ; Мф. 2:1 ). Но вот в Иудее не приняли Его так, как Он вслед за тем был принят в Самарии и в Галилее. «Видишь ли ты, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что люди наиболее осуждаемые оказываются тем более усердными к Нему… Вот, к стыду иудеев, и самаряне, и галилеяне веруют в Него» 146 . Потому-то евангелист Иоанн, говоря о возвращении Иисуса Христа из Иудеи в Галилею после двухдневного пребывания на пути у самарян, замечает: «Ибо сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве». Таким образом, очевидно, что, по словам евангелиста Иоанна 147 , то же изречение, которым Господь выражал, как относилось в Нему второе Его отечество по воспитанию, то есть, Назарет, Он применял также и ко всей вообще Иудее – своему отечеству по рождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Нечто подобное можно приметить и здесь: на вечери в доме Лазаря или сестер его, при помазании Господа усердием Марии, две мысли заняли Апостолов: одна – о трате мира и о нищих, лукаво возбужденная Иудой, но ими простодушно принятая, – и эта мысль, как очень близкая к их человеколюбивому сердцу, глубоко запала в их душу; другая, – кротко высказанная Спасителем о имеющем наступить дне погребения Его, мысль неудобовместимая для них, и оттого не с надлежащей силой напечатлевшаяся в их памяти. Поэтому неудивительно, что и не более, как чрез четыре дня – при новом возникновении в умах учеников первой из этих двух мыслей, оказалось нужным вновь исправить ее, и еще сильнее и разительнее внушить им вторую. Притом, легко сказать: «четыре дня“; но надобно вспомнить, что произошло в эти четыре дня после вечери, бывшей за шесть дней до Пасхи, – начиная со входа Господня в Иерусалим и до вечери в доме Симона прокаженного, за два дня до Пасхи страданий Христовых. Сколько пришлось в эти дни и видеть и слышать такого, что говорило им о торжестве и силе Божественного их Учителя и о неистощимой Его любви и благоснисхождении к человечеству, и что, по-видимому, так мало угрожало неминуемой смертью, – особенно после того, как и жесточайшие враги Его были посрамлены божественноюй Его мудростью, и уже не смели предлагать Ему коварных вопросов, а народ неотступно слушал Его ( Лк. 19:48 ), и удивлялся Его учению ( Мк. 11:18 ). И не в те ли именно дни Господь с особенной силой обличал книжников и фарисеев, лицемеров, что они дают десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе, суд и милость и веру ( Мф. 23:23 )? И не сряду ли после этого обличения Он явно показал, что высоко ценит не богатство даров и приношений, а внутреннее расположение сердца, – когда, указав ученикам на бедную вдову, положившую в сокровищницу храма две лепты, сказал: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу», – между тем, как многие богатые клали много ( Мк. 12:41–44 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но, Боже милосердый!.. Безмерна же и неисследована и милость, обещанная Тобою. Ибо Ты Господь великий, благоутробный, долготерпелив и многомилосерден, и жалеющий о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благости Твоей обещал – за покаяние дать отпущение согрешившим пред Тобою, и по множеству щедрот Твоих определил покаяние грешникам ко спасению. Не для праведников положил Ты, Господи Боже сил, покаяние, не для Авраама, Исаака, Иакова, не согрешивших Тебе; но положил покаяние для грешников – для меня, величайшего грешника, – которого грехи превзошли число песка морского. Умножились беззакония мои, Господи, умножились беззакония мои, и от множества неправд моих недостоин я поднять и взоры свои горе, и смотреть не высоту небесную. За то и согнут я узами железными, так, что не могу и головы моей поднять, – нет мне послабления; я заслужил ярость Твою за то, что прогневал Тебя, – лукавое пред Тобою сотворил, – не сотворил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости, – противные Тебе идолы, – умножил соблазны! Но ныне – я преклоняю пред Тобою колена, смиряясь и сердцем, и требую от Тебя благости. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои знаю; но прошу и молюсь: дай ослабу мне, Господи, дай ослабу мне, и не погуби с беззакониями моими, – прекрати вражду между мною и Тобою, чтобы не вечно продолжались мои бедствия, чтобы не навеки осуждён я был оставаться в преисподней земли. Послужил я страшным уроком строгости Твоего правосудия; да послужу и утешительным явлением и примером благости Твоего милосердия! Ты, Боже, как Бог кающихся, явишь на мне благость Твою и при всём моём недостоинстве спасёшь меня по многой Твоей милости; и тогда – внемли, небесный Царь-Вседержитель, моему искреннему обету, – тогда я восхвалю Тебя выну, во все остальные дни живота моего, – посвящу Тебе все силы моей души и тела, постараюсь загладить все мои беззакония, и благодарный глас помилованного Тобою грешника соединится некогда с непрестанным славословием святых Ангелов: яко Тя поет вся сила небесная, и Твоя есть слава во веки веков, аминь!» 13

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но самое это благодеяние, ей оказанное, – возвращение к жизни четверодневного мертвеца – было так велико и необыкновенно, что и величайшее с ее стороны усердие представлялось весьма естественным, так что разве один только Иуда, ослепленный любостяжанием, мог прямо выразить при этом свое сожаление о потраченных трехстах динариях, как о потере для нищих. И действительно, по свидетельству евангелиста Иоанна, «тогда, как помазывала Господа Мария, сестра Лазарева, – только «один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» ( Ин. 12: 4,5 ) Со стороны же прочих учеников, не высказано было при этом ни малейшего неудовольствия на Марию; да и сам Иуда не выразил какого-либо «негодования. Понятно, что чем глубже затаены были в предательской душе Иуды постыдные чувства зависти и злобы, тем тщательнее он старался скрывать их; поэтому и самое замечание его о лучшем употреблении мира – было весьма сдержанно, и, по-видимому, вовсе не к тому было направлено, чтобы унизить или уменьшить достоинство изъявляемого Господу усердия со стороны облагодетельствованной Им Марии. Надобно впрочем думать, что лукаво сделанное Иудой замечание о нищих, как бы о предмете совсем опущенном из виду, произвело на Апостолов, по чувству развитой в них самим Господом любви и сострадательности к нищим, неблагоприятное впечатление, и они – если не словом, то, может быть, взглядом, или каким-нибудь движением, выразили свое одобрение замечанию, сделанному Иудой, – которое впоследствии и сами сделали, хотя «по другому побуждению“, как говорит святитель Златоуст, 498 и при других обстоятельствах. Как бы то ни было, никто в слух Марии не сказал, с выражением негодования и ропота: «к чему такая трата мира? Не видно было, чтобы кто-нибудь желал привести ее в смущение. Сама она, без сомнения, была вполне уверена, что все признавали причину ее усердия весьма уважительной, и потому, должно быть, нисколько не смущалась от слышанного ею замечания, что лучше б было продать миро в пользу нищих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но утверждать, что евангелист Матфей прежде упомянутых им в начале 26 главы слов Господа о приближении времени крестной Его смерти, ничего еще не сказал о том, как, по выражению автора, подготовилась эта «страшная катастрофа, имевшая быть чрез два дня, – то есть, каким образом и прежде решения синедриона – «взять Иисуса хитростью и убить» ( Мф. 26:4 ), обнаруживалась сильная, дышавшая коварством и убийством, вражда против Него книжников, фарисеев и первосвященников, – утверждать это, или представлять себе, что сам Евангелист «заметил, что он ничего такого не сказал, мог бы только тот, кто совсем не читал предшествующих глав того же Евангелия от Матфея. Не говоря уже о тех главах, где у евангелиста Матфея описывается общественное служение Иисуса Христа роду человеческому, до входа Его в Иерусалим, и где также много раз указывается на постоянное преследование Спасителя со стороны книжников и фарисеев, как самых ослепленных и ожесточенных врагов, насмешками, желанием уловить в каком-либо слове или деле – с явным намерением погубить Его, 486 – довольно прочитать 21 и 22 главы, чтобы видеть, как злоба этих врагов явно высказалась при входе Господнем в Иерусалим и в последующие дни. Там сказано, что они гласно выражали свое негодование на торжественную встречу Господа, сопровождавшуюся чудесами Его и восклицаниями отроков ( Мф. 21:15 ); а на другой или на третий день после входа в Иерусалим, когда Он снова пришел в храм, они всенародно вопрошали Его, какой властью Он делает то, что делает ( Мф. 21:23 ), и, не вразумившись притчами о двух сынах и злых виноградарях, – в которых Господь ясно изобразил их дух и образ деятельности, и чем она кончится, и какие будут ее последствия, – старались схватить Его, но побоялись народа, который Его почитал за Пророка ( Мф. 21:46 ); не вразумившись же потом и новой притчей – о брачном пире сына Царева, они пошли и совещались, как бы уловить Его в слове, и действительно старались это сделать, предлагая Ему разные вопросы, с очевидным намерением или подвергнуть Его уголовной ответственности пред римским правительством, или возмутить против небесного Наставника истины народ. Правда, божественной мудростью Иисуса Христа сии совопросники были посрамлены – до того, что на Его собственный вопрос о «Сыне Давидовом, «никто не мог отвечать Ему ни слова, и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф. 22:1–46 ); но это-то самое, и вслед за тем – потрясающая душу обличительная речь Христова относительно сидящих на Моисеевом седалище, книжников и фарисеев ( Мф. 23:1–39 ), делают для нас совершенно понятным, что после всего этого должно было последовать, и по свидетельству евангелистов Матфея и Марка, действительно последовало, за два дня до Пасхи страданий Христовых, последнее злое совещание синедриона, на котором положено – взять Иисуса Христа хитростью, и убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О, да сохранит вас благодать Божия от такой тяжкой ошибки – от такого зла! Два зла сотвориша людие Мои, глаголет Господь: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные (колодцы обрушивающиеся), иже не возмогут воды содержати ( Иер. 2:13 ). И что же отсюда происходит? То, что и душа, жаждущая духовных наслаждений истиною, добром и красотою, совсем истаивает от постоянно раздражаемой, но никогда не удовлетворяемой кладенцами сокрушенными жажды, и Тот, кто Сам есть путь, и истина, и живот ( Ин. 14:6 ), вотще жаждет спасения души и от времени до времени явственно говорит ей: «дай Мне пить, – дай Мне насладиться плодами того, что произвела в тебе беспредельная любовь Моя!» Ах, душа христианская, если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин. 4:10 )! Есть в свете много колодезей – много источников земных удовольствий, – из которых многие пьют, но верно слово Господне, что всякий пьющий воду сию, нередко добываемую то суемудрием человеческим, то излишнею заботливостию о том, что часто быстрее исчезает, чем устраивается с великим трудом, то пустою мечтательностию о том, что существует лишь в области праздного воображения, а в действительности никогда не существовало и не будет существовать, – всякий пьющий воду сию возжаждет опять и, что всего ужаснее, может наконец развить в своей душе такую нестерпимую жажду, которая и здесь не даст ей покоя, и там, за пределами видимого мира, будет палить её адским огнём, для прохлаждения коего пожелает человек, чтобы какой-нибудь Лазарь омочил конец перста в воде и прохладил язык его, но и сего не получит ( Лк. 16:24–25 ). А кто будет пить воду, которую Господь даст ему, – и в слове Божием, и во всём, что ниспосылает Его всещедрая десница и к временному, и особенно к вечному нашему благу, и что принимается от него в духе живой веры, благодарной любви и святого упования, – не возжаждет вовек; но вода, которую Господь даст этой боголюбивой душе, сделается в ней источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О Евангельских женах, помазавших Христа Спасителя миром (исследование) Среди общественного служения роду человческому, и в последние дни Своей земной жизни, Господь наш Иисус Христос был помазан миром, по благочестивому усердию евангельских жен. Об этом находим повествование у всех четырех Евангелистов. Но у каждого из них событие помазания Христа Спасителя миром изображается то сходными, то различными между собой чертами. Отсюда у древних и новейших толкователей святого Писания возникли разные предположения о том: где, у кого, кем и сколько раз совершено было помазание Господа? В западной литературе в разрешение этого вопроса написаны целые томы. 424 У нас, по крайней мере, всякому любителю духовного просвещения должно быть известно, что в разрешении вопроса, кем совершено помазание Господа Иисуса Христа, вообще западная Церковь разногласит с восточной. Относительно же вопроса, сколько раз совершено было помазание, замечается в нашей отечественной духовной литературе та особенность, что иначе решается этот вопрос составителями евангельской истории, и иначе – толкователями православного богослужения. Но, прежде нежели покажем, в чем состоят и на сколько основательны различные мнения о рассматриваемом предмете, обратимся к первоначальному источнику его – святому четвероевангелию, и посмотрим, в какой последовательности событий и в каких именно чертах излагается этот предмет у каждого из четырех Евангелистов. Святой евангелист Матфей, после изложения пророчественной беседы Иисуса Христа, произнесенной через три дня после входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской – о разрушении Иерусалима, кончине мира и страшном суде ( Мф. 24; 25 ), говорит: «Когда окончил Иисус все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие“ ( Мф. 26:1–2 ). " Тогда, – продолжает Евангелист, – тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы; и положили в совете взять Иисуса хитростью, и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О несвоевременном удалении из храма 342 «Попросите взаимно друг друга стоять так же, как стояли; а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его». Так говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст против тех, которые уходят из церкви прежде окончания Божественной литургии. Благочестивые слушатели! Вы, конечно, не удивитесь началу нашего слова, если обратите внимание на то, что обыкновенно происходит в этом святом храме в минуты, подобные настоящим. Лишь только проповедник восходит на кафедру, иные стараются подойти к ней поближе, но другие спешат в то же время уйти из дома Божия, вовсе не думая ни о том, что бывают причиной немалого смущения церковного, и особенно – смущения провозвестников слова Божия, которые именно ради их предприняли труд и пришли сюда, быть может, издалека, ни о том, какую потерю и какой вред причиняют они себе самим столь несвоевременным удалением из святилища. Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий. «Царствие небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих, звать званных на брачный пир; и не захотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой; тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они пренебрегли то; пошли – кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили, и убили их ( Мф. 22:2–6 )“. Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званных, но не оказались в малом числе избранных, – вам должно быть, братья, очень известно; потому что всю эту притчу вы слышали в ныне прочитанном Евангелии. Нужно ли объяснять вам, братья, что царь, посылающий рабов своих звать званных на брачный пир сына своего, есть не другой кто, как сам Царь Небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагой Промыслитель; что Он-то древле посылал Пророков, потом Апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и сих последних будет посылать до скончания века – звать званных в благодатное и славное царство единородного Сына Своего, который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью, всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле, и вечную славу на небесах? – Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званным причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный; ибо он касается вечной судьбы нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: «ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою» ( Пс. 40:10 ; Ин. 13:18 ). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос , за тайной вечерею, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: «един от вас предаст Мя» ( Мф. 26:21 ). Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: «порази пастыря, и расточатся овцы стада» ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам своим: «вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» ( Ин. 13:18–26 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах св. псалмопевца: «удалил еси от мене друга и искренняго» ( Пс. 87:17–19 ) 2 : «Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи 3 ». И сам Иисус Христос предрек Петру: «аминь глаголю тебе, яко в сию ночь трижды отвержешися Мене» ( Мф. 26:34 ). б) Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что «отложенное Израилю чаяние языков» – придет тогда, «когда оскудеет князь от Иуды» ( Быт. 49:32 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнести ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. в) Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» взывал царепророк. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2:1–2 ). «И поистине, собрались во граде» Иерусалиме «на святаго Сына Твоего», Владыко Боже, «Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и людьми израилевыми» ( Деян. 4:25–27 ). И сам Иисус Христос тоже предсказал ученикам своим: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам, и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» ( Мф. 20:18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«О сем-то» и вы «радуйтесь, поскорбев теперь немного (если нужно) от различных искушений, дабы испытанная ваша вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и честе и славе в явление Иисуса Христа, которого не видев любите и которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостию неизреченною и преславною, достигая наконец верою спасения душ ваших» ( 1Пет. 1:6–9 ). Сей-то радости прежде всего и более всего желаем вам в жизни, ибо она одна из всех радостей земных неотъемлема, и никакие неизбежные в жизни скорби, лишения и самая смерть не в состоянии лишить её тех, которые всем сердцем любят Господа и всегда готовы служить Ему всеми своими силами душевными и телесными. Господи Боже сил! Призри с высоты святыя Твоея и ниспошли Твоё вседействующее благословение на сии юные леторасли вертограда сего, его же насади десница Твоя! Помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси святыя Твоя четыредесять мученики, ниспославый им с небесе венцы! Помяни, Боже, и воспитавшия их родители, зане молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи, и тех, которые в продолжение стольких лет заступали для отроковиц сих место родителей и совершили во славу пресвятого имени Твоего дело благое и Тебе благоугодное. О премилосердый Господи! Приими в час сей от нас, недостойных, жертву благодарения, яко кадило благовонное, яко всесожжение тучное. Слава Тебе Богу, благодателю нашему, во веки веков! Аминь. V 94 Един благословенный во веки Господь Бог да благословит вхождение ваше и исхождение ваше, отныне и до века, как благословил некогда ваш вход в этот благодатный дом и как благословляет ныне исход из него! Не довольно ли для вас, возлюбленные, сравнить первый с последним, чтобы ясно видеть чудную силу вседействующего благословения Божия? Припомните, когда лет семь тому назад вы в числе других малых отроковиц с прикреплённою к раменам вашим хартиею, означающею новое ваше звание – воспитанницы 95 , в сопровождении ваших родных робко переступили священный порог сего дома Божия и впервые устремили свои взоры к сему алтарю – что должны были вы тогда чувствовать в сердце своём?.. Не Господь ли Сердцеведец един вполне постигал томление души вашей и дивно успокоивал её, озаряя своим небесным лучом? Быть может, тогда и те, которые привели вас сюда, и те, которые приняли вас здесь на своё попечение, невольно задавали себе вопрос: что убо отроча сие будет ( Лк. 1:66 )? – и, с полною верою, с сердечною преданностию воле Божией осеняя вас родительским благословением, вверяли Господу столь близкое их сердцу и вместе столь нежное и слабое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010